В современном понимании психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики. Основоположник научного психологического знания – ВУНДТ (Лейпциг, 1879).
Психология, как и многие другие науки, зародилась в недрах философии, как наука о душе. Авторами этого термина являются немецкие схоласты. Однако, когда это термин появился, психология, как наука, уже встала перед необходимостью уйти от сложившегося понимания ее как «науки о душе», и начать эмпирическим путём исследовать явления сознания.
Объектом исследования психологии — человек. Однако существует сложность и неоднозначность в определении предмета психологии. На протяжении своего развития психология меняла свой предмет (душа, сознание, поведение, деятельность), однако, в отличие от многих других наук, так и не достигла общепринятого единства. Однако, неизменность названия науки, не смотря на изменение ее предмета, означает, что все ее представители изучают с разных сторон одну и ту же реальность, являющуюся объектом психологии.
В общем задачи психологии сводятся к следующим:
• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
• научиться управлять ими;
• использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
• быть теоретической основой практики психологической службы.
Отрасли: общая(изучает общие закономерности деятельности человек, возрастная(исследует особенности развития психики на разных возрастных этапах), педагогическая(занимается психологическими особенностями обучения и воспитания), социальная(изучает взаимоотношение людей в группах), психология труда(рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности).
Виды псих. Знания: 1) житейское – это психологическое знание, накопленное и используемое человеком повседневно. Достоверность этих знаний проверяется на личном опыте людей. Главным критерием истинности житейского знания является правдоподобность и польза в повседневной жизни. Для таких знаний хар-на конкретность эти знания носят интуитивный характер. Житейское знание хар-ся доступностью и опорой на жизненный опыт.
Психология наука о психике или учение о душе Братусь
... 422—423). Исчезновение души из психологии вызывало недоуменные толки и в религиозной среде. ... .. Прекрасное обозначение «психология» — учение о душе — было незаконно похищено и использовано как титул для совсем иной научной области» (Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. С. ...
2) Практическая психология – направлена на практику и работу с людьми, ее главная цель-помощь людям. Предметом практической психологии является индивидуальность человека и конкретность обстоятельств. Научная психология – знания в психологии которые характеризуются правильностью и точностью причем эту точность можно доказать опираясь на какой либо факт или теорию. Главная цель научной психологии – поиск новых знаний о внутреннем мире людей. Оно отличается от всех остальных тем, что направлено на поиск общих закономерностей психологических явлений. Обыденная психология – знания полученные в повседневной жизни выражается пословицами и поговорками.
2.Общая характеристика методологических принципов и методов психологии. Классификация методов психологического исследования.
Методология – это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способов построения теории.
Принципы: Принцип активности(Леонтьев, рубинштейн)
Принцип единства сознания и деятельности. (рубинштейн, леонтьев, ананьев)
Принцип детерминизма.(Рубинштейн)
Принцип развития (леонтьев)
Принцип историзма. (Выготский, Леонтьев, Асмолов)
Принцип системности. (Ломов)
1) Общенаучный метод – это система принципов, нормативов общих для всех областей знания.
2) Конкретнонаучный метод – применение общенаучной методики для специальной конкретной науки. К методологическим принципам психологии относятся:принцип активности; принцип единства сознания и деятельности; принцип детерминизма;принцип развития;принцип историзма.
Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.
Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц.
Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное. Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистические достоверные закономерности развития психических явлений. Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека
3.Развитие представлений о предмете психологии. Различное понимание природы и свойств души в исторически первом предмете психологии
Психология о душе включает: 6 в до н.э. – 16 в. Н.э.
Предмет психологии, его содержание |
Методы исследования психики |
Основные достижения |
|
Античная психология Гераклит, Гиппократ, Сократ, платон, Аристотель |
Душа источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения |
Специальных методов нет, используются методы других наук – философии, медицины, математики – при исследовании содержания и функций души |
Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека |
Психология Средневековья Ориген, Августин Аврелий, Альгзен, Леонардо да Винчи |
Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувствительного познания мира |
Появления собственного психологического метода – интроспекции |
Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс |
Психология Возрождения и Нового времени |
Сознание – его содержание и пути его формирования |
Интроспекция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т.д. |
Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное |
4.Развитие представлений о предмете психологии. Предмет и методы психологии сознания. Метод интроспекции: сущность, варианты, ограничения.
Психология – наука о сознании.
