Предмет общей психологии и развитие основных ее направлений

15

Кафедра психологии.

Контрольная работа по дисциплине «Общая психология»

Красноярск 2010 г.

Задание 1. Составить сравнительную характеристику. Тема: Эволюция представлений о предмете психологии. Характеристика основных этапов

В данном задании необходимо составить конспект, в котором будет представлена характеристика трех этапов: I-Психология как наука о душе, II-Психология как наука о сознании, III-Психология как наука о поведении.

Эти этапы необходимо проанализировать по следующим критериям, что изучалось (основные вопросы), какие явления рассматривались и, как их объясняли на каждом этапе (принципы объяснения, методы изучения).

Указать основных представителей и выделить, какие нововведения связаны с их именами, перечислить и дать определение нескольким основным введенным ими понятиям. Выделить основные проблемы и заслуги каждого этапа.

Указанные составляющие конспекта должны быть, структурированы по какому-то принципу так чтобы можно было провести их сравнительную характеристику.

Хронология

Предмет изучения

Важнейшие итоги

I этап. Психология как наука о душе

VI в. до н.э. — vb.

Душа

Формирование двух направлений — материализма и идеализма — в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).

Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное — приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души

V-XIII вв.

Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний

Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования. Ф. Аквинский, Гертулиан, Парацельс

XIV-XVI вв.

Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анато-мофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв.

Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина «психология»

Проблема: психика человека рассматривалась абстрактно, мифологически, как «душа», что соответствовало позиции объективного идеализма.

Достоинства: был сделан первый шаг к сенсуализму и генетике, а также попытка дифференциации ощущений. Удачная характеристика типов темперамента у Гиппократа.

II этап. Психология как наука о сознании

XVII-сер. XIX вв

Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания

Формирование эмпирической интроспективной и ас-социанистической психологии.

Понятие о бессознательной психике

Нач. XIX-60-е гг. XIX в.

Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим психическим. Измерение скорости протекания психических процессов

Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки.

Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий. Формирование психофизики. Формирование психометрии. Учение о рефлексе

60-е гг. XIX в. -конец XIX в.

Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией и поведении

Проникновение экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических программ психологии. Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых областей психологии

Проблема: попытка перевести психологию из абстрактной философской области на фундамент точных наук (естествознания) полностью не удалась, так как еще не был определен предмет психологии, не создан ее категориальный аппарат и не разработаны методики исследований.

Достоинства: психология отделилась от философии и стала более позитивным знанием, опираясь на опыты и наблюдения, она перешла т обсуждения отвлеченных идей к анализу конкретных фактов.

III этап. Психология как наука о поведении

10-е гг. -сер. 30-х гг. XX в.

Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка.

Развитие высших психических функций. Психологическое исследование деятельности

Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др. Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.

Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов. Возникновение проблемы «психология и марксизм»

Конец 30-х-50-е гг. XX в.

Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода

Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки).

Развитие теории деятельности в советской психологии

60-е гг. XX в. -конец XX в.

Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность

Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке. Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.

Проблема: проблемное поле психологии чрезмерно расширилось, психология стала динамично контактировать с социологией, экономикой и физиологией. Эта синергетика опять повлекла ее в область теории и абстракций.

Достоинства: практическая психология стала оказывать реальную помощь конкретным людям и социальным группам. Через педагогику психология стала активно обучать и воспитывать подрастающее поколение.

Роль психологии в общественной жизни заметно выросла.

Задание 2. Соотношение понятий: Определить в каком из следующих соотношений находятся пары понятий. Для обозначения соотношений используются следующие схемы

Понятия:

1. а) теория в психологии; в) практика

15

2. а) психологическая практика; в) обучение психологии

15

3. а) психоанализ; в) глубинная психология

15

4. а) отрасли психологии; в) направления

15

5. а) возрастная психология; в) психология подростка

15

6. а) общая психология; в) социальная психология

15

7. а) психические процессы; в) познавательные процессы

15

8. а) психические состояния; в) психические свойства

15

9. а) популярная психология; в) научная психология

15

10. а) научная психология; в) фундаментальная психология

15

11. а) фундаментальная психология; в) прикладная психология

15

12. а) житейский опыт; в) научные знания

15

13. а) психология; в) биология

15

Задание 3. Составить сравнительную характеристику направлений психологии (гештальтпсихология и бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология).

Охарактеризовать эти направления по следующим критериям (можно в виде таблицы, тогда ее первый столбец это критерии): предмет, метод исследования, основные понятия, концептуальные положения, представители, время и место. Таблица может, быть дополнена и другими критериями.

Гештальтпсихология

Предмет: восприятие, интеллектуальная сфера животных, творческое мышление человека.

Метод: целостности.

Основные понятия: гештальт, целостное перцептивное поле, фигура, фон, прегиантность фигуры, проекция, интроекция.

Концептуальные положения: элементы психической жизни не сводятся к простой сумме ее составляющих. Новые стороны предметов обнаруживаются путем их мысленного включения в новые связи и отношения способом переструктурирования и придания им прегнантности. Психологической рост совершается при последовательном прохождении индивидом пяти невротических уровне: кмине, игр, тупика, внутреннего взрыва, внешнего взрыва.

Появление и развитие гештальтпсихологии относится к началу 20 века.

Представители: В.Келер, К.Коффка, М. Ветхаймер.

Бихевиоризм

Предмет: поведение человека.

Метод: наблюдение за реакциями человека на определенные раздражители.

Основные понятия: стимул (S), реакция (R), паттерн поведения, подкрепление, закрепление, повторение, оперантное обусловливание.

Концептуальные положения: личность — сумма паттернов поведения, каждая индивидуальная реакция основана исключительно на предыдущем опыте и генетической истории, сознание «черный ящик», поведение человека является совокупностью двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на водействия (стимул) внешней среды.

Время и место появления: конец 19 — начало 20 веков, США.

Представители: Э.Торндтайк, Дж.Б.Уотсон, Б,Скиннер.

Психоанализ

Предмет: психика человека.

Методы: детерминизм и гипноз.

Основные понятия: Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго), либидо, Танатос, сознание, предсознание и бессознательное, сублимация, вытеснение, проекция, избегание.

Концептуальные положения: каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. В бессознательном находятся основные детерминанты личности -= психическая энергия, побуждения и инстинкты, центральная часть личности почти бессознательна.

Время и место появления: конец 19 — начало 20 веков, Австрия, ГЕрмаия.

Представители: З,Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер, О.Вайнингер.

Гуманистическая психология

Предмет: самоактуализация личности.

Основные понятия: «Я-концепция», иерархия потребностей, конгруэнтность, самость, самокорректировка.

Метод: изучение человека как единое целое.

Концептуальные установки: 1) человек ответственен за свои поступки, 2) позитивный личностный рост и самосовершенствование раскрывают внутреннюю сущность человека, 3) творчество является универсальной и неотъемлемой функцией человека, 4) изучать необходимо психически здорового человека, 5) невозможно в изучении поведения человека полагаться на исследования поведения животных.

Время и место возникновения: 1950-е годы, США.

Представители: Абрахам МАслоу, К.Роджерс.

Задание 4. Определить, психологи, какой сферы какие из перечисленных задач решают

1. обучение спортивным навыкам — спортивный психолог

2. помощь лицам в трудной социальной ситуации — личностный психолог

3. изучение характера — практический психолог

4. разработать систему методов и приемов повышения рейтинга политического лидера — педагогический психолог

5. выявить психологические причины неуспеваемости школьников — трудовой психолог

6. приспособление параметров технических приборов к человеку —

7. помощь лицам, находящимся в состоянии стресса — клинический психолог

8. разработка эффективных методов и условий обучения — педагогический психолог

9. разработать методы перевоспитания осужденных — коррекционный психолог

10. выявить психологические, особенности людей разного рода — возрастной психолог

11. посттравматическая реабилитация — коррекционный психолог

12. анализ влияния алкоголя и наркотиков на человека — аналитический психолог

13. оценка эффективности воздействия телепередачи на зрителей — супестивная психология

14. изучение и управление взаимоотношениями педагога с учащимися — педагогический психолог

15. анализ готовности ребенка к школе — педагогический психолог

16. изучение групповых процессов и групповой динамики — социальный психолог

17. дать анализ последствии социально-экономических изменений в России — социальный психолог

18. выявит влияние окраски производственных помещений на производительность — професс.

19. разработать программу профотбора руководителей —

20. выявить причины отставания в психическом развитии детей — коррекционный психолог

21. выявить условия эффективного запоминания информации — педагогическая психология

22. оценить эффективность национальной политики правительства — политический психолог

23. разработать меры по устранению дедовщины в армии — практический психолог

24. разработать методы работы с пожилыми людьми — социальный психолог

Задание 5. Заполнить тест

1. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

с развитием метода интроспекции;

с развитием метода наблюдения;

с выходом трактата Аристотеля «О душе»;

2. Термин «психология» в научный оборот ввел:

Р. Декарт;

X. Вольф

Аристотель;

Г. Лейбниц;

3. Психология как наука о сознании возникла:

— 15 в.

-17 в.

-16 в.

-18 в.

4. Согласно идеалистическим представлениям психика — это:

неотъемлемое свойство материи; свойство мозга,

отражение объективной реальности;

функция мозга;

образ бесплотной сущности;

5. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:

психоанализ;

бихевиоризм;

гештальтпсихология;

гуманистическая психология;

6. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

психологии души;

психологии сознания;

поведенческой психологии;

психологии как отражательной деятельности мозга;

7. Психическим явлением является:

нервный импульс;

интерес;

рецептор;

сердцебиение;

8. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

Эпикуром;

Аристотелем;

Демокритом;

Б. Спинозой;

9. Психология — это наука о функциях сознания согласно:

функционализму;

бихевиоризму;

структурализму;

психоанализу;

10. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:

дифференциальная;

педагогическая;

социальная;

общая;

11. Методология:

представляет собой результат процесса познания;

определяет способы достижения и построения знания;

является предметной поддержкой учебной деятельности;

является процессом, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности;

12. Отличительная черта отечественной психологии — использование категории:

деятельности;

подкрепления;

бессознательного;

интроспекции;

13. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:

С.Л. Рубинштейн;

Г.А. Ковалев;

А.Н. Леонтьев;

Л.С.Выготский;

14. Программу изучения психики с точки зрения целостных структур выдвинул:

К. Юнг;

З.Фрейд;

А.Адлер;

В. Келер;

15. Теорию, объясняющую поведение человека на основе механической модели, создал:

X. Вольф;

Г. Лейбниц;

Р. Декарт;

Б.Спиноза;

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. — М.: «Академический проект», 2002. -496с.

2. Абульханова. Психология и сознание личности. Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности. М.: Московский социально — психологический институт, 1999. — 224 с.

3. Ананьев Б.Г. Психология человека. Избранное. — СПб, 1997.

4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. — 685 с.

5. Выготский Л.С. Психология. — М.: Изд во Эксмо Пресс, 2000. — 1008 с.

6. Гамезо М.В., Домашенко И.А., Атлас по психологии. Информационно- методическое пособие по курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 276 с.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: «ЧеРо», 2000. — 336 с.

8. Грановская P.M. Элементы практической психологии. — СПб: Свет, 1997. — 608 с.

9. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М.: Изд — во «Институт практической психологии», 1996. -152с.

10. Дружинин В.Н. Современная психология. -М., 1999.

11. Карпов А.В. Общая психология. М.: Гардарики, 2000. — 232 с.

12. Климов Е.А. Основы психологии. Учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. -295с.

13. Крылов А.А. Психология. М.: «Проспект», 2000. — 584 с.

14. Крылов А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2002. — 583с.

15. Максименко С.Д. Общая психология. — М.: «Рефл — бук» «Ваклер», 2000. — 523 с.

16. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. — М.: Юрайт — Издат., 2004. — 484 с.

17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М.: Изд. Центр «Академия», 1998. — 512 с.

18. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. Учебное пособие для психологического факультета высших учебных заведений. — М.: «Академия», 2003. — 496 с.

19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: Учебное пособие для вузов. -М.: ИНФРА — М, 1998. — 528 с.

20. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Изд. Центр «Академия», 1995. — 496 с.

21. Петухов В.В. Общая психология: Сборник текстов. — М.,1998

22. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. Ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2003. -651с.

23. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. М.: Изд. Российского открытого университета, 1996. — 332 с.

24. Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1997.

25. Радугин А.А. Психология. — М.: Центр, 2001.-400с.

26. Рогов Е.И. Общая психология. — М.: Изд. центр «Владос», 1996. -448 с.

27. Розин В.М. Психология: теория и практика. М., 1997.

28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 1989. — 720 с.

29. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1998.

30. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. — М.: Изд — во Институт психотерапии, 2001. — 224 с.

31. Сонин В.А. Психологический практикум. — М.: Московский психолго — социальный институт, 1998. -168с.

32. Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. Ростов — на —Дону: Изд —во «Феникс», 1997. -736 с.

33. Сюарт — Гамильтон. Что такое психология. — СПб.: Питер, 2002. — 304 с.

34. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: «Академия», 2002. — 288 с.

35. Тутушкина М.К. Практическая психология. М., 2000.