МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ГОУ ВПО
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Мустафин А.Г.
_______________________
«_____»_______________ 2011 г.
ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Психология
Практическая психология
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Очная форма обучения
Сибай
2011
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля) «Психологияcоциальной работы” являются:
- Способствование формированию у студентов профессионального видения мира, усвоению основ комплексной психологической помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
- Ознакомление с практикой комплексной психологической помощи населению, одной из задач которой считается содействие оптимальной адаптации, как отдельных личностей, так и семей и других групп населения к социальной среде
Задачи курса:
- Рассмотрение с основными тенденциями развития психосоциальной практики, влияние психологических теорий на оформление моделей практической социальной работы
- Изучение особенности консультативной работы со случаем, социальной работы с группой
- Ознакомление с базовыми современными методами неклинической психотерапевтической и консультативной помощи и психологическими механизмами адаптации и дезадаптации здорового человека в обществе.
2.Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Курс относится к вузовскому компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин по специальности «Психология» образовательного стандарта. Содержание курса составляет неотъемлемую часть программы подготовки психологов — исследователей, практиков и преподавателей.Оно связано с содержанием курсов: «Социальная психология», «Психологиясемьи”, “Психодиагностика”, “Основы психокоррекции”, “Основы консультативной работы”.
Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. ...
... Заключение ВВЕДЕНИЕ. Практика работы отделения срочной социальной помощи нуждающимся гражданам. 1. Отделение срочного социального обслуживания 2. ... обеспечения полноценного развития детей; -оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам ... обязан обеспечить строгое соблюдение штатно-финансовой дисциплины при расходовании денежных средств в соответствии ...
3 Компетенции обучающегося,формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)ПК-5
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- Знать: основные понятия психологии социальной работы
- Владеть базовыми понятиями по курсу (узнавание терминов, определение понятий, раскрытие содержания понятий, воспроизведение полного объема каждого понятия, установление межпонятийных связей, практическая интерпретация терминов в различных аспектах);
- Уметь:организовывать комплексную психологическую помощь населению.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Темы и краткое содержание
Тема 1. Социальная работа как вид социальной деятельности
Особенности социальной работы в современной России. Понятие социальная работа. Динамика целей социальной работы. Понятие социальной защиты и социальной помощи. Принципы и формы социальной помощи в современном российском обществе. Функционально-ролевой репертуар социального работника. Клиент социальной работы: понятие, классификация, типология.
Тема 2. Основные психологические теории и их влияние на психосоциальную практику.
Психодинамический подход в психосоциальной теории и практике. Основные психодинамические теории (Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Алфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фром, Эрик Эриксон).
Психодинамическая практика работы с клиентом. Психодинамическая психология и терапия в практике психосоциальной работы. Психоаналитические теории и окружающая среда. Отношения клиента и социального работника. Психодинамическая модель социальной работы.
Поведенческий подход в психосоциальной практике. Основные поведенческие психологические теории (Эдвард Ли Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Беррес Фредерик Скиннер, Альберт Бандура).
Поведенческая практика работы с клиентом. Процесс и цели поведенческой терапии. Основные методы и процедуры поведенческой терапии. Систематическая десенсибилизация. Поведенческий контракт. Социальное моделирование. Ассертивный тренинг. Поведенческая психология и терапия в практике социальной работы.
Экзистенциально-гуманистические подходы в психосоциальной теории и практике. Основные психологические экзистенциально-гуманистические теории (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мей).
Экзистенциально-гуманистический подход в практике работы с клиентом. Философия личностно-ориентированной терапии. Философия деятельности. Экзистенциально-гуманистическая психология и теория в психосоциальной практике.
Тема 3.Основные этапы развития психосоциальной практики в социальной работе
Диагностическая школа социальной работы. Оформление теоретических взглядов. Развитие диагностического подхода в 1930-1950-е годы. Диагностический подход в индивидуальной социальной работе. Диагностическая стадия работы с клиентом. Процесс лечения. Динамика отношений. Методы лечения.
Функциональная школа социальной работы. Оформление теоретических взглядов. О.Ранк и психологическая теория взаимодействия с клиентом, Обоснование функционального подхода в 1930-1940-е годы. Развитие функционального подхода в 1960-1970-е годы. Функциональный подход в индивидуальной социальной работе. Структура индивидуальности. Концепция времени. Особенности метода, его функция и структура.
Личность как социальный тип. Основные социологические теории личности
... агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. ... сферами социализации являются прежде… Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость… Агенты и институты социализации До ...
Метод решения проблем в практике социальной работы. Формирование метода. Философия метода. Компоненты метода: клиент, проблема, место, процесс.
Теория и практика психосоциальной работы. Направления развития теории социальной работы в 60-80-е гг. XX столетия. Философия психосоциальной работы. Структура психосоциальной индивидуальной работы. Клиент и социальное функционирование. Непосредственная работа с клиентом. Процедуры работы: непосредственное лечение клиента и процедура лечения окружающей средой.
Поведенческий подход в практике социальной работы
Философия метода. Техники работы. Основные поведенческие модели работы со случаем. Подход, центрированный на задаче. Кризисно-ориентированный краткосрочный метод индивидуальной работы. Рациональный метод индивидуальной работы.
Тема 4.Социальная индивидуальная работа со случаем
Общая модель индивидуальной работы со случаем. Процесс изменения. Контракт. Стадии модели: начальная стадия процесса; обязательства и индуцирование ролей; предварительный контракт; оценка; установление целей; развитие плана интервенций; контракт; подготовка к интервенции; осуществление интервенций; оценка барьеров; контроль и оценка вмешательства; эволюция. Основные подходы к индивидуальной «работе со случаем».
Ценности и принципы в индивидуальной работе социальной работе.
Преимущества индивида по отношению к обществу. Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом. Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений. Стремление к социальным изменениям, соответствующим социальным познанным потребностям. Готовность к передаче знаний и умений другим. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание. Стремление к развитию самопомощи клиента. Готовность действовать от имени подопечного. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию всех членов общества. Стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности. Этические принципы социальной работы.
Тема 5.Консультирование в психосоциальной практике
Теория и практика консультирования в помогающих профессиях. Понятие консультирование. Цели и задачи консультативной помощи. Формы и виды консультативной помощи. Теории, модели и школы консультирования.
Взаимосвязь консультирования и практической социальной работы. Психосоциальное консультирование как метод практической социальной работы. Понятие психосоциальное консультирование. Критерии средового воздействия. Основные процедуры психосоциального подхода: поддержка и модификация. Базовые консультативные навыки. Межличностные навыки и умения консультанта.
Тема 6.История становления социальной работы с группой
Оформление социальной работы с группой как общественной формы психосоциальной практики. Социальная групповая работа в 40-90-е годы XIX века. Социальная работа с группой в начале XX века. Развитие социальной групповой работы в 1930-1940 годы. Социальная групповая работа в 1950-1960 годы.
Студенты как социальная группа
... работы с молодым поколением. Глава 1. Студенты нашей страны как социальная группа 1.1. Социальная группа. Основные понятия и признаки Прежде чем описать студентов нашей страны как социальную группу, определим, что понимается под социальной группой. ...
Развитие социальной работы с группой в конце XX века. Социальная работа в группах в 1970-1980-е годы. Основные модели социальной работы с группой. Модели потребления (оценка/индукция).
Модели управляемого группового взаимодействия. Модели групп решения проблем, центрированных на задачах и социальных навыках. Психотерапевтические модели, центрированные на клиенте. Модели взаимоподдержки и самопомощи. Модель социальных целей/социальных акций.
Тема 7. Социальная работа с группой как метод психосоциальной помощи
Общая модель психосоциальной работы с группой. Психосоциальные теории (эго-психология, когнитивные теории, теории социального научения, теория отношений, ролевая теория личности, теория коммуникации).
Групповые процессы. Взаимодействие между членами группы. Модель группового взаимодействия. Этические принципы социального группового работника. Основные этические принципы социальной работы с группой. Процесс урегулирования. Терапевтический процесс в группе. Стадии терапевтического процесса. Терапевтические цели в групповой работе.
Организация практической психосоциальной работы. Понятие мультидисциплинарная команда. Принципы работы междисциплинарной группы. Принцип членства. Принцип интеграции. Принцип коллективной ответственности. Общие типы стратегий работы с клиентом. Стратегия параллельных действий. Стратегии «почтового ящика». Стратегия приема и распределения. Стратегия приема, обследования и распределения. Стратегия приема, обследования, распределения и анализа. Смешанная параллельная модель.
Тема 8.Практические методы социальной работы с группой
Основные модели социальной работы с группой. Понятие социальная групповая работа. Развивающие подходы. Реабилитационные подходы. Организационно-развивающие подходы. Основные модели социальной работы с группой. Модель социальных целей. Клиническая модель. Модель взаимодействия. Основные виды социальной работы с группой. Группы восстановления. Группы восстановления умений. Образовательные группы. Посредничество. Группы самопомощи. Терапевтические группы. Критерии выявления различий и общих черт в практике работы в группах психотерапевтов и социальных работников: направления помощи, цель, роли в процессе групповой работы, направления деятельности. Основные клинические модели работы с группой. Групповая психоаналитическая терапия. Группы терапии деятельностью. Групповые адаптивные подходы. Поведенческая групповая терапия. Терапевтические социальные клубы и общины. Репрессивно-стимулирующая группа. Основные методы группового консультирования. Методы группового развития. Групповой метод решения проблем. Групповое адлерианское консультирование. Функциональный групповой подход. Группо-центрированное консультирование. Семейное групповое консультирование. Семейное консультирование Фуллмера. Семейная терапия Сатир. Структурная терапия Минухина. Системная терапия Боуена. Основные группы психологического самопонимания. Лабораторные методы и Т-группы. S-группы. Группы встреч. Марафон.
Тема 9.Психосоциальная групповая практика с людьми, употребляющими психоактивные вещества. Терапевтические компоненты эффективности процесса социальной реабилитации клиента. Основные модели групповой работы. Социальная работа с группой наркозависимых клиентов. Группы ориентации потребления. Группа семейных пар. Группа поведенческих пар. Группы для подростков. Интерациональные психотерапевтические группы. Гештальт-группы. Психодрама. Группы рациональной терапии. Работа с группой наркозависимых клиентов. Инсайт-ориентированные подходы. Поведенческие подходы. Группы самопомощи. Группы синанон.
Тема 10.Психосоциальная помощь семье и детям
Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста. Раннее психотерапевтическое вмешательство. Модель терапевтического раннего вмешательства «тренировка взаимодействия». Терапевтический подход «руководство взаимодействием». Психодинамическая психотерапия. Психотерапия младенца и матери. Кратковременная психодинамическая психотерапия. Оценивание поведения младенца как терапевтическое вмешательство. Оценивание взаимодействия как терапевтическое вмешательство. Системный подход модели отношений матери и младенца. Социально-педагогическое раннее вмешательство.
Зарубежные модели служб для детей групп риска (концепция лекотек).
Программы раннего вмешательства США. Индивидуальный план обслуживания семьи. Мероприятия и процедуры раннего вмешательства. Принципы организации программ раннего вмешательства (Семейная центрированность, групповой, командный).
Программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования. Модели раннего вмешательства. Этапы обслуживания ребенка и семьи. Направления дальнейшего развития программы. Поддержка родителей детей с особыми потребностямиФакторы, влияющие на развитие ребенка (кратковременного и длительного действия).
Адаптация родителей к рождению ребенка с особыми потребностями. Ранние теоретические подходы к оценке состояния родителей детей с особыми потребностями. Модель переживания тяжелой утраты. Стадии реагирования родителей на рождение ребенка с нарушением развития (первоначальная реакция, эмоциональная дезорганизация, эмоциональная организация).
Сопровождение ребенка с особыми потребностями и его родителей.
Психодинамические механизмы эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков. Процесс развития (конституциональные особенности, социальная среда, внутренний мир ребенка).
Развитие как непрерывный и прерывистый процесс. Регресс и прогресс. Гармоничное развитие. Младенчество. Термин «тоддлер». Процесс отделения-индивидуализации. Подфазы процесса отделения-индивидуализации (фаза дифференциации, фаза упражнений, фаза возвращения, фаза консолидации индивидуальности и начала эмоциональной костантности).
Дети 3-6 лет (детская генитальная фаза).
Эдипов конфликт. Дети 7-10 лет (латентная фаза).
Предподростковый период. Подростковый период. Психологическая помощь подросткам. Психологическое содержание подросткового периода. Формирование противоправного поведения в подростковом возрасте. Подросток в условиях социальной изоляции. Меры профилактики и психологической помощи.
Тема 11. Кризисная помощь
Психологические особенности проживания кризиса и утраты.Понятие кризис. Стадии формирования кризиса. Опасность и травма при кризисе. Переживание времени при кризисе. Кризис в отсутствии события. Ситуации, которые не являются кризисными. Реакции людей на кризис.
Проблема суицида и суицидального поведения
Понятие суицидология и ее развитие. Психологический смысл суицида. Основные понятия суицидологии: суицидальное поведение; пресуицидальный синдром и его стадии; парасуицид; суицидальный шантаж; суицидомания; причина, повод и условия суицида; аутоагрессия. Типология суицидального поведения: Истинный суицид, аффективный суицид, демонстративно-шантажное поведение. Психологическая помощь клиентам, совершившим суицидальные попытки или выказывавшим суицидальные намерения.
Тема 12.Психологическое воздействие безработицы
Безработица как социальная проблема. Структурная, технологическая, подавленная, скрытая временная безработица. Психологическое состояние безработных. Классическая модель психологического состояния безработного (по Харрисону).
Модель развития специфических стрессовых состояний у безработных (Л.Пельцман).
Понятие стресс. Стадии стресса по Г.Селье. Трудовое сознание и трудовая мотивация безработных. Психологическая помощь безработным.
Психологические особенности людей пожилого возраста. Социальные теории старения: дефицитарная модель (теория отчуждения), концепция благополучной старости. Старение как процесс, состоящий из трех компонентов: биологическое старение, социальное старение, психологическое старение. Проблема старения личности. Взаимосвязь между образом жизни и состоянием здоровья.
Тема 13.Психологическая помощь в местах лишения свободы.
Преступность как социальная и психологическая проблема. Особенности субкультуры мест лишения свободы. Психологические эффекты заключения в места лишения свободы. Влияние заключения на психику заключенного. Основные направления психологической помощи заключенным.
Тема 14.Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье.
Насилие по отношению к детям. Виды насилия: сексуальное, физическое. Психологические последствия насилия. Посттравматический стресс как последствия насилия. Последствия физического и сексуального насилия в семье. Классификация последствий по сферам: эмоциональная, поведенческая, когнитивная, биологическая, межличностных отношений. Классификация последствий в зависимости от возраста ребенка по Н.К. Асановой. Отдаленные последствия насилия. Компенсаторные факторы. Роль социальной среды. Теория циклов насилия Э. Бьюкэнен. Циклы, способствующие сохранению семейного насилия и его передаче из поколения в поколение: социополитический, культурный, психологический и биологический. Ситуативный и превентивный подходы к оказанию помощи ребенку. Оказание психологической помощи детям, пережившим насилие в семье. Психологические методы работы с детьми, пережившими насилие. Клиент-центрированная игровая терапия. Песочная терапия. Серийное рисование. Использование сказок и историй в работе с детьми, пережившими насилие.
Психологические особенности детей — социальных сирот. Положение детей — социальных сирот в современной России. Особенности раннего развития детей в условиях государственных учреждений психологические особенности дошкольников и младших школьников – социальных сирот. Социально-психологические особенности подростков, оставшихся без попечения родителей. Неадекватность самооценки. Три уровня дезадаптации. Психопатические черты характера. Нарушение невротического круга. Основные направления работы психолога с детьми и подростками – социальными сиротами.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц — 144 часа.
№ п/п |
Раздел Дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||
ЛЗ |
ПЗ |
КСР |
СРС |
|
||||
1 |
Социальная работа как вид социальной деятельности |
5 |
2 |
2 |
|
4 |
Д, В |
|
2 |
Основные психологические теории и их влияние на психосоциальную практику |
5 |
2 |
4 |
6 |
УО |
||
3 |
Основные этапы развития психосоциальной практики в социальной работе |
5 |
2 |
2 |
4 |
Д, В |
||
4 |
Социальная индивидуальная работа со случаем |
5 |
2 |
4 |
6 |
Д, ПО |
||
5 |
Консультирование в психосоциальной практике |
5 |
2 |
2 |
4 |
ТЗ |
||
6 |
История становления социальной работы с группой |
5 |
2 |
2 |
4 |
ТЗ |
||
7 |
Социальная работа с группой как метод психосоциальной помощи |
5 |
2 |
2 |
2 |
6 |
В, ПО, СР |
|
8 |
Практические методы социальной работы с группой |
5 |
2 |
2 |
4 |
Д, В |
||
9 |
Психосоциальная групповая практика с людьми, употребляющими психоактивные вещества |
5 |
2 |
2 |
4 |
Д,В |
||
10 |
Психосоциальная помощь семье и детям |
5 |
2 |
4 |
6 |
ПО |
||
11 |
Кризисная помощь |
5 |
2 |
4 |
|
6 |
УО |
|
12 |
Психологическое воздействие безработицы |
5 |
2 |
4 |
|
6 |
ТЗ |
|
13 |
Психологическая помощь в местах лишения свободы |
5 |
2 |
2 |
|
4 |
Д,В |
|
14 |
Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье |
5 |
2 |
4 |
2 |
2 |
СР |
|
Итого |
|
28 |
40 |
4 |
72 |
|||
Всего: (аудиторные занятия и самостоятельная работа) |
|
144 ч |
Примечание. ПО – письменный опрос, УО – устный опрос, СР – самостоятельная работа, ТЗ – тестовые задания, В – выступления, С – собеседование, Д – доклад.
5. Образовательные технологии: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителямигородских, республиканских и российских психологических центров, мастер-классы экспертов и специалистов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
I. Список заданий для самостоятельной работы.
- Назовите основные причины формирования социальной работы как науки. Где и когда были организованы первые школы (курсы) по подготовке социальных работников?
- Определите сущность и основные принципы диагностической школы в социальной работе, разработанные ее основательницей М.Ричмонд?
- Проанализируйте несколько определений предмета социальной работы с точки зрения ее связи с психологией.
- Обоснуйте необходимость психологической составляющей в системе социальной работы и раскройте ее основное содержание.
- Каковы основные функции психологии социальной работы?
- Назовите основные понятия психологии социальной работы и раскройте их связь.
- Определите особенности и основные различия социализации детей и взрослых.
- Раскройте понятия десоциализации и ресоциализации.
- В чем сущность половой социализации?
- Разъясните смысл понятий дезадаптация и псевдоадаптация.
- Назовите основные принципы реабилитации и раскройте их психологическое содержание.
- Укажите основные персонологические концепции в психологии, являющиеся непосредственной теоретико – методологической основой психологической практики социальной работы. Обоснуйте Ваш ответ (на примере 1-2 концепций).
- Раскройте особенности понимания личности в учении У.Джеймса. в чем значение этой концепции для психологической практики социальной работы?
- Какова структура личности в учении З.Фрейда? Разьясните смысл основных понятий фрейдовского психоанализа («Оно», «Либидо», «Сверх -я», «эдипов комплекс», «сублимация» и др.).
- В чем сущность фрейдовского понимания процесса социализации. Каковы его основныЕ механизмы?
- Проанализируйте основное содержание концепции З.Фрейда о тревоге и формах психологической защиты.
- Какие, на Ваш взгляд, представления и идеи З.Фрейда являются наиболее обоснованными и имеют значение для психологической практики социальной работы?
- Раскройте сущность учения К.Юнга о структуре личности. в чем его основное отличие от понимания личности З.Фрейдом?
- Проанализируйте основное содержание учения К.Юнга о психологических типах и функциях. В чем его значение для социальной работы?
- Укажите принципиальное отличие бихевиористской концепции личности (в частности Б.Скиннера) от психоаналитической персонологии. Каковы, на Ваш взгляд, сильные и слабые стороны бихевиоризма в понимании поведения человека и в чем его значение для социальной работы?
- Раскройте основное содержание учения Р.Кеттела о личности. Дайте анализ «формулы поведения» Р.Кеттела. Каково значение его концепции в практике социальной работы?
- Обоснуйте роль концепций типологии личности в психологической практике социальной работы. Укажите основания классификации учений о типологии личности.
- Раскройте содержание и укажите основания типологии личности И.П.Павлова.
- Определите вид и основания и назовите авторов типологий личности, в которых выделяются, в частности, следующие типы людей: эгофильный, генофильный, альтруистический, демонстративный, педантичный, застревающий.
- Проанализируйте соотношение базисных измерений личности с типами темперамента и направленности (экстра — интроверсии) в концепции Г.Айзенка.
- Укажите, кто из названных ниже психологов является автором типологии личности, в которой выделяются две основные группы людей – экстерналы и интерналы. В чем сущность данной типологии? а) К.Юнг; б)Г.Айзенк; в)Р.Кеттел; г)Д.Роттер; д)Э.Кречмер; е)П.Б.Ганнушкин.
- Каково соотношение типологий личности Э.Кречмера и П.Б.Ганнушкина?
- Что такое психотехнологии? Дайте общую характеристику психотехнологий,
- используемых в социальной работе.
- Раскройте основное содержание личностных опросников, разработанных Г.Айзенком.
- Каковы особенности и значение опросника Р.Кеттела «16 личностных факторов» в социальной работе?
- Сформулируйте основные принципы социально – психологической работы с отдельными группами населения.
- Укажите основные цели и общие методы психосоциальной работы с пожилыми и инвалидами.
- Назовите и охарактеризуйте основные функции социальных работников в работе с подростками, пожилыми и инвалидами. Выделите среди них функции социально-организационного и социально-психологического характера.
Контрольные вопросы к экзамену по всему курсу
- Социальная работа как вид социальной деятельности
- Психодинамический подход в психосоциальной теории и практике
- Поведенческий подход в психосоциальной практике
- Экзистенциально-гуманистические подходы в психосоциальной теории и практике
- Диагностическая школа социальной работы
- Функциональная школа социальной работы
- Метод решения проблем в практике социальной работы
- Теория и практика психосоциальной работы
- Поведенческий подход в практике социальной работы
- Социальная индивидуальная работа со случаем
- Общая модель индивидуальной работы со случаем
- Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе
- Теория и практика консультирования в помогающих профессиях
- Взаимосвязь консультирования и практической социальной работы
- Оформление социальной работы с группой как общественной формы психосоциальной практики
- Развитие социальной работы с группой в конце XX века
- Общая модель психосоциальной работы с группой
- Организация практической психосоциальной работы
- Основные модели социальной работы с группой
- Психосоциальная групповая практика с людьми, употребляющими психоактивные вещества
- Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста
- Поддержка родителей детей с особыми потребностями.
- Психодинамические механизмы эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков
- Общие принципы и развитие семейного консультирования
- Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие
- Роль социальной среды на распространенность и последствия насилия в семье
- Психологические особенности детей — социальных сирот
- Психологические особенности проживания кризиса и утраты
- Феномен посттравматического стрессового расстройства
- Проблема суицида и суицидального проведения
- Психологическая помощь клиентам, совершившим суицидальные попытки или выказывавшим суицидальные намерения
- Психологическое воздействие безработицы
- Психологические особенности людей пожилого возраста
- Психологическая помощь подросткам
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:
- Андреева Г.М. Социальная психология.— М.: Аспект Пресс, 2004.
- Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992.
- Бреева Е.Б. Программа социальной работы с многодетными семьями. М., 1992.
- Бурлачук Л.Ф., Савченко Е.П. Психодиагностика. Психодиагностический инструментарий и его применение в условиях социальных служб. Киев, 1995.
- Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д. Психология и социальная работа. Барнаул, 1991.
- Обучение практике социальной работы. Международный опыт и перспектива. М., 1997.
- Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 1997
- Психология социальной работы/Под ред. М.А.Гулиной -СПб: Питер, 2004, 351c
- Психотехнологии в социальной работе. Сборник /Под ред. В.В. Козлова. Ярославль, 1999
- Российская энциклопедия социальной работы. Под. ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М.,1997.
- Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. Под ред. В.Н. Жукова. М.,1997
б) дополнительная литература:
- Крайг Г. Психология развития. М., 2000.
- Обучение практике социальной работы. Международный опыт и перспектива. М., 1997.
- Практика социальной работы. М., 1993.
- Социальная работа с инвалидами. М., 1996.
- Социальная работа с пожилыми. М.,1995.
- Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996.
- Управление социально-трудовой реабилитацией инвалидов вследствие психических заболеваний. -. М., 1995.
- Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
- Энциклопедия социальной работы (пер. с англ.).
В 3-х томах. М., 1993
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- Кулебякин Е.В. Психология социальной работы: Учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. — 86 с.
http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=18278
2
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Компьютерный класс на 10 рабочих мест (с подключением к Интернету); мультимедийное оборудование; комплект фотослайдов; презентации лекций; учебные видеофильмы; набор ситуаций для анализа.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки____________________ .
Автор ассистент кафедры психологии Микрюкова Р.А.
Рецензент (ы) _________________________
Программа одобрена на заседании ____________________________________________
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от ___________ года, протокол № ________.