Условия развития профессиональной направленности у студентов 1-го курса

Условия развития профессиональной направленности у студентов 1-го курса

1. Теоретические основы проблемы развития профессиональной направленности у студентов вуза

1.1 Сущность основных понятий исследования и их характеристика

Полнота учебного исследования заключается в осмыслении основных понятий проблемы. Базовым основанием понятия «профессиональная направленность» является понятие «направленность».

Оно было введено в научный обиход и впервые стало использоваться С.Л. Рубинштейном в 1940 году. По мнению С.Л, Рубинштейн, направленность — это система потребностей, интересов, тенденций, установок и идеалов личности.

По мнению В.Н. Мясищева и А.Г. Ковалева направленность — это избирательная активность личности, проявляющаяся в ее отношениях и деятельности.

Е.И. Рогов рассматривает направленность в рамках иерархической структуры. В его понимании направленность — это установки, ставшие свойствами личности. По его мнению, направленность может быть представлена следующими иерархическими формами, являющимися и мотивами деятельности: желание, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Таким образом, изучив разнообразные подходы исследователей к направленности, сделаем общий вывод о том, что такое направленность. Направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, интересов, тенденций, установок и идеалов ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, в основе направленности лежат потребности, где они выступают как источник активности человека.

Обобщая подходы, ссылаясь на мнения ученых, исследующих направленность личности, Н.М. Борытко приводит следующие ее основные характеристики: — это типологическая характеристика личности, определяющая и иллюстрирующая ее отношения к своим основным социальным ролям и, в целом, социальную сущность человека; — это ядро личности, которое обусловливает своеобразие человека и создает иерархическую структуру личности; — это качество личности, которое обеспечивает и присвоение целей общества, и выработку собственных целей жизнедеятельности; — это система внутренних условий, опосредующих преломление всех внешних воздействий, в результате чего происходит интериоризация социального опыта и сохраняется относительная устойчивость личности; — определяет активность личности по отношению к окружающим и к себе.

К.К. Платонов в рамках рассмотрения направленности личности как одной из важнейших граней выделяет следующие ее свойства: уровень, который определяется общественной значимостью целей; широту интересов, потребностей; интенсивность направленности, связанную с желаниями и стремлениями; устойчивость, которая определяется настойчивостью человека [2, с. 36-37].

6 стр., 2587 слов

Личностью является только человек?

... инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека, как: ® А) решительного ® Б) настойчивого ® В) самостоятельного ® Г) целеустремленного ® Д) одинокого 22. Совокупность индивидуально-своеобразных свойств личности, определяющихся ...

Высшей формой направленности личности является мировоззрение — это комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе» [3, с. 294]. Мировоззрение человека и его теоретические знания обосновывают убеждения. Убеждения — представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности» [4, с. 555]. С одной стороны, убеждение это осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, взглядами. С другой — это процесс и результат обретения человеком уверенности в правильности собственных суждений и выводов.

В психологической литературе представлены и описаны многие виды направленности: личностная, коллективистская, деловая (Б. Басс, В. Смекал, М. Кучер, М.С. Неймарк), гуманистическая, эгоистическая, депрессивная, суицидальная (Д.И. Фельдштейн, И.Д. Егорычева).

Особое место отводится исследованию профессиональной направленности личности, т. к. именно она образует основную форму деятельности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. [5].

Прежде чем раскрыть понятие профессиональной направленности, логичнее раскрыть понятие «профессия».

Профессия — это род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ. [6].

Трудовая деятельность может считаться профессиональной, если в ее процессе выполняется, по крайней мере, два условия: во-первых, профессия подтверждается наличием достаточного уровня квалификации, то есть мастерства, умений, навыков и знаний, которые в большинстве случаев подтверждается специальными документами о профессиональном образовании: свидетельствами, дипломами, аттестатами и др. Во-вторых, профессия может выступить в качестве своеобразного товара, который возможно реализовать на рынке труда. Другими словами — профессия является источником дохода для того, кто обладает достаточными профессиональными навыками [7].

Овладевать основами профессии личность начинает в процессе обучения в профессиональном заведении, где она получает статус студента.

Студенчество — это мобильная социальная группа, целью которой является подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве, следовательно, студент — это лицо, зачисленное приказом ректора для освоения образовательной программы вуза. В процессе подготовки к профессии, как указывают многие исследователи, у студента развивается профессиональная направленность.

На сегодняшний день в психологии нет однозначного понимания профессиональной направленности.

Особое внимание в современной отечественной психологии обращено на формирование профессиональной направленности — как значимого направления развития субъекта труда [8].

17 стр., 8136 слов

Понятие о направленности личности.

... относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойством личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, ...

Н.К. Кузьмина под профессиональной направленностью понимает, прежде всего, «интерес и склонность к профессии» и считает ее «свойством, интегрирующим цели, побудительные мотивы и эмоциональное отношение к деятельности» [9].

По мнению Л.А. Иовайш профессиональная направленность — это сложная черта личности, отличающаяся не только положительным отношение к определенным профессиям, но и активным желанием трудиться в той или иной профессии [10].

И.А. Зимняя, изучая профессиональную направленность педагога, понимает под ней интерес педагога к учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей [И.А. Зимняя, 1997].

Анализ понятий профессиональной направленности показал, что профессиональная направленность исследователями трактуется как совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности.

Главными характеристиками профессиональной направленности являются: профессиональное самовоспитание, самообразование, самосовершенствование.

