Основы нейропсихологии Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе для студентов по специальности 030301 «Психология»

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

Заседанием кафедры проректор по учебно-методической

Протокол № __ от __________ работе

Заведующий кафедрой ________________________

____________ Ю. А. Токарева «__»_______________2011 г.

Автор: преп.Токарева В. В.

Ответственный редактор: к.пс.н., доцент Токарева Ю.А.

Екатеринбург, 2011

1 Пояснительная записка

  1. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

Курс «Основы нейропсихологии» является дисциплиной по выбору цикла ЕН (В1) учебного плана, разработанного в соответствии с требованиями ГОС ВПО второго поколения по специальности 030301 «Психология». Нейропсихология — междисциплинарная наука, сформировавшаяся на стыке нейрофизиологии, неврологии, психиатрии и психологии. В теоретическом плане ее предметом является мозговая организация психических функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различиях видов психической деятельности. В практической сфере нейропсихология вносит свой вклад в решение таких задач медицинской психологии, как диагностика и реабилитация. Объединенные общим методическим подходом – методом синдромного анализа нарушения высших психических функций при различных формах мозговой недостаточности – теоретическая и клиническая составляющие нейропсихологии находятся в тесном и неразрывном единстве, изначальном и главном условии формирования и развития этой дисциплины.

Вместе с тем в настоящее время отчетливо формируется потребность практики (особенно практики подготовки и переподготовки специалистов) в более целенаправленном и акцентированном изложении диагностических возможностей нейропсихологии.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Основой возникновения невротических ... проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). ... делу), как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста ...

Современный этап развития нейропсихологии характеризуется ее выходом в новые клинические области, обеспечиваемым, с одной стороны, достижениями в области нейрохирургии и неврологии, с другой – накопленными к настоящему времени данными об адекватности нейропсихологического подхода применительно к различным психическим заболеваниям (деменции позднего возраста, шизофрения, эпилепсия, алкоголизм, задержки психического развития) и даже к оценке функционального состояния мозга здоровых людей в особых или экстремальных условиях жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, спорт, левшество, билингвизм, стрессовые воздействия и т.п.).

  1. Цель и задачи дисциплины

Цель курса – формирование у студентов представления о возможностях нейропсихологии, достаточных для решения задач оказания психологической и социальной помощи человеку при любом состоянии его здоровья.

Задачи курса:

  • дать понятие об основных методологических подходах и методах, разработанных в современной нейропсихологии
  • показать роль нейропсихологии в обеспечении связи между психологией, нейрофизиологией и неврологией
  • дать представление о связи определенных нарушений психики с конкретными повреждениями или нарушениями в определенных участках головного мозга
  • показать значение нейропсихологии в реабилитации больных и оценке функционального состояния мозга здоровых людей в особых или экстремальных условиях жизни и деятельности

1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Основы нейропсихологии» студенты должны:

знать:

  • работы отечественных и зарубежных нейропсихологов и неврологов
  • основные понятия нейропсихологии
  • основные принципы структурной и функциональной организации головного мозга,
  • понятия нейропсихологических факторов, симптомов и синдромов нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга
  • синдромы, возникающие при поражении мозга, и факторы, лежащие в их основе.
  • клиническую нейропсихологическую диагностику состояний высших психических функций;
  • перспективы развития нейропсихологии.

уметь

  • выделять и диагностировать корковые нейропсихологические синдромы, связанные с локальными поражениями коры головного мозга;
  • выделять и диагностировать подкорковые нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении глубинных структур мозга;
  • выделять и диагностировать особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением общемозговых факторов, обеспечивающих работу мозга как целого;
  • оценить значение и масштаб повреждающих факторов, затрудняющих реабилитацию и абилитацию клиента
  • оценить возможность и перспективы нейропсихологической коррекции заявленных клиентом проблем
  • на основе качественного синдромного анализа и с позиций научного подхода к анализу дефектов высших психических функций и их преодолению наметить пути и методы восстановления нарушенной психической функции

иметь навыки:

23 стр., 11051 слов

Развитие психической жизни в утробе матери

... труды врачей и психологов. Цели данной курсовой работы: - исследование различных аспектов развития психической жизни ребенка в утробе матери, - изучение методик перинатального воспитания, - ... девять месяцев. В это время параллельно с физическим развитием идет развитие психики, закладываются основы характера. Большинство психических изменений приходится на перинатальный период. Он начинается с ...

  • работы с информационной базой и чтения медицинских карт
  • проведения клинической нейропсихологической диагностики состояний высших психических функций, т.е. количественного анализа высших психических функций, чтобы иметь возможность указать на снижение той или иной психической функции, но, прежде всего, — проведения качественного анализа, позволяющего указать на изменение функции и причину, механизм этих дефектов
  • проведения нейропсихологического обследования с целью выявления сохранных и нарушенных звеньев в психической деятельности
  • оценки функционального состояния мозга здоровых людей
  • нейропсихологической коррекции в практической работе с детьми и подростками с отклоняющимся развитием
  • нейропсихологической реабилитации при различных формах мозговой недостаточности
  • восстановительного обучения больных с дефектами психической сферы.

2 Планы семинарских занятий

Семинарское занятие 1.

Тема: Предмет, задачи, методы нейропсихологии. Проблема мозговой организации (локализации) высших психических функций.

  1. Различные подходы к изучению локализации высших психических функций: узкий локализационизм, антилокализационизм и др.
  2. Теория системной динамической локализации высших психических функций Л.С.Выготского и А.Р.Лурия.
  3. Принципы локализации физиологических и психических функций.
  4. Проблема хроногенной локализации высших психических функций человека.
  5. Горизонтальная и вертикальная организация мозга как субстрата психических процессов.
  6. Концепция А.Р.Лурии о трех основных структурно-функциональных блоках мозга. Иерархическое строение каждого блока.

Литература

  • Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспечать, 2007.
  • Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 373 с.
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. 3-е изд. – М.: Академ. проект., 2010. -504 с.
  • Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с. (Серия «Учебник нового века».)
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.

    пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 232 с.

  • Хрестоматия по нейропсихологии / Под рук. Е.Д. Хомской — М.: Российское психологич. общество, 2009, 526 с.

Дополнительная литература:

  • Киященко Н.К., Московичуте Л.И., Симерницкая Э.Г. и др. Мозг и память. – М.: МГУ, 2005.
  • Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: МГУ, 2006.
  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 2009.
  • Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная биография, под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2002.
  • Нейропсихологическая диагностика. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Воениздат, 2004. – Ч.I, Ч.II.
  • Нейропсихология. Тексты / Под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2004.
  • Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 2004.
  • Хомская Е.Д. Мозг и активация. – М.: 2008.
  • Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. – М.: 2002.
  • Хрестоматия по нейропсихологии. / Отв. ред. Е.Д. Хомская. – М.: РПО, 2009.
  • Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: МГУ, 2005.
  • Clinical Neuropsychology/ / Kenneth m., Heilman M.D., Valenstein M.D., — NY., 2003
  • Zillmer E.A., Spiers M.V., Culberson W.f. Principles of neuropsycholozy. WardsworthThomsonlearning/ -Australia, 2009

Сайты

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на ...

http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/neuropsychology/542-2008-11-17-10-27-12.html

http://www.psy.msu.ru/about/lab/neuro.html

http://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=732000

http://www.psystatus.ru/forum/viewtopic.php?f=62&t=412

Семинарское занятие 2

Тема: Основные принципы строения мозга. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие

  1. Функциональная асимметрии мозга: клинические, физиологические данные.
  2. Анатомические, физиологические и клинические доказательства неравноценности левого и правого полушарий мозга.
  3. Парциальный характер функциональной асимметрии. Межполушарное взаимодействие, межполушарные связи (передняя комиссура, мозолистое тело и др.).
  4. Синдром “расщепленного мозга”.
  5. Дифференцированный характер межполушарного взаимодействия.
  6. Латеральные особенности нарушений гностических процессов (зрительного, слухового, тактильного восприятия), произвольных движений и действий: мнестических, интеллектуальных процессов, эмоционально-личностной сферы.
  7. Специфика нейропсихологических синдромов у левшей.
  8. Методы исследования межполушарной асимметрии невербальных и вербальных функций.

Литература

  • Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспечать, 2007.
  • Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 373 с.
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. 3-е изд. – М.: Академ. проект., 2010. -504 с.
  • Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с. (Серия «Учебник нового века».)
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 232 с.
  • Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. –496 с.
  • Хрестоматия по нейропсихологии / Под рук. Е.Д. Хомской — М.: Российское психологич. общество, 2009, 526 с.

Дополнительная литература:

  • Киященко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. – М.: МГУ, 2003.
  • Киященко Н.К., Московичуте Л.И., Симерницкая Э.Г. и др. Мозг и память. – М.: МГУ, 2005.
  • Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: МГУ, 2006.
  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 2009.
  • Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная биография, под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2002.
  • Нейропсихологическая диагностика. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Воениздат, 2004. – Ч.I, Ч.II.
  • Нейропсихология. Тексты / Под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2004.
  • Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 2004.
  • Хомская Е.Д. Мозг и активация. – М.: 2008.
  • Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. – М.: 2002.
  • Хрестоматия по нейропсихологии. / Отв. ред. Е.Д. Хомская. – М.: РПО, 2009.
  • Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: МГУ, 2005.
  • Clinical Neuropsychology/ / Kenneth m., Heilman M.D., Valenstein M.D., — NY., 2003
  • Zillmer E.A., Spiers M.V., Culberson W.f. Principles of neuropsycholozy. WardsworthThomsonlearning/ -Australia, 2009

Сайты

13 стр., 6043 слов

Достижения отечественной нейропсихологии в изучении проблемы ...

... 1-11 выпуски (1967-1978) и др. Выходят первые монографии его учеников: Е.Д. Хомской "Мозг и активация" (1972), Л.С. Цветковой "Вос­становительное обучение" (1972), Э.Г. ... отражающих новый этап развития нейропсихологии: "Функции лобных долей мозга" (1982), "Нейропсихологический анализ межполу-шарной асимметрии мозга" (1986), "Лурия и совре­менная психология" (1982), "Нейропсихология се­годня" ...

http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/neuropsychology/542-2008-11-17-10-27-12.html

http://www.psy.msu.ru/about/lab/neuro.html

http://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=732000

http://www.psystatus.ru/forum/viewtopic.php?f=62&t=412

Семинарское занятие 3.

Тема: Основные нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга

  1. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении периферического, подкорковых и корковых звеньев зрительного анализатора.
  2. Виды зрительных агнозий. Псевдоагнозия, локализация поражения.
  3. Сенсорные нарушения работы кожно-кинестетической системы при поражении спинного мозга, зрительного бугра, первичных корковых полей, кожно-кинестетического анализатора.
  4. Виды тактильных агнозий. Соматоагнозия (нарушения схемы тела).

    Агнозия позы.

  5. Сенсорные нарушения работы слуховой системы при поражении периферического, подкоркового и коркового звеньев слухового анализатора.
  6. Произвольные движения и действия. Пирамидная система. Нарушения двигательных актов при поражении первичной моторный коры, пирамидного тракта, мотонейронов.
  7. Экстрапирамидная система. Нарушения движений при поражении разных уровней экстрапирамидной системы: коры и подкорковых структур (стриопаллидарной системы и др.)
  8. Нарушения произвольной регуляции различных форм психической деятельности и поведения в целом при поражении лобных долей мозга.
  9. Нарушения наглядно-образного и вербально-логического мышления в клинике локальных поражений головного мозга. Структурные и динамические нарушения интеллектуальной деятельности.
  10. Нарушения мышления при поражении лобных долей мозга, при поражении задних отделов мозга, при поражении височных и премоторных отделов мозга, при поражении левого и правого полушарий головного мозга, при поражении различных уровней неспецифической системы, при поражении глубоких структур.

Литература

  • Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспечать, 2007.
  • Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 373 с.
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. 3-е изд. – М.: Академ. проект., 2010. -504 с.
  • Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с. (Серия «Учебник нового века».)
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 232 с.
  • Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. –496 с.
  • Хрестоматия по нейропсихологии / Под рук. Е.Д. Хомской — М.: Российское психологич. общество, 2009, 526 с.

Дополнительная литература:

  • Киященко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. – М.: МГУ, 2003.
  • Киященко Н.К., Московичуте Л.И., Симерницкая Э.Г. и др. Мозг и память. – М.: МГУ, 2005.
  • Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: МГУ, 2006.
  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 2009.
  • Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная биография, под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2002.
  • Нейропсихологическая диагностика. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Воениздат, 2004. – Ч.I, Ч.II.
  • Нейропсихология. Тексты / Под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2004.
  • Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 2004.
  • Хомская Е.Д. Мозг и активация. – М.: 2008.
  • Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. – М.: 2002.
  • Хрестоматия по нейропсихологии. / Отв. ред. Е.Д. Хомская. – М.: РПО, 2009.
  • Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: МГУ, 2005.
  • Clinical Neuropsychology/ / Kenneth m., Heilman M.D., Valenstein M.D., — NY., 2003
  • Zillmer E.A., Spiers M.V., Culberson W.f. Principles of neuropsycholozy. WardsworthThomsonlearning/ -Australia, 2009

Сайты

2 стр., 823 слов

Лурия Александр Романович

... психических процессов, мозговыемеханизмы памяти. Разрабатывал также проблемы функциональной асимметрии полушарий мозга. Работы Лурия в области психофизиологии непосредственно примыкают к его клиническим и экспериментальным ... А.Р.Лурия. Под ред. Е.Д.Хомской, Л.С.Цветковой, Б.В.Зейгарник. 2. Е.Д. Хомская «Роль Л.С. Выготского в творчестве А.Р. Лурия». 3. Грэхэм Л.Р. «Естествознание, философия и науки ...

http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/neuropsychology/542-2008-11-17-10-27-12.html

http://www.psy.msu.ru/about/lab/neuro.html

http://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=732000

http://www.psystatus.ru/forum/viewtopic.php?f=62&t=412

Семинарское занятие 4.

19 стр., 9147 слов

Сравнительный анализ развития высших психических функций, обусловленных ...

... программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. Как указывали Выготский и Лурия, высшие психические функции обладают тремя основными характеристиками: они формируются прижизненно, ... организации) всех высших психических функций в левом и правом полушариях мозга или принцип латеральной специализации мозговой организации психических функций. Изучение конкретной мозговой ...

Тема: Основные нейропсихологические синдромы при сосудистых поражениях головного мозга

  1. Апраксии. Двигательные персеверации. Произвольная регуляция психической деятельности.
  2. Теории забывания. Ретроактивное и проактивное торможение.
  3. Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении разных уровней неспецифической системы.
  4. Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем.
  5. Нарушения семантической памяти.
  6. Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении различных уровней неспецифической системы.
  7. Нейропсихологический подход к изучению эмоций. Две эмоциональные системы мозга (положительного и отрицательного реагирования).
  8. Нарушения эмоционально-личностной сферы при сосудистых поражениях мозга

Литература

  • Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспечать, 2007.
  • Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 373 с.
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. 3-е изд. – М.: Академ. проект., 2010. -504 с.
  • Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с. (Серия «Учебник нового века».)
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 232 с.
  • Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. –496 с.
  • Хрестоматия по нейропсихологии / Под рук. Е.Д. Хомской — М.: Российское психологич. общество, 2009, 526 с.

