4.Методы, направления, школы изучения культурных форм и процессов

  1. МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ И ПРОЦЕССОВ

МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ – совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в опр. степени, конструирующих предмет культурологич. изучения. используются выборочно

– идиографических и номотетических (как они определены в общей социологии в работах Виндельбанда, Риккерта, М.Вебера) или методов гуманитарного культуроведения и социального культуроведения по терминологии отеч. научной мысли. комплекс методов лит-ведч. и филол. наук, истории и теории культуры, религиоведения, иск-ведения, этнографии, культурной антропологии, философии, этики и др. Когда речь идет о социальных науках, то в эту группу включают методы экономики, политологии, этнологии, социологии и др. используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутр. смысл ее явлений и ценностей, что так или иначе связано с позитивно направленной ценностной позицией. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы истор. наук, в частности, сравнительно-истор. метод, анализ текстов в рамках герменевтич. парадигмы и др. Во второй группе наук, напротив, осн. задача – отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений используются концептуальные обобщения, придающие аналитич. смысл явлениям и объединяющие их со множеством других.

При этом методы, принципы и категории познания тяготеют к идеалу ествественнонаучной парадигмы анализа и инструментально-проектному способу их использования. структурно-функциональный подход, типологизация, факторный и компонентный анализ, моделирование с применением математич. анализа, массовый опрос, изучение текстов методом контент-анализа и др.

М. Вебер считал, что эти науки должны пользоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. , М. Вебер называл «объясняющим пониманием» и выработать аналитич. способы познания культуры, позволяющие перейти к социол. интерпретации историко-культурного материала.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ – направление в философии культуры, возникшее на рубеже 19-20 вв. в работах Гуссерля. Первоначально рассматривалась как общефилос. дисциплина, преодолевающая антиномию материализма и идеализма за счет снятия «осн. вопроса философии» – дилеммы первичного и вторичного в соотношении духа (сознания) и материи, субъекта и объекта.

5 стр., 2472 слов

Методы анализа и обработки данных

... прием причинных связей, широко используется в анализе. 6. Использование диалектического метода в анализе означает, что каждый процесс, ... методов анализа экономических данных. Общим по своему характеру методом, который раскрывает общие законы развития материального мира является диалектический метод. Понимание особенностей диалектического метода определяет метод экономического анализа, ...

Феноменоло́гия (нем.Phänomenologie — учение о феноменах) — направление вфилософииXX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описаниеопытапознающегосознанияи выделение в нём сущностных черт.

Феноменология началась с тезиса Гуссерля«Назад, к самим вещам!»и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобныхгегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту. Выявление чистого сознания предполагает предварительную критикунатурализма,психологизмаиплатонизмаифеноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира

Главным методом феноменологии является интуитивное усмотрение идеальных сущностей. В таком познании есть несколько слоев: 1) языковые средства выражения; 2) психические переживания; 3) смыслы как инвариантные структуры языковых выражений.

ГЕРМЕНЕВТИКА – 1) теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»); 2) течение в философии 20 в. Хотя история Г. может быть прослежена через средневековье до античности, понятие Г. в его совр. значении восходит к Новому времени. Приблизительно в сер. 17в: Г. как учение о «правилах» истолкования начинают отделять от экзегетики как лишенной методол. рефлексии практики комментирования. Революционный шаг в становлении Г. как самостоят, дисциплины сделан Шлейермахером, принципиально расширившим сферу подлежащих истолкованию текстов: Г. для Шлейермахера – «учение об искусстве понимания»

М.М. Бахтина (1895—1975), считал понимание важной частью всеобщего диалога культур. идею о скрытых смысловых явлениях и ценностях, заложенных в культурном контексте эпохи и не актуализированных на протяжении исторической жизни данной культуры. Категория «вненаходимости понимающего», задающего важные для него вопросы «чужой» культуре. М. Хайдеггером, который рассматривал понимание как основы человеческого мышления и язык является представляет историческое бытие сквозь призму индивидуального существования человека

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ – совокупность сложившихся в психоанализе учений, раскрывающих психол. обусловленность культурного творчества.