Потребности и интересы человека, связанные с его отношением к профессиональному труду, характеризуют профессиональную направленность личности, а также она характеризуется профессиональным постоянством, слиянием человека со своей профессией, когда профессиональная деятельность становится его трудовой доминантой.

Профессиональная направленность обладает рядом свойств. По мнению Н.В. Кузьминой такими свойствами являются объективность, специфичность, сопротивляемость, валентность, удовлетворенность, обобщённость, устойчивость.

В свою очередь, профессиональная направленность личности имеет свою собственную структуру, состоящую из отдельных взаимосвязанных элементов, влияющих на действия, поступки и поведение человека.

По мнению исследователей в структуру профессиональной направленности входят: устойчивый интерес (Климов Е.А., Сластенин В.А.); мотивы, потребности (Кузьмина Н.В., Мерлин B.C.); отношение к деятельности (Кондратьева И.К. и другие); склонности.

В работе Э.Ф. Зеер мы находим следующие компоненты профессиональной напрвленности: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы); ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.); профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания, готовность к профессиональному развитию); социально-профессиональный статус [11]

Исследователи обращают внимание на видовое разнообразие профессиональной направленности.

В профессионально-педагогической направленности личности будущего педагога Е.М. Никиреев выделяет три вида ее сформированности:

1. Собственно-педагогическая, в основе которой лежат мотивы — «общественная важность труда педагога», «привлекательность работы с молодежью», «убежденность в способности к данной профессии», «подражание или рекомендации любимого педагога», «семейные традиции», «опыт работы».

2. Направленность на предмет, в основе которой лежит мотив — «возможность заниматься любимым предметом».

3. Ситуативная направленность, определяемая такими мотивами, как «стремление получить высшее образование», «стечение обстоятельств».

7 стр., 3260 слов

Формирование профессиональных компетенций в области организационно ...

... также в наличие потребности знаний по содержанию профессиональной компетентности и востребованности высококвалифицированных кадров. Эффективность ... профессиональных задач. В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции: 1. Способность человека действовать в соответствии со стандартами; 2. Характеристики личности, ...

На основании видов определяются и уровни профессионально-педагогической направленности:

1. высокий уровень, характеризующийся оптимальным сочетанием собственно-педагогической и предметной направленности при ведущем значении собственно педагогической направленности;

2. средний уровень, характеризующийся значительным преобладанием предметной направленности над собственно педагогической;

3. низкий уровень, характеризующийся наличием двух видов направленности: предметной и ситуативной. Собственно педагогическая направленность отсутствует [12].

Показателями сформированности профессиональной направленности у студентов, по исследованию Кокун О.М., служат следующие критерии: желание иметь профессию, заинтересованность в обучении, намерение работать по профессии, знание ее условий и особенностей, уровень проф. знаний и умений, готовность к самостоятельному труду.

Таким образом, направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, интересов, тенденций, установок и идеалов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, в основе направленности лежат потребности, где они выступают как источник активности человека.

В профессиональной направленности личности выражаются положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии.

Анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, профессиональная направленность это динамическое образование, ее формирование и развитие происходит непосредственно в процессе различных, значимых видов деятельности (профессиональной, учебной, бытовой и т.д.).

За основу мы берем понятие Ю.А. Афонькиной, профессиональная направленность — это система устойчивых свойств человека как настоящего или будущего субъекта труда, определяющих его психологический склад, обеспечивающих его активность по конструированию собственной (потенциальной или актуальной) профессиональной деятельности, выступающая движущей силой профессионального самоопределения [13].

Критериями оценки являются желание иметь профессию, мотивация обучения в вузе, заинтересованность в обучении, намерение работать по профессии, знание ее условий и особенностей, уровень проф. знаний и умений, готовность к самостоятельному труду.

1.2 Предпосылки к развитию профессиональной направленности у студентов 1-го курса

Сензитивным периодом в развитии профессиональной направленности
студента являются первые курсы вузовского обучения.

Процесс подготовки студента в вузе совпадает с юношеским этапом в его жизни.

Юношеский возраст — стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью [14]. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21 год, у девушек — 16-20.

В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане, главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция.

14 стр., 6871 слов

Профессиональная установка как компонент структуры профессионального ...

... студенты. Предмет исследования - профессиональная установка как компонент структуры профессионального сознания студентов. Цель исследования - выявить особенности профессиональной установки как компонента структуры профессионального сознания студентов, ... распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленность личности, представляя их итог в состоянии динамического ...

Исследователи по-разному характеризуют место, занимаемое юношеским возрастом в общем цикле развития личности: «важнейший этап развития личности как субъекта труда, познания и общения» (А.В. Иващенко, В.П. Ижицкий, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик); «период самоопределения, решения вопросов «кем быть» и «каким быть» тревожного поиска гражданского идеала и признания профессиональной деятельности» (Е.А. Михайлычев); «Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы» Л.И. Божович считала его центральным моментом психического и личностного развития в этом возрасте.

Центральным психическим процессом юношеского возраста является развитие самосознания. Оно приобретает особое значение как условие становления индивидуальности и в результате происходит открытие своего внутреннего мира, своего «Я». Благодаря развитию сознания у юноши формируется целенаправленное регулирование его отношений к окружающей среде и к своей деятельности, ведущей же деятельностью периода юности является учебно — профессиональная деятельность (Эльконин, 1982).

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев определяют юность как ступень индивидуализации личности. Индивидуальность юноши и девушки — это не только неповторимость их жизни, но и жизнь, выстроенная в соответствии с их ориентацией на будущее, с избранными ценностями, с направленностью их личности [15].

