Экологическое сознание и экологическое образование человека

Содержание

1. Экологическое сознание

2. Экологическое образование

3. Формирование экологической культуры

Выводы и рекомендации

Библиографический список

1. Экологическое сознание

Осмысление остроты экологического кризиса и необходимости смены, мировоззренческих и ценностных ориентиров напрямую связано с проблемой изменения сознания, как широких масс населения, так и лиц, принимающих ответственные решения — политиков, менеджеров крупных корпораций, учёных, руководителей общественных организаций, идеологов и представителей СМИ. Это предполагает особое внимание к проблеме формирования экологического сознания в широком смысле слова.

Сознание — высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

Сознание возникает в процессе трудовой общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, который так же древен, как и сознание.

Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию.

Способ его отношения к действительности определён приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

В общении собственная жизнедеятельность человека предстаёт перед ним и как деятельность других. Поэтому и каждое своё действие он оценивает общей ему с другими людьми общественной мерой.

Человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и её предмета, оценивая их мерой исторически накопленных знаний. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, с осознанием, способ его отношения к миру и называется сознанием.

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, поскольку они являются частью сознания, постольку обладают определённым значением и смыслом.

Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание.

Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом (общественное сознание).

Нельзя отождествлять сознание только со знанием и языковым мышлением. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического мышления вообще не существует.

Мышление — не переработка информации, а деятельное, чувственно-предметное, целенаправленное изменение действительности в соответствии с её собственной сущностью.

Языковое мышление — оперирование «идеализированными предметами», т.е. значениями и смыслами слов, знаков, символов и т.п. — есть только одна из форм действительного мышления человека. С другой стороны, нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», т.е. считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определённое время как бы «за порогом» сознания (подсознательное).

Сознание, вобрав исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом и новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю деятельность человека.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно- ... Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны ...

Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя.

Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение её с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоёв, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Становление экологического сознания идёт по четырём направлениям: научному (проявляется в стремлении реализовать на практике знания о существующих в природе связях о том, как можно избежать их нарушения в ходе производственной деятельности); экономическому (через осознание экономической невыгодности производственной деятельности, разрушающей природу); культурному (выражается в желании сохранить природу как элемент культурной среды); политическому (проявляется в стремлении людей создать условия, соответствующие достоинству человека).

То есть цель экологического сознания — переориентация человеческого мировоззрения [4, c. 75].

Таким образом, экологическое сознание — это форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно — реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество — природа».

Основной компонент содержания экосознания — осознание ценности жизни и опасности её деградации, потребность её сохранения, а также осознание ограниченности ресурсов природы, интегральной частью которой является человек; необходимости отказа от доминирования человека над природой и установления динамического равновесия между природными системами и человеческой системой; экологического кризиса, как общественного кризиса; глобального характера экологического кризиса; необходимости решения экологического кризиса; к необходимости разработки глобальной стратегии развития, как предпосылки существования жизни, и т.д.

В структуре экологического сознания различаются три относительно самостоятельных компонента: рациональный, чувственно-эмоциональный, поведенческоволевой, которым соответствуют экологические знания, оценка экологической ситуации и экологическое поведение.

Для формирования благоприятного профессионального экологического сознания необходимы: соответствующие законы, делающие экологически чистые предприятия более выгодными (например, через налоговые льготы); общественное мнение (усиление обыденного экологического сознания путём его активного формирования лидерами «зелёных» движений и пр.); экологическое воспитание и образование с детских лет.

Экологическое сознание как основа экологической политики может быть консервативным и прогрессивным [3, c. 15].

Рассмотрение экологического сознания как самостоятельного феномена массового сознания позволяет предложить классификацию по следующим основаниям: гносеологическое (чувственное, рациональное и иррациональное); аксиологическое (высокая, низкая, средняя степени озабоченности экологической ситуацией); практическое (активное и пассивное) [4, c. 10].

Регулятивная функция экологического сознания включает в свой арсенал механизмы регулирования человеческой деятельности от нормативно-стимулирующих (нормы, запреты, традиции, обряды, обычаи) до ценностно-ориентационных (цели, ценности, идеалы).

Таким образом, регуляция соответствующего поведения является главной функцией экологического сознания.

В массовом сознании стихийно сложились ряд типов объяснения экологической ситуации, в рамках которых осуществляется: индивидуально-этический, правовой, организационно-производственный, технологический, эстетический подходы.

2. Экологическое образование

Формирование экологического сознания тесно связано с экологическим образованием. Экообразование стало одним из фундаментальных направлений научных исследований и деятельности международных организаций ООН, особенно ЮНЕСКО и ЮНЕП. Под эгидой этих организаций был проведён ряд международных форумов по данной проблеме.

Во всех проведённых конференциях был сделан вывод, что экологическое образование является не только интегральной частью образовательных программ, но и всех форм общественного влияния на развитие общественного сознания и человеческого поведения. И что образование «по окружающей среде» должно изучаться в школах всех степеней от начального до высшего образования, входить в учебные программы по всем предметам и тем самым способствовать пониманию единства окружающей среды и воздействия человека на природу.

Таким образом, основой экологического образования должно стать глубокое осознание принципиального единства фундаментальных законов природы на всех уровнях самоорганизации — физическом, химическом, биологическом и психическом. Экологизация всей системы образования предполагает усиление интегрального взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания, усиление гуманистического компонента образовательного процесса.

В системе экологического образования можно выделить такие компоненты, как научный, нормативный и ценностный [2, c. 18].

Они находятся в постоянном взаимовлиянии и взаимодействии. Научный компонент составляет теоретическую и методологическую основу в разработке стратегии взаимодействия человека с окружающей средой, в поиске путей разрешения углубляющихся экологических противоречий. Теоретический фундамент экологического образования образуют ведущие идеи, концепции естественнонаучного и гуманитарного знания, результаты исследования фундаментальных и прикладных дисциплин, продуктивная интеграция которых позволяет выявить способы усиления жизнеспособности экологических и социально-экологических систем. В качестве теоретической первоосновы эколого-образовательных программ может стать концепция экоэволюции человека и природы. Поэтому утверждение экологической парадигмы в образовательном процессе существенно повышает значимость нормативного и ценностного компонентов. Нормативная составляющая раскрывается в системе нравственных, правовых и эстетических принципов, а также норм и правил экологического характера, определяющих отношение общества и человека к окружающей среде, ресурсам. Ценностный компонент экологического образования составляют идеалы, идеи и цели, представляющие природу как универсальную ценность, как самоценность.

В основе такого представления оказывается понимание неразрывной, органической взаимосвязи человека с биосферой планеты, с космосом в целом. То есть ценность природного бытия гармонично вплетается в ценностную канву духовного освоения мира человеком, значительно обогащая его собственный внутренний мир. Ценностный компонент образования в области окружающей среды ориентирует человека на преодоление потребительской позиции по отношению к окружающей среде.

Итак, экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры.

Исходя из вышеизложенного, функционирование системы непрерывного экологического образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законами «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании», «О средствах массовой информации» на основе реализации государственной политики в области экологического образования.

Подготовка специалистов-экологов в России проводится в основном на естественных — биологических, экологических, географических, почвенных, химических, гуманитарных (экономических, социологических, юридических) и технических (химико-технологических и др.) факультетах вузов.

Как и во многих развитых странах, так и в России экологическая специализация в вузах основывается на глубоких знаниях, полученных при изучении фундаментальных наук, но в аспекте их использования в экологических целях, дополненные специальными курсами, курсовыми и дипломными работами, научно-исследовательской работой в области наук об окружающей среде. Сегодня можно выделить 5-7 основных направлений высшего экологического образования, с соответствующими каждому организационными формами (вузы, факультеты, кафедры) и квалификацией выпускаемых специалистов.

В Федеральном законе о государственной политике в области экологического образования и воспитания предлагаются следующие определения в области экологического образования:

государственная политика в области экологического образования — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в части наделения их отдельными государственными полномочиями по созданию условий для экологического образования населения и координации их деятельности с деятельностью заинтересованных общественных объединений, организаций и граждан по формированию экологической культуры каждого человека и общества в целом;

2) экологическое образование (образование в области окружающей среды) — непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности;

3) система непрерывного экологического образования представляет собой совокупность: преемственных экологических образовательных программ с соответствующими государственными образовательными стандартами, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых норм; информационно эколого-образовательного пространства Российской Федерации; управление непрерывным экологическим образованием населения;

4) информационное эколого-образователъное пространство Российской Федерации включает в себя: особо охраняемые природные территории и историко-культурные комплексы; антропогенные ландшафты, объекты производства и услуг; сферы науки, культуры, искусства, спорта и туризма; средств массовой информации; иные сферы жизнедеятельности людей, служащие целям формирования экологической культуры каждого человека и общества в целом; экологическая культура — наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующей здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

С целью организации управления в области экологического образования создаются федеральные и региональные межведомственные комиссии. Межведомственная комиссия по экологическому образованию населения России разработала комплексную программу «Экологическое образование населения России».

Создание такой системы подразумевает наличие нормативно-правовой базы развития самого процесса экологического образования населения с учётом того, что в нём участвуют две категории: те, кто обучает и те, кого обучают. Её ключевые позиции — это реализм образовательной политики; постоянное развитие образования, связь с передовой наукой, научным поиском; превращение образовательного процесса в важнейший фактор становления личности [1, c. 125].

Таким образом, ценность создаваемых экологических образовательных программ определяется наличием в них как глубокого традиционализма, так и смелой оригинальности, проявляющейся в содержательных основах этих программ и в форме подачи знаний. Существенным также предстаёт обогащение методической основы экологического образования: использование в процессе обучения инновационных способов общения (деловые и ролевые игры, «мозговой штурм» и др.), применение новых информационных технологий с употреблением компьютерных программ (в частности, игр, обучающих и контролирующих систем), интерактивного видео, экомониторинга, моделирования экологических процессов, биотестирования, биоиндикации и многое другое. В образовательном процессе начинает применяться открытое дистанционное обучение, использующее мировое информационное пространство при помощи компьютерных телекоммуникаций в сети Интернет, спутникового телевидения и др.

Для складывающейся системы экологического образования характерны такие черты, как открытость, многомерность, ориентация на непрерывный творческий поиск, соответствие формирующейся синергетической картине мироздания.

Образование в области окружающей среды не является механическим добавлением к общему образованию. Оно должно стать органической составной частью любого уровня или системы образования и подготовки кадров. Его содержание меняется в зависимости от социальных и экономических условий, характера и состояния проблем окружающей среды в различных странах и регионах.

Выделяются два основных направления экологического образования: воспитание в духе общих идей охраны природы, бережного к ней отношения и приобретение профессиональных специальных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных экосистем. Оба направления взаимосвязаны, ибо в основе их лежит познание принципов, подходов, закономерностей экологии. Система экологического образования должна быть нацелена, во-первых, на подготовку профессиональных экологов, во-вторых, на овладение специалистами самых различных областей общей экологической культурой.

Необходимо различать экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое образование определяет процесс подготовки специалистов-экологов. Экологизация же системы образования — это масштабное проникновение идей, понятий, принципов, подходов экологии в структуру подготовки специалистов самого различного профиля: инженеров, врачей, экономистов, социологов и т.д. Иначе говоря, в целом задачи экологического образования и воспитания имеют комплексный характер, предусматривают непрерывность разных форм и уровней — от школьного обучения и природоохранного воспитания до подготовки специалистов-экологов высокого класса в аспирантуре и докторантуре.

Его цели можно свести к следующим пунктам:

— системное представление об экологическом знании; проблемы взаимодействия общества с окружающей средой;

— человек и биосфера; возможные последствия техногенного влияния на окружающую среду; освещение экономических аспектов управления;

— охрана окружающей среды и природопользования;

— формирование экологической этики и общей экологической культуры, также пути выхода из экологического кризиса;

— перспективы безопасного развития системы «человечество — цивилизация — космос».

Главную роль в достижении указанных целей играет развитие экологического сознания. Оно предполагает изучение сущности экологических законов, причин противоречий (конфликтов) в системе «природа — общество», выявления несоответствия природных и социальных законов, осмысление опасности глобальных катастроф и локальных экологических кризисов, осознание необходимости разработки глобальной стратегии развития как предпосылки существования жизни.

Изучение экологических взаимодействий организмов предполагает осмысление процесса становления экологии; изучение среды обитания отдельных видов, изучение экосистемы и взаимоотношений экосистем, изучение биосферы — биосферология, постижение экологии человека и социальной экологии, эковоспитание, экообразование, формирование экологического мировоззрения, экознания (основной элемент), экооценки, экоэтики, освоения экокультуры, экокосмоэтики, экокосмокультуры. В целом, научно-образовательная система совместно с другими системами духовной сферы, способствующими переходу на путь устойчивого развития, будет реализовывать комплекс упреждающих действий, направленных на выживание цивилизации [1, c. 126].

Существующие положения экоэтики предполагают дальнейшую интенсивную научную работу по оценке, классификации и обобщению экоэтических принципов, а также по их экологическому обоснованию и моделированию.

Практическое осуществление этих принципов ожидается с помощью влиятельных национальных и международных организаций. В этом важнейшем практическом процессе неоцениваемая роль принадлежит студентам, школьникам, систем образования в целом. Для реализации поставленной цели может быть предложен механизм, включающий следующие направления деятельности:

— Разработка и реализация модели открытой сетевой организации экологического образования в муниципальной образовательной системе, структурным ядром которой является университетский комплекс.

— Организация непрерывного экологического образования, осуществляемого посредством внутренних и внешних связей муниципальных образовательных учреждений с другими учреждениями и предприятиями.

— Разработка курсов экологического, краеведческого, духовно-нравст-венного и аксиологического содержания.

— Разработка и реализация муниципальных программ, направленных на развитие одарённых детей, на поддержку и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.

— Создание системы детского самоуправления — Сообщества учащихся Экополиса.

— Создание экопарка как отделения экоцентра — культурно — образовательного комплекса, в котором каждая семья, каждый житель Экополиса будут чувствовать себя не сторонними наблюдателями, а важнейшими звеньями природных и социоприродных циклов.

— Строительство новых образовательных учреждений и реконструкция уже имеющихся с целью создания оптимальных условий для сохранения здоровья детей и выбора ими индивидуального образовательного маршрута.

— Создание и реализация вариативных моделей школ XXI века: школа полного дня, лицейский Интернет-град, школа с элементами парковых технологий и др.

— Создание системы профессионального ориентирования молодёжи и подготовки кадров для предприятий, организаций и учреждений Экополиса.

— Разработка и реализация программы повышения квалификации и развития профессиональной компетентности педагога Экополиса.

— Создание и реализация вариативных моделей ландшафтного дизайна территорий образовательных учреждений.

В настоящее время студенты нацелены преимущественно на получение экологических и природоохранительных знаний. Выработка навыков использования этих знаний в различных ситуациях на практике у студентов в большинстве случаев отсутствует.

Для получения таких навыков может быть реализована идея создания экопарка. Целью создания экопарка является сохранение естественной среды природного ландшафтного комплекса, имеющего эстетическое, учебно-оздоровительное, спортивное, эколого-просветительное, духовно-нравственное, рекреационное значение.

Основные задачи создания экопарка — охрана ландшафта, проведение мероприятий по улучшению состояния природного комплекса территории, рациональное использование рекреационных ресурсов; разработка и внедрение методов охраны природы в условиях рекреационного использования территории; создание условий для отдыха населения, привлечение местного населения для охраны территории; пропаганда охраны природы; экологическое и патриотическое воспитание, формирование ненасильственного самосознания и биоэтики.

экологический сознание образование экопарк

3. Формирование экологической культуры

В современной культурологии насчитывается более двухсот определений культуры. Существенной чертой культуры является её «созданность», «внеприродность», «искусственность». Природа есть совокупность всего того, что возникло само собой. Противоположностью природе в этом смысле является культура, как то, что создано человеком.

В культуре раскрывается духовный мир человека, его «сущностные силы» (способности, потребности, мировоззрение, знание, умения и т.д.).

8 стр., 3817 слов

Планы семинарских занятий семинар 1 Эстетика как наука. Эстетическое ...

... Т.4. Ауэрбах Э. Мимесис. - М.,1976. Ахутин А.В. Открытие сознания (древнегреческая трагедия) // Человек и культура. - М.,1990. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М., 1977. - С.228-242. ... немецком идеализме и в современной эстетической теории. Проявления прекрасного в природе, обществе, сознании, культуре. Прекрасное и эстетический идеал. Категория безобразного. Соотношение прекрасного и ...

6 стр., 2540 слов

Тема 10. Психологические трактовки культуры План

... и помрачения ума, т.е. «бегства от свободы». Специфичность культуры Фромм выводит не только из природы человека, задаваемой экзистенциальными потребностями, но из особенностей «человеческой ситуации». ... от подавляющей сверхмощи природы. К этому присоединяется второй мотив — стремления исправить болезненно ощущаемые несовершенства культуры. Первая форма, в которой человеку явилось божество, была ...

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...

... сущего. Его природа оказывает всепроникающее воздействие на культуру и социум. Мы говорим: «человек и природа», «отношение человека и природы», - т.е. мы разделяем человека и природу. На самом деле человек не противостоит природе. Он сам ...

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

7 стр., 3232 слов

Психологический портрет делового человека. Культура делового письма

... любая деятельность не может исчезнуть по желанию отдельного человека или группы людей, если является объективно существующей, необходимой для общества. Любая ... ответственность, неопределенность, рискованность, творчество, новаторство, инициативность. Предпринимательство -- новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обладают ...

3 стр., 1375 слов

Роль дидактической игры в экологическом образовании детей среднего ...

... вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая ... воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку ... России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается важность ...

Этим самым культура выступает как мера реализации и развития человека в процессе его социальной деятельности. Создавая материальный или духовный продукт, человек опредмечивает в нём самого себя, причём не только свою общественную сущность, но в той или иной мере свою индивидуальность. В этом смысле любая вещь (произведение) человека имеет и культурное содержание. По творениям людей в данную эпоху мы судим о её культуре.

Таким образом, культура сама создаёт своего творца посредством усвоения им традиций, всех прошлых достижений, но творец, являясь продуктом данной культуры, выступает условием её эволюции, т.е. человек одновременно является созданием и созидателем культуры, но и её разрушителем: культура при помощи нормативных механизмов формирует и закрепляет у индивида образцы, стереотипы реакций и поведения, но для эволюции культуры человек должен их разрушать, изменять.

Культура как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей является важнейшим показателем их отношения друг к другу и к природному окружению. В зависимости от содержания и ориентации она может сближать и отчуждать народ. Выживание человечества во многом зависит от становления мировой культуры, сочетающего в себе самобытные национальные культуры с общечеловеческими ценностями. Основанием такого единения культур могут служить экогуманистические ценности и идеалы устойчивого развития общества.

Предшествующие экоэтике этические учения исходили из предпосылок, что при всей активности человека, природа, её системы остаются неизменными; действия, направленные на нечеловеческий мир, должны оставаться этически нейтральными; вся традиционная этика была, в основном, антропоцентрична [1, c. 104].

С усилением хозяйственной деятельности в Древней Греции в общественном сознании происходил процесс отделения богов от природы. Деятельность человека всё больше приобретала характер утилитарного пользования. Возникает поиск норм человеческого поведения в мире самого человека. Соответственно, в классический период античной культуры стало складываться новое отношение к природе. В позднеантичную эпоху римляне продемонстрировали способность использовать ресурсы природы в своих интересах. Они рассматривали природную среду так, как если бы она была одной из захваченных ими провинций.

В миропредставлениях восточных мудрецов природа оказывается громадным животным, наделённым собственной волей и развитой нервной системой. Под влиянием этих воззрений известный японский специалист по молекулярной биологии Д. Икеда выдвинул идею, что рано или поздно вся Земля должна быть признана сверхорганизмом. Согласно буддизму — все в одном, один во всём. Идея единства, целостности многообразного природного мира и его фрагмента, части является фундаментальной для философии древних. Среда обитания представляется при таком подходе как проявление Будды. Древнекитайское общество поощряло наблюдательное отношение к природе. Человек в таком обществе старался проникнуть как можно глубже в суть естественного мира и использовать в природе источники энергии, до минимума сводя своё вмешательство в природные механизмы.

Реализация принципа «у-вэй» (невмешательства) оставляет вещи в покое, позволяет природе идти своим путём, извлекает пользу из природы вещей без их изменения, даёт знания о том, как обойтись без вмешательства. Термин «у-вэй» — великое правило даосизма, пронизывающее восточное миропонимание.

