План семинарского занятия № 7. Современная западная философия Форма проведения семинара: развернутая беседа. Вопросы для обсуждения

  1. Общая характеристика социально-культурного состояния западного общества и причины смены философской проблематики на рубеже 19 — 20 веков.
  2. Открытие иррациональной основы мира. «Философия жизни» и её разновидности (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон).
  3. Позитивизм: причины возникновения, философская проблематика и этапы развития: позитивизм, эмпириокритицизм, логический позитивизм, неопозитивизм.
  4. Экзистенциализм. Проблематика экзистенциальной философии С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю.
  5. Психоаналитическая философия (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм).

Задания на самостоятельность мышления

1. Знание философской терминологии: иррационализм, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, философия жизни, психоанализ, бессознательное, экзистенция, верификация, парадигма, фальсификация, экзистенционализм, постмодернизм, дискурс, ризома, симулякр, наррация.

2. Интеллектуальная разминка

  1. Основными научными открытиями конца XIX — нач. XХ вв., заставившими философию переосмыслить круг своих проблем, стали …
  2. Философское направление, выступившее за то, чтобы философия отказалась от метафизических проблем и опиралась бы только на достоверное научное знание. Его основателем считают _______.
  3. Вторая форма этого направления возникла в конце XIX века и получила название _______, что означает ________.
  4. В первой половине ХХ столетия оно приобретает форму _____. К его представителям относятся М. Шлик, Р. Карнап, («Венский кружок»), Б. Рассел, Л. Витгенштейн.

  1. По мнению Л. Витгенштейна, главной задачей этой философии должен стать анализ _______.
  2. Представитель новейшего варианта неопозитивизма, постпозитивист К. Поппер уточняет предмет философии и считает таковым не исследование структуры научного знания (языка науки, понятий), а _____.
  3. Предметом экзистенциальной философии стали проблемы _______.
  4. Истоки этой философии лежат в размышлениях философа ______, современными же ее представителями являются _________.
  5. Главные черты экзистенциализма _________.
  6. Проблемы свободы вообще, свободного выбора в частности, и ответственности человека за то, что он совершает, стали центральными в философии _______ (назовите философа).
  7. О бессмысленности и абсурдности человеческого бытия пишет другой французский мыслитель _________.
  8. Остро ставит вопрос о смысле человеческого существования, его наполненности заботой о жизни человека, которая есть не что иное, как бытие к смерти, немецкий философ _______.
  9. Направление современной философии, объясняющее ведущую роль бессознательных и иных психических процессов в жизни людей.
  10. Его основатель _____, его последователи, применившие психоанализ для объяснения явлений культуры, общества, творчества _________.
  11. Герменевтика — еще одно направление современной философии. Оно исследует теорию и практику ________.
  12. Основным предметом герменевтического анализа выступают _________.
  13. Философское направление, сосредоточившее свое внимание на внутреннем мире человека, его сознании и стремящееся выявить и описать те структуры, которые позволяют формировать результаты познавательной деятельности, есть _______.
  14. Его основатель — немецкий философ ______.

3. УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ

11 стр., 5248 слов

Философия позитивизма. docx

Главное произведение Конта - «Курс позитивной философии» в 6 томах (1830 - 1842). В сжатой, лаконичной форме он представил свои воззрения в работе «Рассуждение о позитивном сознании» (1844). Его более .поздние идеи, не только социальные, но и метафизические и религиозные, нашли свое выражение в четырехтомном труде «Система позитивной философии» (1851 -1854). Развитие человечества. Конт полагал, ...

3.1.По мнению американского философа Ч. Пирса — представителя прагматизма, «истина это — то, во что мы верим».

Вопрос:

  1. Что такое прагматизм?
  2. Каковы основные его положения?
  3. Как с ним связано высказывание Ч. Пирса? Выскажите свое отношение к прагматизму.

3.2. Социальным принципом О. Конта была формула: а) жить, чтобы жить; б) жить ради дела; в) жить для себя; г) жить для других.

11 стр., 5005 слов

Человек перед вопросом о смысле

... без которой она вырождается в произвол. Человек перед вопросом о смысле У каждого времени свои неврозы ... личностных и меж­личностных внесексуальных отношений означает, говоря одним словом, регресс. Вернемся теперь к ... . На самом деле нормальное ощу­щение счастья не выступает в качестве цели, к ... не безработица как таковая, а ощущение смыслоутраты. Человек живет не единым пособием по безработице. Какое, ...

Вопрос: какой вариант ответа приемлем для Вас, аргументируйте. Предложите свой вариант социального принципа.

3.3. А. Шопенгауэр в работе «Афоризмы житейской мудрости» раскрывает смысл понятия счастья: … счастье не в том, какие события с тобой происходят, а в том, как ты смотришь на эти события…".

Вопрос: как Вы понимаете данное высказывание? Предложите собственный вариант.

3.4. М. Хайдеггер, полемизируя с Марксом по вопросу сущности человека, пишет: «Маркс требует „познать и признать человечного человека“. Он обнаруживает его в „обществе“. Общественный человек есть для него естественный человек. Христианин усматривает человечность человека в свете его отношения к божеству. В плане истории спасения он — человек как дитя Божие, слышащее и воспринимающее зов Божий во Христе. Человек не от мира сего, поскольку мир, в теоретически-платоническом смысле, остается лишь эпизодическим преддверием к потустороннему».

Вопрос:

  1. За что экзистенциалист М. Хайдеггер критикует марксизм и христианство по вопросу сущности человека?
  2. Что такое экзистенция? И о каких экзистенциях здесь идет речь?

  1. КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ

4.1. Ницше ф. «так говорил заратустра»

Прочитайте отрывок из произведения и ответьте на вопрос: в чем человек должен себя преодолеть?

Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором.

Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя, Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяны, чем иная из обезьян.

Даже мудрейший среди вас есть только разлад и помесь растения и призрака. Но разве я велю вам стать призраком или растением?

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!

Сверхчеловек -- смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!

Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, все равно, знают ли они это или нет.

Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя отравившие, от которых устала земля: пусть же исчезнут они!

Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители. Теперь хулить землю -- самое ужасное преступление, так же как чтить сущность непостижимого выше, чем смысл земли!

Поистине, человек -- это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым.

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он -- это море, где может потонуть ваше великое презрение.

В чем-то самое высокое, что можете вы пережить? Это — час великого презрения. Час, когда ваше счастье становится для вас отвратительным, так же как ваш разум и ваша добродетель.

Час, когда вы говорите: «В чем мое счастье! Оно -- бедность и грязь и жалкое довольство собою. Мое счастье должно бы было оправдывать само существование!»

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

Человек в психоанализе Содержание Введение 3 1. Человек в психоанализе 5 1.1 Исследование вопроса в мировой науке 5 1.2 Особенности психоанализа в России 5 2. Психоаналитическая философия и антропология 7 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека 7 2.2 Эрос в психоаналитике 8 2.3 Деструктивность в психоанализе 10 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» 12 Заключение 15 ...

Час, когда вы говорите: «В чем мой разум! Добивается ли он знания, как лев своей пищи? Он -- бедность и грязь и жалкое довольство собою!»

Час, когда вы говорите: «В чем моя добродетель! Она еще не заставила меня безумствовать. Как устал я от добра моего и от зла моего! Все это бедность и грязь и жалкое довольство собою!»

Час, когда вы говорите: «В чем моя справедливость! Я не вижу, чтобы был я пламенем и углем. А справедливый — это пламень и уголь!»

Час, когда вы говорите: «В чем моя жалость! Разве жалость -- не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей?

Но моя жалость не есть распятие".

Говорили ли вы уже так? Восклицали ли вы уже так? Ах, если бы я уже слышал вас так восклицающими!

Не ваш грех -- ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу! Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где-то безумие, что надо бы привить вам?

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он -- эта молния, он -- это безумие! -- Человек -- это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, -- канат над пропастью.

Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка.

В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.

Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту.

Я люблю великих ненавистников, ибо они великие почитатели и стрелы тоски по другому берегу.

Я люблю тех, кто не ищет за звездами основания, чтобы погибнуть и сделаться жертвою -- а приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землею сверхчеловека.

Я люблю того, кто живет для познания и кто хочет познавать для того, чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек. Ибо так хочет он своей гибели.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

Вопросы по § 1. Человек как личность Главное качество человека, состоящее в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом – это: биологическое; социальное (общественное); духовное; культурное. К характеристикам человека как биологического существа относится наличие: мышления; членораздельной речи; психики; высокоорганизованного мозга. Не ...

Я люблю того, кто трудится и изобретает, чтобы построить жилище для сверхчеловека и приготовить к приходу его землю, животных и растения: ибо так хочет он своей гибели.

Я люблю того, кто любит свою добродетель: ибо добродетель есть воля к гибели и стрела тоски.

Я люблю того, кто не бережет для себя ни капли духа, но хочет всецело быть духом своей добродетели: ибо так, подобно духу, проходит он по мосту.

Я люблю того, кто из своей добродетели делает свое тяготение и свою напасть: ибо так хочет он ради своей добродетели еще жить и не жить более.

Я люблю того, кто не хочет иметь слишком много добродетелей. Одна добродетель есть больше добродетель, чем две, ибо она в большей мере есть тот узел, на котором держится напасть.

Я люблю того, чья душа расточается, кто не хочет благодарности и не воздает ее: ибо он постоянно дарит и не хочет беречь себя.

Я люблю того, кто стыдится, когда игральная кость выпадает ему на счастье, и кто тогда спрашивает: неужели я игрок-обманщик? -- ибо он хочет гибели.

Я люблю того, кто бросает золотые слова впереди своих дел и исполняет всегда еще больше, чем обещает: ибо он хочет своей гибели.

Я люблю того, кто оправдывает людей будущего и искупляет людей прошлого: ибо он хочет гибели от людей настоящего.

Я люблю того, кто карает своего Бога, так как он любитсвоего Бога: ибо он должен погибнуть от гнева своего Бога.

4 стр., 1823 слов

1. Человек коммуникативный

homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев остроумно отметил: “Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе”. И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении. Следует отличать коммуникацию от общения. Коммуникация - ...

Я люблю того, чья душа глубока даже в ранах и кто может погибнуть при малейшем испытании: так охотно идет он по мосту.

Я люблю того, чья душа переполнена, так что он забывает самого себя, и все вещи содержатся в нем: так становятся все вещи его гибелью.

Я люблю того, кто свободен духом и свободен сердцем: так голова его есть только утроба сердца его, а сердце его влечет его к гибели.

Я люблю всех тех, кто являются тяжелыми каплями, падающими одна за другой из темной тучи, нависшей над человеком: молния приближается, возвещают они и гибнут, как провозвестники.

Смотрите, я провозвестник молнии и тяжелая капля из тучи; но эта молния называется сверхчеловек.

4.2. Ницше ф. «так говорил заратустра»

Прочитайте отрывок из произведения и ответьте на вопрос: на кого направлена критика в этом отрывке?

Об укусе змеи

Однажды Заратустра заснул под смоковницей, ибо было жарко, и положил руку на лицо свое. Но приползла змея и укусила его в шею, так что Заратустра вскрикнул от боли. Отняв руку от лица, он посмотрел на змею; тогда узнала она глаза Заратустры, неуклюже отвернулась и хотела уползти. «Погоди, -- сказал Заратустра, -- я еще не поблагодарил тебя! Ты разбудила меня кстати, мой путь еще долог». «Твой путь уже короток, -- ответила печально змея, -- мой яд убивает». Заратустра улыбнулся. «Когда же дракон умирал от яда змеи? -- сказал он. -- Но возьми обратно свой яд! Ты недостаточно богата, чтобы дарить мне его». Тогда змея снова обвилась вокруг его шеи и начала лизать его рану.

Когда Заратустра однажды рассказал это ученикам своим, они спросили: «В чем же мораль рассказа твоего, о Заратустра?»

Заратустра так отвечал на это:

-- Разрушителем морали называют меня добрые и праведные: мой рассказ неморален.

Если есть враг у вас, не платите ему за зло добром: ибо это пристыдило бы его. Напротив, докажите ему, что он сделал для вас нечто доброе.

И лучше сердитесь, но не стыдите! И когда проклинают вас, мне не нравится, что вы хотите благословить проклинающих. Лучше прокляните и вы немного!

И если случилась с вами большая несправедливость, скорей сделайте пять малых несправедливостей! Ужасно смотреть, когда кого-нибудь одного давит несправедливость.

Разве вы уже знали это? Разделенная с другими несправедливость есть уже половина справедливости. И тот должен взять на себя несправедливость, кто может нести ее!

Маленькое мщение более человечно, чем отсутствие всякой мести. И если наказание не есть также право и честь для нарушителя, то я не хочу ваших наказаний.

Благороднее считать себя неправым, чем оказаться правым, особенно если ты прав. Только для этого надо быть достаточно богатым.

4.3. Фромм э. «человек для самого себя»

В книге «Человек для самого себя» Э. Фромм выявил некоторые ориентации характера в процессе социализации, вскрыл его социоэкономическую основу формирования, т.э. связал характер человека с ориентацией общества.

Прочитайте отрывок из произведения и ответьте на вопрос: какие типы характера человека выделяет автор? Какими особенностями они отличаются? В каких обществах формируются?

2) Типы характера: неплодотворные ориентации

а) Рецептивная ориентация

При рецептивной ориентации человеку представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое — будь то нечто материальное или привязанность, любовь, знание, удовольствие — это получить его из этого внешнего источника.

При такой ориентации проблема любви состоит почти исключительно в том, чтоб «быть любимым», а не в том, чтоб любить. Такие люди склонны к неразборчивости в выборе предмета любви, потому что быть любимыми кем-то — это для них такое захватывающее переживание, что они «бросаются» за всеми, кто предлагает им любовь или то, что похоже на любовь. Они чрезвычайно чувствительны ко всякому отдалению или отпору со стороны любимого человека.

Такова же их ориентация и в сфере мышления: если это интеллигенты, то они становятся самыми лучшими слушателями, поскольку ориентированы на восприятие идей, а не на их создание. Для этих людей характерно, что их первая мысль — найти кого-то другого, кто даст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделать хоть малейшее усилие. Если это люди религиозные, то их понятие о Боге таково, что они ждут всего от него, и ничего от собственной активности. Не будучи религиозными, они относятся к людям и институтам совершенно так же: всегда ищут «магического помощника». Им трудно сказать «нет», и они легко попадают в конфликт между верностью и обещанием. Раз они не могут сказать «нет», они любят говорить «да» всему и всем, и в результате паралич их критических способностей делает их слишком зависимыми от других.

Они зависят не только от авторитетов, дающих им знания, помощь, но вообще от людей, способных оказать какую бы то ни было поддержку. Они чувствуют себя потерянными, будучи предоставленными самим себе, поскольку считают, что ничего неспособны делать без посторонней помощи.

Люди рецептивного типа очень любят поесть и выпить. Они стремятся преодолеть тревожность и подавленность путем поедания пищи и выпивкой.

Вообще, мироощущение у людей рецептивной ориентации оптимистичное и дружелюбное; у них есть определенное доверие к жизни и ее дарам, но они становятся тревожными и приходят в смятение, когда им грозит утрата «источника питания». У них часто есть искренняя сердечность и желание помочь другим, но делают они что-то для других также ради того, чтоб добиться их расположения.

б) Эксплуататорская ориентация

Эксплуататорская ориентация, подобно рецептивной, имеет в качестве основной предпосылки ощущение, что источник всех благ находится вовне и ничего нельзя создать самому. Эксплуататорский тип не надеется получить что-либо от других в дар, а отнимает у них желаемое силой или хитростью. Такая ориентация распространяется на все сферы действий.

В области любви и чувств такие люди склонны присваивать и красть. Они испытывают влечение только к тем людям, которых они могут отнять у кого-то другого.

Мы обнаруживаем ту же установку и в области мышления и интеллектуальной деятельности. Такие люди будут склонны не создавать идеи, а красть их. Это может проявляться прямо в форме плагиата, или более скрыто, в форме парафраза идей, высказанных другими людьми, и настаивании, что эти идеи новы и являются их собственными.

Это положение сохраняется и в ориентации в сфере материальных вещей. Вещи, которые они могут отобрать у других, всегда кажутся им лучше тех, какие они могут создать сами. Они используют и эксплуатируют все и всякого, из чего или из кого они могут что-то выжать. Их девиз: «Краденый плод — самый сладкий». Поскольку они хотят использовать и эксплуатировать людей, они «любят» тех, кто прямо или косвенно может стать объектом эксплуатации, и им «наскучивают» те, из кого они уже выжали все. Крайний пример — клептоман, который наслаждается только теми вещами, какие можно украсть, хотя у него достаточно денег, чтоб купить их.

Символом этой ориентации, кажется, может служить язвительная гримаса, которая часто бывает отличительной чертой таких людей. Не ради игры слов стоит отметить, что они часто делают «язвительные» замечания в адрес других людей. Их установка окрашена смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек рассматривается как объект эксплуатации и оценивается по его полезности. Вместо доверчивости и оптимизма, свойственных рецептивному типу, здесь мы обнаруживаем подозрительность и цинизм, зависть и ревность.

в) Стяжательская ориентация

Стяжательская ориентация дает людей, мало верящих в то, что они могут получить из внешнего мира что-то новое; их безопасность основывается на стяжательстве и экономии, а траты они воспринимают как угрозу. Они окружают себя как бы защитной стеной, и их главная цель — как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать.

Их скупость распространяется как на деньги и материальные вещи, так и на чувства и мысли. Любовь для них — это, по существу, обладание: сами они не дают любви, но стараются получить ее, завладевая «любимым». Ориентированный на стяжательство человек часто демонстрирует особый вид верности людям и даже воспоминаниям. Такие люди все знают, но они бесплодны и неспособны к плодотворному мышлению.

Их также можно узнать по выражению лица и жестикуляции. У них плотно сжаты губы; у них характерные жесты погруженных в себя людей. Если у рецептивного типа жесты как бы манящие и плавные, у эксплуататорского — агрессивные и резкие, то у стяжательского — жесты чопорные, как будто эти люди хотят обозначить границы между собой и внешним миром.

Другой характерный элемент их установки — педантичная аккуратность. У стяжателя всегда упорядочены вещи, мысли и чувства. Он терпеть не может, если вещи не на своем месте, и будет автоматически приводить их в порядок. Внешний мир для него — это угроза вторжения в его оборонную позицию; аккуратность означает подчинение себе внешнего мира путем водворения его и удержания на надлежащем месте, чтоб избежать опасности вторжения. Раз внешний мир воспринимается как угроза оборонной позиции, то логической реакцией будет упрямство.

Постоянное «нет» — это почти автоматическая защита от вторжения; упрямо стоять на своем — вот ответ на угрозу атаки извне. Такие люди склонны считать, что обладают только неким ограниченным запасом силы, энергии и ментальных способностей, и этот запас тает, исчерпывается и никогда не пополнится. Они не могут понять, что все жизненные субстанции обладают функцией самовосполнения, и активность и трата сил увеличивают энергию, в то время как инертность ее парализует; для них смерть и разрушение обладают большей реальностью, чем жизнь и развитие.

Акт творчества — это чудо, о котором они слышали, но в которое не верят. Их высшие ценности — порядок и безопасность; их девиз: «Нет ничего нового под солнцем». В отношениях с другими людьми близость для них — угроза: или отстраненность, или обладание людьми — вот в чем безопасность. Стяжатель склонен к подозрительности и имеет особое чувство справедливости, выражаемое так: «Мое — это мое, а твое — это твое».

г) Рыночная ориентация

Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху. Чтобы понять ее природу, нужно принять во внимание экономическую функцию рынка в современном обществе, не только задающего модель данной ориентации характера, но и являющегося основой и главным условием ее развития у современного человека.

Товарообмен — один из старейших экономических механизмов. Традиционный локальный рынок, однако, существенным образом отличается от рынка, каким он стал при современном капитализме. Товарообмен на локальном рынке давал возможность встретиться для обмена товарами. Производители и потребители были знакомы; они представляли собой сравнительно небольшие группы; спрос был более-менее известен, так что производитель мог производить товары, ориентируясь на этот определенный спрос.

Современный рынок уже не место встречи, а механизм, отличительная черта которого — абстрактный и безличный спрос. Производитель работает на этот рынок, а не на известный круг потребителей; вердикт рынка основывается на законах спроса и предложения: и рынок определяет, какой из товаров может быть продан и за какую цену. Независимо от того, какова полезная ценность, например, пары ботинок, если предложение превышает спрос, эти ботинки будут обречены на экономическую смерть; их вообще можно было бы не производить. Рыночный день — это «судный день» для меновой ценности товаров.

Рыночное понятие ценности, превосходство меновой ценности над полезной привело к сходному понятию ценности в отношении людей и, в частности, в отношении человека к самому себе. Ориентацию характера, коренящуюся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, я называю рыночной ориентацией.

Материальный успех у всех зависит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалованье.

Принцип оценки и на личностном рынке, и на товарном один и тот же: на первом на продажу предлагаются личности, на втором — товары. Ценностью в обоих случаях является меновая ценность, для которой полезная ценность необходимое, но не достаточное условие. Правда, наша экономическая система не могла бы функционировать, если бы люди не были искусны в том деле, какое им надлежит исполнять, и обладали лишь приятной личностью.

Успех зависит, по большей части, от того, насколько хорошо человек умеет продать себя на рынке, насколько хорошо он умеет подать себя, насколько привлекательна его «упаковка»; насколько он «бодр», «крепок», «энергичен», «надежен», «честолюбив»; к тому же, каково его семейное положение, к какому клубу он принадлежит, знается ли он с нужными людьми.

Тип желательной личности зависит от достигнутого человеком уровня в той специальной области, где он работает. Биржевой маклер, продавец, секретарша, железнодорожный служащий, преподаватель колледжа или управляющий отелем — каждый должен предложить требуемый тип личности, который, вне зависимости от его особенностей, должен удовлетворять одному условию: пользоваться спросом.

Тот факт, что чтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением и умственным багажом для выполнения поставленной задачи, но нужно еще быть способным вступить в состязание со многими другими, формирует у человека определенную установку по отношению к самому себе. Если бы для достижения жизненных целей было достаточно полагаться на то, что ты знаешь и умеешь делать, самооценка была бы пропорциональна собственным способностям, т. е. собственной полезной ценности; но поскольку успех зависит, по большей части, от того, как ты умеешь продать свою личность, то ты воспринимаешь себя как товар, или, вернее, и как продавца, и как товар одновременно. Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтоб стать ходким товаром.

Поскольку современный человек воспринимает себя и как продавца, и как товар для продажи на рынке, его самооценка зависит от условий, ему неподвластных. Если он «преуспевает» — он ценен; если нет — он лишен ценности. Степень неуверенности, являющейся результатом данной ориентации, трудно переоценить.

Других, как и самого себя, воспринимаешь как товар; они тоже представляют не себя, а ту свою часть, какая идет на продажу. Их индивидуальность, то, что в них своеобразно и уникально, лишается ценности, это — балласт. Значение, каким наделяется слово «своеобразие», служит явным показателем такой установки. Слово «равенство» тоже изменило свое значение. Идея, что все люди сотворены равными, подразумевает, что все люди имеют одно и то же неотъемлемое право считаться целями, а не средствами. Сегодня равенство стало эквивалентом взаимозаменяемости, а это уже прямое отрицание индивидуальности.

Мышление так же, как чувствование, определяется рыночной ориентацией. Мышление берет на себя функцию быстро схватывать ситуацию, чтобы иметь возможность успешно ею манипулировать. При широком и эффективном образовании это ведет к высокому уровню сообразительности, но не разума. Большинство тестов на сообразительность ориентированы на этот вид мышления; они проверяют не столько способности разума и понимания, сколько способность быстрой ментальной адаптации к поставленной задаче; «тесты ментального приспособления» — вот самое подходящее для них название.

Наконец, этот тип мышления имеет глубокое влияние на нашу систему образования. От начальной до высшей шкалы цель обучения состоит в том, чтоб накопить как можно больше информации, главным образом полезной для целей рынка. Студентам положено изучить столь многое, что у них едва ли остается время и силы думать. Не интерес к изучаемым предметам или к познанию и постижению как таковым, а знание того, что повышает меновую стоимость — вот побудительный мотив получения более широкого образования.

В данный момент я хочу подчеркнуть, что все ориентации имеют свою долю в человеческом жизнеустройстве, а доминирующее положение той или иной специфической ориентации в большой степени зависит от особенностей культуры, в которой живет индивид.

Рецептивную ориентацию можно часто обнаружить в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую. Поскольку эксплуатируемая группа не имеет ни сил изменить ситуацию, ни идеи об изменении, она будет склонна почтительно взирать на эксплуататоров, как на своих благодетелей, от которых она получает все, что может дать жизнь.

Эксплуататорский характер с его девизом: «Я беру то, что мне нужно», заставляет нас вспомнить о предках, пиратах и феодалах, а затем о магнатах-грабителях девятнадцатого века, эксплуатировавших природные ресурсы континента. «Парии» и «авантюристы», по терминологии Макса Вебера, капиталисты, скитающиеся по земле в поисках наживы, были людьми такого сорта, чьей целью было купить подешевле, а продать подороже, кто безоглядно добивался власти и богатства. Свободный рынок, как он сложился на основах конкуренции в восемнадцатом и девятнадцатом веках, взрастил этот тип людей.

Стяжательская ориентация существовала бок о бок с эксплуататорской в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Стяжатель был более консервативен, менее заинтересован в безоглядном добывании, чем в методическом решении экономических задач, основанном на крепких принципах и сохранении добытого. Для него собственность была символом его «я», а ее защита — высшей ценностью. Эта ориентация в значительной мере обеспечивала ему безопасность; собственность и семья, защищенные относительно стабильной ситуацией девятнадцатого века составляли безопасный и управляемый мир.

Рыночная ориентация не имеет истоков в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях; она вполне современный продукт. Лишь с недавнего времени упаковка, ярлык и фирменная марка стали важны как для товаров, так и для людей. Проповедь труда утрачивает силу, первостепенной становится проповедь продажи. Во времена конкурентного рынка социальная мобильность стала довольно значительной, особенно в Соединенных Штатах; если ты «выполнил взятые обязательства», ты можешь преуспеть. Ныне возможности отдельного индивида, способного сделать карьеру самостоятельно, без посторонней помощи, в сравнении с предшествующим периодом сильно уменьшились. Тот, кто хочет преуспеть, должен влиться в большие организации, а его способность играть роль, которой от него ждут, — одно из главных его достоинств.

Темы рефератов (докладов)

  1. Жизнь и философия Ф. Ницше.
  2. Философия абсурда А. Камю.
  3. Мировоззрение З. Фрейда.
  4. Поппер К. — наш современник и философ ХХ века.
  5. Мишель Фуко — теоретик цивилизации знания.
  6. Постмодернизм и массовая культура

Проверочный тест по теме

Гравитацию, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей — все это, по Шопенгауэру, есть проявление:

а) природы;

б) бога;

в) воли;

г) разума.

Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе — это:

а) удел радостей и прогресса;

б) цепь тревог, разочарований и мучений;

в) подобие маятнику — от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот;

г) серая и безликая «жизнь насекомых».

Одним из этапов развития позитивизма был:

а) неотомизм;

б) берклианство;

в) трансцендентализм;

г) эмпириокритицизм.

Известна формула О. Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы…»:

а) умозаключать;

б) распознавать;

в) не ошибаться;

г) быть способным делать.

Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа:

а) мифологическую — философскую — позитивную;

б) теологическую — метафизическую — позитивную;

в) религиозную — позитивную — натуралистическую;

г) философскую — позитивную — религиозную.

В своей классификации наук О. Конт ввел название новой теории, которой он надеялся заменить политэкономию, правоведение и этику:

а) менеджмент;

б) синергетика;

в) социология;

г) эпистемология.

Предлагая свою классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы:

а) точные и гуманитарные;

б) теоретические и прикладные;

в) философские и естественные;

г) позитивные и негативные.

С точки зрения представителей эмпириокритицизма, задача философии состоит в:

а) обобщении достижений естественных наук;

б) выработке ответов на «вечные» вопросы человечества;

в) «очищении» опыта в научном познании от посторонних представлений;

г) создании целостной картины мира.

«Философия жизни» — это философское направление, которое сосредоточено на:

а) создании научных теорий и систем;

б) формулировании основных нравственных законов;

в) полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека;

г) созерцании бесконечных изменений в природе и обществе.

В философии Ф. Ницше основным понятием является:

а) безосновная воля;

б) воля к жизни;

в) воля к власти;

г) воля как «жизненный порыв».

В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу:

а) государственного права;

б) прав и свобод человека;

в) права сильного;

г) права на жизнь.

В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей»:

а) «Человек — это звучит гордо!»;

б) «Горе слабому!»;

в) «Человек человеку — бог»;

г) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».

По отношению к себе подобным он снисходителен, сдержан, нежен, горд и дружелюбен. В отношении чужих — хищный зверь. Так Ницше характеризовал:

а) человека;

б) сверхчеловека;

в) богочеловека;

г) человекобога.

Для образа «сверхчеловека» Ф. Ницше нехарактерно:

а) формирование в результате развития всех европейских народов, а не одной, отдельной нации;

б) способность к переоценке ценностей;

в) признание справедливости как неравенства «сильных» и «слабых»;

г) возвращение к истинной, первоначальной христианской морали.

Согласно М. Хайдеггеру и Ж. П. Сартру, бытие, направленное к «ничто» и сознающее свою конечность, — это:

а) мышление;

б) переживание;

в) экзистенция;

г) научный факт.

Согласно Ж. П. Сартру, свобода для человека — это:

а) завоевание цивилизации;

б) великое счастье;

в) неизбежное тяжкое бремя;

г) недостижимая мечта.

Способность к творчеству у человека, по мысли Бергсона, связана, в первую очередь, с:

а) деятельностью рассудка;

б) общественной потребностью;

в) иррациональной интуицией;

г) врожденной необходимостью.

Наиболее положительное и ведущее к действию состояние духа человека, согласно прагматизму Ч. Пирса, — это состояние:

а) веры;

б) поиска;

в) сомнения;

г) убежденности.

Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу):

а) истина — то, что доказано;

б) истина — то, что полезно;

в) истина — то, что привычно;

г) истина — то, что непостижимо.

Согласно экзистенциализму, сущность человека определяется:

а) совокупностью производственных отношений;

б) божественным предопределением;

в) собственным выбором человека своей цели;

г) непостижимой судьбой.

В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, — это:

а) исследование философских письменных памятников;

б) современная интерпретация древних идей;

в) толкование и осмысление текста;

г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.

Центральной характеристикой существования человека и способом его бытия, согласно Г. Гадамеру, является:

а) предрассудок;

б) объяснение;

в) познание;

г) понимание.

Согласно психоаналитическому учению 3. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:

а) мышлением;

б) бессознательным;

в) разумом;

г) рассудком.

В психоанализе среди скрытых основ души человека нет инстинкта:

а) агрессии;

б) смерти;

в) либидо;

г) социальности.

Согласно психоанализу, культура человечества строится на:

а) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты;

б) уменьшении чувства вины человека;

в) снижении тревожности индивида;

г) сублимации первичных комплексов.

Глубинным слоем человеческой психики, по Фрейду, является

а) бессознательное

б) предсознательное

в) сознательное

г) сверхсознательное

О. Конт и Г. Спенсер — представители:

а) психоаналитического направления в философии

б) позитивизма

в) персонализма

г) «философии жизни»

Представители «философии жизни» трактовали жизнь как:

а) непрерывное творческое становление, неуловимое для познания разумом

б) то же самое, что бытие — неподвижное, не имеющее частей и познаваемое только разумом

в) совокупность атомов, находящихся в постоянном движении

г) саморазвитие Абсолютной Идеи

6. Одна из важнейших категорий философского учения Ф. Ницше —

а) «Воля к жизни»

б) «Воля к власти»

в) «Воля Бога»

г) «Сверх -Я»

Учения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона и В. Дильтея объединяются в философском направлении, получившем название «философия жизни», потому что в них

а) даются практические советы, как надо жить

б) утверждается необходимость замены статической категории «бытие» на динамическое и более полно раскрывающее суть реальности понятие «жизнь»

в) разработаны стадии совершенствования человека и общества с целью достижения всеобщего благоденствия

г) исследуются причины происхождения жизни на земле

Философское направление, представители которого считают, что подлинное знание может быть получено только средствами естественных наук

а) психоанализ

б) марксизм

в) позитивизм

г) атомизм

Какое из приведенных высказываний может принадлежать Ф. Ницше?

а) «Человек — двуногое без перьев с плоскими ногтями»

б) «Человек — арена борьбы между сознанием и бессознательным»

в) «Человек — не то, чем надо гордиться, а то, что следует превзойти»

г) «Человеческие действия отличаются от действий животных тем, что они всегда ориентированы на некое «как должно быть»

Структура личности / по Фрейду/:

а) «Я», «Ты», «Мы»

б) «Оно», «Я», «Сверх-Я»

в) «Сверх-Оно», «Я», «Оно»

г) «Он», «Она», «Они»

Экзистенциализм —

а) философское направление, выдвигающее на первый план уникальность человеческого бытия

б) религиозная теория о конечных судьбах мира и человека

в) наука о предметах, постижимых чувственным путем

г) направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания

Учение об архетипах / формальных образцах поведения или символических образах/ разработал

а) З. Фрейд

б) Э. Фромм

в) К. Юнг

г) К. Леви — Стросс

Представители неопозитивизма

а) А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм

б) С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, А. Камю

в) М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн

г) Г. Коген, Э. Кассирер, Г. Риккерт

Задача философии сводится к логическому анализу научных высказываний и обобщений — это точка зрения

а) неопозитивизма

б) герменевтики

в) персонализма

г) томизма

Экзистенциализм получил свое название от термина «экзистенция», что означает:

а) субстанция

б) творчество

в) небытие

г) существование

Теория истолкования текстов:

а) герменевтика

б) прагматизм

в) феноменология

г) неофрейдизм

Феноменология — это

а) философское направление, полагающее, что источником научного знания является не структура сознания познающего субъекта, а структура науки

б) методологическое направление в ряде наук, выдвигающее на первый план анализ структуры исследуемого объекта

в) философское учение, в центре которого находится религиозно-этическая проблематика

г) философское направление, стремящееся достигнуть особой области философского знания об актах сознания и их содержании, наука о предметах, постижимых эмпирическим путем

Согласно экзистенциализму, задача философии —

а) синтезировать в гармоническую систему веру и разум, религию и науку

б) определить возможности достоверного знания

в) заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого существования

г) решить вопрос об отношении нашего познания к существующему миру

Какое из приведенных положений соответствует духу герменевтики?

а) главным способом самоутверждения личности выступает внутреннее самоусовершенствование

б) философия — способ истолкования определенной культурно — исторической ситуации и человеческого бытия вообще

в) задача человека в том, чтобы наилучшим способом устроиться в мире, а задача философии — помочь ему в этом

г) бытие людей / производство ими материальных благ и складывающиеся на этой основе отношения между людьми/ определяет их сознание

Согласно экзистенциализму, человек

а) мера всех вещей — существования существующих и несуществования несуществующих

б) заброшен в мир против своей воли, находится перед лицом будущего, «прозревает», переживает «пограничные ситуации»

в) арена беспощадной борьбы между сознанием и бессознательным, стремлением к жизни и стремлением к смерти

г) аккумуляция иррациональной «Воли к власти»

Соотнесите имена мыслителей и философские направления:

  1. Д.Милль

Феноменология

  1. А. Бергсон

Постмодернизм

  1. Э. Фромм

Экзистенциализм

  1. М. Хайдеггер

Психоанализ

  1. Ж. Лиотар

Позитивизм

  1. Э. Гуссерль

Философия жизни

  1. Г. Гадамер

Герменевтика

Соотнесите имена мыслителей и философские понятия:

  1. А. Бергсон

нарратив

  1. К. Поппер

Ризома

  1. Т. Кун

Архетип

  1. Ч. Пирс

Принцип верования

  1. К. Юнг

парадигма

  1. Ж. Делез

фальсификация

  1. Ж. Лиотар

«Жизненный порыв»

Основная литература

  1. Алексеев П. В. Философия: учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Велби, Проспект, 2008. — 592 с.
  2. Спиркин А. Г. Философия: учебник для вузов / А. Г. Спиркин. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2008. — 736 с.
  3. Философия: учебник для вузов / ред.: В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 622 с.
  4. Философия: учебник / ред.: А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект: Трикста, 2004. — 688 с.

Справочная литература

  1. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецов. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 731 с.
  2. Философский энциклопедический словарь / сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 570 с.
  3. Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. / Моск. пед. гос. ун-т; ред. Л. А. Микешина. — М.: ВЛАДОС. — 1997 Ч. 2: Западная философия. Вторая половина XIX — начало XX века. XX век. На пороге XXI века. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 528 с
  4. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Велби, Проспект, 2005. — 576 с.

Литература для дополнительного чтения

  1. Алексеев П.В. Мировоззрение Зигмунда Фрейда // Философские науки. — 1990. — № 1.
  2. Бернстайн Р.Дж. Возрождение прагматизма / Р.Дж. Бернстайн // Вопросы философии.‑2000. ‑№ 5.
  3. Визгин В.П. Мишель Фуко — теоретик цивилизации знания // Вопр. философии. — 1995. — № 4.
  4. Влодзимеж Качаха К. Поппер: альтернатива обществу будущего / Влодзимеж // Вопросы философии. — 2002. ‑ № 6. — С.48‑59.
  5. Грюнбаум А. Сто лет психоанализу: итоги и перспективы // Вопросы философии. — 1997. — № 7.
  6. Грязнов А.Ф. У истоков прагматизма / А.Ф. Грязнов // Вопросы философии.‑1996. ‑№ 12. -С.103.
  7. Дубровский Д.И. Постмодернистская мода // Вопросы философии. — 2001.- № 8.
  8. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия 20 века. — М., 1994. — Гл. 1. Прагматизм; Гл. 4. Феноменология; Гл. 5. Экзистенциализм; гл. 6. Неопозитивизм.
  9. Камю А. Бунтующий человек. — М. 1980. — С. 119 — 356.
  10. Лекторский В.А. О некоторых философских уроках 3. Фрейда / В.А. Лекторский // Вопросы философии.‑2000. ‑№ 10.
  11. Мишель Фуко — жизнь, опыт и наука // Вопросы философии. — 1993. — № 5.
  12. Рассел Б. История западной философии. — Новосибирск, 1997.-С.717−724.
  13. Рассел Б. История западной философии.- Новосибирск, 1997. — С. 691−708.
  14. Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше / Ю.В. Синеокая // Вопросы философии. — 2002. — № 2.
  15. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. — М., 2000. — С. 554 — 568, 581 — 597, 620 — 638, 703 — 749.
  16. Фишман Л. Г. Постмодерн как возврат к Просвещению //Вопросы философии. — 2006.-№ 10. — С.69−79

20