Словарь культурологических терминов

Аккультурация— процесс взаимовлияния культур, в резуль­тате чего культура одного народа полностью или частично воспри­нимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консоли­дации. Термин впервые был использован американскими культурантропологами в 1930-х гг.

Аксиология— теория ценностей, философское учение о приро­де ценностей, их месте в социальной действительности и о струк­туре ценностного мира.

Анимизм — 1. Одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в оду­шевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных и растений. 2. Философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

Антропология культурная— научное направление, сформи­ровавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. Получила развитие главным образом в США, где её родоначальником был Ф. Боас. В отличие от антропологии социальной, для неё характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материаль­ных отношений. Антропология культурная выдвигает на первый план вопросы динамики развития культуры, механизмы ее передачи от поколения к поколению. Задача антропологии культурной — построить теорию человека как творца и носителя культуры, требует учитывать изменчивость его сущности в конкрет­но-историческом многообразии культур, стремится в анализе человека опираться не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию.

Антропология социальная— исследует функционирование социальных институтов и функциональную интеграцию социаль­ных структур; сформировалась в XIX-XX вв. в основном в Англии и Франции под влиянием идей У. Риверса, А.Р. Рэдклифф-Брауна, Б. Малиновского. В западной литературе считается, что антропо­логия социальная отличается от этнографии и этнологии большей теоретичностью, а также тем, что не ограничивается описанием фактов. В то же время антропология социальная отличается и от социологии тем, что главной своей задачей считает понимание общества как целостности.

Во второй половине XX в. происходит сращивание социаль­ной и культурной антропологии в рамках общей социокультурной антропологии.

Артефакт— 1. Процесс или образование, не свойственные объек­ту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства.

14 стр., 6529 слов

Язык социальных сетей как социокультурный феномен

... годы. Противники виртуального общения бьют тревогу, утверждая, что социальные сети убивают коммуникабельность и даже культуру слова. Слово - ... - сообщества, но и серьезно влияет на речевое поведение всего общества в целом. Язык становится не только средством общения, ... части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса. Недостаточность или невозможность передачи в ...

Архетип— прообраз, первичная форма, образец. В широкий обо­рот термин ввёл К. Юнг, для которого архетип — врождённые психические структуры, которые являются результатом историче­ского развития человечества. Архетип соотносится с коллектив­ным бессознательным. Согласно К. Юнгу он выступает основой твор­чески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художе­ственного воображения.

Ассимиляция— процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с кото­рой они находятся в непосредственном контакте.

Бифуркация— стадия процесса развития, характеризующаяся образованием двух или нескольких возможностей дальнейшего движения процесса.

Бихевиоризм — теорети­ческое направление в психологии, возникшее в конце XIX-нача­ле XX в. и сделавшее основным предметом изучения поведение организма в среде. Поведение в целом рассматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредственным следствием воздействия на него внешних стимулов.

Боди-арт — художе­ственное направление, использующее в качестве «материала» тело, телесность, позу, жест.

Буддизм — одна из трёх мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V в. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Распространён в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма — «учение о четырёх благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа.

Вера— это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом пове­дении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она выступает важным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

Вестернизация— процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.

Видео-арт— одна из форм современ­ной художественной жизни. Возник в 1960-е гг. Продуктами явля­ются не материальные предметы, а визуальные или аудиовизуаль­ные «не-объекты», создаваемые с помощью телевизионной техники, лазерных или голографических установок.

Виртуальная реальность— искусственно созданная компью­терными средствами среда, в которую можно проникать, меняя её изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.

15 стр., 7140 слов

Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов ...

... так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Проблеме способам и методам развития познавательных процессов были посвящены исследования: Божович Л.И., ...

Вторичные моделирующие системы («вторичные языки куль­туры», «культурные коды»)— языки, «надстраивающиеся» над пер­вичными знаковыми системами культуры и образующие семиоти­ческие системы более высокого уровня. Ими являются языки та­ких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет и др.

Гармония — эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевлённую гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.

Генезис— процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропосоциогенез», «антропогенез» и др.

Герменевтика— традиция и способы толкования многознач­ных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрожде­ния герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1. Теория и методология истолкования текстов. 2. Течение в философии.

