Раздел 1. Общая характеристика дисциплины

  • ПРОПУСТИТЬ И ПЕРЕЙТИ К МАТЕРИАЛАМ

             Настоящая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» составлена с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе:

В высших учебных заведениях «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. «Физическая культура» тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма человека, но и с формированием жизненно необходимых качеств, свойств и черт личности.

Все это в целом находит свое отражение в состоянии здоровья, качества жизни и эффективности профессиональной деятельности студента и выпускника Университета.

1. Цель дисциплины состоит в формировании мировоззрения и культуры личности, обладающей гражданской позицией, нравственными качествами, чувством ответственности, самостоятельностью в принятии решений, инициативой, толерантностью, способностью успешной социализации в обществе, способностью использовать разнообразные формы физической культуры и спорта в повседневной жизни для сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья своих близких, семьи и трудового коллектива для качественной жизни и эффективной профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

— содействовать формированию целостного миропонимания в соответствии с накопленным человечеством опытом и новейшими достижениями науки и содействовать пониманию значимости мировоззрения для счастливой жизни и успешной профессиональной деятельности;

— формировать понимание социальной значимости физической культуры и ее роли в развитии личности, сохранении и укреплении здоровья, в успешной профессиональной деятельности;

— обучить биологическим, педагогическим и практическим основам физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

— формировать мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, физическому совершенствованию, установку на здоровый образ жизни;

— обучать системе практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, совершенствование физических и психологических качеств;

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости ... Интерпретация: На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой ... Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае ...

— сформировать личный опыт повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечения общей и профессионально-прикладной физической подготовленности;

— создать основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

— обучить техническим и тактическим приемам одного из видов спорта.

 

Раздел 2. Место дисциплины в структуре ооп:

2.1. Раздел «Физическая культура» (Б-4).

Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (400 академических часов на четырех курсах).

 

          2.2. Трудоемкость дисциплины

                                                                                                             Таблица 1

 

Вид учебной работы

Трудоемкость в часах по семестрам

Всего часов

Семестры

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

I. Аудиторные занятия (всего) в том числе

400

68

66

68

66

34

34

34

30

I.1. Теоретический раздел (лекции)

18

4

2

2

2

2

2

2

2

I.2. Практический раздел:

I.2.1. Методико-практический раздел;

I.2.2. Учебно-тренировочный раздел

350

60

60

62

60

28

28

28

24

I.3. Контрольный раздел

32

4

4

4

4

4

4

4

4

 

 

Примечание:

  1. 1.Трудоемкость методико-практического и учебно-тренировочного разделов определяется каждой специализацией самостоятельно.

 

Раздел 3. Приобретаемые компетенции

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть знаниями, умениями и навыками, которые способствуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций:

а) общекультурные компетенции(ОК):

— владеет целостной системой знаний об окружающем мире, способен ориентироваться в ценностях жизни, культуры, бытия (ОК-1);

— способен к организации жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-5);

— способен к осуществлению просветительной и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни (ОК-6);

— демонстрирует гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-7);

— способен самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивать и реализовывать перспективные линии физического, интеллектуального, культурного, нравственного, духовного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-8);

— способен к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК-9);

— владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10);

— способен осуществлять деятельность, связанную с руководством действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным (ОК-11);

— стремиться к постоянному личностному развитию и повышению профессионального мастерства, способен с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки, сделать необходимые выводы (ОК-16);

— способен самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-17).

