ЗАНЯТИЕ 9. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВВОПРОСЫ:

1. Структура познавательных процессов.

2. Ощущения и восприятие:

а) Определение ощущений, их объективность и субъективность;

б) Основные виды ощущений;

в) Определение восприятия и виды восприятия;

г) Средства восприятия. Нарушение восприятия.

3. Внимание.

а) Понятие о внимании. Виды внимания.

б) Основные свойства внимания.

в) Сосредоточенность и развитие внимания.

4. Память.

а) Общее представление о памяти.

б) Основные процессы памяти.

в) Виды и особенности памяти.

г) Индивидуальные различия памяти у людей.

д) Развитие памяти.

5. Мышление.

а) Сущность мышления как познавательного процесса.

б) Типы и виды мышления.

в) Операции мыслительной деятельности, формы логического мыитения.

г) Индивидуальные различия в мыслительной деятельности.

6. Воображение.

а) Понятие о воображении.

б) Виды воображения,

в) Роль воображения в жизни человека.

7. Структура познавательных процессов.

8. Ощущения и восприятие:

а) Определение ощущений, их объективность и субъективность;

б) Основные виды ощущений;

в) Определение восприятия и виды восприятия;

г) Средства восприятия. Нарушение восприятия.

9. Внимание.

а) Понятие о внимании. Виды внимания.

б) Основные свойства внимания.

в) Сосредоточенность и развитие внимания.

10. Память.

а) Общее представление о памяти.

б) Основные процессы памяти.

в) Виды и особенности памяти.

г) Индивидуальные различия памяти у людей.

д) Развитие памяти.

11. Мышление.

а) Сущность мышления как познавательного процесса.

б) Типы и виды мышления.

в) Операции мыслительной деятельности, формы логического мышления.

г) Индивидуальные различия в мыслительной деятельности.

12. Воображение.

а) Понятие о воображении.

б) Виды воображения.

в) Роль воображения в жизни человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Апостолов Н. «История болезни» советской психологии // Высшее образование в России, 2002. — №2. — С. 158-159.

3 стр., 1090 слов

К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, ...

... К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.   Память. В этом возрасте большие изменения происходят ... ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Ребенок может ... совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически — новый режим ломает ...

2. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопросы психологии. — 1998. — №3. — С.91-104.

3. Введение в психологию // Под. ред. Л.В. I 1сфс тского. М., 1996.

4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 11>8.> Г.2. — С.363-395.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение н общую пси.мипи то М., 1996.

6. Джемс У. Психология. — Спб., 1992.

7. Каплунович И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве // Вопросы психологии, 2004. -№5. — С. 47-56.

8. Лурия А.Р. Внимание и память. — М.: Изд-во МГУ, 1975.

9. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. -М.: Изд-во МГУ, 1975. Ю.Майерс Д, Социальная психология. — СПб., 1997. П.Мещерякова Б.Г., Зинченко В.Г. Большой психологический

словарь.-М., 2003.

12.Немов Р.С. Психология: В 3-х кн.- М., 1998. — Кн.1. 13.Общая психология // Под. Ред. А.В. Петровского. — М., 1995. 14.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. -М., 2001. 15.Петровский Н.В, Психология о каждом и каждому о психологии. —

М., 1996.

16.Психологический словарь. — М., 1997. 17.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М., 2002. 18.Словарь практического психолога. -Минск, 1997. 19.Столяренко Л.Д. Основы психологии. — М., 2003. 20.Яновский М.И. Внимание как критерий оценки состояния сознания // Вопросы психологии. — 2005. — №6. — С.91-97.

 

ЗАНЯТИЕ 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ВОПРОСЫ:

1. Личность.

а) Понятие о личности в психологии.

б) Психологическая структура личности и ее направленность.

в) Социализация личности.

2. Способности.

а) Понятие «способности». Структура и виды способностей.

б) Задатки, способности и индивидуальные различия людей.

в) Развитие способностей.

3. Темперамент.

а) Понятие о темпераменте.

б) Характеристика темпераментов.

в) Темперамент и личность. Темперамент и деятельность. •I, Характер.

и) Структура характера, его основные черты. ч) Типы характеров.

в) Формирование характера.

5. Воля.

а) Понятие о воле.

б) Волевые характеристики личности.

в) Способы и средства развития воли.

6. Чувства и эмоции.

а) Понятие о чувствах, эмоциях и их видах.

б) Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека.

в) Чувства и личность.

3 стр., 1060 слов

ВОПРОС ╣ 4 Общее понятие о возрастных кризисах и их характеристика

... внешности и испытывал по этому поводу огорчение, не влияло на становление его личности. Впервые возникает обобщение переживаний. Успехи и неудач, которые переживает ребенок в каких ...

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреев АЛ. Культурное пространство студента // Педагогика, 2003.-№10.-С.55-66.

2. Баркова Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике // Педагогика, 2002. -№3. — С.74-77,

3. Болотова А.К. Новый взгляд на проблему способностей // Вопросы психологии, 1997. — №2.-С. 136-139.

4. Ведерникова Л.В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию // Педагогика, 2003. — №8. — С.47-53.

5. Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. — М. — Воронеж, 2003.

6. Горбатков А.Н. Две модели динамики связей положительных и отрицательных эмоций // Вопросы психологии, 2004. — №3. — С. 51-64.

7. Давидович В. Парадоксы российского сознания // Высшее образование в России, 2002. — №3. — С. 149-154.

8. Крегер О., Тьюсон Дж.М, Типы людей. — М., 1995.

9. Кречмер Э. Строение тела и характер. — М., 2003.

10. Кривое Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика, 2.003. — №2. — С. 11-22.

И. Левагина А. Педагогическая коррекция психических состояний студентов // Высшее образование в России, 2001. — №2. — С.50-53.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982.

13. Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособие для вузов. — М., 2004.

14. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. — М., 1998.

15. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М., 2001.

16. Психологический словарь. — М., 1997.

17. Психология личности. Хрестоматия. — СПб, 2002.

18. Разорина Л.М. К определению содержания понятия «личность» в советской психологии // Вопросы психологии, 2005. — №1. — С.79-87.

19. Реан А.А., Бордовская Н.В., Рсзум С.И. Психология и педагогика. -М.-СПб., 2002.

20. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. — М., 1986.

21. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. —

М, 1984.

22. Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии // Вопросы психологии, 2004. — №3. — С. 64-71.

23. Филонов Г.Н. Свобода личности и воспитание // Педагогика, 2005. -№9.-С.25-33.

24. Фишман Б.Е. Личность основополагающее понятие педобразования // Педагогика, 2004. — №5. — С.57-61.

25. Фонарёв Н.Р. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии, 2004. — №6. -С.72-83.

26. Шилова М.И., Малиновская Н.И. Черты национального характера: российский вариант // Педагогика, 2002. — №8. — С.24-28.

27. Шиянов Е.Н. Развитие личности средствами психологической практики // Педагогика, 2003. — №4. — С. 16-21.

7 стр., 3489 слов

Детская психология в вопросах и ответах

... заведений, даже хорошо знающие теоретический курспсихологии и педагогики, часто испытывают трудности при анализе и ... рода противоречийвозможно при введении в изучение курса психологии, как детской, oак ипедагогической, большого количества практических ... в период их кризисногоразвития?"”Отвечая на этот вопрос необходимо активизировать мыслительныеоперации сравнения – противопоставления, привлечения ...

ЗАНЯТИЕ 3. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

ВОПРОСЫ:

1. Общение как основа межличностных отношений.

а) Понятие и содержание общения.

б) Цели общения.

2. Общение как восприятие людьми друг друга.

а) Понятие перцепции.

б) Идентификация и рефлексия.

3. Общение как обмен информацией.

а) Коммуникативная сторона общения.

б) Типы информации и средства коммуникации.

4. Общение как взаимодействие.

а) Интерактивная сторона общения.

б) Типы взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. — М., 1991.

2. Андреева Г.М. Социальная психология, — М., 1994.

3. Баркер А. Как улучшать навыки общения. — СПб., 2003.

4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. — М., 1998.

5. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов — путь к успех}’. — СПб., 2000.

6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М., 1997.

7. Курен Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1997. — №2. — С.48-61.

8. Леонтьев А. А. Психология общения. — М., 1997.

9. Мальханова И.А. Деловое общение. — М., 2003.

10. Межличностное общение. Хрестоматия. -СПб., 2001.

11. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. — М., 1998.

12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М., 2001.

13. Практическая психология для менеджеров. — М., 1996.

14. Психология. Словарь. -М., 1996.

15. Психология управления // Под ред. Л.К. Аверченко. — М. -Новосибирск, 2002.

16. Рабочая книга практического психолога. — М., 1996.

17. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. -М. — Новосибирск, 1997.

18. Социальная психология и этика делового общения. -М., 1995.

19. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. — М., 2003.

20. Творогова Н.Д. Общение: диагностика управления. — М., 2002.

21. Тумина Л. Риторика делового общения // Высшее образование в России, 2004. — №7. — С.50-

22. Фаст Жд. Язык тела. — М., 1992.

23. Фомин Ю.И. Психология делового общения. — Минск, 2000.

ЗАНЯТИЕ 4. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ВОПРОСЫ:

1. Основные формы межличностного взаимодействия.

2. Коллектив и его социально-психологический климат.

12 стр., 5520 слов

Педагогика межнационального общения

... предмету «Педагогика» в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования является «Педагогика межнационального общения». Данное ... отделения, обучающимся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Печатается по решению учебно-методического совета ... проблемы межнационального общения. 4 4 Тема 2. Современное этносоциальное развитие России. 2 2 ...

а) Понятие коллектива.

б) Социально-психологический климат коллектива.

в) Управление коллективом. 3. Конфликты.

а) Основные понятия и социально-психологические причины.

б) Типы конфликтов.

в) Пути успешного решения конфликта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1983.

2. Борисова Е.М. и др. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии, 1997. — №2. -С. 112-122.

3. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. -М., 1995.

4. Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. М. — Воронеж, 2003.

5. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцева Г. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993.

6. Засимовский А.В. Нравственно-волевое воспитание с позиций конфликтологии // Педагогика, 2004. — №3. — С.48-53.

7. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. — М., 1998.

8. Клещевский Ю.Н., Копылов В.И. Менеджмент человеческих ресурсов. — Кемерово, 1998.

9. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. — М., 2002.

10. Практическая психология для менеджеров. -М., 1996.

11. Психология управления. — М. — Новосибирск, 1997.

12. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. — М., 2003.

13. Самоукин А.И. и др. Психология бизнеса. — М., 1997.

14. Самсонова Н. Конфликтологическая культура специалиста // Высшее образование в России. 2003. -№1. -С.124-127.

15. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии, 1997. — №3. — С.102-112.

16. Шикуй А.Ф., Филиппова И.М. Управленческая психология. — М., 2002.

ЗАНЯТИЕ 5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ВОПРОСЫ:

1. Экономическая психология.

а) Экономическое сознание и его структура.

б) Понятие об экономическом поведении.

2. Психология предпринимательства.

а) Объективные психологические предпосылки развития предпринимательства.

б) Внутренние предпосылки развития предпринимательства.

3. Психология денег. Влияние денег на сознание и поведение людей.

4. Психология потребителя.

5. Экономико-психологическая адаптация.

а) Экономическое благополучие и бедность.

б) Экономико-психологическая адаптация россиян.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баранов Г.С., Баранова Н.А. Рынок и этика. — Кемерово, 2001.

2 стр., 507 слов

Введение в коррекционную педагогику и специальную психологию.

... необходимо ввести понятие дефекта. В специальной психологии и коррекционной педагогике он рассматривается как временный или постоянный недостаток ... Дети с такими нарушениями требуют особого ухода, воспитания и обучения. Ни в коем случае нельзя ... своеобразии социально-психического развития ребёнка. Современная специальная психология работает с детьми, имеющими нарушения в социально-психологической ...

2. Веселков Ф., Ковалев С., Мац Л. Информационная подготовка экономистов // Высшее образование в России, 2001. — №2. — С.62-66.

3. Даринский А.В. Экономическая подготовка школьников // Педагогика, 2000. — №3. — С. 14-18.

4. Дейнека О.С. Экономическая психология. — СПб., 2000.

5. Клещевский Ю.Н., Копылов В.И. Менеджмент человеческих ресурсов. — Кемерово, 1998.

6. Клещевский Ю.Н. Проблемы управления подготовкой в высшей школе специалистов для предпринимательской деятельности: экономико-организационные аспекты. — Кемерово, 1998.

7. Мандрикова ЕЛО. Особенности психологического времени безработных // Вопросы психологии, 2005. — №6. — С.54-62.

8. Мишаткина Т., Порус В. Этика бизнеса: ориентация на успех, справедливость и демократию // Высшее образование в России, 2005. — №9.-С. 111-123.

9. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. — М., 1998.

10. Павленков В. Предприниматель в России больше, чем… //Высшее образование в России, 2002. — №4. — С. 156-158.

11. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. — М., 1999.

12. Практическая психология для менеджеров. — М., 1996.

13. Психология // Под ред. А.А. Крылова. — М., 1998.

14. Психология управления // Под ред. Л.К. Аверченко и др. -М.­Новосибирск, 2002.

15. Самоукин А.И. и др. Психология бизнеса. — М., 1997.

16. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии, 1997. — №2. — С.88-94.

17. Щедрина Е.В. О психологии бизнеса — доступно и интересно // Вопросы психологии, 2005. — №5. — С. 144-147.

ЗАНЯТИЕ 6. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ПРИНЦИПЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ВОПРОСЫ:

1. Определение образования. Образование как процесс.

2. Содержание образования.

а) Элементы содержания образования.

б) Основные направления содержания образования.

в) Требования, предъявляемые к содержанию образования.

3. Основные педагогические принципы.

а) Понятие педагогических принципов.

б) Содержание основных педагогических принципов.

в) Особенности педагогических принципов.

4. Виды обучения.

5. Формы обучения.

а) Виды форм обучения.

б) Традиционное и дистанционное обучение.

в) Развивающее и проблемное обучение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арутюнян М. Мировоззрение и образование // Высшее образование в России, 2004. — №12. — С.32-37.

8 стр., 3824 слов

Ушинский о целях образования и воспитания

... сознания детей. Воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образования должно находиться ... возможно больше. После возвращения в Россию (1867) он прожил недолго: ... высоким, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считал патриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее». Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека; воспитание ...

2. Буров В. и др. Психологическая культура и образование в XXI веке // Высшее образование в России, 2000. — №2. — С.8-13.

3. Бойко А. Еще раз о предметном обучении // Высшее образование в России, 2001. — №2. — С. 129-131.

4. Болотин И., Киринюк А. Открытое образование. Дистанционное // Высшее образование в России, 2003. — №3. — С.75-81.

5. Воронов Н. Педагогика живая и мертвая // Высшее образование в России, 2001. — №5. — С.72-81.

6. Востокова Е.В. Формы обучения // Педагогика, 2002. — №4. — С,33-38.

7. Грищенко Л.И. Макаренко: педагогика, устремленная в будущее // Педагогика, 2003. — №2. — С.63-67.

8. Демкин В. и др. Психолого-педагогические особенности дистанционного образования // Высшее образование в России, 2000. -№3._ С. 124-128.

9. Джамалудииов Г. Образование — это и воспитание // Высшее образование в России, 2004. — №9. — С. 115-118.

10. Егоров С.Ф. Классическая русская педагогика XIX века: история и современность // Педагогика, 2002. — №4. — С.63-69.

П.Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Шалыгина И.В. Содержание образования: культурологический подход // Педагогика, 2005. -№1.-С.13-19.

12. Игнатьева Г. Деятельное содержание образования // Высшее образование в России, 2003. — №5. — С.64-74.

13. Клеева А.Л. ДО как средство повышения квагщфикации // Высшее образование в России, 2004. — №9. — С. 165-168.

14. Кочнев А. и др. Инновационная образовательная деятельность // Высшее образование в России, 2004. — №8. — С.75-89.

15. Краснова Г. Институт дистанционного образования // Высшее образование в России, 2002. — №5. — С. 123-126.

16. Кроль В. и др. Формы представления видеопродукции в ДО // Высшее образование в России, 2003. — №6. — С.77-83.

17. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1996.

18. Монахов В.М, Проектирование современной модели дистанционного образования // Педагогика, 2004. — №6. — С.11-20.

19. Надолинская Л.Н. Влияние тендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика, 2004. — №5. — С.30-35.

20. Огурцов А. Антипедагогика: вызов постмодернизма // Высшее образование в России, 2002 — №5. — С.79-86.

21. Пидкасистый П.Н. Педагогика. -М., 1995.

22. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. — М., 1999.

23. Психология и педагогика // Под ред. Николаенко В.М., Залесова Г.М. и др. — М. — Новосибирск, 2001.

24. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993.

25. Савельев А. Инновационное высшее образование // Высшее образование в России, 2001. — №6. — С.42-45.

26. Смирнов В.И. Педагогическое образование в России конца XVIII -нач. XX вв. // Педагогика, 2002. — №5. — С.70-76.

16 стр., 7785 слов

Предмет курса педагогика и психология высшего образования

... педагогика и психология высшего образования 1.1 О предмете педагогики 1.2 О предмете психологии высшего образования Раздел 2. Современное состояние высшего образования 2.1 Первые высшие учебные заведения в России ... высшего образования выступают психологические закономерности и условия эффективности процессов обучения и воспитания в высшей школе Методическая основа психологии высшего образования ...

27. Столяренко А.М. Психология и педагогика. — М., 2002.

28. Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1997.

ЗАНЯТИЕ 7. ВОСПИТАНИЕ: ЦЕЛИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ

ВОПРОСЫ:

1. Общее представление о воспитании. Основные понятия в воспитательном процессе.

2. Цели и средства воспитательного процесса.

3. Психологические характеристики закономерностей воспитания.

4. Принципы воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. — М., 1993.

2. Гликман И.З. Воспитание или формирование? // Педагогика, 2000. -№5.-С.20-23.

3. Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Воспитание в современной России // Педагогика, 2005. — №10. — С.3-18.

4. Джамалудинов Г. Образование — это и воспитание // Высшее образование в России, 2004. — №9. — С.115-118.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1996.

6. Никандров Н.Ф. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998. — №4. — С.3-11.

7. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика, 2000. — №6. — С.28-35.

8. Пидкасистый П.Н. Педагогика. — М., 1995.

9. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. Кн.2. — М., 1999.

10. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993.

11. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1973.

12. Харламов И.Ф. Педагогика. -М., 1997.

13. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика, 2003. — №3. — С.52-60.

14. Филонов Г.Н. Воспитание: Традиции и современность // Педагогика, 2003. — №7. — С. 15-21.

15. Щуркова Н.И. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994.

ЗАНЯТИЕ 8. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ

ВОПРОСЫ:

1. Сущность методов и приемов воспитания.

2. Убеждение и его составляющие.

а) Разнообразие методов убеждения.

б) Педагогические требования к применению методов убеждения.

3. Упражнение и приучение.

а) Понятия упражнения и приучения.

б) Основные виды упражнений.

4. Методы стимулирования.

а) Сущность и функции стимулирования в педагогическом, воздействии.

б) Соревнование.

в) Поощрение и наказание.

5. Выбор методов воспитания.

а) Причины определяющие выбор методов воспитания.

б) Правила выбора методов воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

13 стр., 6101 слов

Использование вальдорфской педагогики в современном дошкольном образовании

... по вальдорфской системе. Объект работы: специальное образование детей с умственной отсталостью. Предмет работы: использование вальдорфской педагогики в в системе обучения и воспитания детей. Задачи: ·рассмотреть теоретические основы ... в большинстве развитых стран мира, в том числе около 100 школ в России и странах СНГ [3]. В вальдорфских детских садах и школах дети с ...

1. Гребнев И.В. Дидактика предмета и методика обучения // Педагогика, 2003. — № 1. — С. 14-21.

2. Ильин Г. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России, 2001. — №4. — С.85-92.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. -М., 1996.

5. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Т.5. -М., 1958.

6. Матвеев В., Попов А. В мире вежливости. — М., 1991.

7. Пидкасистый П.Н. Педагогика. — М., 1995.

8. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. — М., 1999.

9. Радугин А.А. Психология и педагогика. — М., 1996.

10. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. И.Селиванов В.С. Средство воспитания как педагогическая

категория // Педагогика, 2000. — №9. — С.34-37.

12. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика, 1998. — 38. — С.35-40.

ЗАНЯТИЕ 9. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

ВОПРОСЫ:

1. Понятия «семья», «семейное воспитание».

2. Характерные черты семейного воспитания.

3. Семейная педагогика об условиях и основных типах семейного воспитания.

4. Показатели родительского поведения и причины неправильного родительского воспитания.

5. Характеристика семейной политики и состояние демографии в Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. -М., 1993.

2. Гранкин А.Ю. Е.А. Арекин о семейном воспитании // Педагогика, 2004. -№6. -С.80-85.

3. Измайлова А.Б. Феномен «запуки» в традиционной русской педагогике // Педагогика, 1997. — №6. — С.98-102.

4. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. — М., 1989.

5. Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог — ребенок -родители» // Педагогика, 2002. — №9. — С.27-32.

6. Новикова Л.И. Повседневность и семья как воспитательное пространство // Педагогика, 2003. — №6. — С.67-74.

7. Панова О.И. Л.Ф. Лесгафт о семейном воспитании // Педагогика, 2002. -№10.-С.76-79.

8. Пидкасистый П.Н. Педагогика. -М., 1995.

9. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. — М., 1999.

10. Психология и педагогика // Под ред. Николаенко В.М., Залесова Г.М. и др. — М. — Новосибирск, 2001.

11. Самарец Н.А. Половое воспитание и просвещение детей и подростков в США // Педагогика, 2000. — №9. — С.97-103.

12. Семейное воспитание. Краткий словарь. — М., 1990.

13. Соболева М.В., Батуева А.С. Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка первых полутора лет жизни // Вопросы психологии, 2004. — №5. — С. 11-20.

14. Сухомлинский А.А. Родительская педагогика. — М., 1977.

15. Холмогорова А.Б. и др. Семейные факторы депрессии // Вопросы психологии, 2005. — №6. — С.63-71.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

1. Зарождение и развитие психологии как науки.

2. Общие и специальные отрасли психологии.

3. Основные проблемы общей психологии.

4. Значение психологических знаний для предпринимательской

деятельности.

5. Роль и виды ощущений у человека.

6. Основные параметры ощущений.

7. Восприятия и их свойства.

8. Сложные формы восприятия.

9. Факторы, влияющие на формирование образов.

10. Иллюзии и их виды.

11. Внимание и его психологические свойства.

12. Физиологические основы внимания.

13. Виды памяти у человека.

14. Индивидуальные особенности и нарушение памяти.

15. Приемы совершенствования памяти человека.

16. Понятие воображения и его виды.

17. Воображение в художественной, научной и практической деятельности человека.

18. Сновидения, галлюцинации, грёзы.

19. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью.

20. Развитие мышления.

21. Виды и функции речи.

22. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности.

23. Социализация личности.

24. Проблемы устойчивости личности.

25. Проблема нормы и патологии в развитии личности.

26. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

27.Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия.

28. Психические особенности индивида, обусловленные свойствами темперамента.

29. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

30. Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

31. Влияние семьи на формирование характера.

32. Классификация черт характера.

33. Место характера в общей структуре личности.

34. Национально-психологические особенности характера.

35. Понятие, признаки и проявление воли у человека.

36. Волевой акт и его структура.

37. Основные направления и пути развития воли.

38. Виды эмоций и формы их проявлений.

39. Распознавание эмоций по выражению лица.

40. Мотивация и эмоции у человека и животных.

41. Стресс и фрустрация. Стрессоустойчивость человека.

42. Виды общения у животных. »43. Виды общения у человека.

44. Психологические аспекты делового общения.

45. Социально-психологические проблемы деловых отношений.

46. Интимные отношения между людьми.

47. Психология межличностных отношений.

48. Социально-психологический климат коллектива.

49. Конфликты. Основные понятия и причины.

50. Типология стилей и стратегий поведения в конфликтной ситуации.

51. Экономическое сознание и поведение.

52. Психологический портрет предпринимателя.

53. Психология потребителя.

54. Экономико-психологическая адаптация в условиях материального благополучия и бедности.

55. История развития педагогических знаний.

56. Педагогика как теория обучения и воспитания.

57. Система педагогических наук.

58. Дидактика. Основные понятия.

59. Направления содержания образования и их составные части.

60. Структура обучения.

61. Основные педагогические принципы.

62. Методы обучения и воспитания.

63. Традиционное обучение.

64. Дистанционное обучение.

65. Развивающее обучение.

66. Проблемное обучение.

67. Бинарные методы обучения.

68. Воспитание — процесс формирования личности.

69. Системы и структуры воспитательного процесса.

70. Диагностика воспитанности.

71. Педагогические требования к применению методов убеждения.

72. Упражнение и приучение — методы педагогического воздействия на личность.

73. Методы стимулирования в педагогическом воздействии на личность.

74. Наказание — один из старейших методов воспитания.

75. Семья как социокультурная среда развития личности.

76. Правила семейного воспитания.

77. Причины неправильного родительского воспитания.

78. Характеристика семейной политики и демографии в России.

79. Общечеловеческие аспекты гражданского воспитания.

80. Критерии нравственного и эстетического воспитания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

1. Античные и древневосточные психологические воззрения.

2. Учение о душе в эпоху средневековья.

3. Формирование психологических концепций в XVII — XVIII вв.

4. Развитие психологии в XIX веке.

5. Основные направления психологической мысли в XX веке.

6. Развитие отечественной психологии в XIX — XX вв.

7. Общая психология и ее структура.

8. Общие психофизические закономерности ощущений.

9. Особенности зрительных, слуховых и других видов ощущений.

10. Нейрофизиологические основы и классификация восприятия.

11. Индивидуальные различия в восприятии.

12. Восприятие человеком окружающей его предметной среды.

13. Виды и свойства внимания.

14. Понятие памяти, ее нейрофизиологические основы.

15. Виды и функции памяти.

16. Нарушение памяти.

17. Виды мышления, структура мыслительной деятельности.
1.8. Творческое мышление.

 

19. Интеллект человека.

20. Понятие воображения и его основные виды.

21. Взаимосвязь биологических и социальных факторов
психическом развитии личности.

22. Темперамент и его связь с основными свойствами личности.

23. Характер, основные типы.

24. Возрастные особенности характера.

25. Понятие воли. Формирование волевых качеств личности.

26. Простые и сложные волевые действия.

27. Свойства и виды эмоций.

28. Высшие эмоции — чувства.

29. Понятие общения, его функции и структура.

30. Основные средства общения.

31. Коллектив. Его социально-психологический климат.

32. Управление конфликтными отношениями.

33. Психология потребителя.

34. Психология денег.

35. Возникновение и основные этапы развития педагогики.

36. Объект, предмет и задачи педагогики.

37. Система педагогических наук.

38. Понятие и содержание образования.

39. Образовательная система России. Эволюция и современное состояние.

40. Основные педагогические принципы.

41. Основные формы и виды обучения.

42. Традиционное обучение.

43. Дистанционное обучение.

44. Развивающее обучение.

45. Проблемное обучение.

46. Цели и средства воспитательного процесса.

47. Закономерности воспитательного процесса.

48. Принципы воспитания.

49. Убеждение как средство педагогического воздействия на личность.

50. Упражнение и приучение — методы педагогического воздействия на личность.

51. Методы стимулирования в педагогическом воздействии на личность.

52. Семья как социокультурная среда развития личности.

53. Структура и типы семейных отношений.

54. Семейные конфликты и их причины.

55. Характеристика семейной политики и состояние демографии в РФ.

56. Гражданское воспитание.

57. Нравственное воспитание.

58. Правовое воспитание.

59. Эстетическое воспитание.

60. Экологическое воспитание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. -М, 1993.

2. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. — М., 1991.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1994.

‘1. Апостолов И. «История болезни» советской психологии //Высшее о6р;| ит;шие и России, 2,002. — №2. — С.158-159.

5. Баранов Г.С., Баранова Н.А. Рынок и этика. — Кемерово, 2001.

6. Баркер А. Как улучшать навыки общения. — СПб., 2003.

7. Баркова Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике // Педагогика, 2002. — №3. — С.74-77.

8. Бодапев А.А. Личность и общение. — М., 1983.

9. Бойко А. Еще раз о предметном обучении // Высшее образование в России, 2001. — №2. -С. 129-131.

10. Борисова Е.М. и др. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии, 1997. — №2. — С.112-122.

11. Болотова А.К. Новый взгляд на проблему способностей // Вопросы психологии, 1997.-№2. -С. 136-139.

12. Бороздина Г.В. Психология делового общения. -М., 1998.

13. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. -М., 1995.

14. Буров В. и др. Психологическая культура и образование в XXI веке // Высшее образование в России, 2000. — №2. — С.8-13.

15. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопросы психологии, 1998. — №3. -С.91-104.

16. Введение в психологию // Под. Ред. А.В. Петровского. — М., 1996.

17. Веселков Ф., Ковалев С., Мац Л. Информационная подготовка экономистов II Высшее образование в России, 2001. — №2. — С.62-66.

18. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов — путь к успеху. — СПб., 2000.

19. Воронов Н. Педагогика живая и мертвая // Высшее образование в России, 2001. — №5. — С.72-81.

20. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика, 2000. — №5. — С.41-59.

21. Востокова Е.В. Формы обучения // Педагогика, 2002. — №4. — С.33-38.

22. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. — М., 1993.

23. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. — М., 1982. -С.363-395.

24. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1996.

25. Гликман И.З. Воспитание или формирование? // Педагогика, 2000. -№5.-С.20»23.

26. Глуханкж Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. — М. — Воронеж, 2003.

27. Гребнев И.В. Дидактика предмета и методика обучения // Педагогика, 2003. -№1. -С. 14-21.

28. Давыдович В. Парадоксы российского сознания // Высшее образование в России, 2002. — №3. — С.149-154.

29. Даринский А.В. Экономическая подготовка школьников // Педагогика, 2000. — №3. — С, 14-18.

30. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика, 2002. — №10. — С. 51-56.

31. Дейнека О.С. Экономическая психология. — СПб., 2000.

32. Демкин В. и др Психолого-педагогические особенности дистанционного образования // Высшее образование в России, 2000.-№3.-С. 124-128.

33. Джемс У. Психология. -Спб., 1992.

34. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцева Г. Введение в общую теорию конфликтов. — М., 1993.

35. Егоров С.Ф. Классическая русская педагогика XIX века: история и современность // Педагогика, 2002. — №4. — С.63-69.

36. Загвязинский В.И., Амонишвили Ш.А., Закирова А.Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика, 2002. — №9. — С. 3-10.

37. Измайлова А.Б. Феномен «запуки» в традиционной русской педагогике // Педагогика, 1997. — №6. — С.98-102.

38. Ильин Г. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России, 2001. — №4. -С.85-92.

39. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. — М., 1998.

40. Клещевский Ю.Н., Копылов В.И. Менеджмент человеческих ресурсов. — Кемерово, 1998.

41. Клещевский Ю.Н. Проблемы управления подготовкой в высшей школе специалистов для предпринимательской деятельности: экономико-организационные аспекты. — Кемерово, 1998.

42. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. — М., 1989.

43. Краснова Г. Институт дистанционного образования // Высшее образование в России, 2002. — №5. — С.123-126.

44. Крегер О., Тыюсон Дж.М. Типы людей. — М., 1995.

45. Кривое Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика, 2003. — №2. — С.11-22.

46. Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог — ребенок -родители» // Педагогика, 2002. — №9. — С.27-32.

47. Курен Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1997. — №2. — С.48-61.

48. Левагина А. Педагогическая коррекция психических состояний студентов // Высшее образование в России, 2001. — №2. — С.50-53.

49. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.

50. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1982.

51. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1996.

52. Логунова Л., Петрунин Ю. Этика: от Абеляра до Ясперса // Высшее образование в России, 2002. — №1. — С. 126-128.

53. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997.

54. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Т.5. -М., 1958.

55. Матвеев В., Попов А. В мире вежливости. — М., 1991.

56. Межличностное общение. Хрестоматия. — СПб., 2001.

57. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.Г. Большой психологический словарь. — М., 2003.

58. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. — М., 1998.

59. Никандров Н.Ф. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998. — №4. — С.3-11.

60. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика, 2000. — №6. — С.28-35.

61. Общая психология // Под. Ред. А.В. Петровского. -М., 1995.

62. Огурцов А. Антипедагогика: вызов постмодернизма // Высшее образование в России, 2002 — №5. — С.79-86.

63. Павленков В. предприниматель в России больше, чем… // Высшее образование в России, 2002. — №4. — С. 156-158.

64. Панова О.И. Л.Ф. Лесгафт о семейном воспитании // Педагогика, 2002.-Ж10.-С.76-79.

65. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. — М., 2002.

66. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. -М., 2001.

67. Петровский Н.В. Психология о каждом и каждому о психологии. -М., 1996.

68. Пидкасистый П.Н. Педагогика. -М., 1995.

69. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. — М., 1999.

70. Практическая психология для менеджеров. -М., 1996.

71. Психологический словарь. — М., 1997.

72. Психология и педагогика // Под ред. Николаеико В.М., Залесова Г.М. и др. — М. — Новосибирск, 2001.

73. Психология личности. Хрестоматия. — СПб, 2002.

74. Психология. Словарь. М., 1996.

75. Психология управления. -М. — Новосибирск, 1997.

76. Психология управления // Под ред. Л.К. Аверченко. — М. -Новосибирск, 2002.

77. Радугин А.А. Психология и педагогика. — М., 1996.

78. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — М. -СПб., 2002.

79. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. — М., 2003.

80. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993.

81. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. — М., 1986.

82. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. -М. — Новосибирск, 1997.

83. Савельев А. Инновационное высшее образование // Высшее образование в России, 2001. — №6. — С.42-45.

84. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика, 2002, — №4. — С. 39-44.

85. Самарец Н.А. Половое воспитание и просвещение детей и подростков в США // Педагогика, 2000. — Аг°9. — С.97-103.

86. Самоукин А.И. и др. Психология бизнеса. — М., 1997.

87. Самсонова Н. Конфликтологическая культура специалиста // Высшее образование в России, 2003. — №1. — С.124-127.

88. Сагтогова Е.Е. Психология развития человека. — М., 2002.

89. Селиванов В.С. Средство воспитания как педагогическая категория // Педагогика, 2000. — №9. — С.34-37.

90. Семейное воспитание. Краткий словарь. — М., 1990.

91. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. -М., 1984.

92. Словарь практического психолога. -Минск, 1997.

93. Смирнов В.И. Педагогическое образование в Г’оссии конца XVIII -нач. XX вв. // Педагогика, 2002. — №5. — С.70-76.

94. Социальная психология и этика делового общения. — М., 1995.

95. Столяренко А.М. Психология и педагогика. — М., 2002.

96. Столяренко Л .Д. Основы психологии. — М., 2003.

97. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. — М., 2003.

98. Сухомлинский А.А. Родительская педагогика. — М., 1977.

99. Сухомлинский В.А. О воспитании. -М., 1973.

100. Творогова Н.Д. Общение: диагностика управления. — М., 2002.

101. Фаст Жд. Язык тела. — М., 1992.

102. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика, 1998. — 38. — С.35-40.

103. Филонов Т.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика, 2002. — №10. — С. 24-29.

104. Фомин Ю.И. Психология делового общения. — Минск, 2000. Ю5.Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее

профессионализации // Вопросы психологии, 1997. — №2. — С.88-94.

106. Харламов И.Ф. Педагогика, — М., 1997.

107. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии, 1997. — №3. — С.102-112.

Ю8.Шикун А.Ф., Филиппова И.М. Управленческая психология. — М., 2002.

109. Шилова М.И., Малиновская Н.И. Черты национального характера: российский вариант // Педагогика, 2002. — №8. — С.24-28.

110. Щуркова Н.И. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

1. Предмет и задачи психологии. Зарождение психологии как науки.

2. Общая психология, ее структура. Основные отрасли психологии.

3. Ощущения, их основные виды.

4. Восприятие. Свойства, виды, нарушения.

5. Внимание. Свойства и виды.

6. Память, ее виды и уровни.

7. Понятие мышления. Виды мышления.

8. Воображение и его виды.

9. Понятие личности. Психологическая структура личности.

10. Общее понятие о темпераменте. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

11. Основные черты характера. Типология характеров.

12. Способности.

13. Воля, основные признаки.

14. Эмоции и чувства.

15. Общение — основа межличностных отношений.

16. Общение как обмен информацией.

17. Общение как взаимодействие.

18. Основные формы межличностного взаимодействия.

19. Коллектив. Социально-психологический климат коллектива.

20. Конфликты. Поведение людей в конфликтных ситуациях.

21. Экономическое сознание и экономическое поведение.

22. Психология предпринимательства.

23. Психология потребителя.

24. Психология денег.

25. Экономико-психологическая адаптация.

26. Предмет и задачи педагогики. Возникновение и развитие педагогики.

27. Основные категории педагогики.

28. Принципы педагогики.

29. Система педагогических наук.

30. Дидактика. Основные понятия.

31. Понятие образования.

32. Содержание образования.

33. Сущность и структура обучения.

34. Основные виды и формы обучения. Традиционное обучение.

35. Дистанционное, развивающее и проблемное обучение.

36. Воспитание процесс целенаправленного формирования личности.

37. Закономерности воспитания.

38. Принципы воспитания.

39. Основные понятия в воспитательном: процессе.

40. Убеждение как средство педагогического воздействия на личность.

41. Упражнение и приучение — методы педагогического воздействия на личность.

42. Методы стимулирования в педагогическом воздействии на личность.

43. Понятия: семья, семейное воспитание, семейная педагогика.

44. Структура и типы семейных отношений.

45. Семья как социокультурная среда развития личности.

46. Сущность и содержание нравственного воспитания.

47. Физическое и трудовое воспитание.

48. Эстетическое воспитание.

49. Правовое воспитание.

50. Экологическое воспитание.