ориентация на усвоение и переосмысление психоаналитич. парадигмы Фрейда – установки на выявление решающей роли бессознательных импульсов в поведении людей. Сублимация запретных импульсов либидо есть, по Фрейду, источник и тайна культурного творчества.

Концепция Фрейда, редуцирующая содержание и мотивацию культурной активности к первичным структурам психики и их эволюции, является для П.к. основополагающей, и даже очень серьезные модификации не отменяют ее гл. схемы.

согласно П.к., прогресс культуры не делает человека «счастливее», но в возрастающей мере «невротизирует» личность.

3 стр., 1278 слов

Западная философия конца 19-20 веков

... знать, а не чему он должен верить. На самом деле, философия не ссылается ни на откровение, ни на авторитет. Однако то, ... в них то, что мыслилось на протяжении тысячелетий, - дело философии как превратившегося в профессиональное ремесло мышления. (См.: Там же. С. ... чтобы быть злой совестью своего времени." (См.: Хрестоматия по философии: Учебное пособие – М.,1996. С. 42-43) К. Ясперс (1883 – 1969). ...

Структурно-функциональный подход Понятие структура у Парсонса— это совокупность устойчивых отношений индивидов (элементов).

В социальной структуре функционируют социальные связи — взаимодействия. Это побудило Парсонса ввести понятие «функция». авторы структурно-функциональной концепции предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.

Историко-генетический – предполагает изучение культурного факта с точки зрения его возникновения, развития, и всей дальнейшей судьбы.

 Сравнительно-исторический – сравнение самобытных культурных единиц во времени и проникновение с их сущность.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД в культурологии- методол. основа культурологии как науки. Направлен на интеграцию исследоват. материала, , и реализует стремление к анализу культуры в парадигме, задаваемой теорией систем.

Постструктурализм , методы деконструкции культурных текстов.     Деконструкция — философский метод постмодернизма. Есть в нем, разумеется, и деструктивность. Но главное все же — конструктивность (конструирование нового), особенно по отношению к различиям. Деконструкция их выявляет, утверждает и поощряет, направляя всю свою критическую энергию против всего того, что их нивелирует, подрывает, разрушает.

     При общем сущностном единстве деконструкция многолика. В ней по меньшей мере различимы собственно лингвистическая (Ж. Деррида), эпистемологическая (Ж.-Ф. Лиотар), социальная (Ж. Делез, Ф. Гваттари), культурная (Ж. Бодрийяр) властно-политическая (М.Фуко) формы.

В литературоведении постструктурализм проявился в форме движения «деконструкции» – специального метода критики текста (автор – французский лингвист и философ Жак Деррида (1930-2004).

Цель критики – разрушение целостности текста, выявление в нем внутренней противоречивости, Деконструктивисты отрицают существование единственной «правильной» интерпретации литературного текста.

Гендерология и феминология – междисциплинарные науки. Они развиваются в тесной связи с такими науками, как история, социальная философия, социальная и общая психология, социология, и используют следующие основные методы исследования: социологический, определяющий социальную обусловленность мужского и женского бытия; аксиологический, утверждающий равную самоценность личности мужчины и женщины; функциональный, раскрывающий по всем направлениям связь между женщиной/мужчиной и обществом; институциональный, ориентирующийся на изучение социальных институтов, влияющих на жизнедеятельность женщин и мужчин.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ЕЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ Культурология возникла на пересечении истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, социальной психологии, эстетики, искусствознания и др. Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования.

13 стр., 6002 слов

Развитие психологической науки в СССР

... и материального субстрата. Великая Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения в развитии русской психологической науки. Среди психологов острая идейная борьба вокруг проблемы о философских началах ... арифметике (Н. А. Менчияская) и др. В связи с политехнизацией советской школы изучается усвоение технических знаний и овладение трудовыми умениями. На основе исследований по ...

Антропологическая школа в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — Н. Ф. Сумцов, А. И. Кирпичников, А. Н. Веселовский), объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры; доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры. Эта теория получила также название теории самозарождения сюжетов, так как утверждала, что каждый народ самостоятельно создает свою культуру и обогащает культуру человечества.

Символическая школа (Ф.Соссюр, Э.Кассирер, К.Леви-Стросс)

Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются ими как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через нее — и к взаимной информации. Фердинанд де Соссюр (1857—1913), Постепенно культура в целом стала рассматриваться как сложнейший и строго иерархизированный «текст», несущей опорой которого является естественный язык,

Эрнст Кассирер В основе его концепции культуры — человеческая способность к массовой, систематической и постоянной символизации, иными словами, подход к культуре преимущественно с позиций семиотики

По мнению Леви-Строса, «первобытный народ не является отставшим или задержавшимся в своем развитии народом».

Социологическая школа (Т.Элиот, П.Сорокин, А.Вебер, Т.Парсонс)

Она объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном, «божественном» развитии человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации. В центре их культурологического внимания находится само общество, его структура и социальные институты.

Томас Стернз Элиот «Под культурой, — писал он, — я понимаю образ жизни данного народа, живущего в одном месте.

Питирима Александровича Сорокина он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем

Сорокин выделял три типа культуры:

а) чувственный

б) идеациональный( самоотречение, сверхчувств);

в) идеалистический тип (синтез 2-х др)

Альфред Вебер (1868—1958) —расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающих по разным законам процесса: социальный (формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации) и культурный (творчество, искусство, религия и философия)

Толкотт Парсонс (1902—1979) : все духовные и материальные достижения людей, которые мы объединяем понятием «культура», являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем: социальной и собственно культурной.

8 стр., 3961 слов

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Развитие познавательной ...

... его мышления специфичен. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. Опираясь на них, ребенок получает возможность вычленить наиболее ... работы: разработать программу психологической помощи ребенку в период подготовки к школе. Задача работы: 1)Проанализировать психолого-педагогичечскую литературу по теме исследования. Определить содержание ...

Натуралистическая школа (З.Фрейд, Г.Юнг, К.Лоренц, Б.Малиновский)

Ее главная черта — стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры,

Карл Густав Юнг (1875—1961), трактует понятие либидо как психическую энергию вообще. существует и более глубокий слой — «коллективное бессознательное», являющееся отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах — изначальных представлениях о мире,

Конрад Лоренц Н. Тинбергеном (р. 1907) и Карлом фон Фришем разработали теорию «инстинктивных основ человеческой культуры». По Лоренцу, стереотипы поведения животных соответствуют культурным ритуалам и нормам человека, созданы в результате естественного отбора.

Бронислав Каспер Малиновский (1884—1942) — основатель так называемого функционального направления в этнографии.главной мыслью которой является тезис о том, что все, даже на первый взгляд бессмысленные, явления и предметы духовной и материальной культуры имеют свой смысл, а главное — свою определенную функцию. В культуре не может быть ничего лишнего, ничего случайного, иначе оно было бы выброшено и забыто. малиновский пришел к выводу, что культура первоначально зародилась как ответ на элементарные биологические потребности человека, например в еде, жилище, продолжении рода.

Общественно-историческая школа (О.Шпенглер, А.Тойнби)

Она имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Ее видными представителями в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н.Я. Данилевский.

Освальд Шпенглер отвергал традиционное представление об историческом процессе как поступательном развитии человеческого общества в масштабе всего мира. Культура, по Шпенглеру, подчинена жесткому биологическому ритму: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат». два главных этапа: этап восхождения культуры (собственно «культура» – органический тип эволюции) и этап ее нисхождения («цивилизация» – механический тип эволюции).

Арнольда Тойнби представление о цивилизациях как о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество. Тойнби отвергает идею единой цивилизации. Цивилизация для него – группа стран и народов, связанных общей судьбой и мировоззрением. цивилизация характеризуется иерархической структурой, универсальным государством и универсальной религией. В своем развитии цивилизации проходят четыре этапа: генезис, рост, надлом и распад, причем эта динамика определяется «законом вызова и ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации.