Семинар №1 по педагогике 2

Семинар №1

Тема: 2 «Педагогика как отрасль научных знаний»

  1. Дайте определение педагогике. Педагогика как гуманитарная наука. Какие признаки определяют учение как самостоятельную науку?

Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.

Основными категориями П. являются: формирование личности, воспитаниеобразованиеобучение. Под формированием личности, которое раньше обозначалось термином «воспитание в широком смысле», понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды. В современной зарубежной П. первая группа воздействий на человека часто обозначается термином «интенциональное воспитание», вторая —»функциональное воспитание».

Возникновение педагогики как науки. Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям.

Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание — не самые лучшие способы передачи социального опыта. Наибольший  эффект достигается при активном участии воспитуемого в этом процессе, при включении его в творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Тезис о том, что человек, преобразуя действительность, преобразует самого себя, имеет принципиальное значение. Но он не отрицает всей важности процесса передачи старшими поколениями и усвоения новыми поколениями социального опыта человечества. Преобразование действительности невозможно без знакомства со всем тем, что уже познано и создано человечеством, без освоения богатства накопленной культуры.

3 стр., 1009 слов

Тенденции современного семейного воспитания и семейной педагогики

Тенденции современного семейного воспитания и семейной педагогики Оглавление. Введение 2 Глава 1. Общая характеристика семейного воспитания 4 1.1. Важность семейного воспитания. 4 1.2. Семейное воспитание на Руси: исторический экскурс. 8 Глава 2. Современные тенденции развития семейного воспитания и семейной педагогики 15 2.1. Семейное воспитание в XIX веке и в советское время. 15 2.2. Семейное ...

Необходимость передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с появлением общества и будет существовать на всех этапах его развития. Родители передают свой опыт детям, старшие — младшим, более опытные  — менее опытным и т.д.

Более того, по мере развития человеческого общества опыт человечества становится все объемнее и многообразнее. А это означает, что человеку, живущему в этом обществе, необходимо будет знать и уметь еще больше. То есть школьнику за тот же период обучения придется осваивать более объемный материал. Увеличение объема знаний влечет за собой усложнение процесса их передачи, который должен стать более эффективным и продуктивным. Следовательно, важность и значимость процесса передачи накопленного человечеством опыта будут в дальнейшем возрастать.

Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. На определенном этапе развития человечества был накоплен такой объем опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного существования. Взрослые стали специально обучать младших отдельным элементам своего опыта.

С этого момента процесс передачи социального опыта выделился и стал целенаправленным. Осуществлялся он в ходе взаимодействия старшего с младшим. Это взаимодействие получило название педагогический процесс. Сегодня это понятие признается ключевым  в педагогике.

Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого).

Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности»

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности» Югорск ХМАО 2004 Оглавление Введение ……………………………………………………………………………3 1. Усвоение и использование познавательных процессов в младшем дошкольном возрасте…………………………………………………………7 1.1. Задачи и средства выполнения познавательных действий……………...7 1.2. Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте ...

Педагогический процесс,  выделившись в отдельный вид взаимодействия людей, стал занимать умы философов, что нашло отражение в трудах таких известных мыслителей, как Сократ (470-399 до н.э.),  Демокрит (460-370 до н.э.), Платон (427-347 до н.э.)Аристотель (384-322 до н.э.) и др.

Термин  «педагогика» возник в Древней Греции. В переводе на русский язык он означает детовождение. Педагогами назывались наставники, воспитывающие и обучающие детей.    Период  развития педагогики от Древней Греции до средних веков еще не был периодом развития науки. Это было время освоения и отбора различных педагогических принципов, методов и приемов, период накапливания информации и опыта.

Оформление  педагогики в самостоятельную науку большинство исследователей связывают с именем великого чешского педагога  Яна Амоса Коменского(15921670).

Его выдающийся труд «Великая дидактика» до сих пор остается интересным и поучительным  для педагогов. Большинство сформулированных им принципов,  методов и форм организации педагогического процесса составляют ядро современных педагогических систем.

Предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей. Отсюда можно вывести и определение самой педагогики как науки.Педагогика  это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Педагогика — гуманитарная наука. Все изучаемые человеком науки делятся на две большие группы. Науки одной группы изучают природу и законы ее развития. К этой группе относятся физика. астрономия, математика, география, химия, биология и др. Они  получили название естественных наук. Другую группу составляют науки, изучающие человека и общество, его культуру и историю (история, философия, культурология, педагогика и т.д.).

