Особенности формирования словарного запаса у дошкольников с РДА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..…………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РДА…………………………………………………….5

1.1. Формирование словарного запаса в онтогенезе……………………5

1.2. Психолого-педагогические особенности дошкольников с РДА..13

1.3. Особенности речевого развития у дошкольников с РДА ……….23

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА………………………………………………………28

2.1. Содержание и организация эксперимента………………….………28

2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы.31

Заключение…………………………………………………………….………..34

Список использованных источников………………………………………..36

Введение

Актуальность настоящего исследования обуславливается тем, что в последнее время возрастает число детей с различной патологией. Среди многочисленных форм нарушений развития проблема раннего детского аутизма является одной из актуальных.

Развитие детей с аутизмом происходит с некоторыми отличиями от развития детей в норме. Ранний детский аутизм (РДА)- это отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром.

Аутизм во многом оказывает влияние на различные стороны развития детей, в зависимости от тяжести дефекта, возникают трудности при формировании познавательных процессов, нарушается воображение, речевое развитие, существуют проблемы при мыслительных операциях, трудности в общении, происходит нарушение социального и эмоционального взаимодействия, в эмоционально-волевой сфере, в сенсорной сфере.

Ранний детский аутизм накладывает на процесс познания окружающего мира определенный отпечаток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств, выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья, не остаются в стороне и проблемы при формировании словаря, лексической, фонетической грамматической стороны речи, все это сказывается на общем развитии ребенка.

Ученые отмечают своеобразия формирования словарного запаса у детей с ранним детским аутизмом. Таким образом, в настоящее время остро встают вопросы изучения развития формирования словаря у данной категории детей.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

Цель: исследовать особенности формирования словарного запаса у дошкольников с ранним детским аутизмом.

Для достижения поставленной цели был поставлен ряд определенных задач:

1. Провести обзор литературы по проблеме исследования.

2. Рассмотреть особенности формирование словарного запаса в онтогенезе.

3. Охарактеризовать дошкольников с РДА.

4. Выявить особенности речевого развития у дошкольников с РДА.

5. Провести констатирующий эксперимент по изучению уровня развития словаря у дошкольников с РДА.

6. Проанализировать результаты экспериментальной работы по изучению особенностей словаря у дошкольников с РДА.

Объектом исследования являются речь дошкольников с синдромом раннего детского аутизма.

Предмет исследования: особенности словарного запаса дошкольников с РДА.

Теоретической базой исследования послужили работы Выготского Л. С., Мастюковой Е. М., Рубинштейна С.Л., Лебединского В.В., Мамайчук И. И., Манелис Н.Г., Никольской О.С., Баенской Е.Р., Либлинг М.М. и др.

Базой эмпирического исследования является МДОУ………………….Выборка испытуемых составила 10 дошкольников с РДА, в возрасте 5-6 лет.

Методами исследования являются:

— теоретические:

? анализ психолого-педагогической, методической, специальной литературы по теме исследования,

? метод классификации,

? метод обобщения систематизации;

— эмпирические:

? психолого-педагогический эксперимент,

? анализ полученных данных и их обработка,

? интерпретационные и статистические методы.

2 стр., 717 слов

Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Методика музыкального воспитания» на тему: «Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющими разные речевые нарушения» Выполнил студент гр. Руководитель: Салехард, 2006 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ...

В структурном плане работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РДА

1.1.Формирование словарного запаса в онтогенезе

Речь выступает как основное средство человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получить и передать информацию, обучаться. Благодаря речи человеческое сознание обогащается опытом других людей и развивается. Тут речь выступает не только как средство коммуникации, но и как средство мышления, носителя сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Речь ребенка развивается под воздействием речи взрослых и в большой мере находится в зависимости от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Л. С. Выготский замечал, что начальной функцией речи ребенка считается функция общения, установление контакта с окружающим миром. В дошкольном возрасте деятельность ребенка зависит от взрослых, поэтому общение носит ситуативный характер. [9]

Верное развитие словаря дошкольника является средством полноценного общения и развития личности. Лексика в качестве важнейшей части языка играет огромную общеобразовательную и практическую роль. Богатство развитого словаря дошкольников является признаком высокого развития речи. [9]

В рамках нашего исследования мы придерживаемся того определения, что словарь — лексика, словарный состав языка, словарный запас отдельного человека. [6] Тем самым, под словарным запасом дошкольника будем понимать уровень развития его лексического строя языка.

Активным словарем выступают слова, которые человек не только осознает, но и использует (более или менее часто).

Активным словарем во многом определяется богатство и культура речи.

В пассивный словарь входят слова, которые человек на этом языке понимает, но самостоятельно они им не употребляются. Пассивный словарь существенно шире активного, сюда относят слова, о значении которых человек может догадаться по контексту, которые появляются в сознании только тогда, когда их человек слышит. [7]

4 стр., 1930 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями речи и особенности развития воображения

    Под нарушениями речи принято понимать различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме. Недостатки речи не преодолеваются само­ ...

Тем самым, работа над словарем направляется на формирование лексической основы речи и играет важную роль в общей системе работы по речевому развитию детей.

Все слова, употребляющиеся в языке, образуют словарный, то есть лексический строй языка. Лексический состав — важнейший компонент языка, без усвоения которого нельзя овладеть речью как средством общения и орудием мышления. Лексика представляет собой сложную систему, состоящую из различных по происхождению, по сфере употребления и стилистической значимости групп слов. Она характеризуется, во-первых, множественностью составляющих её единиц, во-вторых, изменчивостью состава, в-третьих, известной неопределённостью границ, отделяющих различные её области. Все эти особенности обусловлены тем, что именно в лексике находят наиболее прямое отражение явления окружающей действительности.

Слово является основной структурно-семантической единицей языка, без которой невозможна речь. Эффективность данной деятельности во многом зависит от объема словарного состава, который используется в коммуникации, от точности понимания значения слов [11].

Л.С. Выготский считал, что слово, взятое со стороны значения, является «единицей речевого мышления. Каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает». [9]

Овладение словарным составом родного языка — необхо­димое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой сторо­ны речи.

Формирование лексико-грамматической стороны речи протекает у ребенка нерав­номерно и в определенной степени несинхронно; на различных этапах онто­генеза на первый план выдвигается та или иная сторона. В зависимости от этого с развитием разных сторон языка приобретаются специфические тенденции и новые взаимосвязи.

Развитие словаря в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева. Т.Н. Ушаковой, Д.Б. Эльконина и др.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоц

... О. С. Теория и методика развития речи дошкольника. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2008. (гл.2-53) 45. Федоренко, Л.П. «Методика развития речи детей дошкольного возраста.» / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, ... активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь ...

Обогащение жизненного опыта ребёнка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружением ведет к постепенному количественному увеличению словаря. В литературных источниках отмечают существенные расхождения касательно объёма словаря и его роста, т.к. есть индивидуальная специфика развития словаря у детей зависимо от условий жизни и воспитания.

Развитие словаря в онтогенезе происходит следующим образом.

По данным Е.А. Архиповой [2], увеличение словаря отличается рядом количественных особенностей: первый год — 9 слов, 1,5 года — 39 слов, 2 года — 300 слов, 3 года 6 мес.- 1110 слов, 4 года — 1926 слов.

В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного усвоения слов от окружения к активному росту собственного словаря в период употребления вопросов типа «что это?», «как это называется?».

Тем самым, в начале ребенком приобретаются знаки от окружающих его людей, а потом понимает их, открывает функции знаков. [43].

Ближе к двум годам у ребенка начинает быстро возрастать лексикон, который составляет около 300 слов к концу второго года.

В ходе развития значения слова, как правило, у детей от 1 до 2,5 лет отмечают явление сдвинутой референции. При этом отмечают перенос названия одного предмета на другие, которые ассоциативно связаны с исходным предметом.

Л. П. Федоренко определяет несколько степеней обобщения слов по смыслу. [22]

Нулевая степень обобщения — это названия единичного предмета и имена собственные. К концу 2-го года жизни ребенок осваивает слова первой степени обобщения, тем самым начинает понимать обобщающее значение предметов, качеств- имен нарицательных, действий.

В возрасте 3 лет, у детей начинается усвоение слова, второй степени обобщения, обозначающие родовые понятия (игрушки, одежду, посуду), передающие обобщенно названия предметов, признаков, действии и форме имени существительного (полет, плавание, чернота, краснота).

В ходе развития словаря уточняется и значение слова. В начале значение слова многозначно, аморфно и расплывчато. Слова могут иметь не одно значение. Одно и то же слово иногда обозначает и предмет, и признак, и действие с предметом. К примеру, слово «кых» обозначает в речи ребенка и кошку, и все пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку).

2 стр., 953 слов

Тема: Особенности формирования количественных представлений у детей с нарушениями речи в разных возрастных группах ДОУ

Семинарское занятие №1 Тема: «Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста» Цель:систематизировать знания студентов о акалькулии и дискалькулии детского возраста. Основные понятия:акалькулия и дискалькулия. Формы работы: обсуждение вопросов плана, составление опорных схем, заполнение таблицы, анализ литературы, конспектирование литературы. Вопросы для ...

Слова сопровождаются определенной интонацией, жестами, которыми уточняются его значение [43].

Основными выступают следующие компоненты значения слова (по А.А.Леонтьеву, Н.Я.Уфимцевой, С.Д.Кацнельсону и др.):

1. денотативный компонент, то есть отображение в значении слова особенностей денотата (стол — это конкретный предмет);

2. понятийный / концептуальный компонент, отражает формирование понятий, связи слов по семантике;

3. коннотативный компонент -отражает эмоциональное отношение человека к слову;

4. контекстуальный компонент значения слова (холодный летний день, холодная вода в реке, холодная вода в чайнике) [1].

Естественно, не все компоненты значения слова возникают у детей сразу. В процессе онтогенеза значение слова изменяется, развивается. Структура значения слова на различных возрастных этапах будет разной.

Исследования доказывают, что ребенок, в первую очередь, усваивает денотативный компонент, то есть устанавливается связь между определенным предметом (денотатом) и его обозначением.

Понятийный, концептуальный компонент ребенок усваивает позже по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Со временем ребенком усваивается и контекстуальное значение слова. Так, дошкольник с огромным трудом усваивает ……..

Список использованных источников

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студентов высших и ср.пед. заведений / М.М.Алексеева, Б.И.Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учеб. пособие / Е.Ф.Архипова. — М.: АСТ: Астрель 2008.

3. Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” / Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова. — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.

7 стр., 3270 слов

Абота по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

абота по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его ...

4. Блейхер, В.М. Толковый словарь психиатрических терминов [Текст] / В.М.Блейхер, И.В. Крук, 1995.

5. Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика [Текст] / О.Богдашина. — Донецк: «Лебедь», 1999. — 112 с.

6. Большой энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Прохорова А.М. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.

7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.М.Бородич.- 4-е изд.- М., 1999.

8. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] / В.М.Букатов. — М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. — 97с.

9. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С.Выготский. — М.: Издательство АСТ, 2008.

10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи[Текст] / А.Н.Гвоздев. — Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». — Санкт-Петербург, 2007.

11. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет [Текст]: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.И.Гризик, Л.Е. Тимощук. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2007.

12. Детская логопсихология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / Денисова О.А. и др : под редакцией В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 175 с.

13. Детский аутизм. Хрестоматия [Текст] /Сост. Л.М.Шипицына. СПб., 1997.

14. Детский аутизм: диагностика и коррекция [Текст]: учебное пособие / Под ред. Е.С. Иванова, Л.И. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. — СПб., изд-во «Дидактика плюс», — 2004.

15. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]. — Сб. методических рекомендаций. — СПб.: Детство-пресс, 2011. — 240с.

16. Карвасарская, И. Б. В стороне: Из опыта работы с аутичными детьми [Текст] / И.Б. Карвасарская. — М.: Теревинф, 2003.- 68 с.

17. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста [Текст] / В.В.Ковалев. — М., 1979.

18. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. — М.: Просвещение, 1991.

19. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей [Текст] / В.В. Лебединский. — M., 1985.

20. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 197 с.

21. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Ред. — сост. Г.В. Чиркина. П.Б. Шошин. — М.: АРКТИ, 2010.

22. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Волковой, С.Н. Шаховской Л.С.-6-е изд., доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2014.

23. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. — М.: Генезис, 2000.

24. Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом [Текст] / И.И.Мамайчук. — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.

25. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И.Мамайчук. СПб.: Речь, 2001. — 220 с.

26. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И.Мамайчук.- М.: Генезис, 2010. — 400 с.

27. Манелис, Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы [Текст] / Н.Г.Манелис // Сб. науч.-практической конф. «Проблемы детского аутизма и парааутистических состояний». — М., 2001. — С.18-21.

28. Мастюкова, Е. М. Особенности речевого развития у детей с ранним детским аутизмом, проявляющимся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС [Текст] / Е.М. Мастюкова, Р.К. Ульянова // Дефектология. 1990.№5. С. 66-71.

29. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е.М.Мастюкова. — М., 1993.

30. Морозова, Т. И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме [Текст] / Т.И. Морозова //Дефектология, 1990. — №5. — С. 59-66.

31. Назарова, Н.М. Специальная педагогика [Текст] / Н.М.Назарова. — М.: Academa, 2000.

32. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С.Немов. — В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

33. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. — М.: Теревинф, 2000.

34. Никольская, О.С., Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. — Издательство: Теревинф, 2008. — 224 с.

35. Основы специальной психологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

36. Питерс, Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию [Текст] / Т. Питерс. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999, — 192 с.

37. Программа индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом [Текст] /сост. И.В. Ковалец. — Мн. 1998

38. Психические расстройства и расстройства поведения (F00 — F99).

(Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации).

Под общей редакцией Казаковцева Б.А., Голланда В.Б.- М.: Минздрав России, 1998. — 512 с.

39. Ремшмидт, X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение [Текст] / Х.Ремшмидт. Пер. с нем. — М.: Медицина, 2003.

40. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / Под ред. Циркина С.Ю. — СПб.: Издательство «Питер», 1999.

41. Тихеева, Е.И. Словарь детей [Текст] / Е.И.Тихеева. — М.: Развитие речи детей дошкольного возраста, 2009.

42. Трофимова, Н. М. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Н.М.Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф.Пушкина. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.

43. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст] / Т.Б.Филичева. — М.: Просвещение, 2012.

44. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [Текст] / Е.А.Янушко. — М.: Теревинф, 2004. — 136 с.