Учреждение образования 31

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

Учебно-методические материалы по курсу «психология современной семьи»

Специальности: 1 01 01 02-04 Дошкольное образование,

физическая культура

1 01 01 02-06 Дошкольное образование,

практическая психология

Социально-педагогический факультет

Кафедра психологии развития

Курс – 5

Семестр – 9, 10

Лекции – 22 ч Отчётность:

Семинарские занятия – 16 ч Экзамен – 10 семестр

СУР – 4 ч

2014- 2015 Г.

Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Тема: «Предмет, задачи, основные понятия семейной психологии»

Вопросы для обсуждения:

  1. Семья как социальный институт и малая группа (Соотношение понятий

«брак» и «семья». Семья как социальный институт. Семья как малая группа).

  1. Функции семьи.
  2. Типы семей.
  3. Структура семьи.
  4. Происхождение семьи, формы семьи в истории человечества.
  5. Динамика и жизненный цикл семьи. Факторы нарушения жизненного цикла семьи.
  6. Классификация семей (по составу, количеству детей и др.)
  7. Современные тенденции в развитии семьи. Проблемы семьи в современном обществе.
  8. Направления государственной политики в Республике Беларусь в вопросах брака и семьи.
  9. Характеристика семейного законодательства в РБ.

Литература:

  1. Андреева, Т. В. Семейная психология : учеб. пособие / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 244 с.
  2. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – М. : КСП, 1996. – 160 с.
  3. Дружинин, В. Н. Психология семьи : Учеб. пособие для вузов по спец. » Психология » / В. Н. Дружинин; Под ред. В. В. Макарова. — 3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург : Деловая кн., 2000. – 208 с.
  4. Монахова, А.

    6 стр., 2626 слов

    Групповые динамические процессы семьи как малой группы

    12 ВВЕДЕНИЕ Проблематика понимания и изучения семьи как особой малой группы, обладающей групповыми динамическими процессами, сегодня является перспективной, и при всём этом одной из малоизученных областей современной отечественной семейной психологии. В большей мере это направление представлено в групповой психотерапии (И. Ялом, П. Босс, Я. Морено, Э.Г. Эйдемиллер). Мы проанализировали ...

    Ю. Психология семья: активные методы взаимодействия : методические указания / А. Ю. Монахова. – Ярославль : Академия развития ; Ярославль : Академия Холдинг, 2002. – 160 с.

  5. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов : [учебник для спец. «Психология» вузов] / Н. И. Олифирович, Т. А., Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. – СПб. : Речь, 2006. – 360 с.
  6. Основы психологии семьи и семейного консультирования : Учеб. пособие для вузов по спец. 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Соц. педагогика» / Л. Г. Жедунова, И. А. Можаровская, Н. Н. Посысоев, Е. Н. Юрасова; Под ред. Н. Н. Посысоева. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
  7. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учеб. пособие [для вузов] / О. Г. Прохорова. – М. : Сфера, 2005. – 224 с.
  8. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учеб. пособие для факультетов педагогики, психологии и социальной работы вузов / Е. И. Артамонова [и др.] ; под ред. Е. Г. Силяевой. – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2005. – 192 с.
  9. Целуйко, В. М. Психология современной семьи : Кн. для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 287 с.
  10. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии : учеб. пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер ; Рос. Акад. образования; Моск. психол.-соц. ин-т. – 2-е изд., стереотип. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2005. – 928 с.
  11. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология : учеб. пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2005. – 768 с.
  12. Эйдемиллер, Э. Г Психология и психотерапия семьи : монография / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2002. – 656 с.

Законспектировать:

19 стр., 9113 слов

Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное пособие — 2004

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет военного обучения А.С. Калюжный ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО Учебное пособие Н.Новгород 2004 ББК 88.4 В 633 В учебном пособии рассматриваются основные положения отечественной и зарубежной психологии и педагогики по проблеме формирования и функционирования личности. Автором изложена психологическая структура личности, ...

1. Бейкер, К. Теория семейных систем М. Боуена / К. Бейкер // Вопросы

психологии. – 1991. – № 6. – С. 155-164.

2. Бодалев, А. А. О службе семьи / А. А. Бондалева и др. // Психологический

журнал. – 1983. – № 4. – 91-98.

Темы рефератов:

  1. Человек и семья в информационном обществе: социально-психологические проблемы и пути их разрешения.
  2. Изображение семьи в отечественной и зарубежной литературе.
  3. Микроклимат в семье.
  4. Роль национальных традиций в семейных отношениях.
  5. Роль семьи в процессе социализации личности.
  6. Системный подход В. Сатир к описанию семьи.
  7. Структурный подход С. Минухина к описанию семьи.
  8. Системный подход М. Боуэна к описанию семьи.
  9. Тенденции развития альтернативных форм брачно – семейных отношений.

Семинарское занятие № 2 (2 часа).

Тема: «Добрачные отношения, их генезис». Вопросы для обсуждения:

  1. Половая социализация и подготовка к браку.

  2. Проблема адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек.
  3. Понятие «способности к браку».
  4. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак.
  5. Теории выбора брачного партнера.
  6. Проблемы любви и брака.
  7. Типы мотивации сексуального поведения.
  8. Типология любви по исследованиям психологов.
  9. Мотивация вступления в брак. Типы брачных мотивов.

Литература:

  1. Адлер А. Наука жить / Пер. с англ. и нем. Киев, 1997.

  2. Волкова А.Н., Штильбанс В.С. На пороге семьи. Л., 1988.
  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
  4. Кратохвил.С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1998.
  5. Сысенко В.А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М., 1988.
  6. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М., 1991.
  7. Шапиро Б.Ю. От закомства – к браку. М., 1989.
  8. Шнайдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. ЭКСМО – Пресс, 2000.
  9. Вейнигер О. Пол и характер. М.: Мирт,1994.
  10. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
  11. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1990.
  12. Собчик Л.Н. Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь (психолог о любви, о семье, о детях).

    7 стр., 3309 слов

    Психология семейных отношений. Супружеские конфликты

    ... , отрасль психологического знания – психология семьи. Ее предметом являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье. Психология семейных отношений Семья — колыбель духовного рождения человека ...

    СПб.: Речь, 2002.

  13. Сурожский А. Таинство любви. СПб., 1994.
  14. Философия любви / Под ред. Горского Д.П. М., 1990.
  15. Фромм Э. Искусство любить.: Исследование природы любви. М., 1990.

Темы рефератов:

  1. Влияние самооценки и уровня притязаний на эталонный образ спутника жизни.

  2. Основные причины идеализации партнера.
  3. Основные компоненты психологической готовности к браку.
  4. Психологические условия оптимизации взаимоотношений в предбрачном периоде.
  5. Социально-психологическая диагностика вступающих в брак.
  6. Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях.
  7. Сексуальность, любовь и брак (определение понятий).
  8. Типы мотивации сексуального поведения.
  9. Гипотезы о механизмах зарождения любовных переживаний и природы любовной страсти ( психологические модели Д.Теннов, Бершайда и Уостера, Д.Делиса, О.Вейнигера).
  10. Психологические критерии любви.
  11. Типология любовных переживаний по античным представлениям.
  12. Типология чувств по исследованиям Д.Ли.
  13. Типология любви по исследованиям американских психологов.
  14. Мотивация брака и ее влияние на удовлетворенность супружескими отношениями.

Семинарское занятие № 3 (2 часа)

Тема: «Молодая семья, ее основные характеристики и проблемы».

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «идеализация партнера».

  2. Понятие адаптации и интеграции в семье.
  3. Адаптация материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личностная.
  4. Конфликты в молодой семье и их связь с правилами в родительских семьях.
  5. Проблема распределения ролей в семье.
  6. Основные виды супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.
  7. Период жизни молодой семьи, связанный с рождением ребенка-первенца, и его особенности.

Литература:

2 стр., 812 слов

Социальные отношения семей в зависимости от религиозной принадлежности. Католичество

Российский государственный университет им Российский государственный университет им. И. Канта Социальные отношения семей в зависимости от религиозной принадлежности. Католичество. Выполнилстудент группы 1-СТОМ Олексюк Юрий Проверилпреподаватель: Балесная Марина Юрьевна Калининград 2008 Содержание Введение Религия — это то, что соединяет человека с Богом, его Творцом. Только она дает ответы на ...

  1. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. СПб., 1998.
  2. Варга А.Я. Изменения отношений в семье // Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1989.
  3. Гребенников И.Ф. Основы семейной жизни. М., 1991.
  4. Дементьева И.Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи. М., 1991.
  5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
  6. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2002.

Темы рефератов:

  1. Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни.
  2. Семейные роли, их распределение.
  3. Конфликты в молодой семье, основные причины.
  4. Проблемы молодой семьи.

Семинарское занятие № 4 (2 часа)

Тема: «Удовлетворенность браком и супружеская совместимость».

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие удовлетворенности браком и его стабильности.
  2. Характеристики, влияющие на удовлетворенность браком.
  3. Основные этапы супружеских отношений. Кризисные периоды развития супружеских отношений.
  4. Супружеская совместимость, ее основные аспекты (уровни).
  5. Супружеские конфликты, их характеристика.

6. Зрелость личности и построение семейных отношений.

Литература:

  1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 2.
  2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. МГУ,1987.
  3. Голод С.И. Стабильность семьи: социальный и демографический аспекты. Л., 1984.
  4. Голод С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990.
  5. Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей. СПб.: Облик, 2000.

Темы рефератов:

25 стр., 12215 слов

Отношение молодых семей к супружеской измене

Курсовая работа на тему: Отношение молодых семей к супружеской измене Содержание Введение Глава 1. Факторы благополучия семьи Факторы, оказывающие воздействие на благополучие супружеской жизни 1.2 Причины супружеской неверности Глава 2. Отношение к супружеской неверности и поведение в такой ситуации 2.1 Модели поведения в ситуации измены 2.2 Правила поведения в ситуации неверности Глава 3. ...

  1. Влияние личностных особенностей супругов на устойчивость брака.
  2. Факторы и условия семейного благополучия.
  3. Модели взаимоотношений супругов в семье.
  4. Этапы супружеских и семейных отношений.
  5. Кризисные периоды развития супружеских отношений.
  6. Феномен супружеской совместимости.

Семинарское занятие № 5 (2 часа)

Тема: «Детско-родительские отношения.

Взаимоотношения поколений в семье.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие детско-родительских отношений, их феноменология (родительская позиция, стили воспитания).
  2. Основные психолого-педагогические модели детско-родительских отношений: психоаналитическая (Ф.Дольто, Д.Винникот, К.Бютнер), бихевиоральная, гуманистическая (Адлер, Дрейкурс, Т.Гордон, К. Рожжерс).
  3. Сущность родительских чувств. Материнская любовь, ее генезис. Отцовская любовь, источники и пути формирования.
  4. Структура семьи и занимаемое в ней положение ребенка. Отношения ребенка с другими детьми в семье.
  5. Прародители (бабушки и дедушки ) в системе семейных отношений.
  6. Исторические, культурные, этнографические источники формирования у родителей понятий о воспитании.
  7. Понятие семейного воспитания, его основные задачи и направления. Проблемы воспитания ребенка в семье.

Литература:

  1. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
  2. Матейчик З. Родители и дети. – М., 19992.
  3. Мид. М. Культура и мир детства. – М., 1988.
  4. Спиваковская. А.С. Как быть родителями. – М., 1986

Темы рефератов:

  1. Типологии родительского отношения.
  2. Изменение структуры и функции семьи в связи с рождением ребенка.
  3. Современное отцовство: стереотипы и новые тенденции.
  4. Психологические особенности родительского отношения к единственному ребенку.
  5. Зависимость психического развития ребенка от его позиции в семье.
  6. Психологические особенности многодетной семьи.
  7. Родительское отношение приемного родителя. Родительский стиль и сценарий жизни ребенка.
  8. Прародительство как возрастная задача развития средней и поздней взрослости.
  9. Типологии прародительского поведения.
  10. Роль бабушки/дедушки в жизни человека.

Семинарское занятие № 6 (2 часа)

Тема: «Разрушение брака и семьи».

28 стр., 13778 слов

Ценностные ориентации современной молодежи в отношении семьи и брака

... супруга все больше прослеживается толерантное отношение. Так же, стоит отметить, что демографическое положение в стране является формой проявления кризиса института семьи ... Дрофа. 2003. 23. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. - М., Изд-во Дрофа. ... В качестве эмпирического метода исследования Ле Пле широко использовал анализ бюджета семьи как количественного выражения ...

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие ревности и ее типы.
  2. Особенности мужской и женской ревности.
  3. Внебрачные связи, их характеристика.
  4. Супружеские измены и их связь с неудовлетворенностью в браке.
  5. Проблема разводов и повторного брака в психологии.
  6. Основные мотивы разводов у мужчин и женщин. Сходство и различия.
  7. Формы развода: юридическая и психологическая.
  8. Типы взаимоотношений разведенных супругов.
  9. Последствия разводов для детей, мужчин и женщин.

Литература:

  1. Арноутова Е.П.Стабильность семьи, основанной на повторном браке //Семейная психология и семейная психотерапия. №2. 1997.
  2. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? М.: Митр, 1995.
  3. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.
  4. Кент М. Стратегия развода. СПб.: Лениздат, 1993.
  5. Ловас Ж., Сова Д. Повторный брак: Дети и родители. СПб., 1996.

Темы рефератов:

  1. Личностная и социальная идентичность супругов в процессе развода.
  2. Мифы о семье и семейных ролях.
  3. Кросскультурные исследования смешанных браков и мотивация разводов в них.
  4. Проблемы психологического анализа предразводной ситуации супругов.
  5. Развод как социально-психологический феномен и особенности его протекания в разных социальных группах.
  6. Факторы, способствующие росту количества разводов. Причины, мотивы развода.
  7. Стадии распада супружеских отношений по A.Macлоу.
  8. Модель переживания утраты по Э. Кюблер – Росс.
  9. Концепция распада эмоциональных отношений по Дж. А. Ли.
  10. Модель процесса распада эмоциональных отношений по С. Даку.
  11. Типы реагирования на развод.
  12. Стратегии поведения в ситуации развода. Последствия развода.
  13. Влияние распада семьи и развода на формирование личности ребёнка
  14. Психологическая помощь семье, переживающей развод, формы психологической помощи, этапы работы, тактика стабилизации супружеских отношений.

Семинарское занятие № 7 – 8 (2 часа) Тема: «Основы семейного психологического консультирования». Вопросы для обсуждения:

  1. Методы социально-психологической диагностики проблем семьи.
  2. Основы семейного консультирования.
  3. Основные стадии процесс консультирования.
  4. Методы и приемы, используемые в семейном консультировании.
  5. Способы организации процесса семейного консультирования.
  6. Добрачное и предбрачное семейное консультирование.
  7. Консультирование супругов по межличностным проблемам.
  8. Основная стратегия консультирования при нарушении супружеских отношений.
  9. Консультирование по поводу сложностей взаимоотношений с детьми.

Литература:

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологические консультирование. – М., 1994.
  2. Сатир В. Семейная психотерапия. – М., 1995.
  3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
  4. Шморина Е.В. О методах консультативной работы в ситуации развода.// Психология зрелости старения. – 2000. № 2.

Темы рефератов:

  1. Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период.
  2. Методы исследования оценки юношами и девушками себя как будущих супругов и родителей.
  3. Методы, направленные на изучение оптимального подбора пар для знакомства и потенциального супружества.
  4. Методы диагностики супружеских отношений.
  5. Методы изучения общения и взаимоотношений в супружеской паре.
  6. Методы исследования индивидуальности супругов.
  7. Методы исследования семейного досуга, интересов и ценностей.
  8. Методы изучения нравственно-психологических основ супружеских отношений.
  9. Диагностика детско-родительских отношений.

Задание 1: изучить следующие диагностические методики:

  • методика оценки старшеклассником себя как будущего семьянина (С.В. Ковалевский);
  • тест на превентивную удовлетворенность браком (С.В. Ковалевский);
  • методика «Функционально-ролевая согласованность» (С.В. Ковалевский);
  • анкета-интервью «Вы вступаете в брак» (В.А. Сысенко);
  • тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда»;
  • методика определения психологической совместимости в браке (Ю.А. Решетняк, Г.С. Васильченко);
  • шкалы любви и симпатии (З. Рубина).
  • опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М.Дубовская);
  • проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г.Эйдемиллер);
  • методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова);
  • методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М.Дубовская);
  • методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис);
  • методика «Семейная генограмма» (Э.Г.Эйдемиллер);
  • опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Але
  • шина, Л.Я. Гозман);
  • опросник «Интересы – досуг» (Т.М.Трапезникова);
  • тест-опросник удовлетворенности браком (В.В.Столин, Г.П.Бутенко, Т.Л.Романова);
  • методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман);
  • опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис);
  • тест «Родительско-детские отношения» (Е.С.Шефер, Р.К.Белл, адаптирован Т.Н.Нещерет);
  • тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ), (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис);
  • тест-опросник родительского отношения (ОРО), (А.Я.Варга, В.В.Столин);
  • опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И.Захарова);
  • тест «Рисунок семьи»;
  • проективная методика Р.Жиля;
  • методика «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (А.Г.Лидерс, И.В.Анисимова).

Задание 2. На основе подобранных диагностических методик провести исследование одной семьи.