6 стр., 2844 слов

Уникальный вклад Толстого в науку воспитания и образования

... педагогики в журнале «Ясная Поляна» 5) Толстой - автор учебников для народных школ 6) Уникальный вклад Толстого в науку воспитания ... означали шаг в развитии мирового искусства, его педагогические труды явились уникальным вкладом в науку воспитания и образования. ... «Образование, - утверждал он, - есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности ...

Эти науки называются гуманитарными.Иногда их еще называют социальными науками, т.е. науками о социуме (обществе).

В основе педагогики лежат социальные закономерности и механизмы передачи социального опыта  новым поколениям. Поэтому ее относят к области гуманитарных наук.

  1. Определите область научного исследования педагогики. Какие задачи ставятся перед педагогикой?

Следует различать научные и практические задачи педагогики. Задачи педагогической науки – вести исследования, а практические задачи школы, вуза – осуществлять воспитание, образование школьников, студентов.

Приоритетными задачами педагогической науки являются:

  • Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.
  • Задача изучения и обобщения практики и опыта педагогической деятельности.
  • Задачи разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами. В словаре педагогики появилось новое понятие – педагогическая инноватика.
  • Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
  1. Этапы развития педагогики.

Основные этапы развития педагогики

В развитии педагогики можно выделить следующие этапы:

— «стихийная» педагогика как часть жизни человека, зарождение основ народной педагогики (период разложения первобытнообщинного строя, начало становления государственности);

— педагогика как часть философского знания (др. цивилизации, античный период);

3 стр., 1289 слов

Понятие об акселерации. Влияние среды, режима и воспитания на нервно-психическое развитие ребенка

Министерство здравоохранения Республики Казахстан РГП на ПХВ "Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова" Кафедра: Детские болезни №1 с неонатологией Специальность: Общая медицина Дисциплина: Детские болезни САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Тема: Понятие об акселерации. Влияние среды, режима и воспитания на нервно-психическое развитие ребенка Выполнила: ...

— педагогика как искусство, зарождение научных основ педагогики (средние века);

— педагогика как самостоятельная наука (середина ХIХ в.);

— экспериментальная педагогика (конец ХIХ — начало ХХ вв.);

— новаторская педагогика (80-е годы ХХ столетия);

— современный этап развития педагогики как интегративной науки.

Многие века процесс воспитания протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. Потребность передавать опыт из поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества.

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми.

Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему.

9 стр., 4075 слов

Глава 1. Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушением интеллекта

... воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной коррекционной программе развития. Принцип системности воспитания ребенка ... проблемы диагностики задержки психического развития детей. Под ред. К. С. Лебединской. Москва, "Педагогика", 1982. 4. Аксенова ... деятельность, представляющая собой процесс возвращения человека, получившего те или иные ограничения ...

Но уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Первые попытки осмысления практики воспитания с учётом потребностей общества относятся к эпохе расцвета рабовладельческих государств. В этот же период появляется и термин «педагогика», который впоследствии закрепился в качестве названия науки о воспитании.

Высказывания о цели, задачах, содержании и средствах воспитания (конечно, только для свободнорождённых) занимали видное место в сочинениях Демокрита, Платона, Аристотеля и других древнегреческих философов. Эти высказывания не были самостоятельными педагогическими теориями, а являлись компонентами философских систем или проектов организации общества. Для последующего развития педагогической мысли большое значение имели идеи древнегреческих философов об опоре воспитания на принципы этики и психологии, о единстве умственного, нравственного и физического воспитания, о возрастной периодизации развития человека и др.

В Древнем Риме возник особый интерес к проблемам организации, содержания и методов обучения в риторских школах. Книга Квинтилиана «О воспитании оратора» явилась по существу первым специальным трудом, где был обобщён опыт обучения, сформулированы требования к учителю и воспитателю, содержались указания на необходимость учёта индивидуальных особенностей детей.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Педагогические воззрения европейских народов в эпоху средневековья испытали сильное влияние христианства, ставшего господствующей религией феодального общества в Европе; все взгляды на воспитание развивались исключительно в рамках христианского богословия. Аналогичное положение было и в др. регионах земного шара, где господствовали иные религиозные идеология (ислам, буддизм).

Стремление к освобождению человеческой мысли от религиозных догматов, возрождение интереса к самому человеку в его повседневной деятельности, характерное для эпохи разложения феодального общества и зарождения капиталистических общественных отношений (14-16 вв.), отразились и на педагогических воззрениях. В различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла, Эразм Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень и др.) выдвигались идеи всестороннего и гармоничного развития духовных и физических сил человека, светского образования на базе усвоения культурного наследия античного мира и достижений бурно развивавшихся в тот период научных знаний.

2 стр., 844 слов

Принцип систематичности и последовательности в воспитании и обучении

БИЛЕТ № 20 Перечислите принципы обучения профессионального образования. Молодость. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность, основные потребности. Составьте план семинарского занятия со студентами колледжа. 1. Перечислите принципы обучения профессионального образования. Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и ...

В начале ХVII века педагогика была вычленена из системы философского знания английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом. В 1623 году он издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором в качестве отдельной отрасли знания назвал педагогику как науку о «руководстве чтением».

Новый и основной этап истории педагогики как целостной теории воспитания человека начинается с эпохи первых буржуазных революций в Европе и связан с именем чешского мыслителя Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.), который, обобщив и теоретически осмыслив практику европейского воспитания, создал стройную педагогическую систему. Коменский — отец современной педагогики, он создал свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы и воспитания, а в книге «Материнская школа» изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей.

Дидактика, школоведение, теория воспитания и педагогическая психология впервые в истории педагогической мысли обрели в «Великой дидактике» свой предмет и составили в совокупности особую науку, прежде не существовавшую в качестве самостоятельной области знания. Эта наука представлена здесь целостно: выделены цели, задачи, содержание, психологические факторы и предпосылки, методы и организационные формы образования, становления и совершенствования способностей личности. Решение этих проблем приобрело статус всеобщего и необходимого, достоверного и доказанного знания, конституирующего законы и, в свою очередь, основывающегося на их непреложности. «Великая дидактика» — грандиозная система, целостная теория вкупе с ее обоснованием («философией воспитания»).

Метод учения, который предлагал Коменский, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки «без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя». Это положение Коменского, конечно, не следует понимать буквально: он предусматривал для учащихся систематический учебный труд в классе и выполнение ими систематически домашних заданий. Однако при этом вся работа, выполняемая школьниками, должна была соответствовать уровню их развития, природным склонностям и интересам, направленным на познание окружающего мира. Коменский считал, что если содержание и методы обучения отвечают детским возможностям, их любознательности, то и весь учебный труд воспринимается детьми радостно, с искренним удовольствием.

Новаторство Коменского беспрецедентно: в «Великой дидактике» он не только систематизировал педагогику, не только синтезировал в соответствии со своей пансофической концепцией лучшее из педагогической мысли прошлого — он впервые решил ряд вопросов, бывших предметом вековых, эпохальных споров; он впервые поставил ряд важнейших задач, впервые дал теоретическое обоснование педагогических норм.

Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании, которая в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

Коменский явился основоположником классно-урочной системы обучения. Педагогическая теория Коменского была органичной частью его широкой социально-политической концепции, изложенной в капитальном труде «Общий совет об исправлении дел человеческих», одна из частей которого полностью посвящена педагогическим вопросам. В частности, в ней впервые сформулирована и раскрыта идея непрерывного образования и воспитания человека на протяжении всей жизни, изложены требования к подготовке книг как главного инструмента образования ит. д.

Начиная с эпохи Английской буржуазной революции 17 веке в развитии педагогической мысли можно выделить два основных течения: с одной стороны, продолжала сохранять господствующее положение клерикально-феодальная концепция воспитания, с другой — начинает складываться новая, буржуазная трактовка воспитания как средства формирования деятельного человека, подготовки его к жизненной борьбе за собственное благополучие. Яркое выражение новые идеалы воспитания получили в трудах английского философа-просветителя Дж.Локка, выдвинувшего на первый план проблемы нравственного и физического воспитания и явившегося родоначальником утилитаристского подхода к образованию и обучению.

В 18 веке опираясь на учение Локка о природном равенстве людей, передовые французские мыслители развивали положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности. Дидро, в частности, одной из основных задач воспитания считал развитие индивидуальности человека. Наибольший вклад внёс Ж.Ж.Руссо, явившийся основоположником концепции естественного, свободного воспитания. Руссо предпринял попытку наметить задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей, исходя из особенностей их физического и духовного развития на различных возрастных этапах, выдвинул требование активизировать методы обучения детей.

Одним из первых педагогов конца 18 — начала 19 вв., оказавшим своими идеями и опытом практической деятельности огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, был швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) — родоначальник влиятельного направления в педагогике, известного под названием песталоццианства, и который попытался построить теорию воспитания и обучения на базе данных психологии. Опыт и мысли Песталоцци, касавшиеся развития ребёнка в процессе обучения и воспитания, вопросов трудового обучения, методов первоначального обучения чтению, письму, счёту, географии и др., явились стимулом для развития науки о воспитании в 1-й половине 19 в. Песталоцци был первым теоретиком народной школы.

В истории мировой педагогики Песталоцци известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы. Существенным отличием Песталоцци от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно-образовательных учреждений. Первым из них была школа для детей бедняков, которую он открыл в своем маленьком имении Нейгоф, затем в течение одного года он возглавлял приют для детей-сирот в городке Станце, наконец, он руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе и Ивердоне. Последние два были школами-интернатами, где одновременно готовились и учителя народных школ. Эти воспитательно-образовательные учреждения приобрели международное признание. Многие известные ученые, учителя различных европейских стран приезжали знакомиться с опытом работы этих школ.

Педагогические идеи, наблюдения и выводы из своей педагогической работы в Нейгофе и Станце Песталоцци изложил в таких широко известных сочинениях, как «Письма г-на Песталоцци к г-ну Н.Э.Ч. о воспитании бедной сельской молодежи», «Лингард и Гертруда», «Письмо к другу о пребывании в Станце», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня».

В результате обдумывания своей работы он пришел к мысли о том, что стремление детей к деятельности и развитие их природных сил требуют максимального упрощения приемов и методов обучения в начальной школе. Так у него зародилась идея об элементарном (поэлементном) первоначальном обучении как инструменте развития личности воспитанников.

В конце 19 века возникло движение так называемой реформаторской педагогики. Представители ее различных течений («нового воспитания», «трудовой школы», «движения за художественное воспитание», «педагогики личности» и др.) выступали за свободное развитие индивидуальности каждого ребёнка, разработку новых организационных форм и методов обучения, изменение содержания школьного образования, усиление воспитательного аспекта деятельности школы.

  1. Основные функции педагогики. Дайте их характеристику.

Функции педагогической науки разделяются на теоретическую и технологическую функцию.

Теоретическая функция педагогики представлена тремя уровнями:

— описательно — объяснительным;

— диагностическим;

— прогностическим.

Первый уровень реализуется в изучении передового педагогического опыта (описательный уровень).

Второй уровень позволяет выявить состояние педагогических явлений, эффективность деятельности педагога и воспитанников, определить условия и факторы, их обеспечивающие (диагностический уровень).

Третий уровень реализуется в экспериментальных исследованиях педагогической действительности, что позволяет создавать на их основе модели преобразования этой действительности (прогностический уровень).

Технологическая функция педагогики связана:

— с разработкой методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, методических рекомендаций), что позволяет проектировать план педагогической деятельности (проективный уровень);

— с внедрением достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее преобразования (преобразовательный уровень);

— с оценкой влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, позволяющей рефлексировать и корректировать взаимодействие научной теории и практической деятельности (рефлексивный уровень).

Исходя из этих функций, основными задачами педагогики являются:

анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

разработка теоретико-методологических основ образования;

выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

определение содержания образования в конкретных условиях;

разработка образовательных стандартов;

разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций;

внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

изучение истории развития образования и педагогической мысли.

  1. Структура педагогики Связь педагогики с другими науками. Что дает педагогике связь с каждой наукой? (приведите примеры).

Педагогика имеет очень обширные и прочные связи с различными областями человеческих знаний. В течение всего своего существования педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие. Одни взаимосвязи возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики в самостоятельную науку, другие являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым  условием развития педагогической теории и практики.

Педагогика и философия. Эта связь является наиболее длительной и продуктивной. Философские идеи продуцировали создание новых педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогического поиска и служили методологическим основанием педагогики.

Связь философии и педагогики имеет двойственный характер. Временами  педагогику признавали как «полигон» для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике. Господство этих тенденций дает о себе знать и в современных представлениях о взаимосвязи педагогики и философии.

Таким образом, на различных этапах развития педагогика то резко обрывала многовековые связи и традиции, то, напротив, настойчиво обращалась  к философии, когда требовалась более или менее глубокая теоретическая поддержка. Периоды объединения педагогики с философией сменялись периодами  жесткой борьбы. Отмечались также этапы длительного безразличия этих двух наук друг к другу.

Несмотря на неоднозначность отношений педагогики с философией, эта связь все же сохраняется до настоящего времени как одна из наиболее значимых и необходимых. Современное состояние этих  отношений  также двузначно. Среди исследователей-педагогов есть как последовательные приверженцы сохранения связей с философией, так и, напротив, сторонники полного отказа от нее при изучении педагогических явлений и закономерностей.

Такое сосуществование противоположных  точек зрения сохраняется уже более столетия, с тех пор как позитивисты (конец XIX в.) откровенно заявили, что нет никакой необходимости применять в педагогике философию. Впоследствии эти крайние позиции стали формулироваться в более «сглаженном» виде.

Однако во многих педагогических категориях и понятиях педагогики легко обнаружить их философское происхождение. Большинство   исследователей-педагогов признают направляющую функцию  философии по отношению к педагогике. Такое отношение является вполне справедливым и обусловливается самой сущностью философского знания, которое решает задачи осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром.

От философской теории (экзистенциальной, прагматической, неопозитивистской, материалистической и др.), которой придерживаются  исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса. Методологическая (направляющая) функция философии по отношению  к  любой науке, и педагогике в том числе, проявляется в том, что  она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Философия является теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования  и обобщения  опыта  без их философского  обоснования.

Семинар №1 по педагогике — Стр 2

Педагогика и психология. Связь между этими науками является  наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной нау кой и эффективно направлять деятельность педагога, должна знать  человека и его особенности. Это более трех столетий тому назад  отмечал основатель педагогики Я.А.Коменский. Все выдающиеся  педагоги говорили о необходимости понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития  личности. Строить образование (обучение и воспитание) возможно только в соответствии с этими свойствами, потребностями, возможностями.

Первоначально отношение между педагогикой и психологией  представлялось многим очень простым. Если психология раскрывает «механизмы души», то из нее можно напрямую вывести, как  следует формировать душу ребенка в соответствии с целью образования. Однако связи между педагогикой и психологией оказались не такими простыми, как это представлялось ранее.

Педагогика в течение длительного времени наряду с философией использовала в качестве теоретического обоснования результатов педагогических исследований еще и психологию. Более  того, наиболее выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь  были философами  и психологами. Плодотворным  результатом  взаимосвязи педагогики и психологии было создание педологии  (от греч. paidos  дитя, logos — учение).

Педология — течение в педагогике и психологии, возникшее на  рубеже Х1Х-ХХ вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основатели педологии — С. Холл,  Дж.М.Болдуин, Э.Киркпатрик, Э.Мейман, В.Прейер и др. Ее  содержание составили психологические, биологические и социологические подходы к развитию ребенка.

В России педология получила широкое распространение к концу  20-х годов. Педологическими исследованиями занимались многие  известные психологи, физиологи,дефектологи — П.П.Блонский, Л.С.Выготский и др. Учеными, работавшими в области педологии, был накоплен большой эмпирический материал по развитию детей. Наиболее ценными в  педологии являются две позиции: стремление к всестороннему изучению ребенка в процессе педагогических исследований и  диагностика психического развития. В 1936 г. постановлением ЦК ВКП (б) педология была объявлена псевдонаукой и прекратила свое существование. Это затормозило развитие как педагогики, так и психологии.

Наиболее точно определяет связь педагогики и психологии известный психолог В.В.Давыдов. Он утверждает, что психология должна учитываться, но она «не диктатор». Он объяснял это тем, что жизнь педагогов и детей обусловлена социальными условиями. А  закономерности развития человека носят конкретно-исторический характер и потому при изменении социальных условий также меняются. А следовательно, меняются и закономерности процессов обучения и воспитания.

Говоря о связи педагогики с психологией, следует подчеркнуть их двухсторонность. На протяжении длительного периода эти две науки оказывали взаимное влияние друг на друга. Существенные изменения в одной тотчас начинали оказывать воздействие на другую.

Педагогика и биологические науки. Связи педагогики с другими  науками не исчерпываются  философией  и психологией, изучающими  человека как личность. Педагогика тесно связана и с биологическими науками, изучающими его как биологический вид. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека) и медицина. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека — одна из центральных для педагогики, и биология помогает ее решить.

Целый ряд вопросов, ответы на которые может дать только биология, является актуальным для современной педагогики: что в человеке определено наследственностью, какова роль природных факторов в индивидуальном опыте и др. Ответы на эти вопросы расширяют  круг задач, относимых к компетенции педагогики, поскольку позволяют определить биологические причины и условия достижения педагогических воздействий.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые  взаимодействия между   педагогикой и  социально-экономическими науками.

Педагогика и экономика. Отношения  между  педагогикой и экономическими  науками сложны  и неоднозначны. Экономические законы, с помощью которых государство планирует развитие всех отраслей хозяйства, распространяются и на образование. Система экономических мероприятий, проводимых государством, оказывала тормозящее или активизирующее действие на образование и его востребованность обществом, что, в свою очередь, сказывалось на развитии педагогических идей и педагогической науки  как самостоятельной дисциплины.

Следовательно, экономическая политика во все времена была  необходимым  условием развития образованности общества. Не маловажным  фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению  таких отраслей  знания, как экономика образования и социология образования.

Педагогика и социология. Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая заняты планированием образования, выявлением основных тенденций  развития тех или иных групп или слоев населения, воспитанием и  развитием человека в различных социальных учреждениях.

Формы взаимосвязи педагогики с другими науками. Выделяют  четыре основные формы  связи педагогики с другими науками.  Наиболее важной из них являетсяиспользование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук. Так, философские идеи выполняют направляющую роль  в процессе разработки педагогической теории, помогают ученым  определить исходные позиции при исследовании педагогических  явлений. Кроме того, заимствованные идеи других наук могут  служить основой разработки конкретных  педагогических проблем. Например, идеи психологии широко используются при изучении закономерностей организации различных видов деятельности учащихся, а физиологические идеи об условно-рефлекторной  деятельности, двух сигнальных системах, обратной связи помогают понять механизмы приобретения умений, навыков и привычек  в процессе обучения.

Вторая форма связи педагогики с другими науками — творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих  науках. Фактически любой метод теоретического или эмпирического исследования может найти применение в педагогике, поскольку в условиях интеграции наук методы исследования очень  быстро становятся общенаучными. Так, расширению   методов  экспериментального исследования при изучении педагогических  явлений во многом способствуют такие науки с их методами исследования, как психология, социология и др. Математика обогащает педагогику статистическими методами исследования.

Третьей формой связи педагогики с другими отраслями знания  является использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей  нервной деятельности, социологии и других наук.   И  наконец, четвертая форма связи педагогики с другими науками, приобретающая все большее,-­ ее участие вкомплексных исследованиях человека. В организации таких исследований действуют все формы взаимосвязи разных наук.

Обобщая вопрос о связи педагогики с другими науками о человеке, необходимо отметить следующее:

—         нельзя вывести из какой-либо одной науки систему педагогических знаний;

—         данные других наук необходимы для разработки педагогической теории и практических рекомендаций, но недостаточны;

—         одни и те же данные (например, из психологии или физиологии) могут быть использованы различным и даже противоположным образом  в зависимости от того, какие цели реализуются в образовательном процессе;

—         педагогика не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее и глубже познать педагогический процесс и разработать способы его оптимальной организации.

  1. Основные категории педагогики.

Основные категории педагогики

К категориям педагогики относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства – это воспитание, образование, развитие, обучение, самовоспитание.

Категория “воспитание” – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое развитие, социальное развитие, духовное развитие. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно как акт передачи и акт приема опыта. Это ядро образования – обучение.

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовительного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних, душевных факторов, обеспечивающих его развитие.