МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Факультет психологии
УТВЕРЖДАЮ
___________________________
«__» __________________20__ г.
Основы консультативной психологии
Направление подготовки
Психология
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Саратов
2010
- Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Основы консультативной психологии» являются:
— формирование представления о сущности процесса психологического консультирования;
— раскрытие общей логики развития консультативного взаимодействия клиента и консультанта путем ознакомления с основными этапами и процедурами психологического консультирования;
— постижение основных этических принципов профессиональной деятельности психолога-консультанта и требований, предъявляемых к его личностным качествам, теоретическим знаниям, опыту и практическим навыкам;
— знакомство с современными концепциями, видами, формами, базовыми методами и моделями психологического консультирования для более успешной ориентации в существующем разнообразии направлений деятельности психолога;
— овладение базовыми методами и процедурами психологического консультирования как стартовой основой для обучения конкретным моделям психологического консультирования в рамках отдельных психологических школ и решения различных проблем;
— формирование готовности к дальнейшему профессиональному совершенствованию и решению актуальных психологических задач в широкой сфере консультативной деятельности психолога.
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Курс «Основы консультативной психологии» содержательно и методически взаимосвязан с другими частями ООП, являясь составной частью вариативного блока профессиональных дисциплин, призванных осуществлять более углубленную подготовку к решению специальных и практических профессиональных задач. Изучению дисциплины предшествуют курсы: «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Клиническая психология», «Дифференциальная психология», «Психодиагностика». Данные курсы позволяют студентам приступить к изучению основ консультативной психологии уже с фундаментом необходимых общепсихологических знаний, с научными представлениями об индивидуальных психических различиях и частично сформированными психодиагностическими навыками. Овладение «Основами консультативной психологии» способствует интеграции ранее полученных психологических знаний для решения практических задач оказания психологической помощи личности в трудных жизненных ситуациях.
Психологическое консультирование как направление оказания психолого-педагогической ...
... психологическое консультирование»; - рассмотреть методы и принципы психологического консультирования; - определить этапы психологического консультирования; - рассмотреть психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии. 1. Основы психологического консультирования 1. Понятие «психологическое консультирование» Психологическое консультирование ... консультирования является "консультативное ...
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы консультативной психологии»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-12; ОК-14, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-22, ПК-23 (наименование в соответствии с ФГОС ВПО).
В результате изучения дисциплины студент должен:
• Знать:
— предмет и задачи консультативной психологии;
— цель, задачи и базовые методы психологического консультирования;
— виды, формы и современные модели психологического консультирования;
— основные этапы и процедуры психологического консультирования;
— необходимые условия оказания психологической помощи и средства
установления и поддержания консультативного контакта;
— требования, предъявляемые к личностным качествам, знаниям и опыту консультанта;
— этические принципы профессиональной деятельности психолога-консультанта;
— теоретико-методологические подходы и современные тенденции развития консультативной психологии.
• Уметь:
— решать типовые задачи организации профессиональной деятельности, связанной с консультативной практикой;
— эффективно использовать базовые методы психологического консультирования, выстраивать и поддерживать беседу, структурировать и проводить интервью, осуществлять систематическое наблюдение и самонаблюдение, применять целенаправленное активное и эмпатическое слушание;
— оказывать эмоциональную поддержку человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации;
— ассистировать деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида в ходе консультативной практики;
— применять методы психодиагностики с учётом характера консультативной ситуации и запроса человека, обратившегося за помощью;
— осуществлять стандартные базовые процедуры оказания психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;
- анализировать теоретико-методологические подходы различных школ психологического консультирования и осмысленно выбирать свою теоретико-методологическую позицию в практической деятельности.
• Владеть:
— приемами активного рефлексивного и эмпатического слушания;
— важнейшими средствами установления и поддержания помогающих отношений в собственной профессиональной деятельности;
— анализом и интерпретацией проблемной ситуации, постановкой и проверкой гипотез в психологическом консультировании;
— приемами организации процесса принятия решения в психологическом консультировании;
— навыками анализа своей деятельности и методами эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психического состояния;
— средствами профилактики эмоционального сгорания для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины «Основы консультативной психологии»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||
Лек-ции |
Семинары |
Пра-кти-чес-кие заня-тия |
Самостоя-тельная рабо-та |
|||||
1 |
Раздел 1. Понятие, виды и методы психологического консультирования |
6 |
1 |
4 |
|
6 |
12 |
Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, тестовые задания |
2 |
Раздел 2. Принципы, условия и навыки поддержания консультативного контакта |
6 |
2, 3 |
6 |
|
10 |
12 |
Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в практических занятиях, тестовые задания |
3 |
Раздел 3. Этапы и процедуры психологического консультирования |
6 |
4-10 |
6 |
|
14 |
14 |
Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в практических занятиях, проверка эссе, тестовые задания |
4 |
Раздел 4. Теоретические подходы и модели психологического консультирования |
6 |
11-13 |
6 |
|
2 |
16 |
Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, проверка реферата, тестовые задания |
|
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
|
36 |
Форма промежуточной аттестации – экзамен |
Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Понятие, виды и методы психологического консультирования
Тема 1. Предмет и задачи консультативной психологии. Понятие психологического консультирования
Предмет и задачи консультативной психологии. Общее и особенное психологического консультирования, психотерапии и процесса обучения. Взаимосвязи консультативной психологии с другими отраслями психологического знания. Психологическое консультирование как специально организованный процесс общения. Цель и задачи психологического консультирования.
Тема 2. Виды, формы и модели психологического консультирования
Формы психологического консультирования. Индивидуальное и групповое психологическое консультирование. Семейное консультирование. Основные различия между групповой терапией и групповым консультированием.
Виды психологического консультирования. Критерии классификации видов психологического консультирования. Однократное и многократное консультирование. Консультирование по личному обращению и консультирование в результате вызова или направления. Консультирование без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием. Изолированное и комбинированное психологическое консультирование. Очное и телефонное консультирование. Возрастно-психологическое консультирование. Психолого-педагогическое консультирование. Межличностное психологическое консультирование. Профессиональное консультирование.
Деловое психологическое консультирование. Кризисное консультирование. Психологическое консультирование по проблемам самочувствия.
Теории личности и модели психологического консультирования. Специфика моделей консультирования в зависимости от содержания трудных жизненных ситуаций.
Тема 3. Методы психологического консультирования
Беседа. Виды беседы. Цели и функции беседы. Приемы и техники, используемые в беседе. Интервью. Виды и функции интервью. Наблюдение. Цели и виды наблюдения в психологическом консультировании. Наблюдение за вербальным и невербальным поведением. Навыки наблюдения и развитие наблюдательности консультанта. Метод активного слушания. Цель и приемы активного слушания. Заинтересованное отношение к собеседнику. Уточняющие вопросы. Повторение сказанного собеседником. Переформулирование мысли собеседника. Поддерживающие реакции. Прием обобщения. Эмпатическое слушание. Цель и приемы эмпатического слушания. Эмпатия, рефлексия, идентификация как средства эффективного психологического консультирования. Методы консультирования в различных психологических школах
Раздел 2. Принципы, условия и навыки поддержания консультативного контакта
Тема 4. Принципы и правила психологического консультирования
Доброжелательное отношение к клиенту. Безоценочное отношение к клиенту. Сохранение равенства позиций. Недопустимость советов и навязывания решений. Уважение ценностей и права на самоопределение клиента. Распределение ответственности в процессе консультирования. Конфиденциальность. Наличие мотивации клиента. Создание эмоциональной поддержки. Фиксация на позитивных, ресурсных сторонах личности. Разграничение личных и профессиональных отношений.
Тема 5. Создание помогающих отношений в консультировании
5.1. Сущность помогающих отношений
Понятие консультативного контакта. Эмоциональные компоненты помогающих отношений. (терапевтического климата) относят Создание атмосферы обоюдного доверия. Конгруэнтность консультанта. Способность к эмпатии и безусловному уважению клиента.
Эмпатическое понимание. Помогающие отношения. Типы межчеловеческих взаимоотношений: «Я-Ты» и «Я-Оно» (по М. Буберу).
5.2. Навыки поддержания консультативного контакта
Невербальное общение. Важность контакта глазами. Использование невербальных языков общения консультантом для установления доверительных отношений с клиентом. Поза заинтересованного слушателя. Использование физического пространства в ходе консультирования. Слушание клиента. Умение выслушать клиента. Цели и значение слушания в консультировании. Вербальное общение. Основные техники вербального общения. Эффективные и неэффективные вопросы. Приемы повторения, переформулирования, обобщения. Техники прояснения проблемы клиента, выдвижения гипотез в консультировании, техники интерпретации. Техники эффективной обратной связи. Навыки осознания и выражения чувств. Эмоциональная компетентность консультанта. Способность осознавать и понимать свои чувства и чувства других людей. Способность управлять своими чувствами и эмоциональными состояниями других людей. Понятия переноса и контрпереноса. Умение консультанта предотвратить негативное влияние переноса и котрпереноса. Понятие и задачи конфронтации в психологическом консультировании. Навыки конфронтации.
Тема 6. Позиция консультанта как фактор эффективного взаимодействия с клиентом
Позиции в общении с точки зрения распределения контроля и власти в общении. Позиция равенства в консультировании как важное условие его эффективности. Позиции взаимодействия в консультировании и «Эго»-состояния по Э. Берну. Доброжелательная позиция принятия партнера. Нейтральная позиция. Враждебная позиция непринятия партнера. Стратегии консультирования направленность консультанта на поддержку и на изменения. Позиции восприятия консультанта и умение управлять ими в ходе консультирования. Индивидуальная точка зрения консультанта. Умение понять точку зрения другого человека. Метапозиция восприятия. Способность видеть себя и присутствующих со стороны.
Тема 7. Условия психологического консультирования
Совокупность физических компонентов терапевтического климата. Обстановка консультирования. Структурирование времени консультирования. Индивидуальные особенности личности клиента и его проблемной ситуации. Наличие собственной внутренней мотивации изменений у клиента. Желание вступать в консультативный контакт с психологом. Психологическая доступность клиента для консультирования. Отсутствие деструктивных факторов среды. Личностные качества и профессиональные знания и навыки консультанта. Навыки структурирования консультативного процесса. Владение методами и психотехниками психологического консультирования. Своевременное разрешение личных и профессиональных проблем консультантом с целью снижения риска нанесения вреда клиенту. Необходимость профессиональной супервизии.
Тема 8. Требования, предъявляемые к личностным качествам и профессиональным знаниям и навыкам консультанта
8.1. Требования к личности консультанта
Личность консультанта как помогающий фактор. Проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. Эмоциональная стабильность и объективность. Способность вызывать доверие других людей. Уважение ценностей другой личности. Хорошее самопонимание. Внимательность, умение выслушать. Аутентичность. Открытость собственному опыту. Развитие самопознания. Сила личности и идентичность. Толерантность к неопределенности. Принятие личной ответственности. Глубина отношений с другими людьми. Постановка реалистичных целей. Эмпатия. Разнообразие стилей личной и профессиональной жизни консультанта. Система ценностей консультанта. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. «Синдром эмоционального сгорания» и его профилактика в деятельности консультанта.
8. 2. Профессиональная подготовка консультанта
Компетентность консультанта. Обязательная профессиональная подготовка. Знания, необходимые консультанту. Освоение разделов психологии, предполагающих специализацию в области психологического консультирования. Практическая подготовка консультанта. Практика под наблюдением квалифицированного специалиста. Важность углубления самопознания консультанта. Обширный и интенсивный курс индивидуального и группового консультирования, ориентированный на совершенствование личности. Тренинг начинающего консультанта.
Тема 9. Этика психологического консультирования
Этическая ответственность и обязательства консультанта. Этические принципы в психологическом консультировании. Этические проблемы, возникающие в процессе оказания помощи. Согласия клиента на проведение консультирования. Предоставление клиенту максимум информации о процессе консультирования, о границах конфиденциальности. Оценка уровня и пределов своей профессиональной компетентности консультантом. Недопустимость применения недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Согласование с клиентом возможность аудио- и видеозаписи консультативных бесед. Особые ограничения на обращение консультанта с информацией о личной жизни клиента. Необходимость соблюдения профессиональной тайны. Особые ситуации, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Запрет на двойные отношения. Нецелесообразность консультирования родственников, друзей, сотрудников. Вопросы свободы и ответственности в консультировании. Проблема зависимости пациента от психотерапевта. Проблема постоянной заботы о собственном эмоциональном благополучии, личностно-профессиональном росте, своевременном разрешении значимых жизненных проблем консультанта.
Раздел 3. Этапы и процедуры психологического консультирования
Тема 10. Этапы психологического консультирования
Общая логика процесса психологического консультирования. Опыт зарубежных и отечественных консультантов, позволяющий выделить основные стадии психологического консультирования. Подготовка к консультированию. Знакомство с клиентом и начало беседы. Расспрос клиента. Формулирование и проверка консультативных гипотез. Планирование решения проблемы и выработка новой модели поведения. Завершение беседы. Общая длительность консультативной сессии.
Тема 11. Психологическая настройка консультанта
Этап настройки консультанта. Состояние оптимальной профессиональной готовности. Психоэмоциональное состояние консультанта как инструмент оказания психологической помощи. Характеристики оптимального «помогающего» состояния консультанта. Эффективные приемы и способы управления своим состоянием. Психотехники осознания и выражения чувств. Психотехники направленной визуализации. Психотехники концентрации внимания.
Тема 12. Знакомство и выяснение запроса клиента
Выстраивание эффективного взаимодействия. Взаимные приветствия и представления партнеров друг другу. Роль невербальных средств общения на начальном этапе консультирования. Доброжелательность и заинтересованность консультанта. Правила представления партнеров. Постановка целей и задач консультирования. Выяснение содержания запроса клиента, его реалистичности. Определение профессиональных возможностей консультанта. Заключение социального контракта. Договоренность клиента и консультанта как фактор эффективной регуляции консультативного процесса.
Тема 13. «Исповедь клиента»
Рассказ клиента о себе и своих проблемах. Понятие «исповеди» клиента в консультативной психологии. Выслушивание исповеди клиента, ее анализ. Прояснение и уточнение проблемы клиента. Прием уточняющих вопросов. Особенности фиксирования информации консультантом. Необходимость проявления искреннего интереса, эмпатии консультантом. Жалобы клиента. Недопустимость оценок и манипулирования. Поощрение клиента к углубленному рассмотрению возникших проблем. Фиксация чувств, содержания высказываний и невербального поведения клиента. Основные методы работы психолога на этапе «исповеди клиента». Наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Система классификации информации, воспринимаемой консультантом.
Тема 14. Расспрос клиента и получение дополнительной информации
Основные задачи стадии расспроса и получения дополнительной информации. Создание точной характеристики проблемы клиента. Необходимость дополнительной информации и дополнительная беседа. Встречи с третьими лицами, имеющими отношение к проблеме клиента. Применение психодиагностики в психологическом консультировании. Психодиагностика с целью получения наиболее объективной и точной информации. Психодиагностика с целью установления обоснованности жалоб клиента. Уточнение проблемы клиента. Анализ конкретных ситуаций из жизни клиента. Гипотезы в психологическом консультировании. Варианты более конструктивных позиций клиента в отношении к своим проблемам.
Тема 15. Совместная интерпретация проблемы и принятие решения клиентом
Понятие интерпретации в консультировании. Правила интерпретации. Техника интерпретации. Установление причинных связей между поведением и переживаниями, клиента. Гипотетический характер интерпретаций. Перебор вариантов решения проблемной ситуации. Индивидуальный подход к решению отдельных проблем. Выработка возможных альтернатив решения проблемы. Выбор альтернатив с точки зрения ведущих мотивов, реалистичности и готовности клиента измениться. Составление реалистичного плана решения проблемы.
Тема 16. Формирование новой модели поведения и оптимизация личностных механизмов саморегуляции
Реализация плана решения проблем клиентом. Построение деятельности по достижению поставленных целей. Обеспечение адекватного психотехнического сопровождения выработки новых моделей поведения. Предоставление информации клиенту. Правила составления рекомендаций по формированию новой модели поведения. Выполнение домашних заданий клиентом. Психотехническая грамотность консультанта.
Тема 17. Оценка эффективности консультации методом совместного обсуждения
Завершающий этап психологического консультирования. Подведение итогов беседы. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом и другими специалистами. Прощание консультанта с клиентом. Варианты завершения первой беседы.
Раздел 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИТЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Тема 18. Личностно-центрированное консультирование
Основные положения теории К. Роджерса. Перцепционная или субъективная система взглядов. Акцент на субъективном, перцепционном взгляде на клиентов. Значение термина «клиент-центрированное консультировнаие». Тенденция актуализации. Понятие «Я». Условия ценности. Характерные черты Я-концепции. Цели, задачи и условия личностно-центрированного консультирования. Конгруэнтность. Безусловное позитивное отношение. Эмпатия как помогающая форма общения.
Тема 19. Теория и модель психоаналитического консультирования
Фундаментальная психоаналитическая теория личности. Основные положения теории психоанализа. Принцип удовольствия. Основные инстинкты. Бессознательное и сознание. Структура психического аппарата по З. Фрейду. Виды тревоги. Психическая энергия, катексис и антикатексис. Бисексуальность. Стадии сексуального развития по З. Фрейду. Идентификация. Защитные механизмы. Принципы и основные техники психоаналитического консультирования. Перенос. Контрперенос. Сопротивление клиентов.
Тема 20. Теория, модели и психотехники поведенческого консультирования
Бихевиоризм Уотсона. Обусловливание и разобусловоивание эмоций. Бихевиоризм Скиннера. Оперантное поведение. Сопряженное подкрепление. Позитивное и негативное подкрепление. Режимы подкрепления и их эффективность. Самоконтроль. Главные задачи консультанта-бихевиориста. Концепция реципрокного торможения Вольпе. Методы релаксации и десенсибилизации в преодолении тревоги. Метод репетиции поведения и тренинг ассертивности. Методы подкрепления. Программы подкрепления и жетонная система. Обучение клиентов использованию самоподкрепления.
Тема 21. Теория и практика логотерапии
Понятие логотерапии по В. Франклу. Главная цель логотерапии. Основные положения теории В. Франкла. Свобода воли. Стремление к смыслу. Сознание, подсознание, духовное бессознательное. Смысл жизни. Самотрансценденция. Источники смысла. Сверхсмысл. Экзистенциальная фрустрация. Экзистенциальный вакуум. Методы углубления экзистенциального осознания и фокусирования на поисках смысла. Парадоксальная интенция.
Тема 22. Когнитивное консультирование
Основы когнитивного консультирования по А. Беку. Основные положения когнитивного консультирования. Первичный уровень когнитивной обработки. Более высокие уровни когнитивной обработки. Когнитивные, эмоциональные и поведенческие схемы. Автоматические мысли. Когнитивные ошибки. Связь когниций и эмоций. Когнитивные техники. Обеспечение логического обоснования. Самоконтроль мыслей. Проверка и корректировка автоматических мыслей. Идентификация когнитивных ошибок. Переопределение проблем.
Тема 23. Позитивное консультирование, ориентированное на решение проблемы
Позитивное консультирование как альтернативный подход традиционным методам консультирования. Термин «позитивное консультирование». Задача позитивного консультанта. Постулаты позитивного консультирования. Стратегические принципы позитивного консультирования. Метод беседы, ориентированной на решение проблемы. Техники работы с проблемой. Техники работы с целью. Техники работы с ресурсами. Работа с «социальной сетью». Составление программы достижения цели
Содержание практических занятий
Практические занятия к разделу 1: «Понятие, виды и методы психологического консультирования»
Используются элементы тренинга начинающего консультанта и тренинга наблюдения и наблюдательности
1. Мини-дискуссия «Оказание помощи другим людям»
Цель: знакомство с видами профессиональной и непрофессиональной психологической помощи.
2. Упражнение «Консультирование – это…, консультирование – это не …»
Цель: предоставление возможности с помощью метода мозгового штурма выявить основные моменты, присущие психологическому консультированию и противоречащие принципам психологического консультирования.
3. Упражнения «Невербальные средства общения» и «Испорченный видеотелефон»
Цель: знакомство с эффективными невербальными средствами общения в процессе консультирования.
4. Элементы тренинга наблюдения и наблюдательности профессионала
Цель: создание условий для выработки навыков профессиональной наблюдательности.
Задачи: знакомство и овладение методиками наблюдения за эмоциональным состоянием, наблюдения за признаками проявления в жестах правды и лжи, доверия или недоверия, симпатии или антипатии, наблюдения за основными признаками беспокойства или уверенности.
5. Упражнение «Анти-активное слушание»
Цель: осознание важности для говорящего невербальных и вербальных признаков слушания партнером.
6. Упражнение «Активное слушание»
Цель: освоение приемов активного слушания.
7. Упражнение «Эмпатическое слушание»
Цель: освоение приемов и психотехник эмпатического слушания.
Практические занятия к разделу 2: «Принципы, условия и навыки поддержания консультативного контакта»
Используются элементы тренинга начинающего консультанта и тренинга эмоциональной компетентности
1. Комплекс упражнений к тренингу эмоциональной компетентности
Цель: повышение уровня рефлексии чувств и состояний и способности управления ими, развитие эмпатии, осознание значения эмоционального состояния консультанта как средства управления консультативным процессом.
2. Комплекс упражнений, направленных на развитие саморегуляции своих эмоциональных состояний и регуляции профессиональной деятельности. Данные упражнения используют приемы аутотренинга, направленной визуализации, нейролингвистического программирования и др. психотехнологий.
3. Комплекс упражнений, направленных на развитие навыков активного и эмпатического слушания для поддержания консультативного контакта.
4. Комплекс упражнений, направленных на отработку умений давать положительную обратную связь.
5. Упражнение «Как показать клиенту, что мы его понимаем»
Цель: освоение практических навыков, способствующих построению эффективных взаимоотношений между консультантом и клиентом.
6. Упражнение «Позиции в консультировании»
Цель: рефлексия своих чувств в различных позициях консультативного взаимодействия и опытное определение наиболее ресурсной позиции консультанта.
Практические занятия к разделу 3: «Этапы и процедуры психологического консультирования»
Используются элементы тренинга начинающего консультанта и тренинга эмпатии
- Упражнение «Начало консультативной сессии»
Цель: освоение навыков установления контакта в самом начале консультирования.
2. Упражнение «Составление контракта с клиентом»
Цель: овладение навыками составления контракта с клиентом.
3. Комплекс упражнений, направленных на развитие навыков эмпатии, позволяющих понимать партнера по общению и осознавать его персональную историю.
4. Комплекс упражнений, направленных на выработку навыков использования «эхо-техники», перефразирования, резюмирования, открытых и закрытых вопросов.
Цель: развитие навыков активного рефлексивного слушания и умения анализировать результаты своей профессиональной деятельности.
5. Упражнения «Что вы чувствуете?», «Умение следовать за клиентом»
Цель: отработка техники постановки вопросов эмоционального характера и умения следовать за клиентом.
6. Упражнение «Слушая и прерывая паузы…»
Цель: отработка техники прерывания затянувшихся пауз.
7. Комплекс упражнений, направленных на развитие навыков работы с эмоциями клиента.
8. Упражнение «Отражение чувств»
Цель: выработка навыка использования техники «отражения чувств».
9. Решение практических задач выбора психодиагностических средств для более углубленного изучения проблемы клиента в зависимости от содержания консультативной ситуации, жалобы и запроса клиента.
10. Упражнение «Повторяющееся слово»
Цель: отработка навыков использования приема уточняющих вопросов, необходимых на этапе уточнения проблемы клиента.
развитие внимания в слуховой модальности.
11. Упражнение «Вся сила в том…»
Цель: подготовка к освоению практических навыков, необходимых на этапе совместной интерпретации проблемы и принятия решения клиентом.
12. Упражнение «Советы»
Цель: осознание того, насколько неэффективными бывают советы.
13. Упражнения, направленные на овладение процедурами выяснения ведущих мотивов и управления процессом принятия решения клиентом.
14. Упражнение «Составление программы действий, направленных на достижение целей»
Цель: подготовка к выработке навыков моделирования нового поведения.
15. Упражнение «Окончание сессии»
Цель: отработка навыков проведения завершающего этапа сессии.
16. Комплекс упражнений, направленных на знакомство с супервизией.
Цель: развитие умений анализировать сессии своих коллег и распознавать различные техники, используемые в консультативном взаимодействии.
5. Образовательные технологии
В ходе реализации различных видов учебной работы по освоению курса «Основы консультативной психологии» используются образовательные технологии, направленные на актуализацию творческой активности и инициативы студента, повышение уровня его мотивации, ответственности за качество освоения образовательной программы и позволяющие формировать у обучающихся требуемые образовательной программой общекультурные и профессиональные компетенции. Этому способствуют следующие активные инновационные методы обучения.
Проблемная лекция. Знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть», используется прием постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом выдвигаемая проблема требует не однотипного решения, готовой схемы которого нет. Деятельность студента на лекции приближается к поисковой, исследовательской. Данный тип лекции используется при введении знаний по каждому из разделов изучаемой дисциплины.
Лекция-визуализация. Учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, выделяя при этом наиболее значимые и существенные элементы. На лекции используются мультимедийные презентации, к подготовке которых могут привлекаться обучающиеся. Проведение лекции сводится к связному развернутому комментированию подготовленных наглядных материалов. Данный тип лекции используется при освоении раздела 3. изучаемой дисциплины: «Этапы и процедуры психологического консультирования».
Лекция – пресс-конференция. Предполагает объявление темы лекции и предложение студентам письменно задавать вопросы преподавателю по данной теме. Студент обязан сформулировать вопросы в течение 5 минут. Далее преподаватель сортирует поступившие записки и читает лекцию в форме связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы. В конце лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы обучающихся. Подобная лекция позволяет выявлять круг интересов студентов и степень их подготовленности к работе; фокусировать внимание на важнейших моментах изучаемой проблематики; подводить итоги освоения данного тематического блока и систематизировать полученные студентами знания. Лекция – пресс-конференция используется при освоении знаний по каждому из разделов изучаемой дисциплины.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «психология» в целях формирования и развития профессиональных навыков обучающихся при освоении дисциплины «Основы консультативной психологии» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения практических занятий – учебных элементов психологических тренингов:
— элементы тренинга начинающего консультанта (в практических занятиях к разделам 1, 2, 3);
— элементы тренинга наблюдения и наблюдательности профессионала (в практических занятиях к разделам 1, 2),
— элементы тренинга эмоциональной компетентности и развития эмпатии (в практических занятиях к разделам 2, 3).
Данные занятия представляют собой специальную систематическую тренировку, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированной на формировании и совершенствовании следующих умений и навыков:
— установления и поддержания консультативного контакта;
— выстраивания психодиагностической и консультативной беседы;
— осуществления систематического наблюдения и саморефлексии;
— эффективного применения активного и эмпатического слушания;
— исследования проблемной ситуации;
— позитивной обратной связи;
— оказания психологической поддержки;
— организации процесса принятия решения и планирования достижения поставленных целей;
— саморегуляции своей профессиональной деятельности и эмоциональных состояний с целью снижения рисков нанесения вреда и профилактики эмоционального сгорания.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 60% аудиторных занятий, что соответствует требованиями ФГОС ВПО и главной цели ООП подготовки бакалавров по направлению «психология».
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Основы консультативной психологии».
Виды самостоятельной работы. В курсе изучения «Основы консультативной психологии» предполагаются следующие виды самостоятельной работы:
— самостоятельная подготовка и углубленное изучение тем, предлагаемых на лекциях с помощью вопросов для самопроверки (см. 6.1.),
— самостоятельная подготовка к выполнению практических заданий (6.2.)
— написание реферата по темам раздела 4 (см. 6.3.),
— подготовка эссе по тематическим разделам 1-3 (см. 6.4.),
— выполнение тестовых заданий (см. 6.5.)
— подготовка к экзамену по контрольным вопросам изучаемой дисциплины (см. 6.6.).
Порядок выполнения самостоятельной работы. Самостоятельная подготовка к практическим занятиям осуществляется регулярно по каждому разделу дисциплины и определяется календарным графиком изучения дисциплины.
В ходе освоения курса предполагается написание одного реферата по темам раздела 4: «Теоретические подходы и модели психологического консультирования». Время, отводимое на подготовку реферата – от 2 недель до месяца, но работа должна быть предъявлена для проверки не позднее, чем за неделю до начала сессии.
По разделам 1-3 пишется эссе, которое предъявляется для проверки после освоения раздела 3.
Порядок осуществления текущего контроля. Текущий контроль выполнения практических заданий осуществляется регулярно (еженедельно), начиная со второй недели семестра.
Контроль и оценивание выполнения эссе осуществляется по завершении освоения раздела 3; реферата — на последней неделе семестра.
Текущий контроль освоения отдельных разделов дисциплины осуществляется при помощи тестовых заданий в завершении изучения каждого раздела.
Система текущего контроля успеваемости служит в дальнейшем более объективному оцениванию в ходе промежуточной аттестации (см. 6.7.).
6.1. Вопросы для самостоятельной подготовки по разделам курса «Основы консультативной психологии»
Вопросы для самопроверки освоения раздела 1: «Понятие, виды и методы психологического консультирования»
1. Что такое психологическое консультирование?
2. Что изучает консультативная психология?
3. Какие цели преследует психологическое консультирование?
4. Какие задачи решает консультативная психология?
5. В чем состоят отличия психологического консультирования от других областей практической психологии?
6. Кто, когда и по какому поводу чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту?
7. Каковы критерии для классификации видов консультирования?
8. Какие существуют виды психологического консультирования и в чем заключаются их особенности?
9. Перечислите основные формы психологического консультирования.
10. Каковы методы психологического консультирования?
Вопросы для самопроверки освоения раздела 2: «Принципы, условия и навыки поддержания консультативного контакта»
- Каковы основные правила психологического консультирования?
- Чему способствует выполнение консультантом правила безоценочного отношения к клиенту?
- Какой позиции следует придерживаться консультанту во взаимодействии с клиентом?
- Что означает принцип распределения ответственности в процессе консультирования?
- Какие ограничения на обращение с информацией накладывает правило конфиденциальности?
- На какие экспериментальные данные опирается принцип фиксации консультанта на ресурсных сторонах личности клиента?
- Какие основные шесть условий позитивного изменения личности в ходе консультирования выделил К. Роджерс?
- Что понимается под консультативным контактом?
- Чем определяется характер консультативного контакта? Как понимается консультативный контакт в различных теоретических направлениях консультирования?
- Что относят к эмоциональным компонентам помогающих (терапевтических) отношений?
- Какие типы межчеловеческих отношений выделил М. Бубер? Каков должен быть характер помогающих отношений в консультировании и психотерапии по М. Буберу?
- Каковы навыки поддержания консультативного контакта? Дайте характеристику каждой группе навыков.
- Что понимается под переносом и контрпереносом в консультировании? Для чего психологу необходимо отслеживать эти явления в ходе консультативного взаимодействия?
- Когда целесообразно применение навыков конфронтации в консультировании?
- Какие позиции взаимодействия и позиции восприятия выделяются в ходе консультативного взаимодействия? Какие из позиций являются наиболее эффективными в консультировании? Какие возможности дает консультанту умелое сочетание различных позиций восприятия в ходе общения с клиентом?
- Какие требования предъявляются к личностным качествам консультанта?
- Какого рода профессиональную подготовку обязан пройти консультант?
- Что понимается под синдромом эмоционального сгорания?
- Перечислите необходимые условия проведения психологического консультирования.
- Соблюдение каких принципов предполагает профессиональная этика консультанта?
- Что такое супервизорство?
Вопросы для самопроверки освоения раздела 3: «Этапы и процедуры психологического консультирования»
- Какие этапы выделяются в процессе психологического консультирования?
- Что представляют собой основные этапы проведения психологического консультирования?
- Каковы задачи консультанта на этапе психологической настройки?
- К каким способам создания состояния рабочей готовности для проведения психологического консультирования может прибегнуть консультант?
- Как нужно встречать клиента в психологической консультации? Какова техника встречи клиента?
- Какие действия предпринимаются психологом-консультантом непосредственно после встречи клиента?
- Как следует психологу-консультанту начинать беседу с клиентом?
- С какими словами рекомендуется психологу-консультанту обращаться к клиенту в начале беседы?
- Как следует вести себя психологу-консультанту во время исповеди клиента?
- С помощью каких конкретных приемов психолог-консультант может снять психологическое напряжение у клиента?
- Что представляет собой прием вербальной поддержки клиента со стороны психолога-консультанта?
- Каким образом может быть практически решена проблема запоминания психологом-консультантом того, что ему сообщает клиент во время исповеди о себе и о своей проблеме?
- Что включает в себя процедура эмпатического слушания клиента?
- Что означает прием «парафраза (повторение)»? Когда и при каких обстоятельствах обращаются к нему в практике психологического консультирования?
- Каково консультационно-психологическое определение приема «обобщение»? В каких случаях рекомендуется обращаться к нему психологу-консультанту?
- В чем выражается прием эмоциональной поддержки клиента со стороны психолога-консультанта?
- Для чего психологу-консультанту рекомендуется практически овладеть и учиться пользоваться в своей речи, обращенной к клиенту, индивидуальными особенностями собственной речи клиента?
- Какие технические приемы применяются психологом-консультантом во время исповеди клиента?
- Какие действия психолога-консультанта и клиента содержит в себе этап расспроса клиента и получения дополнительной информации?
- В чем заключается процедура прояснения мысли клиента?
- Когда и почему в консультации возникает необходимость специального психологического изучения клиента с помощью психологических тестов?
- Что должны делать психолог-консультант и клиент на этапе интерпретации проблемы и принятия решения?
- Почему желательно предлагать клиенту не один, а несколько разных способов решения его проблемы?
- Почему самому клиенту лично, а не психологу-консультанту, следует делать окончательный выбор практических рекомендаций по решению проблемы?
- Что такое процедура уточнения деталей принятого решения?
- Каковы задачи и содержание этапа формирования новой модели поведения и оптимизации личностных механизмов саморегуляции клиента?
- Что представляют собой основные правила, которыми психологу-консультанту следует руководствоваться, предлагая клиенту практические рекомендации по решению его проблемы?
- Для чего желательно, чтобы психолог-консультант обеспечил клиента средствами эффективного контроля за правильностью выполнения полученных рекомендаций?
- Какую цель преследуют личные встречи психолога-консультанта с клиентом уже после того, как консультация практически завершена и клиент получил требуемые рекомендации по решению его проблемы?
- В чем состоят задачи завершающего этапа психологического консультирования?
- Какие слова психологу-консультанту следует сказать клиенту по завершении консультации?
Вопросы для самопроверки освоения раздела 4: «Теоретические подходы и модели психологического консультирования»
- Почему разработанный К. Роджерсом консультационный подход называется личностно-центрированным?
- Почему К. Роджерс главным в консультировании считает качество устанавливаемых отношений между клиентом и консультантом?
- Как К. Роджерс понимает эмпатию, и какую роль отводит ей в процессе консультирования?
- В чем заключаются основные задачи психоаналитического консультирования?
- Какова функция защитных механизмов?
- Что подразумевается в психоанализе под терминами «перенос» и «сопротивление»?
- Каков взгляд Б.Ф. Скиннера на психотерапию?
- Какие задачи может решать поведенческое консультирование?
- Какие проблемы позволяют решить методы релаксации и систематической десенсибилизации, разработанные в поведенческом консультировании?
- Каковы задачи разработки программ подкрепления и жетонной системы?
- Каковы основные положения теории логотерапии В. Франкла?
- Какие основные источники жизненного смысла выделяет В. Франкл?
- Какие цели ставит когнитивное консультирование?
- Что такое когнитивные ошибки, и какую роль они играют в жизни человека?
- Какая связь существует между когнициями и эмоциями?
- Каковы основные когнитивные методы проверки истинности и исправления автоматических мыслей?
- Какие основные задачи решает позитивное консультирование? Каковы основные постулаты и принципы позитивного консультирования?
- Опишите структуру беседы, фокусированной на решении? Из каких основных блоков она состоит?
6.2. Задания для подготовки к практическим занятиям
по «Основам консультативной психологии» с указанием разделов изучаемой дисциплины
Практические задания к разделу 1: «Понятие, виды и методы психологического консультирования»
Для подготовки к аудиторным практическим занятиям, решающим задачи выработки навыков наблюдения и наблюдательности студентам предлагается предварительно самостоятельно ознакомиться с информацией о невербальных языках общения; методиками наблюдения за эмоциональным состоянием; признаками проявления в жестах правды и лжи, доверия или недоверия, симпатии или антипатии, основными признаками беспокойства или уверенности.
Рекомендуемая литература:
Игры– обучение, тренинг, досуг… / под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1994. С. 55-61.
Регуш Л.А.Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2008. С.60-63.
Фролова С.В.Консультативная психология: теория и практика. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. – 154 с. //http://library.sgu.ru/uch_lit/64.pdf(см. Документы 1-3, с. 14-18).
Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пер. с англ. – СПб: Питер, 2010.
Практические задания к разделу 3: «Этапы и процедуры психологического консультирования»
1. Представьте себе, что вы готовитесь к проведению психологической консультации. Опишите и объясните необходимость каждого из планируемых вами шагов.
2. Представьте, что вы — практикующий психолог-консультант. Что вы будете делать на каждом из этапов психологического консультирования?
3. Как вы будете проводить процедуру встречи клиента с кем-либо, вспомнив и использовав все, что в этом случае должен делать хорошо подготовленный психолог-консультант. Проиграйте полностью с кем-либо сцену встречи клиента в психологической консультации, взяв на себя роль психолога-консультанта. Обратитесь к кому-либо как к потенциальному клиенту с типичными фразами речевого этикета, уместными в момент встречи клиента в психологической консультации.
4. Какие практические действия следует предпринять психологу-консультанту до начала исповеди клиента, включив в частности в эти действия процедуру снятия психологических барьеров у клиента, процедуру его общего эмоционального настроя на психологическую консультацию.
5. Предположим, что исповедь вашего клиента уже началась. Продемонстрируйте на практике процедуру эмпатического слушания.
6. Продемонстрируйте на практике приемы активного слушания клиента. Используйте прием парафразы в общении с несколькими людьми.
7. Разговаривая с кем-либо из знакомых людей, открыто выразите ему вербальную поддержку, продемонстрировав на практике соответствующую процедуру психологического консультирования.
8. Вспомните и опробуйте на практике процедуру прояснения мысли клиента.
9. Попробуйте на практике в разговоре с людьми прием обобщения.
10. Попытайтесь в общении с разными людьми практически использовать особенности их речи, а также скопировать их манеру и стиль общения.
11. Кто-то из ваших знакомых может испытывать в данный период жизни небольшие трудности. Представьте, что вы – психолог-консультант, и к вам на прием пришел человек с проблемой вроде той, с которой столкнулся ваш знакомый. Допустим, что клиент завершил свою исповедь и вам как психологу-консультанту предстоит определить суть его проблемы, а также найти вместе с клиентом ее оптимальное решение. Как вы сможете оценить проблему клиента, какие варианты решения проблемы вы сможете предложить. Обоснуйте каждый из предложенных вариантов, рассмотрев его достоинства и недостатки. Как можно реализовать в диалоге с клиентом процедуры поиска взаимоприемлемого решения и процедуру уточнения деталей принятого решения?
12. Предположим, что проводимая вами психологическая консультация уже близится к концу и решение проблемы, волнующей клиента, уже найдено. Покажите практически, как работает заключительная процедура психологического консультирования.
6.3. Методические рекомендации к выполнению реферата по дисциплине «Основы консультативной психологии» с указанием тем и списков литературы
Реферат – форма письменной работы, представляет собой краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме. Объем реферата может достигать 10-15 стр.; время, отводимое на его подготовку – от 2 недель до месяца. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.
Реферат предлагается написать по одной из тем раздела 4: «Теоретические подходы и модели психологического консультирования»:
1. Личностно-центрированное консультирование по К. Роджерсу
2. Основные положения теории личности З. Фрейда и модель психоаналитического консультирования
3. Модели и психотехники поведенческого консультирования
4. Основные цели и задачи логотерапии В. Франкла
5. Анализ влияния когнитивных ошибок на качество жизни в концепции А.Бека
Рекомендуемая литература:
Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2001. – 464с. // http:// zipsites.ru/psy/psylib/info.php?p=2917
Роджерс К.Р.Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 464с.
Роджерс К.Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.
Франкл В.Человек в поисках смысла. – М., 1990.
6.4. Методические рекомендации для написания эссе
Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на предложенную тему соответствующей дисциплины. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Качество работы оценивается по следующим критериям: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения.
Темы для подготовки эссе по курсу «Основы консультативной психологии»
- Разнообразие видов и форм психологического консультирования
- Очное и телефонное консультирование: преимущества и ограничения
- Сущность помогающих отношений
- Эмпатия как средство эффективного консультативного общения
- Эмоциональное состояние консультанта как средство управления консультативным процессом
- Применение психодиагностики в различных консультативных ситуациях
Рекомендуемая литература:
Абрамова Г.С.Психологическое консультирование. Теория и опыт: Уч. пособ. для студ. ВУЗов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 240 с.
Алешина ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — м., 1999. — 208 с.
Бурменская Г.В., Карабанова О.А, Лидерс А.Г.Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990
Моховиков А.Н.Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 1999. – 140с.
Мэй Р.Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – 133 с.
Немов Р.С.Основы психологического консультирования: Учеб. Для студ. Педвузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 528 с.
Роджерс К.Р.Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 464с.
Роджерс К.Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.
Журналы: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии» за прошедший и текущий года.
6.6. Контрольные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Основы консультативной психологии»
- Предмет и задачи консультативной психологии
- Цели, задачи психологического консультирования
- Сущность процесса психологического консультирования
- Виды психологического консультирования
- Формы психологического консультирования
- Требования, предъявляемые к личностным качествам, знаниям и опыту психолога-консультанта. Специфика профессионального мышления психолога
- Основные методы психологического консультирования
- Методы беседы и интервью, используемые в ходе психологического консультирования
- Метод наблюдения в психологическом консультировании. Виды наблюдения. Объекты наблюдения консультанта. Навыки наблюдательности консультанта.
- Цель и приемы рефлексивного активного слушания
- Цель, особенности и приемы эмпатического слушания
- Эмпатия, рефлексия, идентификация как средства эффективного психологического консультирования
- Методы консультирования в различных психологических школах
- Принципы и правила психологического консультирования
- Устаревшие и ошибочные методы психологического консультирования
- Создание помогающих отношений в консультировании. Навыки поддержания консультативного контакта
- Основные техники вербального общения в консультировании
- Эффективное использование невербальных средств общения в консультировании
- Правила эффективной обратной связи в консультировании
- Эмоциональная компетентность консультанта. Навыки осознания и выражения чувств. Способность управлять чувствами и эмоциональными состояниями
- Перенос и контрперенос в психологическом консультировании и предотвращение их негативного влияния
- Понятие и задачи конфронтации в психологическом консультировании. Навыки конфронтации.
