Занятие первое РСО СПО

Нормативно-правовая база.

Законодательные основы деятельности ДОЛ. («Закон об образовании», «Трудовой кодекс»(федеральный уровень), «Конвенция по правам ребёнка».(международный уровень) «Постановления об организации летней кампании».(региональный уровень) , Устав лагеря, должностные инструкции, инструктажи, приказы, договора (Местный уровень).

«Порядок и условия привлечения педагогических и других работников в летнее время»

Сопряжен с оформлением и составлением документации. Прежде всего, это различного рода договоры. Например, для того, чтобы организаторы лагеря могли заключить трудовые договоры с вожатыми, специалистами, нужны следующие документы: заполненная личная медицинская книжка; отметка о прохождении инструктажа в органах СЭС; справка об отсутствии инфекционных заболеваний по месту жительства (выдается в органах СЭС за три дня до начала смены); студенческий билет и его копия (для студентов); справка с места учебы с указанием курса обучения (для студентов); копия трудовой книжки (для работающих по основному месту работы); трудовая книжка (для временно работающих); военный билет (для военнообязанных); паспорт и копии его страниц с фотографией и пропиской; медицинский полис; пенсионное страховое свидетельство и его копия; ИНН и его копия.

Трудовые отношения в детском оздоровительном лагере 

Оформляясь на работу, вожатый вступает с детским лагерем в трудовые отношения, если лагерь является самостоятельным юридическим лицом. Если же лагерь создан как структурное подразделение другого образовательного учреждения (как правило, школы), то оформляются трудовые отношения именно с этим юридическим лицом.На период работы в летнее время вожатые принимаются по срочному трудовому договору. При этом такой договор может иметь различный срок: на одну смену, на несколько смен, на весь период функционирования лагеря. 

Трудовой договор может быть оформлен на условиях основной работы, если принимается на должность вожатого студент или безработный (при этом должна быть оформлена его трудовая книжка).

Если оформляются педагогические или иные работники, имеющие постоянную работу (где они оформлены с трудовой книжкой), то работник принимается руководителем детского лагеря по срочному трудовому договору на срок работы центра в летний оздоровительный период (одной смены, двух смен и т.п.) по совместительству. При этом есть существенные особенности регламентации рабочего времени, о которых мы поговорим далее.

13 стр., 6457 слов

Курсовая работа — Психологическая коррекция низкого уровня ...

... и с родителями, способствует возникновению у подростков низкого уровня самооценки. В данной работе будут рассмотрены особенности формирования личности подростка, основные сложности ... изменить отношения ребенка с коллективом, понизить уровень субъективного ощущения застенчивости и повлиять на уровень самооценки. Целью работы является проследить влияние группового психологического консультирования, ...

В любом случае при оформлении трудового договора с работником на срок до двух месяцев следует помнить, что ему также предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчёта два рабочих дня за месяц работы. При этом выходное пособие при увольнении не выплачивается. Ещё одна особенность трудового договора с работником на срок до двух месяцев связана с нормами ст. 292 Трудового кодекса РФ, согласно которой работник, заключивший трудовой договор на срок до двух месяцев, обязан в письменной форме предупредить работодателя за три календарных дня о досрочном расторжении трудового договора, в то время как для работников, заключивших трудовые договора на более длительный срок, период предупреждения установлен в две недели. То есть если вожатого не устроили условия работы, он может, предупредив за 3 дня администрацию лагеря, расторгнуть трудовой договор и покинуть лагерь.

Возможен ещё такой вариант, как оформление договора гражданско-правового характера (договоров подряда или возмездного оказания услуг).

Это отнюдь не противоречит Трудовому кодексу РФ, всё зависит от того, какие обязанности возлагаются на работника по такому договору. При этом летний трудовой лагерь немного (3%) экономит на уплате единого социального налога. Однако для некоторых вожатых, особенно студентов, заключать договора гражданско-правового характера невыгодно: при этом идёт педагогический стаж (для исчисления заработной платы), не предоставляются социальные льготы, связанные с трудовыми отношениями, администрация не обязана оплачивать пособие по временной нетрудоспособности. Поэтому можно порекомендовать вожатым не соглашаться на такие условия, если ухудшения не будут компенсированы более высоким размером оплаты по договору.

С правовой точки зрения при выборе формы договора (гражданско-правовой или трудовой) следует исходить из установленного приоритета императивных норм перед договорными условиями (ст. 422 Гражданского кодекса (ГК) РФ), а также содержания перед формой (ст. 431 ГК): отношения с работниками должны оформляться, исходя из фактического содержания выполняемых ими функций, работ или оказываемых услуг (в судебной практике уже есть дела, суть которых заключается в том, что человек, заключивший гражданско-правовой договор, требует «переквалификации» его на обычный трудовой договор).

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ (ТК) трудовым договором является соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить сотруднику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами, своевременно и в полном размере выплачивать ему заработную плату, а работник обязуется выполнять определённые этим соглашением трудовые функции, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (ч. 1 ст. 67 ТК).

13 стр., 6006 слов

Компетентность социального работника в работе с людьми пожилого ...

... Что имеет отношение к сфере его профессиональной компетенции? Специалист по социальной работе - работник, оказывающий услуги различным группам населения и отдельным лицам, нуждающимся в социальной ... Когда говорят о компетентном специалисте, то возникает представление о таком работнике, который выполняет свою работу качественно, эффективно, компетентно. Такой специалист успешно действует при решении ...

Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключённым, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя (его представителя).

При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трёх дней со дня такого допущения (ч. 2 ст. 67 ТК).

Подчеркнём, что трудовые отношения возникают с того момента, когда человек был фактически допущен к работе, независимо от того, был ли оформлен трудовой договор.

Рабочее время вожатого

Режим работы труда вожатых определяется локальным актом детского оздоровительного лагеря — Правилами внутреннего трудового распорядка, при этом в соответствии со ст. 333 Трудового кодекса РФ продолжительность работы педагогических работников (а к ним относятся и вожатые) не может превышать 36 часов в неделю. Однако где вы видели педагога детского лагеря, который работал бы по шесть часов в день? 

К сожалению, на практике в большинстве случаев трудовое законодательство нарушается. И здесь спасение утопающих — дело рук самих утопающих: пока вожатые не будут знать своих прав и соглашаться на любые условия, их права будут ущемляться. Хотя здесь непочатый край для работы профсоюза работников народного образования (к сожалению, во многих регионах эта организация никакой реальной роли в защите прав педагогов не играет).

За переработку надо платить: либо оформлять совместительство, либо увеличивать нагрузку (с соответствующей оплатой) без оформления работы по совместительству, либо платить как за сверхурочную работу (что вообще кажется фантастикой в условиях плачевного бюджетного финансирования).

Среди документов, регулирующих рабочее время в образовательных учреждениях, следует выделить несколько нормативных актов, принятых в последние годы:

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»; Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры». Кроме того, следует учитывать положения Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, направленных Письмом Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 октября 2004 г. № АФ-947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году».

Рабочее время педагогов детально регламентируется приказом Минобразования России от 1 марта 2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений». Этот приказ отменён приказом Минобрнауки России от 13 сентября 2004 года, однако его положения продублированы в приложении 2 к Отраслевому соглашению на 2004–2006 гг., заключённому между Минобразования России и ЦК профсоюзов, и в Рекомендациях по оплате труда. Поэтому их следует использовать при разработке правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, принимаемых в каждом учреждении в соответствии со ст. 190 Трудового кодекса РФ.

6 стр., 2895 слов

Лабораторная работа 3. Воображение (2 часа).

... С.279). Подготовиться к самостоятельной работе: терминологический минимум Литература:основная2,3,4,7,9,10,11; дополнительная 9,13,33,34,35,36,37,38,39,40 Семинар 5. Внимание (2 часа). План: Внимание, его ... Подготовиться к письменной работе: терминологический диктант Литература:основная2,3,4,7,9,10,11; дополнительная 33,34,35,36,37,38,39,40 Семинар 6. Память (2 часа). План: Память. Закономерности ...

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается, исходя из сокращённой продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю) и составляет как раз 36 часов для старших вожатых, воспитателей учреждений дополнительного образования детей. Должности «вожатый» в этом постановлении не названо, однако, исходя из норм Трудового кодекса и данного постановления, продолжительность работы вожатого должна составлять 36 часов.

Трудовой кодекс различает два возможных случая работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени: по инициативе работника — совместительство и по инициативе работодателя — сверхурочная работа, к которой работодатель может привлекать работника с его письменного согласия в определённых законодательством случаях. К исключительным случаям, когда допускаются сверхурочные работы, относится, например, неявка сменяющего работника, если работа не допускает перерыва (в учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольных).

В других случаях для того, чтобы привлечь к сверхурочным работам, нужно не просто письменное согласие работника, а требуется ещё и мнение выборного профсоюзного органа организации. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырёх часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

При отказе вожатого от сверхурочной работы (если нет письменного согласия) администрация не вправе привлекать его к такой работе. Никаких санкций к вожатому за отказ от сверхурочной работы администрация применять не имеет права. 

Вопрос ответственности вожатых.

В трудовые договора с вожатыми и воспитателями администрация часто вставляет положения, грубо нарушающие действующее законодательство. Приведём примеры таких положений. В одном из самарских детских лагерей в договоре есть любопытная фраза: работник несёт ответственность за жизнь и здоровье воспитанников 24 часа в сутки. Ещё в договора вставляют положения о вычетах из заработной платы за утерянные или поломанные детьми материальные ценности. А в некоторых методических пособиях вообще говорится, что педагог не имеет права покинуть территорию лагеря без разрешения начальника лагеря.

Последнее вообще комментировать не имеет смысла: если авторы такого пособия приравняли детский оздоровительный лагерь к исправительному учреждению, а его работников — к заключённым, то можно лишь порекомендовать им на себе апробировать своё пособие. Регламентировать деятельность (включая личную жизнь) работников детского лагеря за пределами рабочего времени администрация не вправе. 

19 стр., 9410 слов

Доклад — Основные формы и методы работы психологов, социальных ...

... т.е. всех основных направлений профессиональной деятельности психологов и соц. работников. В частности, диагностика социально-психологических явлений в экстремальных ситуациях имеет ... себя  *психодиагностику, *консультирование, *психотерапию, *дибрифинги. Дебрифинг — метод работы с групповой психической травмой (Дж.Митчелл, 1983). Цель дебрифинга заключается в ...

Ответственность за жизнь и здоровье воспитанников вожатый несёт лишь в период выполнения трудовых обязанностей. За пределами рабочего времени такая ответственность на вожатого возлагаться не может. За работу надо платить! При этом, несмотря на такую запись в трудовом договоре, юридической силы она не имеет и при рассмотрении дела в суде (если что-либо произошло за пределами рабочего времени вожатого) он к ответственности привлечён быть не может. В соответствии со ст. 9 Трудового кодекса РФ трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в трудовой договор, они не могут применяться.

Хотя совсем уж вожатым не следует расслабляться: пунктом 8 ст. 81 Трудового кодекса РФ установлено такое дополнительное основание для увольнения, как совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. 

Что касается материальной ответственности вожатого, то здесь также следует учитывать нормы Трудового кодекса РФ. Статья 232 кодекса предусматривает, что сторона трудового договора (образовательное учреждение или его работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Поэтому материальную ответственность несут все работники, состоящие в трудовых отношениях с образовательным учреждением. Однако не во всех случаях и, чаще всего, не в полном размере. Порядок применения материальной ответственности работников и её размер регламентируются ст. 238–250 Трудового кодекса РФ. 

Материальная ответственность наступает за ущерб, причинённый образовательному учреждению работником, связанным с ним трудовым договором, в результате его виновного противоправного поведения (действия или бездействия).

Этими условиями необходимо руководствоваться в каждой конкретной ситуации, связанной с выявлением лица, виновного в причинении ущерба образовательному учреждению.

Исходя из сложившейся практики, привлечь работника к материальной ответственности можно лишь при одновременном выполнении следующих трёх условий: совершённое работником деяние, приведшее к ущербу, является противоправным (при этом должно быть определено, какая конкретно норма действующего права нарушена); работник должен быть виновен в противоправных действиях; существует причинная связь между виновными, противоправными действиями работника и наступившими вредоносными результатами. Поэтому отсутствие в действиях вожатого противоправности, вины либо причинной связи между ущербом и противоправными действиями целиком и полностью освобождает его от обязательств компенсировать администрации вред, причинённый имуществу. Если работник надлежащим образом исполнял свои обязанности и все действующие правила, то в его действиях нет правонарушения и тем самым нет обязанности нести материальную ответственность за возникший ущерб. 

При отсутствии умысла или неосторожности нет вины работника в причинении ущерба и тем самым исключается его ответственность перед учреждением за причинённый ущерб. Работник признаётся невиновным при условии, что он проявил осмотрительность и заботливость, которые требуют соответствующие обстоятельства, принял все зависящие от него меры для предотвращения ущерба. Ущерб наступил по обстоятельствам, не зависящим от желания и воли работника и вопреки его действиям.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью. Прежде всего "расшифруйте" для себя это словосочетание -"понравиться детям". Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий ... как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели. А ещё, хорошего вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, ...

Таким образом, возложение материальной ответственности на вожатых за вред, причинённый воспитанниками детского лагеря, является грубым нарушением трудового законодательства. Вожатым, столкнувшимся с такими нарушениями, можно посоветовать обратиться если не в суд, то хотя бы в Федеральную инспекцию труда. 

Должностные инструкции (типовые, но могут корректироваться руководством лагеря,перед подписанием договора следует с ними ознакомиться)

Старший вожатый

Подчиняется заместителю директора по воспитательной работе.

Принимает участие в разработке концепций и плана воспитательной работы ДОЛ.

Руководит деятельностью вожатых и организует работу отрядов.

Руководит реализацией программы летнего отдыха.

Контролирует подготовку общелагерных и внутриотрядных мероприятий. Стимулирует творческий подход вожатых к проведению мероприятий.

Принимает участие в хозяйственной деятельности лагеря, соблюдения всех санитарно-гигиенических требований.

Организует и руководит работой органов детского самоуправления.

Осуществляет ежедневное планирование оздоровительной и культурно-массовой деятельности лагеря.

Ведет ежедневный учет прибытия и выбытия детей.

Организует общественно полезный труд детей и подростков.

Оказывает методическую и практическую помощь вожатым.

Является активным участником педагогического совета лагеря. Во время отсутствия заместителя директора по воспитательной работе принимает на себя всю его ответственность.

Воспитатель

На должность воспитателя может быть назначено лицо, не моложе 18 лет.

Воспитатель подчиняется непосредственно заместителю директора лагеря по воспитательной работе.

Основными направлениями деятельности воспитателя являются:

  • попечение, воспитание и надзор за воспитанниками во время их нахождения в лагере;
  • организация и проведение воспитательной работы в закрепленном отряде.

Должностные обязанности

— планирует и организует жизнедеятельность воспитанников и осуществляет их воспитание;

— проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально — психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников;

— обеспечивает выполнение детьми санитарно — гигиенических норм, контролирует соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, столовой, на территории лагеря;

— обеспечивает соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом;

5 стр., 2491 слов

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального ...

... игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что ... ПЕТРУШКА» Материал. Петрушка, погремушки. Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, ...

— совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию;

— помогает вожатому в организации досуга; вовлекает воспитанников в художественное и техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам; организует совместно с вожатым участие семейки во всех общих культурно — массовых, спортивно — оздоровительных и трудовых мероприятиях;

— способствует формированию у воспитанников нравственных качеств гражданина, прививает им навыки культурного поведения, ответственного отношения к труду, уважение к правам человека; проводит работу по профилактике у воспитанников отклоняющегося поведения, вредных привычек;

— соблюдает права и свободы воспитанников;

— организует дежурство детей в жилых домиках, столовой, на закреплённой за семейкой территории лагеря;

— ведет в установленном порядке документацию и отчетность;

— оперативно извещает администрацию лагеря о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

— проводит инструктаж воспитанников по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.

Права

Воспитатель имеет право:

— участвовать в управлении лагеря в порядке, определяемом Уставом лагеря;

— на защиту профессиональной чести и достоинства;

— знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

— защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

— на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

— свободно выбирать и использовать методики воспитания, методические пособия и материалы;

— давать воспитанникам обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к дисциплинарной ответственности.

Ответственность

Воспитатель несет уголовную, административную, дисциплинарную ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, нарушение их прав и свобод в соответствие с законодательством Российской Федерации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка лагеря, законных распоряжений директора лагеря и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... подобранные методики и методический материал может быть использован воспитателями и музыкальными руководителями для диагностики музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: детский сад ...

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

За виновное причинение лагерю или участникам воспитательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

За употребление спиртных напитков и пребывание в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курение в присутствии детей воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

За пропуск без уважительной причины планёрки, иных установленных распоряжением администрации собраний педагогических работников воспитатель несет также дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

Взаимоотношения.

Воспитатель:

— работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором лагеря по предоставлению заместителя директора по воспитательной работе;

— самостоятельно планирует свою работу на смену. План работы утверждается заместителем директора лагеря по воспитательной работе не позднее двух дней с начала планируемого периода;

— работает в тесном контакте с воспитателями, вожатыми, руководителями кружков, психологом, инструкторами по физкультуре и плаванию; систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками лагеря.

Вожатый

К работе вожатого допускаются лица:

— достигшие 18-летнего возраста;

— как правило, имеющие высшее или среднее специальное педагогическое образование, студенты вузов, имеющих призвание к педагогической работе;

— успешно прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.

Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.

В своей работе вожатый непосредственно подчиняется старшему вожатому, а также начальнику лагеря, его заместителям, старшему педагогу.

Рабочий день вожатого ненормированный.

Обязанности вожатого

Отрядный вожатый выполняет следующие функции:

Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.

1 стр., 346 слов

24. Н.К. Михайловский и его принцип исторической эпистемологии. doc

Михайловский обосновал теорию «героев и толпы»: в ней герой может менять направление общественного развития, он ведет за собой слепую толпу, т.е. народную массу. «Что такое прогресс?» Теория Михайловского: под прогрессом он понимал движение человечества к духовному раскрепощению, к человеческой гармоничности. Развитие прогресса через развитие личности. Эта теория не встретила одобрение среди ...

Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

Отвечает за организацию и проведение культурно-творческих, развивающих развлекательных мероприятий всего лагеря и своего отряда.

Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

Осуществляет контроль за приемом пищи в столовой, обращает внимание на культуру поведения за столом.

Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.

Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений. Следит за чистотой зубных щеток, полотенец, постельного белья.

Несет персональную ответственность за организацию выхода за территорию лагеря, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции, и ставят в известность начальника лагеря.

В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.

Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.

Руководствуется принципами активной воспитательной позиции и заинтересованности в полноценном, увлекательном отдыхе детей, с учетом психологического и психического развитии

Ответственность вожатого

Несёт всю полноту юридической (уголовную, административную и дисциплинарную) ответственности за жизнь, здоровье детей.

Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.

Несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

Вожатому запрещается:

Оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время.

Самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения начальника лагеря или старшего педагога.

Допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения начальника лагеря.

Употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей.

Применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка, и др.)

Пропускать без уважительной причины планерки и иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.

Занятие первое РСО СПО — Стр 2

Права вожатого

Знакомится с проектами решений руководства лагеря, касающихся его деятельности.

Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.

Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи  от 20 ноября 1959 года

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство, принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,  принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет, Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.