Сочетание слов ≪социальная психология≫ указыва-
ет на специфическое место, которое занимает эта
дисциплина в системе научного знания. Возникнув на
стыке наук психологии и социологии, социальная пси-
хология до сих пор сохраняет особый статус. Это при-
водит к тому, что каждая из ≪родительских≫ дисциплин
включает ее в себя в качестве составной части. Та-
кая неоднозначность положения дисциплины имеет
много причин. Одна из них — объективное существо-
вание такого класса фактов общественной жизни,
которые сами по себе могут быть исследованы лишь
при помощи объединенных усилий двух наук: психо-
логии и социологии.
Другой причиной двойственного положения со-
циальной психологии является сама история станов-
ления этой дисциплины, которая вызревала в недрах
СЛ одновременно и психологического, и социологичес-
кого знания, родилась ≪на перекрестке≫ двух наук. Все
это создает трудности как в определении предмета
социальной психологии, так и в выявлении круга ее
проблем.
Потребности практики общественного развития
диктуют необходимость исследования пограничных
проблем. Запросы на социально-психологические ис-
следования в условиях современного этапа развития
общества поступают из всех сфер общественной жиз-
ни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегод-
ня происходят радикальные изменения. Такие запро-
сы следуют из области’ промышленного производства,
различных сфер воспитания, системы массовой ин-
формации, области демографической политики,
спорта, сферы обслуживания и т. д.
Все это стимулирует интенсивное развитие социаль-
ной психологии на современном этапе. Необходи-
мость этого усугубляется двумя обстоятельствами.
2. Основные этапы развития
СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Социальная психология как самостоятельная отрасль
научного знания начала формироваться в конце XIX в.,
хотя само понятие стало широко употребляться только
после 1908 г. в связи с появлением работ У. МакДугалла
и Э. Росса.
Некоторые вопросы социальной психологии были по-
ставлены давно в рамках философии и носили характер
осмысления особенностей взаимоотношения человека
Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. ...
... развития психологии как науки, сущность основных современных психологических концепций Вопросы для обсуждения: 1. Введение в психологию человек. Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Психологические знания в науке ...
и общества. Однако исследование собственно социаль-
но-психологических научных проблем началось в XIX в.,
когда социологи, психологи, философы, литературове-
ды, этнографы, медики стали анализировать психологи-
ческие феномены больших социальных групп и особен-
ности психических процессов и поведения человека
в зависимости от влияния окружающих людей. Постав-
ленные проблемы трудно было изучать только в рамках
существовавших тогда наук. Необходима была интегра-
ция социологии и психологии, поскольку психология
исследует психику человека, а социология — общество.
Основные этапы развития социальной пси-
хологии как науки
Первый этап -становление социальной психологии
как науки (с середины XIX в. по 1908 г.).
Определяются
предмет изучения и основные проблемы. Издаются
первые фундаментальные работы по основным вопро-
сам социальной психологии. На этом этапе решение
и теоретический анализ социально-психологических
проблем привлекают внимание специалистов различ-
ного профиля: психологов, социологов, философов,
литературоведов, этнографов и т. д. Большинство ра-
бот по социальной психологии было издано в первый
период развития данной науки.
Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характери-
\/зуется появлением научных социально-психологиче-
ные психологические характеристики, такие как груп*
повой разум, групповая воля, групповое решение
и др. Создаются разнообразные типологии социальных
групп, выделяется все большее количество критери-
ев для анализа. Группа1 рассматривается как уникаль-
ная целостность, которая не может быть понята толь-
ко на основании изучения субъектов, ее составляющих.
Группа есть нечто большее, чем совокупность чле-
нов. Она имеет собственные характеристики, сущест-
вующие независимо от индивидуальных особенностей
входящих в ее состав субъектов.
Социальная психология изучает социальную психи-
ку, или массовидные явления психики. Выделяются
различные явления, соответствующие этому понятию:
психология классов, социальных слоев, массовых
настроений, стереотипов и установок; общественное
мнение и психологический климат, массовые дейст-
вия и групповые эмоциональные состояния. Изучает-
ся социально-психологический аспект традиций, мо-
рали, нравов и т. д. Исследуются психологические
основы уникальных семиотических систем, создавае-
мых человечеством на протяжении веков.
Большинство современных социальных психологов
считают, что социальная психология изучает и лич-
ность, и группы, и социальную психику, но в опреде-
ленном контексте. Социальный психолог Г. М. Анд-
реева определила предмет социальной психологии
следующим образом: социальная психология изучает
закономерности поведения, деятельности и общения
людей, обусловленные их включением в социальные
группы, а также психологические характеристики са-
Методы социально-психологической диагностики проблем семьи
... разных этапах их жизни. Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный ... его (ригидный контроль, хаотический, гибкий и др.). МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трем основным ...
