Психологическая структура личности. Социальная структура личности

Предмет и объект социологии. Функции и методология социологии.

 

Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно,объектом социологии, исходя из названия, являетсяобщество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования.

предмет социологии — этосоциальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

 

Важнейшее место в структуре социологии занимает мето­дология, представляющая собой систему принципов, методов и стра­тегий, используемых для приобретения социологических знаний, их интерпретации и практического применения на теоретическом и эм­пирическом, фундаментальном и прикладном, макросоциологи ч ее ком и микросоциологическом уровнях.

Социологическая методология включает в себя совокуп­ность:

— общефилософских методов (анализ, синтез, индукция, дедук­ция, обобщение и др.),

— общенаучных (системный, комплексный, мо­делирования, типологизации и др.),

— специфически социологических (структурно-функциональный анализ, сравнительный метод, кросс-культурный анализ, корреляционно-сравнительный метод, включен­ное наблюдение, контент-анализ, выборочный метод, метод опроса и др.).

Все они могут применяться во взаимодействии друг с другом, а их совокупность составляет систему методологии социологического исследования.

Социология выполняет следующие функции: гносеологическую, прогностическую, социального проектирования, организационно- технологическую, управленческую, инструментальную.

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества, направлена на получение нового социологического знания, создание и уточнение теорий, концепций, тенденций.

Прогностическая функция призвана осуществлять научное предвидение социального развития общества в целом, а также его отдельных структур и подсистем.

12 стр., 5695 слов

Социология как наука об обществе. Предмет и объект социологии

... социальных фактах, отражающих фактуру общества и процесс ее изменения. Такие данные собираются преимущественно эмпирическими методами (опросы, наблюдения, анализ документов, эксперименты). Прикладную социологию ... предполагает формулировку проблемы исследования, определение объекта (т.е. социальных носителей проблемы), предмета изучения, постановку цели и задач исследования .Методическийраздел ...

Принято выделять два типа социальных прогнозов: нормативный и поисковый.Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социальных тенденций? Внормативном же определяются пути и сроки достижения желаемого состояния объекта.

Социальное проектирование состоит в разработке моделей конкретной организации объекта и определении перспективных параметров ее функционирования.

Организационно-технологическая функция обеспечивает создание и внедрение в практикусоциальных технологий,которые выступают составным элементом прикладной социологии.

Управленческая функция связана с проблемами управления социальной системой. Исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях выступают результаты социологических исследований, прогнозы и методики.

Инструментальная функция состоит в разработке собственно социологических методов познания, анализа социальной реальности.

 

Психологическая структура личности. Социальная структура личности

 

Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосознание.

Существует три составляющих характера. Одна составляющая включает систему нравственных качеств человека. Ко второй относятся волевые качества. К третьей — эмоциональные качества. Все три составляющих образуют систему отношений к людям, делу, себе, вещам. Способности — это психические свойства личности, обеспечивающие успешное овладение какой-либо деятельностью. Изучение способностей необходимо для познания интеллекта человека и определения его пригодности к какому-либо определенному виду деятельности. Обычно выделяют общие и специальные способности. К общим способностям относят общую склонность человека к труду, работоспособность, богатство воображения, легкость запоминания. Сюда же включают широту, глубину, логичность и гибкость ума и т. д. Общие способности необходимы для достижения успеха в любой деятельности. Специальные способности нужны для успешной работы в каком-то определенном виде деятельности. Среди них следует выделить педагогические, управленческие, лингвистические, организаторские способности и т. д. К специальным способностям относятся также познавательные, творческие, диагностические способности. При оценке людей важно определить наличие и уровень развития у них способностей. Высший уровень развития способностей называется талантом.

3 стр., 1465 слов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. ………...3 ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ ДЕТЕЙ …………………..........5 1.1. Нормативно-правовая основа деятельности учреждения в сфере социальной защиты детей……………………............................. ……………………….5 1.2. Виды учреждений осуществляющих социальную защиту детей ...

 

Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как самодеятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием «субъект деятельности». Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

 

Совокупность связей, возникающих между индивидами в процессе их взаимодействия, называют индивидуальными (или межличностными) отношениями.

Такие связи приобретают устойчивый и длительный характер в тех случаях, когда они обусловлены коренными интересами не только отдельных личностей, но и целых со­циальных групп (экономическими, политическими, культурными и т.д.), и несут на себе печать тех социальных статусов и ролей, кото­рые выполняют данные индивиды и группы в обществе.