б) профессиональные компетенции(ПК):

студент должен знать/понимать:

— роль мировоззрения в сохранении и укреплении здоровья, в успешной профессиональной деятельности;

— сущность феномена физической культуры в современном обществе, ее возможности в воспитании гармонично развитого человека, в решении социальных задач по укреплению здоровья, в подготовке к профессиональному труду и защите Родины, в повышении возможностей организма человека;

— социально-биологические основы физической культуры;

— оздоровительные системы физического воспитания и их влияние на укрепление здоровья и на профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

— принципы и закономерности воспитания и совершенствования физических качеств;

— способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

— основы методики самостоятельных занятий физической культурой, особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности;

— принципы и методику организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Уметь:

— самостоятельно заниматься физической культурой и спортом, и при этом:

— уметь осуществлять самоконтроль за состоянием своего организма и соблюдать правила гигиены и техники безопасности;

— организовать и провести занятия по физической культуре и спорту членов семьи и трудового коллектива;

— организовать проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Наш девиз: «Каждый бауманец – инструктор-общественник физической культуры»;

— обслуживать спортивно-массовые мероприятия в качестве арбитра по одному из видов спорта, имея квалификацию «судья-общественник по спорту»;

— выполнять контрольные тесты по общей и специальной физической, в том числе плавательной, подготовке: «каждый бауманец умеет плавать».

Владеть:

— должным уровнем физической подготовленности, необходимым для качественного усвоения профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе, для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения;

— личным опытом, умениями и навыками повышения своих функциональных и двигательных способностей;

— техническими и тактическими навыками в одном из видов спорта.

Способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности;

— эффективной профессиональной деятельности и службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

 

Раздел 4. Организация учебного процесса в рамках модульно-рейтинговой системы (мрс)

4.1. Учебный год состоит из двух семестров. Семестр состоит из 17 недель. Для проведения учебной работы студенты распределяются по учебным отделениям.

4.2. Организация врачебного контроля, врачебно-педагогические наблюдения и самоконтроль студентов.

Врачебные обследования студента осуществляются до начала учебных занятий по физическому воспитанию на первом курсе и повторно на втором-четвертом курсах ежегодно, а также перед спортивными соревнованиями, после перенесенных заболеваний, травм или длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями.

В задачи врачебно-педагогического наблюдения входят: контроль за состоянием здоровья студентов в процессе учебно-тренировочных занятий, за санитарно-гигиеническими условиями и состоянием мест занятий, за соблюдением гигиенических требований (одежда, обувь, режим питания, сна и т.д.), а также профилактика травматизма.

Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим учебным занятиям по учебной дисциплине «Физическая культура» не допускаются.

Результаты очередного медицинского обследования заносятся в паспорт здоровья студента.

4.3. Распределение студентов по учебным отделениям.

Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное и спортивное.

Распределение в учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов студента.

В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам. Они занимаются по программе общей физической подготовки.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.

  Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных им разделов учебной программы с начала семестра или сразу после получения медицинской справки.

  Спортивное отделение – учебные группы по видам спорта (системам физических упражнений) — состоит из спортивно-подготовительных групп и групп спортивного совершенствования (сборные команды Университета по видам спорта).

В спортивно-подготовительные группы зачисляются студенты второго и старших курсов основной медицинской группы, не имеющие противопоказаний для занятий данным видом спорта или системой физических упражнений, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, занятия по которым организованы в Университете. Спортивно-подготовительные группы готовят разрядников.

В группы спортивного совершенствования зачисляются студенты основной медицинской группы, имеющие спортивную квалификацию или имеющие хорошую общую физическую подготовку и достаточную спортивную подготовку, а также по оценке преподавателя перспективные в избранном виде спорта. Занятия групп спортивного совершенствования проводятся до 8 часов в неделю.

  Студенты спортивного учебного отделения выполняют обязательные требования и нормативы (тесты), установленные для основного отделения, и в те же сроки. Отдельные студенты спортивного отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта с выполнением в установленные сроки обязательных зачетных требований и тестов.

  В отдельных случаях к занятиям в спортивном отделении могут быть допущены студенты 1 курса, имеющие достаточную физическую и специальную подготовленность в избранном виде спорта.

  Перевод студентов из спортивно-подготовительных групп одного вида спорта или систем физических упражнений в группы другого вида спорта или других систем физических упражнений осуществляется по их желанию только после успешного окончания учебного года. Такой переход возможен только один раз в течение всего периода обучения в Университете. В случае изменения медицинской группы студента, переход студента в соответствующее отделение осуществляется в течение семестра.

4.4. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов.

