Раздел I. Общие основы педагогики 2

62

Педагогика – одна из самых гуманных сфер жизнедеятельности (наряду с медициной): она создана людьми и обращена к людям, к каждому человеку.

Б.З. Вульфов

Глава 1. Педагогика в системе наук о человеке1

  1. Психология и педагогика – науки о человеке.

История жизни многих поколений свидетельствует, что нет более трудных проблем, чем человеческие, и не существует более сложных видов деятельности, чем разрешение проблем человека, воспитание личности, организация совместной деятельности и общения людей. Опыт показывает, что попытка решения вопросов человеческой жизнедеятельности на основании только обывательских житейских знаний, интуиции или догадок равносильна знахарству в медицине.

Человечество издавна пыталось обобщить и использовать успешный опыт подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни и труду. Со временем эти усилия воплотились в возникновение педагогической и психологической наук. Психология изучает и объясняет внутренний, духовный мир человека, условия, факторы и особенности регулирующих воздействий на него; педагогика разрабатывает модели, системы, способы и содержательно-технологическое обеспечение целенаправленного обучения, воспитания, образования, развития личности. Немецкий философ И. Кант (1747–1804) в свое время писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та …, из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Психология и педагогика – это науки о человеке, изучение которых дает ответы на ряд вопросов, считающихся сложными и актуальными во все времена: как успешно и продуктивно работать и общаться с людьми? Как совершенствовать себя, чтобы разумно реализовать собственный внутренний потенциал и добиться поставленных целей на благо себя и окружающих людей? Как достичь успеха в семейной, профессиональной, гражданской сферах жизнедеятельности?

В условиях быстрого развития всех сфер общества, когда жизнь резко изменяется и усложняется, расширяются и возрастают требования к личностному и профессиональному уровням развития людей. Эти вопросы стали еще актуальнее и требуют разработки и применения новых социальных технологий их разрешения. Знания о сущности социальных технологий и способах их использования раньше необходимы были только педагогическим работникам, сейчас же – каждому образованному человеку, а тем более – молодому специалисту, входящему в самостоятельную жизнь и жаждущему успеха в ней.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций. Так, в нем анали­тическое ... диалектическими переходами от чувственных к понятийным ее формам. Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоци­онально-волевой, потребностной сферы. Одним из основ­ных внутренних ...

Опыт убеждает, что успех в личной жизни и профессиональной деятельности человека в числе других причин зависит от того, знает ли он сущность окружающей его педагогической действительности, психологические, возрастные, гендерные особенности личности; понимает ли влияние психолого-педагогических явлений и факторов на жизнедеятельность человека, его личностное и профессиональное развитие; способен ли он учитывать их в повседневной жизни и трудовой деятельности при разрешении проблемных, конфликтных ситуаций. Эти знания и умения отражают сущность психолого-педагогической культуры молодого специалиста – выпускника высшей школы. Психолого-педагогическая культура личности – это совокупность тех психолого-педагогических знаний и средств, с помощью которых человек сознательно, целенаправленно и свободно создает и реализует самого себя, организует свое взаимодействие с другими в процессе совершенствующейся деятельности и общения. В структуре психолого-педагогической культуры выделяются две составляющие – психологическая и педагогическая, которые реализуются на двух уровнях: общем, обеспечивающем человеку достойное бытие в социуме, и профессиональном, способствующем достижению успеха в избранной трудовой деятельности.

Общая психологическая культура специалиста-выпускника высшей школы включает:

  • знание предмета психологической науки; ее науч­ных разделов и понятий, принципов и методов; понимание их значения для практики жизни и дея­тельности;
  • представление о природе психики человека, знание основных психических явлений и процессов, ка­честв, состояний и свойств личности; понимание роли сознания и самосознания в поведе­нии, деятельности, формировании личности;
  • представление о психологии групп людей, социально-психологичес­ких механизмах и закономерностях их формирования и функцио­нирования, особенностях поведения человека в группах;
  • умение давать психологическую характеристику личности, группе, или оценивать ситуацию;
  • умение использовать психологические возможности для достижения жизненного успеха и самореализации в социуме; реализации своих прав, свобод и обязанностей; построения отношений полов, в том числе в семейной жизни;
  • умение интерпретировать собственные особенности, состояния, мотивы поступков, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
  • умение использовать приемы психологической техники речи, неречевого общения, наблюдения;

Профессионально-психологическую культуру молодого специалиста наряду с вышеназванными знаниями и умениями определяют:

  • знания психологических особенностей труда, трудового коллектива, умение их учитывать в различных трудовых ситуациях при принятии профессиональных решений, разработке путей повышения эффек­тивности как собственной деятельности, так и работы коллектива;
  • владение психологическими приемами, методами управле­ния и работы с подчиненным персоналом, решения профессиональных задач;
  • установка на непрерывное совершенствование своей профессионально-психологической подготовки и умение определять психологические пути профессионального саморазвития;

Общая педагогическая культура выполняет следующие функции в жизнедеятельности личности: является

17 стр., 8048 слов

Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта

... педагогической деятельности. 3. Выделить особенности структуры личности педагога лежащие в основе формирования индивидуального стиля педагогической деятельности. 4. Установить зависимость успешности педагогической деятельности ... и называем индивидуальным стилем педагогической деятельности». [Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- Москва, 2001.-с. ...

  • основой самосовершенствования;
  • механизмом преемственности и удержания положительного в опыте прошлого, других культур;
  • барьером деструктивности, экспансии дидактических нововведений;
  • барьером гиперболизации односторонних, однотипных средств взаимодействия с людьми, окружающим миром;
  • средством гармонизации отношений человека с социумом, природой, самим собой;
  • средством внегенетического наследования поведенческих программ социального наследования.

Возрастающие требования к педагогической культуре специалиста в любой сфере деятельности нашли отражение в таких его характеристиках, как «конкурентоспособность» и «профессиональная компетентность».

Среди множества качеств, которые определяют и характеризуют конкурентоспособность личности, системообразующими являются:

  • четкость личных целей и ценностных ориентаций;
  • высоко развитые организаторские и коммуникативные умения;
  • открытость новациям, творческое отношение к делу;
  • способность к риску;
  • независимость;
  • способность к непрерывному саморазвитию и самообразованию;
  • стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда.

Компетентность как личностная характеристика не сводится только к уровню овладения личностью определенными знаниями и умениями. Компетенция – это способность, основанная на ценностях, личностной направленности, знаниях, опыте, приобретенных личностью в процессе обучения. Она выражается в мобилизации личностью полученных знаний и опыта в конкретной ситуации. Быть профессионально компетентным человеком означает умение мобилизовать себя, собственные знания, умения и поведенческие отношения в условиях конкретной деятельности и складывающейся ситуации. Поэтому важнейшими составляющими профессиональной компетентности личности выступают профессиональная мобильность, способность к самовыражению и самосозиданию, технологическая грамотность, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности.

Основу общей педагогической культуры специалиста составляют следующие знания и умения выпускника вуза:

  • знание предмета педагогики, ее науч­ных разделов и основных категорий, отраслей педагогических знаний, методологических подходов педагогики и ее мето­дов исследования, педагогических явлений и закономерностей, понимание и учет их в жизни и дея­тельности;
  • понимание зависимости собственного жизненного успеха, само­реализации и самоутверждения в жизни от собственного уровня образованности, воспитанности, обученности и развитости;
  • знание педагогических основ воспитания и развития детей в семейной жизни;
  • знание психолого-педагогических условий обеспечения здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, подготовки к по­ведению в экстремальных жизненных ситуациях;
  • умения осуществлять педагогический анализ жизненных, семейных, производственных ситуаций и оценивать уровни образованности, воспитанности, обученности и развитости конкретного человека;
  • знание и умение использовать основные методы обучения и воспитания, приемы педагогического такта и техники, осуществлять основные педагогические действия в работе и общении с детьми и взрослыми (педагогическое наблюдение и анализ фактов, разработка проекта педагогической деятельности, педагогический контроль и оценка, коррекция, рефлексия);
  • умение осуществлять самовоспитание и самообразование, саморазвитие творческих способностей, профессиональное самосовершенствование;

Профессионально-педагогическую культуру специалиста наряду с вышеуказанными знаниями и навыками определяют:

2 стр., 718 слов

О психолого-педагогической поддержке студентов первых курсов ...

... совершенствования учителем своей профессиональной деятельности и недостаточной готовностью к повышению своего профессионального мастерства [9,ст.67]. Все сказанное подчеркивает необходимость разработать теоретическое обеспечение процесса психолого-педагогической поддержки студентов среднего профессионального образовательного учреждения. На ...

  • понимание зависимости эффективности процесса труда и его результатов от сформированности ряда педагогических способностей всех участников производственного процесса;
  • знание педагогических основ управления и повышения качества производства;
  • понимание и управление педагогическими возможностями различных условий трудовой деятельности, умение их учитывать при решении профессиональных задач и выполнении функций управления;
  • умение использовать педагогический инструментарий (средства, методы, приемы, технологии) для решения производственных задач, проведения учебных занятий и семинаров с персоналом по профессиональным проблемам.

Вышепредставленная совокупность знаний и умений характеризует психолого-педагогическую культуру специалиста любой отрасли. Она формируется посредством освоения студентами системы социально-гуманитарных предметов, в том числе психолого-педагогических дисциплин, среди которых первостепенное место отводится курсам «Основы психологии и педагогики» (ступень бакалавриата), «Педагогика и психология высшей школы» (ступень магистратуры).

Средством эффективного формирования у студентов психолого-педагогической компетентности выступает реализация личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе, предполагающих использование активных, проектно-исследовательских форм и методов обучения, которые обеспечивают овладение будущими специалистами не только знаниями, но и способами профессионального мышления и деятельности, а так же стимулируют их к саморазвитию и самосовершенствованию. Важными факторами развития психолого-педагогической культуры студентов являются комплексное воздействие на них учебных и внеаудиторных форм и методов обучения, активное включение их в социально-значимую работу (волонтерские бригады, клубы по интересам, летние отряды и др.), которые направлены на формирование у будущих специалистов ценных социально-педагогических умений и навыков. Изучение курсов психологии и педагогики в системе профессионального образования на разных ступенях не может быть абсолютно стандартным и должно осуществляться дифференцированно. Содержание психолого-педагогической подготовки студентов определяется, прежде всего, требованиями их будущей профессиональной деятельности. Можно в самом общем виде выделить четыре группы профессий и соответственно им четыре основных вида психолого-педагогической подготовки студентов.1

21 стр., 10265 слов

Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения ...

... преемственность дошкольного и школьного образования; 4. определить психолого-педагогические условия эффективности обучения шестилеток; 5. исследовать влияние выбранных условий эффективности обучения на шестилеток. При ... выдвинута гипотеза: эффективность школьного обучения и воспитания детей шести лет будет достаточно высокой при соблюдении психолого-педагогических условий. Задачами данной курсовой ...

Первый вид — обязательная минимальная психо­логическая и педагогическая подготовка. Она необходима любому человеку для осуществления профессиональной деятельно­сти. Нет таких людей и профессий, которые не были бы связаны в определенной степени с вопросами и проблемами психологи­ческой и педагогической природы, не оказывали то или иное психологическое и педагогическое влияние на других людей. Именно реализации этой объективной связи и влияния на окружающих от­вечает минимальная подготовка студентов по основам психологии и педагогики.

Второй вид – углубленная функциональная психо­логическая и педагогическая подготовка. Есть немало профессий, которые наряду со специальными функциями реализуют и психоло­гическую или педагогическую функцию. Реализация психолого-педагогической функции предполагает проведение в профессиональной деятельности особой работы, ори­ентированной на достижение определенного психологического или (и) педагогического результата, который выступает необходимым условием достижения высоких показателей. Кроме того, эта функция имеет и самостоятельную социальную, гуманную, личностную ценность; она объективно необходима в политической, управленческой, юридической, социальной деятельности, работе с персоналом, в средствах массовой информа­ции и печати, маркетинговой, рекламной деятельности и многих других. Например, не случайно в медицинских образовательных учреждениях изучается дополни­тельно медицинская психология; в образова­тельных учреждениях России юридического профиля с 1907 г. изучается помимо общей психологии еще и юридическая, а в некоторых – еще и юридическая педагогика. В любой профессиональной деятельности необходимо видеть человека и проявлять к нему не абстрактно-технологический подход (т. е. не относиться к нему как к инструменту, средству для достижения личных и профессиональных целей), а личностно-ориентированный, т.е. как к личности, требующей понимания, уважения и учета ее интересов. Эта углубленная функциональная психолого-педагогическая подготовка осуществляется посредством освоения студентами непедагогических специальностей дополнительных спецкурсов по психологии и педагогике.

Третий вид – дополнительная образовательная психологическая или педагогическая подготовка. Существуют профессии, которые по названию не являются психологическими или педагогическими, но по главным профессиональным целям и задачам, принципам и методам работы, определяются по существу как психологиче­ские или педагогические. К ним следует отнести, например, преподавателей высшей школы, учебно-вспомогательный персонал в вузах, некоторых работников кадровых служб, работников профилактических учреждений, правоохранитель­ных органов и др. Неотъемлемой составной частью их образования должна стать серьезная психолого-педагогическая подготовка, которая осуществляется через овладение студентами на ступени магистратуры обязательного курса «Педагогика и психология высшей школы», а также через получение будущими специалистами дополнительного педагогического образования.

5 стр., 2102 слов

Концепции научного статуса педагогики. Взаимосвязь педагогической ...

... педагогов и воспитанников. Основные функции и задачи педагогики Основными задачами педагогической науки являются:   v вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами; v изучение и обобщение ...

Четвертый вид – основное (базовое) психологиче­ское или педагогическое образование. Оно необходимо специали­стам с высшим образованием, занимающимся профессионально психологической или педагогической деятельностью. Это учителя, воспитатели дошкольных и иных учреждений, психологи, социальные педагоги и работники, консультанты и эксперты по проблемам психологии и педагогики, сотрудники психологиче­ских и педагогических служб, научно-исследовательских учреждений системы образования. Профессиональная психологическая и педагогическая подготовка студентов осуществляется по учебным планам специальностей «Психолог», «Преподаватель».

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

  1. Обоснуйте необходимость и актуальность формирования психолого-педагогической культуры личности для решения проблем жизни и профессиональной деятельности в современных условиях?
  2. В чем заключается сущность психологической культуры специалиста-выпускника высшей школы?
  3. Охарактеризуйте педагогическую культуру специалиста-выпускника высшей школы?
  4. Раскройте связи своей будущей профессиональной деятельности с вопросами психологии и педагогики.
  5. Какие виды психолого-педагогической подготовки студентов можно выделить? Охарактеризуйте их.
  6. Какой вид психолого-педагогической подготовки, по Вашему мнению, необходим в Вашей профессии?

  1. История педагогических идей и воспитательных практик

«Педагогика» – слово греческого происхождения (пейда – дитя, гогос – вести), буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В Древней Греции «педагогос» называли раба, который занимался обучением и воспитанием ребенка своего хозяина.

В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова – «педагог» и «педагогика».В результате в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика». Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы», включавший тексты наставительного характера. На Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная воспитательная культура, развивающая педагогическое самосознание и потребность разрабатывать определенные правила и наставления и передать их детям. Так на самом раннем этапе возникновения общества появилась потребность передавать опыт от поколения к поколению. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта людей от старшего поколения к младшему с целью подготовки к самостоятельной жизни. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая другая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и, вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.

6 стр., 2882 слов

Два принципа исследования инноваций в системе образования и обучение ...

... отмечают социально приемлемую динамику изменения личности осужденных в процессе обучения. Таким образом, высшее образование в тюрьмах необходимо не только для дальнейшей социальной ... технологии обучения у студентов развиваются и укрепляются такие качества, как целеустремленность, ответственность, способность принимать конструктивные решения, значительно повышается уровень их интеллекта. Воспитание ...

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми, людьми. Таким образом, в основе педагогики лежат представления о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

До того как зародилась письменность, педагогические суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, колядках, исторических преданиях, народных приметах. Только позже с появлением письменности они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.

Однако наибольший интерес представляют разные институты воспитания и обучения, существовавшие в период средневековья на Древней Руси.

Например, «кормильство» – своеобразная форма домашнего воспитания де­тей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич предавался кор­мильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом корми­лец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспи­танника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нрав­ственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к госу­дарственным делам.

Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси – «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребен­ка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались ориги­нальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те – первыми их помощниками.

Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянни­ков в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родите­лей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и мате­рью.

Позже появился институт «мастеров грамоты» – одиночек и школы «мас­теров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвеще­ния и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте: как пра­вило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церк­вах. Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим времени и большой затраты сил, чтобы научить немногому – читать и писать.

9 стр., 4268 слов

Экологическое сознание и экологическое образование человека

... м его активного формирования лидерами «зелёных» движений и пр.); экологическое воспитание и образование с детских лет. Экологическое сознание как основа экологической политики может быть ... таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определён приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. ...

История развития русского педагогического самосознания по П.Ф. Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца ХIХ и начала ХХ века, проходит три периода: церковный, государственный и общественный.

Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей, философов и ученых.

Истоки теоретической педагогической мысли содержатся в работах великих древних философов – Сократа, Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли цели и этапы образования и воспитания человека.

Мощный импульс развитию педагогики дала эпоха Возрождения (ХIV– ХVI в.в.).

В 1623 г. англичанин Фрэнсис Бэкон (1561–1626) вычленил педагогику из системы философских наук как самостоятельную науку. С ХVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571–1635) разработал содержательные понятия образования и соответствующую методологию, установив критерий педагогических исследований.

Огромный вклад в создание научных основ педагогики был внесен великим чешским педа­гогом Яном Амосом Коменским (1592—1670).

Он обосновал не­обходимость обучения и воспитания сообразно природе ребен­ка, на основе объективных закономерностей раз­работал систему принципов обучения, создал классно-урочную систему обучения, заложил основы классического или традиционного образования.

Много прогрессивных идей было внесено в педагогическую науку и практику трудами Эразма Роттердамского (1469–1536) в Голландии, Дж. Локка (1632–1704) – в Англии, Ж.Ж. Руссо (1712–1778), К.А. Гельвеция (1715–1771) и Д. Дидро (1713-1784) – во Франции, И.Г. Песталоцци (1746–1827) – в Швей­царии, И.Ф. Гербарта (1776–1841) и А. Дистервега (1790–1866) – в Германии, Я. Корчака (1878–1942) – в Польше, Д. Дьюи (1859–1952) – в США и др. Постепенно преодолевался религи­озный характер образования, расширялось содержание класси­ческого образования, основательно стали изучаться родной язык, история, география, естествознание. В XIX в. возникают реальные (с преобладанием предметов естественно-математического цикла) и профессиональные школы, в том числе и по подготовке педагогов. Таким образом, педагогика сформировалась в качестве учебной дисциплины. В стиле и методах педагогической работы получили развитие идеи гуманного отношения к детям, отмены физических наказаний в школах, преодоления средне­вековой схоластики и зубрежки, активизации учебной деятель­ности, отказа от «словесного воспитания», усиления нравственного воспитания, приближения образования к жизни, соединения обучения и воспитания с трудом, специальной подготовки учителей как профессионалов в вопросах обучения и воспитания и др.

Заметной вехой в развитии отечественной педагогики стала теоретическая и практическая деятельность Симеона Полоцкого (1629–1680), под наблюдением которого воспитывался в детстве Петр I. Он выступал против «врожденных идей», определяю­щих якобы развитие детей, придавал решающее значение в воспитании примеру родителей и учителей, считал, что развитие чувств и разума должно осуществляться целенаправленно.

8 стр., 3580 слов

1. Предмет олигофренопедагогики. Основные категории олигофренопедагогики ...

... педагогики и как таковая руководствуется в разработке теории обучения и воспитания аномального ребенка общими педагогическими принципами. Основные педагогические понятия ~- воспитание, обучение, обра­зование, развитие человека, ... ёнка с различными нарушениями интеллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации. Умственная ...

Отечественная педагогическая мысль плодотворно развивалась в трудах М.В. Ломоносова (1711–1765), Н.И. Новикова (1744–1818), Н.И. Пирогова (1810–1881), К.Д. Ушинского (1824–1870), Л.Н. Толстого (1828–1910), П.Ф. Каптерева (1849–1922) и др.

В период социалистического развития нашей страны школа стала бесплатной, общедоступной (независимо от национально­сти и социального положения детей), светской (освобожденной от влияния церкви), а общее среднее образование – обязательным. Страна вышла в число ведущих по проценту населения, имеющего общее среднее и высшее образование. Система образования строилась на идеях формирования всесторонне развитой личности, непрерывности и преемственности обучения, соединения образования с трудом и общественной работой, вос­питания в коллективе и через коллектив, четкой организации и управления педагогическим процессом, сочетания высокой тре­бовательности с уважением к личному достоинству учащихся, личного примера учителя и пр. Основы такого образования получи­ли развитие в трудах Н.К.Крупской (1869–1939), С.Т.Шацкого (1878–1934), П.П.Блонского (1884–1941), А.С.Макаренко (1888–1939), В.А. Сухомлинского (1918–1970) и др. В последние десяти­летия XX в. интересные педагогические идеи активизации обуче­ния, проблемного и развивающего обучения, педагогического сотрудничества, формирования личности разрабатывались учеными-педагогами Ю.К.Бабанским, В.В.Давыдовым, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.А.Даниловым, Н.К.Гончаровым, Б.Т.Лихачевым, П.И.Пидкасистым, И.П.Подласым, М.Н.Скаткиным, В.А.Сластениным, И.Ф.Харламовым, педагогами-новаторами Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шатало­вым, Е.Н.Ильиным и др.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

  • через систему образования «проходит» каждый человек;
  • во многих странах создана система непрерывного образования человека под девизом «От образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь»;

— она реализуется на разных ступенях образования человека: от дошкольного воспитания до повышения квалификации (последипломное образование).

Спектр ответвлений педагогики расширился к концу ХIХ и представляет большую систему педагогических знаний. Сегодня активно развиваются следующие отрасли педагогической науки – педагогика высшей школы, педагогика взрослых (андрагогика), история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т. д.

Таким образом, термин «педагогика» употребляется в нескольких значениях:

  1. Во-первых, выделяется бытовое значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, то есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, оказывает влияние на коллег по работе, занимается самовоспитанием.
  2. Во-вторых, подчеркивается практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни и труду. При этом важна взаимосвязь народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.
  3. В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика исследует и совершенствует способы косвенного управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические теории, концепции, модели, методики и технологии строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающейся личности; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.
  4. В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания человека, которая изучается будущими педагогическими работниками.
  5. В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно проявляется в качестве педагогической культуры взрослого человека, психолого-педагогической компетентности специалиста.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

  1. Раскройте происхождение слова «педагогика».
  2. Почему педагогика развивалась как наука о целенаправленном процессе передачи культурно-исторического опыта подрастающим поколениям?
  3. Обоснуйте, почему в современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития?
  4. Охарактеризуйте этапы становления «Педагогики» как науки.

  1. Объект и предмет педагогики

Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний и по существу неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение людей овладевало культурно-историческим (производственным, научным, социальным и духовным) опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании – целенаправленной передаче им опыта человечества.

Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени становления человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли определенного уровня развития, воспитание превращается в социальное явление и приобретает особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются специалисты, профессией которых становится обучение и воспитание детей.

Таким образом, процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным. Осуществляется он в ходе взаимодействия старшего с младшим, опытного с менее опытным, обучающего с обучаемым. Это взаимодействие получило название – педагогический процесс. Сегодня это понятие является ключевым в педагогике.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

Предметом педагогики является – педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

Подчеркивая технологическую сущность педагогики, можно следующим образом сформулировать ее предмет: пути и средства передачи – получения человеком культурно-исторического опыта и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей.

Таким образом, педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

В процессе функционирования государства и общества, в жизнедеятельности социума, семьи, человека объективно существует то, что оказывает на людей влияние и способствует их воспитанию, обучению, образованию, развитию – это происходящие педагогические явления, образующие в своей совокупности педагогическую действительность. Педагогическая действительность и выступает предметом современной педагогической науки. Понимание и осмысление объективного существования реальной педагогической действительности – важный эвристический шаг на пути ее познания; признания ее влияний и воздействий на социум, а также необходимости их учета в жизни и деятельности человека и общества в целом. По форме существования педагогические явления выступают в виде педагогических закономерностей, педагогических факторов и педагогических механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности, общественного сознания, общества в целом.

Сегодня педагогика востребована везде, где осуществляются образование, воспитание, обучение, развитие граждан и обеспечивается их самосовершенствование и самореализация, утверждение в обществе идеалов гуманизма, демократии, морали, культуры и права. Именно педагогическая наука разрабатывает пути и способы воспитания личности и обеспечивает модернизацию всей системы образования, которое (образование), в свою очередь, выступает механизмом развития общества.

Таким образом, предметом педагогики как науки могут выступать педагогические явления, которые протекают в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательно-воспитательных учреждений, людей, их семей и существуют в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

  1. Каковы объект и предмет педагогической науки?
  2. Дайте характеристику педагогической реальности и основных педагогических явлений, образующих ее.

1.4. Основные категории педагогики

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные явления. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Основными категориями педагогики выступают:

Воспитание, обучение, образование, развитие.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Человечество обеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, как социальное явление, понимаемое как общественное воздействие на личность.

Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

При этом воспитатель:

  1. передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством; приобщает его к общечеловеческим ценностям;
  2. вводит воспитанников в мир культуры; формирует мировоззрение; отношения (к себе, окружающему миру, труду и т. д.);
  3. стимулирует самовоспитание;
  4. формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.

В свою очередь воспитанник:

  1. овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
  2. работает над собой (занимается самовоспитанием и самообразованием);
  3. обучается способам общения и манерам поведения.

Воспитание рассматривают также в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).

Таким образом, воспитание – целенаправленное формирование личности путем становления: 2) определенного отношения к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Можно выделить следующие направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим культурным развитием общества и государства на каждом историческом этапе.

Другая категория педагогики – обучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.

При этом педагог:

  1. преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
  2. руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; опыта творческой деятельности;
  3. создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления и др.).

В свою очередь учащийся:

  1. учится – овладевает предлагаемой информацией и выполняет учебные задания (с помощью педагога, в группе или самостоятельно);
  2. осуществляет самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.);
  3. проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение – воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавателя и ученика в педагогической науке и практике выделяют разные дидактические системы, например, проблемное, развивающее, программированное, модульное обучение.

Процесс обучения включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) систем знаний, умений, опыта деятельности; и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Но человек – не сосуд, куда помещается опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Следующая категория педагогики – «образование» – понимается как:

  1. ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;
  2. единый процесс обучения и воспитания человека;
  3. как результат процесса обучения;
  4. как система.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии с целями, стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования.

Как соотносятся три основные категории педагогики?

По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

На современном этапе развития педагогической науки взаимосвязь образования, обучения и воспитания отражена в Законе «Об образовании». В Законе «Об образовании» образование трактуется как всеобщая категория и определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий (см. схему 1).

Воспитание

Воспитание

Мировоззрение

Поведение

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ

Знания

Умения

Навыки

РАЗВИТИЕ

Способы мышления и творческой деятельности

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения.

  1. Назовите основные категории педагогики.
  2. Раскройте сущность воспитания как социального явления.
  3. В чем заключается смысл воспитания в узком педагогическом смысле?
  4. Развитие каких личностных качеств должно осуществляться в процессе воспитания человека?
  5. В чем заключается сущность процесса обучения?
  6. В каком значении используется термин «образование»?
  7. Определите понятие «развитие».
  8. Какова взаимосвязь основных категорий педагогики?
  9. В чем специфика понятий образования и образованности, воспитания и воспитанности, обучения и обученности, развития и развитости человека?

1.5.Отрасли педагогических знаний

Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают междисциплинарные научные отрасли.

В систему педагогических наук входят:

  1. Общая педагогика, исследующая основные закономер­ности воспитания, обучения, образования и развития личности.
  2. История педагогики, изучающая развитие педагогичес­ких идей и воспитания в различные исторические эпохи.
  3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерно­сти функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
  4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспи­тания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику профессионально-технического образова­ния, педаго­гику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику).
  5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретичес­кие основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в психо-физическом развитии. Специальная педагогика (де­фектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых зани­мается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи – логопедия.
  6. Профессиональная педагогика изучает закономерности, разрабатывает теоретическое обоснование, содержание и технологии обучения и воспитания человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу действительности. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее будущий специалист овладевает наряду с общеобразовательными также специальными знаниями, умениями, навыками и, таким образом, обеспечивается формирование профессионально значимых личностных качеств и развитие профессионального мышления.

В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и др. педагогику.

Например, производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства и технологии производства, повышения их квалификации, переподготовки на новые профессии.

  1. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные и культурно-просветительные учреждения (клубы, центры, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства и др.) являются сред­ством воспитания и развития личности, повышения культуры общества, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.
  2. Исправительно-трудовая педагогика содержит теорети­ческое обоснование и методики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступле­ния.
  3. Лечебная педагогика разрабатывает систему образова­тельно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, направленная на разработку теоретического и содержательно-методического обеспечения лечения и обучения учащихся в щадящем режиме.
  4. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

  1. Назовите основные отрасли педагогических знаний, кратко охарактеризуйте их.
  2. Обоснуйте, с какими из отраслей педагогических знаний связана Ваша будущая профессиональная деятельность.

1.6. Связь педагогики с другими науками

Педагогика связана с рядом других наук: философией, психологией, социологией, этикой, эстетикой и др. Педагогика взаимосвязана с методологией философии и использует ее основные методологические подходы (системный, личностный, деятельностный, полисубъектный и др.) для обоснования сущности педагогических явлений и процессов; взаимодействует с целью поиска оптимальных путей формирования и развития личности с такими областями философии, как теория познания, философия образования.

Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование человека как субъекта.

Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты – семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.

Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика связана с экономикой, решая совместно проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.

Формы и типы связей педагогики с другими науками:

  1. творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, системно-деятельностного отношения к развитию личности;
  2. применение методов других наук – математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;
  3. использование результатов исследований, полученных различными науками: о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека (физиология), о личностных психологических новообразованиях в процессе развития; о психологических особенностях личности как факторов ее успешной деятельности (психология);
  4. объединение усилий педагогов и представителей естественных и гуманитарных наук для решения ряда образовательных проблем, например, переходу к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболеваний; внедрению бакалаврской и магистерской ступеней профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием;
  5. разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия, моделирование и др.

Таким образом, для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии, социологии остается доминирующим.

В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, формах и технологиях обучения и воспитания человека.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

  1. Охарактеризуйте формы и типы связей педагогики с другими науками.

1.7. Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение как для личности, так и для всего социума. Современному человеку необходимо владеть информацией о стиле поведения и общения, о формах обучения и воспитания, системе образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективно­го воспитательного воздействия, способах взаимодействия людей, обеспечивающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важ­но иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами получения, передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

В настоящее время изменяются место и роль образования в обществе: образование и воспитание являются центральными звеньями в социальной среде, обуславливающими стабилизацию общества и уровень его культурного развития, а также определяющими перспективы его развития.

В мировой и отечественной педагогической практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков. Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в целом. Выделяются следующие парадигмы: 1) знаниевая и культурологическая, 2) технократическая и гуманистическая, 3) социетарная и человеко-ориентированная, 4) педоцентристская и детоцентристская. Каждая парадигма обучения и воспитания формировалась в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социального феномена. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности и роли образования в обществе; осознание культурного развития человека; представления об образе и месте педагога как носителе знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.

В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю; она активно оформлялась в Средневековье и реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения. Она влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи с формирующимся практическим и теоретическим опытом человека. Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащимся системы «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.

Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует образовательный процесс не на овладение «суммой» знаний, а на освоение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения. По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и другими видами культуры.

Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, задач образования над смыслом, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Альтернативной технократическому подходу в образовании, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество, оказание помощи и поддержки личности.

Педоцентристская парадигма понимается как альтернатива детоцентристской.

Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.

Детоцентристская парадигма ориентирует в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей способностей и интересов.

В основе социетарной парадигмы лежат принципы государственного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели воспитания и обучения, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.

В рамках же человеко-ориентированной (антропологической) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и обучения учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

  1. Назовите основные образовательные парадигмы, реализация которых определяет общекультурное значение педагогики.
  2. Какова направленность культурологической, гуманистической, человеко-ориентированной, детоцентристской парадигм?

1.8. Методология педагогики. Основные методологические принципы педагогики

Методология педагогики. Термин «методология» в научной лексике используется в нескольких смыслах:

1) методология — это учение о научных методах познания;

2) методология — это совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке;

3) методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Существует два уровня методологии: I уровень – уровень практической деятельности; II уровень – уровень науки.

На I уровне: методология рассматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

На II уровне: методология – это учение о принципах организации, формах и методах научного познания.

Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

В этом определении соединены две группы инструментария – комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.

В педагогике, как в любой другой науке, признано существование иерархии методологий и выделяются:

  • общенаучная методология (материалистическая диалектика, теория познания, логика);
  • частно-научная (методология педагогики или др. науки);
  • предметно-тематическая (например, в педагогике методология дидактики, методология (отбора) содержания образования; методология повышения квалификации учителей математики и т. д.).

Функции методологии педагогической науки (педагогики):

  1. гносеологическая (познавательная) функция – реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, процессов;
  2. праксеологическая (преобразовательная) функция – обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;
  3. аксиологическая (оценочная) функция или функция критики развития педагогической науки – реализация этой функции способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.;
  4. рефлексивная функция – направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т.е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой педагогической науки;
  5. функция нормативного предписания – показывает «что должно быть и как»;
  6. эвристическая (творческая) функция – заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Важнейшей особенностью развития педагогики является процесс интеграции методологии науки и методологии практики. Это означает, что методология педагогической науки определяет для практиков-педагогов условия, пути, способы решения педагогических задач, а методология практики обеспечивает ученых-педагогов информацией о целесообразности методологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности. Взаимообусловленность методологий практики и науки способствует теоретико-прикладному обеспечению разрешения научно-практических проблем; разработке методологического аппарата любого педагогического исследования теоретических и практических проблем образования. Интеграция методологий практики и науки обеспечивает внедрение инноваций в педагогическую практику, т.е. разработки целей, содержания, технологий инновационной педагогической деятельности, системы критериев эффективности инноваций.

Основными методологическими подходами в педагогике являются:

  1. системный;
  2. личностный;
  3. деятельностный;
  4. полисубъектный (диалогический);
  5. аксиологический;
  6. культурологический;
  7. антропологический;
  8. этнопедагогический.

Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:

  • принцип целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;
  • принцип структурности, позволяющий описывать системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между ее элементами;
  • принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы;
  • принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемых, в свою очередь, как системы;
  • принцип множественности представления системы, означающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта;
  • принцип историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статических, но и как динамичных, имеющих историю своего развития.

При системном подходе, например, система образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержание образования на всех его ступенях, формы, методы, средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы и функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования.

Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он на­стоятельно требует признания уникальности личности, ее интел­лектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естествен­ный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход.Установлено, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.

Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).

Для осуществления преобразования человеку необходимо изменить иде­альный образ своих действий, замысел деятельности. В этой связи он исполь­зует особое средство — мышление, степень развития которого определяет сте­пень благополучия и свободы человека. Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта дея­тельности, активно преобразующего мир и себя на основе процессов овладения общечеловеческой культурой и культуросозидания, самоанализа результатов деятельности. Преообразовательная деятельность включает как идеализацию, так и реализацию замысла, что является фактором развития рефлексивных способностей человека, направленных на самоанализ, самооценку, коррекцию деятельности, результатов собственного труда, взаимоотношений с окружающим социумом.

Деятельностный подход применительно, например, к изучению процесса формирования личности ребенка означает, что игра, учение, общение являются важнейшими факторами становления и развития растущего ребенка. При этом важнейшими педагогическими требованиями к организации воспитания выступают определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход означает, что сущность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность. Личность обретает свое «человеческое» содержание в общении с другими. В этом смысле личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.

Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.

Аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т.е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстрактно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе).

Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. С изменением социально-экономических условий жизни трансформируются и педагогические ценности. Так, в процессе развития педагогической науки и практики выделяются изменения, связанные, во-первых, со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративное и позже на проблемно-развивающее и личностно-ориентированное; во-вторых, с переходом от командно-регулирующего воспитания к личностно-гуманному. Аксиологический подход в педагогике, основанный на гуманистических ценностях, является методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.

Культурологический подход как методоло­гия познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию — учение о ценностях и ценностной структуре мира.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе осво­енной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально но­вое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В свя­зи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, станов­ление его как творческой личности и субъекта культуры.

Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют различные образовательные учреждения. Реализация этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: во-первых, изучение и формирование этой среды, во-вторых, максимальное использование ее воспитательных возможностей.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский (1824–1870 г.г.).

В его понимании – это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики.

Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследований в области педагогики:

  • образование – атрибут человеческого бытия (бытие человека реализуется в непрерывном образовании);
  • цели и средства образования выводятся из сущности человека; расширяется круг традиционных педагогических понятий такими категориями, как «жизнь», «свобода», «смысл», «творчество», «событие», «антропологическое пространство», «самостановление»;
  • использование антропологического подхода к изложению знаний конкретных наук о человеке (история как историческая антропология, биология – биологическая антропология и т. д.);
  • природа воспитания диалогична;
  • условия и технологии воспитания и обучения задаются с антропологических позиций и направлены на становление родовых качеств личности воспитанника;
  • детство самоценно, ребенок – «ключ» в познании человека.

Использование антропологического подхода при исследовании, например, педагогического процесса школы, предполагает рассмотрение таких антропосистем, как учащийся, педагог, ученический и педагогический коллективы. При этом они представляются как открытые, саморазвивающиеся личностные и социальные системы; а педагог – это антропотехник, владеющий средствами, «инструментами» управления процессом становления личности ученика.

Использование методологических подходов педагогики позволяет, во-первых, определить ее научно-теоретические проблемы, установить их иерархию, разработать стратегию и основные способы их разрешения, во-вторых, обосновать, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики; а также осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

  1. Раскройте сущность понятия «методология». Какие основные уровни методологии выделяются?
  2. Дайте определение методологии педагогической науки.
  3. Назовите и раскройте сущность функций методологии педагогики.
  4. Назовите и охарактеризуйте основные методологические подходы педагогики.

1.9. Методы педагогических исследований

Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования. Существует несколько классификаций педагогических методов, объединяющихся по разным основаниям. Например, по уровню исследования методы в педагогике делятся на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические и математические. В соответствии с этапами проведения научного исследования методы делятся на организационные, методы сбора данных, обработки данных, интерпретационные (см. таблицу 1).

Таблица 1

Методы педагогического исследования

1. Методы организации исследования

  • комплексный (изучение педагогического объекта как системы);
  • сравнительный (изучение педагогических условий, факторов для последующего сравнения);
  • лонгитюдный (выявление изменений в течение длительного времени).

2. Методы сбора данных

  • выявление, анализ, обобщение педагогического опыта;
  • педагогическое наблюдение;
  • самонаблюдение, самоанализ;
  • беседа и интервьюирование;
  • анкетирование;
  • педагогический анализ ситуаций и фактов;
  • педагогический консилиум (групповой экспертный анализ);
  • экспертные оценки;
  • анализ педагогической документации;
  • анализ и оценка результатов учебной деятельности (выполнения обучающимися самостоятельных заданий, контрольных, графических, творческих, лабораторных работ и др.);
  • педагогическое тестирование (контрольный опрос, контрольная работа, замер времени выполнения действий, определение умений и личностных качеств по степени обученности и воспитанности, способов мышления и деятельности по творческим проявлениям);
  • педагогический эксперимент;
  • сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта по определенной проблеме и сравнение его с отечественным);
  • праксиметрические методы (хронометраж, документирование, видеосъемка, аудиозапись).

3. Методы обработки данных

  • математические (регистрация, ранжирование, шкалирование);
  • качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез и обобщение).

4. Методы интерпретации и оценки данных

  • теоретические (интерпретация и оценка собранного материала на основе существующей теории, концепции);
  • сравнительные (интерпретация и оценка полученного материала, но в сравнении с ранее собранными материалами или полученными другими исследователями);
  • каузальный (констатации и объяснения причин, движущих сил педагогических процессов, явлений);
  • структурный (выявление структурных элементов);
  • системный (выявление взаимосвязи элементов, системных свойств и функций);
  • генетический (прослеживание процессов становления и развития, их этапов, тенденций);
  • факторный (определение факторов, их роли и влияний);
  • апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов, полученных в ходе исследования и опытно-экспериментальной работы).

Как следует из таблицы, по названию часть методов педагогики совпадает с методами других наук (например, психологии, социологии).

Но специфика исследования педагогической действительности и образовательных процессов определяет особенности применения методов.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка какой-либо технологии или методики, системы работы для выявления их педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в исследуемых педагогических процессах и явлениях, которая предполагает:

  • опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;
  • активное воздействие исследователя на педагогическое яв­ление;
  • измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия;
  • неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют 4 этапа эксперимента:

  • теоретический постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;
  • методический разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;
  • собственно, эксперимент – проведение серии опытов (созда­ние экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опы­том и измерение «реакций испытуемых»);
  • аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения).

Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности или коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

Вышеназванные методы наблюдения, беседы, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов учебной деятельности и педагогической документации, которые используются для сбора научно-педагогических фактов, называются методами эмпирического познания педагогических явлений.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

  1. На какие четыре основные группы делятся педагогические методы в соответствии с этапами проведения научного исследования.
  2. Какие методы используются для анализа педагогического опыта?
  3. Каковы особенности проведения педагогического эксперимента?
  4. Какие методы педагогических исследований могут использоваться в Вашей будущей профессиональной деятельности?

Рекомендуемая литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – гл.1,2.
  2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. Учебн.пособие. –М.: Изд-во УРАО, 1997. – Темы 1, 2.
  3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – Стр.5-33.
  4. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котов и др. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – Стр.5-38.
  5. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.,1998. – Гл. 1.1-1.4.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика.— Мн., 1998. – Гл 3.

Тестовые задания для самостоятельной работы студентов по Главе I

  1. Что в переводе с греческого языка означают слова – Педагогика

Школа

  1. Вставьте пропущенные словосочетания:
  1. Педагогика – это наука о целенаправленном процессе ……. и ……. подрастающего поколения к самостоятельной жизни и деятельности.
  2. Педагогика это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации ……. как фактора и средства ……. человека на протяжении всей его жизни.
  3. Предметом педагогики как науки являются ……., ……. которые протекают в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательных учреждений, людей, их семей и существуют в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов ……., ……., ……., ……. личности.
  1. Выберите из ряда понятий основные категории педагогики: воспитание, педагогические явления, педагогический процесс, личностное качество, знание, обучение, умение, навык, развитие, формирование, образование, педагогическая действительность.
  2. Дополните схему и укажите взаимосвязи основных категорий педагогики

???

???

Поведение

Образование

???

Знания

Умения

Навыки

???

???

  1. В какой группе указаны все отрасли педагогических знаний, составляющие систему педагогических наук?
  1. Философия, социология, школьная гигиена, педагогика, психология, анатомия и физиология.
  2. Основы педагогики, дидактика, теория воспитания, школоведение.
  3. Педагогическая психология, педагогическая социология, социальная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.
  4. Общая педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика, методика преподавания отдельных учебных предметов, история педагогики, сравнительная педагогика, профессиональная педагогика, социальная педагогика, превентивная педагогика, лечебная педагогика.
  1. Вставьте пропущенные названия основных образовательных парадигм, реализация которых определяет общекультурное значение педагогики:

знаниевая и …;

технократическая и …;

педоцентристская и …;

социетарная и ….

  1. Какая из образовательных парадигм:
  1. признает в образовательных системах личность как высшую ценность и основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сотрудничество, оказание помощи и поддержку личности;
  2. ориентирует на создание образовательно-развивающей среды и благоприятных условий для становления и эффективного развития всех детей, более полный учет их индивидуальных особенностей;
  3. направлена не только на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, но и на освоение ими элементов культуры, общечеловеческих ценностей, способов познания, поведения, общения; при этом особое внимание уделяется формированию у обучаемых языковой, правовой, экологической культуры и др.;
  4. ориентируется в процессе воспитания и образования прежде всего учет интересов, потребностей и индивидуальных особенностей всех участников образовательного процесса, превращая их в равноправных субъектов образовательной деятельности.
  1. Вставьте пропущенные слова:

Методология педагогики – это учение о …, …, …, … познания и преобразования педагогической действительности.

  1. Дополните систему основных методологических принципов педагогики:

системный, …, …, полисубъектный (диагологический), аксиологический, …, этнопедагогический, ….

  1. Какой из методологических принципов педагогики предполагает:
  1. ориентацию при организации и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат, главный критерий его эффективности; уникальность личности и учет ее индивидуальных особенностей;
  2. развитие человека, становление его как творческой личности посредством освоения им культуры как системы ценностей;
  3. что, деятельность является важнейшим фактором развития личности;
  4. системное использование и учет данных всех человековедческих наук при организации и осуществлении педагогического процесса.
  1. В какой группе указаны основные методы научно-педагогического исследования, направленные на изучение педагогического опыта?
  1. Социометрические измерения, анализ, синтез, индукция, дедукция, эксперимент.
  2. Наблюдение, эксперимент, беседа, изучение ученических работ и документации детских учреждений, сравнительно-исторический анализ, моделирование, математические методы.
  3. Обобщение опыта, тесты анкеты, составление алгоритмов, моделирование.
  4. Педагогическое наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, анализ и оценка результатов учебной деятельности, анализ педагогической документации.

1При разработке содержания главы использовались материалы из кн.: Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001; Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., 2000.

1Материал заимствован из кн.: Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001. – С. 25-27.

Синергетика – научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах благодаря стабильным факторам и хаосу.

Диверсификация – от латинского слова «изменение, разнообразие».

Квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качественных результатов (например, умственного развития человека или уровня его нравственного воспитания).

Парадигма педагогическая – (греч.Paradeigma– пример, образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическимобществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.

Антропология – 1) наука о происхождении и эволюции человека; 2) изучение физиологических, биохимических, генетических, социальных, педагогических факторов, влияющих на развитие человека.