Социаль­ные отношения — это совокупность многообразных связей, возни­кающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политиче­ской, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих соци­альных статусов и ролей.

Существует четыре основных отличия официальных отно­шений от неофициальных:

1) наличие у первых и отсутствие у вторых определенной нор­мативности, т.е. их регулирование определенными нормами — право­выми, нравственными и т.п.;

2) в отличие от неофициальных, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т.е. остаются теми же самыми (покупатель — продавец, например), независимо от того, кто является их носителем;

3) в отличие от неофициальных, официальные отношения тре­буют обучения;

11 стр., 5043 слов

Анализ типологии, структуры и признаков социальных организаций

... структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, предписанных данной социальной организацией. Такого рода систему отношений в социологии управления принято называть формальной организацией См. там ...

4) в официальных отношениях между людьми выбор осуществ­ляется редко, а в неофициальных отношениях именно личностный выбор играет решающую роль.

Широко распространенным типом социальных отношений являются субординационные отношениямежду руководителями и подчиненными. Они реализуются в нескольких разновидностях. Ос­новными типами таких отношений являются:

1) бюрократические (от франц. бюро — канцелярия и греч. кратос — власть) отношения, при которых начальники принимают реше­ния, а подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя букве рас­поряжений;

2) патерналистские (от лат. патер — отец) отношения, при ко­торых четко выражена иерархичность отношений, а права «хозяина», который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы; .

3) фратерналистские (от лат. фратер — брат) отношения, при которых иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается, господствует стремление принимать решения коллеги­ально, после их коллективного обсуждения;

4) партнерские (от франц. партнер — участник) отношения, при которых решения принимаются на основе совместного обсуждения, руководитель не приказывает, а координирует общие действия.

В процессе функционирования системы управления склады­ваются шесть основных типов социальных отношений. Они таковы:

1. Служебные отношения характеризуются несимметрично­стью, поскольку существует односторонняя зависимость подчинен­ного от начальника.

2. Функциональные отношения отличаются от первых тем, что функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект (например, дирек­тор учреждения и его юрисконсульт или советник),.

3. Информационные отношения связаны с односторонними или взаимными процессами информирования для осуществления должно­стных обязанностей.

4. Технические отношения заключаются в том, что каждый со­трудник должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе невозможно добиться согласованной и эффективной деятельности.

5. Специализированные отношения складываются между управляющей подсистемой или ее отдельными звеньями со специали­зированными компонентами, звеньями, участками (например, секрет­ный отдел, спец. службы).

6. Иерархические отношения — это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках управляющей лестницы, при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню управления

4 стр., 1501 слов

изучить проблему личности в управлении.Влияние психологических особенностей личности руководителя на эффективность управления

... Теоретический анализ проблемы личности в управлении 1.1 Понятия управления и руководства Понятие «управление» относится к междисциплинарным ... осуществляют руководители и управленцы различных уровней. Социальное управление – воздействие на общество с целью ... Эффективность руководства», «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири, «Личный профиль власти», «Шкала макиавеллизма личности») и ...

 

 

Понятие и функции социального управления.

Управление – это функция специфического органа организа­ции, которая обеспечивает направление деятельности всех без ис­ключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей. Например, отдел в государственном учре­ждении имеет нормы и правила, по которым регулируется рабо­чее время сотрудников, количество и качество их работы, отно­шения с другими отделами и т.п. Руководство отделом, выпол­няя функцию управления, контролирует соблюдение этих норм и правил, применяя методы вознаграждения или наказания.

Впервые характеристики управления организации были опре­делены Г. Файолем, одним из основателей научной теории управ­ления. По его мнению, наиболее общими характеристиками являются:

— планирование общего направления действия и предвидение;

— организовывание человеческих и материальных ресурсов;

— выдача распоряжений для удержания действий работников в оптимальном режиме;

— координация различных действий для достижения об­щих целей;

— контролирование поведения членов организации в со­ответствии с существующими правилами и нормами (См.: Сх. 2).

 

Одна из современных систем управленческих функ­ций может быть представлена следующим образом:

1) деятельность как руководителя и лидера организованного объединения, интеграции членов организации;

2) взаимодействие – формирование и поддержание контактов;

3) восприятие, фильтрование и распространение информации;

4) распределение ресурсов;

5) предупреждение нарушений и управление текучестью кад­ров рабочих;

6) ведение переговоров;

8 стр., 3738 слов

Человек как личность 4

Несомненно, проблема человекаявляется одной из сложнейших, хотя множество различных наук с разных точекзрения рассматривали этот вопрос. “Пальму первенства” в области изучения человекаследует отдать философии, как науке древней и повсеместно распространенной. Среди важнейших мировоззренческих вопросов,которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных местзанимали проблемы ...

7) проведение инноваций;

8) планирование;

9) контроль и направление действий подчиненных.

Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов.

Первый из них – целенаправлен­ное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление, составляет ядро управления.

Второй компонент управления – социальная само­организация, т.е. спонтанные процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы).

Оба названных компонента образуют третийорганизацион­ный порядок, включающий в себя как продукты «прошлого» уп­равленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в кол­лективе, «деловых обыкновений».

В этом смысле проблематику управления составляют такие актуальные пробле­мы, как

— взаимосвязь формальной и неформальной структур,

— отно­шения «руководство-подчинение»,

— участие исполнителей в выра­ботке общих решений,

— соединение личных, групповых и общеор­ганизационных целей,

— оценка руководителей,

— адаптация персона­ла и др.

В последние годы стали активно разрабатываться также социологические проблемы управления техническими и организа­ционными нововведениями, формированиями гибких организа­ционных структур, управленческого консультирования.

Объекта­ми управления являются индивид, группа, организация, другие социальные образования и процессы.

Методы управления – это комплекс социальных методов це­ленаправленного воздействия на работников, группы и коллективы.

На каждом указанном уровне управление сталкивается со спе­цифическими проблемами, а значит и вырабатывает соответствую­щие методы, одни из них применимы в каждом из трех случаев, применение других ограничено каким-либо одним случаем.

По отношению к отдельному работнику предприятия можно выде­лить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:

а) прямое (приказ, задание);

б) через мотивы и потребности (стимулирование);

в) через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.);

г) через окружающую социальную среду (изменение условий тру­да, статуса в административной и неформальной организации и др.).

24 стр., 11807 слов

Особенности и проблемы взаимодействия личности и общества, личности и коллектива, личности и группы

... внимание. Важнейшими факторами формирования личности выступают окружающая среда и общество. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не ... процесс приобретения ею определенного статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Статус (в социальной психологии) -- положение личности в системе межличностных отношений, ...

1.3. Отношения «руководство-подчинение».

Понятие «руководство» близко к понятию «управление» и используется для выделения особого типа организационных отношений, а именно работы ру­ководителя с подчиненными в непосредственном контакте по ре­шению служебных задач.

Исходя из этого, социологический подход предполагает анализ руководства как особого, триединого отношения между людьми в организации.

Во-первых, руководство – это отношение между разными статусами,.

Во-вторых, руководство – это и отношение между отдельными рабо­чими функциями общего трудового процесса: одной – более «об­щей», другой – более «частной»

В-третьих, руководство – это так­же отношение между личностями, специфический тип общения.

Возможны два способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный, мотивирующий (через стимулы).

В процессе руководства проявляются личные особенности ру­ководителя, поэтому складываются разные стили руководства. Стиль руководства можно обозначить как систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с под­чиненными, в способах решения деловых проблем.

Различают следующие основные разновид­ности стиля руководства: авторитарный – руководитель не счита­ется с мнением подчиненных, навязывает им свою волю; демокра­тический – подчиненные привлекаются к выработке общих ре­шений: слабый – руководитель самоустраняется от руководства, его влияние в коллективе незначительно, слабо выражено. Стиль руководства тесно связан с культурой управления.

 

5. Социальный статус личности, социальные роли личности.

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

Социальный статус

Взаимоотношения и связи людей в социальной структуре описываются при помощи понятий «роль» и «статус». Социальная роль и социальный статус являются очень близкими понятиями. Но если термин «роль» применяется к тому, как себя ведет человек, т. е. к его поведению, то термин «статус» соотносится с социальной системой и тем положением, которое занимает в ней человек.

Статус — определенное положение человека в обществе. Обычно у человека несколько статусов, которые характеризуют его с разных сторон. Главным статусом, определяющим положение человека в обществе, является его профессия, точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор).

Различают следующие виды статусов:

1. Предписанный (прирожденный) статус — пол, национальность, раса, место рождения, социальное происхождение (из служащих, из рабочих и т. д.).

Этот статус, полученный не по своей воле.

2. Достигаемый статус (приобретенный) — это статус, который человек приобретает благодаря собственным усилиям. Это статусы президента, студента, супруга и т. д. [3, с. 52].

3. Формальный статус — официально, документально оформленный и закрепленный (директор, пенсионер, студент и т. д.).

4. Неформальный статус — не требующий формального закрепления (друг, лидер группы) [4, с.40].

5. Генеральные (всеобщие) статусы. Первый из них — это статус человека, его права и обязанности, другой статус — член общества, государства (статус гражданина).

Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности [5, с. 64-65].

Все статусы человека находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Чаще всего особое значение имеет статус, связанный с профессией и работой. Иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации общества. Ранжирование статусов связано с социальным престижем функций, закрепленных за тем или иным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре и общественном мнении. Социальный престиж статуса притягивает людей активных, амбициозных, от которых общество ожидает осуществления типичного набора действий, типичного набора качеств для исполнения определенных функций. Ожидаемое поведение, норма поведения личности определенного статуса представляет собой социальную роль

Решение ролев. конфликтов.

При разрешение различных типов ролевых конфликтов, в первую очередь, очень полезным может оказаться внедрение ряд управленческих решений.

Под разрешением (преодолением) внутриличностного, в том числе ролевого конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение ролевого конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение ролевого конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.Хорошими способами профилактики ролевых конфликтов являются беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; психологические меры по выстраивание отношений по типу пристройки, отказ от использования поведенческих конфликтогенов превосходства, агрессии, эгоизма; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров с общение. Это ведет к взаимному принятию ролей другого человека, то есть принятию человека таким, каким он есть. Последнее условие в особенности важно, так как непринятия человека и его ролей — это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов. Взаимную коррекцию ролевых ожиданий можно осуществить используя психодраматическую технику «обмена ролями». Партнеры в общении поочередно играют роль себя и своего партнера, имея возможность «посмотреть» на себя со стороны и побыть в образе другого человека.

Четвертая характеристика — гипертекст.

Кроме того, в гипертекст

вписывается еще одна важная характеристика — мультимедийность.

Мультимедийность— гипертекст в самом широком его понимании, где в текст

вписаны: и изображение, и звук, и динамика движения, то есть самые

различные информационные среды.

Пятая характеристика — архивность. Это означает, возможность сохранения

информации на серверах, доступной продолжительное время и при этом

ретроспективно в режиме оперативного поиска.

Шестая характеристика — автоматическая обработка текста. Это означает не

только возможность передачи и сохранения нужного текста, но и его первичное

структурирование и компьютерное оперирование с этими структурами.

Седьмая характеристика — иной принцип коммерциализации (рекламы, промоушн).и практического применения.

Подводя итог, отметим, что в социологии целесообразно рассмотрение интернета именно с точки зрения его

— институционализации,

— как сложной саморазвивающейся и самоорганизующейся

— децентрализованной системы,

— не имеющей иерархии,

— с доминирующими горизонтальными отношениями и

— способной к спонтанному образованию и развитию сложных упорядоченных структур.

7.«Понимающая» социология М. Вебера

Социологическая док­трина, развиваемая Максом Вебером (1864-1920), наполнена скепти­цизмом по отношению к социологическим всеобщностям и сконцен­трирована на изучении социальных действий и отношений конкрет­ных индивидов. Только таким образом можно понять дей­ствительные механизмы реального поведения индивидов и их общно­стей и превратить социологию в понимающую и объясняющую науку.

Важнейшая категория веберовской социологии — социальное действие обладает тремя отличительными признаками:

1) наличие действующего индивида;

2) осмысленность предпринимаемого действия;

3) социальная ориентированность действия на других людей.

С точки зрения мотивации и уровня рациональности, осмыс­ленности вся совокупность социальных действий может быть подраз­делена на четыре основных типа:

1) целерационапьное,

2) ценностнорациональное,

3) традиционное,

4) аффективное действие.

Высшим уровнем рациональности, разумной осмысленности обладают целерациональные действия, в которых поведение ориенти­ровано на цель, рационально соотнесены средства к целям и побоч­ным результатам и четко выделено отношение различных возможных целей друг к другу. Рационально осмысленным является и второй тип — ценностнорационалъные действия на основе личных убеждений индивида о долге, достоинстве, красоте.

Третий тип — традиционные действия находятся на границе ос­мысленности, а нередко и за ее пределами и основаны на длительной привычке, навеянной индивидам традициями, обычаями.

Чет­вертый тип — аффективные действия чаще всего находятся за преде­лами осмысленности и совершаются индивидами в состоянии аффек­та — страха, гнева и т.п.

С социальными действиями, в понимании М. Вебера, орга­нически связаны социальные отношения, под которыми понимается поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это.

В веберовской социологической концепции очень важное значение придается категории «организация», отличительный признак которой заключается в наличии административного персонала, посто­янно ответственного за поддержание устойчивости организации и координирование деятельности ее членов. Для обозначения этих ад­министративных аспектов организации применяется термин «бюро­кратия», который обозначает усилия, необходимые для поддержания и функционирования организации, эффективности выполняемых ею функций и усилий, направленных на достижение ее целей.

Теория рационализации, модифицированная в учении об ор­ганизациях и институтах, подводит М. Вебера к осмыслению явлений господства, подчинения и власти, зани­мающих главенствующее положение в политике. Концентрирован­ным воплощением господства и власти является государство, кото­рое, по его словам, «есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство».

М. Вебер выделяет 3 основных типа легитимного, т.е. закон­ного господства:

1) «традиционное» господство, базирующееся на авторитете «вечно вчерашнего», т.е. власти, передаваемой по наследству — от князя или короля его наследнику;

2) господство в силу веры большинства общества в обязанность легальных установлений, достигаемое путем избрания во время выбо­ров в демократическом обществе;

3) авторитет необычного личного дара, которым обладает носи­тель харизмы, т.е. необычной способности человека оказывать маги­ческое воздействие на других людей и властвовать над ними.

 

Интернет как коммуникационная среда.

Исходной конфигурацией теорий взаимодействия является понятие «массовая коммуникация», Дж. Г. Мид в русле этих рассуждений рассматривал общество как результат совокупности процессов взаимодействия индивидов друг с другом.

И вот П. Лазарсфельд и Р. Мертон разразились в 1948 г. своей быстро завоевавшей известность статьей об опасности установления «психологической монополии» масс-медиа.

Теперь для исследователя принципиально важным оказывается учет «двухступенчатого» характера взаимодействия и массовой коммуникации, особенно в СМИ-среде.

Интернет выступает в качестве предмета междисциплинарных исследований в различных областях гуманитарного знания как фундаментальных (философия, социология, психология, педагогика, информатика, политология, юриспруденция, экономика, культурология, лингвистика и др.), так и в относительно новых прикладных направлениях развития научной мысли, например коммуникативистика (Communication Science), управление интернетом (Internet Governance), киберпсихология (CyberPsychology), интернетика, интернет-эвристика и т.д.

 

В социологии в настоящее время сложились два основных подхода к изучению интернета.

Первый направлен на выявление социальных условий и предпосылок влияющих на институционализацию интернет-пространства как отдельную, относительно автономную сферу общественных отношений.

 

Второй подход ориентирован на выявление и оценку последствий воздействия интернета на деятельность других социальных институтов и организаций, на раскрытие влияния специфических характеристик интернет-пространства как особого вида социальной реальности на современное общество.

 

Отсюда и 2 основных концепции понятия «интернет»:

— технократическая (глобальная сеть компьютерных ресурсов с коллективным доступом на основе использования единой стандартной схемы адресации, высокопроизводительной магистрали и высокоскоростных линий связи с главными сетевыми компьютерами и т.п.) и

— социально-философская (всемирное информационное пространство; сложный многомерный социокультурный феномен; дефинициями понятия выступают — средство массовой коммуникации; информационно-коммуникативная медиасреда; виртуальное пространство и др.).

