Аккультурация— процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологами в 1930-х гг.
Аксиология— теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.
Анимизм — 1. Одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных и растений. 2. Философское учение, возводящее душу в принцип жизни.
Антропология культурная— научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. Получила развитие главным образом в США, где её родоначальником был Ф. Боас. В отличие от антропологии социальной, для неё характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений. Антропология культурная выдвигает на первый план вопросы динамики развития культуры, механизмы ее передачи от поколения к поколению. Задача антропологии культурной — построить теорию человека как творца и носителя культуры, требует учитывать изменчивость его сущности в конкретно-историческом многообразии культур, стремится в анализе человека опираться не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию.
Антропология социальная— исследует функционирование социальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур; сформировалась в XIX-XX вв. в основном в Англии и Франции под влиянием идей У. Риверса, А.Р. Рэдклифф-Брауна, Б. Малиновского. В западной литературе считается, что антропология социальная отличается от этнографии и этнологии большей теоретичностью, а также тем, что не ограничивается описанием фактов. В то же время антропология социальная отличается и от социологии тем, что главной своей задачей считает понимание общества как целостности.
Во второй половине XX в. происходит сращивание социальной и культурной антропологии в рамках общей социокультурной антропологии.
Артефакт— 1. Процесс или образование, не свойственные объекту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства.
Социальная работа как профессиональный вид деятельности
... в органы государственной власти и местного самоуправления. Основные направления (виды) социальной работы. ✓ социальный диагноз; ✓ социальная терапия; ✓ реабилитация; ✓ профилактика; ✓ контроль: ✓ страхование; ✓ обслуживание; ... виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитаций всем нуждающимся; 7.Социально-медицинская функция — ...
Архетип— прообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввёл К. Юнг, для которого архетип — врождённые психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно К. Юнгу он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения.
Ассимиляция— процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.
Бифуркация— стадия процесса развития, характеризующаяся образованием двух или нескольких возможностей дальнейшего движения процесса.
Бихевиоризм — теоретическое направление в психологии, возникшее в конце XIX-начале XX в. и сделавшее основным предметом изучения поведение организма в среде. Поведение в целом рассматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредственным следствием воздействия на него внешних стимулов.
Боди-арт — художественное направление, использующее в качестве «материала» тело, телесность, позу, жест.
Буддизм — одна из трёх мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V в. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Распространён в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма — «учение о четырёх благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа.
Вера— это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она выступает важным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.
Вестернизация— процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.
Видео-арт— одна из форм современной художественной жизни. Возник в 1960-е гг. Продуктами являются не материальные предметы, а визуальные или аудиовизуальные «не-объекты», создаваемые с помощью телевизионной техники, лазерных или голографических установок.
Виртуальная реальность— искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя её изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.
Основные этапы развития психологии, основные направления развития ...
... как снять это противоречие. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, ... цеховых правил, требовало и новой культуры, нового самосознания человека. Появилась и сильная светская власть, ... ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, ... о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ...
Вторичные моделирующие системы («вторичные языки культуры», «культурные коды»)— языки, «надстраивающиеся» над первичными знаковыми системами культуры и образующие семиотические системы более высокого уровня. Ими являются языки таких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет и др.
Гармония — эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевлённую гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.
Генезис— процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропосоциогенез», «антропогенез» и др.
Герменевтика— традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрождения герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1. Теория и методология истолкования текстов. 2. Течение в философии.
Гиперреализм— художественное направление в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении действительности, стремящееся восстановить утраченную в модернизме жизненную конкретность художественного языка за счет имитации образов фотографии.
Глобализация— процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду.
Глобальные проблемы современности— совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путём ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах) и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах, предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами; предотвращение непосредственных и отдалённых последствий научно-технической революции. Некоторые исследователи включают в число глобальных проблем современности также проблемы здравоохранения, образования, социальных ценностей, отношений между поколениями и т.п.
Гуманизм— прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинств и прав личности, её свободного развития, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.
