Возникновения и развитие педагогической профессии

Объективными предпосылками возникновения педагогической профессии являлась возникшая потребность в передаче общественного опыта от старшего поколения к младшим с целью обеспечения готовности этих поколений к жизни и труду, что являлось условием обеспечения выживания и развития человеческого общества. Корни возникновения педагогической профессии уходят в эпоху зарождения человеческого общества. В условиях существования дородовой общины накопленный опыт передавался в ходе трудовой деятельности. Усложнение орудий труда привело к необходимости обеспечить специальную передачу трудовых умений и навыков. По прошествии некоторого времени у людей появляется потребность обобщить существующий опыт воспитания, а также потребность в специальном учебно-воспитательном учреждении, целью которого была бы подготовка молодых людей к жизни. В развитых государствах древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет) предпринималась попытка обобщить опыт воспитания, выделить теоретические основы. Генезис педагогической деятельности позволяет условно весь период становления и развития педагогической профессии разделить на следующие этапы: допрофессиональный; условно профессиональный; собственно-профессиональный; современный.

3 Профессиональная компетентность и компетенция воспитателя дошкольного учреждения:

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Структура профессиональной компетентности:

· когнитивный компонент — включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук;

· деятельностный компонент — профессиональные умения и опыт;

· личностный (профессионально-личностный) компонент — личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога;

Компетенция- базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция— способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Основная профессиональная задача воспитателя — создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такимипрофессиональными компетенциями, как:

4 стр., 1928 слов

Психологический анализ профессиональной юридической деятельности

... Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения. Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя ... мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства. Конституция устанавливает, что разбирательство дел ...

· 1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,

· 2) умение общаться с каждым ребёнком,

· 3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

· 4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

· 5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

· 6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

· 7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

· 8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

· 9) умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

· 10) умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка,

· 11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

4 Возникновение и становление педагогики как науки:

Развитие педагогики как науки было обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. в его воспитании.

Как особая наука педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале 17 века. Этапы становления педагогики:

1. Становление педагогической мысли (V-IV века до нашей эры и до середины XVI нашей эры);

2. Становление педагогики, как науки (с середины XVI до XIX века);

3. Совершенствование педагогики как науки (с середины XIX века до наших времен)

Итак, возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей. Современная педагогика — это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика является системой сложившихся в процессе ее исторического развития различных отраслей педагогических знаний. Эта система все время обогащается, развивается, пополняется новыми знаниями. К педагогической науке принадлежат:

· Общая педагогика, изучающая главные теоретические и практические вопросы воспитания, обучения и образования, общие проблемы учебно-воспитательного процесса;

· Возрастная педагогика (дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых), исследующая законы и закономерности воспитания, обучения и образования, организационные формы и методы учебно-воспитательного процесса с отношении различных возрастных групп

9 стр., 4341 слов

1.Педагогика как наука. Общее понятие

... более последовательно занималось совершенствованием системы воспитания. Становление и развитие системы общественного воспитания обусловили начиная с XVII в. интенсивное развитие науки о воспитании - педагогики и интерес к ее проблемам ... усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. В образовании выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт ...

· Коррекционная педагогика, исследует воспитания, обучения и образование детей с различными нарушениями ее образуют: сурдопедагогика

· Отраслевые педагогики (военная, спортивная, высшей школы, профтехобразования) каждая из которых раскрывает закономерности учебно-воспитательного процесса в определенных сферах жизнедеятельности человека.

В систему педагогических наук принадлежит также история педагогики и школы — наука, изучающая развитие педагогических идей и практику образования в различные исторические эпохи.

Поскольку к решению проблем воспитания личности причастны разные науки, педагогика тесно связана с ними. Педагогика связана с философией (этикой, эстетикой), социологией, психологией, анатомией, физиологией, гигиеной человека и другими науками. Философия, социология помогают педагогике определить цель воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, предоставляют оперативную информацию об изменениях в науке т и обществе, корректируя направленность воспитания Каждый раздел педагогики опирается на соответствующий раздел психологии, изучающая закономерности развития психики человека Анатомия и физиология человека есть основой понимания биологической сущности человека: развития высшей нервной деятельности, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой й и дыхательной систем Эти связи обусловлены общностью их объектов (понятий, закономерностей, концепций, предметов, процессов, критериев, методов).

6 Семья и дошкольное образовательное учреждение. Содержание, цели, формы сотрудничества ДОУ и семьи:

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, так как родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка.

Поиск и осуществление современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных вопросов. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.

6 стр., 2763 слов

Тема 3.5 Социализация школьника как воспитание в широкой социальной среде

... Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого ... эмоциональную связь. В-пятых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение ...

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.Кроме этого работа может быть индивидуальной и с коллективом родителей.

7. Сущность социялизации ее стадии и факторы:

Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу 9усвоение ребенком социальных норм).

Сущность социализации заключается в следующем:

1) процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособление к культурным, психическим и социологическим факторам;

2) «Я – концепция» — самореализация личности, как процесс преодоления негативных влияний среды мешающих ее саморазвитию и самоутверждению;

3) она тесно связана с воспитанием. Оно является частью социализации и выступает как механизм ускорения процесса социализации. С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей предается гуманистическая ориентация.

Классификация факторов социализации:

Факторы социализации – это обстоятельство, условия, которые побуждают человека к активности и действию.

В отечественной науке существуют различные классификации факторов социализации. Наиболее логичной и продуктивной для педагогики является та классификация, которую предложил в 1991 году А. В. Мудрик. Он выделил 3 основных группы факторов:

· макрофакторы (космос, планеты, государство).

Они влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

· мезофакторы – условия социализации группы людей, которые выделяются:

а) по национальному признаку (этнос);

б) по месту и типу поселения (регион, область, город, район, село);

в) по принадлежности к СМИ.

микрофакторы (семья, сверстники, группа людей, микросоциум, учителя, воспитательные учреждения) – социальная группа, которая оказывает непосредственное влияние на конкретных людей.

8. Обучение детей дошкольного возраста. Современные подходы к организации и методам обучения в дошкольных учреждениях:

Обучение – это специально созданный, целенаправленный и управляемый процесс, взаимодействия педагога и ребёнка, направленный на усвоение развития потенциальных возможностей детей, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

16 стр., 7769 слов

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

... воспитания детей раннего возраста на современном этапе Российского общества Оверчук Т.И. Опыт работы службы ранней помощи дошкольного образовательного учреждения Зигле Л.А. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей ... образовательных учреждений и профессионального образования инвалидов Т.В. Волосовец Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших ...

Обучение носит двусторонний характер и включает в себя две взаимосвязанных деятельности:

1. Преподавание-обучающая деятельность педагога по организации учебного материала;

2. Учение-деятельность детей по усвоению знаний

Связующим звеном между ними выступает образование.

Функции обучения:

1. Образовательная;

2. Развивающая;

3. Воспитывающая.

Модели обучения:

1. Личностно-ориентированная (единообразие программ, пособий, учебников, методов и форм обучения)

2. Учебно-дисциплинарная (личностное становление ребёнка, обретение им самого себя, как неповторимого индивида)

Типы обучения:

1. Прямое;

2. Проблемное

3. Опосредованное

9. Цели содержание и принципы дидактики:

Дидактика (греч didaktikos — поучительный) — отрасль педагогики, изучающая теорию образования и обучения, его закономерности, функции, категории, формы и методы.

Объектом дидактики является обучение как особый вид деятельности, направленной на передачу следующим поколениям социального опыта, его творческое воспроизведение, то есть преподавание (деятельность учителя) и учения (познавательная деятельность ученика) существуют в единстве Основными функциями дидактики являются:

— теоретическая (диагностическая, прогностическая), которая предусматривает обоснование, систематизация и обобщение педагогического опыта, закономерностей и механизмов развития личности в процессе обучения;

— практическая (нормативная, инструментальная), которая заключается в разработке проекта педагогической деятельности, содержания, методов, форм обучения согласно поставленных дидактических целей Обе функции тесно взаимосвязаны.

Дидактическая теория постоянно развивается. На современном этапе перед дидактикой возникают такие задачи:

— обосновать и конкретизировать принципы организации обучения, пути и средства развития познавательной самостоятельности, активности, инициативы учащихся;

— определить критерии отбора и способы конструирования основных компонентов содержания образования в связи со значительным перегрузкам учебных программ и учебников сложным и второстепенным материалом;

— исследовать функции и структуру методов и форм обучения;
— обосновать межпредметные и внутрипредметных связи для актуализации опорных знаний, их систематизации, формирования учебных и практических навыков;

— обеспечить сбалансированность и личностных целей в процессе обучения;
— разработать новые технологии обучения

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... в управлении производством, признал необходимость обучения, улучшения условие труда и быта рабочих. К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

 

10. Теоретические основы воспитания в целостном педагогическом процессе:

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляются возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нес общества. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.

Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы

Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Одной из главных задач ФГОС дошкольного образования является обеспечение преемственности, целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального образования).

5 стр., 2195 слов

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ...

... 53 Заключение 55 Список использованной литературы 57 Приложение 63   Введение В развитии и воспитании детей дошкольного возраста очень важно своевременно сформировать систему сенсорных эталонов, что является основой всей ...

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Задача педагогов: внимательно познакомиться с формами и методами работы в образовательных учреждениях, это поможет первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям. Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников и учащихся начальной школы.

12 Педагогика одаренности:

Одаренность- системное развивающее в течении жизни, качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высокий, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте:

-дети с высоким общим уровнем умственного развития;

-дети с признаками специальной творческой одаренностью (музыкальной, изобразительной, физической, интеллектуальной).

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам.

Одаренные дети — особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного, необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми — это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них.

 

13.Образовательная система России:

Система образования в Российской Федерации – это комплекс обучающих программ и госстандартов образования, которые взаимодействуют меж собой. Реализующие их образовательные сети состоят из независимых один от другого учреждений со своими типами и формами организационно-правового подчинения контролирующим и управляющим органам.

Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательных программ.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными общественных и религиозных организаций).

В России к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

6 стр., 2868 слов

экологическое образование детей дошкольного возраста в ДОУ.

... образовании детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)». Цель исследования – теоретическое обоснование и эксперименентальная проверка педагогических условий экологического образования детей дошкольного возраста в ДОУ с учетом принципа интеграции. Объект исследования – экологическое образование детей дошкольного ...

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.

14. Психолого-педагогические основы построения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях:

Изучая вопрос организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды.

Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка. Её содержание должно быть построено в соответствии:

· с основными элементами социальной культуры;

· её основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);

· должна быть организована в соответствии с основными принципами-дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости-закрытости, стабильности- динамичности, комплексирования и гибкого зонирования;

· учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т. п., индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов);

· учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает «зоны уединения», «зоны отдыха»;

· учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора; учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.

Предметно-развивающая среда необходима детям прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию-каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

23 стр., 11133 слов

Влияние игры на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

... по проблеме; изучены теоретико-методологические основы формирования эмоционального развития детей дошкольного возраста. Практическая значимость. Апробированы методы диагностики особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; изучены основные направления коррекционной работы с данной ...

15. Общая характеристика ФГОС:

Особенности ФГОС дошкольного образования

ФГОС основа разработки

•Конституция Российской Федерации

•Конвенция ООН о правах ребенка

•ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

•Семейный кодекс Российской Федерацииучитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации

ФГОС направлен на обеспечение

· формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности

· сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека

· равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса

· становления основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста

· формирования социокультурной среды дошкольного детства

· развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка

· поддержки разнообразия детства через развитие вариативности дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей развития, интересов и образовательных потребностей воспитанников (включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов)

· преемственности дошкольного и начального уровней общего образования

16. Современные образовательные программы ДО:

Основные программы дошкольного образования определяют содержание дошкольной ступени образования, его уровень и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный для всестороннего развития ребенка уровень образования.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие) — включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные) — включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.