В религиозной японской традиции синто нет нравственных заповедей, норм праведного поведения или предостережения против грехов. Синто был порожден обожествлением природы. Особенностью традиционного отношения к природе в Японии является концепция «Человек — дитя природы». Японский термин «природа» («содзэм») означает «быть, как это есть» или «гармонировать со средой». Японцы никогда не противопоставляли себя природе. Именно синтоистская вера воспитала в них: чуткость к природе; умение наслаждаться её бесконечной переменчивостью; радоваться её многоликой красоте.

В арабо-мусульманской культуре в снятом виде сохранилось древневосточное преклонение перед природой, и в то же время ей было присуще относительно активное (по сравнению с древними цивилизациями) использование природных реалий. Эта культура отличалась определённым динамизмом, и в какой-то степени прагматическим подходом к действительности.

В Средние века духовная жизнь определялась библейскими нормативами. Они призывали человека жить в самоотречении, дабы попасть в рай. Основными чертами отношения человека к природе, которое присуще иудео-христианской традиции, являются противопоставление духа человека его телу, представлению о том, что Бог санкционировал господство человека над всеми живыми существами (Быт. 1:28).

В современном мире природные факторы имеют ценность лишь в контексте прогрессивного развития человечества. Объектом моральной оценки и регуляции является не природа сама по себе, а отношение к ней.

Благодаря экологической этике в сферу нравственных отношений «человек — человек», «человек — общество» справедливо включается и целый ряд аспектов в отношении «человек — природа», «общество — природа». Это не означает полной натурализации оснований морали, которая имеет социоприродную сущность, так как определяющие её критерии не могут быть только природными. Они вбирают в себя наряду с общественными и экологические регулятивы.

Экологическая этика изучает нравственное отношение человека к природе с целью гуманизации и гармонизации в системе отношений «человек — природа», «общество — природа». Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остаётся забота о природных условиях существования будущих поколений.

В наши дни считается, что в систему социальных ценностей должны быть включены не только явления общественной жизни, но и природные явления, составляющие естественную среду жизни общества. Тем самым существенно расширяется сфера социального мира и делается заявка на преодоление того антропоцентризма, который составлял непременную ось всей прежней культуры.

Прежний антропоцентризм исчерпал себя, в силу своей односторонности стал серьёзной помехой на пути преодоления экологических трудностей человечества, так как если человек по-прежнему будет сосредотачивать внимание на себе самом и своих потребностях, то разрушаемая им природа будет мстить человеку за недостаточное внимание к её нуждам.

Экологическая культура выступает как норма и идеал, ставящий экологически целесообразные ограничения на пути человеческого эгоизма. Понятием «экологическая культура» охватывается такая культура, которая способствует сохранению и развитию системы «общество — природа».

Отношение к природе как самоценности культивирует высшие тончайшие проявления человеческой субъективности, дает возможность наиболее полного, универсального развития человека. Чем более развивается мир человека, тем глубже и шире становятся его связи с природой. Человеческое отношение к природе ради неё самой, составляющее суть экологической культуры, противостоит человеческой ограниченности, формирует способность соизмерять своё человеческое существование, свои потребности с природными возможностями [1, c. 24].

В целом можно проследить две основные группы ценностных установок в отношении к природе, которые в отдельные периоды человеческой истории доминировали в общественном сознании, но полностью не исключали одна другую.

Первая группа ценностных установок противопоставляет человека природе. Она присутствует в общественном сознании, начиная с поздней античности, но стала доминирующей в жизни общества с Нового времени благодаря идеологии христианства и становлению капиталистической формации. Основоположники классической науки и рационалистически ориентированного гуманизма представляли природу как машину, рассматривали её как средство, позволяющее достигнуть социального благополучия.

Ориентация на потребительство в конечном итоге привела к истощению и деградации природной среды. Природу следует рассматривать как непреходящую ценность, имеющую для человеческого существования фундаментальное значение. Безумное потребительство оборачивается деградацией и природы, и человеческой личности.

Вторая группа ценностных установок на природу заключается в поклонении природе её романтизации. Она исторически более древняя, всегда была представлена в общественном сознании и являлась доминирующей в древних культурах.

При всей полярности указанных ориентаций в ценностных установках природа в них рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку. Коэволюция общества и природы предполагает, что в окружающей природе видят ценность культуры. То есть «гуманизм как форма общественной связи между людьми приобретает завершённую форму только тогда, когда он станет одновременно формой связи между человеком и природой» [1, c.10].

Гуманизм, признающий ценность отдельного человека как личности, его право на свободу, счастье и проявление своих способностей, немыслим без самого главного права человека жить в чистой природной среде.

Вот почему впервые в истории вполне правомерно рассматривать природную среду как продолжение культуры, включённое в систему социальных ценностей, а не просто как реальность, существующую независимо от людей.

Такое понимание в какой-то мере следует из философии Декарта, в которой представлены две взаимно независимые субстанции — мёртвая протяжённая материя и дух, способный мыслить. Под её влиянием обычно принималось положение, что знания о мире и человеческая производственная деятельность внутренне не связаны с нравственными ценностями и духовным призванием человека.

Выводы и рекомендации

Важным признаком экологической культуры является отказ от непосредственного наивного антропоцентризма и переход к системе взглядов, которая строится биосфероцентристски. Конечно, целью такого подхода является человек. От того, насколько будут грамотны, обоснованны и экологически культурны человеческие действия, зависит, быть или не быть Земле, природе, пригодной для жизни. Следовательно, экологическая реальность означает, что только человек должен своей деятельностью обеспечить нормальный круговорот вещества на планете. Тем самым он выполнит свою главную биосферную функцию сохранения жизни.

Человек всегда хочет быть чем-то большим и иным, чем он есть. Сознавая абсолютный идеал своей жизни, он возвышается тем самым над своей эмпирической природой, и это возвышение есть самое подлинное проявление человеческого бытия в мире. Настоящий человек стремится воевать со злом, строить нашу жизнь по-новому, делать настоящее добро. Но в который раз забывает, что для этого нужны, прежде всего, силы добра, умение их взращивать и копить в своей душе. Подлинный смысл жизни в утверждении в ней вечного и непреходящего. Глубоко правы те, которые проповедуют: спасение человечества в духовном развитии и культуре, целевые и моральные установки которой направлены на защиту всего живого и интересов природы в целом.

11 стр., 5210 слов

Методы и приемы формирования заботливого отношения к природе

... взаимодействия с взрослыми. Это отношение выражается, прежде всего, через проявление заботы о людях, природе. Поэтому формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в ... - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В дошкольном возрасте ребенок ...

Уровень общественного экологического сознания во многом определяет направление и интенсивность природоохранной деятельности государственных и неправительственных организаций. Процессы воспитания, образования, информационнопросветительской деятельности способствуют преодолению потребительской политики природопользования в стране, развитию экологических прав и обязанностей граждан, формированию их экологического мировоззрения. Это задачи экологического воспитания и образования.

Природоохранное образование — система обучения, направленная на усвоение теории и практики охраны природы основ общей и частной экологии — необходимый элемент общей культуры современного человека. Одним из важнейших элементов экологической культуры являются основные показатели экологической образованности, складывающиеся в процессе общего образования.

Библиографический список

1. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека [Текст] : сб. очерков и эссе / П. Тейяр де Шарден ; пер. с фр. В.Ю. Кузнецова. — М. : ACT, 2008. — 553 с.

2. Толковая Библия или комментарии на книги Святого Писания Ветхого и Нового Завета [Текст] / под общ. ред. А.П. Лопухина. — М. : ДарЪ, 2008. — 1168 с.

3. Уайт, Л. Исторические корни нашего экологического кризиса [Текст] / Л. Уайт // Гуманитарный экологический журнал. — Киев, 2010. — Вып. 1. — С. 49-50.

4. Циолковский, К.Э. Очерки о вселенной [Текст] / К.Э. Циолковский. — М. : Золотая аллея, 2011. — 382 с.

5. Циолковский, К.Э. Монизм Вселенной [Текст] / К.Э. Циолковский // Научно-фантастические произведения. — Тула, 2006. — С. 286-288.

6. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью [Текст] / А. Швейцер. — М. : Прогресс, 2009. — 572 с.

7. Яблоков, И.Н. Основы религиоведения [Текст] : учеб. пособие для вузов / И.Н. Яблоков, Ю.Ф. Борунков, М.П. Новиков ; под общ. ред. И.Н. Яблокова. — М. : Высш. шк., 2008. — 368 с.

8. Янишин, А.Н. Опасен ли парниковый эффект [Текст] / А.Н. Янишин // Наука и жизнь. — 2009. — № 12. — С. 67-99.

Размещено на