Главные мотивационные линии этого возраста, связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию — это самопознание, самовыражение и самоутверждение (Л.И. Божович, И.С. Кон и т.д.).

Б.Г. Ананьев обращает внимание на «интенсивное преображение» в студенческом возрасте всей системы ценностных ориентации личности, и формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности.

Главное в студенческом возрасте — это профессиональная направленность на подготовку к выбранной профессии, которая очень индивидуальна и вариативна. Именно в этот период идет становление человека.

Н.А. Зимняя считает студенчество — центральный период становления личности в целом, проявления самых разнообразных интересов, в том числе и профессиональных.

В этом возрасте продолжают формироваться и одновременно реализовываться жизненные планы и профессиональные устремления личности. Жизненный план возникает в результате обобщения и конкретизации целей и мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, переходящие стремления.

В этот период жизни профессиональная направленность является центральным личностным новообразованием (Т.В. Кудрявцев, Л.И. Рувинский), именно в юношеском возрасте она выступает ярко, выпукло, определенно и становится стержнем данного возрастного этапа.

И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий [16], характеризуя юность, выделяют и обстоятельно описывают линии онтогенеза, связанные с направленностью личности. Авторы выделяют три типа направленности личности: гедонистический, эгоистический и духовно-нравственный.

Первый тип — гедонистический. Он вообще не предполагает профессионального и личностного самоопределения. Жизненный путь реализуется как культ наслаждения потребностями, как потребительское существование.

Второй тип — эгоистический. И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий считают, что у юношей и девушек эгоистической направленности есть вполне сформированная иерархическая система ценностей, но при этом их профессиональное самоопределение подвержено влиянию конъюнктуры, моды, престижа, значимости, достижения цели. Поэтому жизненный путь, профессиональное самоопределение непосредственно связывается с престижной деятельностью, со стремлением продвинуться по карьерной лестнице, добиться успеха. К типу эгоистической направленности авторы относят также предпочтительный выбор профессии, связанный с мотивами властью над людьми, обогащения и накопления материальных ценностей.

Третий тип направленности личности — сущностный, духовно-нравственный. Он предполагает «в юности поиск призвания, выбор профессии, наиболее отвечающий склонностям». Авторы доказывают, что если призвание найдено, то трудности, как при освоении профессии, так и при ее выполнении, преодолеваются с упорством и настойчивостью, вызывая удовлетворение, а сама деятельность приносит личности успехи.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что юность — период взросления и выбора своего будущего жизненного пути: ведущей является учебно-профессиональная деятельность, направленная на теоретическое и практическое освоение будущей профессии; социальной ситуацией развития является концептуальная специализация как переход от зависимого детства к самостоятельности овладения профессией и выбора жизненного пути. Ведущим новообразованием возраста является социальное и профессиональное самоопределение, индивидуализация человека как субъекта собственной жизни.

Юношеский возраст является сензитивным для развития профессиональной направленности личности;

Именно в юношеском возрасте профессиональная направленность выступает ярко, определенно и становится стержнем данного возрастного этапа.

1.3 Педагогические исследования по проблеме развития профессиональной направленности студентов

Проблеме развития профессиональной направленности студентов вуза исследовали Н.В. Кузьмина, Г.А. Томилова, Н.П. Маркова, Л.П. Кудрявцева А.П. Акимова, Л.М. Митина, А. Ковалев, Н.А. Исаев, Ю.А. Кореляков, И.В. Морозова, В.И. Попова, А.Г. Гайбайдулина, Г.Н. Дьяченко и др.

Всестороннее рассмотрение мотивов учения и профессиональной направленности позволяет все более сближать процессы обучения и воспитания, конечным назначение которых является формирование личности будущего специалиста, воспитание его мировоззрения.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет обозначить основные условия развития профессиональной направленности.

Г.К. Крюкова и В.И. Кустова считают важнейшим условием формирования профессиональной направленности применение активных методов обучения.

А. Ковалев и В. Минеев предлагают научно-исследовательскую работу студента в качестве действенного условия формирования профессиональной направленности личности.

Такой же точки зрения придерживается и Н.С. Вяткина, отмечая, что огромная роль в профессиональном становлении студентов принадлежит научно — исследовательской работе в различных кружках, студенческих научных обществах.

По мнению В.А. Маркова, все составляющие профессиональной направленности формируются в процессе выполнения студентами дипломных работ. В формировании профессиональной направленности студенчества учебно-исследовательская деятельность занимает одно из ведущих мест.

Л.Т. Кутнева рассматривает проблемное обучение как действенное условие развития профессиональной направленности. Суть проблемного подхода в обучении состоит в моделировании противоречий между новыми и приобретенными ранее знаниями, умениями, навыками и опытом студентов при помощи проблемного вопроса, рассказа, беседы, ситуации, эксперимента. Благодаря этому подходу поддерживается стойкий интерес к знаниям, формируется потребность в новой научной информации, развивающей творческое мышление студентов.

Т.А. Воронова пришла к выводу о том, что профессионально — педагогическая направленность может формироваться путем самообразовательной деятельности студентов. В процессе самообразовательной работы меняются планы и цели жизни, оценка и самооценка, представление о профессии, с которой студенты связывают свою дальнейшую жизнь. Все это способствует и изменению профессиональной направленности.

Т.В. Горбунова считает, что развитие профессиональной направленности обеспечивается не только общими профессиональными дисциплинами, но и в преподавании специальных предметов.

Г.А. Томилова разработала систему специального обучения и рассматривала его как условие формирования профессиональной направленности личности у студента вуза. Специальное обучение заключается в выполнении определенной системы упражнений, направленной на формировании профессионально-значимых качеств личности учителя, и содействуют развитию навыков и умений, соответствующим основным структурным компонентам педагогической деятельности.

Также в качестве важнейших условий рассматриваются разнообразные воспитательные мероприятия: беседы, диспуты, вечера, встречи, собрания, тренигни, игры и т.д. Профессиональная направленность формируется здесь наряду с другими свойствами личности будущего специалиста, рассматривается как важнейшее звено формирования личности активной, энергичной в достижении высоких результатов учения, профессионального мастерства, убеждения в необходимости овладения профессией во имя общественных идеалов и целей.

Например, B.C. Викторова считает, что успех формирования профессиональной направленности студентов зависит от усилия воли всего вузовского коллектива. Очень важно уже с первого дня пребывания в учебном заведении вести систематическую воспитательную работу по развитию интереса и любви к профессии. B.C. Викторова выделяет следующее: пропагандистская работа преподавателей и студентов среди школьников; знакомство первокурсников с историей факультета и оформление летописи; профессионально — педагогическая направленность работы кураторов групп.

А.Н. Шевцов исследовал проблему формирования педагогической направленности первокурсников. Он пришел к выводу о том, что проблема формирования педагогической направленности остро встает вопрос перед преподавателями первых курсов. Профессиональную направленность формируют посещение школы, написание педагогических миниатюр об увиденном и услышанном, создание «педагогических копилок». Также большое значение имеют диспуты и вечера, подготовленные самими студентами. Немаловажную роль для формирования профессиональной направленности играет обсуждение книг, спектаклей и кинофильмов на темы воспитания.

В.П. Шуман считает, что система по формированию профессиональной направленности студентов вуза должна включать: активизацию познавательной деятельности студентов; самостоятельную работу студентов; проблемный и исследовательский подходы в вузовском обучении; формирование у студентов потребности в самовоспитании и самообразовании; воспитание у студентов интереса к знаниям; научная организация педагогического труда в вузе; организация разноплановых воспитательных мероприятий по формированию профессиональной направленности у студентов.

Не маловажным условием формирования профессионально-педагогической направленности у студентов является наличие у преподавателей авторитета. Он не может развиться без любви к педагогической деятельности и преподаваемой науке, без уважения и доверия к студентам, принципиальности и справедливости. Очень важно, чтобы студенты видели увлеченность каждого преподавателя своей профессией, творческий подход к своей работе, постоянное стремление к самообразованию и самосовершенствованию, активное участие в общественной жизни вуза.

Особое место в развитии профессиональной направленности студентов отводится внеучебной деятельности. Она включает: конкурсы профессионального мастерства, олимпиады по специальности, выставки методических копилок и пособий, презентации, выставки творческих работ, конференции; деловые игры, мастер-классы, поездки; волонтерское движение (организация и проведение праздников для учащихся школ, детей-инвалидов, совместные акции, работа в клубах по месту жительства, участие в работе педагогических отрядов).

Также В.А. Сластенин и другие считают правильным формировать профессионально-педагогическую направленность через изучение предметов психолого-педагогического цикла; В.И. Ульянов считает основным условием для ее формирования педагогическую практику; Ю.Д. Железняк в качестве основного средства предлагает научно-исследовательскую работу, а С.Д. Неверкович — психотренинг и ролевые игры.

В процессе вузовского обучения проблема формирования профессиональной направленности у студентов чрезвычайно важна. А так как сензитивным периодом для ее развития является первый год обучения в вузе, то уже на первом курсе должны быть созданы условия, при которых эта направленность формируется.

Обобщая результаты многочисленных исследований по проблеме формирования профессиональной направленности, мы можем сделать вывод, что данный вопрос исследован недостаточно полно и подробно. Даны лишь некоторые попытки представить процесс развития профессиональной направленности в динамике, что, безусловно, подтверждает актуальность нашего исследования.

Авторы предлагают различные условия развития профессиональной направленности: изучение предметов психолого-педагогического цикла; педагогическая практика; развитие мотивации у студентов, посредством тренингов и упражнений; создание интереса к будущей профессии, посредством ролевых игр; развитие у студентов профессионально-значимых качеств, посредством беседы и ролевых игр; включение самоконтроля и взаимоконтроля студентов в учебный процесс.

2. Особенности развития профессиональной направленности у студентов вуза

2.1 Цель, задачи и методы констатирующего эксперимента

Цель: выделить особенности в развитии профессиональной направленности у студентов 1 курса.

Задачи данного исследования:

1. Апробировать систему диагностических методик;

2. Распределить студентов по уровням сформированности профессиональной направленности;

3. Интерпретировать полученные результаты.

Для диагностики нами были использованы следующие методы:

1. Наблюдение;

2. анкетирование;

3. тестирование.

В исследовании принимали участие студенты первого курса ВСГАО института педагогики в количестве 39 человек.

Для диагностирования были использованы следующие методики:

1. Анкетирование, разработанное на основе методики исследования профессионально — педагогической направленности личности Н.В. Кузьминой в модификации Е.М. Никиреева

Цель данной методики:

— выявить мотивы выбора профессии,

— выявить отношение студентов к будущей педагогической деятельности

— выявить самооценку профессионально — значимых качеств.

Инструкция: студентам предлагалось ответить на ряд вопросов анкеты.

Способы обработки: для обработки данных исследования использовали количественный и качественный анализ. По результатам анкетирования студентов определили в группы.

2. Дифференциально-диагностический опросник (Е. Климов).

Цель: методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. Инструкция: испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий.