мих этих групп.
ских школ, ориентированных как на разработку фунда-
ментальной теории, так и на прикладные аспекты ис-
следования. Один из наиболее влиятельных социаль-
ных психологов этого периода — 1С. Левин, создатель
теории групповой динамики. Исследовал проблемы
социальных факторов воли как целенаправленного
поведения; социальной психологии малых групп, ли-
дерства, личности в группе и т. д. Было проведено
большое количество экспериментальных работ и од-
новременно разрабатывались фундаментальные те-
ории, которые не потеряли своей актуальности в наше
время.
Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней).
Он связан с решением практических задач, работой
на социальный заказ. Экспериментальная психоло-
гия продолжает свое развитие, фундаментальные
теоретические разработки отступают на второй план.
Социальная психология обретает широкую популяр-
ность, вводится в общеобразовательные вузовские
программы и является одним из обязательных пред-
метов изучения для специалистов различных профи-
лей. Такое пристальное внимание к социально-пси-
хологическим вопросам вызвано потребностями
совершенствования и стабилизации общественных
отношений на всех уровнях социальной стратифика-
ции. Разрабатываются так называемые малые теории,
имеющие конкретное прикладное значение: социаль-
но-психологические особенности руководства детс-
кой группой, психология бизнеса, психология рекла-
мы, психология формирования общественного
мнения и др
4. Методы социальной психологии
Весь набор методов социально-психологического
исследования можно подразделить на две большие
группы: методы исследования и методы воздействия.
Последние относятся к специфической области со-
циальной психологии, к ≪психологии воздействия≫.
Среди методов исследования различают методы
сбора информации и методы ее обработки. Методы
обработки данных часто не выделяются в специаль-
ный блок, поскольку большинство из них не являются
специфичными для социально-психологического ис-
следования.
Методы сбора информаци: наблюдение, чтение
документов (контент-анализ), опросы (анкеты,
интервью), тесты (наиболее распространен социо-
метрический тест), эксперимент (лабораторный, ес-
тественный).
Наблюдение — ≪старый≫ метод социальной психо-
логии. Главная проблема — обеспечить фиксацию
каких-то определенных классов характеристик, чтобы
≪прочтение≫ протокола наблюдения было понятно
и другому исследователю.
Изучение документов имеет большое значение, по-
скольку при помощи этого метода возможен анализ
продуктов человеческой деятельности. Особая
проблема возникает в связи с тем, что интерпретиру-
ет документ исследователь, человек со своими соб-
ственными, присущими ему индивидуальными психо-
логическими особенностями. Важнейшую роль при
изучении документа играет способность к пониманию
Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация ...
... от индивидуально-типологическихособенностей человека. Методы психологии: 1) естественный илабораторный эксперимент; 2) наблюдение; 3) исследованиепродуктов деятельности человека; 4) метод тестов ианкетирования. ... на тригруппы: 1) психическиепроцессы; 2) психическиесостояния; 3) психическиесвойства личности. Психический процесс — это акт психическойдеятельности, имеющий ...
текста.
Для преодоления ≪субъективности≫ (интерпретации
документа исследователем) вводится особый прием,
получивший название ≪контент-анализ≫. Это особый
метод анализа документа, когда в тексте выделяются
специальные ≪единицы≫, а затем подсчитывается
видуальными и социально-психологическими особен-
ностями.
Развитие личности обусловлено разными фактора-
ми: своеобразием физиологии высшей нервной дея-
тельности, анатомо-физиологическими особенностя-
ми, окружающей средой и обществом, сферой
деятельности
Своеобразие физиологии высшей нервной деятель-
ности личности — это специфика функционирования
ее нервной системы, выражающаяся в разнообраз-
ных характеристиках: соотношении процессов возбуж-
дения и торможения в коре головного мозга, прояв-
лении темперамента, эмоций и чувств в поведении
и т. д.
Анатомо-физиологические особенности личности —
характеристики, которые зависят от анатомической
и физиологической структуры тела человека, оказы-
вающей серьезное влияние как на его психику и пове-
дение, так и на подверженность последних действи-
ям обстоятельств и других людей.
Важнейшими факторами формирования личности
выступают природно-географическая среда и об-
щество.
Макросреда — общество в совокупности всех его
проявлений. Микросреда — группа, микрогруппа, се-
мья и так далее — также является важной детерми-
нантой формирования личности. В микросреде
закладываются важнейшие нравственные и мораль-
но-психологические характеристики человека, кото-
рые необходимо учитывать, а также совершенство-
вать или трансформировать в процессе обучения
и воспитания.
Общественно полезная деятельность — это труд,
в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.
7. Структура личности
Социальнопсихологическая характеристика лично-
сти как описание всего комплекса присущих ей харак-
терных особенностей имеет внутреннюю структуру,
включающую определенные стороны.
Психологическая сторона личности отражает специ-
фику функционирования ее психических процессов,
свойств, состояний. Психические процессы — психи-
ческие явления, обеспечивающие первичное отраже-
ние и осознание личностью воздействий окружающей
действительности. Психические свойства — наиболее
устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности
личности, обеспечивающие определенный уровень по-
ведения и деятельности, типичный для нее. Свойства
личности: направленность, темперамент, характер и спо-
собности.
Мировоззренческая сторона отражает общественно
значимые ее качества и особенности, позволяющие
занимать достойное место в обществе.
Социально-психологическая сторона отражает основ-
ные качества и характеристики, позволяющие ей иг-
рать определенные роли в обществе, занимать опре-
Тема 3 личность в группе как проблема социальной психологии
... человека. Однако в некоторых исследованиях выделяются именно социально-психологические качества, которые рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым». Эти качества сведены в четыре группы: 1) обеспечивающие развитие и использование социальных ... согласно которому непосредственная среда деятельности личности – группа – наделяет личность определенными свойствами. В пользу такого ...
деленное положение среди других людей.
‘ Широкое распространение получило представление,
связанное с психоанализом, о послойной структуре
личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним
слоем являются идеалы, внутренним — ≪глубинные≫
инстинктивные влечения. Л. Клягесом предложена
схема, включавшая компоненты личности и характера:
1) материя;
2) структура;
3) движущие силы.
Американский психолог Р. Кеттел указывает на три
аспекта личности:
1)интересы;
2)способности;
3) темперамент.
8. Социально-психологические
ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
Составляя социально-психологическую характе-
ристику личности, необходимо учитывать соматофи-
зиологические особенности. Анатомо-физиологичес-
кая специфика строения тела человека определяет
развитие некоторых его социально-психологических
качеств. Существуют три социально-психологических
типа: пикники, атлетики и астеники.
Пикники отличаются высокой степенью межличност-
ной контактности и адаптируемости к социальной сре-
де; стремлением строить определенным образом от-
ношения со всеми другими людьми, что позволяет им
отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя
в конфликты с окружающими. Атлетики общительны
и социально активны, стремятся быть в центре вни-
мания и завоевывать доминирующие позиции среди
других людей, отличаются кипучей экспрессивностью.
Астеники малообщительны, сдержанны в сотрудни-
честве с другими людьми, осторожны в активных
взаимоотношениях в группе, очень чувствительны
к изменению своего статуса или социального поло-
жения, страдают клаустрофобией.
Составляя социально-психологическую характери-
стику человека, следует принимать во внимание его
принадлежность к определенному типу высшей нерв-
ной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холе-
рикам, меланхоликам.
Сангвиники находятся в приподнятом настроении,
отличаются быстрым и эффективным мышлением,
большой работоспособностью. Флегматикам совер-
шенно чужда тревога. Их состояние — спокойствие,
тихая удовлетворенность.
Стереотипы
В наше время достаточно широко распространены
стереотипы понимания социального развития чело-
века, часто декларируемые на публицистическом
уровне средствами массовой коммуникации, к ним
относятся:
1) стереотип ограничения возраста социального раз-
вития;
2) стереотип абсолютизации детства;
3) стереотип абсолютизации факторов предопреде-
ленности;
4) стереотип абсолютизации задатков и способностей;
5) стереотип неограниченных возможностей челове-
ка. .
Рассмотрим суть первых двух стериотипов.
Стереотип ограничения возраста социально-
го развития человека возник как побочный эффект
распространения результатов исследований в обла-
сти детской и возрастной психологии.
На протяжении многих лет внимание психологов
было прежде всего приковано к проблемам детской
Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву
... возникновениечеловеческой психики является частью развития животного мира, психика человекасущественно отличается ... к уровнюразвития человека. Это, с моей точки зрения, ставит под сомнение теорию Дарвинао происхождении человека от обезьяны. Но, верн мся к развитию психики человека.Хотя ...
психологии, динамике детского развития, возрастным
изменениям, противоречиям и кризисам. Такое вни-
мание вполне оправдано, поскольку именно в детском
возрасте формируются психологические основы лич-
ности. Возрастных периодизаций детского развития
значительно больше, чем периодизаций развития
взрослого человека, и они более широко известны.