17 в – новое время (Бэкон, Декарт, Лейбниц, Локк)
18 в – просвещение (происходит дальнейшее усиление интерпретации психологического знания как эмпирического по своей сути и интроспективного по способу получения) – век ассоцианизма. (Гартли, Беркли, Дэвид Юм)
19 в – век рождения научной психологии (1879) – ознаменовался переходом от механистической к физиологической трактовке психики (Д.С.Милль, Фехнер, Дарвин, Гельмгольц)
К последней трети 19 в сложились предпосылки для выделения психологии в самостоятельную науку.
Психология сознания и ее метод исследования:
Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения.
Преимущества метода интроспекции:
1/ в сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений.
2/ психологические факты поступают в чистом виде, без искажений.
Проблемы и трудности метода:
1/ им владеют не все, ему нужно специально обучать (психика животных, ребенка — недоступны)
2/ бессмысленность такой “экспериментальной психологии”, функциональная бесполезность.
3/ противоречия в результатах (чтобы избежать — стандартные условия, определенный язык, тренировка испытуемых).
4/ выявление содержаний сознания, неразложимых на элементы.
5/ выделение безобразных элементов сознания.
6/ выделение неосознаваемых причин некоторых явлений сознания.
7/ субъективность, можно изучать только себя.
5. Развитие представлений о предмете психологии. Психология как наука о поведении
Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. 19 в. – настоящее время)
Современное состояние психологической науки может быть охарактеризовано как существование различных исследовательских парадигм, по своему открывающих предмет психологии
Направления психологии |
предмет |
Основные представители |
Классическая психология сознания |
Осозноваемые явления (ощущения, представления, чувствования, идеи) и акты |
Вундт, Брентано, Титченер, Джеймс |
Психоанализ |
Неосозноваемые процессы |
Фрейд, Адлер, Юнг |
Бихевиоризм |
Поведение |
Павлов, Уотсон, Скиннер |
Гештальт-психология |
Феноменальное поле |
Келер, Вертгеймер, Коффка, Выготский |
Культурно-историческая психология |
Психика, преобразованная культурой |
Леонтьев, рубинштейн |
Деятельностный подход |
Субъект, включенный в деятельность |
Маслоу, Роджерс, Фпанкл |
Гуманистическая психология |
Модель идеальной личности |
Миллер, Брунер, Найссер |
Когнитивная психология |
Модели познавательных процессов |
Психология – наука о психическом содержании внутренней жизни человека (поведение деятельность личность групповое взаимодействие познание и др.)
предмет изучения – поведение % представители: торндайк выделил закон согласно которому связь между реакцией и стимулом усиливается
скиннер экспериментально установил что любое поведение определяется своими последствиями. он создал теорию оперантного научения и сформулировал принципы: поведение организмов полностью определяется последствиями к которым оно приводит
бандура определил что человек может обучаться новым навыкам поведения за счет наблюдения за поведением других людей%%% роттер определил поведение человека следующими факторами: поведенческий потенциал (набор поведенческих навыков сформировавшихся в течении жизни) система ожиданий характер подкрепления и его ценность для человека (для разных людей существует особый вид подкрепления) экстериальность (надежда на других)
6. Понятие психического отражения. Стадии и уровни психического отражения. Раздражимость и чувствительность. Гипотеза о происхождении и развитии психики в филогенезе.
Отражение (реагирование) – это результат взаимодействия чего-то с чем-то. Виды отражения: физическое, биологическое, субъективное (психика).
Развитие психики стоит в прямой зависимости от способности организма отражать те или иные части / условия / факторы среды.
3.Сознание человека-сознание
2. Чувствительность 3.интеллектуальное поведение животных
2. перцептивная психика
1. сенсорная психика симпатический уровень
1. раздражимость — до психический уровень
Раздражимость – уровень допсихического отражения, который свойственен простейшим, растениям, и характеризуется способность реагировать на биологически значимые (биотичные) раздражители в неизменных условиях ( если условия изменяются, то живые существа погибают)
В ходе эволюции изменение внешних условий жизни потребовало новых возможностей для АДАПТАЦИй.
«На определенном этапе эволюции психика возникает ни как случайное, а как необходимое условие жизни» — Леонтьев
Чувствительность – это способность живых организмов реагировать не только на биотичные раздражители, но и на абиотичные ( биологически не значимые), но и на сигнализирующие о биологически значимых раздражителях.
Основные функции психики животного:
— ориентировочная
— адаптация.
Развитие психики в филогенезе: основу понимания причин появления психики предложил Леонтьев гипотеза о происхождении психики. Согласно его гипотезе: появление и развитие психики обусловлено изменениями внешнего мира.
7. Характеристика сенсорного и перцептивного уровней психики
Наиболее четкая грань проходит между сенсорной и перцептивной психикой.
По определению российского зоопсихолога А. Н. Леонтьева, элементарная сенсорная психика – это стадия, на которой деятельность животных «отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения».[27]
Перцептивная психика, по определению А.Н. Леонтьева, «характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей».[28]
В пределах элементарной сенсорной психики, как и в пределах психики перцептивной, можно выделить существенно различающиеся между собой уровни психического развития: низший и высший, а также, по мнению ряда ученых, и некоторые промежуточные уровни. В пределах крупных таксонов всегда имеются животные, стоящие на разных стадиях психического развития, и все качества высшего психического уровня всегда закладываются на предшествующем, более низком уровне.
Следует помнить, что врожденное и приобретаемое поведение не сменяют друг друга на лестнице эволюции, а развиваются совместно, как два компонента единого процесса. Нет ни одного животного, у которого навыки полностью заменили бы все инстинкты. Прогрессивному развитию именно инстинктивного, генетически фиксированного поведения соответствует прогресс в области индивидуально-изменчивого поведения. Инстинктивное поведение достигает наибольшей сложности как раз у высших животных, и этот прогресс влечет за собой развитие и усложнение форм научения.
Сенсорная. – способность ощущать, т.е. отражать отдельные свойства предметов причем непосредственно воздействии на организм чувств. Для живых организмов на этом уровне психического отражения характерным является наличие одного или нескольких органов чувств, которые выступают механизмом ориентировки в окружающем мире. Форма поведения – элементарный рефлекс (безусловный)
Перцептивная – способность воспринимать, отражать окружающие предметы в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Форма поведения – система рефлекторных реакций и способность выработки навыков (условный рефлекс)
8. Основные характеристики психического развития животных на стадии интеллекта.
А.Н.Леонтьев, рассматривая эволюционное развитие психики, выделяет три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики, стадию интеллекта. Обобщая известные к тому времени исследования интеллектуальной деятельности человекоподобных обезьян он выделял следующие характеристики деятельности животных на стадии интеллекта:
1) «внезапное» нахождение операции после небольшого числа не приводящих к успеху проб и ошибок — в отличие от медленного, путем многочисленных проб и ошибок формирования операций на стадии перцептивной психики,
2) воспроизведение найденной операции (как способа решения поставленной задачи) без новых проб и ошибок при повторении опыта (предъявление аналогичной задачи),
3) возможность переноса найденного решения в одной задаче на более или менее широкий круг новых задач, имеющих существенные отличия от первой,
4) возможность объединения в одной деятельности двух различных операций: например, чтобы достать плод, обезьяне приходится сначала достать одну (более длинную) палку с помощью другой (короткой) палки — первая фаза решения задачи, а уже с помощью длинной палки достать собственно плод — вторая фаза решения задачи. Двухфазность решения задачи обезьяной проявляется и при решении ею задач «на обходные пути» — животному, для того чтобы взять плод, необходимо сначала оттолкнуть его от себя или сначала отойти от приманки, обогнув препятствие, чтобы тем вернее достичь в конечном счете этой приманки.
Таким образом, первая фаза решения задачи — фаза подготовки — лишена, по А.Н.Леонтьеву, непосредственного биологического смысла. Вторая фаза (употребление палки для доставания плода) — фаза осуществления — уже имеет непосредственный биологический смысл. В процессе осуществления разных видов двухфазной деятельности и в последующем переносе найденного принципа решения на другие задачи животное ставится перед необходимостью соотнести между собой участвующие в решении задачи элементы ситуации (двух палок и плода) — тем самым возникает возможность отражения мира уже не в форме отдельных целостных предметов, а в форме отражения отношений между предметами, или, иначе, целостных ситуаций.
Возможность интеллектуального поведения животного в экспериментальных условиях объясняется переносом тех операций, которые возникли у животного в естественных условиях, в другие, более искусственные ситуации. Таким образом, объяснение интеллектуального поведения обезьян следует искать не в «целостных» законах работы мозга обезьяны, а в обычном видовом поведении животного в естественных условиях его существования и тех задачах, которые животные вынуждены решать в индивидуальном порядке, применяя в новых условиях филогенетически выработанный способ действия. Наивысший уровень развития психики, находящийся на стадии предметного восприятия, позволяет говорить о простейшем интеллектуальном поведении животных, однако особенностью поведения животных в основном является удовлетворение основных биологических потребностей.
9. Общая характеристика сознания как высшей формы психического отражения. Условия возникновения сознания
Сознание – это такой уровень психического отражения, когда человек в вербальной (словесной) форме может дать отчет о своих впечатлениях.
- Только человек обладает сознанием
- Владеет языком
- Может охарактеризовать свое понимание, свои чувства
- На уровне сознания большая часть произвольная
- Субъективно
Главной предпосылкой возникновения сознания является совместный труд, включающий в себя разделение трудовых функций. Получается, что одни члены группы осуществляют активность, которая ведет к непосредственному биологическому результату, например добывают животное для питания. Дркгие же совершают на первый взгляд биологически бессмысленные действия, например изготавливают орудия охоты. Сами по себе эти орудия охоты не способны удовлетворить никакой биологической потребности, но выступают условием ее удовлетворения.
Важнейшим условием формировании сознания является язык, причем язык человека коренным образом отличается от коммуникативных сигналов животного.
Включает 2 составляющие: Сознание невозможно без знания об окружающем мире, себе, др людях, поэтому сознание всегда есть знание.
Однако сознание это не только знание, но и отношение к знанию, т.е. «я знаю, что я это знаю» или наоборот.
10. Сознание как деятельность и сознание как образ. Структура сознания – образа.
Первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по — прежнему остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится также сознанием-деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно -практической деятельности и более того — управляющим ею.
Структура сознания-образа. Значения и смыслы Смысл часто определяется А. Н. Леонтьевым как «значение для меня», т.е. как субъективно-личностная значимость того или иного явления для субъекта, обусловленная его потребностно-мотивационной сферой. В книге «Деятельность. Сознание. Личность» А. Н.Леонтьев к слову «смысл» всегда прибавлял прилагательное «личностный», поскольку, с его точки зрения, речь шла о смыслах человека, уже ставшего личностью. Хотя понятие «смысл» шире по объему, чем понятие «личностный смысл», условимся, что здесь и далее под словом «смысл» мы будем подразумевать «личностный смысл» (который в контексте рассмотрения сознания как деятельности имеет, как мы знаем, и другое определение — «отношение мотива к цели»).
Согласно А.Н.Леонтьеву, в отличие от значений, которые надындивидуальные, поскольку «кристаллизуют в себе» опыт человечества, смыслы (как и чувственная ткань) существуют лишь в индивидуальных формах. Последующее развитие идей в школе А.Н.Леонтьева показало, что смыслы могут иметь и надындивидуальный характер (а значение, напротив, может быть индивидуальным или групповым).
Ведь смысл — это такой же «след деятельности», как и значение, но деятельности, взятой не в совокупности безличных операций, способных передаваться как способы совершения действий (они-то и «кристаллизуются», воплощаются в значении), а взятой в отношении к мотиву (мотивам).
Формой надындивидуального существования смыслов является, например, миф, в котором «живет» то или иное племя и через призму которого оно воспринимает мир.
11. Сущность деятельностного подхода и предпосылки его возникновения в психологии. Принцип единства сознания и деятельности
сущность заключается в совокупности теоретико методологических и конкретно эмпирических исследований в которых психика и сознание и их развитие изучаются в формах предметной деятельности субъекта
предпосылки: а)необходимость новой психологической науки, способной вывести психологию из кризиса в 10-20е г.
б)сдвиг отечественной психологии, сознания и поведения. в)исторически обусловленная категория деятельности.
принцип единства сознания в деятельности этот принцип сформулирован в 30-е сознание и деятельность человека — 2е стороны одного процесса, непрерывно меняющегося местами. сама деятельность является единством сознания и психики, а свойство деятельности можно рассматривать как хар-ку самой психикиПафос деятельностного подхода в психике, который создавался в Советской россии с начала 1920 гг Рубинштейном.
Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Деятельность человека формирует его сознание, а оно в свою очередь осуществляет регуляцию человеческой деятельности. (Рубинштейн) Именно через деятельность осуществляется связь субъекта с окружающим миром.
Принцип единства сознания и деятельности раскрывает суть взаимодействия сознания и деятельности. Сознание, психика каждого конкретного индивида в данный момент представляют собой продукт развития личности этого индивида в процессе всей его жизни. При этом основным фактором, формирующим психику человека, является деятельность.
Поэтому анализ результатов деятельности индивида, его поступки позволяют психологу судить о мотивах его поведения, оценивать другие свойства его личности. Чем больше мы знаем о жизни человека, а деятельности, которой он занимался, тем более точно и всесторонне мы можем оценивать его личность.
Психика, сознание формируются в деятельности, в поведении, и через них объективно познаются. Деятельность выражает отношение человека к действительности, в котором проявляются свойства личности.
12. Общее строение деятельности. Характеристика ее компонентов.
13. Общая характеристика деятельности. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Проблема интериоризации.
Виды деятельности (игра, учение, труд).
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Различают две формы деятельности: внешнюю (практическую, видимую для других людей) и внутреннюю (мыслительную, невидимую для посторонних).
Долгое время психология занималась исключительно внутренней деятельностью. Считалось, что внешняя деятельность лишь выражала внутреннюю (или «деятельность сознания»).
Потребовалось много времени, чтобы прийти к выводу о том, что обе эти формы деятельности представляют собой общность, через которую человек взаимодействует с окружающим его миром. Обе формы имеют принципиально одинаковое строение, т. е. побуждаются потребностями и мотивами, сопровождаются переживаниями и направляются целями. Внутреннюю деятельность отличает от внешней лишь то, что в нее включены не реальные предметы, а их образы. Кроме того, результат внутренней деятельности выражен не в реальном продукте, а в мысленной форме.
Единство этих двух форм деятельности проявляется и в их взаимных переходах друг в друга через процессы интериоризации и экстериоризации.
Интериоризация – процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.
Экстериоризация – процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.
Процесс интериоризации выражает способность психики оперировать образами предметов и явлений, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения человека. Такая способность появляется у человека благодаря его предыдущему опыту оперирования с предметами, познанию закономерностей взаимосвязей между предметами и явлениями реального мира. В процессе оперирования с реальными предметами (внешняя деятельность) человек на практике осваивает опыт отношений с ними, или, иными словами, формирует свой внутренний план действий с подобными предметами. В таких случаях говорят, что внешнее оперирование (или действие) интериоризируется, «вращивается» в психику человека, становится психическим (внутренним) действием. В психологической литературе имеется удачный пример интериоризации, связанный с обучением ребенка счету. Сначала он считает палочки (реальный объект оперирования), перекладывая их на столе (внешняя деятельность).
Затем он обходится без палочек, ограничиваясь лишь внешним наблюдением за ними. В конце концов палочки становятся совершенно ненужными и счет превращается в умственное действие (внутренняя деятельность).
Объектом оперирования становятся числа и слова (мысленные объекты).
Благодаря интериоризации человек может прогнозировать, предвидеть будущие явления и состояния объектов окружающего мира. Тонкий механизм интериоризации в психологии еще не изучен. Но ясно одно, что внутренняя психическая деятельность есть результат интериоризации внешней физической деятельности.
14. Понятие о действии, виды действий и их характеристика
Действие – не одномоментное явление, а процесс, протекающий во времени, имеющий начало и конец, а также совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей цели.
Признаки понятия «Действие»:
1. Совокупность процессов познания и исполнения.
2. Направленность (наличие мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели.
В целом действия в зависимости от особенностей их целей делятся на следующие виды:
1. Цель двигательных действий – обеспечить удержание или перемещение своего тела, то есть решить двигательную задачу. Этот вид действий наиболее широко представлен в спорте, в профессиях, связанных с применением ручных орудий труда, машин с ручным управлением.
2. Цель гностических действий – узнать, распознать, запомнить, удержать объект рассмотрения в поле ясного сознания, сделать вывод, сравнить два предложения. Обобщенно говоря, решить задачу на распознавание, узнавание, запоминание, выяснение причин и предвидение ситуации.
В соответствии с этим среди гностических действий можно выделить:
а) перцептивные действия – рассмотреть, расслышать, определить на ощупь, на вкус, по запаху и т.п. Этот вид действий наиболее широко представлен в таких специальностях, как контролер-приемщик готовой продукции, дегустатор и т. п.;
б) мыслительные действия (их называют также умственными, логическими, интеллектуальными) – вывести новое знание из известного, сделать вывод (помножить число на число, определить подлежащее в предложении; сообразить, какую одежду надеть в зависимости от изменившейся погоды, какой резец применить для обработки данной детали; определить наилучший вариант раскроя ткани, наилучший режим обработки изделия и т.п.).
Этот вид действий, как и любой другой, нужен в каждой работе.
3. Цель социально-коммуникативных действий – связана с взаимоотношениями и взаимодействиями между людьми: поступки, коммуникативные действия, организующие действия, обслуживающие действия.
Поступки – действия, в которых сознательно выражается положительное или отрицательное отношение человека к правилам поведения, законам, целям, признанным в данном коллективе, обществе.
Коммуникативные действия – установление и поддержание контактов, знакомств, обмен сведениями или материальными предметами.
Организующие действия – приказ, команда, совет, просьба, разъяснение, указание, одобрение, порицание.
Обслуживающие действия – (полезные действия по удовлетворению тех или иных потреб-ностей людей.
15. Человек как предмет научного изучения. Понятие о личности.
Житейское понимание личности |
Научное понимание личности |
Всегда оценочное |
Всегда безоценочное |
Конкретный человек, имеющий определенные успехи, достижения |
Обобщенная характеристика: человек вообще на основе определенных параметров |
Субъективный взгяд на конкретного человека |
Объективный взгляд (независимо от индивидуального отношения к этому человеку) |
Параметры определения личности: изменчивы, диффузны, расплывчаты |
Постоянны, неустойчивы |
Методы: наблюдение, размышление методы: опросники, проективные методы, научное наблюдение, научный эксперимент
Параметры рассмотрения личности в психологии:
- мотивация
- самооценка
- притязания человека
16. Основные параметры личности по леонтьеву. Два рождения личности и их критерии
В школе А.Н.Леонтьева настаивают на разведении понятий «индивид» и «личность», сужая при этом объем последнего понятия (индивидом рождаются, личностью становятся).
Мы называем словом «индивид» отдельного человека как субъекта его деятельности уже с момента его рождения. Он целостен и неделим, но данная целостность обеспечивается закономерностями биологической эволюции. Индивид — продукт онтогенетического развития заложенных в его организме генетических программ в конкретных условиях его деятельности в определенной среде.
Личностью человека можно назвать лишь с определенного момента его развития. Личность «рождается» в онтогенезе «дважды», говорил А. Н.Леонтьев. Первое рождение личности начинается в возрасте около 3 лет и продолжается фактически все дошкольное детство. Критерием произошедшего рождения является принятие субъектом социальных норм и ценностей как мотивов своего собственного поведения. Внешне это проявляется, например, в способности ребенка «не взять» понравившийся ему предмет только потому, что «мама запретила его трогать». Даже когда его никто не видит, ребенок может ходить вокруг этого предмета, но трогать не будет. Значит, социальная норма, выступавшая внешним регулятором поведения ребенка, теперь становится внутренней формой регуляции.
Второе рождение личности, по А.Н.Леонтьеву, происходит в подростковом возрасте, когда ребенок, у которого сложилась уже в результате предшествующей деятельности определенная более или менее устойчивая иерархия мотивов, оказывается вдруг перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться в подростковом возрасте, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими». В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы.
17. Сравнительная характеристика понятий индивид, личность, индивидуальность.
Индивид – отдельное живое существо, представитель биологического вида.
Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.
Индивидуальность – личность в ее своеобразии.
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее
деятельность представленную в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.
Индивид |
Личность |
Индивидуальность |
|
Различия (особенности) |
Живой организм с только ему присущими признаками и качествами уже заложенными природой |
Человек сформировавшийся не только под влияние природы, но и социума ( с помощью общения, критики и т.д.) |
Психика конкретного человека, сформированная культурой данного общества |
Сходства |
Отдельный человек, не похожий на остальных. Набор качеств (полученных под влиянием разных условий жизни) присущие только ему. |
18. Общая характеристика потребностей как источника активности личности. Специфика потребностей человека
Потребность — необходимость субъекта в чем-то внешнем.
Объем потребности — количество благ, необходимых для ее удовлетворения. Есть постоянный и актуальный объемы. Потребность должна отражаться психически. Эмоции — психическое отражение потребности.
Потребность — необходимость субъекта во внешнем благе, имеющая постоянный и актуальный объем, и отражаемая прямо или косвенно психически.
——общая хар-ка потребностей, как источника активной личности. активность возникает благодаря определенным состояниям человека, выражающееся в зависимости от окр. среды: материальной, социальной, духовной. именно потребности являются основой возникновения мотивов непосредственно побудителей поведения
специфика потребностей:
1) физиологические потребности(отдых кислород еда)
2)безопасность и стабильность(уверенность в завтрашнем дне)
3)преобретения и накопления
4)уважение и признание
5)независимость
6)новизна(получение новой информации)
7)преодоление трудностей
8)красота и гармония
9)самореализация
люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления а не из своих потребностей
19. Характеристика осознаваемых (интересы, убеждения, идеалы) и неосознаваемых ( внушаемость, установки) мотивов человека.
По степени осознанности мотивы могут быть неосознаваемыми и осознаваемыми.
Неосознаваемые мотивы — это мотивы, при удовлетворении которых человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к деятельности. К неосознаваемым мотивам относятся, прежде всего, влечения и установки.
Влечение — психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознаваемую или недостаточно осознаваемую потребность субъекта.
Установка — психическое состояние, выражающее неосознаваемую готовность к определенным действиям, с помощью которых может быть удовлетворена та или иная потребность.
Установки складываются на основе прямого опыта и могут быть как позитивными, так и негативными, то есть подразумевают то или иное действие или отказ от действия.
Осознаваемые мотивы — это мотивы, при удовлетворении которых человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним относят желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение и т. д. Осознаваемые мотивы входят в направленность личности.
20. Характеристика со : функции, механизмы, классификация, условия формирования.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, качеств, своих возможностей и места среди людей, вокруг себя.
Самооценка является важной стороной самосознания личности и одновременно личностным образованием, которое принимает непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности.
Главные функции, выполняемые самооценкой: 1) регуляторная – на основе которой происходит решение задач личностного выбора; 2) защитная – обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Формы:
общая(отражает принятие или неприятие личностью себя. Показывает глобальное отношение личности к себе – позитив, негатив)
частная(отражается оценка субъектом, своих конкретных проявлений, действий и умений. Может носить как ситуативный так и обобщенный характер)
Высокий уровень общей СО – это высокое требование к частной СО.
Низкий уровень общей СО – возможный конфликт с частной СО.
Структуру СО включает 2 компонента:
— когнитивный – отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенностей – от элементарных представлений до понятивных.
— эмоциональный – отражает отношение человека к себе, связан с мерой удовлетворенностей своими действиями, результатами намеченных целей.
Виды СО: адекватные ( Ад-высокая; Ад-низкая) ; Неадекватные (завышенная, заниженная)
Онтогенез развития СО
Главный компонент- оценка других.
Любая СО всегда состоит из 2 компонентов: 1) своя СО; 2) СО других (в разных возрастах эта СО меняется)
21. Характеристика уровня притязаний как индикатора способа целеполагания личности, классификация, генезис
— это стремление человека к выбору задач ( целей) такой сложности, которой человек считает для себя приемлемым.
История: впервые УП появился в исследованиях учеников психолога К.Левина, имя учеников вошло в историю – Т.Дембо и Ф.Хоппе.
1)частный – достижение в определенных областях(спорт, танцы)
2)общий – относится ко многим областям жизни и деятельности человека, особенно к тем, где проявляется его нравственные и умственные качества.
Генезис – момент зарождения и последующий процесс развития, приведенный к определенному итогу
22. Особенности взаимосвязи со и уп.
От уровня притязаний самооценка зависит, но не напрямую, а косвенно. Нельзя сказать, что высокий уровень притязаний поднимает самооценку, а низкий — опускает. Точнее говорить, что самооценка зависит от адекватности притязаний, от соответствия или не соответствия своему уровню притязаний.
Уровень притязаний определенно зависит от (не)адекватности самооценки. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. Зависит ли уровень притязаний от уровня самооценки? Зависит, но весьма сложным образом. Снижение уровня самооценки от высокого к среднему обычно снижает притязания человека, однако дальнейшее снижение самооценки может уровень притязаний неожиданно, парадоксальным образом поднять: возможно, человек ставит на самую высокую цель, чтобы то ли отыграть свои неудачи, то ли снизить разочарование от уже ожидаемой неудачи.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).
Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида. В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации – приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий.