Психологические основы работы с молодежью (опд.Ф.02)

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

для студентов специальности «Организация работы с молодежью»

  1. Основные этапы развития психологии. Отрасли психологии.

Методы психологии. Зарождение и эволюция психики. Происхождение и развитие психики человека. Психология личности. Основные направления психологической науки: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистичсекая, когнитивная психология.

2. Психика и сознание: развитие психики и сознания, структура психики и сознания, различные состояния сознания, механизмы психологической защиты, нейрофизиологические основы психики. Психические процессы и состояния: чувственные формы освоения действительности (ощущение, восприятие, внимание), рациональные формы освоения действительности (память, воображение, мышление, речь), эмоциональная и волевая регуляция деятельности (эмоции, чувства и воля).

  1. Происхождение и развитие психики человека.

Развитие психики и сознания. Сознание человека и его общественная природа. Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный).

Сознание, разум человека результат трудовой деятельности. Сознание человека как единство высших психических функций.

  1. Биогенетическая и социогенетическая концепции личности.

Два направления в решении вопроса о движущих силах, источнике развития и становления личности. Наследственный фактор развития. Сторонники биогенетической теории психического развития. Развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как слепок со среды. Социальные факторы развития, процессы социализации. Концепция Э. Эриксона. Развитие личности как результат преодоления кризиса (конфликта).

  1. Темпераменент. Характер.

Темперамент как биологический фундамент формирования личности. Типы темперамента человека. И. Павлов об особенностях нервной системы человека. Тип высшей нервной деятельности. Стабильность, нестабильность. Экстраверсия, интроверсия. Методы диагностики типа темперамента по Айзенку. Общее понятие о характере. Взаимосвязь темперамента и характера. Совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств. Черты характера. Структура характера.

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... Л.С.Выготскому, с сознанием связано развитие высших психических функций (ВПФ). При этом венцом развития ВПФ является развитие самосознания. По Л.С.Выготскому, индивидуальное сознание (т.е. сознание конкретного человека) формируется по ... более сложное восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее высшей формы - человеческому ...

  1. Психопатия. Акцентуации характера.

Психологические типы людей. Акцентуации характера как крайние варианты нормы. Личко. Леонгард. Психопатии как аномалии характера. Отличия между акцентуациями характера и психопатиями.

  1. Закономерности психического развития человека в онтогенезе Периодизация возрастного развития.

Особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. Соотношение биологического, хронологического, социального и психологического возраста. Кризисы психического развития. Различные точки зрения на процесс развития ребенка. Теория дискретного развития. Периодизации детского развития по Л. С. Выготскому. Периодизации А. В. Петровского. Критерии и стадии развития личности. Общие закономерности развития психики ребенка. Кризисы и стабильные периоды развития. Периодизация развития Д. Б. Эльконина.

  1. Особенности психического развития на разных возрастных этапах.

Проблема личности в психологической науке: среда, наследственность и развитие личности. Младенчество: Новорожденность (безусловные рефлексы и их значение), собственно младенчество. Ранний возраст: предпосылки формирования личности в раннем возрасте. Кризис трех лет. Дошкольный возраст: овладение языком и речью, личность ребенка дошкольного возраста. Младший школьный возраст: учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника, личность ребенка младшего школьного возраста. Отрочество: социальная ситуация в жизни отрока, особенности общения подростков, умственное развитие подростка. Кризис личности в отрочестве. Юность: условия и образ жизни в юности, личность в юности: идентификация с «Я», самосознание. Кризис юности. Молодость: профессиональное определение и становление, выбор спутника жизни, переоценка достигнутых результатов.

  1. Факторы, определяющие психическое развитие.

Реальность предметного мира. Реальность образно-знаковых систем. Природная реальность. Реальность социального пространства. Деятельности. Основные виды. Ведущие виды деятельности.

  1. Группа и ее структурная организация.

Социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики Внутригрупповая дифференциация. Социальный статус и роль личности в группе. Типы ролей в группе. Официальная и неофициальная структура ролей в группе. Ролевые конфликты. Феномен группового давления. Конформизм как социальное явление. Групповая сплоченность. Проблема групп в социальной психологии. Классификация групп. Психологическая структура группы: цели, ценности, нормы, традиции, настроения. Взаимовлияние группы и индивида. Социальный контроль, санкции, символика. Референтные группы. Эффекты социального влияния группы: фасилитация, ингибиция, деперсонализация, сдвиг к риску.

  1. Большие и малые социальные группы.

Большие социальные группы: стихийные, кратковременно существующие, случайно возникающие общности — толпа,, публика, аудитория; длительно существующие, исторически обусловленные, устойчивые группы — этнические, профессиональные или социальные группы. Социально-психологический анализ малой группы. Социометрическая структура малой группы. Коммуникативная структура малой группы. Структура социальной власти в малой группе

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... ря о единстве формы и содержания, он был первым, кто выдвинул идею развития. В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздель­но. Он считал, ... этом важное значение придавалось воспитанию. Именно посредством воспитания, учил он, осуществляется воздействие психики на организм, так что оно, являясь активной силой, способно физиологические свойства этого организма ...

  1. Лидерство в группе и руководство.

Понятие лидерства. Психология лидерства Лидер как роль. Типы лидеров. Формальный и неформальный лидер. Харизматический лидер. Лидерство и руководство. Функции лидера в организации. Стили лидерства. Психологические ресурсы лидера. Личность лидера. Я-концепция лидера. Потребности, детерминирующие лидерское поведение. Потребность во власти, в достижении, в контроле, в аффилиации. Компенсаторный и инструментальный характер потребности во власти. Эффективный лидер.

  1. Характеристика групповых процессов.

Массовые процессы в социальных группах. Психология больших социальных групп. Устойчивые и стихийные группы. Толпа. Типы толпы. Массовидные явления психики: заражение, внушение, подражание. Возможности воздействия на поведение толпы. Паника как социально-психологический феномен. Слухи как разновидность массового коммуникативного процесса. Деперсонализация личности в толпе. Социальная идентичность. Большие устойчивые социальные группы и их потенциал как регуляторов социального поведения. Малая группа как сфера социализации, самореализации Социально-психологические характеристики малых групп.

  1. Социализация личности.

Личность как ансамбль общественных отношений. Человек как гражданин: юридически-ролевой аспект личности. Личность в системе социальных связей. Типы взаимоотношения личности и общества (антагонизм — взаимодействие).

Факторы и агенты социализации. Этапы социализации личности. Ценностно-нормативные аспекты социализации. Социализация в условиях быстрых социальных изменений. Основы изменения поведения: нормы и патология. Нарушения структуры личности и компенсаторные механизмы. Нормы и социальная патология. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта

  1. Формы общения. Стили общения.

Общие характеристики общения. Общение и деятельность. Формы общения. Анонимное общение. Функционально-ролевое общение. Неформальное общение. Деловое общение. Воспитательное общение. Диагностическое общение. Интимно-личностное общение. Функции общения. Общительность. Стиль общения как индивидуально-типологическая особенность социально-психологического взаимодействия субъектов общения. Авторитарный стиль. Попустительский стиль. Демократический стиль.

  1. Виды потребностей в общении.

Общение как основа психологического и материального благополучия. Проблемная ситуация как основа потребности в общении. Потребность в безопасности. Аффилиация. Потребность в познании. Потребность в самовыражении. Потребность в престиже. Потребность в доминировании. Потребность в покровительстве.

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

... Н. Я. Фор­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных ... по игре. Как мы указывали в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно форми­рование игровых ... определенного ребенка, в данный момент наиболее расположены к общению со взрослым. Обращаясь к нему, воспитатель предлагает: «Давай ...

  1. Коммуникативные барьеры.

Человек – специфический «получатель» информации. Информационно-дефицитный барьер общения. Замещающе-искажающий барьер. Эмоциональный барьер. Барьер непонимания. Семантический барьер непонимания. Стилистический барьер непонимания. Логический барьер непонимания Барьер темперамента и характера. Барьер отрицательных эмоций. Барьер отвращения и брезгливости. Барьер страха и стыда.

  1. Невербальное общение.

Вербальные средства общения: Монолог. Диалог. Полилог. Подтекст. Невербальные средства общения: Позы. Жесты. Мимика. Визуальный контакт. Межличностное пространство. Угол невербального общения

  1. Средства, приемы и техники общения.

