Основные цели пенитенциарной социальной работы

Общие технологии социальной работы в пенитенциарной системе.

Выполнила Кошелева Ю.Ю.

Курс ОРМ

План

 

I. Основные технологии, применяемые в пенитенциарной системе…2

1. Основные цели пенитенциарной социальной работы…………………..2

2. Функции пенитенциарной социальной работы…………………………4

3. Характеристика осужденных как объектов и клиентов пенитенциарной социальной работы…………………………………………………………6

4. Методы пенитенциарной социальной работы……………………………9

5. Основные формы пенитенциарной социальной работы……………….13

 

II. Технологии социальной работы, разработанные для осужденных женщин, отбывающих наказания в Исправительной колонии……………………………………………………………………15

1. Социальная и психологическая характеристика осужденных

женщин…………………………………………………………………….15

2. Основные технологии социальной работы с осужденными

Женщинами………………………………………………………………16

3. Программа — система «Социальных лифтов»……………………………19

III. Список использованной литературы………………………………….22

 

I. Основные технологии, применяемые в пенитенциарной системе

Основные цели пенитенциарной социальной работы

Проблема социальной реабилитации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, является сегодня приоритетным направлением в деятельности сотрудников исправительных учреждений.

Ранее функции социальных работников в исправительных учреждениях частично выполняли начальники отрядов. При этом нагрузка на начальника отряда была предельно высокой, а эффективность проведения социальной работы недостаточной. Введение должности инспектора по трудовому и бытовому устройству осужденных в исправительных учреждениях несколько улучшило сложившуюся ситуацию, но остроту проблемы не сняло.

С введением в действие Уголовно исполнительного кодекса РФ (1997 год) необходимость включения в штатные расписания исправительных учреждений должностей социальных работников стала более актуальной.

В целях упорядочения деятельности по социальной защите осужденных и оказанию им социальной помощи, а также содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, Приказом № 262 Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2005г. утверждено «Положение о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы».

Настоящее Положение определяет назначение и содержание деятельности группы социальной защиты сужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний (далее — группа), ее основные цели, задачи и функции, права и обязанности сотрудников, устанавливает порядок оказания администрацией исправительного учреждения содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, а также перечень документации, которую составляют и ведут сотрудники группы. Группа является структурным подразделением исправительного учреждения. В состав группы входят:

11 стр., 5180 слов

Глава I. Теоретические основы пенитенциарной социальной работы

... детерминанты, деформация общения, криминальное поведение, среда и субкультура осужденных, средства их исправления и другие. Основной категорией считается социальная работа с осужденными (пенитенциарная социальная работа). Это специфический вид профессиональной деятельности по диагностированию, оказанию ...

— старший специалист (специалист) по социальной работе с осужденными,

-старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных.

Штатная численность сотрудников группы определяется с учетом лимита и наполнения учреждения, но не менее 2 должностей на учреждение.

Социальная работа в пенитенциарном учреждении не аналогична социальной работе в обычных условиях. Она отличается, во-первых, тем, что воспитательно-исправительные воздействия являются основным фактором, детерминирующим процесс исправления, где социальный работник выступает одним из участников. Во — вторых, воспитательная политика исправительных учреждений предусматривает комплекс мер и норм поведения, обязательных для осужденных. В третьих, политика и меры должны проводиться в строгом соответствии с принципами Уголовно-исполнительного кодекса.

Социальная работа с осужденными – объективная необходимость, поскольку она создает условия для реализации прав граждан, находящихся в местах лишения свободы.

Социальная работа с осужденными направлена на достижение общих целей деятельности:

· увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы способами, не противоречащими действующему законодательству;

· создание эффективного механизма защиты прав осужденных который, в максимальной мере позволяет осужденным проявить свои просоциальные возможности;

· адаптация и реадаптация в обществе;

· организация социальной среды, в которой человек, несмотря на физические увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение со стороны окружающих;

· достижение такого состояния клиента, когда у него «отпадает» необходимость в помощи социального работника.

 

Функции пенитенциарной социальной работы

Пенитенциарная социальная работа не является самоцелью. Этот специфический по содержанию, специально организуемый и управляемый вид комплексной (многоаспектной) деятельности выступает одним из основных средств достижения главной цели УИС – исправления и ресоциализации осужденных. Она выполняет ряд функций.

