Мониторинг профессионально-образовательного процесса

1 вопрос

1. Понятие мониторинга.

2. Способы осуществления мониторинга.

3. Формы мониторинга.

4. Мониторинг профессионально-образовательного процесса.

Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor – напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался экологами и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время он получил более широкий смысл. Данным термином обозначают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Сегодня термин «мониторинг» активно используется многими науками, в том числе педагогикой и психологией. А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико – прогностическое отслеживание образовательного процесса. Также мониторинг допустимо рассматривать как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. С методологической точки зрения мониторинг следует рассматривать как универсальный тип деятельности, индифферентный к предметному содержанию. Мониторинг необходим, когда в построении какого-либо процесса важно постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления, с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

Понятие мониторинга близко к общенаучным педагогическим и психологическим понятиям обратной связи, рефлексии, контроля, аттестации, однако данные процессы являются лишь отдельными элементами мониторинга или его частными случаями. В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особенностей.

Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.

Во-вторых, можно выделить следующие аспекты мониторинга, которые отличают его от других похожих процессов:

непрерывность (постоянный сбор данных;)

диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);

информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах);

9 стр., 4174 слов

Педагогический мониторинг как самостоятельная работа

... изучению СУБД MS Access. I.Глава. Педагогический мониторинг § 1. Проблема создания системы педагогического мониторинга Появление понятия «мониторинг» связа-но со становлением и развитием ... На уровне образовательной программы объектами мониторинга могут быть: * процесс освоения программы, предмета; * интеграционные процессы в обуче-нии; * процесс обновления, совершенствова-ния, содержания, методик, ...

научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров);

обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).

В качестве объектов мониторинга в системе высшего профессионального образования могут выступать:

профессионально-образовательный процесс;

академическая успеваемость обучаемых;

учебная и учебно-профессиональная деятельность;

развитие личности обучаемых;

становление учебной группы;

профессиональная деятельность преподавателя;

профессиональное развитие преподавателя;

становление педагогического коллектива.

Высокую значимость для системы высшего образования приобретает мониторинг, объектами которого является развитие личности обучаемых, а также развитие их учебной и учебно-профессиональной деятельности.

Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых отслеживаются параметры деятельности, причем основное внимание уделяется процессуальным характеристикам, т.е. особенностям осуществления деятельности (ее трудностям, препятствиям, искажениям), поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными по сравнению со сведениями о результатах. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз психического состояния студента в процессе профессионального становления.

Главным моментом мониторинга является диагностика профессионального развития обучаемых и внесение коррективов в процесс профессионального образования, т.е. мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования.

Способы осуществления мониторинга.

Все многообразие способов, технологий мониторинга можно свести к нескольким группам (Э.Ф. Зеер):

Текущее наблюдение осуществляется для отслеживания изменений профессионального развития под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений. Эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к обучаемым, профессиональной позиции и т.д. Наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что может отрицательно сказаться на качестве мониторинга.

Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявится наиболее отчетливо. Для этого осуществляются приемы прерывания учебных действий обучаемых, постановки уточняющих вопросов, стимулирования рефлексии своих познавательных действий, дозирования помощи в учении и др.

14 стр., 6775 слов

Сущность педагогической деятельности. Функции учителя. Профессиональная ...

... установлении положительных в/действия с людьми Воспитательная – деятельность кл рук-ля осуществляется по следующим ... знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый   6.Современные концепции коллектива: методика коммунарского ... календарное, текущее Кл.рук-ль – основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, ... Профессиональные ...

Экспликация (от лат. Еxplication – развертывание, разъяснение) – развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности. Этот метод позволяет не только диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого, но и оперативно вносить коррективы в процесс образования. Экспликация осуществляется путем постановки наводящих вопросов, оказания помощи в виде подсказок и совместных действий, поощрения педагогом обучаемых. Регистрация эксплицируемых характеристик осуществляется в простейшем случае посредством метода наблюдения, а фиксация данных – с помощью опросников, в которых отражаются эмпирически наблюдаемые учебно-профессиональные качества и действия обучаемых.

Опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные специально подобранные вопросы. Опросники дают возможность определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, особенности направленности обучаемых и педагогов, а также отдельные учебно-познавательные свойства и качества.

Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых.

Тестирование – важным достоинством является ориентация на норму, что позволяет сопоставить, сравнить оценки, полученные при помощи теста. Для мониторинга применяют интеллектуальные, личностные, межличностные тесты, тесты достижений и др.

Формы мониторинга.

Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости осуществляется, как правило, сотрудниками психологической службы. Ее результаты в самом общем виде доводятся до сведения педагогического коллектива с рекомендациями.

Экспресс – диагностика (текущая) социально и профессионально важных характеристик обучаемых в течение всего времени обучения в учебном заведении.

Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников, помимо определения уровня сформированности социально-профессиональных знаний, умений и навыков, включает диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту.

Мониторинг профессионально-образовательного процесса.

Основные задачи:

отслеживание трудностей, непонимания, препятствий, возникающих при усвоении нового материала;

создание реального механизма управления профессионально-образовательным процессом;

получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности;

индивидуализация педагогом своей деятельности;

обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном процессе.

Решение этих задач на основе традиционной оценки образовательного процесса, базирующейся на определении показателей сформированности знаний, умений и навыков, а в отдельных случаях – на диагностике психического развития, затруднено. Конечно, по результатам многолетних оценок информация такого рода имеется и на ее основе вносятся коррективы и в содержание образования, и в технологии обучения. Но оперативное отслеживание и корректировка образовательного процесса возможны на основе мониторинга.

15 стр., 7065 слов

Психологические условия развития воображения педагогов в процессе ...

... ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Психологическое развитие воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема Рассмотрение проблемы психологического развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности, прежде всего, требует ...

Способы можно разделить на две группы:

способы сбора информации, регистрации состояния текущих процессов;

способы учета полученных данных при принятии управленческих решений и регуляции образовательного процесса.

Сбор информации осуществляется с учетом структуры профессионально-образовательного процесса:

учебно-познавательной и профессионально ориентированной мотивации;

обобщенных способов выполнения учебных и профессиональных действий при решении учебных задач (обобщенные способы учебных действий, обобщенные способы профессиональных действий, способы узкопрофессиональных действий, способы самоконтроля);

оценки уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей обучаемых (познавательные способности, учебно-профессиональные способности, профессиональные способности (ключевые квалификации), специальные (квалификационные) способности, учебно-профессиональная самостоятельность).

Мониторинг мотивации учения может быть достаточно успешно осуществлен с помощью метода наблюдения. Наблюдая за деятельностью обучаемых в различных учебно-профессиональных ситуациях, анализируя их отношение к учебе и будущей профессии, оценивая их достижения, педагог делает заключение об уровне выраженности у обучаемых позитивной мотивации. В отдельных случаях целесообразно использование специальных методик на диагностику мотивов учения.

При отслеживании процесса формирования обобщенных способов учебно-профессиональных действий педагог оценивает уровень их выраженности, систематически анализируя организацию учебного (рабочего) места, планирование выполнения учебно-профессиональных заданий, методику работы с учебно-технологической документацией, соблюдение правил техники безопасности при работе.

Для отслеживания уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей целесообразно использование фрагментов интеллектуальных тестов, метода тестовых ситуаций и наблюдения за обучаемыми в процессе решения учебно-профессиональных задач.

За основу проектирования мониторинга профессионального развития личности можно взять четырехкомпонентную профессионально обусловленную структуру личности:

профессиональная направленность (склонности, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы)

профессиональная компетентность (профессиональные знания, умения, навыки, квалификация);

профессионально важные качества (внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др.);

профессионально значимые психофизиологические свойства (энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительно-двигательная координация, реактивность и т.д.)

Мониторинг является эффективной технологией, обусловливающей профессиональное развитие и саморазвитие личности. Его результаты выступают в качестве информационной основы принятия управленческих решений и проектирования профессионального роста и карьеры специалистов.