Дополнительная литература:

  • Киященко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. – М.: МГУ, 2003.
  • Киященко Н.К., Московичуте Л.И., Симерницкая Э.Г. и др. Мозг и память. – М.: МГУ, 2005.
  • Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: МГУ, 2006.
  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 2009.
  • Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная биография, под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2002.
  • Нейропсихологическая диагностика. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Воениздат, 2004. – Ч.I, Ч.II.
  • Нейропсихология. Тексты / Под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2004.
  • Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 2004.
  • Хомская Е.Д. Мозг и активация. – М.: 2008.
  • Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. – М.: 2002.
  • Хрестоматия по нейропсихологии. / Отв. ред. Е.Д. Хомская. – М.: РПО, 2009.
  • Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: МГУ, 2005.
  • Clinical Neuropsychology/ / Kenneth m., Heilman M.D., Valenstein M.D., — NY., 2003
  • Zillmer E.A., Spiers M.V., Culberson W.f. Principles of neuropsycholozy. WardsworthThomsonlearning/ -Australia, 2009

Сайты

11 стр., 5288 слов

Нарушение эмоций при поражении мозга

... вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией, расположенной в стволовых образованиях мозга и обеспечивающей энергетическую регуляцию деятельности коры. Исследователи обнаружили в ... страдания агрессии и успокоения. Сложная деятельность корковых и подкорковых отделов мозга обеспечивает многоуровневость и многокомпонентность эмоциональных реакций. . Физиологические компоненты эмоционального ...

http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/neuropsychology/542-2008-11-17-10-27-12.html

http://www.psy.msu.ru/about/lab/neuro.html

http://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=732000

http://www.psystatus.ru/forum/viewtopic.php?f=62&t=412

Семинарское занятие 5.

Тема: Нейропсихология детского возраста

  1. Проблема развития высших психических функций.
  2. Нейропсихологические закономерности нормального развития.
  3. Особенности нейропсихологических синдромов при локальных поражениях головного мозга у детей
  4. Дифференциация симптомов повреждения и несформированности.
  5. Особенности исследования нарушений психических функций в детском возрасте. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития.
  6. Концепция исходной эквипотенциальности полушарий (Э. Леннеберг, М. Газзанига).
  7. Кон­цепции материальной специфичности (Б. Милнер) и концепции специ­фичности механизмов переработки информации в каждом из полуша­рий, родившейся в результате исследований расщепленного мозга, на­чатых Р. Сперри и М. Газзанигой.
  8. Причины и специфика заболеваний нервной системы в детском возрасте.

Литература

  • Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспечать, 2007.
  • Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 373 с.
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. 3-е изд. – М.: Академ. проект., 2010. -504 с.
  • Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с. (Серия «Учебник нового века».)
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 232 с.
  • Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. –496 с.
  • Хрестоматия по нейропсихологии / Под рук. Е.Д. Хомской — М.: Российское психологич. общество, 2009, 526 с.

Дополнительная литература:

  • Киященко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. – М.: МГУ, 2003.
  • Киященко Н.К., Московичуте Л.И., Симерницкая Э.Г. и др. Мозг и память. – М.: МГУ, 2005.
  • Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: МГУ, 2006.
  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 2009.
  • Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная биография, под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2002.
  • Нейропсихологическая диагностика. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Воениздат, 2004. – Ч.I, Ч.II.
  • Нейропсихология. Тексты / Под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2004.
  • Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 2004.
  • Хомская Е.Д. Мозг и активация. – М.: 2008.
  • Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. – М.: 2002.
  • Хрестоматия по нейропсихологии. / Отв. ред. Е.Д. Хомская. – М.: РПО, 2009.
  • Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: МГУ, 2005.
  • Clinical Neuropsychology/ / Kenneth m., Heilman M.D., Valenstein M.D., — NY., 2003
  • Zillmer E.A., Spiers M.V., Culberson W.f. Principles of neuropsycholozy. WardsworthThomsonlearning/ -Australia, 2009

Сайты

7 стр., 3477 слов

Нарушения речи при локальном поражении головного мозга (афазии). ...

... нейропсихологии ( психофизиологические исследования). Под редакцией Е.Д. Хомской , А.Р. Лурия. г. Москва 1977 г. "Функции лобных долей мозга". Под редакцией Е.Д. Хомской, А.Р. Лурия. г. Москва 1982 г. Е. Д. ... Хомская "Нейропсихология: проблемы и перспективы". Журнал "Вестник МГУ" серия ...

http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/neuropsychology/542-2008-11-17-10-27-12.html

http://www.psy.msu.ru/about/lab/neuro.html

http://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=732000

http://www.psystatus.ru/forum/viewtopic.php?f=62&t=412

Семинарское занятие 6.

Тема: Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация

  1. Методы нейропсихологической диагностики, разработанные А.Р.Лурией.
  2. Качественный и количественный анализ нейропсихологических синдромов.
  3. Метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью.
  4. Варианты старения. Особенности мозговых изменений при нормальном старении. Компенсация работы мозга при нормальном старении.
  5. Патологическое старение. Нейропсихологические синдромы при патологическом старении.
  6. Методы нейропсихологической диагностики для оценки интеллектуально–мнестических нарушений в условиях старения.

Литература

  • Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспечать, 2007.
  • Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 373 с.
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. 3-е изд. – М.: Академ. проект., 2010. -504 с.
  • Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с. (Серия «Учебник нового века».)
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 232 с.
  • Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. –496 с.
  • Хрестоматия по нейропсихологии / Под рук. Е.Д. Хомской — М.: Российское психологич. общество, 2009, 526 с.

Дополнительная литература:

  • Киященко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. – М.: МГУ, 2003.
  • Киященко Н.К., Московичуте Л.И., Симерницкая Э.Г. и др. Мозг и память. – М.: МГУ, 2005.
  • Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: МГУ, 2006.
  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 2009.
  • Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная биография, под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2002.
  • Нейропсихологическая диагностика. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Воениздат, 2004. – Ч.I, Ч.II.
  • Нейропсихология. Тексты / Под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2004.
  • Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 2004.
  • Хомская Е.Д. Мозг и активация. – М.: 2008.
  • Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. – М.: 2002.
  • Хрестоматия по нейропсихологии. / Отв. ред. Е.Д. Хомская. – М.: РПО, 2009.
  • Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: МГУ, 2005.
  • Clinical Neuropsychology/ / Kenneth m., Heilman M.D., Valenstein M.D., — NY., 2003
  • Zillmer E.A., Spiers M.V., Culberson W.f. Principles of neuropsycholozy. WardsworthThomsonlearning/ -Australia, 2009

Сайты

http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/neuropsychology/542-2008-11-17-10-27-12.html

http://www.psy.msu.ru/about/lab/neuro.html

http://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=732000

http://www.psystatus.ru/forum/viewtopic.php?f=62&t=412

3.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1 Предмет, задачи, методы нейропсихологии. Проблема мозговой организации (локализации) высших психических функций.

  1. Письменно ответьте на следующие вопросы
  • Почему базисными науками для нейропсихологии являются общая психология и неврология?
  • Что такое теория системной динамической локализации высших психических функций Л.С.Выготского и А.Р.Лурия?
  • Каковы три основных структурно-функциональных блока мозга (по А.Р. Лурия):?
  • Что такое синдромный анали­з в онтогенезе?
  • Как методология собственно нейропсихологической диагностики определяется конкретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией исследователя?

2. Подготовьте историческую справку об истории становления отечественной нейропсихологии как науки. Список анализируемых источников должен содержать не менее 5 работ.

Литература

  • Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспечать, 2007.
  • Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 373 с.
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. 3-е изд. – М.: Академ. проект., 2010. -504 с.
  • Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с. (Серия «Учебник нового века».)
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 232 с.
  • Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. –496 с.
  • Хрестоматия по нейропсихологии / Под рук. Е.Д. Хомской — М.: Российское психологич. общество, 2009, 526 с.

Дополнительная литература:

  • Киященко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. – М.: МГУ, 2003.
  • Киященко Н.К., Московичуте Л.И., Симерницкая Э.Г. и др. Мозг и память. – М.: МГУ, 2005.
  • Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: МГУ, 2006.
  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 2009.
  • Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная биография, под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2002.
  • Нейропсихологическая диагностика. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Воениздат, 2004. – Ч.I, Ч.II.
  • Нейропсихология. Тексты / Под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2004.
  • Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 2004.
  • Хомская Е.Д. Мозг и активация. – М.: 2008.
  • Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. – М.: 2002.
  • Хрестоматия по нейропсихологии. / Отв. ред. Е.Д. Хомская. – М.: РПО, 2009.
  • Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: МГУ, 2005.
  • Clinical Neuropsychology/ / Kenneth m., Heilman M.D., Valenstein M.D., — NY., 2003
  • Zillmer E.A., Spiers M.V., Culberson W.f. Principles of neuropsycholozy. WardsworthThomsonlearning/ -Australia, 2009

Сайты

http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/neuropsychology/542-2008-11-17-10-27-12.html

http://www.psy.msu.ru/about/lab/neuro.html

http://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=732000

http://www.psystatus.ru/forum/viewtopic.php?f=62&t=412

Тема 2. Основные принципы строения мозга. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие.

  1. Письменно ответьте на следующие вопросы:
  • Существуют ли анатомические различия левого и правого полушарий?
  • Перечислите физиологические методы, доказывающие функциональную неравноценность левого и правого полушарий мозга
  • Каковы латеральные особенности нарушений гностических процессов (зрительного, слухового, тактильного восприятия), произвольных движений и действий: мнестических, интеллектуальных процессов, эмоционально-личностной сферы?
  • Опишите особенности нейропсихологических синдромов у левшей.
  • Проведите исследование пространственно-временных функций у левшей.

2. Подготовьте анализ публикаций, раскрывающих понятие межполушарного взаимодействия. Список анализируемых источников должен содержать не менее 5 работ.

Литература

  • Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспечать, 2007.
  • Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 373 с.
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. 3-е изд. – М.: Академ. проект., 2010. -504 с.
  • Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с. (Серия «Учебник нового века».)
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 232 с.
  • Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. –496 с.
  • Хрестоматия по нейропсихологии / Под рук. Е.Д. Хомской — М.: Российское психологич. общество, 2009, 526 с.

Дополнительная литература:

  • Киященко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. – М.: МГУ, 2003.
  • Киященко Н.К., Московичуте Л.И., Симерницкая Э.Г. и др. Мозг и память. – М.: МГУ, 2005.
  • Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: МГУ, 2006.
  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 2009.
  • Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная биография, под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2002.
  • Нейропсихологическая диагностика. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Воениздат, 2004. – Ч.I, Ч.II.
  • Нейропсихология. Тексты / Под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2004.
  • Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 2004.
  • Хомская Е.Д. Мозг и активация. – М.: 2008.
  • Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. – М.: 2002.
  • Хрестоматия по нейропсихологии. / Отв. ред. Е.Д. Хомская. – М.: РПО, 2009.
  • Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: МГУ, 2005.
  • Clinical Neuropsychology/ / Kenneth m., Heilman M.D., Valenstein M.D., — NY., 2003
  • Zillmer E.A., Spiers M.V., Culberson W.f. Principles of neuropsycholozy. WardsworthThomsonlearning/ -Australia, 2009

Сайты

http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/neuropsychology/542-2008-11-17-10-27-12.html

http://www.psy.msu.ru/about/lab/neuro.html

http://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=732000

http://www.psystatus.ru/forum/viewtopic.php?f=62&t=412

Тема 3. . Основные нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга

  1. Письменно ответьте на следующие вопросы:
  • Перечислите нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных корковых полей затылочно-теменных областей мозга.
  • Каковы нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий: затылочных, затылочно-теменных отделов коры, третичных височно-теменно-затылочных отделов коры; коры теменной области мозга, конвекситальных и медио-базальных отделов коры височной области мозга.
  • Опишите нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий: премоторных; коры префронтальной области мозга.
  • Существует ли полушарная специфика нейропсихологических синдромов?

2. Подготовьте анализ публикаций, раскрывающих понятие нарушения произвольной регуляции различных форм психической деятельности. Список анализируемых источников должен содержать не менее 5 работ.

Литература

  • Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспечать, 2007.
  • Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 373 с.
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. 3-е изд. – М.: Академ. проект., 2010. -504 с.
  • Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с. (Серия «Учебник нового века».)
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 232 с.
  • Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. –496 с.
  • Хрестоматия по нейропсихологии / Под рук. Е.Д. Хомской — М.: Российское психологич. общество, 2009, 526 с.

Дополнительная литература:

  • Киященко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. – М.: МГУ, 2003.
  • Киященко Н.К., Московичуте Л.И., Симерницкая Э.Г. и др. Мозг и память. – М.: МГУ, 2005.
  • Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: МГУ, 2006.
  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 2009.
  • Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная биография, под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2002.
  • Нейропсихологическая диагностика. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Воениздат, 2004. – Ч.I, Ч.II.
  • Нейропсихология. Тексты / Под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2004.
  • Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 2004.
  • Хомская Е.Д. Мозг и активация. – М.: 2008.
  • Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. – М.: 2002.
  • Хрестоматия по нейропсихологии. / Отв. ред. Е.Д. Хомская. – М.: РПО, 2009.
  • Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: МГУ, 2005.
  • Clinical Neuropsychology/ / Kenneth m., Heilman M.D., Valenstein M.D., — NY., 2003
  • Zillmer E.A., Spiers M.V., Culberson W.f. Principles of neuropsycholozy. WardsworthThomsonlearning/ -Australia, 2009

Сайты

http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/neuropsychology/542-2008-11-17-10-27-12.html

http://www.psy.msu.ru/about/lab/neuro.html

http://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=732000

http://www.psystatus.ru/forum/viewtopic.php?f=62&t=412

Тема 4. Основные нейропсихологические синдромы при сосудистых поражениях головного мозга

  1. Письменно ответьте на вопросы:
  • Опишите и раскройте нейропсихологический подход в клинике сосудистой патологии головного мозга
  • В чем заключается профилактика дисциркуляторной энцефалопатии?
  • Перечислите и опишите общемозговые симптомы и их динамику при сосудистой патологии головного мозга
  • Опишите механизм эмоциональных изменений при правостороннем инсульте.

2.Подготовьте словарь основных терминов по теме.

Литература

  • Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспечать, 2007.
  • Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 373 с.
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. 3-е изд. – М.: Академ. проект., 2010. -504 с.
  • Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с. (Серия «Учебник нового века».)
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 232 с.
  • Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. –496 с.
  • Хрестоматия по нейропсихологии / Под рук. Е.Д. Хомской — М.: Российское психологич. общество, 2009, 526 с.
  • Киященко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. – М.: МГУ, 2003.
  • Киященко Н.К., Московичуте Л.И., Симерницкая Э.Г. и др. Мозг и память. – М.: МГУ, 2005.
  • Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: МГУ, 2006.
  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 2009.
  • Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная биография, под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2002.
  • Нейропсихологическая диагностика. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Воениздат, 2004. – Ч.I, Ч.II.
  • Нейропсихология. Тексты / Под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2004.
  • Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 2004.
  • Хомская Е.Д. Мозг и активация. – М.: 2008.
  • Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. – М.: 2002.
  • Хрестоматия по нейропсихологии. / Отв. ред. Е.Д. Хомская. – М.: РПО, 2009.
  • Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: МГУ, 2005.
  • Clinical Neuropsychology/ / Kenneth m., Heilman M.D., Valenstein M.D., — NY., 2003
  • Zillmer E.A., Spiers M.V., Culberson W.f. Principles of neuropsycholozy. WardsworthThomsonlearning/ -Australia, 2009

Сайты

http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/neuropsychology/542-2008-11-17-10-27-12.html

http://www.psy.msu.ru/about/lab/neuro.html

http://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=732000

http://www.psystatus.ru/forum/viewtopic.php?f=62&t=412

Тема 5. Нейропсихология детского возраста

1. Письменно ответьте на следующие вопросы:

  • Верно ли, что формирование функций отдельных звеньев функциональных си­стем происходит поэтапно (гетерохронно) и характеризуется неравным вкладом каждого из них в совместную работу? Поясните на примере.
  • Объясните, почему в первую очередь формируются те звенья функциональных сис­тем и психических функций, которые опираются на работу подкорко­вых мозговых структур и первичных, ядерных зон сенсорных и мотор­ной систем, затем проекционных зон сначала правого полушария, по­том левого полушария, далее задней ассоциативной области и в завер­шение — передней ассоциативной области.
  • Перечислите особенности исследования речевых функций у детей
  • Расскажите о концепции инвариантной, или запрограм­мированной, латерализации (М.Кинсборн)
  • Каким образом анализ нарушения психических функций у детей при органических поражениях мозга позволяет ответить на методологические вопросы, связанные с возможностью топической диагностики в детском возрас­те?

2. . Подготовьте библиографический список и аннотацию источников по теме нейропсихологической диагностики и коррекции в дошкольном возрасте. Список анализируемых источников должен содержать не менее 5 работ.

Литература

  • Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспечать, 2007.
  • Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 373 с.
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. 3-е изд. – М.: Академ. проект., 2010. -504 с.
  • Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с. (Серия «Учебник нового века».)
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 232 с.
  • Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. –496 с.
  • Хрестоматия по нейропсихологии / Под рук. Е.Д. Хомской — М.: Российское психологич. общество, 2009, 526 с.

Дополнительная литература:

  • Киященко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. – М.: МГУ, 2003.
  • Киященко Н.К., Московичуте Л.И., Симерницкая Э.Г. и др. Мозг и память. – М.: МГУ, 2005.
  • Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: МГУ, 2006.
  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 2009.
  • Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная биография, под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2002.
  • Нейропсихологическая диагностика. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Воениздат, 2004. – Ч.I, Ч.II.
  • Нейропсихология. Тексты / Под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2004.
  • Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 2004.
  • Хомская Е.Д. Мозг и активация. – М.: 2008.
  • Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. – М.: 2002.
  • Хрестоматия по нейропсихологии. / Отв. ред. Е.Д. Хомская. – М.: РПО, 2009.
  • Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: МГУ, 2005.
  • Clinical Neuropsychology/ / Kenneth m., Heilman M.D., Valenstein M.D., — NY., 2003
  • Zillmer E.A., Spiers M.V., Culberson W.f. Principles of neuropsycholozy. WardsworthThomsonlearning/ -Australia, 2009

Сайты

http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/neuropsychology/542-2008-11-17-10-27-12.html

http://www.psy.msu.ru/about/lab/neuro.html

http://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=732000

http://www.psystatus.ru/forum/viewtopic.php?f=62&t=412

Тема 6. Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация

  1. Письменно ответьте на следующие вопросы:
  • Что такое синдромный анализ нарушений высших психических функций?
  • Раскройте понятие фактор как структурно-функциональная единица работы мозга, поражение которой ведет к возникновению нейропсихологического синдрома. Перечислите типы факторов.
  • Какие методы нейропсихологической диагностики вы знаете?
  • Что такое качественный и количественный анализ нейропсихологических синдромов как основная задача клинической нейропсихологии?
  • Каковы принципы выделения синдромов?
  • Раскройте понятие топический принцип и топический диагноз.

2.. Подготовьте анализ публикаций, раскрывающих понятие нейропсихологической коррекции. Список анализируемых источников должен содержать не менее 5 работ.

Литература

  • Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспечать, 2007.
  • Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 373 с.
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. 3-е изд. – М.: Академ. проект., 2010. -504 с.
  • Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с. (Серия «Учебник нового века».)
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 232 с.
  • Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. –496 с.
  • Хрестоматия по нейропсихологии / Под рук. Е.Д. Хомской — М.: Российское психологич. общество, 2009, 526 с.

Дополнительная литература:

  • Киященко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. – М.: МГУ, 2003.
  • Киященко Н.К., Московичуте Л.И., Симерницкая Э.Г. и др. Мозг и память. – М.: МГУ, 2005.
  • Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: МГУ, 2006.
  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 2009.
  • Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная биография, под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2002.
  • Нейропсихологическая диагностика. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Воениздат, 2004. – Ч.I, Ч.II.
  • Нейропсихология. Тексты / Под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2004.
  • Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 2004.
  • Хомская Е.Д. Мозг и активация. – М.: 2008.
  • Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. – М.: 2002.
  • Хрестоматия по нейропсихологии. / Отв. ред. Е.Д. Хомская. – М.: РПО, 2009.
  • Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: МГУ, 2005.
  • Clinical Neuropsychology/ / Kenneth m., Heilman M.D., Valenstein M.D., — NY., 2003
  • Zillmer E.A., Spiers M.V., Culberson W.f. Principles of neuropsycholozy. WardsworthThomsonlearning/ -Australia, 2009

Сайты

http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/neuropsychology/542-2008-11-17-10-27-12.html

http://www.psy.msu.ru/about/lab/neuro.html

http://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=732000

http://www.psystatus.ru/forum/viewtopic.php?f=62&t=412

Вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Направления современной нейропсихологии. Значение нейропсихологии для медицинской практики.

2. Лурия А.Р. – основоположник отечественной нейропсихологии. История изучения локализации высших психических функций.

3. Определение нейропсихологических симптома, синдрома, фактора.

4. Теория системной динамической локализации функций.

5. Понятие высших психических функций, их специфические признаки.

6. Горизонтальная и вертикальная организация мозга.

7. Концепция А.Р. Лурии о трех основных структурно-функциональных блоках.

8. Специфика вклада структурно-функциональных блоков в осуществление высших психических функций.

9. Функциональные особенности первичных, вторичных и третичных корковых полей задних и передних отделов мозга.

10. Функциональная асимметрия мозга.

11. Межполушарное взаимодействие. Межполушарные связи. Синдром «расщепленного мозга».

12. Латеральные особенности нарушений гностических процессов, произвольных движений и действий.

13. Принципы строения зрительного анализатора и сенсорные нарушения его работы.

14. Нарушения зрительного гнозиса при поражениях вторичных корковых полей. Виды зрительных агнозий.

15. Нарушения зрительного восприятия при поражении левого и правого полушарий мозга (у правшей).

16. Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора.

17. Виды общей чувствительности, их рецепторные аппараты, проводящие пути. Сенсорные нарушения работы кожно-кинестетической системы.

18. Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры. Виды тактильной агнозии.

19. Основные принципы строения слухового анализатора и сенсорные нарушения работы слуховой системы.

20. Гностические слуховые нарушения при поражении вторичных корковых полей.

21. Нарушение речевого фонематического слуха.

22. Афферентные и эфферентные механизмы произвольного двигательного акта.

23. Концепция Н.А. Бернштейна об уровневой организации мозговых механизмов двигательной системы.

24. Пирамидная система. Основные принципы строения. Нарушения двигательных актов при поражении разных уровней пирамидной системы.

25. Экстрапирамидная система. Основные принципы строения. Нарушение движений при поражении разных уровней экстрапирамидной системы.

26. Апраксии. Классификация апраксий по А.Р. Лурия.

27. Третий структурно – функциональный блок мозга. Агранулярная и гранулярная кора.

38. Проявление нарушений произвольной регуляции различных форм психической деятельности и поведения в целом.

29. Психологическая структура речи. Экспрессивная и импрессивная речь.

30. Виды речевой деятельности. Речевые функции. Периферические и центральные механизмы речи.

31. Афазия. Определение. Афазия как системный дефект. Классификация афазий (по А.Р. Лурия).

32. Нарушения афферентных звеньев речевой функциональной системы (эфферентные афазии).

33. Нарушения парадигматической и синтагматической организации речи при поражении задних и передних отделов коры левого полушария.

34. Роль правого полушария в организации речевой деятельности.

35. Психологическая организация процессов памяти. Виды, формы памяти.

36. Нарушения памяти. Теории забывания. Ретроактивное и проактивное торможение.

37. Модально–неспецифические нарушения памяти. Модально-специфические нарушения памяти.

38. Нарушения памяти как мнестической деятельности.

39. Психологическая структура внимания. Формы внимания.

40. Модально-неспецифические нарушения внимания. Модально-специфические нарушения внимания. Симптомы «игнорирования» раздражителей.

41. Психологическая структура мышления. Виды мышления.

42. Нарушения мышления при поражении лобных долей мозга.

43. Нарушения мышления при поражении задних отделов мозга.

44. Нарушения мышления при поражении височных и премоторных отделов мозга.

45. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга.

46. Проблема дифференцировки синдромов дефицитарности и несформированности в детском возрасте.

47. Классификация групп ре­чевых расстройств у детей в зависимости от причин их возникновения (Бадалян Л.О.).

48. Специфика исследования перцептивных процессов у детей.

49. Пути компенсации дефицитарной работы мозга при нормальном старении.

50. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития.