ЗАНЯТИЕ 9. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВВОПРОСЫ:

1. Структура познавательных процессов.

2. Ощущения и восприятие:

а) Определение ощущений, их объективность и субъективность;

б) Основные виды ощущений;

в) Определение восприятия и виды восприятия;

г) Средства восприятия. Нарушение восприятия.

3. Внимание.

а) Понятие о внимании. Виды внимания.

б) Основные свойства внимания.

в) Сосредоточенность и развитие внимания.

4. Память.

а) Общее представление о памяти.

б) Основные процессы памяти.

в) Виды и особенности памяти.

г) Индивидуальные различия памяти у людей.

д) Развитие памяти.

5. Мышление.

а) Сущность мышления как познавательного процесса.

б) Типы и виды мышления.

в) Операции мыслительной деятельности, формы логического мыитения.

г) Индивидуальные различия в мыслительной деятельности.

6. Воображение.

а) Понятие о воображении.

б) Виды воображения,

в) Роль воображения в жизни человека.

7. Структура познавательных процессов.

8. Ощущения и восприятие:

а) Определение ощущений, их объективность и субъективность;

б) Основные виды ощущений;

в) Определение восприятия и виды восприятия;

г) Средства восприятия. Нарушение восприятия.

9. Внимание.

а) Понятие о внимании. Виды внимания.

б) Основные свойства внимания.

в) Сосредоточенность и развитие внимания.

10. Память.

а) Общее представление о памяти.

б) Основные процессы памяти.

в) Виды и особенности памяти.

г) Индивидуальные различия памяти у людей.

д) Развитие памяти.

11. Мышление.

а) Сущность мышления как познавательного процесса.

б) Типы и виды мышления.

в) Операции мыслительной деятельности, формы логического мышления.

г) Индивидуальные различия в мыслительной деятельности.

12. Воображение.

а) Понятие о воображении.

б) Виды воображения.

в) Роль воображения в жизни человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Апостолов Н. «История болезни» советской психологии // Высшее образование в России, 2002. — №2. — С. 158-159.

3 стр., 1090 слов

К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, ...

... К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.   Память. В этом возрасте большие изменения происходят ... ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Ребенок может ... совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически — новый режим ...

2. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопросы психологии. — 1998. — №3. — С.91-104.

3. Введение в психологию // Под. ред. Л.В. I 1сфс тского. М., 1996.

4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 11>8.> Г.2. — С.363-395.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение н общую пси.мипи то М., 1996.

6. Джемс У. Психология. — Спб., 1992.

7. Каплунович И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве // Вопросы психологии, 2004. -№5. — С. 47-56.

8. Лурия А.Р. Внимание и память. — М.: Изд-во МГУ, 1975.

9. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. -М.: Изд-во МГУ, 1975. Ю.Майерс Д, Социальная психология. — СПб., 1997. П.Мещерякова Б.Г., Зинченко В.Г. Большой психологический

словарь.-М., 2003.

12.Немов Р.С. Психология: В 3-х кн.- М., 1998. — Кн.1. 13.Общая психология // Под. Ред. А.В. Петровского. — М., 1995. 14.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. -М., 2001. 15.Петровский Н.В, Психология о каждом и каждому о психологии. —

М., 1996.

16.Психологический словарь. — М., 1997. 17.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М., 2002. 18.Словарь практического психолога. -Минск, 1997. 19.Столяренко Л.Д. Основы психологии. — М., 2003. 20.Яновский М.И. Внимание как критерий оценки состояния сознания // Вопросы психологии. — 2005. — №6. — С.91-97.

 

ЗАНЯТИЕ 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ВОПРОСЫ:

1. Личность.

а) Понятие о личности в психологии.

б) Психологическая структура личности и ее направленность.

в) Социализация личности.

2. Способности.

а) Понятие «способности». Структура и виды способностей.

б) Задатки, способности и индивидуальные различия людей.

в) Развитие способностей.

3. Темперамент.

а) Понятие о темпераменте.

б) Характеристика темпераментов.

в) Темперамент и личность. Темперамент и деятельность. •I, Характер.

и) Структура характера, его основные черты. ч) Типы характеров.

в) Формирование характера.

5. Воля.

а) Понятие о воле.

б) Волевые характеристики личности.

в) Способы и средства развития воли.

6. Чувства и эмоции.

а) Понятие о чувствах, эмоциях и их видах.

б) Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека.

в) Чувства и личность.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т.п. Психология ... изучения в психологии являются психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение ... явлений и движения. Арис­тотель распространил понятие психического на все органические про­ ...

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреев АЛ. Культурное пространство студента // Педагогика, 2003.-№10.-С.55-66.

2. Баркова Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике // Педагогика, 2002. -№3. — С.74-77,

3. Болотова А.К. Новый взгляд на проблему способностей // Вопросы психологии, 1997. — №2.-С. 136-139.

4. Ведерникова Л.В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию // Педагогика, 2003. — №8. — С.47-53.

5. Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. — М. — Воронеж, 2003.

6. Горбатков А.Н. Две модели динамики связей положительных и отрицательных эмоций // Вопросы психологии, 2004. — №3. — С. 51-64.

7. Давидович В. Парадоксы российского сознания // Высшее образование в России, 2002. — №3. — С. 149-154.

8. Крегер О., Тьюсон Дж.М, Типы людей. — М., 1995.

9. Кречмер Э. Строение тела и характер. — М., 2003.

10. Кривое Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика, 2.003. — №2. — С. 11-22.

И. Левагина А. Педагогическая коррекция психических состояний студентов // Высшее образование в России, 2001. — №2. — С.50-53.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982.

13. Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособие для вузов. — М., 2004.

14. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. — М., 1998.

15. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М., 2001.

16. Психологический словарь. — М., 1997.

17. Психология личности. Хрестоматия. — СПб, 2002.

18. Разорина Л.М. К определению содержания понятия «личность» в советской психологии // Вопросы психологии, 2005. — №1. — С.79-87.

19. Реан А.А., Бордовская Н.В., Рсзум С.И. Психология и педагогика. -М.-СПб., 2002.

20. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. — М., 1986.

21. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. —

М, 1984.

22. Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии // Вопросы психологии, 2004. — №3. — С. 64-71.

23. Филонов Г.Н. Свобода личности и воспитание // Педагогика, 2005. -№9.-С.25-33.

24. Фишман Б.Е. Личность основополагающее понятие педобразования // Педагогика, 2004. — №5. — С.57-61.

25. Фонарёв Н.Р. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии, 2004. — №6. -С.72-83.

7 стр., 3489 слов

Детская психология в вопросах и ответах

... заведений, даже хорошо знающие теоретический курспсихологии и педагогики, часто испытывают трудности при анализе и ... рода противоречийвозможно при введении в изучение курса психологии, как детской, oак ипедагогической, большого количества практических ... в период их кризисногоразвития?"”Отвечая на этот вопрос необходимо активизировать мыслительныеоперации сравнения – противопоставления, привлечения ...

26. Шилова М.И., Малиновская Н.И. Черты национального характера: российский вариант // Педагогика, 2002. — №8. — С.24-28.

27. Шиянов Е.Н. Развитие личности средствами психологической практики // Педагогика, 2003. — №4. — С. 16-21.

ЗАНЯТИЕ 3. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

ВОПРОСЫ:

1. Общение как основа межличностных отношений.

а) Понятие и содержание общения.

б) Цели общения.

2. Общение как восприятие людьми друг друга.

а) Понятие перцепции.

б) Идентификация и рефлексия.

3. Общение как обмен информацией.

а) Коммуникативная сторона общения.

б) Типы информации и средства коммуникации.

4. Общение как взаимодействие.

а) Интерактивная сторона общения.

б) Типы взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. — М., 1991.

2. Андреева Г.М. Социальная психология, — М., 1994.

3. Баркер А. Как улучшать навыки общения. — СПб., 2003.

4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. — М., 1998.

5. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов — путь к успех}’. — СПб., 2000.

6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М., 1997.

7. Курен Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1997. — №2. — С.48-61.

8. Леонтьев А. А. Психология общения. — М., 1997.

9. Мальханова И.А. Деловое общение. — М., 2003.

10. Межличностное общение. Хрестоматия. -СПб., 2001.

11. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. — М., 1998.

12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М., 2001.

13. Практическая психология для менеджеров. — М., 1996.

14. Психология. Словарь. -М., 1996.

15. Психология управления // Под ред. Л.К. Аверченко. — М. -Новосибирск, 2002.

16. Рабочая книга практического психолога. — М., 1996.

17. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. -М. — Новосибирск, 1997.

18. Социальная психология и этика делового общения. -М., 1995.

19. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. — М., 2003.

20. Творогова Н.Д. Общение: диагностика управления. — М., 2002.

21. Тумина Л. Риторика делового общения // Высшее образование в России, 2004. — №7. — С.50-

22. Фаст Жд. Язык тела. — М., 1992.

23. Фомин Ю.И. Психология делового общения. — Минск, 2000.

5 стр., 2077 слов

Психология и педагогика Занятие № 1

... Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010. Занятие № 7. Тема: Содержание образования как средство развития личности. ... процесс. Структура непрерывного образования в России. Понятие содержания образования. Компоненты содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания образования. Государственный образовательный стандарт ...

ЗАНЯТИЕ 4. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ВОПРОСЫ:

1. Основные формы межличностного взаимодействия.

2. Коллектив и его социально-психологический климат.

а) Понятие коллектива.

б) Социально-психологический климат коллектива.

в) Управление коллективом. 3. Конфликты.

а) Основные понятия и социально-психологические причины.

б) Типы конфликтов.

в) Пути успешного решения конфликта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1983.

2. Борисова Е.М. и др. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии, 1997. — №2. -С. 112-122.

3. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. -М., 1995.

4. Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. М. — Воронеж, 2003.

5. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцева Г. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993.

6. Засимовский А.В. Нравственно-волевое воспитание с позиций конфликтологии // Педагогика, 2004. — №3. — С.48-53.

7. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. — М., 1998.

8. Клещевский Ю.Н., Копылов В.И. Менеджмент человеческих ресурсов. — Кемерово, 1998.

9. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. — М., 2002.

10. Практическая психология для менеджеров. -М., 1996.

11. Психология управления. — М. — Новосибирск, 1997.

12. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. — М., 2003.

13. Самоукин А.И. и др. Психология бизнеса. — М., 1997.

14. Самсонова Н. Конфликтологическая культура специалиста // Высшее образование в России. 2003. -№1. -С.124-127.

15. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии, 1997. — №3. — С.102-112.

16. Шикуй А.Ф., Филиппова И.М. Управленческая психология. — М., 2002.

ЗАНЯТИЕ 5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ВОПРОСЫ:

1. Экономическая психология.

а) Экономическое сознание и его структура.

б) Понятие об экономическом поведении.

2. Психология предпринимательства.

а) Объективные психологические предпосылки развития предпринимательства.

б) Внутренние предпосылки развития предпринимательства.

3. Психология денег. Влияние денег на сознание и поведение людей.

4. Психология потребителя.

5. Экономико-психологическая адаптация.

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...

... Коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников. ... Воспитание и воспитательный процесс 2ч. Воспитание как культурно-исторический феномен. Воспитание как категория педагогики. Разнообразие понятий воспитания. Различные подходы к определению «воспитания» в исследованиях отечественных педагогов. Содержание воспитания: ...

а) Экономическое благополучие и бедность.

б) Экономико-психологическая адаптация россиян.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баранов Г.С., Баранова Н.А. Рынок и этика. — Кемерово, 2001.

2. Веселков Ф., Ковалев С., Мац Л. Информационная подготовка экономистов // Высшее образование в России, 2001. — №2. — С.62-66.

3. Даринский А.В. Экономическая подготовка школьников // Педагогика, 2000. — №3. — С. 14-18.

4. Дейнека О.С. Экономическая психология. — СПб., 2000.

5. Клещевский Ю.Н., Копылов В.И. Менеджмент человеческих ресурсов. — Кемерово, 1998.

6. Клещевский Ю.Н. Проблемы управления подготовкой в высшей школе специалистов для предпринимательской деятельности: экономико-организационные аспекты. — Кемерово, 1998.

7. Мандрикова ЕЛО. Особенности психологического времени безработных // Вопросы психологии, 2005. — №6. — С.54-62.

8. Мишаткина Т., Порус В. Этика бизнеса: ориентация на успех, справедливость и демократию // Высшее образование в России, 2005. — №9.-С. 111-123.

9. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. — М., 1998.

10. Павленков В. Предприниматель в России больше, чем… //Высшее образование в России, 2002. — №4. — С. 156-158.

11. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. — М., 1999.

12. Практическая психология для менеджеров. — М., 1996.

13. Психология // Под ред. А.А. Крылова. — М., 1998.

14. Психология управления // Под ред. Л.К. Аверченко и др. -М.­Новосибирск, 2002.

15. Самоукин А.И. и др. Психология бизнеса. — М., 1997.

16. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии, 1997. — №2. — С.88-94.

17. Щедрина Е.В. О психологии бизнеса — доступно и интересно // Вопросы психологии, 2005. — №5. — С. 144-147.

ЗАНЯТИЕ 6. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ПРИНЦИПЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ВОПРОСЫ:

1. Определение образования. Образование как процесс.

2. Содержание образования.

а) Элементы содержания образования.

б) Основные направления содержания образования.

в) Требования, предъявляемые к содержанию образования.

3. Основные педагогические принципы.

а) Понятие педагогических принципов.

б) Содержание основных педагогических принципов.

в) Особенности педагогических принципов.

4. Виды обучения.

5. Формы обучения.

а) Виды форм обучения.

8 стр., 3824 слов

Ушинский о целях образования и воспитания

... сознания детей. Воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образования должно находиться ... возможно больше. После возвращения в Россию (1867) он прожил недолго: ... высоким, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считал патриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее». Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека; воспитание ...

б) Традиционное и дистанционное обучение.

в) Развивающее и проблемное обучение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арутюнян М. Мировоззрение и образование // Высшее образование в России, 2004. — №12. — С.32-37.

2. Буров В. и др. Психологическая культура и образование в XXI веке // Высшее образование в России, 2000. — №2. — С.8-13.

3. Бойко А. Еще раз о предметном обучении // Высшее образование в России, 2001. — №2. — С. 129-131.

4. Болотин И., Киринюк А. Открытое образование. Дистанционное // Высшее образование в России, 2003. — №3. — С.75-81.

5. Воронов Н. Педагогика живая и мертвая // Высшее образование в России, 2001. — №5. — С.72-81.

6. Востокова Е.В. Формы обучения // Педагогика, 2002. — №4. — С,33-38.

7. Грищенко Л.И. Макаренко: педагогика, устремленная в будущее // Педагогика, 2003. — №2. — С.63-67.

8. Демкин В. и др. Психолого-педагогические особенности дистанционного образования // Высшее образование в России, 2000. -№3._ С. 124-128.

9. Джамалудииов Г. Образование — это и воспитание // Высшее образование в России, 2004. — №9. — С. 115-118.

10. Егоров С.Ф. Классическая русская педагогика XIX века: история и современность // Педагогика, 2002. — №4. — С.63-69.

П.Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Шалыгина И.В. Содержание образования: культурологический подход // Педагогика, 2005. -№1.-С.13-19.

12. Игнатьева Г. Деятельное содержание образования // Высшее образование в России, 2003. — №5. — С.64-74.

13. Клеева А.Л. ДО как средство повышения квагщфикации // Высшее образование в России, 2004. — №9. — С. 165-168.

14. Кочнев А. и др. Инновационная образовательная деятельность // Высшее образование в России, 2004. — №8. — С.75-89.

15. Краснова Г. Институт дистанционного образования // Высшее образование в России, 2002. — №5. — С. 123-126.

16. Кроль В. и др. Формы представления видеопродукции в ДО // Высшее образование в России, 2003. — №6. — С.77-83.

17. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1996.

18. Монахов В.М, Проектирование современной модели дистанционного образования // Педагогика, 2004. — №6. — С.11-20.

19. Надолинская Л.Н. Влияние тендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика, 2004. — №5. — С.30-35.

20. Огурцов А. Антипедагогика: вызов постмодернизма // Высшее образование в России, 2002 — №5. — С.79-86.

21. Пидкасистый П.Н. Педагогика. -М., 1995.

22. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. — М., 1999.

23. Психология и педагогика // Под ред. Николаенко В.М., Залесова Г.М. и др. — М. — Новосибирск, 2001.

16 стр., 7785 слов

Предмет курса педагогика и психология высшего образования

... педагогика и психология высшего образования 1.1 О предмете педагогики 1.2 О предмете психологии высшего образования Раздел 2. Современное состояние высшего образования 2.1 Первые высшие учебные заведения в России ... высшего образования выступают психологические закономерности и условия эффективности процессов обучения и воспитания в высшей школе Методическая основа психологии высшего образования ...

24. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993.

25. Савельев А. Инновационное высшее образование // Высшее образование в России, 2001. — №6. — С.42-45.

26. Смирнов В.И. Педагогическое образование в России конца XVIII -нач. XX вв. // Педагогика, 2002. — №5. — С.70-76.

27. Столяренко А.М. Психология и педагогика. — М., 2002.

28. Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1997.

ЗАНЯТИЕ 7. ВОСПИТАНИЕ: ЦЕЛИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ

ВОПРОСЫ:

1. Общее представление о воспитании. Основные понятия в воспитательном процессе.

2. Цели и средства воспитательного процесса.

3. Психологические характеристики закономерностей воспитания.

4. Принципы воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. — М., 1993.

2. Гликман И.З. Воспитание или формирование? // Педагогика, 2000. -№5.-С.20-23.

3. Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Воспитание в современной России // Педагогика, 2005. — №10. — С.3-18.

4. Джамалудинов Г. Образование — это и воспитание // Высшее образование в России, 2004. — №9. — С.115-118.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1996.

6. Никандров Н.Ф. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998. — №4. — С.3-11.

7. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика, 2000. — №6. — С.28-35.

8. Пидкасистый П.Н. Педагогика. — М., 1995.

9. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. Кн.2. — М., 1999.

10. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993.

11. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1973.

12. Харламов И.Ф. Педагогика. -М., 1997.

13. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика, 2003. — №3. — С.52-60.

14. Филонов Г.Н. Воспитание: Традиции и современность // Педагогика, 2003. — №7. — С. 15-21.

15. Щуркова Н.И. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994.

ЗАНЯТИЕ 8. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ

ВОПРОСЫ:

1. Сущность методов и приемов воспитания.

2. Убеждение и его составляющие.

а) Разнообразие методов убеждения.

б) Педагогические требования к применению методов убеждения.

3. Упражнение и приучение.

а) Понятия упражнения и приучения.

б) Основные виды упражнений.

4. Методы стимулирования.

а) Сущность и функции стимулирования в педагогическом, воздействии.

5 стр., 2314 слов

Развитие педагогики и образования в Советском Союзе. Современное состояние

... утверждения основных принципов развития советской системы образования и воспитания, основных категорий советской педагогики, ряда ее фундаментальных идей и др. ... в школьную практику. Многое было сделано для развития психологии его учениками и последователями. Плодотворным было развитие ... психолого-педагогические лаборатории и институты были созданы в России еще до революции. После революции их число ...

б) Соревнование.

в) Поощрение и наказание.

5. Выбор методов воспитания.

а) Причины определяющие выбор методов воспитания.

б) Правила выбора методов воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гребнев И.В. Дидактика предмета и методика обучения // Педагогика, 2003. — № 1. — С. 14-21.

2. Ильин Г. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России, 2001. — №4. — С.85-92.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. -М., 1996.

5. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Т.5. -М., 1958.

6. Матвеев В., Попов А. В мире вежливости. — М., 1991.

7. Пидкасистый П.Н. Педагогика. — М., 1995.

8. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. — М., 1999.

9. Радугин А.А. Психология и педагогика. — М., 1996.

10. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. И.Селиванов В.С. Средство воспитания как педагогическая

категория // Педагогика, 2000. — №9. — С.34-37.

12. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика, 1998. — 38. — С.35-40.

ЗАНЯТИЕ 9. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

ВОПРОСЫ:

1. Понятия «семья», «семейное воспитание».

2. Характерные черты семейного воспитания.

3. Семейная педагогика об условиях и основных типах семейного воспитания.

4. Показатели родительского поведения и причины неправильного родительского воспитания.

5. Характеристика семейной политики и состояние демографии в Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. -М., 1993.

2. Гранкин А.Ю. Е.А. Арекин о семейном воспитании // Педагогика, 2004. -№6. -С.80-85.

3. Измайлова А.Б. Феномен «запуки» в традиционной русской педагогике // Педагогика, 1997. — №6. — С.98-102.

4. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. — М., 1989.

5. Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог — ребенок -родители» // Педагогика, 2002. — №9. — С.27-32.

6. Новикова Л.И. Повседневность и семья как воспитательное пространство // Педагогика, 2003. — №6. — С.67-74.

7. Панова О.И. Л.Ф. Лесгафт о семейном воспитании // Педагогика, 2002. -№10.-С.76-79.

8. Пидкасистый П.Н. Педагогика. -М., 1995.

9. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. — М., 1999.

10. Психология и педагогика // Под ред. Николаенко В.М., Залесова Г.М. и др. — М. — Новосибирск, 2001.

11. Самарец Н.А. Половое воспитание и просвещение детей и подростков в США // Педагогика, 2000. — №9. — С.97-103.

12. Семейное воспитание. Краткий словарь. — М., 1990.

13. Соболева М.В., Батуева А.С. Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка первых полутора лет жизни // Вопросы психологии, 2004. — №5. — С. 11-20.

14. Сухомлинский А.А. Родительская педагогика. — М., 1977.

15. Холмогорова А.Б. и др. Семейные факторы депрессии // Вопросы психологии, 2005. — №6. — С.63-71.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

1. Зарождение и развитие психологии как науки.

2. Общие и специальные отрасли психологии.

3. Основные проблемы общей психологии.

4. Значение психологических знаний для предпринимательской

деятельности.

5. Роль и виды ощущений у человека.

6. Основные параметры ощущений.

7. Восприятия и их свойства.

8. Сложные формы восприятия.

9. Факторы, влияющие на формирование образов.

10. Иллюзии и их виды.

11. Внимание и его психологические свойства.

12. Физиологические основы внимания.

13. Виды памяти у человека.

14. Индивидуальные особенности и нарушение памяти.

15. Приемы совершенствования памяти человека.

16. Понятие воображения и его виды.

17. Воображение в художественной, научной и практической деятельности человека.

18. Сновидения, галлюцинации, грёзы.

19. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью.

20. Развитие мышления.

21. Виды и функции речи.

22. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности.

23. Социализация личности.

24. Проблемы устойчивости личности.

25. Проблема нормы и патологии в развитии личности.

26. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

27.Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия.

28. Психические особенности индивида, обусловленные свойствами темперамента.

29. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

30. Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

31. Влияние семьи на формирование характера.

32. Классификация черт характера.

33. Место характера в общей структуре личности.

34. Национально-психологические особенности характера.

35. Понятие, признаки и проявление воли у человека.

36. Волевой акт и его структура.

37. Основные направления и пути развития воли.

38. Виды эмоций и формы их проявлений.

39. Распознавание эмоций по выражению лица.

40. Мотивация и эмоции у человека и животных.

41. Стресс и фрустрация. Стрессоустойчивость человека.

42. Виды общения у животных. »43. Виды общения у человека.

44. Психологические аспекты делового общения.

45. Социально-психологические проблемы деловых отношений.

46. Интимные отношения между людьми.

47. Психология межличностных отношений.

48. Социально-психологический климат коллектива.

49. Конфликты. Основные понятия и причины.

50. Типология стилей и стратегий поведения в конфликтной ситуации.

51. Экономическое сознание и поведение.

52. Психологический портрет предпринимателя.

53. Психология потребителя.

54. Экономико-психологическая адаптация в условиях материального благополучия и бедности.

55. История развития педагогических знаний.

56. Педагогика как теория обучения и воспитания.

57. Система педагогических наук.

58. Дидактика. Основные понятия.

59. Направления содержания образования и их составные части.

60. Структура обучения.

61. Основные педагогические принципы.

62. Методы обучения и воспитания.

63. Традиционное обучение.

64. Дистанционное обучение.

65. Развивающее обучение.

66. Проблемное обучение.

67. Бинарные методы обучения.

68. Воспитание — процесс формирования личности.

69. Системы и структуры воспитательного процесса.

70. Диагностика воспитанности.

71. Педагогические требования к применению методов убеждения.

72. Упражнение и приучение — методы педагогического воздействия на личность.

73. Методы стимулирования в педагогическом воздействии на личность.

74. Наказание — один из старейших методов воспитания.

75. Семья как социокультурная среда развития личности.

76. Правила семейного воспитания.

77. Причины неправильного родительского воспитания.

78. Характеристика семейной политики и демографии в России.

79. Общечеловеческие аспекты гражданского воспитания.

80. Критерии нравственного и эстетического воспитания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

1. Античные и древневосточные психологические воззрения.

2. Учение о душе в эпоху средневековья.

3. Формирование психологических концепций в XVII — XVIII вв.

4. Развитие психологии в XIX веке.

5. Основные направления психологической мысли в XX веке.

6. Развитие отечественной психологии в XIX — XX вв.

7. Общая психология и ее структура.

8. Общие психофизические закономерности ощущений.

9. Особенности зрительных, слуховых и других видов ощущений.

10. Нейрофизиологические основы и классификация восприятия.

11. Индивидуальные различия в восприятии.

12. Восприятие человеком окружающей его предметной среды.

13. Виды и свойства внимания.

14. Понятие памяти, ее нейрофизиологические основы.

15. Виды и функции памяти.

16. Нарушение памяти.

17. Виды мышления, структура мыслительной деятельности.
1.8. Творческое мышление.

 

19. Интеллект человека.

20. Понятие воображения и его основные виды.

21. Взаимосвязь биологических и социальных факторов
психическом развитии личности.

22. Темперамент и его связь с основными свойствами личности.

23. Характер, основные типы.

24. Возрастные особенности характера.

25. Понятие воли. Формирование волевых качеств личности.

26. Простые и сложные волевые действия.

27. Свойства и виды эмоций.

28. Высшие эмоции — чувства.

29. Понятие общения, его функции и структура.

30. Основные средства общения.

31. Коллектив. Его социально-психологический климат.

32. Управление конфликтными отношениями.

33. Психология потребителя.

34. Психология денег.

35. Возникновение и основные этапы развития педагогики.

36. Объект, предмет и задачи педагогики.

37. Система педагогических наук.

38. Понятие и содержание образования.

39. Образовательная система России. Эволюция и современное состояние.

40. Основные педагогические принципы.

41. Основные формы и виды обучения.

42. Традиционное обучение.

43. Дистанционное обучение.

44. Развивающее обучение.

45. Проблемное обучение.

46. Цели и средства воспитательного процесса.

47. Закономерности воспитательного процесса.

48. Принципы воспитания.

49. Убеждение как средство педагогического воздействия на личность.

50. Упражнение и приучение — методы педагогического воздействия на личность.

51. Методы стимулирования в педагогическом воздействии на личность.

52. Семья как социокультурная среда развития личности.

53. Структура и типы семейных отношений.

54. Семейные конфликты и их причины.

55. Характеристика семейной политики и состояние демографии в РФ.

56. Гражданское воспитание.

57. Нравственное воспитание.

58. Правовое воспитание.

59. Эстетическое воспитание.

60. Экологическое воспитание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. -М, 1993.

2. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. — М., 1991.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1994.

‘1. Апостолов И. «История болезни» советской психологии //Высшее о6р;| ит;шие и России, 2,002. — №2. — С.158-159.

5. Баранов Г.С., Баранова Н.А. Рынок и этика. — Кемерово, 2001.

6. Баркер А. Как улучшать навыки общения. — СПб., 2003.

7. Баркова Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике // Педагогика, 2002. — №3. — С.74-77.

8. Бодапев А.А. Личность и общение. — М., 1983.

9. Бойко А. Еще раз о предметном обучении // Высшее образование в России, 2001. — №2. -С. 129-131.

10. Борисова Е.М. и др. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии, 1997. — №2. — С.112-122.

11. Болотова А.К. Новый взгляд на проблему способностей // Вопросы психологии, 1997.-№2. -С. 136-139.

12. Бороздина Г.В. Психология делового общения. -М., 1998.

13. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. -М., 1995.

14. Буров В. и др. Психологическая культура и образование в XXI веке // Высшее образование в России, 2000. — №2. — С.8-13.

15. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопросы психологии, 1998. — №3. -С.91-104.

16. Введение в психологию // Под. Ред. А.В. Петровского. — М., 1996.

17. Веселков Ф., Ковалев С., Мац Л. Информационная подготовка экономистов II Высшее образование в России, 2001. — №2. — С.62-66.

18. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов — путь к успеху. — СПб., 2000.

19. Воронов Н. Педагогика живая и мертвая // Высшее образование в России, 2001. — №5. — С.72-81.

20. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика, 2000. — №5. — С.41-59.

21. Востокова Е.В. Формы обучения // Педагогика, 2002. — №4. — С.33-38.

22. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. — М., 1993.

23. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. — М., 1982. -С.363-395.

24. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1996.

25. Гликман И.З. Воспитание или формирование? // Педагогика, 2000. -№5.-С.20»23.

26. Глуханкж Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. — М. — Воронеж, 2003.

27. Гребнев И.В. Дидактика предмета и методика обучения // Педагогика, 2003. -№1. -С. 14-21.

28. Давыдович В. Парадоксы российского сознания // Высшее образование в России, 2002. — №3. — С.149-154.

29. Даринский А.В. Экономическая подготовка школьников // Педагогика, 2000. — №3. — С, 14-18.

30. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика, 2002. — №10. — С. 51-56.

31. Дейнека О.С. Экономическая психология. — СПб., 2000.

32. Демкин В. и др Психолого-педагогические особенности дистанционного образования // Высшее образование в России, 2000.-№3.-С. 124-128.

33. Джемс У. Психология. -Спб., 1992.

34. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцева Г. Введение в общую теорию конфликтов. — М., 1993.

35. Егоров С.Ф. Классическая русская педагогика XIX века: история и современность // Педагогика, 2002. — №4. — С.63-69.

36. Загвязинский В.И., Амонишвили Ш.А., Закирова А.Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика, 2002. — №9. — С. 3-10.

37. Измайлова А.Б. Феномен «запуки» в традиционной русской педагогике // Педагогика, 1997. — №6. — С.98-102.

38. Ильин Г. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России, 2001. — №4. -С.85-92.

39. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. — М., 1998.

40. Клещевский Ю.Н., Копылов В.И. Менеджмент человеческих ресурсов. — Кемерово, 1998.

41. Клещевский Ю.Н. Проблемы управления подготовкой в высшей школе специалистов для предпринимательской деятельности: экономико-организационные аспекты. — Кемерово, 1998.

42. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. — М., 1989.

43. Краснова Г. Институт дистанционного образования // Высшее образование в России, 2002. — №5. — С.123-126.

44. Крегер О., Тыюсон Дж.М. Типы людей. — М., 1995.

45. Кривое Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика, 2003. — №2. — С.11-22.

46. Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог — ребенок -родители» // Педагогика, 2002. — №9. — С.27-32.

47. Курен Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1997. — №2. — С.48-61.

48. Левагина А. Педагогическая коррекция психических состояний студентов // Высшее образование в России, 2001. — №2. — С.50-53.

49. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.

50. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1982.

51. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1996.

52. Логунова Л., Петрунин Ю. Этика: от Абеляра до Ясперса // Высшее образование в России, 2002. — №1. — С. 126-128.

53. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997.

54. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Т.5. -М., 1958.

55. Матвеев В., Попов А. В мире вежливости. — М., 1991.

56. Межличностное общение. Хрестоматия. — СПб., 2001.

57. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.Г. Большой психологический словарь. — М., 2003.

58. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. — М., 1998.

59. Никандров Н.Ф. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998. — №4. — С.3-11.

60. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика, 2000. — №6. — С.28-35.

61. Общая психология // Под. Ред. А.В. Петровского. -М., 1995.

62. Огурцов А. Антипедагогика: вызов постмодернизма // Высшее образование в России, 2002 — №5. — С.79-86.

63. Павленков В. предприниматель в России больше, чем… // Высшее образование в России, 2002. — №4. — С. 156-158.

64. Панова О.И. Л.Ф. Лесгафт о семейном воспитании // Педагогика, 2002.-Ж10.-С.76-79.

65. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. — М., 2002.

66. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. -М., 2001.

67. Петровский Н.В. Психология о каждом и каждому о психологии. -М., 1996.

68. Пидкасистый П.Н. Педагогика. -М., 1995.

69. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. — М., 1999.

70. Практическая психология для менеджеров. -М., 1996.

71. Психологический словарь. — М., 1997.

72. Психология и педагогика // Под ред. Николаеико В.М., Залесова Г.М. и др. — М. — Новосибирск, 2001.

73. Психология личности. Хрестоматия. — СПб, 2002.

74. Психология. Словарь. М., 1996.

75. Психология управления. -М. — Новосибирск, 1997.

76. Психология управления // Под ред. Л.К. Аверченко. — М. -Новосибирск, 2002.

77. Радугин А.А. Психология и педагогика. — М., 1996.

78. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — М. -СПб., 2002.

79. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. — М., 2003.

80. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993.

81. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. — М., 1986.

82. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. -М. — Новосибирск, 1997.

83. Савельев А. Инновационное высшее образование // Высшее образование в России, 2001. — №6. — С.42-45.

84. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика, 2002, — №4. — С. 39-44.

85. Самарец Н.А. Половое воспитание и просвещение детей и подростков в США // Педагогика, 2000. — Аг°9. — С.97-103.

86. Самоукин А.И. и др. Психология бизнеса. — М., 1997.

87. Самсонова Н. Конфликтологическая культура специалиста // Высшее образование в России, 2003. — №1. — С.124-127.

88. Сагтогова Е.Е. Психология развития человека. — М., 2002.

89. Селиванов В.С. Средство воспитания как педагогическая категория // Педагогика, 2000. — №9. — С.34-37.

90. Семейное воспитание. Краткий словарь. — М., 1990.

91. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. -М., 1984.

92. Словарь практического психолога. -Минск, 1997.

93. Смирнов В.И. Педагогическое образование в Г’оссии конца XVIII -нач. XX вв. // Педагогика, 2002. — №5. — С.70-76.

94. Социальная психология и этика делового общения. — М., 1995.

95. Столяренко А.М. Психология и педагогика. — М., 2002.

96. Столяренко Л .Д. Основы психологии. — М., 2003.

97. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. — М., 2003.

98. Сухомлинский А.А. Родительская педагогика. — М., 1977.

99. Сухомлинский В.А. О воспитании. -М., 1973.

100. Творогова Н.Д. Общение: диагностика управления. — М., 2002.

101. Фаст Жд. Язык тела. — М., 1992.

102. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика, 1998. — 38. — С.35-40.

103. Филонов Т.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика, 2002. — №10. — С. 24-29.

104. Фомин Ю.И. Психология делового общения. — Минск, 2000. Ю5.Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее

профессионализации // Вопросы психологии, 1997. — №2. — С.88-94.

106. Харламов И.Ф. Педагогика, — М., 1997.

107. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии, 1997. — №3. — С.102-112.

Ю8.Шикун А.Ф., Филиппова И.М. Управленческая психология. — М., 2002.

109. Шилова М.И., Малиновская Н.И. Черты национального характера: российский вариант // Педагогика, 2002. — №8. — С.24-28.

110. Щуркова Н.И. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

1. Предмет и задачи психологии. Зарождение психологии как науки.

2. Общая психология, ее структура. Основные отрасли психологии.

3. Ощущения, их основные виды.

4. Восприятие. Свойства, виды, нарушения.

5. Внимание. Свойства и виды.

6. Память, ее виды и уровни.

7. Понятие мышления. Виды мышления.

8. Воображение и его виды.

9. Понятие личности. Психологическая структура личности.

10. Общее понятие о темпераменте. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

11. Основные черты характера. Типология характеров.

12. Способности.

13. Воля, основные признаки.

14. Эмоции и чувства.

15. Общение — основа межличностных отношений.

16. Общение как обмен информацией.

17. Общение как взаимодействие.

18. Основные формы межличностного взаимодействия.

19. Коллектив. Социально-психологический климат коллектива.

20. Конфликты. Поведение людей в конфликтных ситуациях.

21. Экономическое сознание и экономическое поведение.

22. Психология предпринимательства.

23. Психология потребителя.

24. Психология денег.

25. Экономико-психологическая адаптация.

26. Предмет и задачи педагогики. Возникновение и развитие педагогики.

27. Основные категории педагогики.

28. Принципы педагогики.

29. Система педагогических наук.

30. Дидактика. Основные понятия.

31. Понятие образования.

32. Содержание образования.

33. Сущность и структура обучения.

34. Основные виды и формы обучения. Традиционное обучение.

35. Дистанционное, развивающее и проблемное обучение.

36. Воспитание процесс целенаправленного формирования личности.

37. Закономерности воспитания.

38. Принципы воспитания.

39. Основные понятия в воспитательном: процессе.

40. Убеждение как средство педагогического воздействия на личность.

41. Упражнение и приучение — методы педагогического воздействия на личность.

42. Методы стимулирования в педагогическом воздействии на личность.

43. Понятия: семья, семейное воспитание, семейная педагогика.

44. Структура и типы семейных отношений.

45. Семья как социокультурная среда развития личности.

46. Сущность и содержание нравственного воспитания.

47. Физическое и трудовое воспитание.

48. Эстетическое воспитание.

49. Правовое воспитание.

50. Экологическое воспитание.