 

Вместе с этим, многие авторы, имея в виду интернет, говорят лишь о Всемирной информационной сети или Всемирной паутине (World Wide Web) и протоколе передачи данных HTTP, не принимая при этом во внимание другие интернет-сервисы и ресурсы, такие как электронная почта (e-mail); файлообенные сети (Kad, eDonkey, Overnet); службы мгновенных сообщений (ICQ, MSN Messenger, Jabber); группы новостей (Usenet, эхоконференции Фидонета); электронные платежные системы (WebMoney, PayPal); интернет-системы документооборота («Контур-Экстерн», «Такском-Спринтер»); IP-телефонию; интернет-радио и интернет-телевидение; подкастинг; RSS-каналы; IRC (Internet Relay Chat); FTP (File Transfer Protocol); Gopher и т.д. Не следует также забывать, что в некоторых случаях, говоря об интернете, подразумевается название конкретной компьютерной сети, наряду с FidoNet, BitNet, Earn, RUNNet и др., и в таком случае интернет выступает именем собственным и требует написания с заглавной буквы (сеть Интернет).

 

 

Выскажем мнение, что кроме тех случаев, когда имеется в виду название сети, интернет следует понимать не как международную [inter(national) + networks] сеть, а именно как [inter(connected) + networks], т.е. объединение, сопряжение, взаимосвязь коммуникационных сетей.

 

Такой подход дает основание рассматривать интернет как систему, включающую совокупность унифицированных методов, средств и технологий, обеспечивающую коммуникацию с целью обеспечения разнообразных взаимодействий по виду и содержанию и ориентированную на коллективное использование общесетевых аппаратных, информационных и программных ресурсов.

 

Такое представление требует уточнения базовых понятий соответствующего концепта: «интернет-пространство», «интернет-среда», «интернет-сообщество», «интернет-аудитория», «интернет-пользователь» «интернет-коммуникации», «интернет-ресурсы», «интернет-культура», «интернет-услуги» и др. Так же необходимо разграничить нередко использующиеся в качестве синонимов дефиниции «киберпространство», «виртуальная реальность», «виртуальное пространство» и т.д.

 

Некорректо использовать по отношению к интернету термина «киберпространство» (англ. «cyberspace»), введенного в обиход канадским писателем-фантастом Ульямом Гибсоном в новелле «Сожжение Хром» в 1982 г., учитывая, что приставка «кибер» происходит от греческого слова kybernetes ~ кормчий, рулевой.

Рассуждая о виртуальной реальности и виртуальном пространстве необходимо отметить, что в науке не прекращается полемика вокруг осмысления концепции виртуальной реальности.

Виртуальная реальность, в широком смысле слова, ~ мир, не имеющий физического воплощения, субъективное восприятие и видение некоторой реальности.

 

Во-первых, интернет-коммуникация вполне реальна, так же как и информация, находящаяся в интернете. Нередко общению в интернет-сообществах предшествует обязательная регистрация и идентификация потенциального участника

Во-вторых, в интернете есть действительно виртуальные участки пространства, например, онлайн игры, или сообщества, в которых участники могут играть несколько социальных ролей, и наоборот, за множеством пользователей может стоять один человек.

Все сказанное подталкивает к мысли о некорректности использования термина «виртуальное пространство» по отношению к интернету на том основании, что виртуальное пространство является частью большего пространства, в котором взаимопересекаются и взаимодополняются как реальное, так и виртуальное.

 

В тоже время, необходимо отметить целесообразность использования дефиниции «виртуальная реальность» в тех случаях, когда имеется в виду технически конструируемая при помощи компьютерных средств интерактивная среда порождения и оперирования объектами, подобными реальным или воображаемым, на основе их трехмерного графического представления, симуляции их физических свойств, способности воздействия и самостоятельного присутствия в пространстве, а также создания средствами специального компьютерного оборудования эффекта присутствия человека в этой объектной среде.

 

Для описания социальной определения интернета предлагается использование дефиниции «интернет-пространство».

По нашему мнению, интернет-пространство ~ это открытое целостное образование, не имеющее четких границ, создаваемое взаимодействующими индивидами, акторами, социальными группами и организациями, объединенными опосредованными социальными взаимосвязями и отношениями при помощи компьютерных и аналогичных им коммуникационных технологий.

 

Не следует путать интернет-пространство с интернет-средой, которую можно определить, как совокупность технических, функциональных, информационных, социальных, экономических, юридических компонентов, обеспечивающих существование, функционирование и деятельность индивидуумов и групп пользователей различных компьютерных информационных сетей.

 

Под интернет-аудиторией понимается неоднородная социальная общность, характеризующаяся общим предметом восприятия и отсутствием видимой значимости связей между индивидами и группами пользователей, использующую информационные и коммуникационные ресурсы и возможности интернета.

 

Интернет-пользователь, в таком случае, это индивид, имеющий доступ и пользующийся в качестве инструмента для решения различных задач (деловых, учебных, развлекательных) информационными и коммуникационными сервисами и службами интернета.

 

Личность как уникальная социальная система

 

Любая проблема, изучаемая социологией, оказывается сопряженной с проблемой личности. Но следует выяснить различия в тер­минах: человек, индивид, личность.

Когда употребляется термин «че­ловек», то обычно имеется в виду понятие, охватывающее всех людей: мужчин и женщин, стариков и детей, чернокожих, желтокожих и белых; указывает на качественные отли­чия людей от животных (обладание сознанием, речью, совместный труд и т.п.), но ничего не говорит о социально обусловленных разли­чиях между самими людьми.

Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологиче­скими особенностями — определенным темпераментом, характером, спецификой памяти, чувств, способностей и т.п.

Когда употребляется понятие «личность», то имеются в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируют­ся, развиваются и реализуются только в совместном бытии с другими людьми, такие, например, как достоин­ство, мужество, доброта или трусость, подозрительность, зависть и т.п.

Социальные качества личности — это совокупность социаль­но-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодейст­вия с другими людьми в конкретных социально-исторических усло­виях и обстоятельствах.

Наиболее значимые социальные качества личности таковы;

1) Самосознание — выделение индивидом самого себя из окру­жающей социальной среды, осознание себя как «Я», противостоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними.

2) Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возмож­ностей, способностей, места, занимаемого среди других людей.

3) Активность — способность личности производить самостоя­тельно, энергично и интенсивно социально значимые действия.

4) Интересы — постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности. 5) Направленность — совокупность устойчивых мотивов, ори­ентирующих деятельность личности, независимо от социальных си­туаций, в которых она находится к достижению вполне определенной цели.

6) Убеждения — личностные социально-психологические по­требности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действитель­ности и побуждающие его поступать в соответствии с ними.

7) Установка — социальная характеристика личности, выра­жающая ее готовность к активной деятельности в определенной важной для ее сфере социальной действительности — в эконо­мической, политической, научной и т.п.

Личность обладает определенной социально-психологической структурой, элементами которой являются её же свойства:

1) Целостность — взаимообусловленность, соподчиненность социальных качеств, составляющих в своей сово­купности ее сложную внутреннюю структуру.

2) Открытая социальная система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей социальной средой.

3) Динамически изменяющаяся система, находящаяся в про­цессе изменений и развития.

4) Самопознающая система, т.е. постоянно познающая сама себя в сопоставлении с другими людьми и их поступками.

5) Саморегулирующаяся система, которая сама себя организу­ет, самоактуализирует, проектирует и осуществляет свой собствен­ный жизненный проект.

6) Саморазвивающаяся система — не только приспосабливаю­щаяся к внешнему миру, но и изменяющая его своей целенаправленной активностью, а вместе с тем изменяющая и самое себя.

Социологи выделяют несколько типов личности:

1) Модальная личность — это наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определенной культуре, доминирующей в данном об­ществе (общности).

2) Базисная личность — это тип личности, нормативный для данного типа культуры или социального слоя.

3) Маргинальный тип личности — человек, поставленный усло­виями жизни общества или жизненными обстоятельствами на грань двух культур или жизненных стереотипов.

4) Реактивная личность — такой тип личности, которая в своих основных чертах и поступках зависит от разнообразных внешних влияний, из которых оказывается не в состоянии выделить наиболее существенные, важные; вследствие этого чаще всего «плывет по тече­нию», а в своих неудачах винит сложившиеся обстоятельства.

5) Проактивная личность — тип личности, способной в любых обстоятельствах активно проводить в жизнь свою собственную ли­нию поведения, меньше испытывать на себе влияние окружающих, а больше оказывать влияние на них и на внешние обстоятельства, до­биваясь собственных целей в жизни. Такого человека обычно не пу­гают трудности, он готов их преодолевать.

6) Криминальная личность — широко распространенный в кри­зисных и переходных состояниях развития общества тип человека, знающего, как правило, основные нормы, законы, правила поведения, но нарушающего их в угоду личных корыстных устремлений.