Деконструкция— преодоление доминировавших в западной культуре более двух тысячелетий метафизических оппозиций реальности и знака, вещи и образа, природы и культуры и т.д. с целью выявления опорных понятий бытия. Одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма.
Денотация— предметное значение имен, смысловое содержание знаков (символов)
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... много, что некоторые растворялись вдалеке. …Они смотрели в одном направлении и никто, казалось, не заметил моего появления – за ... же последние мысли перед погружением в сон… В огорчении, злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в ... физического тела больше чем на три-четыре метра. Явление напоминало мои первые внетелесные переживания, протекавшие в непосредственной ...
Детерминизм культурный — философская концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии.
Динамика социокультурная— изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил.
Дискурс— какая-либо философская или научная концепция, обращённая к читателю или слушателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в деятельности.
Диффузионизм— теоретическая модель историко-культурного процесса; методология культурологических, культурантропологических и этнографических исследований.
Диффузия культурная —распространение особенностей, свойств данной исторической культурой на другие культуры.
Евразийство— направление русской социально-философской и культурологической мысли 1920-1930-х гг., возникшее в среде эмигрантской научной интеллигенции. Пафос теоретической деятельности представителей евразийства заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России.
Европоцентризм— культур-философская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими.
Естественные знаки — вещи или явления природы, которые используются для получения информации о других, причинно связанных с ними, вещах и явлениях («знаки-признаки»)
Западничество— направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути.
Знак— материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.
Знаковая система— совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления её элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.
Золотое сечение («правило золотого деления») — геометрическое, математическое отношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. Всякое тело, вещь, геометрическая фигура, отношение частей которых соответствует такому делению, отличаются строгой пропорциональностью, производят наиболее приятное визуальное впечатление. Формулируя правило золотого сечения в качестве непреложного закона архитектуры, скульптуры и живописи, многие теоретики и художники эпохи Возрождения пытались найти идеальную (абсолютную) геометрическую основу искусства.
Идеал — совершенство; совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей; высшая цель деятельности.
Идеализация— отвлечение от реальных свойств предметов и явлений и приписывание последним не принадлежащих им признаков совершенства.
Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком ...
... человека человеком в профессиональной деятельности. Задачи: 1. проанализировать современное состояния проблемы восприятия человека человеком в медицине; 2. изучить особенности профессии медика в системе «человек-человек»; 3. определить особенности восприятия человека человеком в профессиональной деятельности ...
Идеальный тип— теоретическая конструкция, абстрактная модель, не имеющая прямого аналога в реальности и представляющая собой образ-схему изучаемого объекта. Идеальная типизация была предложена М. Вебером для анализа социокультурной реальности, она позволяла упорядочивать эмпирический материал конкретных социокультурных исследований, выявляя причины и характер несовпадений реальных типов от идеальных.
Идентичность— психологическое представление человека о своём «Я», характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности и целостности.
Игра— форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (Й. Хейзинга, Д. Лихачёв) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и т.д.
Иконические знаки— «знаки-образы», обладающие сходством с предметами, которые они обозначают.
Инкультурация— процесс освоения человеком-членом конкретного общества — основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.
Инновация культурная — впервые появляющиеся в данной культуре (обществе) объекты, институты, черты, нормы, ценности и т.п. в результате изобретения или заимствования из других культур.
Интеграция культурная— процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко-культурными образованиями.
Интернет— глобальная система коммуникации, передачи и хранения информации, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства.
Информационная культура— 1.Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе. 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации.
Иррационализм— философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного познания действительности.
Ислам (мусульманство) — одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII в. в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама считается Мухаммад, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие — вера во всемогущего единого Аллаха), признание Корана вечной, несотворённой священной книгой, вера в воскресение мёртвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо. Не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделённость духовной и светской власти, религии, политики и государства.
Влияние музыки на состояние человека и на процессы формирования личности у детей
... факт, что музыка должна быть обязательным элементом в процессе формирования личности человека, обособления его в мире как индивидуума, поиска им ... сначала А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Том 7. - М., Искусство. 1988. 482 с. - С. 302.. И действительно, больше всего ... влияние на развитие человека имеет глубокие корни: люди сочиняют и слушают её с тех пор, как зародилась культура. Более 30 тысяч ...
Искусство— неотъемлемая составная часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения действительности общественным человеком, формирующий и развивающий способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Появляясь на самых ранних стадиях развития общества, оно постепенно складывается как самостоятельная форма общественного сознания, способ осознания мира и средство духовного развития людей. Искусство отличается полифункциональностью, т.е. выполняет в обществе различные социальные функции: познавательную, гедонистическую (гедонизм — наслаждение), эстетическую, воспитательную, коммуникативную (средство общения) и др. Во всяком искусстве большую роль играет материал, в котором художественный образ воплощается и приобретает реальное существование. Вещественная сторона искусства, техника обработки материала существенным образом влияют на характер произведения искусства. В настоящее время существуют следующие виды художественного творчества: архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись, графика, художественная фотография, литература, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, эстрада, цирк. Границы между отдельными видами искусства не абсолютны, практически они нередко переплетены между собой или сочетаются различным образом. Существуют и другие классификации искусства (пространственные, временные и пространственно-временные; изобразительные и выразительные)
Канон — система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.
Катарсис— 1. В «Поэтике» Аристотеля — возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него; позже — духовное очищение и внутреннее освобождение, которые испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. 2. Один из методов психотерапии.
Кинетическое искусство— художественное течение, возникшее в 1950-х гг., ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами.
Кич— этимология слова имеет несколько версий: 1) от нем. музыкального жаргона нач. XX в. — по смыслу «халтура»; 2) от нем. — удешевлять; 3) от англ.- «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления; 4) — специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишённого художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект, деталями.
Выявление профессионально важных качеств специалистов системы человек-техника
... пригодности к деятельности в системе “Человек-техника” - требует специального диагностического инструментария. Для эффективной деятельности в системе “человек – техника” важен моторный компонент деятельности, т.е. ... “Простая сенсомоторная реакция” предназначена для исследования скорости протекания нервных процессов. Время реакции определяют как интервал между появлением сигнала и ответным ...
Коммуникация социокультурная— процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем.
Конвенциональные знаки— искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определённое значение.
Коннотация— вторичный язык по отношению к первичному языку денотации. Коннотация дает возможность обозначить в явлениях культуры и искусства не только основные, явно присутствующие значения, но и такие сопутствующие значения, которые неявно функционируют в сознании общества в виде образов и образцов (символических, аллегорических, метафорических по форме)
Контекст — общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.
Контркультура— направление развития современной культуры, противостоящее атмосфере современного индустриального общества, которое получило распространение среди части молодёжи западных стран с конца 1960-х гг.
Креационистский подход— подход в понимании происхождения культуры, в основе которого лежит представление о божественном или ином сверхъестественном творении, что свойственно теологическому взгляду на культуру.
Культурантропология, культурная антропология— одно из направлений философской антропологии (учения о природе человека), ориентирующееся на построение теории человека как субъекта культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчивость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию и психологию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки.
Культурные ареалы— зоны территориального распространения определённых локальных культурных типов и черт. Культурные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распространения каких-либо элементов специализированных культур.
Культурогенез— процесс зарождения культуры.
Легитимация— процесс социального или культурного «узаконивания»
Магия— совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия — одна из форм древней духовной культуры.
Маргинальность культурная— 1. Положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркультурные проявления.
Ментальность, менталитет — глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем самым целостный образ жизни человека или социальной группы.
Руководство развитием личности в процессе деятельности
... условиях. 327. Педагогический процесс относится к системе: 1. «Человек - техника» 2. «Человек - человек» 3. «Человек - художественный образ» 4. «Человек - знак» 5. «Человек - природа» 347. ... отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. авторитарность руководителей педагогического процесса 405. Для эффективного воспитательного процесса характерны: 1. авторитарность воспитания ...
Мимезис — способ художественного творчества (преимущественно в искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов. Мимезис — основа натурализма в искусстве. (Термин введён Аристотелем)
Минимализм— художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства — определённый заранее результат процесса его производства. Наибольшее распространение получил в живописи, скульптуре, музыке, театре, кинематографе.
Модерн, модернизм— одно из главных направлений европейской культуры сер. XIX-нач. XX в. Вместе с декадансом /декадизмом и символизмом выступает в виде специфического культурно-исторического комплекса, обладающего и стилистическим, и идеологическим внутренним единством. Модерн рубежа XIX-XX в. может считаться последней по времени монологичной культурно-исторической эпохой с отчётливо выраженной системой иерархически-ценностных установок, проявляющейся во всех сторонах человеческой деятельности.
Модернизм— термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины XX в. Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искусствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной брани с позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому. При таком подходе под модернизмом могли пониматься самые разные течения и направления художественной практики, часто очень несхожие между собой, механически и формально объединенные в одно целое лишь благодаря их общей негативной установке к традиционным для новоевропейской культуры художественным опытам, открыто заявившим об его неприятии. Модернизм критиковали за отход от традиции, антиреализм, эстетство, пессимизм, формализм, за демонстративное пренебрежение «партийным принципом в искусстве» и т.д.
Морфология культуры— раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.
Наука— сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.
Научно-техническая революция— понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития. Начало НТР принято относить к сер. 1940-х-нач. 1950-х гг.
Нигилизм— 1. Полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм. 2. Идейное течение европейской культуры конца XIX-нач. XX в.
Ноосфера— эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Близкие по содержанию понятия — техносфера, антропосфера, социосфера.
Игровая деятельность в процессе социализации детей.Сюжетно-ролевые ...
... значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая ... дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости ...
Отчуждение— процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними. Отчуждение означает превращение каких-либо явлений и отношений в то, чем они не являются сами по себе, искажение и извращение.
Парадигма— совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определённого времени даёт научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Персонализм— направление в философско-культурологической мысли XX в., исходящее из представления, что первичной реальностью и главенствующей ценностью культуры является творческая личность.
Перформанс— публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и неискусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Один из ключевых феноменов искусства постмодернизма. Возник в 1970-х гг. Отличается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей. Нацелен на расширение сознания публики, более активное включение её в непосредственный творческий акт.
Плюрализм— особая мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, форм и принципов познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценностей и ценностных ориентации.
Поп-арт— одно из направлений англо-американского искусства «новой реальности», возникшее в 1950-х гг. Художественный язык адекватен реалиям и мифологемам общества потребления с его культом индивидуального успеха и процветания, пронизан технологической и урбанистической символикой.
Поп-культура— 1.Совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшихся в 1960-е гг. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений; поиск новых форм в искусстве и стиле жизни. 2. Синоним популярности, народности, массовости.
Постмодерн, постмодернизм— в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970-1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакций на новаторство модерна. Авангардистской установке художественного модерна на новизну в постмодерне противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной практики путём его цитирования. Постмодернистская эстетическая позиция отказывается от жёсткости и замкнутости концептуальных построений, сознательно игнорирует практики бинарного противопоставления, делая ставку на маргинализацию, открытость, безоценочность и дестабилизацию любых, прежде всего классических, культурно-ценностных ориентации.
Постструктурализм— направление в философском и социогуманитарном знании, получившее развитие в 1960-1980-х гг. в форме критики, преодоления структурализма и его «второй волны». Основные характеристики постструктурализма: деконструкция, децентрация, дискурсивный анализ языка культуры, интерпретация пространства культуры как текста и контекста, стирание пространственно-временных границ феноменов.
Прогресс — переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому.
Профессиональная культура— интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценке одновременно с двух позиций — конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.
Рационализм— система взглядов, которая признаёт основой познания, поведения и мотивации человеческий разум.
Релятивизм культурный— умонастроение в рамках европейской культуры, связанное с признанием относительности, т.е. ограниченной ценности и истинности, всех вероисповеданий, нравственных кодексов, научных теорий, философских воззрений и художественных форм. Ревятилизм утверждает множественность культур, разнообразие путей их развития, ценностных систем и культурно-исторических типов.
Рок-культура— явление молодёжной субкультуры, возникшее в Великобритании и США в 1960-е гг. вокруг нового музыкального стиля и выражающее нонконформистский пафос. Ядром является контркультура.
Сакральное— святое, священное. Важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные.
Семиотика,или Семиология— общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Выступает наукой, изучающей семиозис культуры через жизнь знаков.
Символ— знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несёт в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.
Симулякр— образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинности, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит никакой реальности. Одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики.
Синергетика— наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой. В сферу внимания синергетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации — неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития.
Синкретизм— слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальную неразделённость, неразвитое состояние чего либо.
Синтез культур— взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественно определённое содержание и (или) форму.
Социализация— процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.п.
Социокультурный анализ— метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историко-аналитических, социологических, социально-философских подходах. В рамках социокультурного анализа культура исследуется в соотнесении с социальным пространством, которое рассматривается в широком смысле слова как внеприродная, связанная с человеческой деятельностью реальность.
Средство массовой информации— средство распространения информации, обращённое к массовой аудитории, доступное для этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на промышленный манер само производство и распространение информации.
Стандартизация— процесс введения единой сетки общеобязательных стандартов.
Структурализм— направление в гуманитарных науках (в лингвистике, литературоведении, истории, этнографии и др.), возникшее в 1920-е гг. Использует структурный метод (выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях), а также моделирование, элементы семиотики, формализации и математизации. Структурализм трактует культуру как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии, рекламы и т.п.), анализирует закономерности их функционирования, которым бессознательно подчиняется человек.
Субкультура— особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами поведения.
Сублимация— процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художественного творчества.
Субъективизм— особое отношение к миру, человеку, к любому явлению, при котором преувеличивается и абсолютизируется роль и положения субъекта.
Сциентизм— мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественно-научного знания и признаёт за наукой право и способность решения всех жизненных проблем. Сциентизм утвердился в культуре в конце XIX в.
Текст(в широком семиотическом смысле) — любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-то знаковой системе социальную информацию.
Техника— совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержание человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой.
Техногенность; техногенный характер современной цивилизации— выдвижение техники и технологии на первый план, приоритетное, господствующее место в системе накопленных человечеством ценностей, составляющих духовное, культурное содержание цивилизации, когда доминирование техники и технологии как ценностных ориентации подчиняет себе все другие стороны жизни людей, а технократизм как стиль мышления становится главным в определении характера и типа цивилизации.
Технократизм— стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, технико-технологической оптимальностью и эффективностью, не учитывающий (и даже игнорирующий) гуманистические и социокультурные смыслы техники и технологии. Это стиль мышления и действия, при котором техническая деятельность превращается из средства жизни в цель жизни, когда инженерно-техническое мышление и деятельность односторонне ориентированы только на позитивные результаты и последствия техники и технологии, и когда только с этих позитивных технологических позиций, вне всякого «человеческого измерения», оцениваются все другие стороны жизни человека, общества в процессе их исторического развития.
Технологическая культура— степень технологического совершенства.
Технология — способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения.
Техносфера— область действительности, для которой характерно применение техники. Термин появился в 1940-1950-е гг. Употребляется при характеристике современной цивилизации, для которой специфично проникновение сложной машинной техники во все сферы деятельности.
Типология культур— научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам и свойствам.
Тоталитарная культура— официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 1920-1950-х гг.
Тотемизм— комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами (животным или растением, которое представляется предком-покровителем).
Тотемизм был распространён у всех народов мира, пережитки тотемизма сохранились во всех религиях.
Трансавангард — течение постмодернистской живописи, чьё эстетическое кредо заключается в противопоставлении неоавангарду, новой живописности, фигуративности, экспрессивности, яркой выраженности личностного начала; установке на эстетическое наслаждение, свободном сочетании художественных стилей прошлого.
Универсалии— термин, обозначающий всё то, что по природе своей способно сказываться в единичных вещах.
Универсалии культурные— черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, запреты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обычай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.
Унификация— приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.
Утилитаризм— направление в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравственности. Особенное развитие утилитаризм получил в Великобритании в конце XVIII-нач. XIX в.
Фетишизм— религиозное поклонение материальным предметам-фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. С помощью фетишизма человек, якобы, может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «чёрного камня» у мусульман.
Функциональные знаки— предметы, созданные людьми для каких-либо практических целей, рассматриваемые как носители социальной информации.
Харизма— исключительная духовная одарённость человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным людям. Харизматический лидер — человек, наделённый в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.
Христианство — одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени её предполагаемого основателя Христа, возникло в начале I в. в Палестине, в IV в. стало господствующей религией Римской империи. Xристианство как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего причину в Самом Себе; по отношению к которому все существа и предметы являются Его творениями; всё создано Богом из ничего. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в страшный суд; в небесное воздаяние и установление Царства Божьего.
Хронотоп— единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определённого культурного или художественного смысла.
Хэппенинг— театрализованное сиюминутное действо на импровизационной основе с активным участием в нём аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью, стремящееся к спонтанности, непосредственному физическому контакту с публикой, повышенной действенности искусства.
Ценностная ориентация— комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответствующих им социально-психологических образований, которые интерпретируются в положительном ракурсе их значений. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, переживания людей.
Школа «Анналов» («новая историческая наука»)— научное направление, возникшее во Франции и группирующееся вокруг журнала «Анналы». Сторонники этого направления настаивали на замене классической «истории-повествования» «историей-проблемой», т.е. историей, описывающей все существующие в обществе связи: экономические, социальные, культурные.
Эволюционизм— направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру, культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.
Эзотерический(внутренний) — тайный, скрытый, предназначенный для посвящённых, в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания; относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам; противоположность экзотерическому.
Экзистенциализм— философское течение XX в., выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.
Экзотерический(внешний) — не представляющий тайны, открытый, предназначенный для всех; в противоположность эзотерическому отражает внешний план бытия, его материальные, воплощённые формы, всё видимое, ясное, проявленное.
Энтропия социокультурная— процесс понижения уровня системно-иерархической структурированности, сложности и полифункциональности культурного комплекса какого-либо сообщества в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т.е. полная или частичная деградация данной локальной культуры как системы.
Эргалический подход— подход в понимании происхождения и сущности культуры, в основе которого лежит представление о решающей роли труда и трудовой деятельности человека, что свойственно марксистскому взгляду на культуру.
Эсхатология— религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом или богами и последующей расплате за это.
Этническая группа— часть общества, члены которой осознают себя (или считают, по мнению других) носителями общей культуры.
Этногенез— исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем.
Этнолингвистика (антропологическая лингвистика, лингвистическая антропология и др.)— наука, занимающаяся исследованием связей между языковыми и культурными явлениями.
Этнология— наука о сравнительном изучении культур, в американской традиции — часть или синоним культурной антропологии, в европейской — аналог социальной антропологии.
Этнос, этническая общность— исторически сложившаяся устойчивая группировка людей — племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения этноса — общность территории и языка. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.
Этноцентризм— свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать различные жизненные явления и процессы сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной этнической группы. Этноцентризм выражается в признании превосходства своей этнической культуры по отношению к другим культурам. Этноцентризмом принято обозначать то нормальное мироощущение любого этноса, когда ценности, традиции, установления того или иного этноса кажутся для его представителей единственно истинными и верными.
Этос— обобщённая характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.
Язык— система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определённые значения и особым образом их классифицирует.
Источники:
Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 2000;
Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М.: Высшее образование, 2007;
Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; под ред. Н.Г. Багдасарьян.- М.: Высш. шк., 1998;
Сёмочкина М.Б. Культурология: Учеб. пособие.- Екатеринбург, 2001.