3 стр., 1301 слов

Педагогический аспект процесса обучения

... данном учебном элементе мы познакомились с тремя аспектами обучения: личностным, характеризующим его участников: преподавателя и обучаемого; процессуально-педагогическим - объективным процессом изменения психики; педагогическим - ... вопросы: в чем заключается учение? Какие процессы при этом происходят? На современном этапе развития педагогической психологии предполагается, что учение включает две ...

2, 3 вопрос

Понятие психолого-педагогической диагностики. Области использования. Предмет, объект и задачи. Основные принципы и подходы. Методы. Классификация диагностических методик (по Гуревичу).

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Особенности педагогической диагностики:

1. Осуществляется для педагогических целей — ориентирована (на основе анализа и интерпретации результатов) на получение новой информации об улучшении качества образования (воспитания, обучения) и развития личности ученика.

2. Дает новую содержательную информацию о качестве педагогической работы учителя.

3. Осуществляется с помощью методов, которые идеально вписываются в педагогическую деятельность учителя.

4. Усиливает контрольно-оценочные функции деятельности учителя.

5. Возможность трансформации средств и методов обучения и воспитания в средства и методы педагогической диагностики.

Области использования:

Занимается конструированием современного и надежного прибора для фиксации состояний существенных признаков, разработкой алгоритмов и процедур принятия решений, подготовкой соответствующих методических рекомендаций для всех участников педагогического процесса (администрации школы, учителя, родителей и учащихся).

В школе рассматривается, как практика выявления качеств учебно-воспитательной деятельности, причин ее успехов и неудач. В научном направлении применяется для совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности

Предметом современной психолого-педагогической диагностики выступает развивающаяся личность (дошкольника, младшего школьника, подростка и старшеклассника, взрослого).

Выделяют две группы объектов педагогической диагностики:

1. Объекты, связанные с изучением личности школьника:

— уровень развития социальных качеств;

— уровень общефизического развития;

— профориентационная направленность.

Объекты изучения основных источников педагогического воздействия:

— характеристика общего состояния учебного процесса в классе;

— воспитательная возможность классного коллектива;

— воспитательный потенциал семьи школьника.

Задачами психолого-педагогической диагностики являются:

— оптимизация учебно-воспитательного процесса;

— регуляция процесса подготовки педагогических кадров и выдачи квалификационных удостоверений.

Характеристика основных методологических принципов и подходов психолого-педагогического исследования

Общенаучные методологические принципы:

1. Принцип объективности. Выражается во всестороннем учете порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватность исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте. Предполагает исключении субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов. В психологических исследованиях реализуется путем опосредованного изучения и анализа психических явлений в процессе деятельности, в поведении, в продуктах деятельности, в общении. Диктует требование доказательности (обоснованности сходных посылок, логики исследования, и его выводов), предполагая альтернативный характер научного поиска.

5 стр., 2472 слов

Тема «Психометрические требования к методам психолого-педагогической ...

... дополнительного обучения не смогут показать требуемого уровня эффективности в будущей деятельности. При построении так называемого «теста по критерию» шкала сырых тестовых баллов калибруется особыми реперными точками, ...

2. Принцип сущностного анализа – соотнесения в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного изменения. Педагогический процесс – сложный, многофакторный и непрерывно изменяющийся, поэтому здесь важна необходимость учета непрерывного изменения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом.

3. Генетический принцип – рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим Включает выяснение генетических и социальных предпосылок возникновения индивидуальных психологических особенностей человека в онтогенезе.

4. Принцип единства логического и исторического. Требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития.

5. Принцип концептуального единства – последовательного проведения определенной концепции, осуществление единства и логической непротиворечивости подходов и оценок.

Специфический (связан со спецификой психолого-педагогического исследования):

6. Принцип сочетания сущего и должного (В.В.Краевский) – заключается в обязательном соотнесении плана должного и плана сущего (существенного), объяснительных и прогностических элементов в каждом исследовании.