Способы обработки: по результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация студента на 5 типов профессий, по классификации Е.А. Климова. Подсчитывается число знаков «+» в каждом ряду, полученное число плюсов записывается к одному из пяти видов профессий.

3. Методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной.

Цель: увидеть доминирующий мотив, который был учтен студентом при выборе профессии.

Инструкция: студентам предлагалось отметить согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» с представленными утверждениями. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

Способы обработки: использовался количественный анализ, где подсчитывалось количество баллов, набранное студентами в результате ответов. Далее была определена ведущая мотивация каждого студента.

2.2 Анализ результатов диагностического обследования

1. Результаты анкетирования, разработанного на основе методики исследования профессионально — педагогической направленности личности Н.В. Кузьминой в модификации Е.М. Никиреева, представлены в таблице 2.1.

Доминирующие мотивы при выборе профессии

Доминирующий мотив

Студенты, чел.

1 группа: доминируют профессиональные мотивы

4 (23%)

2 группа: доминируют профессиональные и познавательные мотивы

7 (28%)

3 группа: доминируют личностные и общественные мотивы

4 (22%)

4 группа: неопределенная мотивация

5 (27%)

1 А. По результатам проведенного анкетирования мы распределили студентов на 4 группы. Из таблицы мы видим, что у 4 человек доминируют профессиональные мотивы, у 7 доминируют профессиональные и познавательные, у 4 студентов — общественные и личностные, и у 5 — неопределенная мотивация.

Далее мы распределили студентов по уровням развития профессиональной направленности. К высокому уровню отнесены 51% студентов (1 и 2 группа).

Данное количество студентов привлекает работа с детьми и молодежью, они убеждены в своих способностях к данной специальности. Они видят в выборе профессии педагога перспективу занятия любимым предметом.

На среднем уровне оказалось 22% (3 группа) студентов, которые считают труд педагога общественно важным, но, тем не менее, у них отсутствуют профессиональные мотивы выбора профессии.

Студенты с низким уровнем мотивации, выбор которых был определен лишь сложившимися обстоятельствами и стремлением получить высшее образование, составили 27% (4 группа).

Особенностью является то, что у большей части студентов — 51%, на 1 курсе вуза преобладает высокий уровень развития профессиональной направленности.

1 Б. Результаты анализа отношений студентов к получаемой профессии представлены ниже.

Результаты распределились следующим образом:

1. «Если бы Вам снова пришлось поступать в институт, выбрали бы Вы снова педагогическую деятельность?

· Да-55% (11 чел.)

· Нет-10% (2 чел.)

· Не знаю — 35% (7 чел.)

2. «Как вы относитесь к профессии педагога?»

· Профессия очень нравится — 60% (12 чел.)

· Профессия скорее нравится, чем не нравится — 35% (7 чел.)

· К профессии отношусь безразлично — 5% (1 чел.)

· Профессия скорее не нравится, чем нравится — 0%

· Не могу сказать — 0%

Можно отметить, что у 11 студентов отношения к будущей профессии находится на высоком уровне. Этой группе студентов профессия очень нравится и они не жалеют о сделанном выборе. У 7 отношение к профессии на среднем уровне, то есть, у них еще нет полной уверенности в принятии правильного решения при поступлении. Такая тенденция может быть объяснена тем, что на 1 курсе еще не читаются специальные дисциплины, и студенты не могут до конца определиться в правильности сделанного выбора и отношения к профессии. На низком уровне оказалось 2 студента, которые безразлично относятся к профессии, и при возможности выбора снова не пошли бы по данному направлению. Возможно, эти студенты выбрали профессию не осознанно и с возрастом уровень отношения к профессии повысится.

1 В. Результаты анализа проведенного анкетирования по выявлению самооценки профессионально-значимых качеств представлены в таблице 2.2.

Самооценка профессионально — значимых качеств

Высокий

Средний

Низкий

33% (7 чел.)

49% (10 чел.)

18% (3 чел.)

На вопрос «Какими качествами по вашему мнению должен обладать педагог?» студенты выделили наиболее значимые качества для педагога и качества присущие им: любовь к детям, честность, доброжелательность, вежливость, требовательность, толерантность, отзывчивость, коммуникабельность, творчество, эрудиция, ответственность, упорство.

33% студентов осознают практически все профессиональные качества, которые необходимы для овладения профессией, и выделяют их у себя, отсюда можно судить о высоком уровне профессиональной направленности.

На среднем уровне оказалось 49% студентов, так как они обозначили не достаточное количество профессионально — значимых качеств.

К низкому уровню были отнесены студенты, которые не выделили профессионально — значимые качества вообще или конкретно у себя. Количество таких студентов составило 18%.

Особенностью является то, что большинство студентов группы констатирующего эксперимента (49%) имеет средний уровень развития профессиональной направленности.

2. Результаты дифференциально-диагностического опросника (Е. Климов) представлены в рисунке 2.1.

Из рисунка видно, что у студентов 1 курса преобладает склонность к типу профессии «человек-человек» — 78%, на втором месте в группах преобладает склонность к профессии типа «человек — художественный образ» — 20%, «человек-природа» — 2%.

Результаты распределения студентов по уровням развития профессиональной направленности представлены в таблице 2.3.

Уровни студентов по склонности к типу профессии «Человек — человек»

Уровни

Студенты (%)

Высокий

33% (7 чел.)

Средний

51% (10 чел.)

Низкий

16% (3 чел.)

Мы выделили уровни склонности к типу профессий «Человек — человек»: Высокий уровень — 8 баллов; средний уровень -5-7 баллов; низкий уровень — 1 — 4 балла.