  Физическое воспитание студентов осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

  Учебные занятия проводятся по форме:

  — теоретических, практических, контрольных;

  — элективных практических занятий (по выбору);

  — индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий (консультаций);

  -самостоятельных занятий с учетом рекомендаций преподавателя.

  Внеучебные занятия организуются в форме:

  — выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

  — занятия в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

— самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

  — массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

  Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.

Самостоятельные (внеучебные) занятия студент фиксирует в дневнике самоконтроля и самоподготовки.

4.5. Виды и формы контроля результатов обучения (успеваемости) студентов.

4.5.1. Основными видами контроля знаний, умений, навыков и личностных качеств-компетенций в рамках МРС по дисциплине «Физическая культура» в течение семестра являются:

— текущий контроль по модулю;

— контроль выполнения модуля;

— итоговый контроль за семестр;

— систематическая оценка знаний студента, формирования навыков, умений и его личностных качеств.

4.5.2. Текущий контроль включает в себя:

— своевременное прохождение медицинского контроля в соответствии с установленным графиком;

— регулярное посещение занятий;

Текущий контроль по дисциплине проводится во время аудиторной и индивидуальной работы студента.

В качестве форм контроля выполнения модуля по дисциплине использовать:

— тестирование, в том числе компьютерное;

— собеседование.

 

Возможны и другие формы контроля.

4.5.3. Итоговый контроль за семестр проводится как завершающее контрольное мероприятие в конце семестра, после проведения тестирования по программе кафедры и по программе специализации.

 

Раздел 5. Содержание учебной программы

5.1. Теоретический курс.

1 курс. I семестр. 1. Вводная лекция: «Физическая культура» — учебная дисциплина системы подготовки специалиста в высшей школе.

Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества. Средства физической культуры. Основные составляющие физической культуры. Социальные функции физической культуры. Формирование физической культуры личности. Физическая культура как учебная дисциплина в структуре профессионального образования. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении (2 часа).

Лекция № 2. Социально-биологические основы физической культуры.

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Основные физиологические функции организма, обеспечивающие двигательную активность. Физическое развитие человека. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Роль отдельных систем организма в обеспечении физического развития, функциональных и двигательных возможностей организма человека. Двигательная активность и ее влияние на устойчивость и адаптационные возможности человека к умственным и физическим нагрузкам при различных воздействиях внешней среды. Воздействие социальных, экологических, природно- климатических факторов на организм человека. Средства физической культуры в управлении функциональными возможностями организма в целях обеспечения эффективной умственной и физической деятельности (2 часа).

II семестр. Лекция № 3. Принципы и методика занятий физическими упражнениями.

Общая и специальная физическая подготовка в образовательном процессе по физическому воспитанию. Методические принципы физического воспитания. Основы и этапы обучения движениям. Развитие физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.

Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная (спортивная) подготовка, ее цели и задачи. Зоны интенсивности и энерготраты при различных физических нагрузках. Значение мышечной релаксации. Коррекция физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры.

Краткая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений. Индивидуальный выбор студентом вида спорта или систем физических упражнений для регулярных занятий (2 часа).

II курс. III семестр. Лекция № 4. Методические основы самостоятельных занятий физической культурой и самоконтроль занимающихся. Самостоятельные занятия – необходимая составляющая регулярных занятий физической культурой.

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность. Форма, содержание и управление самостоятельными занятиями. Организация, планирование объема и интенсивности нагрузок с учетом индивидуальных особенностей. Особенности самостоятельных занятий женщин. Контроль эффективности самостоятельных занятий.

Врачебный и педагогический контроль, самоконтроль состояния организма. Методы контроля состояния различных систем организма человека. Дневник самоконтроля и самоподготовки (2 часа).

IV семестр. Лекция № 5. Психологические основы умственного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Психофизическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы ее определяющие. Основные принципы изменения психофизиологического состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Оздоровительно-реабилитационная и адаптивная физическая культура. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышение эффективности учебного труда (2 часа).

III курс. V семестр. Лекция № 6. Здоровый образ жизни.