Искусство переговоров. Регуляция психологической атмосферы. Налаживание контакта. Прием информации. Передача информации. Движение к согласию. Работа с возражениями. Техники постановки вопросов. Принятие решения. Завершение переговоров. НЛП. Медиация

Психодиагностика. Формирование аттракции. Техники влияния на людей.

Педагогическое обеспечение работы с молодежью (опд.Ф.03)

1. Социальная педагогика (юногогика): предмет, задачи, функции Основные понятия и категории педагогики. Фундаментальные направления педагогики (воспитание, обучение, развитие личности, их взаимосвязь).

Образование и воспитание как показатели развития общества.

2. Социально-педагогический процесс и социально-педагогические технологии. Субъекты педагогического процесса. Понятия обучение и воспитание в рамках педагогического процесса. Содержание, общие закономерности и принципы обучения. Содержание образования в Законе РФ «Об образовании». Методы, средства, приемы, правила обучения. Формы, типы и виды обучения, критерии его эффективности.

3.Зарубежные дидактические концепции: общая характеристика. Я.А.Коменский – создатель первой дидактической концепции энциклопедического образования («пансофия» — обучение всех и всему).

Вклад в развитие дидактики И.Г.Песталоции (теория элементарного образования), педагогов-реформаторов (М.Монтессори, Р.Штайнер и др. – идеи личностно-развивающего обучения).

Характеристика идей компетентностного обучения как способа преодоления функциональной неграмотности учащихся.

4.Отечественные дидактические концепции: общая характеристика.

К.Д.Ушинский как основатель отечественной дидактической школы. Развитие дидактики в XIX – начале XX вв. Дидактика советского периода: положительные (фундаментальность, энциклопедичность обучения и т.д.) и негативные аспекты (бездетная педагогика, безличность обучения и т.д.).

Основные дидактические концепции: поэтапного формирования умственной деятельности (П.Я. Гальперин), общения на основе содержательного обобщения, активного развивающего обучения (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.), обучения как «Школы жизни» (Ш.А.Амонашвили), обучения в школе свободного развития. Деятельностный подход в отечественной дидактике, концепция гражданского образования С.И. Гессена

5. Общая характеристика технологий, реализуемых в традиционной и личностно-ориентированной моделях обучения. Предметно-ориентированные технологии как технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков. Технология полного усвоения знаний (Дж. Кэррол и Б. Блум), технология интенсификации обучения на основе схемных (опорных) конспектов (В.Ф. Шаталов), игровые педагогические технологии (дидактическая игра), интегральные технологии, технологии модульного обучения, блочное обучение и др. Технологии личностно-ориентированного обучения как альтернатива знаньевой педагогике. Технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина («организационный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава»).

4 стр., 1731 слов

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе ...

... период обучения в школе, в техникуме, в вузе 3) трудовая социализация –период трудовой деятельности Социализация ... объединение в неформальные группы, Психические особенности молодежи: стремление к самоутверждению Внутренняя противоречивость самопознание ... -малодетная, однодетная Особенности современной семьи (основные тенденции):преобладают партнерские семьи, малодетные. Гражданский брак, ...

Разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, нетрадиционные уроки. Педагогическая помощь и поддержка как основные характеристики личностно-ориентированного образования. Технология поддержки ребенка. Педагогика сотрудничества. Разноуровневое обучение. Организационная модель школы с уровневой дифференциацией. Проектная технология в современной школе.

6. Социальное воспитание. Традиции социального воспитания в России. Социально-педагогические функции народных традиций. «Новая педагогика» в России середины Х1Х – начала XX века.

Сущность социального воспитания как составной части развития и социализации человека. Принципы социального воспитания как основание для решения конкретных педагогических задач (природосообразность, культуросообразность, центрация социального воспитания на развитие личности).

Механизмы социального воспитания (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный).

Факторы воспитания (социализации), типология. Характеристика микро-, мезо-, макро-, мегафакторов. Добавить Стили ошибочного воспитания (эмоциональное непринятие ребенка, гиперсоциальное воспитание, тревожно-мнительное воспитание, эгоцентрическое воспитание).

7. Социально-педагогическая деятельность с молодежью девиантного поведения. Профилактика и реабилитация – основные виды социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения. Основные подходы к деятельности с детьми девиантного поведения: информационный, медико-биологический, социально-психологический, социально-педагогический.

8. Специфика профилактической работы: возможности и ограничения Социально-педагогическая профилактическая и реабилитационная деятельности: задачи, содержание, методы и формы работы. Система социальных институтов для оказания детям, подросткам, молодежи консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, психологической, реабилитационной и другой специализированной помощи.

9. Среда и развитие человека. Естественная природа и социальная сущность человека. Человек и его биологические и социальные признаки. Деятельность человека, потребности человека. Место человека в обществе Фундаментальные направления педагогики (воспитание, обучение, развитие личности, их взаимосвязь).

Образование и воспитание как показатели развития общества.

15 стр., 7351 слов

Курсовая работа — Социально-психологические проблемы молодой семьи

... и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи ... . Итак, брак – это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством ... степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту ... молодая семья. Предмет исследования: особенности работы с молодой семьей. Задачи исследования: ...

10. Социально-педагогическое сопровождение молодых участников производственно-экономической деятельности особенности социально-педагогического сопровождения участников производства, социально-демографические характеристики, цели и задачи, роль наставничества в социально-педагогическом сопровождении молодых рабочих

11. Социально- педагогическое сопровождение молодой семьи

особенности создания и функционирования молодой семьи, специфичные задачи и характерные проблемы молодой семьи, методы работы

12. Методика и технологии социально-педагогической деятельности

Методология и методы социально-педагогических исследований. Методологические основы социально-педагогического поиска. Функции поисковой работы в обновлении образовательно-воспитательной системы. Логика исследования. Проектирование и планирование поиска. Эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, рейтинг, контент-анализ, тестирование, использование диагностических ситуаций и другие.

  1. Социология молодежи (опд.Ф.04)

1. Молодежь в социальной структуре общества. Определение понятия «молодежь». Возрастные границы молодежного возраста в различных культурах. Социальный статус молодежи. Молодёжь как динамический элемент социальных преобразований. Молодежь в системе социального воспроизводства.

2. Социализация молодежи: понятие, значение и основные типы. Понятие социализации. Важность социализации для человека: проблема феральности. Первичная и вторичная социализация. Индивид как объект и субъект социализации. М. Мид: три типа культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями. Постфигуративные культуры. Кофигуративные культуры. Префигуративные культуры: новый тип связи между поколениями.

3. Агенты социализации. Агенты: институциональные образования, группы и индивиды. Семья, референтная группа, образовательные институты, профессиональные коллективы, СМИ. Функции различных агентов социализации.

4. Психофизиологическая концепция социализации – З. Фрейд. Семья как основной агент социализации. Эффективная социализация как умение удовлетворять базовые потребности, не нарушая социальные запреты. Механизмы социализации: подражание, прямой запрет, замещение-подстановка. Ограничения психофизиологической концепции.

5. Теория коммуникативного развития. Дж. Мид.

Понимание символического смысла интеракции как результат социализации. Использование коммуникативных символов как необходимое условие успешного взаимодействия. «Обобщенный другой». «Значимые другие».

«Me» и «I» — два аспекта формирования самости.

Стадии социализации в раннем возрасте: Стадия имитации. Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли).

Стадия игры.

Важность референтной группы для социализации индивида.

6. Молодежные субкультуры. Понятие культуры и субкультуры. Молодежная субкультура и культура для молодых. Понятие контркультуры. Основные тенденции современных молодежных субкультур. Актуальные молодежные субкультуры. Значение субкультуры для социализации индивида. Деструктивные молодежные субкультуры: критерии деструктивности, причины появления, особенности профилактики девиаций.

3 стр., 1493 слов

Технология работы социального педагога по преодолению агрессивности ...

... И только в последнее время в публикациях по проблемам молодежи наметились тенденции формирования целостного представления о молодежи (Молодежь России: социальное развитие / Редколл.: В.И. Чупров (отв.ред.) и др. ... психологии юношеского возраста (1979) и психологии старшеклассника (1980, 1982). В работах И.С. Кона к изучению подросткового возраста изначально был продемонстрирован комплексный подход. ...

7. Социальная стратификация молодежи. Понятие стратификации. Молодежь в системе социальной стратификации. Молодежь и имущественное неравенство. Факторы социальной мобильности молодежи. Миграция как фактор социальной мобильности. Формирование среднего класса.

8. Семья и проблемы молодежи. Семья как социальный институт: основные функции и тенденции. Трансформация семьи как института: перераспределение и качественные изменения ролей в семье, изменение семейно-брачных стратегий, демографических показателей.

9. Гендерные особенности современной молодежи. Понятие «гендера» как социального измерения пола. Гендерные стереотипы и их влияние на поведение индивидов. Гендерные различия. Изменение гендерных ролей. Гендерная дискриминация в молодежной среде.

10. Политические ориентации и гражданская активность российской молодежи. Электоральное поведение молодежи. Участие молодежи в политическом процессе общества. Радикальные молодежные движения. Молодежь в сфере межнациональных отношений.

11. Молодежь на рынке труда. Занятость молодежи. Безработица в молодежной среде. Особенности поведения на рынке труда. Карьерные стратегии современной молодежи. Миграция и эмиграция. Место профессиональной реализации и карьеры в системе ценностей молодого человека.

12. Методология социологических исследований молодежной сферы. Качественная и количественная методология: основные различия: цель, формализация данных, роль исследователя, обеспечение надежности, единицы, логика и способы анализа. Качественные методы: глубинное интервью, фокус-группа, неформализованное наблюдение, case-study, биографический метод, качественный анализ текстов. Количественные методы исследования: опросы, формализованное наблюдение, контент-анализ документов, анализ статистики.

13. Массовые опросы: основная характеристика метода. Виды массовых опросов: анкетирование, формализованное интервью. Этапы проведения исследования: постановка проблемы, изучение источников, написание программы (цели, задачи, объект, предмет, гипотезы, выборка, метод, интерпретация и операционализация понятий), разработка инструментария, пилотаж, корректировка. Полевой этап: особенности организации. Обработка и анализ полученных данных. Ограничения применения метода.

14. Глубинное интервью в социологических исследованиях. Цели исследования. Виды интервью: полуструктурированное, свободное, нарративное, диалоговое. Отбор участников исследования. Составление гайда. Обработка и анализ полученных данных. Экперт-опрос в исследованиях молодежной сферы.

15. Наблюдение в социологическом исследовании. Виды наблюдений: формализованное и неформализованное. Включенное и невключенное. Различные стратегии наблюдателя. Основные сложности метода: фиксация данных. Основные цели применения метода. Анализ полученных данных.

16. Фокус-группа: основная характеристика метода. Назначение метода. Особенности проведения фокус-групп. Модератор. Отбор и мотивация участников фокус-групп. Фиксация и расшифровка данных. Анализ полученных данных.

8 стр., 3747 слов

Символика молодежной субкультуры: роль и функции

... ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ «МОЛОДЁЖЬ», «СУБКУЛЬТУРА», «МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА», «ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ» 1.1 Определение понятий «молодёжь», «субкультура», «молодёжная субкультура» Молодежь -- это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и ...

17. Эксперименты в социологии. Естественно-научная и психологическая традиция. Обеспечение надежности. Виды экспериментов. Классические и статистические модели. Эксперименты с нарушением привычного порядка (этнометодологические эксперименты).

18. Анализ документов в социологии. Понятие документа. Виды документов. Проблема достоверности документальных источников. 3 условных смысловых плана текста (Лотман).

19. Методы анализа текстовой информации в социологических исследованиях. Дискурс-анализ, традиционный анализ текста, «опрос» текста, информационно-целевой анализ, контент-анализ.

Социальные технологии работы с молодежью сд.02

  1. Молодежь как социально-демографическая группа общества.

Понятие «молодежь». Специфические социально-демографические особенности молодежи как возрастной группы. Молодежь как поколение общества, преемственность и противоречие в отношении поколений. Проблемы социальной адаптации молодежи. Учет особенностей молодежи как социально-демографической группы в практике социальной работы.

  1. Система и содержание социальной работы с молодежью.

Система учреждений органов по делам молодежи. Учреждения, относящиеся к системе органов по делам молодежи. Содержание и формы работы социальных учреждений органов по делам молодежи. Наиболее типичные формы работы, которые используются в деятельности учреждений по делам молодежи.

  1. Государственная молодежная политика и пути ее реализации

Государственная молодежная политика как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий. Приоритеты государственной молодежной политики. Поддержка общественных молодежных объединений, движений и инициатив. Государственные программы по поддержки учащейся и работающей молодежи.

  1. Общественные организации, работающие с молодежью

Формальные и неформальные организации. Значение организаций для социализации молодежи. Обучение лидерству в социальной работе с молодежью.  Молодежные движения. Студенческие ассоциации. Религиозные движения и молодежь. Возможность социального партнерства государственных учреждений и общественных организаций в области работы с молодежью.

  1. Опыт социальной работы с молодежью в мире

Структура молодежной работы в Европе. Открытая уличная работа с молодежью: опыт Германии. Государственная молодежная политика во Франции. Религиозная социальная работа с молодежью на примере деятельности Армии Спасения. Опыт социальной работы в США.

  1. Социальная уязвимость молодежи.

Понятие социальной уязвимости, его характеристика. Причины социальной уязвимости. Факторы социального риска. Виктимность. Факторы уязвимости молодежи в узком и широком смысле слова. Социальная помощь уязвимым категориям молодежи. Основные направления и формы социальной помощи уязвимым категориям молодежи.

4 стр., 1501 слов

Особенности физической подготовки допризывной молодежи призванных в ряды ВДВ

... Глава 1. Литературный обзор 1.1 Возрастные особенности физического развития допризывной молодежи Допризывная молодежь классифицируется по следующей возрастной особенности: 15, 16 лет - первая ... направлены на развитие абсолютной силы и должны использоваться крайне осторожно, поскольку работа строится на основе использования предельных и околопредельных отягощений). Упражнения с непредельными ...

  1. Молодежь на рынке труда.

Особенности положения молодежи на рынке труда. Трудоустройство выпускников общеобразовательных школ и других учебных заведений. Содействие занятости и трудоустройству молодежи. Формы и методы социальной поддержки молодежи на рынке труда. Безработица среди молодежи.

Социальная поддержка безработной молодежи.

  1. Социальные проблемы современного профессионального образования.

Образование как средство развития молодого человека. Рынок образовательных услуг, его современные особенности и возможности по подготовки молодежи к труду и жизни. Трудности и противоречия образовательного процесса в переходный период, их влияние на стартовые жизненные возможности молодежи.

  1. Особенности молодежного досуга.

Социальная работа в сфере досуга молодежи. Свободное время, его значение в социальном развитии молодежи. Факторы, влияющие на содержание досуговой деятельности молодежи. Индустрия досуга и «массовая культура». Формы проведения молодежью свободного времени, их воздействие на духовно-нравственное и социальное развитие молодежи. Методы и формы социальной работы в сфере досуга.

  1. Основные направления социальной защиты и помощи молодым инвалидам.

Определение понятий «инвалид», «инвалидность». Инвалидность как личная и общественная проблема. Молодые инвалиды как объект социальной работы. Особенности жизненной ситуации молодого инвалида. Социальная защита и помощь молодым инвалидам. Субъекты социальной помощи, поддержки и защиты молодых инвалидов. Медицинская, образовательная и профессионально-трудовая реабилитация молодого инвалида.

Институционализация социальной работы с молодежью

    1. Опыт помощи беспризорным молодым людям в начале 20-го столетия. Становление системы служб помощи молодежи. Уличная социальная работа с молодежью. Система социальной работы с молодежью. Социальная работа с беспризорниками Проекты социальной работы с беспризорниками в Великобритании. Опыт работы с беспризорными подростками Нидерландов.
    1. Социальная работа с молодыми мигрантами.

    Молодежь и миграция: причины, виды, особенности. Особенности современных молодежных миграций. Выталкивающие и притягивающие факторы молодежной миграции. Характерные черты молодых мигрантов. Содержание и основные направления социальной работы с молодыми мигрантами. Приоритетные задачи в области социальной поддержки молодых мигрантов.

    1. Создание и развитие волонтерского движения в молодежной среде.

    Добровольческий труд: сущность, функции, специфика Волонтерская деятельность: специфика добровольческой мотивации молодежи. Волонтерская деятельность: основные характеристики. Виды волонтерской деятельности. Организация работы с добровольцами. Текущая работа с добровольцами. Виды поддержки (поощрения) добровольцев.

    1. Социальная работа с молодой семьей.

    Понятие «молодая семья». Характеристика, качество жизни, проблемы молодой семьи. Социально-экономические и социально-психологические проблемы становления молодой семьи. Кризисы в развитии семейных отношений. Социальная поддержка молодой семьи. Основные направления работы с молодой семьей. Социальная, психологическая, педагогическая, диагностическая и медицинская модели социальной помощи молодой семье.

    1. Инновационные технологии работы с молодежью.

    Сущность понятия «инновационная работа». Инновационные социальные технологии как совокупность приемов и методов, направленных на оптимизацию деятельности для создания качественных изменений в различных сферах жизнедеятельности. Инновационный проект. Этапы разработки и реализации инновационного проекта. Пилотный проект.

    Профилактика девиантного поведения молодежи. Сд.09

    1. Социальные нормы и девиации: основные понятия. Определения понятий «норма», «девиантное поведение». Социологический подход к анализу девиантного поведения.
    2. Виды и формы отклоняющегося поведения. Понятие социальной патологии. Наиболее социально-осуждаемые девиации: аддикции, сексуальные девиации, суицидальное поведение, асоциальный образ жизни, делинквентное и криминальное поведение.
    3. Виды социального контроля соблюдения норма и правил поведения в обществе. Понятие социального контроля. Функции социального контроля. Нормы и санкции. Виды санкций: формальные и неформальные, позитивные и негативные. Методы социального контроля: изоляция, обособление, реабилитация. Методы негативного подкрепления как механизм социального контроля в межличностных отношениях в группе: осуждение, высмеивание, пренебрежение («неуважение», снижение статуса в социальной иерархии), изгнание, бойкот, физическое воздействие. Методы позитивного подкрепления в малых группах: одобрение, высокий групповой статус. Группы с различным уровнем социального контроля.
    4. Биогенетический подход к объяснению причин девиантного поведения. Теория Ч. Ломброзо. Теория У. Шелдона (мезоморфы, эктоморфы, эндоморфы).

      Теория У. Гоува (влияние половозрастных факторов на делинквентное и криминальное поведение).

      Современные теории объяснения социальных девиаций с позиции физиологических отклонений (врожденные мутации, органические поражения головного мозга, наследственные факторы и т.д.).

    5. Теория аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Определение аномии. Причины аномии в обществе. Аномия и девиантное поведение. Виды поведения в ситуации аномии (конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, бунт).
    6. Алкоголизм как социальная проблема. Причины возникновения алкоголизма: социокультурные, биогенетические, психологические. Стадии развития алкоголизма как заболевания. Употребление алкоголя в молодежной среде. Зависимость между злоупотреблением алкоголя и субкультурой. Методы профилактики и лечения алкогольной зависимости. Проблема созависимости.
    7. Наркотизация в молодежной среде. Определение наркотика. Наиболее опасные виды наркотических средств. Физиологические, психологические, социальные последствия употребления наркотиков. Методы профилактики употребления наркотиков в молодежной среде.
    8. Молодежные субкультуры и продвижение идей здорового образа жизни. Изменение тенденций в отношении к алкоголю, курению и приему наркотиков в молодежной среде. Популярность идей отказа от нездоровых привычек. Стрейт-эджеры, хип-хоп-культура, трейсеры, религиозные молодежные субкультуры («евангельские христиане»), веганы и др.
    9. Делинквентное и криминальное поведение. Определение делинквентного и криминального поведения. Теория стигматизации. Эдвин Лемерт, Говард Бекер, Кай Эриксон. Понятие «ярлыка». Первичная и вторичная девиация. Последствия навешивания ярлыка. Теория обучения. Теория дифференциальной ассоциации. Роль субкультуры в формировании устойчивых стереотипов делинквентного поведения. Профилактика нарушения закона в молодежной среде.
    10. Профилактика, предупреждение аддиктивного – наркотического поведения. Принципы и организация антинаркотических программ для подростков. Профилактическая работа в школах. Профилактический потенциал семьи. Формирование твердого отрицания наркотиков в раннем детстве. Реклама и антиреклама.

    Литература

    Психологические основы работы с молодежью

    1. Алмаева В.В. Психологические основы работы с молодежью. Учебное издание. Томск, 2007. — 220 с.
    2. Педагогическая психология : учебник (Под ред. Н.В.Клюевой).

      М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 399 с.

    3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология : учебник. М. : Гардарики, 2007.
    4. Психология подростка. Полное руководство (Под общей ред. А.А.Реана).
    5. Спб: Прайм-Еврознак, 2008. — 504 с.
    6. Казанская В.Г. Подросток: трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. Спб.: Питер, 2008. — 283 с.

    1. Косякова О.О. Возрастные кризисы. Уч.пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 224 с.
    2. Волков Б.С. Психология юности и молодости : Уч. пособие. М.: Акд. проект: Трикста, 2006. — 256 с.
    3. Целуйко В.М. Психологические проблемы современной семьи . — Екатеринбург: У-Фактория, 2007.- 496 с.

    Педагогическое обеспечение работы с молодежью

    1. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика : учеб пособие. М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008 .- 264 с.
    2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. — М.:КНОРУС, 2010. — 744 с.
    3. Педагогическая психология : учебник (Под ред. Н.В.Клюевой).

      М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 399 с

    4. Кукушин В.С. теория и методика воспитательной работы: УП. Ростов н/Д.: Изд. ценрт «МарТ»; Феникс, 2010. — 352 с.
    5. Джуринский А.Н. Педагогика в многонациональном мире: УП. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 240 с.
    6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник. М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2011.- 376 с.
    7. Семья: психология, педагогика, соц. работа /Под ред. А.А.Реана. — М.: АСТ, 2010. — 576 с.

    Социология молодежи

    1. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи. УП. Спб.: ИД «Петрополис», 2008. — 316 с.
    2. Социология молодежи. Энциклопедический словарь /Отв. ред. Ю.А.Зубок и В.И.Чупров. — М. Академия, 2008. — 608 с.
    3. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. — М.: Академия, 2009. 320 с.
    4. Колесникова Г.И. Социология и психология семьи. УП. Ростов н/Д:

    Феникс, 2007. — 508 с.

    1. Лексин В.Н. Государственная семейная политика и обычная русская

    семья // Обществ. науки и современность. — 2010. — № 2. — С.57-69.

    1. Манукян Э.А. Российская семья и вызовы времени // Отечественный

    журнал соц. работы. — 2009.- № 1. — С. 15-23.

    Социальные технологии работы с молодежью

    1. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. Москва. 2007.
    2. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. Екатеринбург. 1997.
    3. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социальная работа с молодежью. Москва. 2006.
    4. Неокончательный анализ: ксенофобные настроения в молодежной среде /Под ред. Е.Омельченко, Е. Лукьяновой.- Ульяновск, Издательство Ульяновского госуд. университета, 2009. — 264 с.
    5. Рябова Г.Б. История молодежных организаций в России и за рубежом. Томск : Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2007. — 287 с.
    6. Мухин А. Поколение 2008: наши и не наши. М.: Изд-во Алгоритм, 2006. — 256 с. (Спр.-инф. издание: молодежное движение в совр. России)
    7. Политическая активность молодежи: Результаты соц. исследрвания (Под ред. Добренькова В.И., Смакотиной Н.Л.. — М.:МАКС Пресс, 2009. — 220 с.

    Профилактика девиантного поведения

    1. С.П.Иваненков. Проблемы социализации современной молодежи. Санкт-Петербург, 2008.
    2. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи. УП. Спб.: ИД «Петрополис», 2008. — 316 с.
    3. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Академия, 2008. — 272 с.
    4. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. — М.: Академия, 2009. 320 с.
    5. Социология молодежи. Энциклопедический словарь /Отв. ред. Ю.А.Зубок и В.И.Чупров. — М. Академия, 2008. — 608 с.
    6. Тен Е.Е. Основы социальной медицины. Уч.пос. М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2011. — 256 с. (Гл.2. — Здоровье и болезнь, Гл.3. — Образ жизни, Гл.4.-Репродуктивное здоровье).