Особенностью является то, что у студентов преобладает средний уровень развития профессиональной направленности, о чем говорит 51% студентов, набравших 5-7 баллов по типу профессии «человек-человек».

4. Результаты методики «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной представлены в рисунке 2.2.

Мотивы выбора профессии

В методике Т.И. Ильиной было обозначено три мотива выбора профессии: «приобретение знаний», «овладение профессией», «получение диплома».

В результате анализа мы выявили, что мотив «овладение профессией» является доминирующим, он представлен у 42% студентов (8 чел.), «приобретение знаний» ведущим мотивом является у 33% (7 чел.), и «получение диплома» у 25% (5 чел.)

Особенностью является то, что у большинства студентов преобладает высокий уровень развития профессиональной направленности — 42% студентов (8 чел.)

На основе выделенных нами критериев: мотивы при выборе профессии, отношение студентов к получаемой профессии, самооценка профессионально — значимых качеств, склонность к типу профессии, мы определили уровни развития профессиональной направленности.

Высокий уровень характеризуется тем, что мотив выбора профессии обуславливается желанием общаться с детьми, интересам к изучаемым предметам. Студент удовлетворен своим выбором, осознает профессионально — значимые качества и выделяет их у себя, считает выбранную профессию делом своей жизни.

Уровень склонности к типу профессии «человек-человек» — 8 баллов.

Средний уровень характеризуется тем, что при выборе профессии студент руководствуется, прежде всего, общественными мотивами, но профессиональные мотивы отсутствуют. Студент не уверен в правильности сделанного выбора. Не в полной мере осознает и выделяет у себя профессионально — значимые качества. Считает выбранную профессию нужной, но допускает возможным для себя заниматься другим делом.

Уровень склонности к типу профессии «человек-человек» — 7-5 баллов.

Низкий уровень характеризуется тем, что мотив выбора профессии как таковой отсутствует, так как он был вызван лишь желанием получить высшее образование или была возможность получить только эту профессию. Студент не испытывает потребности посвятить себя достижению и решению целей и задач своей будущей профессии. Студент больше склонен к другому типу профессии. Уровень склонности к типу профессии «человек-человек» — 4-1 балл.

Студентов по уровням развития профессиональной направленности распределили следующим образом, см. таблицу 2.4.

Уровни развития профессиональной направленности

Критерии

Уровни (чел. -%)

Высокий

Средний

Низкий

Мотивы выбора профессии

11 -51%

4 — 22%

5 — 27%

Отношение студентов к получаемой профессии

11 — 58%

7 — 35%

2 — 7%

Самооценка профессионально — значимых качеств

7 — 33%

10 — 49%

3 — 18%

Склонность к типу профессии «человек — человек»

7 — 33%

10 — 51%

3 — 16%

Мотивация обучения в вузе

8 — 42%

Овладение профессией

7 — 33%

Приобретение знаний

5 — 25%

Получение диплома

Уровень профессиональной направленности (в среднем)

9 — 43,4%

8 — 38%

3 — 18,6%

Как видно из таблицы у студентов наблюдается высокий уровень развития профессиональной направленности. Но все же процент студентов со средним и низким уровнем велик и развитию этого посвящена 3 глава.

В результате теоретического анализа литературы мы выделили критерии развития профессиональной направленности студентов: мотивы выбора профессии, отношение студентов к получаемой профессии, самооценка профессионально — значимых качеств, мотивация обучения в вузе, склонность к типу профессии «человек — человек».

В результате эксперимента студенты были разделены на 2 группы, 21 студент был задействован на констатирующем этапе эксперимента, 19 — на контрольном этапе.

Использование на констатирующем этапе исследования методик изучения особенностей профессиональной направленности студентов 1 курса позволило получить фактический материал. Его анализ свидетельствует, что у большей части студентов компоненты профессиональной направленности сформированы в достаточной степени, что обеспечивает оптимальное развитие профессиональных мотивов и профессиональных потребностей в процессе обучения.

Однако особенностью является тот факт, что у части студентов академии, помимо высокого уровня, объективно и субъективно сложились средний и низкий уровни профессиональной направленности и служит основанием для разработки системы мероприятий, включающей разнообразные формы и методы: упражнения, беседы, игры и др. Это позволит расширить представления студентов о профессии, повысить их уровень профессиональной направленности.

Развитию профессиональной направленности посвящена следующая 3 глава нашей исследовательской работы.

3. Развитие профессиональной направленности у студентов вуза

3.1 Цель, задачи и содержание формирующего этапа исследования

Цель формирующего этапа исследования — развитие профессиональной направленности студентов 1 курса вуза в процессе мероприятий.

Задачи:

1. Разработка и апробация системы мероприятий, включающей разнообразные формы и методы: беседы, диспуты и др.

2. Анализ эффективности использования предложенной системы по развитию профессиональной направленности студентов.

Процесс развития профессиональной направленности осуществляется через ряд этапов, в котором описаны методы и формы работы:

1. Этап — организационный.

Цель: Создать положительный социально-психологический микроклимат в студенческих группах

Задачи:

1. Установление эмоционально — положительной атмосферы для дальнейшего общения, установление контактов и взаимодействия;

2. Расширение представлений и знаний студентов о педагогической профессии.

Методы и формы:

А. Тренинговые упражнения, где задачами является создание условий для более близкого знакомства; установление эмоциональных контактов определение особенностей групповой работы; формирование начальных представлений о себе о своем месте в студенческом коллективе.

Методы: представления себя; упражнения на углубление знакомства и установление эмоционально — положительной атмосферы; совместная выработка правил работы в группе; упражнение «Я хочу пожелать тебе».

Б. Внеаудиторное занятие «Я и моя профессия»

Задачи: постепенное вхождение в процесс осознания себя в профессии; накопление представлений о себе через выбор профессии, видение профессиональных целей; обобщение представлений о себе в избранной профессии.

Методы: приветствие; беседа «Сам о себе»; микровыступления «Я и моя профессия».

2. Этап — развивающий.

Цель: содействовать развитию профессиональной направленности студентов.

Задачи:

1. Формирование у студентов интереса к избранной профессии;

2. Развития у студентов профессионально-значимых качеств.

3. Формирование положительной мотивации у студентов к процессу профессиональной подготовки.

Методы и формы:

А. Встреча с представителями профессии

Цель: ознакомить студентов с особенностями профессиональной деятельности и условиями работы педагога.

Задачи:

· Рассказать студентам о требованиях к специалистам;

· Ознакомить студентов с условиями работы специалистов;

В. Экскурсия в ОУ (колледж).

Цель: наглядно продемонстрировать студентам особенности профессиональной деятельности и условия работы педагога.

Задачи:

· Осуществить непосредственное наблюдение деятельности специалиста;

· Ознакомить с условиями работы специалиста: рабочее место, материально — техническое оснащение и т.д.;

· Побеседовать со специалистами о выполняемой работе.

С. Диспут об общественном престиже профессии педагога

Цель: способствовать развитию интереса и склонности к профессии педагога.

Задачи:

· Определить понятие «общественный престиж профессии»;

· В ходе диспута выявить уровень общественного престижа профессии;

· Научить студентов анализировать доводы соперников, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей, подбирать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения.

D. Литературный вечер

Цель: обеспечение условий для развития положительной мотивации у студентов к процессу профессиональной подготовки.

Задачи:

· Продолжать работу системную работу по углублению интереса к профессии;

· Познакомить студентов с интересными моментами биографии и творчеством известных отечественных и зарубежных педагогов.

3. Этап — закрепляющий.

Цель: обобщение знаний студентов о педагогической деятельности.

Методы и формы:

А. Завершающая беседа

Цель: обобщение знаний о педагогической профессии.

Б. Постановка кукольного театра в детском доме

Цель:

· Создать условия вовлечения студентов в работу с детьми;

· Воспитывать любовь к ним.

3.2 Сравнительный анализ констатирующего и формирующего этапа эксперимента

Для сравнения констатирующего и формирующего экспериментов мы провели методики на второй группе студентов из 20 человек, с которыми проводились мероприятия по созданию условий для развития профессиональной направленности.

Анализ проведенных мероприятий показал, что в целом поставленные задачи нам удалось решить. Чтобы оценить эффективность предложенной системы воспитательных мероприятий и комплекса использованных методов по развитию профессиональной направленности студентов 1 курса был проведен контрольный срез, в ходе которого были выявлены позитивные изменения в развитии профессиональной направленности студентов, которые наиболее активно участвовали в проведенной нами работе. Результаты исследования представлены в таблице 2.5.

Сравнительный анализ уровней профессиональной направленности студентов 1 курса

Уровни

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

43,4% — 9 чел.

51,4% — 11 чел.

Средний

38% — 8 чел.

37% — 7 чел.

Низкий

18,6% — 3 чел.

11,6% — 2 чел.

На данном этапе работы с помощью диагностик, использующих на констатирующем этапе исследования, мы выявляли сформированность профессиональной направленности студентов.

Контрольный срез показал динамику развития профессиональной направленности у студентов 1 курса. На контрольном этапе эксперимента было выявлено, что после проведенной нами работы число студентов с низким уровнем профессиональной направленности незначительно. Также повысилось количество студентов с высоким уровнем профессиональной направленности на 8,1%.

Анализ материалов констатирующего этапа исследования и результатов формирующего эксперимента показал, что предложенная нами методика способствовала повышению уровня профессиональной направленности студентов 1 курса вуза.

На констатирующем этапе было выявлено преобладание студентов с высоким уровнем развития профессиональной направленности — 9 студентов, 8 человек было на среднем уровне, и 3 студента на низком уровне. У студентов на среднем и низком уровне не в полной мере была сформирована мотивация обучения в вузе и чтобы изменить эту ситуацию были разработаны мероприятия, способствующие повышению уровня профессиональной направленности. Это микровыступления по теме «Я и моя профессия», в ходе которых студенты имели возможность вычленить разнообразие мотивов выбора профессии: интерес к профессии, любовь к детям, не смогли больше никуда поступить, по совету. Следует отметить, что в начале совместной работы студенты проявили себя пассивно, у них отсутствовало желание взаимодействовать с экспериментатором. Об этом свидетельствовали высказывания: «Что это такое? Что мы от этого получим? Зачем нам этим заниматься?» Но после объяснения мы может говорить о том, что был установлен эмоционально-положительный контакт с группой студентов и у них наметился интерес к сотрудничеству в целях их профессионального развития.

Также у студентов среднего и низкого уровня не было достаточного понимая профессионально-важных качеств профессии. Но в ходе экскурсии в ОУ преподаватель рассказала какими качествами, навыками, умениями должен обладать преподаватель колледжа. Студенты узнали, что в профессии педагога можно реализовать все свои умения и способности. Студенты получили возможность задать свои вопросы гостю «Требования к качествам личности и здоровью», «Объем работы» и др.

В ходе завершающей беседы (см. приложение 7) мы отметили, что студенты узнали много нового для себя. Стали понимать специфику работы педагога.

Достижению цели и решению задач завершающего этапа способствовал выход в детский дом с целью постановки кукольного театра. Что способствовало овладению нормами профессионального общения, этическими нормами профессии, духовному обогащению личности. У студентов было желание вступать в контакты, вызвать интерес у детей. Они были позитивно настроены на взаимодействие с детьми — сиротами. Студенты приняли активное участие в постановки кукольного театра, общались с детьми.

Анализ проведенных мероприятий показал, что в целом поставленные задачи нам удалось решить. Чтобы оценить эффективность предложенной системы воспитательных мероприятий и комплекса использованных методов по развитию профессиональной направленности студентов 1 курса был проведен контрольный срез, результаты которого показали динамику в развитии профессиональной направленности у студентов 1 курса.

Заключение

Проведенное исследование убедило нас в актуальности данной проблемы. На современном этапе развития общество делает заказ на педагога с высокой профессиональной направленностью. Ее развитие обеспечивается уже в процессе овладения профессией, в ходе профессионального обучения.

Профессиональная направленность — это система устойчивых свойств человека как настоящего или будущего субъекта труда, определяющих его психологический склад, обеспечивающих его активность по конструированию собственной (потенциальной или актуальной) профессиональной деятельности, выступающая движущей силой профессионального самоопределения [2].

Критериями оценки являются желание иметь профессию, заинтересованность в обучении, мотивация обучения в вузе, намерение работать по профессии, знание ее условий и особенностей, уровень проф. знаний и умений, готовность к самостоятельному труду.

Исследование показало нам, что профессиональная направленность формируется в течение всей жизни человека и обладает рядом особенностей: доминирующим мотивом является выбор профессии; успешность обучения зависит от профессиональной направленности.

В процессе изучения литературы мы подобрали методики, которые позволили определить нам уровень развития профессиональной направленности у студентов 1 курса. После распределения студентов по уровням развития профессиональной направленности, нами была представлена поэтапная работы со студентами.

Цель формирующего этапа состояла в развитии профессиональной направленности студентов 1 курса вуза в процессе создания положительного социально-психологического микроклимата в группе, развития у студентов профессионально-значимых качеств, создания интереса к будущей профессии и др., посредством тренинговых упражнений, ролевых игр, экскурсий, бесед и т.д.

По результатам работы была выявлена динамика развития профессиональной направленности.

Результаты, полученные нами, позволяют считать, что цель нашего исследования достигнута, а гипотеза получила подтверждение — развить профессиональную направленность у студентов возможно при соблюдении следующих условий:

1. Создания положительного социально-психологического микроклимата в студенческой группе;

2. Развития положительной мотивации у студентов к процессу профессиональной подготовки.

3. Создания интереса к будущей профессии.

Исходя из проведенного нами исследования мы предлагаем рекомендации по развитию профессиональной направленности студентов. Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Среди профессионально важных качеств преподавателей в отечественной литературе выделяются следующие: эмпатия, эрудиция, психологическое мышление, интуиция, умение импровизировать, наблюдательность, оптимизм, находчивость, психологическое предвидение, рефлексия.

Можно рекомендовать систему мероприятий, направленных на формирование профессионального видения мира в процессе обучения в вузе. В качестве таких мероприятий могут выступать психологические консультации по вопросам профессиональной ориентации, личностного самоопределения, тренинги, направленные на развитие ПВК, а также тестирование и анкетирование студентов перед выбором специализации.

Список литературы

профессиональный студент педагогический самооценка

1. Человек и его работа [текст]/под ред. Здравомыслова А.Г. — М.: 1999

2. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности [текст]/ Д.И. Фельдштейн. — М.: Воронеж, 1996.

3. Ильин, Е.П. Психология Индивидуальных различий [текст]/ Е.П. Ильин.-Спб.: Питер, 2004 — 701 с.

4. Человек и его работа [текст]/под ред. Здравомыслова А.Г. — М.: 1999

5. Дубовицкая, Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов [Текст] / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. — 2004. — №2. — С. 82-86

6. Большая Советская Энциклопедия [текст]/ 2 изд. — М.: 1955. — Т. 35. — 567 с.

7. Правильный выбор профессии — основа будущего успеха [электронный документ]. — Режим доступа: — загл. с экрана.

8. Клищевская, М.В. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности [текст]/М.В. Клшищевская, Г.Н. Солнцева // Вестник МГУ. — 1999. — №4.

9. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя и формирования его личности [текст] / Н.В. Кузьмина. М., 1967, — С. 98.

10. Дубовицкая, Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов [Текст] / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. — 2004. — №2. — С. 82-86

11. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: Изд-во урал. гос. проф. ун-та, 1999, — 244 с.

12. Никиреев, Е.М. Направленность личности и методы ее исследования / Е.М. Никиреев. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004. — 192 с.

13. Афонькина, Ю.А. Генезис профессиональной направленности: автореферат дис. … д-ра психолог. наук / Ю.А. Афонькина. — СПб, 2003. -33с

14. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1989.

15. Слободчиков, В.М., Исаев, Е.И. Психология развития человека: учебное пособие для вуза. — М.: Школьная пресса, 2000

16. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный
жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студентов
вуза. — М.:ТЦ Сфера, 2005.

17. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: ИПП, Воронеж: МОДЕК, 1996. — 246 с.

18. Платонов, К.К. Вопросы психологии труда М., 1970. С. 137

19. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. — М.: Просвещение, 1998. -350 с.

20. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Размещено на