25.Значение значение основных концепций л. С. Выготского для специальной психологии

Наиболее важными для специальной педагогики являются следующие концепции Л.С. Выготского:*

  • Концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании высших психических функций (ВПФ)
  • Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии.
  • Концепция о ведущей роли обучения в развитии.
  • Концепция о культурно-историческом происхождении психики.

Согласно концепции о культурно-историческом происхождении психики, путь формирования личности пролегает через усвоение и присвоение общественно-исторического опыта, основанного на употреблении знаков и закрепленного в языке. По мнению Л.С. Выготского, знак из внешней практической деятельности постепенно «вращивается» в психическую функцию, за счет чего она приобретает осознанный и произвольный характер.

В связи с этим Выготский Л.С. выделяет два уровня развития психики:

  • уровень натурального развития (обусловленный биологически) и
  • уровень культурного развития (обусловленный социально).

Этот уровень связан с развитием речи и знаково-символической деятельностью ребенка, в результате чего происходит качественная перестройка психики, и формируются высшие психические функции..

Концепция о закономерностях психического развития.. В качестве общих закономерностей развития психики можно рассматривать следующие.

  • Интеграция (объединение) разрозненных вначале психических процессов в устойчивые и гибкие функциональные системы.. Существует определенная последовательность в формировании ВПФ, и для каждой психической функции есть свой сензитивный период , когда она развивается наиболее интенсивно. Психическая функция, находящаяся в сензитивном периоде « подтягивает» за собой остальные.

26.Варианты психического дизонтогенеза (По в,в. Лебединскому)

Дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами:

1) недоразвитие — наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных обладающих длительным периодом развития.

2) задержанное развитие — характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... протяжении истории и в зависимости от характера культуры общества. Сознание является таким уровнем развития психики, при котором его обладатель способен выделять себя из окружающего мира (деление ... разные функции. Животные, обладающие ЦНС наиболее адекватно отражают воздействие среды. Таким образом, эволюция психики выражается в совершенствовании органов чувств, развитии нервной системы, а также в ...

3) поврежденное развитие — имеет ту же этиологию (наследственные заболевания; внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС), что и органическое недоразвитие психики либо задержанное.

4) дефицитарное развитие — в отношении патологического формирования личности у детей с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической сферах обусловливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.), связанное с тяжелыми нарушениями (грубым недоразвитием либо повреждением) отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний.

5) искаженное развитие — наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного поврежденного и ускоренного развития отдельны психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований.

6) дисгармоническое развитие — напоминает искаженное развитие. Это сходство состоит в сочетании явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других.. Отличие дисгармонического развития от искаженного развитая состоит в том, что основой этого вида дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

28. Понятие «умственная отсталость» степени олигофрении, их психологическая характеристика.Классификация м.С. Певзнер

Понятие «умственная отсталость» является собирательным, к нему принадлежит как олигофрения, так и деменция.

Олигофрения – это стойкое недоразвитие познавательной деятельности, всей личности в целом, вследствие диффузного органического поражения коры головного мозга.

Степени умственной отсталости:

  • Идиотия (глубокая интеллектуальная недостаточность) представляет собой наиболее тяжелую степень олигофрении, при которой имеется грубое недоразвитие всех функций. Мышление, по существу, отсутствует. Собственная речь представлена нечленораздельными звуками либо набором нескольких слов, употребляемых для согласования. Все новое часто вызывает страх. Однако при легких степенях идиотии обнаруживаются определенные зачатки симпатических чувств.При идиотии отсутствуют навыки самообслуживания, поведение ограничивается импульсивными реакциями на внешний раздражитель либо подчинено реализации инстинктивных потребностей.
  • Имбецильность (умеренная и тяжелая интеллектуальная недостаточность) характеризуется меньшей выраженностью степени слабоумия. Имеются ограниченная способность к накоплению некоторого запаса сведений, возможность выделения простейших признаков предметов и ситуаций. Нередко доступны понимание и произнесение элементарных фраз, есть простейшие навыки самообслуживания. При имбецильности возможно обучение элементам чтения, письма, простого порядкового счета, в более легких случаях — овладение элементарными навыками физического труда.
  • Дебильностъ (легкая интеллектуальная недостаточность) — наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении. Мышление имеет нагляднообразный характер, доступны определенная оценка конкретной ситуации, ориентация в простых практических вопросах. Имеется фразовая речь, иногда неплохая механическая память.

Дети, страдающие олигофренией в степени дебильности, обучаемы по адаптированным к их интеллектуальным возможностям программам специальных вспомогательных школ. В пределах этой программы они овладевают навыками чтения, письма, счета, рядом знаний об окружающем, получают посильную профессиональную ориентацию.

13 стр., 6342 слов

Динамика психического развития в условиях недостаточности функций

... Лебединского типов дизонтогенеза (недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное, дефицитарное, искаженное и дисгармоническое психическое развитие).   Обобщение полученных ... 1], с.26-36 Динамика психического развития в условиях недостаточности функций Уже в раннем детстве, с ... отсталости, когда вследствие поражения коры головного мозга непосредственно страдает переработка ин­формации, или, ...

Классификация М.С.Певзнер.

1)неосложненную;2)с преобладанием процессов возбуждения или торможения;3) со снижением функций анализаторов или с речевыми отклонениями;4)с психопатоподобным поведением;5)с выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга.

27.Общее психическое недоразвитие:определение олигофрении, причины возникновения, структура нарушенного развития, клинико- патогенетическая классификация г.Е. Сухаревой

Олигофрения – это стойкое недоразвитие познавательной деятельности, всей личности в целом, вследствие диффузного органического поражения коры головного мозга.

Клинико-патогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой (1965) выделяет следующие формы олигофрении: неосложненные, осложненные и атипичные.

При неосложненной форме олигофрении, имеются лишь черты недоразвития в интеллектуальной, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической и даже соматической сферах. При легких степенях неосложненной олигофрении деятельность ребенка зависит от его интеллектуальных возможностей и в пределах этих возможностей грубо не нарушена. Эти дети старательны, усидчивы, доброжелательны

осложненную форму олигофрении, при которой психическое недоразвитие осложнено болезненными (так называемыми энцефалопатическими) симптомами повреждения нервной системы. Осложненные формы чаще имеют натальную (родовые травма и асфиксия) и постнатальную (инфекции первых 2 — 3 лет жизни) этиологию. В этих случаях более позднее время поражения мозга является причиной не только недоразвития, но и повреждения систем, находящихся в состоянии определенной зрелости.

Атипичные формы олигофрении, по Г.Е.Сухаревой, отличаются тем, что при них эти основные закономерности могут частично нарушаться. Так, например, при олигофрении, обусловленной гидроцефалией, частично нарушается фактор тотальности поражения, так как в этом случае отмечается хорошая механическая память. Так, при олигофрении, обусловленной ранним травматическим поражением мозга, нарушения памяти будут выражены значительно больше, чем недостаточность других высших психических функций. При лобной же олигофрении на первый план выступает нарушение целенаправленности, превалирующей по своей массивности над не-достаточностью процессов отвлечения и обобщения.

9 стр., 4183 слов

Развитие субъектности личности в процессе самостоятельной работы по психологии

... проблемы составляет цель исследования. Объектом исследования является развитие субъектности личности студентов-педагогов а его предметом - влияние самостоятельной учебной деятельности на развитие субъектности личности студентов-педагогов. В соответствии с целью, ...

31.Основные варианты задержки психического развития (по к. С. Лебединской)

Лебединская выделяет четыре варианта ЗПР:

  • ЗПР конституционального происхождения. Для нее ха­рактерны проявления гармонического психического инфан­тилизма и нарушения познавательной деятельности, обус­ловленные прежде всего незрелостью мотивационной сфе­ры, преобладанием игровых интересов. Связано это с недоразвитием тех психофизиологических функций, кото­рые получают наибольшую нагрузку в процессе учебной де­ятельности: умение произвольно управлять своим поведени­ем, запоминать, концентрировать и удерживать внимание, планировать и контролировать свою деятельность, уровень развития речи и абстрактного мышления, координация мел­ких движений.
  • II. ЗПР соматогенного происхождения. В эту группу входят задержки развития, возникающие в результате истощающе­го действия соматических заболеваний на организм, нару­шения питания клеток головного мозга и, как следствие, за­медление темпа созревания и развития структурно-функци­ональных мозговых систем.
  • III. ЗПР психогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.Нарушения разви­тия, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условиями воспитания ребенка.

    Эта группа объеди­няет формирование личности ребенка по истерическому ти­пу, по неустойчивому типу, развитие в условиях безнадзорно­сти или повышенной опеки, чрезмерное потакание всем ка­призам ребенка, отношение к нему как к «вундеркинду».

  • IV. ЗПР церебрально-органического происхождения У детей имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и обусловливает незрелость эмоциональной сферы и (или) парциальные нарушения психических функций. Церебро-органическая недостаточность проявляется большей стойкостью и выраженность нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Особое состояние представляет собой задержка эмоцио­нально-волевого созревания, вызванная органической недо­статочностью нервной системы, которая накладывает ти­пичный отпечаток на структуру личности ребенка. Если при первом, втором и третьем вариантах задержки психического развития мы подразумеваем преимущественно функцио­нальную недостаточность мозговых структур, отвечающих за эмоционально-волевую составляющую познавательной дея­тельности, то четвертый вариант объединяет детей, задержка развития которых носит более грубый характер, обусловлен­ный поврежденностью мозговых структур.

29.Особенности познавательной деятельности личности и межличностных отношений при нарушениях интеллекта.Особенности социализации и социальной адаптации при нарушениях интеллекта.

Нарушения интеллекта имеют специфические черты:

1)внимание — все характеристики внимания у детей с ЗПР и олигофренией снижены по сравнению с нормой. Гиперактивным детям наиболее свойственна отвлекаемость, астеничным — быстрая истощаемость.

4 стр., 1965 слов

Словарь терминов к теме «Закономерности и динамика психического ...

... это фундаментальное интеллектуальная способность, которая серьёзно влияет на развитие познавательной и личностной сфер ребенка. Эта способность во многом определяет успешность обучения. Она позволяет ... в регуляции поведения человека.   Словарь терминов к теме «Психическое развитие и формирование личности младшего школьника». Задание 1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: ...

2)в сенсорно-перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентированности; восприятие нарушено на всех уровнях перцептивных действий. Нарушаются такие существенные свойства восприятия, как целостность, структурность, осмысленность;

3)в психомоторной сфере – разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движений;

4)в мыслительной сфере – преобладание более простых мыслительных операций

6)в речевом развитии – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;

7)в эмоционально-волевой сфере – незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

9)в характерологической сфере – усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений.

10)Личность –Среди черт личности — сужение сферы интересов и потребностей, снижение уровня общей активности, ослабление мотивационной сферы, апатичность, безинициативность, эгоцентрические установки, внушаемость, склонность к подражанию, бедное содержание самосознания, неадекватная самооценка и т.д.

11) Межличностные отношения имеют свою специфику: 1)низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждение, избегание конфликтов); 2)контакты мимолетны, неустойчивы; 3)повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т.п.) и неадекватных способов выхода из конфликтов. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут повторяться уже без видимых причин. 4) общая незрелость приводит к примитивной зависимости от более волевых членов коллектива, подчиненности им.

12) Особенности социализации и социальной адаптации при нарушениях интеллекта. Затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и часто приводит к нарушениям поведения.

30.Задержанное психическое развитие: понятие, причины возникновения, структура дефекта (по е.С. Слепович).Основные отличия олигофрении от задержки психического развития

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Причины ЗПР выделяют следующие:

11 стр., 5389 слов

Вопросы психологии. №4 1999 с.3-15. Логико-семантический анализ ...

... "теорией смыслового строения сознания", а не в целом к концепции развития высших психических функций. От этой концепции Л.С. Выготский никогда не отказывался. Суть дела ... вариант опирается на содержащееся в работе "История развития высших психических функций" указание трех основных понятий: высшей психической функции, культурного развития поведения и овладения собственными процессами поведения. В ...

Биологические: -патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;-недоношенность;-асфиксия и травмы при родах;- заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;- генетическая обусловленность.

Социальные: — длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;

— неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Структура Е.С. Слепович:

— недостаточная сформированность мотивационно- целевой основы деятельности;

— трудости в оперировании в сфере образов- представлений;

-трудности в становлении всех видов знаково- символической деятельности.

Недоразвитие когнитивных предпосылок и ограниченность представлений об окружающем мире определяют ряд особенностей речевого развития детей с ЗПР ЦОГ.

32.Понятие «психический инфантилизм», «гармонический инфантилизм», «моторный инфантилизм», «соматогенный инфантилизм», «дисгармонический инфантилизм», «органический инфантилизм»

Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности.

Гармонический инфантилизм — равномерная задержка темпа и физического и психического развития, проявляющегося в первую очередь незрелостью эмоционально-волевой сферы, а затем и личности в целом.

Сочетание инфантильных особен­ностей и искажения мотивационной сферы ребенка получи­ло название дисгармонического инфантилизма.

Дисгармонический инфантилизм отличается сочетанием признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, лживость и хвастовство, эгоизм, капризность, повышенный интерес к социальным эксцессам.

«моторный инфантилизм» проявляющаяся в недостаточности тонких движений рук, затруднении выработки двигательных школьных (рисование, письмо) и трудовых навыков, связанных с ручной моторикой.

Соматогенный инфантилизм –задержка психического развития соматического генеза, обусловленная длительными хроническими заболеваниями, хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, что в результате формирует робость, неуверенность, зависимость ребенка.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ... распределение работ, координация этих работ; контроль за подчиненными Менеджмент существует в сферах общества: Политическая – необходимость установления и поддержания порядка в группах. ...

Органический инфантилизм – замедление смены возрастных фаз психического развития вследствие нарушений церебрально-органического генеза