Психологическая теория коллектива.

Традицией исследования коллектива в отечественной науке имеет два источника.

1.В работах Маркса впервые была высказана мысль о том, что коллектив — специфическая форма организации людей социалистического общества. Для Маркса подлинная коллективность невозможна в условиях существования антагонистических классов, коллективный труд как труд свободный основан на общественной собственности.

2.Активные исследования коллектива в различных отраслях обществоведения в 20-30-е годы. Проявило себя и в обыденном употреблении самого понятия «коллектив». Широкое значение этого понятия, распространенное в нашем обществе, относится практически к любым группам в рамках отдельного предприятия, учреждения, отрасли промышленности, географического района и т.д.

Что же касается разработки проблемы в истории отечественной науки. Важнейший признак коллектива, по МакаренкоА.С., — это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Важнейшим условием движения вперед является непрерывное развитие тех самых общественно значимых целей, ради которых создан коллектив. Цели коллектива должны соответствовать общественным.

Признаки коллектива: объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели; наличие добровольного характера объединения, целостность( с опр. организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления);форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Стадии и уровни развития в психологической теории коллектива:

Психологическая теория коллектива, разработанная А.В. Петровским (Психологическая теория коллектива, 1979).

3 слоя.

1.Непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости;

2. отношения опосредуются характером совместной деятельности;

3. ядро группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

Главная идея всей концепции, а именно положение о том, что «деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива» (Петровский, 1979. С. 206).

С этой точки зрения были внесены уточнения в анализ многоуровневого строения группы, Авторы предпочитают в последней редакции рассматривать уровни групповой структуры в обратном порядке:

5 стр., 2074 слов

Развитие рефлекторной теории в трудах Д. Гартли

... очень характерной приметой психологии XVIII века. 1. Развитие рефлекторной теории в трудах Д. Гартли 1.1 Поведение и ... относится понятие «психика». Она рассматривается как продукт деятельности головного мозга. Основателем психологии как науки считается Аристотель. ... и нейрофизиологии, связанные с различением уровней нервной деятельности. Все эти идейные направления вошли в его психологическую ...

1.Центральное звено групповой структуры образует сама предметная деятельность группы (социально-позитивная деятельность)

Доказать достаточную степень ее развития можно при помощи трех выделенных критериев:
1)оценка выполнения группой основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда);
2)оценка соответствия группы социальным нормам;
3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности.

2. Второй слой групповой структуры представляет собой фиксацию отношений каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам.(ЦОЕ- ценностно-ориентационное единство»),

3.Третий слой, фиксирующий собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.

4. четвертый слой, где фиксируются поверхностные связи между членами группы. Это те же межличностные отношения, однако та их часть, которая построена на непосредственных эмоциональных контактах, где ни цели совместной деятельности, ни общезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.

В зависимости от целей существуют: просоциальные группы ( положительные цели-группа на отдыхе)и высший уровень развития группы –коллектив(преследует общественно-значимые цели);Асоциальные группы по взаимному сговору(отрицательные цели-приступная группировка) высокоорганизованная-мафия.

Группа существует, пока не достигнута цель.

 

 

Влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы

Установлено, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отношении: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается число негативных выборов. Наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов. В качестве косвенного результата было обнаружено, что сам интерес к проблемам межличностных отношений более интенсивно выражен в “неуспешных” группах, поэтому в этих группах снижается продуктивность.

4. Межгрупповые отношения “по горизонтали” и “по вертикали”

1. Отношения между группами “по горизонтали”, то есть между группами, не связанными отношениями подчинения, а существующими как бы “рядом” (школьный класс со школьным классом, бригада с бригадой, если речь идет о малых группах, или нация с нацией, демографическая группа с демографической группой, если речь идет о больших группах, и т. д.).

Вариант этого сечения — взаимоотношения разных, но не соподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т. д.

3 стр., 1393 слов

Понятие, социально-психологическая характеристика группы

... ролевым поведением члена группы и групповыми ожиданиями по отношению к нему СО стороны других членов группы нередко служат причиной возникновения внутригрупповых конфликтных отношений, приводящих в действие групповые санкциив отношении лица, пренебрегающего ...

2. Отношения между группами “по вертикали”, то есть в системе некоторой иерархии: бригада, цех, завод, объединение и т. д.

Этот второй случай логично позволяет включить в проблематику межгрупповых отношений также относительно новый раздел социальной психологии — психологию организации.

В заключение хотелось бы сказать, прежде всего, о том, что характер отношений групп между собой, прежде всего, зависит от качественных условий, в которых группы на тот момент находятся. То есть, если в окружающей обстановке присутствует некий дух соревнования, то нередко может возникнуть легкая враждебность одной группы по отношению к другой. Если же группы сотрудничают между собой, выполняют какую-либо работу вместе, то соответственно, уровень некой враждебности снижается или совсем исчезает. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отношения между группами могут складываться как по линии сотрудничества и взаимопомощи, так и по линии соперничества и даже некоторой вражды.

Групповая идентификацияявляется установкой личности на принадлежность к определенной группе. Человек, отож-дествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.

Групповая идентификация состоит из трех компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого — и регулирует взаимоотношения человека в группе.

Когнитивный компонент установки, который заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами («у нас – так, а у них – так, поэтому у нас лучше»).

Таким образом, в основе групповой идентификации лежат когнитивные процессы (познания окружающего социального мира).

Эмоциональнаясторона групповой идентификации заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти, гордости или стыда. Проявляется эмоциональный компонент в основном через невербалику (мимика, жесты и т. д.)

Эмоциональный компонент групповой идентификации включает в себя два более частных эффекта:

— эффект сопричастности, который выражается в том, что каждый член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы.

— эффект эмоциональной поддержки, который проявляется в том, что каждый член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы.

Третий компонент установки — поведенческий: человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.