Гиперреализм— художественное направление в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении дей­ствительности, стремящееся восстановить утраченную в модерниз­ме жизненную конкретность художественного языка за счет ими­тации образов фотографии.

Глобализация— процесс перераста­ния какого-либо явления в явление мирового масштаба и его транс­формации во всемирную целостную среду.

Глобальные проблемы современности— совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путём ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах) и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах, предот­вращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами; предотвращение непосред­ственных и отдалённых последствий научно-технической рево­люции. Некоторые исследователи включают в число глобальных проблем современности также проблемы здравоохранения, образования, социальных ценностей, отношений между поколениями и т.п.

Гуманизм— прогрессивное направление в общественной мысли, характеризую­щееся защитой достоинств и прав личности, её свободного развития, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Деконструкция— преодоление доминировавших в западной культуре более двух тысячелетий метафизических оппозиций ре­альности и знака, вещи и образа, природы и культуры и т.д. с целью выявления опорных понятий бытия. Одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма.

Денотация— предметное значение имен, смысловое содержа­ние знаков (символов)

Детерминизм культурный — философс­кая концепция, рассматривающая культуру как относительно авто­номное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии.

9 стр., 4368 слов

Основные направления и события в процессе реформирования сестринского ...

... зарубежного опыта. Реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях: • проведение научных исследований в сестринском деле; • реформирование сестринского образования; ... и обновление технологий ее ведения. Согласно стратегии Министерства здравоохранения, в процессе реструктуризации медицинской помощи в сельской местности планируется на базе участковых ...

Динамика социокультурная— изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил.

Дискурс— какая-либо фи­лософская или научная концепция, обращённая к читателю или слу­шателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и зна­ка, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в деятельности.

Диффузионизм— теоретическая модель историко-культурно­го процесса; методология культурологических, культурантропологических и этнографических исследований.

Диффузия культурная —распространение особенностей, свойств данной исторической культурой на другие культуры.

Евразийство— направление русской социально-философской и культурологической мысли 1920-1930-х гг., возникшее в среде эмигрантской научной интеллигенции. Пафос теоретической дея­тельности представителей евразийства заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России.

Европоцентризм— культур-философская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превос­ходства ценностей европейской культуры над другими.

Естественные знаки — вещи или явления природы, которые используются для получения информации о других, причинно свя­занных с ними, вещах и явлениях («знаки-признаки»)

Западничество— направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие куль­туры России должно идти по западноевропейскому пути.

Знак— материальный объект (артефакт), выступающий в ком­муникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством куль­туры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивиду­альной и общезначимой информации о человеке и мире в культур­ных текстах.

Знаковая система— совокупность знаков, обладающая внут­ренней структурой, явными (формализованными) или неявными пра­вилами образования, осмысления и употребления её элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.

Золотое сечение («правило золотого деления») — гео­метрическое, математическое отношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. Всякое тело, вещь, геометрическая фигура, отношение частей которых соответствует такому делению, отличаются строгой про­порциональностью, производят наиболее приятное визуальное впечатление. Формулируя правило золотого сечения в качестве непреложного закона архитектуры, скульптуры и живописи, многие теоретики и художники эпохи Возрождения пытались найти иде­альную (абсолютную) геометрическую основу искусства.

Идеал — совершен­ство; совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей; высшая цель деятельности.

Идеализация— отвлечение от реальных свойств предметов и явлений и приписывание последним не принадлежащих им призна­ков совершенства.

12 стр., 5664 слов

Влияние музыки на состояние человека и на процессы формирования личности у детей

... тот факт, что музыка должна быть обязательным элементом в процессе формирования личности человека, обособления его в мире как индивидуума, поиска им ... сначала А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Том 7. - М., Искусство. 1988. 482 с. - С. 302.. И действительно, больше ... её влияние на развитие человека имеет глубокие корни: люди сочиняют и слушают её с тех пор, как зародилась культура. Более 30 тысяч ...

Идеальный тип— теоретическая конструкция, абстрактная мо­дель, не имеющая прямого аналога в реальности и представляющая собой образ-схему изучаемого объекта. Идеальная типизация была предложена М. Вебером для анализа социокультурной реальности, она позволяла упорядочивать эмпирический материал конкретных социокультурных исследований, выявляя причины и характер не­совпадений реальных типов от идеальных.

Идентичность— психологическое представление человека о своём «Я», характеризующееся субъективным чувством индивиду­альной самотождественности и целостности.

Игра— форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертыва­ется либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (Й. Хейзинга, Д. Лихачёв) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и т.д.

Иконические знаки— «знаки-образы», обладающие сходством с предметами, которые они обозначают.

Инкультурация— процесс освоения человеком-членом конк­ретного общества — основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в пове­дении и мышлении.

Инновация культурная — впервые появляющиеся в данной культуре (обществе) объекты, институты, черты, нормы, ценности и т.п. в результате изобретения или заимствования из других культур.

Интеграция культурная— процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокуль­турными группами и историко-культурными образованиями.

Интернет— глобальная система коммуникации, передачи и хра­нения информации, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства.

Информационная культура— 1.Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе. 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках ин­формации.

Иррационализм— философское направление, ограничивающее или отрицающее воз­можность процесса разумного познания действительности.

Ислам (мусульманство) — одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII в. в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама счита­ется Мухаммад, которого, по преданию, Аллах избрал своим «пос­ланником», пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие — вера во всемогущего единого Аллаха), признание Корана вечной, несотворённой священной книгой, вера в воскресение мёртвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов. Ислам переносит поиски чело­веческого счастья на небо. Не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделённость духовной и светской власти, религии, политики и государства.

11 стр., 5327 слов

Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности

... а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и ... это единый процесс отражения действительности, включающий в себя все формы психической деятельности человека: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, чувства и волю. В структуре сознания ...

Искусство— неотъемлемая составная часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения действитель­ности общественным человеком, формирующий и развивающий способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Появляясь на самых ранних стадиях развития общества, оно постепенно складывается как самостоятельная форма обществен­ного сознания, способ осознания мира и средство духовного развития людей. Искусство отличается полифункциональностью, т.е. выполняет в обществе различные социальные функции: познавательную, гедонистическую (гедонизм — наслаждение), эсте­тическую, воспитательную, коммуникативную (средство общения) и др. Во всяком искусстве большую роль играет материал, в котором художественный образ воплощается и приобретает реальное сущес­твование. Вещественная сторона искусства, техника обработки материала существенным образом влияют на характер произведения искусства. В настоящее время существуют следующие виды худо­жественного творчества: архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись, графика, художественная фотог­рафия, литература, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, эстрада, цирк. Границы между отдельными видами искусства не абсолютны, практически они нередко переплетены между собой или сочетаются различным образом. Существуют и другие классификации искусства (пространственные, временные и прост­ранственно-временные; изобразительные и выразительные)

Канон — система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусст­ва.

Катарсис— 1. В «Поэтике» Аристотеля — возвышенное удовлетворение и просветление, кото­рое испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии стра­дание и освободившись от него; позже — духовное очищение и внутреннее освобождение, которые испытывает человек в процес­се общения с высшими образцами культуры. 2. Один из методов психотерапии.

Кинетическое искусство— художественное течение, возникшее в 1950-х гг., ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами.

Кич— этимология слова имеет несколько версий: 1) от нем. музыкального жаргона нач. XX в. — по смыслу «халтура»; 2) от нем. — удешевлять; 3) от англ.- «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления; 4) — специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишённого художес­твенно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект, деталями.

8 стр., 3606 слов

Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое ...

... культуры человека, понимаемой как уровень самопознания и саморегуляции человека в различных сферах жизнедеятельности и рассматриваемой в качестве показателя успешности процессов ... критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам; адекватность психических реакций силе ... легче отыскать в учебниках, чем в повседневной жизни. По сути, все выше сказанное можно отнести ...

Коммуникация социокультурная— процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью переда­чи или обмена информацией посредством принятых в данной куль­туре знаковых систем.

Конвенциональные знаки— искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определённое значение.

Коннотация— вторичный язык по отношению к первичному языку денотации. Коннотация дает возможность обозначить в яв­лениях культуры и искусства не только основные, явно присутству­ющие значения, но и такие сопутствующие значения, которые неяв­но функционируют в сознании общества в виде образов и образ­цов (символических, аллегорических, метафорических по форме)

Контекст — общий смысл социально-исторических и культурных условий, ко­торые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятель­ности человека.

Контркультура— направление развития современной культу­ры, противостоящее атмосфере современного индустриального об­щества, которое получило распространение среди части молодёжи западных стран с конца 1960-х гг.

Креационистский подход— подход в понимании происхож­дения культуры, в основе которого лежит представление о боже­ственном или ином сверхъестественном творении, что свойствен­но теологическому взгляду на культуру.

Культурантропология, культурная антропология— одно из направлений философской антропологии (учения о природе че­ловека), ориентирующееся на построение теории человека как субъек­та культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчи­вость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию и психоло­гию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

Культурные ареалы— зоны территориального распростра­нения определённых локальных культурных типов и черт. Куль­турные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распро­странения каких-либо элементов специализированных культур.

Культурогенез— процесс зарождения культуры.

Легитимация— процесс социального или культур­ного «узаконивания»

Магия— совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия — одна из форм древней духовной культуры.

Маргинальность культурная— 1. Положение и особеннос­ти жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркуль­турные проявления.

Ментальность, менталитет — глубинный психологический уро­вень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем са­мым целостный образ жизни человека или социальной группы.

8 стр., 3652 слов

Речевая деятельность учащихся в системе изучения литературной темы

... культуры, помогающие «прочитать» эпоху. Размышления-диалоги органически вписываются в структуру занятия, дополняют и развивают концепцию учительской лекции. Речевая деятельность ... категории, социально-психологическую характеристику человека, которая комментировалась в ... что привлекает в системе художественных средств. Их ... деятельность школьников эффективно осуществляется и совершенствуется в процессе ...

Мимезис — способ художественного творчества (преимущественно в искусстве), выражающийся в под­ражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов. Мимезис — основа натурализма в искусстве. (Термин введён Аристотелем)

Минимализм— художественное течение, исходящее из минимальной транс­формации используемых в процессе творчества материалов, про­стоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства — определённый заранее результат процесса его произ­водства. Наибольшее распространение получил в живописи, скульп­туре, музыке, театре, кинематографе.

Модерн, модернизм— одно из главных направлений европей­ской культуры сер. XIX-нач. XX в. Вместе с декадансом /декадизмом и символизмом выступает в виде специфического культур­но-исторического комплекса, обладающего и стилистическим, и идео­логическим внутренним единством. Модерн рубежа XIX-XX в. может считаться последней по времени монологичной культурно-исторической эпохой с отчётливо выраженной системой иерархи­чески-ценностных установок, проявляющейся во всех сторонах че­ловеческой деятельности.

Модернизм— термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины XX в. Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искус­ствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной бра­ни с позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому. При таком подходе под модер­низмом могли пониматься самые разные течения и направления художественной практики, часто очень несхожие между собой, механически и формально объединенные в одно целое лишь благода­ря их общей негативной установке к традиционным для новоевро­пейской культуры художественным опытам, открыто заявившим об его неприятии. Модернизм критиковали за отход от традиции, антиреализм, эстетство, пессимизм, формализм, за демонстративное пренебрежение «партийным принципом в искусстве» и т.д.

Морфология культуры— раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существова­ния, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.

Наука— сфера деятельности человека, функцией которой явля­ется выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.

Научно-техническая революция— понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии на­уки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного разви­тия. Начало НТР принято относить к сер. 1940-х-нач. 1950-х гг.

Нигилизм— 1. Полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм. 2. Идейное течение европейской культуры конца XIX-нач. XX в.

6 стр., 2693 слов

Развитие мотивации к математической деятельности в процессе развивающих ...

... определили выбор темы нашего исследования: «Развитие мотивации к математической деятельности в процессе развивающих и обучающих игр» и позволили следующим образом сформулировать проблему ... мотивации старших дошкольников в математической деятельности. Объектом процесс развития мотивации в математической деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе развивающих и обучающих игр. ...

Ноосфера— эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятель­ность человека становится решающим фактором её развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Близкие по содержанию понятия — техносфера, антропосфера, социосфера.

Отчуждение— процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними. Отчужде­ние означает превращение каких-либо явлений и отношений в то, чем они не являются сами по себе, искажение и извращение.

Парадигма— совокуп­ность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определённого времени даёт научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Персонализм— направление в философско-культурологической мысли XX в., исходящее из представления, что первичной ре­альностью и главенствующей ценностью культуры является твор­ческая личность.

Перформанс— публичное создание артефакта по принципу синтеза искус­ства и неискусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Один из ключевых феноменов искусства постмодернизма. Возник в 1970-х гг. Отли­чается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей. Нацелен на расширение сознания публики, более активное включение её в непосредственный творческий акт.

Плюрализм— особая ми­ровоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, форм и принципов познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценностей и ценностных ориентации.

Поп-арт— одно из направлений англо-американского искусст­ва «новой реальности», возникшее в 1950-х гг. Художественный язык адекватен реалиям и мифологемам общества потребления с его культом индивидуального успеха и процветания, пронизан технологической и урбанистической символикой.

Поп-культура— 1.Совокупность неоавангардистских взгля­дов на искусство, сформировавшихся в 1960-е гг. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений; поиск новых форм в искусстве и стиле жизни. 2. Синоним популярности, народности, массовости.

Постмодерн, постмодернизм— в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970-1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакций на новаторство модерна. Авангардистской установке художественного модерна на новизну в пост­модерне противостоит стремление включить в современное искусст­во весь опыт мировой художественной практики путём его цитирова­ния. Постмодернистская эстетическая позиция отказывается от жёсткости и замкнутости концептуальных построений, сознательно игнорирует практики бинарного противопоставления, делая ставку на маргинализацию, открытость, безоценочность и дестабилизацию лю­бых, прежде всего классических, культурно-ценностных ориентации.

Постструктурализм— направление в философском и социогуманитарном знании, получившее развитие в 1960-1980-х гг. в форме критики, преодоления структурализма и его «второй волны». Основные характеристики постструктурализма: деконструкция, децентрация, дискурсивный анализ языка культуры, интерпретация пространства культуры как текста и контекста, стирание простран­ственно-временных границ феноменов.

Прогресс — переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому.

Профессиональная культура— интегративное понятие, отража­ющее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценке одновременно с двух позиций — конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.

Рационализм— система взглядов, ко­торая признаёт основой познания, поведения и мотивации челове­ческий разум.

Релятивизм культурный— умонастроение в рамках европейской культуры, связанное с при­знанием относительности, т.е. ограниченной ценности и истиннос­ти, всех вероисповеданий, нравственных кодексов, научных теорий, философских воззрений и художественных форм. Ревятилизм утверждает множественность культур, разнообразие путей их разви­тия, ценностных систем и культурно-исторических типов.

Рок-культура— явление молодёжной субкультуры, возникшее в Великобритании и США в 1960-е гг. вокруг нового музыкально­го стиля и выражающее нонконформистский пафос. Ядром являет­ся контркультура.

Сакральное— святое, священное. Важнейшая мировоззренческая ка­тегория, выделяющая области бытия и состояния сущего, восприни­маемые сознанием как принципиально отличные от обыденной ре­альности и исключительно ценные.

Семиотика,или Семиология— общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Выступает наукой, изучающей семиозис культуры через жизнь знаков.

Символ— знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несёт в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.

Симулякр— образ отсутствующей действительности, правдо­подобное подобие, лишенное подлинности, поверхностный, гиперре­алистический объект, за которым не стоит никакой реальности. Одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики.

Синергетика— наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом являются механизмы спонтанного образова­ния и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отноше­нии устойчивого неравновесия со средой. В сферу внимания синергетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации — неустойчивые фазы существования, пред­полагающие множественность сценариев дальнейшего развития.

Синкретизм— слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначаль­ную неразделённость, неразвитое состояние чего либо.

Синтез культур— взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличаю­щееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественно определённое содержание и (или) форму.

Социализация— процесс усвоения и активного воспроизвод­ства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценно­стей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных тра­диций, коллективных представлений и верований и т.п.

Социокультурный анализ— метод междисциплинарного изу­чения сложных процессов жизни общества, основанный на историко-аналитических, социологических, социально-фило­софских подходах. В рамках социокультурного анализа культура исследуется в соотнесении с социальным пространством, которое рассматривается в широком смысле слова как внеприродная, связанная с человеческой деятельностью реальность.

Средство массовой информации— средство распростране­ния информации, обращённое к массовой аудитории, доступное для этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на промышленный манер само производство и распространение ин­формации.

Стандартизация— процесс введения единой сетки общеобя­зательных стандартов.

Структурализм— направление в гуманитарных науках (в лингвистике, литературоведении, исто­рии, этнографии и др.), возникшее в 1920-е гг. Использует структурный метод (выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях), а также моделиро­вание, элементы семиотики, формализации и математизации. Струк­турализм трактует культуру как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии, рекламы и т.п.), анализирует закономерности их функционирования, которым бессознательно под­чиняется человек.

Субкультура— особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся соб­ственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами по­ведения.

Сублимация— процесс пре­образования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художествен­ного творчества.

Субъективизм— особое отношение к миру, человеку, к любо­му явлению, при котором преувеличивается и абсолютизируется роль и положения субъекта.

Сциентизм— мировоззрен­ческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественно-научного знания и признаёт за нау­кой право и способность решения всех жизненных проблем. Сциен­тизм утвердился в культуре в конце XIX в.

Текст(в широком семиотическом смысле) — любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодиро­ванную в какой-то знаковой системе социальную информацию.

Техника— совокупность созданных человеком инструменталь­ных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содер­жание человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения чело­века с окружающей средой.

Техногенность; техногенный характер современной цивилизации— выдвижение техники и технологии на первый план, приоритетное, господствующее место в системе накопленных человечеством цен­ностей, составляющих духовное, культурное содержание цивилизации, когда доминирование техники и технологии как ценностных ориентации подчиняет себе все другие стороны жизни людей, а технократизм как стиль мышления становится главным в определении характера и типа цивилизации.

Технократизм— стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, технико-технологической оптимальностью и эф­фективностью, не учитывающий (и даже игнорирующий) гуманис­тические и социокультурные смыслы техники и технологии. Это стиль мышления и действия, при котором техническая деятельность превращается из средства жизни в цель жизни, когда инженерно-техническое мышление и деятельность односторонне ориентирова­ны только на позитивные результаты и последствия техники и технологии, и когда только с этих позитивных технологических позиций, вне всякого «человеческого измерения», оцениваются все другие стороны жизни человека, общества в процессе их историчес­кого развития.

Технологическая культура— степень технологического совер­шенства.

Технология — способ, механизм осуществления любой деятель­ности, любого действия и поведения.

Техносфера— область действительности, для которой харак­терно применение техники. Термин появился в 1940-1950-е гг. Употребляется при характеристике современной цивилизации, для которой специфично проникновение сложной машинной техники во все сферы деятельности.

Типология культур— научный метод, в основе которого ле­жит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам и свойствам.

Тоталитарная культура— официальная культура тоталитар­ных режимов, исторически сложившихся в 1920-1950-х гг.

Тотемизм— комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами (животным или растением, которое представляется предком-покровителем).

Тотемизм был рас­пространён у всех народов мира, пережитки тотемизма сохранились во всех религиях.

Трансавангард — течение постмодернистской живописи, чьё эстетическое кредо заключается в противопоставле­нии неоавангарду, новой живописности, фигуративности, экспрессивности, яркой выраженности личностного начала; установке на эстетическое наслаждение, свободном сочетании художественных стилей прошлого.

Универсалии— термин, обозна­чающий всё то, что по природе своей способно сказываться в еди­ничных вещах.

Универсалии культурные— черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, за­преты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обы­чай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.

Унификация— приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.

Утилитаризм— направле­ние в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравствен­ности. Особенное развитие утилитаризм получил в Великобрита­нии в конце XVIII-нач. XIX в.

Фетишизм— религиозное поклонение материальным предме­там-фетишам, которым предписываются сверхъестественные свой­ства. С помощью фетишизма человек, якобы, может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «чёр­ного камня» у мусульман.

Функциональные знаки— предметы, созданные людьми для каких-либо практических целей, рассматриваемые как носители со­циальной информации.

Харизма— исключительная духовная одарённость человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным людям. Харизматический лидер — человек, наделённый в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.

Христианство — одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени её предполагаемого основателя Христа, возникло в начале I в. в Палестине, в IV в. стало господствующей религией Римской империи. Xристианство как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего причину в Самом Себе; по отношению к которому все существа и предметы являются Его творениями; всё создано Богом из ничего. В основу христиан­ской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в страшный суд; в небесное воздаяние и установление Царства Божьего.

Хронотоп— единство пространственных и временных пара­метров, направленное на выражение определённого культурного или художественного смысла.

Хэппенинг— театра­лизованное сиюминутное действо на импровизационной основе с активным участием в нём аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью, стремящееся к спонтанности, непосредственному физическому контакту с публикой, повышен­ной действенности искусства.

Ценностная ориентация— комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответству­ющих им социально-психологических образований, которые интер­претируются в положительном ракурсе их значений. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интере­сы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, пе­реживания людей.

Школа «Анналов» («новая историческая наука»)— на­учное направление, возникшее во Франции и группирующееся вок­руг журнала «Анналы». Сторонники этого направления настаивали на замене классической «истории-повествования» «историей-про­блемой», т.е. историей, описывающей все существующие в обще­стве связи: экономические, социальные, культурные.

Эволюционизм— направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных измене­ний, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру, культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.

Эзотерический(внутренний) — тайный, скрытый, предназна­ченный для посвящённых, в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания; относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам; противоположность экзотерическому.

Экзистенциализм— философское течение XX в., выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.

Экзотерический(внешний) — не представляющий тайны, открытый, предназначенный для всех; в противоположность эзо­терическому отражает внешний план бытия, его материальные, воплощённые формы, всё видимое, ясное, проявленное.

Энтропия социокультурная— процесс понижения уровня системно-иерархической структурированности, сложности и поли­функциональности культурного комплекса какого-либо сообщества в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т.е. полная или частичная деградация данной локальной культуры как системы.

Эргалический подход— подход в понимании происхожде­ния и сущности культуры, в основе которого лежит представление о решающей роли труда и трудовой деятельности человека, что свой­ственно марксистскому взгляду на культуру.

Эсхатология— религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом или богами и последу­ющей расплате за это.

Этническая группа— часть общества, члены которой осозна­ют себя (или считают, по мнению других) носителями общей куль­туры.

Этногенез— исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных орга­низмов и их специфических этнокультурных систем.

Этнолингвистика (антропологическая лингвистика, линг­вистическая антропология и др.)— наука, занимающаяся ис­следованием связей между языковыми и культурными явлениями.

Этнология— наука о сравнительном изучении культур, в аме­риканской традиции — часть или синоним культурной антрополо­гии, в европейской — аналог социальной антропологии.

Этнос, этническая общность— исторически сложившаяся устойчивая группировка людей — племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения эт­носа — общность территории и языка. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.

Этноцентризм— свойство этнического самосознания воспри­нимать и оценивать различные жизненные явления и процессы сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной эт­нической группы. Этноцентризм выражается в признании превос­ходства своей этнической культуры по отношению к другим куль­турам. Этноцентризмом принято обозначать то нормальное миро­ощущение любого этноса, когда ценности, традиции, установления того или иного этноса кажутся для его представителей единственно истинными и верными.

Этос— обобщённая характеристика культуры данной социальной общности, выража­ющаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Язык— система знаков, с помощью которых совершается чело­веческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определённые значения и особым образом их классифицирует.

 

 

Источники:

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 2000;

Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М.: Высшее образование, 2007;

Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; под ред. Н.Г. Багдасарьян.- М.: Высш. шк., 1998;

Сёмочкина М.Б. Культурология: Учеб. пособие.- Екатеринбург, 2001.