- Основные этапы психологического консультирования
- Этап психологической настройки консультанта. Эффективные приемы и способы управления состоянием консультанта
- Правила знакомства и выяснения запроса клиента. Постановка целей и задач консультирования
- Социальный контракт как фактор эффективной регуляции консультативного процесса
- Понятие «исповеди» клиента в консультативной психологии. Правила выслушивания исповеди клиента и ее анализ. Особенности фиксирования информации консультантом
- Основные задачи стадии расспроса и получения дополнительной информации
- Требования к применению психодиагностики в консультировании. Тесты, используемые при решении различных психологических задач в консультировании
- Гипотезы в психологическом консультировании как варианты более конструктивных позиций клиента в отношении к своим проблемам
- Этап совместной интерпретации проблемы и принятия решения клиентом: процедуры и техники
- Выявление ведущих мотивов клиента и составление реалистичного плана решения проблемы
- Этап формирования новой модели поведения и оптимизация личностных механизмов саморегуляции клиента
- Психотехническое сопровождение выработки новых моделей поведения
- Завершающий этап консультативной сессии
- Оценка эффективности консультации методом совместного обсуждения
- Условия психологического консультирования
- Создание атмосферы психологического консультирования
- Проблема ограничений в психологическом консультировании: распределение ответственности, времени, эмоциональная привязанность
- Позиции консультанта как фактор эффективности консультативного контакта
- Процедуры психологического консультирования
- Личностно-центрированное консультирование
- Факторы эффективного психологического консультирования по К.Роджерсу
- Основные положения теории логотерапии В. Франкла и ее применение в психологическом консультировании
- Психоаналитическое направление в психологическом консультировании
- Поведенческое консультирование: теория и практика
- Методы релаксации и десенсибилизации в преодолении тревоги. Процедуры релаксации
- Когнитивное консультирование: основные положения и психологические техники
- Когнитивные ошибки и эмоциональные расстройства
- Постулаты и стратегические принципы позитивного консультирования
- Методика консультирования, фокусированного на решении проблемы
- Понятие о профессиональном консультировании (супервизорство) с целью уменьшения риска нанесения вреда клиенту
- Повышение профессиональной квалификации психолога – консультанта
- Этические принципы профессиональной деятельности консультанта
6.7. Система оценивания для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Для контроля текущей успеваемости и промежуточной аттестации используется балльно-рейтинговая система оценки знаний. Система текущего контроля включает:
- контроль знаний, умений, навыков, усвоенных в данном курсе, осуществляемый по результатам работы на практических занятиях;
- контроль выполнения студентами заданий для самостоятельной работы,
- контроль и оценивание написания эссе и реферата;
- контроль знаний, умений, навыков, усвоенных по каждому из разделу дисциплины, осуществляемый при помощи тестовых заданий.
Работа на практических занятиях оценивается по итогам подготовки и выполнения студентами практических заданий, по степени активности работы в группе и качеству результатов самостоятельной работы.
Оценка за выполнение тестовых заданий к разделам курса выставляется в соответствии со следующими критериями:
Оценка «отлично» (5 баллов) — 81-100% правильных ответов.
Оценка «хорошо» (4 балла) — 66-80% правильных ответов.
Оценка «удовлетворительно» (3 балла) — 51 -65% правильных ответов.
Оценка «неудовлетворительно» — 50% и менее правильных ответов.
Форма промежуточного контроля — экзамен.
Оценка за экзамен является составной и выставляется как среднее арифметическое оценок по пятибалльной шкале (с округлением до целого) по результатам выполнения следующих заданий:
1. выполнение заданий для самостоятельной работы, написание эссе и реферата по выбранной теме;
2. оценка за работу на практических занятиях (степень активности в виде выступлений с сообщениями, участия в дискуссиях, успешность выполнения практических заданий, качество самоанализа результатов проделанной работы и т.д.)
3. выполнение тестовых заданий к изученным разделам;
4. устный ответ на два вопроса экзаменационного билета.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Основы консультативной психологии»
а) основная литература:
1. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика. – М.:Аспект Пресс, 2009. – 256 с.
2. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. Учеб. пособие для студ. вузов, 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
3. Фролова С.В. Консультативная психология: теория и практика. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. – 154 с. // http://library.sgu.ru/uch_lit/64.pdf
(электронная библиотека полнотекстовых учебных пособий СГУ).
б) дополнительная литература:
-
Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – Екатеринбург; М.: Деловая кн., 1995. – 123 с.
- Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт: Уч. пособ. для студ. ВУЗов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 240 с.
- Бурменская Г.В., Карабанова О.А, Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990
- Гулевский В.Я. Индивидуальная психотерапия: практикум / В. Я. Гулевский. — М. : Аспект Пресс, 2008. — 188 с.
- Карелин А.А. Снег на листьях. – М.: Эксмо, 2010 г. – 224 с.
- Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи (3-е изд., стер.) учеб. пособие-практикум — М.: Академия, 2008. – 432 с.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – 133 с.
- Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. Для студ. Педвузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 528 с.
- Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.
- Сапогова Е.Е. Консультативная психология (1-е изд.) учеб. пособие. — М.: Академия, 2008. – 352 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
- Фролова С.В. Консультативная психология: теория и практика. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. – 154 с.
в) Интернет-ресурсы
http://library.sgu.ru/uch_lit/19.pdf
Нельсон-Джоунс. Теория и практика консультирования http://zipsites.ru/psy/psylib/info.php?p=2917
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Основы консультативной психологии»
Лекционные занятия проводятся в аудиториях на 100 и 50 посадочных мест. В ходе лекционных и семинарских занятий используются учебно-демонстрационные мультимедийные презентации, которые обеспечиваются следующим техническим оснащением:
- Компьютеры (в комплекте с колонками).
- Мультимедийный проектор
- Экран.
Для проведения практических занятий с элементами обучающего психологического тренинга на факультете психологии имеется тренинговый зал — просторное помещение, где участники должны работать в подгруппах, парах или тройках. Для работы имеются стулья по количеству участников (на 20 – 25 человек), не скрепленные между собой; учебная доска, листы бумаги А3 или ватман и фломастеры (маркеры) для работы в подгруппах. В некоторых упражнениях может быть использована музыка, для обеспечения этих возможностей имеется звуковоспроизводящее устройство.
Доступ студентов к электронным формам учебно-методических материалов по дисциплине «Основы консультативной психологии» и к Интернет-ресурсам обеспечивается компьютерным классом факультета психологии и залом открытого доступа к Интернет-ресурсам в научной библиотеке СГУ (всего более 35 компьютеров).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки «психология».
Автор: доцент кафедры общей и социальной психологии С. В. Фролова
Программа одобрена на заседании кафедры общей и социальной психологии
от ___________года, протокол № _________________.
Декан факультета психологии,
д.псх.н., профессор / Л.Н. Аксеновская /
Зав.кафедрой общей
и социальной психологии,
д.псх.н., профессор / Л.Н. Аксеновская /
23