Получило распространение мнение, что человек
развивается до определенного возраста, а дальше
идет только процесс старения и угасания. Это не
совсем так. Формы развития человека меняются
на протяжении жизни: физическое развитие, интел-
лектуальное, социальное, духовное. Те или иные фор-
V мы развития преобладают на разных возрастных этапах жизни. Доминирование физического развития сме-
няется преобладанием интеллектуального, затем со-
циального и духовного. Многие величайшие открытия
были сделаны учеными, возраст которых превышал
50 лет. То же самое можно сказать и о создании мно-
гих произведений культуры. Более того, творческая
активность личности рассматривается современной
психологией как наиболее благоприятное условие
долгой и продуктивной жизни.
Взрослый человек интересен современной психо-
логии не менее чем ребенок. Интенсивно развивают-
ся и получают распространение науки, изучающие
именно взрослого человека, например андрагогика —
наука о закономерностях развития, обучения и воспи-
тания взрослых.
Второй стереотип понимания социального разви-
тия человека связан с первым и во многом обус-
ловлен им. Это стереотип абсолютизации дет-
ства.
Суть данного стереотипа заключается в ошибоч-
ном мнении, что в детстве закладываются все пред-
посылки развития личности. Детство столь значи-
тельно определяет многие направления социального
развития индивида и жизненный путь личности, что
его абсолютизация на первый взгляд кажется пра-
вильной.
Особое влияние на представления о значении детст-
ва оказали всемирно известные работы 3. Фрейда
и Э. Берна. Однако в данных исследованиях изуча-
лись проблемы социальной патологии, развития
неврозов, обусловленных нарушениями социализации
и воспитания именно в детском возрасте
38. Понятие и основные
ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Социальная группа — любая совокупность людей,
рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся
жизнедеятельность индивида в обществе осущест-
вляется через разнообразные социальные группы,
значительно различающиеся между собой.
Наиболее широкое понимание социальной группы
связано с понятиями общности и совокупности. На-
личие общей цели делает людей способными к согла-
сованным действиям, хотя такая согласованность
существует только в определенном аспекте их пове-
дения.
Индивиды принадлежат группе не всей своей лич-
ностью, а только теми аспектами, которые связаны
с социальными ролями, выполняемыми в данной
группе. Ни один человек не может функционировать
полноценно только в одной социальной группе.
Ни одна группа не может обеспечить полностью усло-
вия для самореализации личности в различных ас-
«Речевые нарушения как фактор личностно-социального развития ...
... личность и психику конкретного индивидуума. Однако проблема речевых нарушений как фактора личностно-социального развития детей и подростков до конца не изучена. Это подчеркивает актуальность данной проблемы ... Изучить особенности общения у детей с нарушением речи. 3. Изучить особенности личностно-социального развития детей и подростков с нарушениями речи. Для решения поставленных задач использован ...
пектах.
Социальная группа — важная форма объединения
людей в процессе деятельности и общения. Цели,
общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отноше-
ния, совместная деятельность, вещная среда и так
далее — эти феномены выступают в качестве особых
компонентов социальной группы, определяющих меру
ее устойчивости.
Менее устойчивые социальные группы не являются
основными в жизни человека, хотя он и может нахо-
диться в них продолжительное время. Семья, школь-
ный класс, друзья и профессиональный коллектив —
наиболее значимые для личности социальные
группы. Они в силу своей устойчивости оказывают
влияние на характер социального развития и социаль-
V ную адаптацию субъекта.
39. Типология социальных групп
Существование большого количества различных
социальных групп обусловило разработку различных
типологий групп. Основными критериями выделения
типологий могут выступать: количество человек
в группе, общественный статус, уровень развития
и т. д. По общественному статусу группы делятся на
формальные и неформальные, по непосредствен-
ности взаимосвязей — на реальные и номинальные,
по значимости — на референтные и группы членства.
Типологии выделяются по количеству человек и по
уровню развития.
По количеству членов выделяют большие группы,
малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп
включает три или два человека (соответственно, триа-
ды и диады).
В социальной психологии они обычно
рассматриваются через межличностные отношения
неформальной структуры. Основными связующими
факторами данных групп являются чувства дружбы,
любви, симпатии, общее дело. Большие группы изу-
чаются с точки зрения массовидных явлений психики
и интегральных психологических феноменов, возни-
кающих в толпе,аудитории,публике.
Малая группа — такая группа, участники которой
лично знают друг друга. Все значимые в жизни чело-
века группы — малые группы. Ведущими факторами,
объединяющими группу, выступают совместная дея-
тельность и общая цель.
Малую группу часто обозначают как первичную, по-
скольку она является ближайшей средой формиро-
вания личности, влияющей на потребности, со-
циальную активность и психологическое состояние
человека. Значимость малой группы определяется
устремлениями индивида
34. Общение как восприятие людьми
ДРУГ ДРУГА (СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ)
Понятие социальной перцепции во многом опреде-
ляется понятием образа, поскольку сущность
социальной перцепции заключается в образном вос-
приятии человеком себя, других людей и социальных
явлений окружающего мира.
Перцепция — процесс и результат восприятия
человеком явлений окружающего мира и самого себя.
Социальная перцепция — восприятие, понимание
Группы социального риска в современном российском обществе
... людей, как элементы общества, составляют в целом - социальную группу риска, т.е. группу, находящуюся под непосредственным воздействием совокупности рискогенных неблагоприятных факторов. В целом, как уже упоминалось, все члены ... 2. Молодежь группы риска: факторы риска Отдельную социальную группу, относящуюся к рассматриваемой нами категории групп риска, составляют подростки и молодые люди. Отчасти, на ...
и оценка людьми социальных объектов: других людей,
самих себя, групп, социальных общностей и т. д.
Социальное восприятие включает восприятие меж-
личностное, самовосприятие и восприятие межгруп-
повое. В более узком смысле социальную перцепцию
рассматривают как межличностное восприятие: про-
цесс восприятия внешних признаков человека, соот-
несение их с его личностными характеристиками,
интерпретация и прогнозирование на этой основе его
поступков.
Социальный перцептивный процесс имеет две сто-
роны: субъективную и объективную.
Процессы социального восприятия существенно
отличаются от восприятия не социальных объектов
тем, что социальные объекты не являются пассивны-
ми и безразличными по отношению к субъекту
восприятия. В определенном смысле восприятие —
это интерпретация. Но интерпретация другого чело-
века или группы всегда зависит от предшествующего
социального опыта воспринимающего, от поведения
объекта восприятия в данный момент, от системы
ценностных ориентации воспринимающего и от мно-
гих факторов как субъективного, так и объективного
порядка.
Механизмы социальной перцепции — способы, по-
средством которых люди интерпретируют и оцениваводят к негативным явлениям, которые приводят
к резкому снижению эффективности работы группы.
В конфликтной ситуации важным является то, как
субъекты взаимодействия ее себе представляют.
Могут быть конфликты, которые не имеют существен-
ного основания, но сами субъекты полагают, что они
есть. Такой конфликт рассматривается как ложный,
в отличие от подлинного, при котором реальные про-
тиворечия существуют и осознаются обеими сторо-
нами подлинного противоречия.
Среди различных типов конфли^ов наиболее слож-
ным можно считать так называв дый латентный, т. е.
скрытый конфликт. Данный конфликт должен был бы
произойти, но не происходит, так как по тем или иным
причинам он либо не осознается субъектами взаимо-
действия, либо скрывается ими за социально прием-
лемыми формами поведения.
Сложными конфликтами являются личные и произ-
водственные. Семья и работа, личная жизнь и про-
фессиональная деятельность — основные сферы
жизнедеятельности человека, которые связаны
с самоутверждением личности и тем самым опреде-
ляют ее особую уязвимость. Производственные
противоречия могут быть обусловлены не только
индивидуальными особенностями субъектов взаимо-
действия, но также и спецификой профессионально-
го труда.
Конфликт может быть смещенным или двойным,
когда существующие значительные противоречия
между субъектами скрываются за внешними, незна-
чительными противоречиями. Смещенный конфликт-
это явный конфликт, за которым можно обнаружить
скрытый, лежащий в основе явного. Это происходит,
если по каким-то причинам индивиды не могут даже
себе признаться в причинах и источниках конфликта.
4 1 . ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Различия поведения между этническими группами современных людей.
... умеренно выражая эмоциональность, спокойствие, рассудительность; определенная степень замкнутости в полиэтнических группах, иногда – настороженное отношение к представителям других национальностей; высокая ... проявляться в жестоких формах по отношению к оскорбившему их человеку. К национально-психологическим особенностям узбековотносятся решительность, обдуманность, доверчивость, доброжелательность, ...
МАЛЫХ ГРУПП
Малая группа — немногочисленная по составу груп-
па, участники которой объединены общей социальной
деятельностью и находятся в непосредственном лич-
ном общении, что является основой для возникнове-
ния эмоциональных отношений, групповых норм и груп-
повых процессов.
Малая группа — это группа, реально действующая
не в вакууме, а в определенной системе обществен-
ных отношений, она выступает как субъект конкрет-
ного вида социальной деятельности.
Представления о числе членов малой группы ко-
леблется между двумя и семью. В некоторых иссле-
дованиях Я. Морено, автора социометрической ме-
тодики, рассчитанной на применение в малых группах,
упоминаются группы и по тридцать — сорок человек,
когда речь идет о школьных классах. Также считает-
ся, что если группа задана в системе общественных
отношений в каком-то конкретном размере и если он
достаточен для выполнения конкретной деятельно-
сти, то именно этот предел и можно принять в иссле-
довании как верхний.
Допустимы самые различные основания для клас-
сификации малых групп: группы различаются по
времени их существования (долговременные и крат-
ковременные), по степени тесноты контакта между
членами, по способу вхождения индивида и т. д. Рас-
пространены классификации деления малых групп на:
1) ≪первичные≫ и ≪вторичные≫;
2) ≪формальные≫ и ≪неформальные≫;
3) ≪группы членства≫ и ≪референтные группы≫.
Деление малых групп на первичные и вторичные
было предложено Ч. Кули, который вначале дал
просто описательное разделение первичной группы,
\/ назвав такие составляющие, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Ч. Кули
предложил определенный признак, который позволил
бы определить характеристику первичных групп, —
непосредственность контактов.
Деление групп на формальные и неформальные
было предложено Э. Мэйо. Согласно Э. Мэйо фор-
мальная группа отличается тем, что в ней четко зада-
ны все позиции ее членов, они предписаны группо-
выми нормами. В формальной группе также строго
распределены роли всех членов группы в системе
подчинения так называемой структуре власти. Внутри
формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще нефор-
мальные группы, которые складываются и возникают
стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где
заданной системы взаимоотношений по вертикали нет.
Неформальная группа может создаваться внутри
формальной. Но неформальная группа может возни-
кать и сама по себе, не внутри формальной группы,
а вне ее.
Существуют также понятия формальной и нефор-
мальной структуры группы, тогда различаются не груп-
пы, а тип, характер отношений внутри них.
Классификация групп на группы членства и рефе-
рентные группы была введена Г. Хайменом, кото-
рому принадлежит открытие самого феномена рефе-
рентной группы. В экспериментах Г. Хайменабыпо
показано, что часть членов малых групп разделяет
нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-
то иной, на которую они ориентируются. Те группы,
в которые индивиды не включены реально, но нормы
которых они принимают, Г. Хаймен назвал референтными
47. Теории
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЛИДЕРСТВА
К социологическим теориям лидерства относят-
ся: теория черт, ситуационная теория, теория опре-
деляющей роли последователей, реляционная тео-
рия.
Теория черт включает идею о том, что лидерство —
феномен, рождаемый специфическими чертами ли-
дера. В социологических концепциях М. Вебера
и Э. Трельча был введен специальный термин для
обозначения такой специфической черты лидера, как
харизма — исключительная одаренность человека, ко-
торая производит особое впечатление на окружаю-
щих его людей. Теория получила достаточно много
опровержений в связи с тем, что разные виды жизне-
деятельности социальной группы требуют разных ка-
честв лидера.
Ситуационная теория провозглашает значимость
ситуации в процессе выдвижения лидера. Лидер —
функция ситуации. Если социальная ситуация сущест-
вования группы кардинально меняется, высока веро-
ятность смены лидера. Г. Ш и бута ни выделил два
психологических фактора, которые зависят от изме-
нения ситуации: степень формализации группы
и степень автономии членов группы. Типы социальных
ситуаций в зависимости от изменения степени фор-
мализации отношений и автономии субъектов:
1) внезапные критические ситуации. Они являются
непредсказуемыми, возникают как стихийный про-
цесс и способствуют выдвижению нового лидера;
2) критические повторяющиеся, предсказуемые ситуа-
ции. Лидеров и руководителей специально готовят
для определенных действий в таких ситуациях;
3) типичные повторяющиеся ситуации, в основе кото-
рых лежат конвенциональные нормы. Такие ситуа-
V ции обычно не предполагают наличия лидера. Люди, склонные к доминированию в общении,
часто здесь выступают в роли лидера;
4) типичные повторяющиеся конвенциональные ситуа-
ции, возникающие в учреждениях разного вида (все,
что связано с работой большинства людей);
5) групповые ритуалы. Это неформальные отношения,
определяющие шаблоны социального поведения
большинства членов группы.
Ситуационные теории лидерства повлекли за собой
разработку теории определяющей роли последова-
телей . Лидерство — функция от ожиданий (экспекта-
ций) последователей. Лидер не может существовать
без социальной группы. Если группа не поддержива-
ет лидера, то он утрачивает возможность влиять на
ее деятельность, в связи с этим необходимо изучать
требования и интересы группы.
В рамках теории черт, ситуационной теории и тео-
рии определяющей роли последователей изучались
различные проблемы влияния и руководства. По-
скольку и черты лидера, и ситуация, в которой он дей-
ствует, и мнение последователей являются значимы-
ми почти во всех условиях деятельности лидера, была
разработана комплексная (реляционная) теория ли-
дерства, включающая в себя основные идеи всех трех
теорий.