К содержательнымфункциям относят следующие:

· Исправительная (социально-педагогическая), в ходе реализации, которой сотрудник выявляет личностные достоинства и недостатки, интересы и потребности, реализует систему педагогических обоснованных мер по устранению деформаций, содействуют интеллектуальному, духовному, физическому развитию и самореализации в различных видах образовательной, производственной, культурно — досуговой, спортивно — оздоровительной, коммуникативной деятельности, художественном творчестве.

· Охранно-защитная (предупредительно — профилактическая) функция обеспечивает условия для жизнедеятельности осужденных, контроль, надзор, охрану их прав, законных интересов и потребностей, предупреждает негативное развитие личностных трудных жизненных ситуаций, деструктивные процессы в среде осужденных.

6 стр., 2535 слов

Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...

... Но разовьются ли задатки, станут ли они способностями — это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и ... социальными условиями. Природными особенностями обусловливаются пути и способы формирования психических свойств. Они могут ...

· Психологическая функция, в процессе реализации которой специалист выявляет психологические особенности личности, общности, среды, криминогенные детерминанты, а также помогает, консультирует, корректирует межличностные отношения, морально-психологический климат, отношение к трудным жизненным ситуациям и готовность их преодолевать самостоятельно.

· Социально-медицинская – направлена на содействие организации работы по сохранению здоровья, созданию условий для его защиты, профилактики заболеваний, ведения здорового образа жизни.

· Социально-бытовая – предполагает содействие созданию бытовых условий содержания в местах лишения свободы, соответствующих требованиям уголовно-исполнительного законодательства.

· Ресоциализирующая – ее реализация обеспечивает в период исполнения наказания комплексную подготовку осужденных к жизни на свободе путем личностного развития, сохранения и развития социальных связей, преодоление социальных проблем и трудностей.

· Реабилитационная функция направлена на содействие в оказании конкретных видов помощи, защиты, поддержки лиц, освободившихся из ИУ, на первых этапах жизни на свободе, восстановление нормального социального функционирования.

Для осуществления эффективной социальной работы необходимо управлению ею.

К управленческим функциям относятся:

· Диагностическая (информационно-обеспечивающая) – состоит в выявлении причин (факторов – детерминант), приведших трудной жизненной ситуации, совершению уголовного преступления, осуждению и содержанию в местах лишения свободы, условий, обстоятельств и причин появления, новых пенитенциарно — социальных проблем, определения степени их влияния на осужденного, а также иных особенностей конкретной личности, общности, среды ИУ;

· Прогностическая – на основе изучения и оценки предполагаются различные варианты позитивного или негативного развития трудной жизненной ситуации, а также определяются возможности перспективы осужденного и общностей;

· Программирование и планирование – принятие одного из решений выработка программы ресоциалиизации и плана действий (совместное с осужденным определений целей, задач будущей работы, методов, средств, форм и этапов деятельности), формирование обстановки доверия осужденных и специалистов социальной службы, разъяснение, обсуждение, согласование, оформление и утверждение документов с обязательным участием самого осужденного, других заинтересованных в его судьбе лиц;

· Организационно-исполнительская – обучение, инструктаж, консультирование, организация конкретных действий, помощь, поддержка, стимулирование, коррекция, организация общения, обеспечение взаимодействие осужденных, специалистов, координация сотрудничества, контроль и оценка результативности отдельных действий и этапов работы.

 

Характеристика осужденных как объектов и клиентов пенитенциарной социальной работы

Объектом социальной работы являются люди, которые оказываются в трудной жизненной ситуации и не способны самостоятельно разрешать возникшие перед ними проблемы по социальной адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности. Это могут быть инвалиды, пенсионеры, лица, не имеющие жилья, подвергшиеся насилию и переживающие посттравматический синдром и т.д. Если вспомнить, что под объектом социальной работы мы понимаем лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию и не способных ее самостоятельно разрешить, то практически большинство осужденных можно отнести к таким лицам, поскольку попадание из условий свободы в новую микросреду исправительного учреждения является уже «трудной жизненной ситуацией».

8 стр., 3664 слов

Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы

... среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования Никитин, В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов : учебное пособие / Владислав Алексеевич Никитин. ... Фирсова М. В., Холостову Е. И. и других Никитин, В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов : учебное пособие / Владислав Алексеевич Никитин. ...

Объект пенитенциарной социальной работы неоднороден и с целью определения оптимальных путей дифференцированной помощи, поддержки, защиты может быть разделен на группы по различным основаниям.

1. По степени выраженности социальных проблем, способности самостоятельно разрешать их некриминальным способом может быть выделена группа осужденных высокого риска.В нее включаются инвалиды; пенсионеры; молодые осужденные, переведенные из воспитательных колоний; осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; осужденные больные неизлечимыми или трудноизлечимыми заболеваниями; лица, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью; осужденные, не имевшие на свободе определенного места жительства; осужденные, подвергающиеся постоянному физическому и психическому насилию (притеснению) некриминального характера. Это категории наименее защищенных людей, имеющих, как правило, комплекс взаимосвязанных социальных проблем, особых нужд, представляющих угрозу для их равноправного существования в ИУ, разрешить которые самостоятельно они не могут. Эти осужденные нуждаются в различной постоянной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической, педагогической и иной), поддержке, защите. Социальная работа с ними является приоритетной и обязательной для специалиста, приобретает характер сопровождения и даже комплексного обслуживания с привлечением медиков, психологов, воспитателей, представителей местных органов социальной защиты населения. При этом необходимо учитывать, что некоторые из социальных проблем личностного уровня (инвалидность, старость, притеснения и др.) по объективным причинам разрешить окончательно невозможно, поэтому реабилитационно-воспитательные мероприятия должны быть дополнены психологической помощью по изменению отношения к ним и поиску возможностей для самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах.

2. Вторую группусоставляют осужденные, имеющие несколько социальных проблем объективно разрешимого свойства (распавшаяся семья, отсутствие профессии или невозможность заниматься определенным видом деятельности, неблагоприятное микроокружение и т.д.).

После проведения социальной диагностики необходимы включение осужденного в общественно полезные видов деятельности, восстановление различными путями позитивных связей с родственниками, целевое консультирование о способах преодоления трудностей, периодическая поддержка и актуализация личностных ресурсов по самосовершенствованию.

3. В третью группу включаются лица, имеющие кроме осуждения одну или несколько несложных социальных проблем, как правило, возникающих и преодолевающихся в период отбывания наказания: необходимость оформления документов, удостоверяющих личность (паспорта, доверенности), разрешающих имущественные вопросы (свидетельства, завещания); необходимость оформления пенсий, страховок, содействие в устройстве на работу, в поступлении на учебу и в продолжение образования в вузах; подготовка материалов для улучшения условий отбывания наказания, условно-досрочного освобождения. При этом специалист по социальной работе в основном выполняет функции консультанта и посредника, а помощь носит ситуативно-эпизодический характер и прекращается после удовлетворения потребности осужденного.

2 стр., 604 слов

Методы социальной диагностики.Методики малоформализованные

... природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной диагностики. Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была ... проведена диагностика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и верно ...

4. Еще одну группу (четвертую) осужденных составляют лица, не имеющие сложных социальных проблем, кроме осуждения и содержания в местах лишения свободы, или способные преодолеть их самостоятельно. Социальная работа с этой группой осужденных может быть сведена к формированию и содействию в реализации перспективных жизненных планов, а также стимулированию позитивного развития и готовности к полноценной жизни на свободе.

 

 

Методы пенитенциарной социальной работы

Анализ и практика деятельности исправительных учреждений позволяет выделить и рассмотреть следующие основные методы деятельности социальных служб исправительных учреждений России:

· социальную диагностику;

· социальную терапию;

· социальное страхование.

Социальная диагностика применительно к УИС – это анализ состояния социальных объектов (осужденных, их групп и общностей, исправительного учреждения в целом) и процессов, происходящих в их среде. Суть социальной диагностики в социальной работе в пенитенциарной системе – получение достоверной информации об изучаемом объекте или социальном процессе.

Социальная диагностика включает в себя совокупность различных приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать и мобилизовать личностные ресурсы осужденного в процессе его ресоциализации, возможности ближайшего социального окружения (семьи, родственников, друзей, родителей) участвовать в исправлении осужденного, самоорганизации в различных сферах жизнедеятельности (производственной, учебной, общественной, досуговой).

Таким образом, социальная диагностика изучает жизнедеятельность осужденного в повседневной жизни ИУ и выявляет изменения в ней в период всего срока отбывания наказания. Сотрудник социальной службы ИУ выявляет причины возникновения трудной жизненной ситуации осужденного, которому необходима помощь.

В практике пенитенциарной работы используется несколько форм социальной диагностики:

— сбор первичной информации;

— ознакомление с документами;

— диагностическая беседа;

— наблюдение;

6 стр., 2956 слов

Презентация на тему: Освобождение от наказания

... избранном месте жительств Дополнительные наказания •При условно-досрочномосвобождении от основного наказания осужденного, которому было назначено дополнительное наказание, суды должны обсуждать вопрос ... или частично освобождено от отбываниядополнительного вида наказания. Условия •Виды наказания содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы •Фактически отбытый ...

— интервью;

— анкетирование;

— тестирование.

На начальном этапе диагностики (в карантине) изучается личное дело осужденного, анализируется информация о его поведении, установках, планах от сотрудников различных отрядов и служб ИУ, других осужденных, при возможности от родственников. При необходимости отдельные позиции уточняются в ходе общения с самим осужденным.

Распространенной и хорошо зарекомендовавшей себя на практике формой социальной диагностики является диагностическая беседа. Она позволяет получить достоверную информацию, по необходимости – откорректировать ее, уточнить отдельные предположения. Необходимым условием для успешной реализации рассматриваемой формой диагностики, является наличие у специалиста социальной службы умения располагать к себе осужденных независимо от возраста, социального статуса, характера совершенного преступления, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.

Особой формой проведения является наблюдение. Оно позволяет получить значительную информацию об осужденном, его психологических особенностях, состоянии здоровья, его отношении к окружающим, конкретной ситуации.

С наблюдением тесно связаны и такие формы диагностики, как интервью, анкетирование, тестирование. Интервью бывает двух типов: свободное и формализованное. В первом случае сотрудник социальной службы не оказывает большого влияния на направленность беседы, а лишь иногда задает наводящие вопросы. Во втором случае респондент не выходит за рамки «строгого» ответа на вопросы интервьюера.

Анкетирование предназначено для выявления мнений и конкретных фактов у большого круга лиц, например, у представителей различных отделов и служб ИУ. Необходимо соблюдение следующих требований: вопросы анкеты должны быть короткими и понятными, расположенными в логическом порядке. Диагностический тест нацелен на получение более углубленной информации с помощью вопросов, рисунков, геометрических фигур и других материалов. В практике ИУ специалистами социальных служб во взаимодействии с психологами используются тесты, определяющие уровень тревожности осужденных, склонности к суициду, стрессоустойчивости.

Корреляция, как форма социальной диагностики, выявляет взаимную связь, взаимовлияний проявлений, факторов, индивидуальных особенностей, установленных во время проведения диагностики. Она позволяет выяснить характер и степень взаимовлияния между событиями в ИУ, особенностями поведения осужденных. Как показывает практика, без корреляционного анализа бывает затруднительно определить, какова причина и следствие того или иного негативного явления, поведения, конфликтной ситуации в ИУ.

Важным и эффективным методом социальной работы с осужденными является социальная терапия.

Социальную терапию в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания можно определить как систему целенаправленного воздействия государственных, общественных, религиозных организаций и структур на состояние, поведение, психику осужденных (групп осужденных) с целью их социального и психологического оздоровления, устранения тех устойчивых нарушений в социальном функционировании, которые и привели их к совершению преступления.

14 стр., 6769 слов

Особенности социальной работы с женщинами, освободившимися из ...

... вид наказания. Уголовное наказание, в том числе в виде лишения свободы, как особая форма государственного принуждения призвано обеспечить восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений. Актуальность: изначально уголовное наказание ...

Как правило, социальная терапия в пенитенциарных учреждениях осуществляется в двух формах: индивидуальной и групповой.

Индивидуальная терапия применяется в работе с осужденными, разрешение социальных проблем которых требует конфиденциальности (физическое притеснение, семейные неурядицы, трудноизлечимые и неизлечимые заболевания), а также с теми, кто не желает участвовать в групповой терапии.

Групповая терапия – форма воздействия, направленная на помощь клиентам в преодолении их эмоциональных нарушений или социального неблагополучия, в составе групп под руководством специалиста по социальной работе и (или) психолога.

В системе методов пенитенциарной социальной работы важное место занимает социальное страхование. Необходимость страхования обусловлена обязательным обеспечением социальной защиты граждан, в том числе и осужденных. Обязательное государственное социальное страхование осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, формирует, кроме прочего, и побудительные мотивы к производственной деятельности в период отбывания наказания.

Согласно статьи 98 УИК РФ, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду, подлежат обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы, лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» №727 от 15 октября 2001г., осужденным к лишению свободы выплачиваются следующие пособия по обязательному социальному страхованию:

а) по временной нетрудоспособности;

б) по беременности и родам;

в) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель);

г) единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении).

Пособия выплачиваются осужденным за счет единого социального налога, уплачиваемого в Фонд социального страхования организациями, в которых трудятся осужденные.

Основные технологии социальной работы с осужденными женщинами

Наиболее глубокое представление о личности конкретной осужденной дает диагностика. Личностные опросники, тесты, индивидуальные беседы, анализ жизненного пути, наблюдение, гендерная автобиография и другие методы позволяют выявить не просто особенности осужденной, а значимые свойства, типичные психические состояния, криминогенные качества, личностные и социальные детерминанты деформаций, а также преступного поведения.

Важнейшее значение для последующей социальной работы с осужденной матерью имеет выявление места нахождения ребенка, семьи в мотивационно — потребностной структуре и системе ценностей, а также типа материнского отношения к сыну или дочери.

Кроме того, программой первичного изучения личности матери, отбывающей наказание в местах лишения свободы, должен предусматриваться анализ социально-демографических данных, конкретных условий и обстоятельств ее воспитания, формирования и развития, выявления факторов риска (наследственных, семейных, социальных) повлиявших на историю и образ жизни, результаты воспитания и развития, деформацию материнских качеств, в своей совокупности закономерно обусловливающих преступное поведение, осуждение и последующее наказание.

2 стр., 876 слов

Психологические приемы работы с осужденными (Уголовно-исполнительное право)

... (дата обращения 26.04.2017). 2. Алфимова О.А. Правовое регулирование и организация социальной работы с осужденными к лишению свободы. – Учебное пособие. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский ... числе модификацию структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, которые осуществляют исполнение наказаний в виде лишения свободы. Актуальность работы заключается в ...

По результатам диагностики следует составить:

-социально-психологический портрет,

— карту ресоциализации конкретной осужденной.

Рассмотрим основной метод способствующий выходу из трудной жизненной ситуации метод «педагогики переживания».

Метод педагогики переживания дает возможность осуществить те запросы, которые люди не могут реализовать без посторонней помощи, что позволяет, предотвратит негативные последствия, связанные с нерациональным использованием собственной активности (наркомания, правонарушения и др.).

Педагогика переживания способствует накоплению позитивного социального опыта, расширению эмоционально-личностных связей, круга интересом и общения, сферы деятельности. Это происходит путем погружения участников в новые для них жизненные ситуации.

Основной формой организации данного метода является совместное дело.Его реализация призвана компенсировать депривации или пробелы в жизни людей, нуждающихся в помощи. Любое совместное дело (переживаемая или проживаемая ситуация) включает в себя следующие этапы:

теоретический — сбор информации о предстоящем деле;

подготовительный — практическая подготовка к делу;

операционалъный — совместная реализация дела;

рефлексивный — обмен впечатлениями о деле.

На каждом этапе важно взаимодействие клиента и специалиста.

Специалистом могут быть организованы четыре вида дела.

1 Помощь ближнему, когда клиенты создают «службу спасения» и снимаются решением доступных им социальных и экологических проблем.

2 Физическая подготовка, направленная на преодоление себя, своих комплексов, страхов и, как следствие, на открытие себя, своих возможностей.

3 Проект, когда клиенты участвуют в подготовке и реализации какого-либо мероприятия (например, съемка фильма, выпечка хлеба).

4 Экспедиция, позволяющая клиентам проявить себя в нестандартной ситуации, когда добиться успеха можно, лишь активно взаимодействия друг с другом.

В условиях женской ИК рекомендуется использовать следующие формы и приемы «педагогики переживания»

-организация выпуска внутренней газеты, создание телепрограмм и т.п.

-организация и проведение «тематических вечеров»

-создание сада, огорода, оранжереи и т.п.

-театральные и иные студии и пр.

-ролевые игры.

Второй метод, это целеполагание — один из важнейших видов человеческой деятельности. Оно определяет жизненные стремления человека, качество и развитие его жизни.

Целесообразно акцентировать внимание осужденных женщин на их возможностях, достоинствах, чтобы не сформировать у них убежденность в собственной неполноценности и несостоятельности. Необходимо, чтобы они рассматривали свою жизнь с позиции «что я могу сделать, чтобы моя жизнь изменилась», а не с позиций «чего я сделать не могу», «что у меня не получится».

3 стр., 1465 слов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ...

... работы отделения социального обслуживания на дому. Методической основой курсовой работы является диалектический метод познания социальных процессов, теоретические выводы и положения таких отраслей права, как гражданское право, уголовное, ... возникающие в процессе организации деятельности учреждений социальной защиты детей. Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных вопросов связанных ...

Для того чтобы осужденные женщины смогли оценить характер своих взаимоотношений с окружающими их людьми, возможно использование следующих упражнений:

— определить проблемные зоны во взаимоотношениях с членами семьи и окружающими людьми, источники, первопричины проблем и наметить пути их преодоления (желательно но представлять наглядно, в виде схемы);

— для того чтобы эффективно строить отношения с окружающими, необходимо уметь видеть в людях хорошее.

На последнем этапе отбывания наказания важно стимулировать размышления женщин о том месте, которое они хотят и могут занять в обществе после освобождения. Для этого целесообразно проведение дискуссии «Нужна ли я обществу?». Дискуссия может быть организована как работа в группах, защищающих противоположные позиции:

1-я группа – защищает позицию: Я не нужна обществу;

2-я группа – защищает позицию: Я обществу необходима.

Такой подход к дискуссии, оптимизирует жизненные перспективы осужденных женщин.

 

3. Программа — система «Социальных лифтов»

Сегодня Федеральной службой исполнения наказаний взят курс на усиление индивидуализации социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества.

В рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 г. 1772-р начата разработка новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики. При проведении этой работы мы начали использовать компьютерные технологии. Сегодня разработана компьютерная программа, которая позволяет обеспечить ведение обширной компьютерной базы данных на каждого осужденного (электронный дневник), в которой отражены результаты социального анкетирования осужденного, психологических тестов, его социально-демографическая, уголовно-правовая и индивидуально-психологическая характеристика. Это позволит обеспечить глубокое изучение личности осужденного, подготовку для него эффективной индивидуальной программы для подготовки к жизни после освобождения.

В сфере социальной и воспитательной работы с осужденными разработана программа справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, названной системой «социальных лифтов».

Система «социальных лифтов» представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев.

Основным критерием оценки поведения осужденного является соблюдение им порядка отбытия наказания. Помимо этого при определении условий отбытия наказания оценивается:

— стремление осужденного к психофизической корректировке своей личности и инициативные меры к ресоциализации:

— иные события и действия, свидетельствующие об активной позитивной позиции осужденного.

Соответствие осужденного критериям поведения определяется комиссиями, состоящими из сотрудников исправительного учреждения.

Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения.

Грамотно организованная социальная работа с осужденными, правильный выбор форм и методов работы, предполагают, прежде всего, предупреждение совершения новых преступлений, способствует сокращению дистанции разделяющей человека, отбывающего наказание, и общество, подготовку к жизни после освобождения.

 

 

Список использованной литературы

1. Уголовно исполнительный кодекс РФ

2. Положение о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно – исполнительной системы. Утверждено приказом МЮ РФ от 30.12.2005 г. № 262.

3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р

4. Казанцев В.Н., Ананьев О.Г., Лузгин С.А. и др. Практическое руководство по социальной работе с различными категориями осужденных – М. : ИД «Юриспруденция», 2008 г.- 240с.

5. Семенюк В.И., Шамсунов С.Х., Полозюк В.Л. и др.Социальная работа с осужденными в учреждениях уголовно – исполнительной системы. Сборник материалов передового опыта. — М.: НИИ ФСИН России, 2006 г.-212с.