Понятие «здоровый образ жизни (ЗОЖ)». Факторы его определяющие. Слагаемые повседневной жизни. Влияние образа жизни на качество жизни, на здоровье, эффективность и успешность профессиональной деятельности. Возможности и роль физической культуры в обеспечении здоровья, качества жизни, эффективности и успешности профессиональной деятельности. Мировоззрение, общая культура как условия осознанного формирования здорового образа жизни. Роль выпускника МГТУ им. Н.Э.Баумана во внедрении ЗОЖ в семье и на производство (2 часа).

VI семестр. Лекция № 7. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

Определение ППФП, ее цели, задачи, средства. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП, организация и формы ее проведения. Особенности ППФП студентов МГТУ им. Н.Э.Баумана по избранной специальности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве (2 часа).

IV курс. VII семестр. Лекция № 8. Мировоззрение здоровья.

Мировоззрение – основа здоровья. Законы мировоззрения, законы жизни. Законы мировоззрения в повседневной жизни. Здоровье – показатель жизнедеятельности. Энергия – жизненная сила. Жизненная позиция «быть» или «иметь» и ее проявление в различных ситуациях. Здоровье как категория мировоззренческая Возможности человека в сохранении здоровья, самореализации в жизни(2 часа).

VIII семестр. Лекция № 9. Индивидуальная система управления состоянием своего организма.

Принципы формирования. Характеристики, условия эффективности функционирования индивидуальной системы управления. Способы управления состоянием своего организма. Роль физической культуры в обеспечении эффективности индивидуальной системы управлении состоянием своего организма(2 часа).

5.2. Практический раздел состоит из методико-практических, учебно-тренировочных занятий и самостоятельных занятий. Содержание методико-практических и учебно-тренировочных занятий определяется программами по специализациям (видам спорта и системам физических упражнений).

5.3. Контрольный раздел.

Студенты всех учебных отделений, выполнившие учебную программу на каждом семестре получают зачет по учебной дисциплине «Физическая культура». Условием получения зачета являются: наличие медицинского осмотра (без него студент не допускается к практическим занятиям), регулярность посещения занятий по расписанию Университета, знание материала теоретического раздела программы, выполнение установленных на данный семестр тестов общей физической и специальной (спортивно-технической) подготовки соответствующей специализации.

Прием тестов по программе кафедры осуществляют судейские бригады, сформированные из преподавателей кафедры «Физическое воспитание». Прием тестов у студентов, подавших заявления в институт военного обучения, а также у студентов, являющихся слушателями института военного обучения, осуществляют судейские бригады, составленные из преподавателей кафедры «Физическое воспитание» и преподавателей института военного обучения.

                                                                                                    Таблица 2

Обязательные тесты определения физической подготовленности

№ №

Характеристика направленности тестов

Оценка в баллах

Оценка в баллах

Девушки

юноши

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

1.

Тест на скоростно-силовую подготовленность:Бег 100м (сек)

 

 

15,7

 

 

16,0

 

 

17,0

 

 

17,9

 

 

18,7

 

 

13,2

 

 

13,8

 

 

14,0

 

 

14,3

 

 

14,6

2.

Тест на силовую подготовленность.

Поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа ноги закреплены, руки за головой (кол-во раз) вес до 70 кг

Вес более 70 кг

 

 

 

 

 

 

60

50

 

 

 

 

 

 

50

40

 

 

 

 

 

 

40

30

 

 

 

 

 

 

30

20

 

 

 

 

 

 

20

10

 

 

 

 

 

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) вес до 85кг

вес более 85кг

 

 

 

 

 

 

 

15

12

 

 

12

10

 

 

9

7

 

 

7

4

 

 

5

2

3.

Тест на общую выносливость:

Бег 2000м (мин,сек)

вес до 70кг

вес более 70кг

 

 

 

10,15

10,35

 

 

 

10,50

11,20

 

 

 

11,20

11,55

 

 

 

11,50

12,40

 

 

 

12,15

13,15

 

 

 

 

 

Бег 3000м (мин,сек)

вес до 85кг

вес более 85кг

 

 

 

 

 

 

12,0

12,30

 

12,35

13,10

 

13,10

13,50

 

13,50

14,40

 

14,0

15,30

4.

Плавание,

дистанция 50м

Без учета времени

Без учета времени

Примечание: Обязательные тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие уровень физической подготовленности первокурсника при поступлении в вуз и физическую активность студента в каникулярное время, и в конце учебного года – как определяющие сдвиг в уровне физической подготовленности за прошедший учебный год. Все результаты ежегодно заносятся в паспорт физической подготовленности студента и систему «Электронный университет».

 

 

 

 

Суммарная оценка результатов выполнения тестов общей физической подготовленности определяется по среднему количеству очков, набранных во всех тестах, при условии выполнения каждого из них не ниже, чем на одно очко.

                                                                                              

Таблица 3

Оценка тестов общей физической подготовленности

Удовлетворительно

Хорошо

отлично

Средняя оценка в баллах

2,0

3,0

3,5

 

5.4. Зачетные требования

Студенты, занимающиеся по программе «Физическая культура» в основном, спортивном и специальном отделениях и освоившие учебную программу, в каждом семестре выполняют зачетные требования и получают зачет с соответствующей записью в зачетной книжке студента.

Критерием успешности освоения материала в основном и спортивном отделениях является экспертная оценка преподавателя, учитывающая регулярность посещения обязательных учебных занятий, знаний теоретического раздела программы и выполнения на оценку «удовлетворительно» и выше тестов общей физической и спортивно-технической подготовки для отдельных групп различной спортивной направленности, а также установленных на данный семестр требований.

Для успешной сдачи контрольных нормативов студенту рекомендуется дополнительно заниматься во внеучебное время.

В исключительных случаях преподаватель может поставить семестровый зачет. Это положение можно использовать только на первых трех семестрах при условии регулярного посещения студентом учебных занятий и при существенных положительных сдвигах в физической подготовленности в зачетных упражнениях.

Студенты 1 курса основного отделения, занимающиеся по программе общефизической подготовки (ОФП), набравшие во II семестре необходимую для зачета сумму баллов и выполнившие контрольные нормативы по программе кафедры на оценку «удовлетворительно» и выше, получают право на 2 курсе выбрать специализацию (вид спорта).

Остальные студенты на 2 курсе продолжают заниматься по программе ОФП.

Студенты основного отделения, занимающиеся на 2 курсе по программе ОФП, набравшие необходимую для зачета за IV семестр сумму баллов и выполнившие контрольные нормативы по программе кафедры на оценку «удовлетворительно» и выше, в том числе по плаванию, получают право на 3 курсе выбрать специализацию (вид спорта).

Выполнение норматива по плаванию является обязательным условием получения зачета за VI семестр.

Студенты второго и третьего курса основного отделения, не выполнившие контрольные нормативы на оценку «удовлетворительно» в конце учебного года, на следующем курсе продолжают заниматься по программе общей физической подготовки.

Студент четвертого курса, не выполнивший контрольные нормативы по общей физической подготовке на оценку «удовлетворительно» по уважительной причине, по представлению председателя методической комиссии может получить зачет по решению комиссии в составе: заведующий кафедрой, представитель учебной части, председатель методической комиссии и преподаватель, у которого занимается этот студент. В противном случае он продолжает заниматься физкультурой на пятом курсе по программе общей физической подготовки на платной основе до выполнения контрольных нормативов на оценку «удовлетворительно»» и выше. Обязательным условием получения зачета на четвертом курсе (завершение обучения по программе «Физическая культура») является наличие зачета за предыдущие 7 семестров, получения звания «инструктор-общественник по физической культуре», а для студентов спортивного отделения и «судья-общественник по спорту».

Студенты специальных и подготовительных медицинских групп выполняют разделы программы, требования и тесты, в соответствии с учебной программой соответствующих отделений. В конце каждого семестра они, а также освобожденные от практических занятий представляют тематические рефераты по теме, связанной с индивидуальными отклонениями в состоянии здоровья.