В концепциях психоаналитического направления
лидерство рассматривалось как эффект нереализо-
ванных в социальной жизни некоторых влечений че-
ловека ( 3 . Фрейд).
А. Адлер считал, что стремле-
ние к власти порождается страхом. Кто боится людей,
видит необходимость властвовать над ними.
В современной социальной психологии популяр-
ность обрели психологические теории менеджмента,
нацеленные на разработку проблем
42. Социометрия
Выделяют три основных направления в исследова-
нии малых групп:
1) социометрическое;
2) социологическое;
3) школа ≪групповой динамики≫.
Американский психолог Д. Морено, рассматривая
совокупность эмоциональных предпочтений членов
группы, разработал теорию социометрии. Социомет-
рия — это и психологическая теория общения
и внутригрупповых отношений, и одновременно ме-
тод, применяемый для оценки межличностных отно-
шений. Д. Морено полагал, что психологическая
комфортность и психическое здоровье человека за-
висят от его положения в неформальной структуре от-
ношений в малой группе.
Социометрическая структура группы — сово-
купность соподчиненных позиций членов группы
в системе межличностных отношений. Она опреде-
ляется анализом важнейших социометрических харак-
теристик группы: социометрического статуса ее чле-
нов, взаимности эмоциональных предпочтений,
наличия устойчивых групп межличностного предпоч-
тения, характера отвержений в группе. Каждый инди-
вид в группе имеет свой социометрический статус,
который может быть определен при анализе суммы
предпочтений и отвержений, получаемых от других
членов. Совокупность всех статусов задает статус-
ную иерархию в группе.
Самыми высокостатусными являются социометри-
ческие звезды — члены группы, имеющие максималь-
ное количество положительных выборов при неболь-
шом количестве отрицательных выборов. Далее идут
высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные
члены группы, определяемые по числу положитель-
ных выборов и не имеющие большого числа отрица-
V тельных выборов. непродуктивных стратегий приспособления и сопер-
ничества.
Относительно адекватное понимание явлений окру-
жающего мира порождает правильные суждения
и выводы, которые подтверждаются социальным опы-
том субъекта. А. Маслоу связывал развитие нонкон-
формизма с такими качествами, как честность и сме-
лость, поскольку быть готовым к независимой от
окружающих позиции — это весьма нелегкое поведе-
ние, требующее мужества.
Большинство людей в той или иной мере зависят от
группового давления и влияния. Степень этой зави-
симости варьируется в разных ситуациях. Можно вы-
делить объективные факторы, определяющие уровень
конформности человека в группе. Во-первых, это ха-
рактеристики самого индивида, который подвергает-
ся групповому давлению: пол, возраст, нацио-
нальность, интеллект, тревожность, внушаемость £\j
и т. д. Во-вторых, это характеристики группы, которая СО
является источником давления: величина группы,
степень единодушия, наличие членов группы, кото-
рые отклоняются от общего мнения. Третьим факто-
ром, определяющим уровень конформности, высту-
пают особенности взаимосвязи индивида и группы
(статус, степень приверженности к группе, уровень
ее референтности).
И, наконец, содержание задачи,
стоящей перед индивидом и группой, не может не
сказаться на уровне его конформности. Чем больше
человек заинтересован в выполнении общей задачи,
тем в большей степени он будет подвержен группо-
вому давлению.
44. Школа ≪групповой динамики≫
В ИССЛЕДОВАНИИ МАЛЫХ ГРУПП
Школа ≪групповой динамики≫ связана с име-
нем К. Левина. Американский период деятельности
К. Левина после эмиграции из Германии начался
с создания в Массачусетсом технологическом ин-
ституте специального центра изучения групповой ди-
намики. Направление исследований в этом центре
опиралось на создание К. Левиным теории поля. Ее
главное положение — идея взаимодействия индиви-
да и окружения (среды), где значение приобретает
структура, в которой совершается поведение, ее
К. Левин назвал полем. Она охватывает в нераз-
дельности мотивационные устремления (намерения)
индивида и существующие вне индивида субъекты его
устремлений.
Центральная идея теории поля состоит в том, что
причины социального поведения следует искать че-
рез познание психологических и социальных сил, его
детерминирующих.
Важнейшим методом анализа психологического
поля явилось создание в лабораторных условиях групп
с определенными характеристиками и последующее
изучение функционирования этих групп. Вся совокуп-
ность этих исследований носила название групповой
динамики. Основная проблематика сводилась к сле-
дующему:
1) какова природа групп;
2) каковы условия их формирования;
3) какова их взаимосвязь с индивидами и с другими
группами;
4) каковы условия их успешного функционирования.
Большое внимание было также уделено проблемам
образования характеристик группы: нормам, сплочен-
ности, соотношению индивидуальных мотивов
\ / и групповых целей, лидерству в группах. Другая идея К. Левина — идея валентности. Этим
понятием К. Левин объяснял направленность
индивида в жизненном пространстве: позитивная ва-
лентность обеспечивает устремление индивида в оп-
ределенный район силового поля, негативная вален-
тность — движение в противоположную от него сторону.
Отвечая на главный вопрос, какие потребности дви-
гают социальным поведением людей, ≪групповая ди-
намика≫ пристально исследовала проблему внутри-
групповых конфликтов, сопоставляла эффективность
групповой деятельности в условиях кооперации и кон-
куренции, способы вынесения групповых решений.
Практически весь набор проблем малой группы был
представлен в работах этого направления.
≪Групповая динамика≫ оказала большое влияние на
последующее развитие социально-психологической
мысли. В рамках этого направления были высказаны
важные идеи относительно групповых процессов,
тщательно исследованы некоторые из них, разрабо-
таны методики, сохраняющие свое значение до сих
пор.
С другой стороны, теоретический контекст конст-
рукции теории поля является в значительной мере
устаревшим. В большей степени, чем в случае какой-
либо другой области социальной психологии, отбра-
сывание теоретической концепции К. Левина со-
четается с полным или почти полным принятием
созданных им методик. Они работают и в других тео-
ретических рамках. Не полностью решена еще задача
выявления степени их допустимого принятия в русле
новой теоретической схемы.
71.Психология толпы
К числу больших, но слабо организованных общно-
стей относится толпа. Стихия толпы — социально-
политические кризисы, сотрясающие жизнь людей,
а также периоды, переходные от одного состояния об-
щества к другому. Существуют разные определения
толпы. Общим является противопоставление толпы
всем устойчивым социальным общностям, лишение
толпы четких признаков и особенностей, что вообще
затрудняет понимание ее в качестве социального
феномена.
С психологической точки зрения толпа — это собра-
ние людей, обладающих-определенными чертами,
отличающимися от тех, которые характеризуют отдель-
ных индивидов, входящих в состав этого собрания
(Г. Лебон).
Толпа — бесструктурное скопление людей, лишен-
ных ясно осознаваемой общности целей, но связан-
ных между собой сходством эмоционального состоя-
ния и общим объектом внимания. Термин ≪толпа≫
является многозначным и употребляется при описа-
нии явлений и процессов, весьма далеких друг от
друга по своей природе.
Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие
определенной общности; какой-то связи между людь-
ми, которая может быть и второстепенной, и времен-
ной, и случайной.
Толпа — это относительно кратковременное, слабо-
организованное и бесструктурное скопление (сбори-
ще) множества, связанное между собой общим
эмоциональным состоянием, осознаваемой или не-
осознаваемой целью и обладающее огромной (несо-
измеримой с индивидуальной) силой воздействия на
общество и его жизнь, способное в один миг дезорга-
низовать их поведение и деятельность.
Толпа, по Г. Тарду, — груда разнородных, незнако-
Л/мых между собою элементов. Характерная черта толпы — это ее внезапная организация. В ней нет ника-
кого предварительного стремления к общей цели,
она не обладает коллективным желанием. Между тем
среди разнообразия ее движений наблюдается не-
которая целесообразность в поступках и стремлени-
ях.
Само слово ≪толпа≫ как имя собирательное указы-
вает на то, что масса отдельных личностей отождеств-
ляется с одной личностью.
Среди причин единства мыслей, наблюдаемого
в толпе, П. Бордье выделяет способность к подра-
жанию. Каждый человек расположен к подражанию,
и эта способность достигает максимума у людей, со-
бранных вместе.
Многие писатели пытались объяснить это явление,
прибегая к гипотезе о нравственной эпидемии Жоли:
≪Подражание — это настоящая эпидемия, зависящая
от примера так же, как возможность заразиться оспой
зависит от того яда, при помощи которого последняя
распространяется≫.
На этом основании нравственной эпидемией объяс-
нялись эпидемии преступлений, следовавшие за ка-
ким-нибудь преступлением, о котором много писали
в прессе.
По Сергии и Г. Тарду, всякая идея, всякое душев-
ное движение индивида не что иное, как рефлекс на
полученный извне импульс. Всякий действует, дума-
ет только благодаря некоторому внушению. Это вну-
шение может распространиться или только на одного
индивида, или на нескольких, или даже на большое
число лиц; оно может распространиться подобно настоящей эпидемии