13. Современная мировая философия

136

13.1. Основные факторы, повлиявшие на философию хх века. Ее определяющие черты. Смена лидирующих школ и течений.

Мировая философия во 2-й половине ХХ века находилась под влиянием таких факторов:

1) Глобализировались, принимая все более общепланетарный характер, материально-технические, экономические, политические и культурные взаимосвязи между многими социальными образованиями (регионами, странами, государствами и т.д.)

2) Нарастали и обострялись некоторые глобальные противоречия современной цивилизации.

3) Бурно развивались науки и НТР.

4) Падал авторитет традиционных идеологий, социальных мифов и религиозных доктрин. Это, в частности, связано с их взаимной конфронтацией.

5) Ослабело влияние догматизированного варианта марксизма (ему был присущ философский самоизоляционизм и стремление непримиримо бороться с любым инакомыслием).

Но наиболее плодотворные марксистские идеи не были отвергнуты. Синтезируясь с некоторыми другими воззрениями, они трансформировались в неомарксизм.

Для современной философии характерна множественность школ, плюрализм идей. Можно обнаружить такие противоположности: материализм и идеализм, диалектика и метафизика, рационализм и иррационализм, агностицизм и «познавательный оптимизм». В чем-то эти противоположности противостоят, а в чем-то дополняют друг друга.

Большинство философских школ и направлений группируются вокруг трех «эпицентров»:

1) Иррационалистически ориентированные философские школы и направления (философский интуитивизм, философия жизни, экзистенциализм, постмодернистская философия1).

В заметной мере они связаны с чувственными переживаниями, интуицией.

2) Рационалистически ориентированные философские школы и направления (диалектический материализм, позитивизм, неопозитивизм, некоторые разновидности постпозитивизма, неорационализм, научно ориентированный «философский реализм»).

Они стремятся опираться на научные знания и рациональную основу.

3) Религиозно и мистически ориентированные философские школы и направления (неотомизм, философия протестантизма, православная философия, буддистская философия и др.) В них царит сверхъестественное, сверхрациональное.

10 стр., 4820 слов

Восточная философия особенности и основные направления

... происходит формирование и развитие различных религиозно-философских школ и направлений, базирующихся на ведической философии либо оппонирующих ей. Наряду с брахманизмом (ортодоксальное ведическое направление) возникают джайнизм и буддизм, атеистические по ...

Конечно, границы, существующие между выделенными сферами, довольно гибки и «прозрачны».

Существуют сферы «паритетного влияния» разных ориентаций (религиозный экзистенциализм, неомарксизм и др.).

Все ведущие философские течения ХХ века не уйдут со сцены и в ХХI веке. Какие-то из них могут покинуть «авансцену», но не «сцену» мировой философии.

В 1-й половине ХХ века в Западной Европе и США «верховодили» неопозитивизм (в нескольких вариантах), экзистенциализм (тоже весьма многоликий), неотомизм и протестантская философия. С 50-х годов в Восточной Европе, ряде западноевропейских и азиатских стран получает распространение диалектический материализм. До этого он полновластно царил на официальном уровне только в Советском Союзе. 60-е годы выдвинули вперед социальную философию франкфуртской школы, философский структурализм, неофрейдизм и философскую антропологию. Конечно, корни этих школ и течений уходили в прошлое, соединяя их с родственными направлениями (на появление франкфуртской школы и неофрейдизма повлияли марксизм, экзистенциализм и фрейдизм; структурализм генетически связан с неопозитивизмом; философская антропология формировалась под влиянием философии жизни).

С 70-х годов возрастает интерес к «критическому рационализму» (прежде всего, в Англии и ФРГ), философской герменевтике (особенно в ФРГ), тейярдизму, неоницшеанству (во Франции оно предстало в концепциях «новых философов»).

Последние годы наиболее актуальна философия глобальных проблем. В их числе — экологическая проблема, непосредственно затрагивающая само выживание общества и человека, которое возможно лишь путем более гармоничных и разумных взаимодействий с природой.

В восточноевропейских странах ослабло по своим идеологическим масштабам влияние диалектического материализма. В России заметно возросло влияние мистических учений и православной философии.

В заключение зададимся вопросом: почему в философии существует множество различных школ и направлений? Почему каждая из таких наук, как физика, химия, биология, внутренне гораздо более едины, чем философия? Возможно ли, что в будущем философия обретет такое же внутреннее единство?

Ответ, возможно, таков. Чем шире исследовательское поле, тем сложнее обрести единство в осмыслении получаемых результатов. Исследовательское поле философии наиболее широко, а, кроме того, специфично. Оно затрагивает пограничные проблемы бытия, для которых никогда не возникнут окончательные решения. Вот почему единомыслие философии не угрожает.

Религиозная философия

Важно различать религиозную философию и философию религии (последняя философски осмысливает роль религии в жизни общества и, в том числе, религиозную философию).

Общая характеристика

По словам В. Джемса, «для огромного большинства людей белой расы религия означает, прежде всего, бессмертие — и, пожалуй, ничего больше. Бог есть создатель бессмертия.»

11 стр., 5305 слов

Тема 1. О.Конт и г.Спенсер – основоположники социологии как самостоятельной ...

... анализа, используемые и разрабатываемые в естественных науках. В качестве основных методов социологии Конт называл наблюдение, эксперимент, сравнительный метод, метод «исторического сравнения различных состояний ... последовательности. Распространяя тот же познавательный процесс на всю область научного ведения, философия должна установить связь между предметами отдельных наук и, следовательно, между ...

Неотомизм.

То, что неотомисты допускают чудо, может привести к сверхестественному истолкованию любого события

7.4. Позитивизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм.

7.4.1. Позитивизм.

1-й этап: Конт, Милль, Спенсер, Лавров, Михайловский.

Интенсивное Развитие науки, кризис метафизики.

Связь с философией французского Просвещения 18 в. (скептицизм).

7.4.1.1. Конт (1798-1857).

Основоположник философского позитивизма и социологии как науки.

Положительная философия появилась в результате культурно-историч. процесса, в котором, по Конту, сменяли друг друга наиболее значимые типы миропонимания:

Теология (фиктивное знание) → метафизика (абстр. знание) → положит. философия (позитив. знание)

Получился путь к всё большей конкретности. Однако в современных точных науках появляются и все более абстрактные области.

Последовательность культурных этапов, предложенная Контом, обратна «пирамиде наук Маритена».

Вообще говоря, перед этапом теологии стоило поставить этап мифологии.

Не лишне высказать и такое соображение: последовательность Конта не говорит о том, что чем древнее уровень цивилизации, тем более отвлеченно мыслят люди; просто чем менее развито общество, тем дальше отстоят в их миропонимании конкретно-прикладные знания от общих представлений о мироздании.

Конт утверждал, что мы никогда не узнаем химич. состав Солнца. В терминологии неопозитивистов это «псевдопроблема».

Отношение к религии. [О.Конт считал, что о Боге нельзя никак судить, ибо это превышает уровень наших позитивных знаний.]{Однако он умер стоя на коленях перед “алтарем”. Но этим алтарем было кресло любимой женщины (уже умершей).

Это кресло он окружил почитанием и благоговением. Именно Конт последовательно отстаивал идею воздвигать храмы “великому существу” (“гранд этр”) — единому человечеству, которое более всего может быть достойным почитания (Мень А. Быть христианином, с.8).

{Говорят, что однажды О.Конт обратился к Гегелю с просьбой изложить свое учение кратко, популярно и по-французски. Г. обиделся. -Мою философию, — заявил он, — нельзя изложить ни кратко, ни популярно, ни по-французски… ] Гулыга А. “Гегель”, с.38

Герберт Спенсер (1820 — 1903).

Анг. фф и социолог, основоположник органической школы в социологии..

«Нет Бога кроме непознаваемого, и Г. Спенсер пророк его».

Главные идеи изложены в сочинении «Система синтетической философии» (10 томов), куда входят «Основные начала», «Основания биологии», «Осн. психологии», «Осн. социологии», «Осн. этики».

10 стр., 4993 слов

1) Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

... познания только с помощью разума. Многовариантный характер психологического знания ( научное, обыденное) и полититеоретический характер психологической науки в связи с особой сложностью исследования психики. Вопрос ... сайты Интернета, перечислены в выше указанных изданиях. Тема 1: Психология как наука. Исторические этапы развития психологии План темы 1.Что такое психология, каковы её главные ...

Спенсер, как и Конт, исходил из идеи универсальной эволюции.

Возрастает гетерогенность, уменьшая гомогенность. (Шредингер об обоях и гобелене).

Происходит переход от бессвязной однородности к связной разнородности.

Возрастает связность.

Возрастает внутренняя дифференциация и одновременно совершенствуется интеграция отдельных частей и органов.

Изоморфизм и редукционизм. Общее есть даже между женщиной, впавшей в истерику, и кораблем, который швыряют волны.

Как считает Спенсер, общество есть организм. Для него это не только фантастическая аналогия (как у Гоббса в «Левиафане»).

Ведь на структуру общества влияет разделение труда, имеющее место как для отдельных личностей, так и для соц. групп и организаций.

Социальный организм включает 3 основные системы:

«производящую средства для жизни», или «питающую» (включает промышленные и прочие производящие группы);

регулятивную (включает политическую и религиозную деятельность и соответствующие социальные группы);

распределительную (реализует торговые взаимодействия и включает соответствующие социальные группы).

Спенсер считал, что этический прогресс и общее счастье зависят от подобной функциональной социальной организации.

Общество не должно поглощать отдельную личность. Оно существует для блага своих членов, а не наоборот. В то же время, человек может самореализоваться только в обществе и благодаря обществу.

Критерий социального прогресса — это степень перехода от об-ва, в к-ром личность целиком подчинена социальному целому, к об-ву, в к-ром соц. организм «служит» интересам индивидуальных людей. Отсюда выводятся типы социальных сообществ:

  1. принудительные (об-ва «военного» типа)

  2. добровольные (об-ва «промышленного» типа)

Не соц. болезнь, а соц. здоровье. Социальный контроль держится на страхе перед живыми (государство) и мертвыми (религия).

Учение Спенсера повлияло на махизм и неопозитивизм.

2-й этап. Махизм. Эмпириокритицизм.

Мах переориентировал философию на теорию познания. Его учение — это теоретико- познавательный биологизм и психологизм.

2 методологич. требования:

  1. «Экономия мышления

  2. Идеал описательной науки»

Одно из ключевых понятий — комплексы ощущений.

Авенариус. «Принципиальная координация»: нерасторжимое единство субъекта (центрального члена) и объекта (противочлена).

7.4.2. 3-й этап. Неопозитивизм1.

Основы неопозитивизма были заложены англичанином Б. Расселом и австрийцами Л. Витгенштейном и М. Шликом. Значительный вклад внесли Р. Карнап (США) и англичанин А. Айер.

7 стр., 3232 слов

Психологический портрет делового человека. Культура делового письма

... любая деятельность не может исчезнуть по желанию отдельного человека или группы людей, если является объективно существующей, необходимой для общества. Любая ... ответственность, неопределенность, рискованность, творчество, новаторство, инициативность. Предпринимательство -- новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обладают ...

Логический позитивизм возник на основе Венского кружка. Основные идеи:

  1. Прежняя философия лишена научного смысла. Она не может обладать статусом научной истинности. Это относится даже к учению Конта.

  2. Философские проблемы сводятся к логическому анализу научного языка.
  3. Любое подлинно научное исследование должно удовлетворять принципу верификации. Общие законы должны быть устранены из языка науки.
  4. Логику и математику следует понимать как формальные операции (преобразования) научного языка. Объясняя те или иные процессы, следует прежде всего ориентироваться на логико-математические построения.
  5. Конвенционализм. Пуанкаре: Истинно то, о чем…. «Принцип терпимости» Карнапа.
  6. Физикализм: основу научного знания закладывает физика, которая изучает фундаментальные закономерности мира.

Постпозитивизм

1) Отход от полной ориентации на формально-логические конструкции.

2) Как известно, логический позитивизм преимущественно анализировал структуру научного знания. Постпозитивизм сосредоточился на изучении его развития.

3 )Отвергнуты жесткие разграничительные линии между эмпирическими и теоретическими исследованиями, фактами и теорией.

4) Ликвидируется демаркация между наукой и философией.

5) Возрастает значимость истории науки. Совр. зап. ф-фия.Сл.

6) Отвергается принцип кумулятивизма.

7) Принцип верификации сменяется более мягким принципом фальсификации (К. Поппер)

Фейерабенд. Знания возрастают путем пролиферации (размножения).

Знание «нагружено» не только теоретически, но и идеологически. «Анархистская эпистемология»: всё дозволено.

Л и т е р а т у р а

Аналитическая философия: становление и развитие (антология).

М., 1998.

7.5.Тексты и их интерпретация. Герменевтика

7.5.1.Тексты и их интерпретация.

Ко всякому конкретному тексту как произведению культуры можно подойти двояко.

С одной стороны, текст может рассматриваться как «вместилище информации», которая должна быть оттуда извлечена. Это значит, что требуется определить степень достоверности содержащейся в нем информации и увидеть «за» ним «подлинную» реальность, которую он отображает. Человек, пытающийся таким образом разобраться в тексте, действует подобно врачу, который, слушая жалобы пациента («текст»), стремится отделить их истинное содержание («информацию») от субъективных мнений и фантазий пациента и интересуется действительными причинами, вызвавшими жалобы («реальностью»).

С другой стороны, к тексту можно относиться как к уникальному произведению, порожденному своеобразием личности автора, которое представляет интерес само по себе. В этом случае не то, что «за» текстом, а именно он сам и есть «подлинная» реальность. Читатель ставит своей целью понять текст так, как хотел того автор, понять его мысли и замыслы, его чувства и переживания. Он действует тут не подобно врачу, а как близкий пациенту человек, который сопереживает, сочувствует ему и в этом смысле «понимает» его боль и тревоги — независимо от того, насколько они соответствуют реальному положению дел.

10 стр., 4621 слов

Гуманитарная проблематика герменевтики

... философский тезис: «Природу мы объясняем, а человека мы понимаем». «Проблематика понимания сближает герменевтику с философией культуры и с философией языка, открывает возможность для создания философской ... совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания - филологии, юриспруденции, богословии и др. Философская Г. видит процесс понимания как бесконечный, что воплощается в ...

Первый подход — это научный подход. Он дает возможность объяснять и объективно оценивать содержание текста. Но он не позволяет взглянуть на текст «изнутри», вступить с ним и с его автором в живое духовное общение, уловить в нем тайные субъективные смыслы, выражающие особенности видения мира глазами автора и, в конечном счете, своеобразие культуры, носителем которой является автор.

Второй подход — это специфически «гуманитарный» подход. Он предполагает неформализуемое, эмоционально насыщенное общение с текстом (или, что то же – с его автором), диалог с ним, проникновение «внутрь» его культурного мира. Но вместе с тем этот подход страдает субъективностью, бездоказательностью, необязательностью, он затрудняет объективную оценку текста как произведения культуры.

Таким образом, ни один из этих подходов не ведет к единственной, полной и окончательной истине. По-видимому, оба они нужны, они дополняют друг друга. Но если первый нацелен на объективное познание текста как исторического факта, то второй – на субъективное понимание, в котором текст осмысливается не как отчужденный от создателя, застывший и омертвевший продукт, а именно как произведение культуры — в его неотделимости от человека, наполненности субъективными смыслами, живом диалогическом взаимодействии со всеми интересующимися им.

При первом подходе данный текст сопоставляется с другими, оценивается в свете исторических данных, выясняется его место и значение в культуре, его соответствие распространенным в ней нормам и т.д. Правильность, объективная истинность полученных таким путем суждений о тексте может быть более или менее обоснована (хотя, конечно, надо иметь в виду, что, вообще говоря, могут быть впоследствии обнаружены новые факты, опровергающие их).

Иначе обстоит дело со вторым подходом. Читательская интерпретация текста в принципе никогда не может совпасть с авторской. И не только потому, что читатель и автор — разные и неповторимые личности. Существенное значение здесь имеет также различие культурных контекстов, в которых воспроизводится данный текст. Когда читатель знакомится с текстом, являющимся, скажем, художественным произведением прошлого, у него возникает «избыточное видение»: ведь он знает то, чего создатель этого произведения знать не мог, а потому он способен к какой-то иной и в чем-то более глубокой интерпретации того, что автором сказано. Как пишет М.М.Бахтин, древние греки не знали о себе самого главного — того, что они древние. Но та дистанция во времени, которая превратила их в древних греков, имеет огромное культурное содержание: она наполнена постепенным раскрытием в произведениях античной культуры все новых и новых смысловых регистров, о которых сами творцы этих произведений ничего не знали. Точно так же Трезини не мог увидеть свой Петропавловский собор в контексте современного архитектурного облика Петербурга, а Пушкин не мог осмыслить свое творения в контексте последующего развития русской культуры. Не могли этого сделать и их современники. Текст, попадая в новый историко-культурный контекст, наполняется новым смыслом, отличным от того, какой он имел во время его создания.

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... окружающей реальности. х/ч: принципиально новый способ его формирования; Генезис философии. Историческая динамика предмета философии. Философия зародилась примерно в 6-5 в. до н. э. ... субъекта Социальное существование Бытие духовного(идеальное бытие) Бытие объективированного духа (духовная культура общества) Духовный мир человека Бытие социальное Бытие общества Бытие человека Различные ...

7.5.2. Герменевтика.

Данное слово (от греч. – разъясняющий, истолковывающий) восходит к богу торговли Гермесу, который выступал посредником между богами и людьми (в древнеримской мифологии ему соответствует Меркурий).

Можно выделить два исторических типа герменевтики.

а) «Традиционная» герменевтика была близка к экзегетике (греч. истолковываю).

Она учила, как толковать тексты, чаще всего старинные. Первичный смысл этих текстов был неясен из-за их ветхости или неполной сохранности. Особую роль имела религиозная герменевтика, занимавшаяся истолкованием Библии. Утверждалось, что высшая истина сосредоточена в прошлом, в священном писании; главное – ее правильно истолковать. Герменевтика выявляла троякий смысл библейских текстов: чувственно буквальный, отвлеченно-нравоучительный и религиозно-мистический. Сама природа понималась как книга Творца, параллельная священному писанию и, как любой текст, ждущая своего истолкования.

Герменевтику использовали не только в литературе, но и в музыке (интерпретируя музыкальные образы), юриспруденции (истолковывая законы).

Считалось, что текст необходимо понимать из него самого; герменевтика ориентировала на имманентное понимание текста в отличие от его историко-генетического объяснения.

б) Герменевтика, как философское учение, включала многообразные подходы: психологический (Шлейермахер); виталистский (Дильтей); экзистенциально-онтологический (Хайдеггер); онтологический (Гадамер); русская философия символа и имени (о. П.Флоренский, прот. Сергий Булгаков, А.Ф.Лосев).

Шлейермахер (1768 — 1834), стоявший на богословских позициях, исходил из культа индивидуальности. Он заложил основы герменевтики как общей теории интерпретации: «Все частные герменевтики есть части общей теории».

Шлейермахер соединил грамматическую герменевтику (анализ текста) и психологическую герменевтику (анализ жизни человека и т.д.) в единую герменевтику, имеющую эти два аспекта.

(Трансформация герменевтики в философию происходит благодаря феноменологии).

Виталистская герменевтика (в рамках «философии жизни»): Дильтей развивал герменевтику как методологическую основу гуманитарного знания, ориентированную на истолкование литературных памятников. «Природу объясняем, а дух понимаем». История – это большая непонятная книга, подлежащая расшифровке. Жизнь может быть понята только жизнью. Понимание как сопереживание, сострадание (через перевоплощение, воображение и интуицию).

Прекрасно сказал кинорежиссер Г.Козинцев: понять – это не просто усвоить (дойти умом); понять – это значит «почувствовать всем своим существом так, чтобы всё иное стало стыдным, невозможным».

8 стр., 3793 слов

Философия 85

... о Варианты ответов: познании бытии ценностях смыслах Гносеология - это раздел философии, изучающий… Варианты ответов: Природу познания, его возможности, отношение ... жизни общества Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители ... В.И. Вернадского Н.А. Бердяева М. Вебера О. Шпенглера К.Маркс говорил о человеке, как о животном, ...

Итак, знанию условно соответствует S ® O ,

а пониманию S « S .

Хайдеггер. Язык несравненно более мудр и могуч, чем пользующиеся им люди. Не человек говорит с помощью языка, а язык говорит с помощью человека. Клубок шерсти, играющий с кошкой.

Гадамер. Критикует наивность посылок немецкого идеализма: а) наивность полагания; б) наивность рефлексии; в) наивность понятия.

Не репродукция старых смыслов, а продукция новых. Истолкование истории.

«Замкнутый круг» целого и части (об этом говорил еще Шлейермахер: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, и наоборот).

Принцип «герменевтического круга» напоминает артиллерийский обстрел: перелет; недолет; снова перелет, но ближе прежнего; снова недолет, но ближе прежнего и т.д.

Слово и контекст. Предпонимание. Человек не вне герменевтического круга, а в нем самом.

Почему проблемы понимания стали более острыми? Раньше почти каждый человек считал, что все люди должны понимать окружающее так, как он сам и его ближайшее окружение (на это влияли многие факторы — этноцентризм, национальные стереотипы, эгоцентризм и пр.).

Любое другое понимание признавалось ошибочной точкой зрения (неявно полагалось, что другой обязан рассматривать проблему или объект с твоей позиции).

Конфликт интерпретаций принимали за конфликт между истиной и ложью.

Особенно остро проблема понимания и интерпретации встает при столкновении:

а) с иными самобытными культурами;

б) с психологией иных возрастов (дети, старики) и иного пола;

в) с искусственным интеллектом и внеземными цивилизациями.

Существуют разные степени понимания:

1) Полное взаимонепонимание.

2) Кажущееся одностороннее понимание при встречном непонимании.

3) Адекватное одностороннее понимание при встречном непонимании или кажущемся понимании.

4) Должное взаимопонимание; оно возможно лишь тогда, когда каждый из общающихся не только искренне правдив, но и стремится, чтобы его правильно поняли1.

Значимая роль в диалоговом общении принадлежит интонации и тональности. Спектр их оттенков весьма широк — от гневного проклинания до трепетного благоговения. Дополняя информационно-констатирующее содержание сообщения, они передают эмоционально-ценностный и побудительно-императивный «контекст», способствующий пониманию.

Глубокое взаимопонимание нарождается только при гармоничном соучастии познавательных и чувственно-эмоциональных взаимоотражений и взаимовоспроизведений. «Собственно семантическая сторона произведения, то есть значение его элементов (первый этап понимания), принципиально доступна любому индивидуальному сознанию. Но его ценностно-смысловой момент (в том числе и символы) значим лишь для индивидов, связанных какими-то общими условиями жизни (… ) — в конечном счете узами братства на высоком уровне. Здесь имеет место приобщение, на высшем уровне — приобщение к высшей ценности (в пределе абсолютной)»2.

9 стр., 4169 слов

Школы и направления философии XIX-ХХ веков

... и обусловлена актуальность данной темы. Целью данной работы является раскрытие школ и направлений философии XIX-ХХ веков. В связи с поставленной целью выделим следующие задачи: 1. ... наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют ...

Взаимопонимание может быть как репродуктивным, так и продуктивным.

Истолкование меняется:

а) в зависимости от контекста ситуации3;

б) в зависимости от контекста взаимоотношений4;

в) в зависимости от контекста самой речи.

г) в зависимости от интонации

Мы в ответе не только за то, что говорим, но и за то, чтобы нас правильно поняли…

7.5. Фрейдизм. Неофрейдизм

7.5.2. Неофрейдизм.

Николай Браун.

Основные черты:

1) Критиковали фрейдизм за то, что он недостаточно учитывает роль культуры и чрезмерно превозносит сексуальность (в то же время признавали, с некоторыми оговорками, примат бессознательного над сознательным).

2) Пробовали синтезировать творчески воспроизведенные марксизм, экзистенциализм и психоанализ.

3) Исходя из того, что социальная жизнь существенно определяет человеческую психику, стремились социализировать психологию.

4) Считали, что фундаментальная роль в детерминации общественных процессов принадлежит прежде всего социальному бессознательному.

5) Подвергали современное общество острой критике: именно духовно больное общество плодит духовно больных людей (деструктивный процесс).

Цитата из Морено.

6) Чтобы деструктивному процессу противопоставить конструктивный процесс, следует духовно и физически оздоровлять все большее число людей: оздоровление отдельных людей и малых социальных групп постепенно приведет к оздоровлению всего общества. Сравни: Лейбин. Философия соц. критицизма, с. 160

7.6. Концепции постиндустриального общества.

Научно-технологическая или постиндустриальная цивилизация.

Свое видение постиндустриального общества предлагает Олвин Тоффлер в книге «Третья волна»1.

Первая «волна» преобразовала кочевые племена в оседлых крестьян (эта аграрная трансформация началась около 10 тыс. лет назад, причем протекала очень медленно — со скоростью одного км в год на протяжении 10 тыс. лет).

Вторая «волна» прокатилась по Англии и Западной Европе около трех веков назад. Она связана с промышленной революцией, постепенно превратившей аграрное общество в индустриальное. Со временем это привело к массовому производству, массовому распределению, массовому образованию, массовым развлечениям и пр. Индустриальное общество опирается на централизацию, стандартизацию, специализацию, синхронизацию и т.п.

Третья «волна» накатывается гораздо быстрее двух предыдущих и тоже несет коренную реконструкцию общества и образа жизни. Появляются атомная энергетика, компьютеры, Интернет, биотехнологии, освоение космического пространства. Но главное в другом. Третья волна, согласно Тоффлеру, несет «демассофикацию» — децентрализацию, дестандартизацию и пр. см. дальше вырезку из газеты

  1. 1.10. Западная философия XIX—XX веков

  1. Направления, представляющие современную западную философию.

  • *сциентизм
  • *антисциентизм
  • стоицизм
  • сенсуализм
  • платонизм
  • агностицизм
  • Направление современной западной философии, определяющее критерием научности современную физику.
  • *сциентизм
  • Направление западной философии, абсолютизирующее роль естественных наук в системе культуры, в духовной жизни общества.
  • *сциентизм
  • Философское направление XX в., определяющее логику и математику инструментом построения эмпирического знания.
  • *неопозитивизм
  • Философское направление 20 в., отвергающее возможности философии как теоретического познания мировоззренческих проблем.
  • *неопозитивизм
  • Логика и математика являются инструментом построения эмпирического знания в
  • *неопозитивизме
  • экзистенциализме
  • психоанализе
  • постмодернизме
  • интуитивизм
  • Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме.
  • *верификация
  • Эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.
  • *верификация
  • Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки.
  • *логический позитивизм
  • Концепция неопозитивизма, сведение всех наук к наиболее развитой в настоящее время науке.
  • *унификация
  • фальсификация
  • верификация
  • стандартизация
  • аннигиляция
  • Философское направление XX в., главной проблемой которого является объяснение науки и роста научного знания.
  • *постпозитивизм
  • Объяснение науки и роста научного знания является главной проблемой
  • *постпозитивизма
  • экзистенциализма
  • психоанализа
  • релятивизма
  • интуитивизма
  • Основатель критического рационализма.
  • *Поппер
  • Критический рационализм как направление оформилось в
  • *постпозитивизме
  • структурализме
  • экзистенциализме
  • неотомизме
  • интуитивизме
  • Принцип разграничения науки и метафизики в постпозитивизме
  • *фальсификации
  • Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективных законов развития
  • *Поппер
  • Маркс
  • Тойнби
  • Шпенглер
  • Ясперс
  • Смена одной научной парадигмы другой, по Куну.
  • *научная революция
  • научный регресс
  • научная эволюция
  • научный прогресс
  • научная программа
  • Философское направление, оформившееся в школу «философия жизни» в конце XIX в.
  • *иррационализм
  • рационализм
  • материализм
  • агностицизм
  • идеализм
  • Представители «философии жизни».
  • *Ф. Ницше
  • *О. Шпенглер
  • К. Поппер
  • Дж. Локк
  • И. Фихте
  • П. Лафарг
  • Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания.
  • *А. Шопенгауэр
  • О. Шпенглер
  • В. Дильтей
  • Г. Зиммель
  • А. Бергсон
  • Высший вид познания основанный на интуиции, по Шопенгауэру.
  • *искусство
  • Мыслитель, считавший «волю к власти» стимулом и основой общественной жизни.
  • *Ф. Ницше
  • О. Шпенглер
  • В. Дильтей
  • Г. Зиммель
  • А. Бергсон
  • Автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей.
  • * Ницше
  • Мыслитель, выдвинувший «понимание» как метод познания жизни.
  • *В. Дильтей
  • А. Шопенгауэр
  • О. Шпенглер
  • Г. Зиммель
  • А. Бергсон
  • Мыслитель, отрицавший существование законов в обществе.
  • *Г. Зиммель
  • А. Шопенгауэр
  • О. Шпенглер
  • В. Дильтей
  • А. Бергсон
  • Мыслитель, рассматривавший жизнь как осуществление души в мире.
  • *О. Шпенглер
  • А. Шопенгауэр
  • Г. Зиммель
  • А. Бергсон
  • В. Дильтей
  • Метод, разработанный З. Фрейдом.
  • *психоанализ
  • Психоаналитический метод создал
  • *Фрейд
  • Поппер
  • Адлер
  • Гуссерль
  • Шпенглер
  • Теория, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека.
  • *психоанализ
  • Философ, оказавший наибольшее влияние на идеи З. Фрейда.
  • *Ф. Ницше
  • Г. Гегель
  • К. Поппер
  • Л. Фейербах
  • И. Фихте
  • Мыслитель, полагавший, что в основе культуры лежит иррациональная мотивация человека.
  • *Фрейд
  • Гартман
  • Поппер
  • Джемс
  • Гуссерль
  • Философия существования.
  • *экзистенциализм
  • Философия, ориентированная на проблемы человека, смысла его бытия в мире.
  • *экзистенциализм
  • Представители экзистенциализма.
  • *Ж.- П. Сартр
  • *Г. Марсель
  • З. Фрейд
  • А. Бергсон
  • Р. Декарт
  • Ж. Ламетри
  • Создатель феноменологического метода.
  • * Гуссерль
  • Основатель феноменологии.
  • *Гуссерль
  • Представитель оптимистического направления в экзистенциализме.
  • *К. Уилсон
  • А. Камю
  • Ж.-П. Сартр
  • М. Хайдеггер
  • Г. Марсель
  • Основная проблема в философии экзистенциализма.
  • *отчуждение
  • Проблемы отчуждения и свободы являются основными для
  • *экзистенциализма
  • постструктурализма
  • структурализма
  • постпозитивизма
  • неопозитивизма
  • Мыслитель, учение которого стало основой развития неотомизма.
  • *Фома Аквинский
  • Пьер Абеляр
  • Уильям Оккам
  • Николай Кузанский
  • Августин Блаженный
  • Понятие, обозначающее ситуацию сложившуюся в культурном сознании стран Запада конца XX в.
  • *постмодернизм
  • Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.
  • *релятивизм
  • Направление в теории познания XX в., связанное с использованием структурного метода.
  • *структурализм
  • Направление в теории познания XX в., основой которого является выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений.
  • *структурализм
  • Направление в теории познания XX в., зарождение которого связанно с исследованиями Ф. де Соссюра
  • *структурализм
  • постмодернизм
  • экзистенциализм
  • постпозитивизм
  • психоанализ

