Особенности формирования словарного запаса у дошкольников с РДА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..…………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РДА…………………………………………………….5

1.1. Формирование словарного запаса в онтогенезе……………………5

1.2. Психолого-педагогические особенности дошкольников с РДА..13

1.3. Особенности речевого развития у дошкольников с РДА ……….23

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА………………………………………………………28

2.1. Содержание и организация эксперимента………………….………28

2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы.31

Заключение…………………………………………………………….………..34

Список использованных источников………………………………………..36

Введение

Актуальность настоящего исследования обуславливается тем, что в последнее время возрастает число детей с различной патологией. Среди многочисленных форм нарушений развития проблема раннего детского аутизма является одной из актуальных.

Развитие детей с аутизмом происходит с некоторыми отличиями от развития детей в норме. Ранний детский аутизм (РДА)- это отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром.

Аутизм во многом оказывает влияние на различные стороны развития детей, в зависимости от тяжести дефекта, возникают трудности при формировании познавательных процессов, нарушается воображение, речевое развитие, существуют проблемы при мыслительных операциях, трудности в общении, происходит нарушение социального и эмоционального взаимодействия, в эмоционально-волевой сфере, в сенсорной сфере.

Ранний детский аутизм накладывает на процесс познания окружающего мира определенный отпечаток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств, выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья, не остаются в стороне и проблемы при формировании словаря, лексической, фонетической грамматической стороны речи, все это сказывается на общем развитии ребенка.

Ученые отмечают своеобразия формирования словарного запаса у детей с ранним детским аутизмом. Таким образом, в настоящее время остро встают вопросы изучения развития формирования словаря у данной категории детей.

Цель: исследовать особенности формирования словарного запаса у дошкольников с ранним детским аутизмом.

7 стр., 3077 слов

Обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста ...

... рисунка. Глава I. Теоретические аспекты изучения развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1.1 .Формирование словарного запаса в онтогенезе Первые слова и фразы, ... работа по обогащению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятияx ознакомления с окружающим миром 2.3.1. Виды занятий по формированию словаря в дошкольныx ...

Для достижения поставленной цели был поставлен ряд определенных задач:

1. Провести обзор литературы по проблеме исследования.

2. Рассмотреть особенности формирование словарного запаса в онтогенезе.

3. Охарактеризовать дошкольников с РДА.

4. Выявить особенности речевого развития у дошкольников с РДА.

5. Провести констатирующий эксперимент по изучению уровня развития словаря у дошкольников с РДА.

6. Проанализировать результаты экспериментальной работы по изучению особенностей словаря у дошкольников с РДА.

Объектом исследования являются речь дошкольников с синдромом раннего детского аутизма.

Предмет исследования: особенности словарного запаса дошкольников с РДА.

Теоретической базой исследования послужили работы Выготского Л. С., Мастюковой Е. М., Рубинштейна С.Л., Лебединского В.В., Мамайчук И. И., Манелис Н.Г., Никольской О.С., Баенской Е.Р., Либлинг М.М. и др.

Базой эмпирического исследования является МДОУ………………….Выборка испытуемых составила 10 дошкольников с РДА, в возрасте 5-6 лет.

Методами исследования являются:

— теоретические:

? анализ психолого-педагогической, методической, специальной литературы по теме исследования,

? метод классификации,

? метод обобщения систематизации;

— эмпирические:

? психолого-педагогический эксперимент,

? анализ полученных данных и их обработка,

? интерпретационные и статистические методы.

В структурном плане работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РДА

1.1.Формирование словарного запаса в онтогенезе

Речь выступает как основное средство человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получить и передать информацию, обучаться. Благодаря речи человеческое сознание обогащается опытом других людей и развивается. Тут речь выступает не только как средство коммуникации, но и как средство мышления, носителя сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Речь ребенка развивается под воздействием речи взрослых и в большой мере находится в зависимости от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Л. С. Выготский замечал, что начальной функцией речи ребенка считается функция общения, установление контакта с окружающим миром. В дошкольном возрасте деятельность ребенка зависит от взрослых, поэтому общение носит ситуативный характер. [9]

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... развития связной монологической речи детей дошкольного возраста необходимо также проанализировать исследования С.Л.Рубинштейна, которые раскрывают механизм становления монологической речи. ... По свидетельству Д.Б. Эльконина, речь младшего дошкольника служит ему для ... языком. Так, полноценное построение высказывания, совершенствование устной монологической речи требует обогащения и активизации словаря, ...

Верное развитие словаря дошкольника является средством полноценного общения и развития личности. Лексика в качестве важнейшей части языка играет огромную общеобразовательную и практическую роль. Богатство развитого словаря дошкольников является признаком высокого развития речи. [9]

В рамках нашего исследования мы придерживаемся того определения, что словарь — лексика, словарный состав языка, словарный запас отдельного человека. [6] Тем самым, под словарным запасом дошкольника будем понимать уровень развития его лексического строя языка.

Активным словарем выступают слова, которые человек не только осознает, но и использует (более или менее часто).

Активным словарем во многом определяется богатство и культура речи.

В пассивный словарь входят слова, которые человек на этом языке понимает, но самостоятельно они им не употребляются. Пассивный словарь существенно шире активного, сюда относят слова, о значении которых человек может догадаться по контексту, которые появляются в сознании только тогда, когда их человек слышит. [7]

Тем самым, работа над словарем направляется на формирование лексической основы речи и играет важную роль в общей системе работы по речевому развитию детей.

Все слова, употребляющиеся в языке, образуют словарный, то есть лексический строй языка. Лексический состав — важнейший компонент языка, без усвоения которого нельзя овладеть речью как средством общения и орудием мышления. Лексика представляет собой сложную систему, состоящую из различных по происхождению, по сфере употребления и стилистической значимости групп слов. Она характеризуется, во-первых, множественностью составляющих её единиц, во-вторых, изменчивостью состава, в-третьих, известной неопределённостью границ, отделяющих различные её области. Все эти особенности обусловлены тем, что именно в лексике находят наиболее прямое отражение явления окружающей действительности.

Слово является основной структурно-семантической единицей языка, без которой невозможна речь. Эффективность данной деятельности во многом зависит от объема словарного состава, который используется в коммуникации, от точности понимания значения слов [11].

Л.С. Выготский считал, что слово, взятое со стороны значения, является «единицей речевого мышления. Каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает». [9]

Овладение словарным составом родного языка — необхо­димое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой сторо­ны речи.

Формирование лексико-грамматической стороны речи протекает у ребенка нерав­номерно и в определенной степени несинхронно; на различных этапах онто­генеза на первый план выдвигается та или иная сторона. В зависимости от этого с развитием разных сторон языка приобретаются специфические тенденции и новые взаимосвязи.

Развитие словаря в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева. Т.Н. Ушаковой, Д.Б. Эльконина и др.

19 стр., 9231 слов

Процесс развития связной монологической речи у детей старшего ...

... ʙий, обеспечиʙающих разʙитие сʙязной монологической речи у детей старшего дошкольного ʙозраста. Проблема разʙития монологической речи детей хорошо изʙестна широкому кругу педагогических работникоʙ: ʙоспитателям, ... ʙания: методы и приемы разʙития сʙязной речи у детей старшего дошкольного ʙозраста. Гипотеза исследоʙания - монологическая речь детей старшего дошкольного ʙозраста будет разʙиʙаться более ...

Обогащение жизненного опыта ребёнка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружением ведет к постепенному количественному увеличению словаря. В литературных источниках отмечают существенные расхождения касательно объёма словаря и его роста, т.к. есть индивидуальная специфика развития словаря у детей зависимо от условий жизни и воспитания.

Развитие словаря в онтогенезе происходит следующим образом.

По данным Е.А. Архиповой [2], увеличение словаря отличается рядом количественных особенностей: первый год — 9 слов, 1,5 года — 39 слов, 2 года — 300 слов, 3 года 6 мес.- 1110 слов, 4 года — 1926 слов.

В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного усвоения слов от окружения к активному росту собственного словаря в период употребления вопросов типа «что это?», «как это называется?».

Тем самым, в начале ребенком приобретаются знаки от окружающих его людей, а потом понимает их, открывает функции знаков. [43].

Ближе к двум годам у ребенка начинает быстро возрастать лексикон, который составляет около 300 слов к концу второго года.

В ходе развития значения слова, как правило, у детей от 1 до 2,5 лет отмечают явление сдвинутой референции. При этом отмечают перенос названия одного предмета на другие, которые ассоциативно связаны с исходным предметом.

Л. П. Федоренко определяет несколько степеней обобщения слов по смыслу. [22]

Нулевая степень обобщения — это названия единичного предмета и имена собственные. К концу 2-го года жизни ребенок осваивает слова первой степени обобщения, тем самым начинает понимать обобщающее значение предметов, качеств- имен нарицательных, действий.

В возрасте 3 лет, у детей начинается усвоение слова, второй степени обобщения, обозначающие родовые понятия (игрушки, одежду, посуду), передающие обобщенно названия предметов, признаков, действии и форме имени существительного (полет, плавание, чернота, краснота).

В ходе развития словаря уточняется и значение слова. В начале значение слова многозначно, аморфно и расплывчато. Слова могут иметь не одно значение. Одно и то же слово иногда обозначает и предмет, и признак, и действие с предметом. К примеру, слово «кых» обозначает в речи ребенка и кошку, и все пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку).

Слова сопровождаются определенной интонацией, жестами, которыми уточняются его значение [43].

Основными выступают следующие компоненты значения слова (по А.А.Леонтьеву, Н.Я.Уфимцевой, С.Д.Кацнельсону и др.):

1. денотативный компонент, то есть отображение в значении слова особенностей денотата (стол — это конкретный предмет);

2. понятийный / концептуальный компонент, отражает формирование понятий, связи слов по семантике;

3. коннотативный компонент -отражает эмоциональное отношение человека к слову;

4. контекстуальный компонент значения слова (холодный летний день, холодная вода в реке, холодная вода в чайнике) [1].

Естественно, не все компоненты значения слова возникают у детей сразу. В процессе онтогенеза значение слова изменяется, развивается. Структура значения слова на различных возрастных этапах будет разной.

2 стр., 953 слов

Тема: Особенности формирования количественных представлений у ...

... вспомогательной школы// Дефектология. 1994. №4. 2. Каличенко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие / А.В.Каличенко. – М., 2005. – 224 с. 3. Перова ... 1990. Семинарское занятие №3 Тема: Особенности формирования количественных представлений у детей с нарушениями речи в разных возрастных группах ДОУ Цель –рассмотреть особенности развития количественных ...

Исследования доказывают, что ребенок, в первую очередь, усваивает денотативный компонент, то есть устанавливается связь между определенным предметом (денотатом) и его обозначением.

Понятийный, концептуальный компонент ребенок усваивает позже по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Со временем ребенком усваивается и контекстуальное значение слова. Так, дошкольник с огромным трудом усваивает ……..

Список использованных источников

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студентов высших и ср.пед. заведений / М.М.Алексеева, Б.И.Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учеб. пособие / Е.Ф.Архипова. — М.: АСТ: Астрель 2008.

3. Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” / Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова. — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.

4. Блейхер, В.М. Толковый словарь психиатрических терминов [Текст] / В.М.Блейхер, И.В. Крук, 1995.

5. Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика [Текст] / О.Богдашина. — Донецк: «Лебедь», 1999. — 112 с.

6. Большой энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Прохорова А.М. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.

7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.М.Бородич.- 4-е изд.- М., 1999.

8. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] / В.М.Букатов. — М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. — 97с.

9. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С.Выготский. — М.: Издательство АСТ, 2008.

10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи[Текст] / А.Н.Гвоздев. — Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». — Санкт-Петербург, 2007.

11. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет [Текст]: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.И.Гризик, Л.Е. Тимощук. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2007.

12. Детская логопсихология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / Денисова О.А. и др : под редакцией В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 175 с.

13. Детский аутизм. Хрестоматия [Текст] /Сост. Л.М.Шипицына. СПб., 1997.

14. Детский аутизм: диагностика и коррекция [Текст]: учебное пособие / Под ред. Е.С. Иванова, Л.И. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. — СПб., изд-во «Дидактика плюс», — 2004.

15. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]. — Сб. методических рекомендаций. — СПб.: Детство-пресс, 2011. — 240с.

16. Карвасарская, И. Б. В стороне: Из опыта работы с аутичными детьми [Текст] / И.Б. Карвасарская. — М.: Теревинф, 2003.- 68 с.

17. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста [Текст] / В.В.Ковалев. — М., 1979.

17 стр., 8207 слов

Психолого-педагогическое сопровождение детей 7-12 лет с умеренной ...

... Лурия, В. И. Лубовский, А.Р. Малер, И.И. Мамайчук, С.Я. Рубинштейн). Исходя из вышесказанного, можно определить ... Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей, поэтому в программу включены ... Основные направления работы: · Изучение (диагностика) уровня развития детей. · Организация индивидуальных и групповых занятий. · Консультативная помощь ...

18. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. — М.: Просвещение, 1991.

19. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей [Текст] / В.В. Лебединский. — M., 1985.

20. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 197 с.

21. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Ред. — сост. Г.В. Чиркина. П.Б. Шошин. — М.: АРКТИ, 2010.

22. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Волковой, С.Н. Шаховской Л.С.-6-е изд., доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2014.

23. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. — М.: Генезис, 2000.

24. Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом [Текст] / И.И.Мамайчук. — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.

25. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И.Мамайчук. СПб.: Речь, 2001. — 220 с.

26. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И.Мамайчук.- М.: Генезис, 2010. — 400 с.

27. Манелис, Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы [Текст] / Н.Г.Манелис // Сб. науч.-практической конф. «Проблемы детского аутизма и парааутистических состояний». — М., 2001. — С.18-21.

28. Мастюкова, Е. М. Особенности речевого развития у детей с ранним детским аутизмом, проявляющимся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС [Текст] / Е.М. Мастюкова, Р.К. Ульянова // Дефектология. 1990.№5. С. 66-71.

29. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е.М.Мастюкова. — М., 1993.

30. Морозова, Т. И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме [Текст] / Т.И. Морозова //Дефектология, 1990. — №5. — С. 59-66.

31. Назарова, Н.М. Специальная педагогика [Текст] / Н.М.Назарова. — М.: Academa, 2000.

32. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С.Немов. — В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

33. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. — М.: Теревинф, 2000.

34. Никольская, О.С., Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. — Издательство: Теревинф, 2008. — 224 с.

35. Основы специальной психологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

36. Питерс, Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию [Текст] / Т. Питерс. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999, — 192 с.

37. Программа индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом [Текст] /сост. И.В. Ковалец. — Мн. 1998

18 стр., 8519 слов

Исследование коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме

... помощи детям при аутизме. Предмет исследования коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме. Целью исследования является характеристика коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме. Гипотеза ... 1. Теоретические аспекты коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме 1.1 Аутизм: понятие, классификация, психологические особенности Термин аутизм происходит от латинского слова autos ...

38. Психические расстройства и расстройства поведения (F00 — F99).

(Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации).

Под общей редакцией Казаковцева Б.А., Голланда В.Б.- М.: Минздрав России, 1998. — 512 с.

39. Ремшмидт, X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение [Текст] / Х.Ремшмидт. Пер. с нем. — М.: Медицина, 2003.

40. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / Под ред. Циркина С.Ю. — СПб.: Издательство «Питер», 1999.

41. Тихеева, Е.И. Словарь детей [Текст] / Е.И.Тихеева. — М.: Развитие речи детей дошкольного возраста, 2009.

42. Трофимова, Н. М. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Н.М.Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф.Пушкина. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.

43. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст] / Т.Б.Филичева. — М.: Просвещение, 2012.

44. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [Текст] / Е.А.Янушко. — М.: Теревинф, 2004. — 136 с.