Основные подходы:

1. Системный подход. Основан на положении о том, что специфика сложного объекта или системы не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана прежде всего с характером взаимодействия между элементами. Поэтому на первый план выступает задача познания характера и механизма этих связей и отношений.

Основные положения системного подхода:

Целостность системы по отношению к внешней среде, ее изучение в единстве с природой (вопросы образования изучаются в тесной связи с социальным и экономическим развитием, запросами общества).

Расчленение целого, приводящее к выделению элементов. Свойства элементов зависят от их принадлежности к определенной системе, а свойства системы не сводятся к свойствам ее элементов или их суммы.

Все элементы системы находятся в сложных связях и взаимодействиях, среди которых выделяется более существенная, системообразующая связь (в «открытой» образовательной системе – это отношение личности и различных условий и источников воспитания. В «закрытой» системе – отношения «учитель-ученик» или «воспитатель – воспитуемый».

Совокупность элементов дает представление о структуре и организации системных объектов. Эти понятия выражают определенную упорядоченность системы, взаимозависимости и взаимоподчиненности ее элементов (Сюда можно отнести систему категорий, отражающих основные элементы педагогической системы: цели – содержание – условия – средства – способы функционирования и развития – результаты).

27 стр., 13031 слов

Проблемы психологического развития подростков в современных условиях

... психологического развития подростков в современных условиях. Практическая значимость настоящей работы определяется возможностью использования материалов настоящего исследования в деятельности психологов-практиков. Методами исследования явились наблюдение, беседа, тестирование: "социометрическая методика", "оценка ...

Специальным способом регулирования связей между элементами системы и тем самым изменений и самих элементов является управление, включающее постановку целей, выбор средств, контроль и коррекцию, анализ результатов (педагогическое управление).

2. Деятельностный подход является конкретно-научным методологическим принципом. Выражается в стремлении исследователей использовать положения теории деятельности в методике и интерпретации содержания своих работ. Сущность подхода заключается в исследовании реального процесса взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определенных жизненно важных задач.

Применительно к проблемам обучения деятельностный подход означает выявление и описание способов действия в деятельности, которые должны привести к раскрытию содержания понятия в изучаемом учебном материале и полноценному усвоению соответствующих знаний. Усвоение этих знаний приводит к закреплению известных действий, овладению новыми действиями, которые опосредуют становление общих способностей и способов поведения ученика.

Методы и методики психолого-педагогического исследования

Для решения конкретных задач и изучения особенностей психики и поведения человека, их формирования в педагогическом процессе применяется множество исследовательских методов. По уровню проникновения в сущность выделяют методы:

— эмпирического исследования (основаны на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материала);

— теоретического исследования (связаны с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого).

К.М.Гуревич выделяет две группы средств, которыми располагает современная психодиагностика:

Строго (высоко) формализованные методики. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования (единообразие инструкций, времени проведения, невмешательство исследователя в процедуру исследования), стандартизация – установление единообразия проведения обработки и представления результатов, надежность и валидность. Они позволяют собрать диагностическую информацию в короткие сроки. Вид этой информации позволяет количественно и качественно сравнивать индивидов между собой. Сюда относят:

— тесты;

— опросники;

— проективные техники;

психофизиологические методики.

2. Малоформализованные методики. Очень трудоемки, требуют опыта диагноста, знаний, хорошей интуиции. Дают очень ценные сведения об испытуемом. К ним относятся:

наблюдение;

беседы и интервью;

анализ продуктов деятельности.

Тема 2: Тесты. Классификация. Тесты личности, интеллекта, способностей. Требования к тестам (стандартизация, надежность, валидность).

8 стр., 3805 слов

Тест №1: Методика изучения личности и познавательной сферы школьника

... вы учитесь, Известный человек, Другое, Затрудняюсь ответить. Счастливы ли Вы? ____________________________________________________ Тест №2: Исследование внимания методом анкетирования Отметьте значком «+» согласие и значком «-» - несогласие. 1.Способны ... искренность радушие энтузиазм красноречие решительность чувство юмора капризность равнодушие Тест №8. Исследование самооценки (методика Дембо - Р

Тесты от английского слова «test» — означает «проба», «испытание», «проверка» — это краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Процедура тестирования не требует сложных технических приспособлений и поддается стандартизации и математической обработке полученных данных.

Субтесты – сформированные группы заданий тестов, объединенных одной инструкцией.

Классификация тестов:

По форме:

индивидуальные и групповые;

устные, письменные;

бланковые, предметные;

аппаратурные и компьютерные;

вербальные и невербальные.

Индивидуальные – позволяют более тщательно изучить одного человека. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии.

Групповые тесты – позволяют одновременно проводить испытания с большой группой (до нескольких сот человек) людей.

Устные – когда человек отвечает устно. Чаще бывают индивидуальные тесты.

Письменные – предполагают письменный ответ. Чаще групповые.

Бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные тесты различаются по материалу, который используется при тестировании.

Бланковые тесты – тесты «карандаш и бумага» представлены в виде отдельных бланков ли тетрадей, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения заданий, сами задания и графы для ответов, иногда имеют отдельные бланки для ответов.

Предметные тесты – представляют материал тестовых заданий в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и т.п. (Например: кубики Кооса, доска Сегена).

Аппаратурные тесты – требуют применения специальных технических средств или оборудования для исследования или регистрации его данных (реактометров, рефлексометров).

Чаще проводятся индивидуально. (Например: аппарат «Фотон»).

Компьютерные тесты – это тестирование в форме диалога испытуемого с ЭВМ. (Любые варианты компьютерных методик).

Вербальные тесты – работа с испытуемым в словесно-логической форме. Задания, составляющие методики обращены к памяти, воображению, мышлению испытуемого в их опосредованной языковой форме. (Например: методики изучения памяти, мышления).

Невербальные – материал представлен в наглядной форме в виде картинок, чертежей, графических изображений (т.Равена, интеллектуальный тест Кеттелла).

Выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Они облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушениями речи, слуха или низким уровнем образования. В качестве отдельных субтестов включены во многие тесты интеллекта, специальных способностей, тесты достижений.

По целям и содержанию психологического исследования:

тесты интеллекта;

тесты способностей;

тесты достижений;

личностные тесты.

2 стр., 875 слов

Тесты — Инновационные формы и методы работы с трудными детьми

... и умение их применять. 2. знания человека об основных физических законах развития человека, способах и приемах, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование.  3. адекватный выбор ... ситуации успеха в ведущем виде деятельности 4) Организация благоприятного социально-психологического климата Тесты по психологии .Психосоматика - это 1. заболевания внутренних органов и систем ...

Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития человека. Под объектом измерения подразумеваются те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к памяти, мышлению, вниманию и восприятию).

Могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными. Об успешности их выполнения судят по количеству данных испытуемым правильных или неправильных ответов. Известны тесты интеллекта Векслера, Амтхауэра, Равена, Стенфорд-Бине.

Тесты способностей – предназначены для оценки возможностей индивида в овладении конкретными знаниями, навыками, умениями в различных областях – технике, математике, литературе, художественной деятельности.

Выделяют:

— тесты общих способностей – оценивают способности, которые обеспечивают овладение разными видами знаний и умений (способность к выявлению закономерностей, уровень интеллекта).

— тесты специальных способностей – адресованы для оценки способностей в отдельных, специальных областях деятельности (музыкальных, технических, математических, художественных).

Сюда можно отнести тест П.Торранса.

Тесты достижений – предназначены для оценки успешности овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин. По ним проверяется эффективность программ и методов обучения. Являются инструментом воздействия на испытуемого. Также как и в интеллектуальных тестах, здесь предполагается правильный ответ. Оценка результатов происходит на основании количества правильных ответов.

Тесты школьных достижений чаще представлены групповыми и бланковыми формами. Профессиональные – аппаратурными, письменными и устными.

Личностные тесты – направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях.

Психология 1 — Стр 2

Выделяют:

— тесты действия – простые четко структурированные процедуры, с возможностью правильного ответа (тест замаскированных фигур Уиткина, тест ригидности Лучинса);

— ситуационные тесты – предполагают выбор испытуемым образа поведения в сложной социальной ситуации, близкой к реальной (диагностируется склонность к асоциальному поведению или к стабильным, устойчивым решениям).

Сюда относят MMPI, опросник Р.Кеттелла, опросник профессиональных склонностей Е.А. Климова.

Для тестирования личности применяют также проективные методики – направлены на исследование психического развития детей и взрослых, исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Проекция – приписывание другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому испытуемому, но не осознаваемых или подавляемых. Это возможность объективной диагностики бессознательных переживаний. Представлены тестами Роршаха, Розенцвейга, рисуночными тестами «Дерево» К.Коха, «Человек», «Человек под дождем».

4 вопрос

1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Диагностическая работа не является для практического психолога самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития человека. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы с обследуемым с целью оптимизации условий этот развития, оценки эффективности психолого — педагогических мероприятий и т.п.

Главное назначение диагностики в практической деятельности психолога заключается в глубоком изучении внутреннее мира конкретное человека. Диагностическая работа тесно переплетается с коррекционной и развивающей и в ней можно выделить несколько этапов:

) изучение запросов;

) формулировка психологической проблемы;

) выдвижение гипотез о возможных причинах наблюдаемое феномена;

) выбор методов диагностики;

) применение отобранных методов;

) формулировка диагноза, которая должна содержать и прогноз дальнейшее развития;

) разработка рекомендаций и программы психокоррекционной и развивающей работы;

) реализация этой программы;

) контроль за ее осуществлением.

Диагностическая задача зачастую возникает перед психологом в тех случаях, когда поступает запрос от учителей, родителей или самих учащихся. Наиболее характерные запросы, со стороны учителей и родителей, связаны с нежеланием некоторых, учащихся учиться, с низкой успеваемостью, жалобами на то, что кто-либо учится ниже своих возможностей. Учащиеся обращаются к психологу в плане помощи в овладении некоторыми приемами и навыками развития памяти, внимательности, взаимоотношений со сверстниками и родителями или при разрешении личных проблем. Старшие школьники часто интересуются проблемами развития определенных личностных качеств, навыков самовоспитания, выбора профессии.

Ряд запросов учителей к психологу связан с составлением программ воспитательной работы с «трудными» классами, с детьми из неблагополучных семей, реализацией путей преодоления конфликтов между учащимися и учителями, родителями и детьми, школьниками между собой — контактов между школой и семьей.

Для разрешения ряда проблем бывает достаточно беседы или методов наблюдения. В более сложных случаях и при массовых обследованиях лучше применять экспресс — методики или методики, в основе которых лежат переменные, легко интерпретируемые для неспециалистов — учителей, родителей, администрации. Таким требованиям отвечают методики, приведенные в настоящем пособии.

При коррекционной и развивающей работе с личностью психологу необходимо знать индивидуально — психологические особенности, основные потребности и ценностные ориентации, эмоциональные тональности и состояния клиентов.

психолог диагностика педагогический

2. ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

«То, что существует, существует в каком-то количестве и, следовательно, может быть измерено»

(Э. Торндайк)

2.1 Предмет, задачи и функции психодиагностики

Психодиагностика — это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз.

В сущности, основная задача психологической диагностики заключаются в измерении различии между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях.

Диагностика в педагогической практике решает следующие задачи:

) прослеживает результативность работы учащихся и учителя;

) выступает как инструмент формирования.

Ведущие функции диагностики педагогическое процесса включают:

а) установление обратной связи;

б) оценку результативности;

в) воспитательно-побуждающее воздействие;

г) коммуникацию, позволяющую обмениваться информацией;

д) конструирование (на основе диагноза можно проектировать личность учащихся);

и) прогноз как предсказание, будущее развития, интеллектуальное или личностное роста, профессиональной направленности учащихся.

Объектом в случае педагогической психодиагностики являются все компоненты педагогического процесса: педагог, учащиеся, используемые педагогические средства, действенность форм организационного педагогического процесса и т.п.

Проведение диагностического обследования предполагает наличие: цели, объекта, предмета исследования, учета возможных ограничений. Существует несколько типов ограничений:

) по ресурсам (времени, диагностическим материалам, профкомпентентности и т.п.);

) по точности и

) принципиальные (например, ряд переменных являются дополнительными и не могут быть одновременно измерены со сколь угодной точностью).

К типичным ошибкам начинающих психодиагностов могут быть отнесены поиски идеальной методики и коллекционирование методик. В первом случае пытаются найти методику, которая идеально подходила бы для решения любой диагностической задачи. Во втором — собирается максимально возможный набор методик без учета того, что они должны оптимально соответствовать решаемой задаче и составлять целостную систему. На самом деле цель заключается в том, как проще, точнее определить необходимый показатель с учетом возможных ограничений.

Существует несколько типичных исследовательских методов позволяющих разрешать диагностические задачи.

2.2 Основные методы исследования и диагностики

. Одним из наиболее доступных и широко применяемых в педагогической практике методов является наблюдение. Наблюдение — это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения следует отнести: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воздействий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики (переживания, мысли, мотивы) и т.п. Проведение наблюдения требует выделения его специальных категорий. Например, в случае наблюдения взаимодействия в педколлективе таковыми могут выступать: выражение солидарности, ослабление напряжения, выдача ориентации, запрос совета и т. п.

Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются:

получение сведений о психическом явлении в «чистом» виде;

сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов;

оценка фактов, полученных с помощью других методов, например, анкетирования;

проверка рекомендаций.

Например, для исследования эмоциональных предпочтений в классе можно использовать метод временных срезов, когда преподаватель через равные промежутки времени фиксирует контакты учащихся (кто с кем общается), заносит интенсивность контактов в таблицу и определяет социометрический статус учащихся.

. Другим эффективным методом исследования является эксперимент. Эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам следует отнести: искусственность условий, значительные затраты для контроля значимых факторов.

Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующими. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает, интересующий диагноста психический феномен Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

Естественный эксперимент по изучению, например, межличностных предпочтений в учебном классе может заключаться в поздравлении учащихся с праздником с помощью открыток. Учащийся, получивший максимальное количество открыток, будет эмоциональным лидером, получивший минимальное количество — неизбираемым. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия в контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен.

. Широко распространен в педагогической практике опрос. Опрос — это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов).

Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Например, изучить эмоциональные предпочтения можно и с помощью анкетирования, задан вопрос (социометрический критерий) типа «С кем Вы общаетесь или хотели бы общаться в свободное от занятий время?». Сведя полученные результаты опроса в таблицу (социометрическую матрицу), мы можем выявить статусы различных участников обследуемой группы.

. Еще одним методом исследования является анализ продуктов деятельности. В педагогической практике в качестве продуктов учебной деятельности могут рассматриваться сочинения, дневники, альбомы по рисованию, журналы и т.п. для реализации указанного метода исследования определяется категория анализа, например, оценка, тема сочинения, пропуски занятий и т.п. Далее подсчитывается частота встречаемости элемента, соответствующего категории наблюдения в продуктах деятельности (игровой, учебной, трудовой) испытуемого. После этого производится содержательная интерпретация результатов статистическго анализа.

. Моделирование — это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию интересующего исследователя объекта или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа. Например, мы можем моделировать процесс взаимодействия в учебной группе или педколлективе на ЭВМ.

. Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента. Тест — это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Более строгое определение: тест — объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.

Процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Он включает:

точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал);

временные ограничения;

устные инструкции испытуемому;

предварительный показ задания;

учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемою и др.

Объективная оценка психологических тестов (методов исследования) означает прежде всего определение их валидности, надежности, достоверности, репрезентативности, которые являются показателями качества психологического исследования.