  1. Ученый, с исследованиями которого связано зарождение структурализма.
  • *Соссюр

  1. Мыслитель, определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логической структуры языка.
  • *Витгенштейн
  • Хайдеггер
  • Ницше
  • Лакатос
  • Фуко

  1. Характерные черты постмодернизма
  • *отсутствие устойчивых принципов познания
  • *неопределенность любого знания
  • *пессимизм
  • признание существования объективной истины
  • абсолютность познания
  • оптимизм

  1. Негативизм характерен для
  • *постмодернизма
  • структурализма
  • неофрейдизма
  • неопозитивизма
  • постпозитивизма

  1. Направление философии XX века, основной чертой которого является негативизм
  • *постмодернизм

1 К последнему принадлежат Ж.Ф. Лиотар, Фейерабенд, Ж. Деррида и др.

1 В параграфе о предмете философии уже говорилось, что современная философия прежде всего должна быть философией науки. Желая приносить реальную научную пользу, философы должны стремиться: а) интегрировать в единую синтетическую картину те знания, которые получены отдельными специальными науками; б) упорядочивать научный язык и изучать глубоко скрытые языковые смыслы.

Признавая определенные ценности прошлой философии, неопозитивисты им отводят такое же место в духовной культуре, как религии, искусству и другим ненаучным формам человеческой деятельности.

1 Как часто люди, не желая врать, говорят правду, но так, чтобы их поняли неправильно. Скажем, студент откровенно «клюет носом» на занятии. На вопрос преподавателя о причине этого, следует ответ: «Вы знаете, я до трех часов ночи занимался»… Преподаватель удовлетворен и не догадывается, что студент занимался совсем не тем, что связано с учебным процессом.

2 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 1986. С. 389.

3 Фраза «Васюкин не попал в утку» имеет один смысл на охоте и совершенно другой – в больнице…

4 Если Вы говорите приятелю: — Приветик! — это норма; если то же самое Вы говорите ректору – это наглость.

1 В предыдущей книге «Футурошок» (1970) Тоффлер не пытался рассмотреть характеристики нарождающегося общества и только наметил его контуры.. Через 10 лет его черты стали более явными. «Третья волна» конкретизирует и анализирует их.