4. Методы, направления, школы изучения культурных форм и процессов

  1. МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ И ПРОЦЕССОВ

МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ — совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в опр. степени, конструирующих предмет культурологич. изучения. используются выборочно

— идиографических и номотетических (как они определены в общей социологии в работах Виндельбанда, Риккерта, М. Вебера) или методов гуманитарного культуроведения и социального культуроведения по терминологии отеч. научной мысли. комплекс методов лит-ведч. и филол. наук, истории и теории культуры, религиоведения, иск-ведения, этнографии, культурной антропологии, философии, этики и др. Когда речь идет о социальных науках, то в эту группу включают методы экономики, политологии, этнологии, социологии и др. используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутр. смысл ее явлений и ценностей, что так или иначе связано с позитивно направленной ценностной позицией. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы истор. наук, в частности, сравнительно-истор. метод, анализ текстов в рамках герменевтич. парадигмы и др. Во второй группе наук, напротив, осн. задача — отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений используются концептуальные обобщения, придающие аналитич. смысл явлениям и объединяющие их со множеством других.

При этом методы, принципы и категории познания тяготеют к идеалу ествественнонаучной парадигмы анализа и инструментально-проектному способу их использования. структурно-функциональный подход, типологизация, факторный и компонентный анализ, моделирование с применением математич. анализа, массовый опрос, изучение текстов методом контент-анализа и др.

М. Вебер считал, что эти науки должны пользоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения., М. Вебер называл «объясняющим пониманием» и выработать аналитич. способы познания культуры, позволяющие перейти к социол. интерпретации историко-культурного материала.

9 стр., 4337 слов

Социология 12

... решения.  - Инструментальная функция. Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает подходы и средства анализа социальной реальности, что обусловлено необходимостью отразить социальное ... сферами знаний, покажите роль этой взаимосвязи в развитии отраслевых направлений социологии: социологии культуры, бизнеса, маркетинга и т.д.   1. Объект, предмет, категории ...

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — направление в философии культуры, возникшее на рубеже 19−20 вв. в работах Гуссерля. Первоначально рассматривалась как общефилос. дисциплина, преодолевающая антиномию материализма и идеализма за счет снятия «осн. вопроса философии» — дилеммы первичного и вторичного в соотношении духа (сознания) и материи, субъекта и объекта.

Феноменоло́гия (нем.Phänomenologie — учение о феноменах) — направление вфилософииXX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описаниеопытапознающегосознанияи выделение в нём сущностных черт.

Феноменология началась с тезиса Гуссерля"Назад, к самим вещам!"и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобныхгегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту. Выявление чистого сознания предполагает предварительную критикунатурализма, психологизмаиплатонизмаифеноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира

Главным методом феноменологии является интуитивное усмотрение идеальных сущностей. В таком познании есть несколько слоев: 1) языковые средства выражения; 2) психические переживания; 3) смыслы как инвариантные структуры языковых выражений.

ГЕРМЕНЕВТИКА — 1) теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»); 2) течение в философии 20 в. Хотя история Г. может быть прослежена через средневековье до античности, понятие Г. в его совр. значении восходит к Новому времени. Приблизительно в сер. 17в: Г. как учение о «правилах» истолкования начинают отделять от экзегетики как лишенной методол. рефлексии практики комментирования. Революционный шаг в становлении Г. как самостоят, дисциплины сделан Шлейермахером, принципиально расширившим сферу подлежащих истолкованию текстов: Г. для Шлейермахера — «учение об искусстве понимания»

13 стр., 6001 слов

Д. Сёрл старое и новое в понятии сознания

... . Сёрл: старое и новое в понятии сознания Е.В. Мареева "Философия сознания" в его современной трактовке - это ... текст, выражающий позицию, реплику в споре, личность автора. Для меня это прежде всего факт массовой культуры, констатирующий состояние "популярной" философии ... социальной системы. Но, с точки зрения классической философии и культуры, такое "функционирование" человека в системе - признак ...

М.М. Бахтина (1895—1975), считал понимание важной частью всеобщего диалога культур. идею о скрытых смысловых явлениях и ценностях, заложенных в культурном контексте эпохи и не актуализированных на протяжении исторической жизни данной культуры. Категория «вненаходимости понимающего», задающего важные для него вопросы «чужой» культуре. М. Хайдеггером, который рассматривал понимание как основы человеческого мышления и язык является представляет историческое бытие сквозь призму индивидуального существования человека

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ — совокупность сложившихся в психоанализе учений, раскрывающих психол. обусловленность культурного творчества.

ориентация на усвоение и переосмысление психоаналитич. парадигмы Фрейда — установки на выявление решающей роли бессознательных импульсов в поведении людей. Сублимация запретных импульсов либидо есть, по Фрейду, источник и тайна культурного творчества.

Концепция Фрейда, редуцирующая содержание и мотивацию культурной активности к первичным структурам психики и их эволюции, является для П.к. основополагающей, и даже очень серьезные модификации не отменяют ее гл. схемы.

согласно П.к., прогресс культуры не делает человека «счастливее», но в возрастающей мере «невротизирует» личность.

Структурно-функциональный подход Понятие структура у Парсонса— это совокупность устойчивых отношений индивидов (элементов).

В социальной структуре функционируют социальные связи — взаимодействия. Это побудило Парсонса ввести понятие «функция». авторы структурно-функциональной концепции предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.

Историко-генетический — предполагает изучение культурного факта с точки зрения его возникновения, развития, и всей дальнейшей судьбы.

11 стр., 5438 слов

Современная школа как социальная система и как объект управления

... экономической защиты, социальной профилактики. Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов совершается в рамках дополнительного образования, которое направлено на формирование базовой культуры личности и ... все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение ...

Сравнительно-исторический — сравнение самобытных культурных единиц во времени и проникновение с их сущность.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД в культурологии- методол. основа культурологии как науки. Направлен на интеграцию исследоват. материала,, и реализует стремление к анализу культуры в парадигме, задаваемой теорией систем.

Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов. Деконструкция — философский метод постмодернизма. Есть в нем, разумеется, и деструктивность. Но главное все же — конструктивность (конструирование нового), особенно по отношению к различиям. Деконструкция их выявляет, утверждает и поощряет, направляя всю свою критическую энергию против всего того, что их нивелирует, подрывает, разрушает.

При общем сущностном единстве деконструкция многолика. В ней по меньшей мере различимы собственно лингвистическая (Ж. Деррида), эпистемологическая (Ж.-Ф. Лиотар), социальная (Ж. Делез, Ф. Гваттари), культурная (Ж. Бодрийяр) властно-политическая (М.Фуко) формы.

В литературоведении постструктурализм проявился в форме движения «деконструкции» — специального метода критики текста (автор — французский лингвист и философ Жак Деррида (1930−2004).

Цель критики — разрушение целостности текста, выявление в нем внутренней противоречивости, Деконструктивисты отрицают существование единственной «правильной» интерпретации литературного текста.

Гендерология и феминология — междисциплинарные науки. Они развиваются в тесной связи с такими науками, как история, социальная философия, социальная и общая психология, социология, и используют следующие основные методы исследования: социологический, определяющий социальную обусловленность мужского и женского бытия; аксиологический, утверждающий равную самоценность личности мужчины и женщины; функциональный, раскрывающий по всем направлениям связь между женщиной/мужчиной и обществом; институциональный, ориентирующийся на изучение социальных институтов, влияющих на жизнедеятельность женщин и мужчин.

7 стр., 3426 слов

Основные школы и концепции культурологии

... школы и концепции культурологии Ведение 3 1. Проблемы культуры в системе взглядов великих философов XVIII века 5 2. Цивилизационные концепции: эволюция культурологии ... типы религии, государственного устройства, политики культурного и художественного творчества, прошедших своеобразный исторический ... – М.: Гардарики, 1999. – 336 С. См. Тойнби // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. – СПб.: ...

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ЕЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ Культурология возникла на пересечении истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, социальной психологии, эстетики, искусствознания и др. Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования.

Антропологическая школа в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — Н. Ф. Сумцов, А. И. Кирпичников, А. Н. Веселовский), объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры; доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры. Эта теория получила также название теории самозарождения сюжетов, так как утверждала, что каждый народ самостоятельно создает свою культуру и обогащает культуру человечества.

Символическая школа (Ф.Соссюр, Э. Кассирер, К. Леви-Стросс)

Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются ими как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через нее — и к взаимной информации. Фердинанд де Соссюр (1857—1913), Постепенно культура в целом стала рассматриваться как сложнейший и строго иерархизированный «текст», несущей опорой которого является естественный язык,

Эрнст Кассирер В основе его концепции культуры — человеческая способность к массовой, систематической и постоянной символизации, иными словами, подход к культуре преимущественно с позиций семиотики

8 стр., 3961 слов

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Развитие познавательной сферы детей 5−7 лет

... ребенка 4. Развитие речи в развитии мышления ребенка 18 Заключение 19 Список литературы 20 ВВЕДЕНИЕ Проблема психологической готовности к школе для психологии не ... действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития. Развитие мышления в раннем возрасте Уже к началу раннего возраста у ...

По мнению Леви-Строса, «первобытный народ не является отставшим или задержавшимся в своем развитии народом».

Социологическая школа (Т.Элиот, П. Сорокин, А. Вебер, Т. Парсонс)

Она объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном, «божественном» развитии человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации. В центре их культурологического внимания находится само общество, его структура и социальные институты.

Томас Стернз Элиот «Под культурой, — писал он, — я понимаю образ жизни данного народа, живущего в одном месте.

Питирима Александровича Сорокина он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем

Сорокин выделял три типа культуры:

а) чувственный

б) идеациональный (самоотречение, сверхчувств);

в) идеалистический тип (синтез 2-х др)

Альфред Вебер (1868—1958) —расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающих по разным законам процесса: социальный (формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации) и культурный (творчество, искусство, религия и философия)

Толкотт Парсонс (1902—1979): все духовные и материальные достижения людей, которые мы объединяем понятием «культура», являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем: социальной и собственно культурной.

Натуралистическая школа (З.Фрейд, Г. Юнг, К. Лоренц, Б. Малиновский)

Ее главная черта — стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры,

Карл Густав Юнг (1875—1961), трактует понятие либидо как психическую энергию вообще. существует и более глубокий слой — «коллективное бессознательное», являющееся отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах — изначальных представлениях о мире,

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

... результат в процессе познания окружающего мира.Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. ... творческое воображение. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает ... муляжах и иллюстративном материале. Огромное значение в развитии мыслительных процессов у детей со зрительной патологией имеет ...

Конрад Лоренц Н. Тинбергеном (р. 1907) и Карлом фон Фришем разработали теорию «инстинктивных основ человеческой культуры». По Лоренцу, стереотипы поведения животных соответствуют культурным ритуалам и нормам человека, созданы в результате естественного отбора.

Бронислав Каспер Малиновский (1884—1942) — основатель так называемого функционального направления в этнографии. главной мыслью которой является тезис о том, что все, даже на первый взгляд бессмысленные, явления и предметы духовной и материальной культуры имеют свой смысл, а главное — свою определенную функцию. В культуре не может быть ничего лишнего, ничего случайного, иначе оно было бы выброшено и забыто. малиновский пришел к выводу, что культура первоначально зародилась как ответ на элементарные биологические потребности человека, например в еде, жилище, продолжении рода.

Общественно-историческая школа (О.Шпенглер, А. Тойнби)

Она имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Ее видными представителями в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н.Я. Данилевский.

Освальд Шпенглер отвергал традиционное представление об историческом процессе как поступательном развитии человеческого общества в масштабе всего мира. Культура, по Шпенглеру, подчинена жесткому биологическому ритму: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат». два главных этапа: этап восхождения культуры (собственно «культура» — органический тип эволюции) и этап ее нисхождения («цивилизация» — механический тип эволюции).

Арнольда Тойнби представление о цивилизациях как о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество. Тойнби отвергает идею единой цивилизации. Цивилизация для него — группа стран и народов, связанных общей судьбой и мировоззрением. цивилизация характеризуется иерархической структурой, универсальным государством и универсальной религией. В своем развитии цивилизации проходят четыре этапа: генезис, рост, надлом и распад, причем эта динамика определяется «законом вызова и ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector