Стресс, «анти-стресс» и образовательный процесс

Антистрессовая программа

Статья профессора МГППУ Сорокова Д.Г., СТРЕСС, «АНТИ-СТРЕСС» И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Часть 1 — Часть 2 —Часть 3 —

+++ Часть 1 —

Известно, что профессии учителя в школе, психолога, социального работника являются весьма нервными, требующими больших затрат психофизических сил. С этого номера мы начинаем публикацию ряда статей Дмитрия Георгиевича Сорокова, профессора кафедры индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого.педагогического университета. Его многолетний опыт обучения учителей новым методам борьбы с нервно.психическими перегрузками и сохранению здоровья, несомненно, вызовут большой интерес у читателей журнала. Один из таких методов называется «Образовательная кинезиология».

Первыми разработчиками этого метода стали английские психологи Гейл и Пол Деннисон. Данный метод – новейшее направление в современной прикладной психологии. Он изучает теорию и практику естественного психофизического развития ребенка в контексте его учебной деятельности и творческой самореализации личности.

Сороков Д.Г., профессор МГППУ

Более десяти лет тому назад я познакомился с результатами серии зарубежных исследований по образовательной кинезиологии.

Обнаружилось следующее: до двух третей учебных стрессов у школьников (которые в жизни могут принимать формы переутомления, хронической усталости, психосоматических расстройств, а также школьной неуспеваемости, трудностей восприятия и запоминания учебного материала, дисциплинарных проблем, конфликтов с учителем и даже жизненных кризисов) вызваны… – чем бы вы думали? Нет, не перегрузкой, не плохими программами, учебниками и устаревшими методами преподавания, не засильем компьютерных игр и массовой культуры и даже не сниженным интеллектом учащихся, а отсутствием навыков совладания с учебным стрессом! Причем это не вина учащихся, а беда: проблемы возникли вследствие вопиющей безграмотности со стороны родителей, воспитателей дошкольных учреждений и школьных учителей относительно психофизического воспитания дошкольников и младших школьников.

Прочитанное оказалось удивительно синтонным моему тогдашнему увлечению педагогикой Марии Монтессори, которая, как известно, огромное значение придавала предварительной настройке психофизического аппарата дошкольника – развитию его движений, действий, сенсорики.

13 стр., 6314 слов

Особенности восприятия у младших школьников с ОНР

................................................ 21 2.1. Организация исследования..................................................................... 21 2.2. Результаты исследования........................................................................ 23 Заключение..................................................................................................... 30 Список ...

Получается, что родители и педагоги (по искреннему незнанию ли, по профессиональному невежеству ли, по злому умыслу ли – неважно, результат один) сначала обрушают процесс естественного психофизического развития ребенка, без предварительной подготовки бросая его в лапы учебного стресса. Далее они пытаются взращивать на этих руинах учебные знания, умения и навыки, закономерно получая урожай в виде бурьяна с чертополохом взамен разумного, доброго, вечного. Искренне удивляясь полученному результату, они переходят к санкциям, надстраивая над исходными психофизическими проблемами и неадекватно сформированными учебными компетенциями ребенка еще и психологические травмы с далеко идущими последствиями!

Дальнейшие мои попытки исследовать, уточнить, конкретизировать эти идеи можно сформулировать в виде следующих тезисов.

  • Тезис первый

Одной из ключевых психологических категорий, которая описывает негативные переживания детей, подростков, молодежи в течение учебного периода их жизни – на детсадовских занятиях, на школьных уроках, дома во время выполнения домашних заданий и подготовки к экзаменам, на выпускных и вступительных испытаниях, – является категория стресса.Любая – традиционная ли, новаторская ли, реформаторская ли – организация учебного процесса во всех образовательных учреждениях нашей страны не может не вызывать хронического стрессового состояния у всех его участников.И это в дополнение к тому, что жизнь каждого (и взрослого и ребенка) и так насыщена множеством стресс-факторов: как физических (магнитные бури, перепады атмосферного давления, физиологические циклы у женщин, проблемы со здоровьем), так и психосоциальных (финансовые проблемы, дефицит времени, ответственность за жизнь и здоровье детей, информационные нагрузки, эмоциональные перегрузки в результате общения с большим количеством людей, межличностные конфликты и многое другое).

Прежде чем сформулировать второй тезис, вспомним, что известно о стрессе.

  • Стресс дословно переводится как «напряжение».
  • В широком смысле слова стресс – это неспецифический ответ организма на возросшие требования к нему. Под требованиями подразумеваются: изменение социального статуса, возросшие нагрузки, неудачи в учебе и профессиональной деятельности, конфликты с одноклассниками и коллегами, проблемные взаимоотношения с учителями и начальством, проблемы со здоровьем и многое другое.
  • Стресса может избежать лишь тот, кто ничего не делает.
  • Стресс биологически необходим человеку так же, как вода и кислород; он неотъемлемый компонент нашей жизни, он не всегда негативен.
  • Если человек испытывает воздействие оптимального стресса, то повышается его работоспособность, он бодро и позитивно настроен по отношению к людям, эффективен в любой деятельности.
  • Если возникает избыток стресса (в ситуациях, когда человек не владеет навыками совладания с ним, как, например, наши школьники и учителя; где действие невозможно или где угроза длительная, и ее приходится преодолевать в течение продолжительного времени), то такое сильное физиологическое возбуждение может принести вред, создавая условия для развития психосоматических расстройств и заболеваний. Эти же изменения уменьшают способность организма сопротивляться другим стрессорам, включая инфекции и болезнетворные организмы.
  • Тезис второй:

продолжительное воздействие стрессора не только резко снижает эффективность учебной деятельности учащегося, равно как и эффективность профессиональной деятельности педагога, но и ведет к субъективному ощущению снижения качества жизни, а также к ухудшению самочувствия и здоровья. Подчеркнем, что учебно-информационному стрессу принадлежит роль катализатора более половины психосоматических расстройств и заболеваний.

11 стр., 5049 слов

Мотивация трудовой деятельности как учебная дисциплина

... труда –стремление работника удовлетворить свои потребности посредствам трудовой деятельности (Дятлов и Кибанов)   Мотивация – деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить ... 2. Разработка стратегии и поиск удовлетворения потребностей. 3. Определение тактики деятельности и осуществление действий. 4. Удовлетворение потребности и получение материального или ...

Психосоматические расстройства – это физические расстройства, в формировании которых негативным эмоциям принадлежит ведущая роль. Распространено заблуждение, что люди с психосоматическими расстройствами на самом деле не больны и не нуждаются в медицинском внимании. Напротив, психофизиологические симптомы заболевания отражают физиологические нарушения, связанные с повреждением тканей и болью: язва желудка и двенадцатиперстной кишки, вызванная стрессом, неотличима от язвы, вызванной, например, долгосрочным приемом больших доз аспирина.

Рассмотрим несколько видов влияния хронического стресса и способность организма сопротивляться разного рода заболеваниям.

1) Хроническое перевозбуждение, вызванное постоянным стрессом, может способствовать развитию ишемической болезни сердца (ИБС).

Эта болезнь возникает, когда кровеносные сосуды, снабжающие мышцы сердца, сужены или закупорены (постепенно нарастающим плотным жировым веществом, называемым бляшкой) и таким образом блокируют поступление в сердце питательных веществ и кислорода. Это вызывает болезнь, называемую стенокардией, которая распространяется по грудной клетке и руке. Полное прекращение доступа кислорода к сердцу вызывает инфаркт миокарда.

Разумеется, ИБС частично объясняется генетически: люди, у которых ИБС присутствует в семье, имеют к ней повышенный риск. ИБС связана также с повышенным кровяным давлением, высоким уровнем холестерина в сыворотке крови, диабетом, курением и тучностью.

Было выявлено, что школьные учителя подвергаются риску ИБС в полтора раза чаще, чем лица, занятые на других, менее подневольных работах. Когда работа предъявляет к учителям повышенные требования (по аудиторной нагрузке, ответственности и ролевым конфликтам), но при этом они чувствуют, что не могут влиять на содержание и условия своей работы, уровень стресса у них повышается.

В этом случае преподавательская деятельность начинает напоминать конвейер, от которого ждут высокого качества, а темп работы задает машина, а не работник.

Большие семейные обязанности в сочетании со стрессогенной работой особенно плохо сказываются на сердечно сосудистом здоровье женщины. Вообще-то у работающих женщин риск ИБС не выше, чем у домохозяек. Однако у работающих матерей ИБС возникает чаще. Отметим, что с ростом количества детей вероятность заболевания ИБС у работающей женщины увеличивается, а у домохозяйки – нет.

10 стр., 4504 слов

2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире

... с общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека в разных группах. Духовнаяличность определяется убежденностью в приоритетах тех общественных и ... появляется на свет как существо биологическое, с первой сигнальной системой, и если он будет лишен общения с людьми, человеком в полном понимании этого слова он не станет.на ...

Еще одной из социальных групп, постоянно подвергающейся стрессу и имеющей особенно частую встречаемость гипертонии, являются люди с низким уровнем доходов – и, к сожалению, это опять имеет отношение к нашим учителям! Их ресурсов часто не хватает для повседневных расходов, у них, как правило, нередки трудности с поиском более денежной работы. Со всеми этими условиями связывают также и повышенное кровяное давление – гипертензию.

2) Относительно новая область исследований – психо нейро иммунология, изучающая влияние стресса и других психологических переменных на иммунную систему, на так называемую иммуннокомпетентность человека. С помощью специальных клеток – лимфоцитов – иммунная система защищает человека от болезнетворных микроорганизмов. Она влияет на восприимчивость к инфекционным заболеваниям, аллергиям, онкологическим заболеваниям и аутоиммунным расстройствам (заболеваниям, подобным ревматоидному артриту, при котором иммунные клетки атакуют нормальные ткани организма).

Исследования подтвердили справедливость распространенного мнения, что при стрессе вероятность получить простуду повышается: например, было установлено, что во время экзаменов у студентов в крови понижается количество антител, охраняющих их от респираторных инфекций, обнаруживаются признаки ухудшения иммунной активности.

В ряде исследований также было обнаружено, что у индивидов обоих полов, которые недавно расстались или развелись, иммунитет был ниже, чем у контрольных испытуемых, еще состоявших в нормальных отношениях. Между этими двум группами не было других существенных различий в поведении, влияющем на здоровье (курение, питание и проч.).

Таким образом, благодаря современным исследованиям становится все более ясно, что между нервной и иммунной системами существуют многочисленные связи. Исследователи, например, обнаружили, что у лимфоцитов есть рецепторы, чувствительные к ряду медиаторов. Таким образом эти клетки иммунной системы могут получать информацию от нервной системы, способную изменить их поведение. Одной из причин, определяющих важность связи между медиаторами и иммунной системой, является то, что отрицательные эмоциональные состояния (например, тревожность или депрессия), влияют на количество медиаторов. Поэтому стрессовые ситуации влияют на работу иммунной системы только тогда, когда они вызывают отрицательные эмоциональные состояния.

  • Итак, формулируем третий тезис:

–  хронический стресс, провоцирующий продолжительное перевозбуждение симпатической или адрено кортикальной системы может вызвать язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, колиты; повреждение артерий, гипертонию, ишемическую болезнь сердца с соответствующими осложнениями. Кроме того, стресс непосредственно влияет на способность иммунной системы бороться с инфекционными заболеваниями, на восприимчивость к аллергиям, онкологическим заболеваниям и аутоиммунным расстройствам.

3) Большое внимание у исследователей вызывает особый тип поведения в стрессовой ситуации – агрессивный, названный «паттерном типа A».

17 стр., 8424 слов

Профессиональный стресс и психосоматические заболевания людей

... возникать от бездействия: когда у человека образуется пауза между делами, он часто не знает, чем ее осмысленно заполнить. Тот тип стресса, который мы будем рассматривать ... которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов. Чаще всего, стресс определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. ...

Многие годы врачи замечали, что жертвы сердечных приступов – нередко враждебные, агрессивные, нетерпеливые люди, слишком ушедшие в рутину своей работы, слишком настроенные на конкуренцию, только хороший результат или успех вообще. Они ощущают нехватку времени, им трудно расслабиться, они становятся нетерпеливыми и злятся, встречаясь с задержками во времени или с людьми, которых считают некомпетентными.

На вид такие люди кажутся самоуверенными, но на самом деле их постоянно терзает чувство неуверенности в себе; они заставляют себя делать все больше за все меньшее время.

Вот виды поведения людей типа «A»:

  • делают два дела сразу или думают сразу о двух вещах;
  • планируют все больше дел на все меньшее время;
  • не замечают красоты окружающего мира и не интересуются им;
  • торопят других, когда те говорят;
  • необоснованно раздражаются, когда приходится ждать у телефона или когда думают, что транспорт едет слишком медленно;
  • уверены, что если что-то надо сделать хорошо, то лучше это сделать самому;
  • жестикулируют при разговоре;
  • часто трясут ногой или постукивают пальцами;
  • речь строят запальчиво и часто непристойно выражаются;
  • имеют «пунктик» – всегда успевать вовремя;
  • им трудно сидеть и ничего не делать;
  • всегда играют ради выигрыша, даже когда играют с детьми;
  • измеряют свой и чужой успех в количественных показателях. Это – оценки учащихся по пятибалльной шкале у учителей, количество отличников. У врачей – количество осмотренных пациентов; у служащих . занимаемой должностью, у ученых – званием, количеством полученных поощрений, наград и т.п.);
  • при разговоре такие люди прищелкивают языком, кивают головой, стучат по столу или втягивают воздух;
  • не могут смотреть, как другие делают дело, которое, как они считают, сами могут сделать лучше или быстрее;
  • часто моргают или непроизвольно подергивают бровями.

К паттерну типа «B» были отнесены люди, которые могут время от времени расслабляться без чувства вины и работать без ажиотажа; у них нет чувства нехватки времени и сопровождающего его нетерпения, они не злятся по пустякам.

Исследователи, разделив испытуемых на типы «A» и «B», наблюдали их в течение восьми с половиной лет. За этот период и у мужчин, и у женщин с поведением типа «A» было вдвое больше сердечных приступов или других видов психосоматических заболеваний, чем у людей с поведением типа «B». Кроме того, при аутопсии и рентгеновском обследовании внутренних стенок коронарных сосудов обнаружилась корреляция между поведением типа «A» и тяжестью артериальной блокады. Эти результаты не менялись даже после принятия в расчет диеты, возраста, курения и других переменных.

В дальнейшем было выявлено, что ключевой переменной поведения типа «A», негативно влияющей на здоровье, является враждебность. Более того, по показателям враждебности, выявленным еще при обучении в институте, можно прогнозировать заболеваемость ишемической болезнью сердца, а также смертность от всех причин – и это независимо от влияния курения, возраста и повышенного давления. Кроме того, есть данные, что когда человек подавляет гнев, держит его в себе, это может иметь еще более разрушительные последствия для сердца, чем открыто выраженная злость. Возможно, у враждебных и невраждебных людей нервная система фундаментально различается. У возбужденных и расстроенных невраждебных индивидов парасимпатическая нервная система срабатывает подобно гасящему выключателю и успокаивает их. Напротив, у враждебных индивидов симпатическая нервная система сверхчувствительна к стрессовым ситуациям, а парасимпатическая, возможно, слаба. Поэтому, когда они в гневе, у них постоянно выделяется адреналин, они все время неприятно раздражены, вследствие чего иначе взаимодействуют с окружением.

  • Тезис четвертый:

– враждебное поведение человека в стрессовой ситуации, равно как и его индивидуальная склонность подавлять гнев, держать его в себе, резко увеличивают вероятность заболевания ишемической болезнью сердца, а также риск смертности от всех причин.

4) Рассмотрим теперь косвенное влияние стресса на заболеваемость путем вовлечения человека в нездоровое поведение.

Переживая стресс, люди часто недостаточно заботятся о себе. Учителя, вовлеченные в учебный процесс, не отвлекаются от дум о нем даже в выходные. Студенты во время сдачи экзаменов не спят ночами, часто по несколько ночей подряд. Они могут питаться нерегулярно, перехватывая на ходу то, что попадется под руку. Многие одинокие люди предпочитают не готовить сами и питаются плохо, если едят вообще; начинают пить или курить. При стрессе люди прекращают обычные физические упражнения и ведут сидячий образ жизни. Все эти примеры нездорового образа жизни влияют на способность организма бороться с заболеваниями и на его работу в целом.

  • Тезис пятый:

– Стресс косвенно может влиять на здоровье, сокращая долю положительных факторов в образе жизни и увеличивая долю отрицательных.

5) Еще одно направление исследований сосредоточилось на людях с наибольшей сопротивляемостью стрессу, у которых не возникает физических или эмоциональных нарушений даже перед лицом серьезных стрессовых событий. Личностные характеристики этих устойчивых к стрессу людей взаимосвязаны с факторами, которые влияют на воспринимаемую серьезность стрессоров. Например, ощущение контроля над событиями своей жизни отражает чувство компетентности и влияет также на оценку стрессовости событий. Принятие вызова со стороны новой задачи также связано с когнитивной оценкой, убеждением в том, что изменения – нормальная часть жизни, и они должны рассматриваться как возможность для роста, а не как угроза безопасности. Таким образом, струссоустойчивость значительно улучшает предвидение потенциально стрессогенных ситуаций и особая, не инфантильная психологическая установка.

В соответствии с последней Я– не жертва неожиданно свалившихся на голову неприятностей, а зрелая личность, самостоятельно выбравшая на некоторое время тяжесть преодоления трудностей (взамен негативных переживаний по их поводу) ради достижения желаемой цели.

  • Тезис шестой:

– к личностным характеристикам стрессоустойчивых людей относятся: приверженность личным целям, контроль над ситуацией и способность противостоять вызову.

6) До сих пор мы были сосредоточены на отрицательных аспектах физиологического возбуждения, вызванного стрессорами. Исследования показывают, однако, что периодическое воздействие стрессоров может оказаться выгодным в плане приобретения физиологической сопротивляемости по отношению к ним. По сути, периодический стресс (воздействие его время от времени, с периодами восстановления) ведет к последующей стрессовой терпимости . так называемой стрессотолерантности.

Полезные физиологические реакции включают работу симпатической нервной системы. Это происходит, когда человек предпринимает активные действия, чтобы справиться со стрессовой ситуацией. Возрастание уровня эпинефрина и норэпинефрина положительно коррелирует с успешностью выполнения различных задач (от написания контрольных учащимися до совершения тренировочных прыжков с парашютом).

С высоким уровнем этих гормонов в крови и моче физиологи связывают лучшую профессиональную производительность.

Физиологические реакции, являющиеся скорее вредными, включают работу адренокортикальной системы. Это происходит, когда человек переживает эмоциональное расстройство, но не пытается активно справиться со стрессовой ситуацией.

Кроме того, психологические факторы, снижающие стресс, могут ослабить описанные выше вредные иммунные изменения. Так, в одном из исследований пожилых людей их обучали пользоваться методикой релаксации для снижения стресса. У этих испытуемых по ряду показателей иммунной деятельности выявилось улучшение, тогда как у контрольной группы пожилых взрослых, которых релаксации не обучали, за тот же период улучшения иммунной компетентности не наблюдалось.

Важным также является то, насколько человек может контролировать стресс.

В ряде исследований было показано, что неконтролируемые стрессоры гораздо сильнее влияют на иммунную систему, чем контролируемые. Такие стрессоры, в частности, угнетают размножение Т-клеток в ситуации вторжения инородных клеток. Т-клетки – это лимфоциты, которые выделяют химические вещества, убивающие вредные клетки, такие, например, как раковые. Оказалось, что у индивидов, которые могли контролировать (прогнозировать) стрессовое событие, Т-клетки размножались так же легко, как и у индивидов, вообще не подвергавшихся стрессу.

С другой стороны, у индивидов, подвергавшихся неконтролируемым стрессорам, Т-клетки размножались довольно слабо. Таким образом, стресс подавляет иммунную реакцию только у тех индивидов, которые не могут его контролировать.

Ощущение возможности контроля также опосредует влияние стресса на иммунную систему человека.

В одном из исследований влияния расторжения брака или развода на иммунную деятельность выяснилось, что партнер, инициировавший расторжение (тот, кто больше контролирует ситуацию), был в меньшем расстройстве. У него (у нее) было лучше здоровье и лучше работала иммунная система.

Сходным образом, в исследовании женщин, болевших раком груди, обнаружилось, что у тех из них, которые были настроены пессимистично, то есть чувствовали, что не могут контролировать ситуацию, за пятилетний период с большей вероятностью развивались новые опухоли.

Описанный выше поведенческий паттерн типа «A», к счастью, поддается изменению посредством хорошо разработанных программ психотерапии. У людей, способных смягчить и устранить свое поведение по типу «A», риск ишемической болезни сердца снижается.

  • Тезис седьмой:

– вредные для здоровья физиологические реакции на стресс возникают, когда человек переживает расстройство, но не пытается активно справиться со стрессовой ситуацией или изменить субъективное к ней отношение.

Освоение техник совладания со стрессом, равно как и ощущение контроля над ситуацией, повышают иммунную компетентность человека, снижают риск заболеваний сердечно сосудистой системы и положительно коррелируют с успешностью выполнения различных задач.

Напрашивается вопрос: почему же, на фоне удручающих показателей по демографии и здоровью нации, в нашей массовой школе не ставится цель научить всех участников образовательного процесса навыкам эффективного совладания со стрессом и противостояния его негативным последствиям?!

В этой связи хотелось бы внести свой вклад в решение данной проблемы и познакомить широкий круг читателей, включенных в отечественную образовательную систему, с одним из элементов разрабатываемой нами коррекционно-развивающей системы «»Анти-стресс» в образовании», а именно с Универсальным комплексом «Анти-стресс» для дошкольников, учащихся, педагогов и родителей.

Термин «универсальный» требует пояснения.

Во-первых, адресат этого комплекс практически не имеет возрастных, гендерных, национальных и иных ограничений: владея лишь довербальным – викарным – видом научения (в частности, подражанием примеру другого), любой человек может освоить базовые упражнения комплекса и существенно повысить собственную стрессотолерантность.

Об этом, в частности, свидетельствует опыт образовательных учреждений Северной Америки, Западной и Восточной Европы, где упражнения давно включены в ткань учебного процесса, а также наш собственный двенадцатилетний опыт апробации этого комплекса в детских садах (в качестве развивающего), начальной школе (в качестве развивающего и коррекционного), в средней и высшей школе (в качестве коррекционного), а также в практике постдипломного образования. (В рамках нашей программы повышения квалификации «Психотехника учителя и воспитателя»).

Во-вторых, этот комплекс универсален в том смысле, что может исполнять обе функции – быть средством и антистресс-скорой помощи, и антистресс-профилактики.

В первом случае значимо повышается эффективность деятельности в уже сложившейся стрессовой ситуации, предотвратить которую человек был не властен.

Во втором случае возможно заранее (еще до начала восприятия сложной темы, контрольной работы, экзамена, предполагаемого непростого объяснения с руководством и т.п.) настроить организм на совладание с негативными следствиями стресса и использование его энергию для достижения запланированной цели.

В-третьих, все упражнения этого комплекса полностью соответствуют медицинской заповеди «Не навреди!», которую, к слову сказать, давно пора почитать основой профессиональной деятельности психолога и педагога.

Истории появления базовых упражнений и их обоснования, приводимые в описании комплекса, свидетельствуют об их безвредности и с позиции здравого смысла, и с позиции культурно-исторической, и с позиции современной науки.

Наконец, этот комплекс, базовые упражнения которого вместе с организационным моментом отнимают всего от трех минут, можно практиковать и в индивидуальной, и в групповой форме.

В детском саду – до учебных занятий. В начальной и средней школе – до и во время уроков, (особенно перед объяснением нового или особо сложного материала), вместо относительно бесполезных «физкультминуток». В средней и высшей школе – до и во время промежуточных, итоговых и квалификационных испытаний.

При создании комплекса, как и всей системы «Анти-стресс в образовании», не ставилась цель поразить кого-нибудь уникальностью и неповторимостью их составных частей. Всего лишь была предпринята попытка объединить и структурировать то, что:

  • ранее уже делали талантливые люди;

  • было научно обосновано и доказало на практике свою безвредность;

  • несложно для освоения и чему не трудно научить;

  • необходимо и чего вполне достаточно как для эффективного преодоления негативных следствий, так и для предупреждения развития так называемого информационного, или психологического стресса.

Часть 2 — http://health-music-psy.Ru/index.Php…Sorokov_stressБазовые упражнения и процедуры

Процедуры и упражнения этого комплекса делятся на базовые и дополнительные.

К базовым относятся четыре: «Вода», «Кнопки мозга», «Перекрестный шаг», «Крюки»; они выполняются именно в такой последовательности. Требуя небольших затрат времени на выполнение от 3 минут, они способствуют совладанию с 4 основными негативными последствиями стресса. Что касается воды, то свободный доступ всех учащихся до и во время занятий к качественной воде должен быть обеспечен постоянно.

Дополнительные процедуры и упражнения призваны усилить действие базовых (например, в ситуации коррекционной работы) или отчасти заменить их, когда, например, ситуация не позволяет человеку свободно передвигаться (см. таблицу).

Негативные следствия влияния стрессора на организм

Базовые упражнения и процедуры

Дополнительные упражнения и процедуры

1

Дегидратация (обезвоживание)

«Вода»

Нет альтернативы

2

Деохсигенация (кислородное голодание)

«Кнопки мозга»

«Энергетическая зевота»

3

Нарушение гармоничного взаимодействия полушарий неокортекса

«Перекрестный шаг»

«Мысль о перекрестии»,«Ленивые восьмерки»,

«Слон»,

«Двойные рисунки»,

«Алфавит восьмерками»

4

Провокация инфантильного состояния сознания

«Крюки»

«Думающий колпак»,«Позитивные точки»

Базовые упражнения и процедуры

Вода

Минерализованная вода — отличный проводник электричества. Известно, что около 70% тела человека состоит из воды. Скорость и качество электрохимических реакций, составляющих основу деятельности мозга и нервной системы в целом, зависят также от концентрации содержащихся в водном растворе клеток катионов натрия, калия и других ионов. Подобно тому, как дождь падает на землю, вода лучше всего «впитывается» телом, если попадает в него регулярно и небольшими порциями.

Учебные инструкции

  • Воздействия стрессоров разного рода на организм снижают количество воды в организме и ведут, прежде всего, к обезвоживанию клеток нервной и лимфатической систем.

  • Вода необходима для правильного функционирования лимфатической системы, от которой зависит клеточное «питание» и выведение шлаков из организма.

  • Вода в жидкостях, которые поступают в организм во время еды (с супом, соками, молочными продуктами, компотами и др.), не может удовлетворить потребности нервной и лимфатической систем, т.к. направляется на переваривание пищи. Таким образом, питьевую и минеральную воду следует принимать дополнительно, за 20 минут до еды и через час после еды.

  • Продукты, которые содержат естественную воду (фрукты, овощи) также помогают обеспечить организм водой. Их очищающее действие помогает абсорбции воды через стенки кишечника.

  • Термически обработанная пища так же, как кофе (против существующего убеждения о его «стимулирующем воздействии на мышление»), черный чай, лимонад и другие сладкие напитки, ведут к ускоренному обезвоживанию к организма из-за наличия в своем химическом составе соответствующих его стимуляторов.

  • Работа с электронной техникой (компьютерная система, телевизор) также усиливают дегидратацию организма.

  • Традиционный путь обеспечения тела водой — это прием от 25 мл питьевой или минеральной воды на килограмм веса тела каждый день вне зависимости от приема пищи, особенно при хроническом стрессе.

  • Человеку трудно «прописать дозу» воды, но при наличии соответствующей информации он сам может определить необходимое ему количество.

Вода активизирует мозг для:

  • электрохимически надежного функционирования всей нервной системы;

  • надежного накопления, «оживления» и воспроизведения информации.

Учебные навыки и потребление воды

  • все учебные навыки улучшаются с приемом воды;

  • воду необходимо принимать перед контрольной работой или во время возможных стрессов.

Связь потребления воды с поведением и самочувствием. Это:

  • улучшает концентрацию внимания, снижает умственное утомление;

  • повышает активность и двигательные способности;

  • улучшает умственную и физическую координацию, снимая многие трудности, которые относятся к нейрофизиологическому функционированию;

  • снижает негативные следствия стресса, улучшая качество коммуникации и других социальных навыков.

История процедуры

Потеть во время физических и психологических нагрузок — всем известная особенность человека. Поднести плачущему стакан воды для утешения — старый, как мир, прием.

Будучи марафонцем, доктор Деннисон довольно много узнал о пользе воды для оптимального функционирования тела и мозга. В своих обучающих центрах он обратил внимание на то, что учащиеся часто испытывали жажду и пили большое количество воды, после приема которой становились более живыми, освеженными. Это наблюдение привело Пола Деннисона к постулированию ценных свойств воды для всех участников образовательного процесса.

Потребности человека в воде в соответствии с его весом

(средний ориентир для педагога или родителя — Ред.):

возраст ребенка

вес тела

потребность в воде

5 лет

20 кг

500 мл/день

10 лет

35-40 кг

875-1000 мл/день

15 лет

45-60 кг

1225-1500 мл/день

Кнопки мозга

Одна рука глубоко массирует кругообразными движениями по- и против часовой стрелки так называемые «Кнопки мозга» (расположенные в области мягких тканей под ключицами — «подключичных впадинах», слева и справа от грудины), а другая прикасается к пупку. Затем руки меняются местами.

Учебные инструкции

  • Стимулируйте «Кнопки Мозга» на протяжении 20-30 секунд или до тех пор, пока не исчезнет избыточное психологическое напряжение.
  • Кнопки Мозга вначале могут быть болезненными, через несколько дней или неделю это ощущение исчезает. Порой одно лишь прикосновение к этим точкам стимулирует их.
  • При выполнении этого упражнения следует менять руки, чтобы активизировать оба полушария.
  • Массируйте точки по левую и правую сторону от грудины, а к пупку лишь прикасайтесь.

Варианты упражнения:

  • Включите в процесс выполнения упражнения прослеживание глазами по горизонтали (например, проследите за горизонтальной линией пола или потолка).

Это упражнение активизирует мозг для:

  • того, чтобы передавать информацию от правого полушария к левой половине тела и обратно;
  • получения большего объема кислорода за счет ускорения тока крови;
  • стимуляции каротидных артерий, чтобы увеличить поток крови к мозгу.

Упражнение улучшает следующие учебные навыки:

  • помогает бинокулярному зрению (созданию среднего визуального поля) при чтении;
  • помогает осваивать навык пересечения средней линии для координации тела (улучшает эффективность упражнения «Перекрестный шаг»);
  • осуществляет коррекцию неправильного чередования букв и чисел;
  • корректирует привычку путать согласные буквы;
  • умение сохранять правильное положение тела во время чтения.

Упражнение улучшает следующие навыки и показатели:

  • письмо, работу с техникой, просмотр телевизора.
  • баланс левой и правой сторон тела;
  • уровень энергии в организме;
  • одновременной работы глаз (снижение визуального стресса);
  • расслабление плеч и мышц шеи.

История движения

«Кнопки Мозга» расположены вблизи артерий, снабжающих кровью головной мозг. Стимуляция этих зон способствует насыщению крови кислородом, которая затем поступает в мозг. Мозг, хотя и составляет 1/50 часть веса тела, использует 1/5 часть всего кислорода, поступающего в тело. Когда человек кладет руку на пупок, он переформировывает связи, влияющие на центр гравитации тела, балансирует сигналы идущие в полукружные каналы уха (центры равновесия в среднем ухе) и исходящие от них.

Дислексия и подобные ей учебные трудности, связанные с неправильным направлением информации, как известно из прикладной кинесиологии, могут иметь причиной зрительного невовлечения. «Кнопки Мозга» формируют кинестетическую базу для зрительных навыков и для развития способности ребенка пересекать центральную среднюю линию тела, что является чрезвычайно важным для его общего психофизического развития.

Перекрестный шаг

В этом лево-правостороннем перекрестном упражнении, похожем на шаг на месте, учащийся делает встречное или, наоборот, расходящееся движение одной рукой и противоположной ей ногой, а затем — другой ру-кой и противоположной ей ногой.

«Перекрестный шаг» возбуждает оба полушария головного мозга одновременно, поэтому это — идеальное «разогревающее» упражнение для последующего развития всех навы-ков, требующих пересечения срединной латеральной линии тела.

Учебные инструкции

  • Попейте воды и сделайте упражнение «Кнопки Мозга», чтобы подготовить тело и мозг для выполнения «Перекрестного шага».

  • Для активизации кинестетических ощущений поочередно дотрагивайтесь ладонями до противоположных колен, движущихся навстречу рукам.

Варианты упражнения:

  • Сидя на полу или стуле, делайте попеременные перекрестные движения руками и ногами.

  • Прикасайтесь руками к противоположным ногам в разных направлениях.

  • Прикасайтесь руками к ступням «противоположных» ног за спиной.

  • Делайте перекрестный шаг медленно — противоположные руку и ногу ведите навстречу друг другу до полного соединения.

  • Делайте перекрестный шаг прыжками (или слегка подпрыгивая).

    Такой перекрестный шаг особенно способствует центрированию тела, а также снижает зрительный стресс.

  • Для улучшения навыков равновесия делайте перекрестные шаги с закрытыми глазами или представляя, что вы плаваете.

  • Для детей, которым нужна подсказка для выполнения перекрестных шагов, используйте цветные наклейки, приклеив их на противоположные руки и ноги.

  • Делайте перекрестный шаг под разную музыку и разные ритмы.

Выполнение этих упражнение активизирует мозг для:

  • улучшения пересечения визуально-аудиально-кинестетической и тактильной средней линии тела;

  • улучшения движения глаз слева направо;

  • улучшения бинокулярного зрения.

Упражнение улучшает следующие учебные навыки

  • правописание и письмо;

  • слушание и восприятие;

  • чтение и понимание;

  • творческие виды деятельности.

Упражнение улучшает следующие навыки и показатели:

  • координацию движений левой и правой сторон тела;

  • укрепляет дыхание и повышает жизненные силы;

  • развивает координацию и осознание пространства;

  • улучшает слух и зрение.

История движения

В процессе роста тела человека это движение естественно связывает работу его противоположных сторон во время ползания, ходьбы, бега. В течение последнего столетия ползание использовалось человеком как нейрологическая схема для максимального повышения возможностей учения.

Эксперты пришли к выводу о том, что перекрестные движения противоположных сторон тела человека способствуют развитию речевого и языкового центров мозга.

Доктор Пол Деннисон обнаружил, что перекрестный шаг является эффективным движением, стимулирующим как «воспринимающее», так и «самовыражающее» полушария и дает возможность интегрировать учение.

Упражнение «КРЮКИ»

В упражнении «Крюки» как бы замыкается цепь энергетических процессов в теле и, таким образом, активизируется и концентрируется внимание, преодолевается дезорганизация и инфантильное состояние сознания — состояние «жертвы». Мозг и тело избавляются от избыточного напряжения, как только энергия начинает циркулировать через зоны, блокированные под влиянием чрезмерно сокращенных мышц.

В этом упражнении поза тела — «скрученные» руки и перекрещенные ноги, напоминающие «8-ку», способствует свободному течению энергии по телу (часть 1).

Прикосновение кончиков пальцев друг к другу балансирует и объединяет работу обеих полушарий, что создает прекрасные условия для осуществления планирования, целеполагания, процесса выбора и т.п. (часть 2).

Учебные инструкции

Часть 1

Часть 1.

Сядьте удобно, отбросив вес тела на спинку стула и положив левую лодыжку поверх правой. Кисти рук разверните ладонями в стороны (тыльной стороной друг к другу; «заведите» их в центре друг за друга, чтобы соприкоснулись ладони, переплетите пальцы в замок и удобно выверните его снизу вверх на уровне груди. Посидите в этой позе в течение минуты, расслабившись и устанавливая определенный ритм дыхания.

Дышите глубоко: вдох на 2 счета, выдох — на 4, пауза — на 2 счета. Можно закрыть глаза. Дополнительно: язык прижимают к твердому небу при вдохе и расслабляют его при выдохе; глаза закатываются вверх.

Часть 2.

Разомкните ноги, расплетите руки. Прикоснитесь кончиками пальцев обеих рук друг к другу, «бросив» их вниз между ног. Продолжайте дышать глубоко на протяжении еще одной минуты, но измените ритм дыхания: вдох — на 4 счета, задержка — на 2 счета, выдох — на 2 счета. В это время оптимально думать о планах, ставить цель или совершгать выбор.

Варианты упражнения:

  • «Крюки» можно делать стоя.
  • «Крюки Кука» —

Часть 1: Сядьте, положив левую лодыжку на правое колено, правой рукой обхватите левую лодыжку, а левой — середину левой стопы. Дышите глубоко. Посидите в этой позе в течение минуты, затем перейдите ко второй части упражнения, описанной выше.

  • В первой части упражнения можно обратиться к любому варианту, описанному выше, и выполнить его, положив правую лодыжку поверх левой или на левое колено.

Упражнение активизирует мозг для:

  • эмоциональной центрации;
  • повышения внимания (идет стимуляция ретикулярной формации);
  • свободного перераспределения энергии.

Упражнение улучшает следующие учебные и поведенческие навыки:

  • говорение и произнесение речи,
  • четкое слышание речи;
  • выполнять контрольные работы;
  • уметь отвечать на вызовы судьбы;
  • работу с клавиатурой.
  • самоконтроль и ощущение границ тела;
  • баланс и координацию движений;
  • ощущение комфорта в окружающей среде ( за счёт снижения сверхчувствительности);
  • углубляет дыхание.

История движения

«Крюки» способствуют переносу электрической энергии из центров заднего отдела мозга, отвечающих за выживание, в причинно-обусловливающие центры среднего мозга и неокортекса. Это усиливает межполушарную интеграцию, улучшает координацию тонкой моторики и формальное причинно-следственное мышление.

Такой путь интеграции обычно устанавливается в младенчестве в процессе ползания и перекрестного движения. Прикосновение языка к твердому небу рта стимулирует лимбическую систему для обеспечения связи эмоциональных процессов с более точными, причинно-обусловливающими процессами, протекающими в лобных долях мозга.

Избыточная энергия, вследствие воздействия стрессора поступающая в перцептивный участок мозга, (правое полушарие и задние отделы), может привести к депрессии, боли, утомлению или гиперактивности. Она перераспределяется в первой части упражнения в позе «восьмёрки» в область левого полушария.

Доктор Деннисон обнаружил, что эта поза также может быть использована для ослабления эмоционального стресса и преодоления учебных трудностей.

Часть 3 —

Дополнительные  антистрессовые упражненияЭнергетическая зевота

Зевота — это природный рефлекс, который активизирует циркуляцию крови в мозге и стимулирует работу всего тела. В идеале все люди должны зевать свободно, но, из-за существующих предубеждений стараемся избегать этого, что создает устойчивое напряжение в мышцах и связках челюстей. В нашем комплексе зевота — хо­рошая манера.

Если плотно держать и слегка массировать напряженные места на скулах во время зевания, это поможет сбалансировать движение костей черепа и расслабит напряжение в мышцах головы и челюстей. Всё это  даст возможность сладко зевнуть.

Методические рекомендации к выполнению упражнения

  • Представьте, что вы готовы зевнуть, закройте глаза и помассируйте зоны соединения нижних и верхних челюстей. Мышцы, расположенные вокруг верхних коренных зубов, участвуют в открывании рта, а те, которые располагаются выше нижних коренных зубов, отвечают за его закры­вание.

  • Издайте глубокий, расслабляющий звук зевоты и массируйте эти мышцы.

  • Повторите упражнение 3 — 6 раз.

Варианты упражнения

  • Найдите места связок между челюстями, открывая и закрывая рот и прикасайтесь к ним кончиками пальцев. Рот открыт, но не напряжен; представьте, что вы зеваете, и в это время массируйте перед­ние связки мышц.

  • Легко прикоснитесь к обеим связкам челюстей, обхватив нижнюю челюсть ладонями. Слегка откройте рот для расслабления, прогладьте руками вниз вдоль челюсти и почувствуйте, как напря­жение в их мышцах «тает» под вашими пальцами.

  • Для того, чтобы активизировать работу языка, «рас­ширьте» и прижмите его к верхнему небу во время выпол­нения «Энергетической зевоты».

Упражнение активизирует мозг для улучшения:

  • сенсорного восприятия и моторной функции глаз и мышц, отвечающих за звучание и жевание;

  • процессов окисления в организме, надежно­го и спокойного функционирования тела;

  • зрительного внимания и восприятия; спокой­ной работы мышц лица;

  • вербальной и экспрессивной коммуникации;

  • развития способности выбирать нужную информацию.

Упражнение улучшает следующие навыки:

  • чтение вслух;

  • творческое письмо;

  • публичную речь.

  • свободное видение и мышление во время умственной работы;

  • повышает голосовой резонанс и даёт более звонкое пение.

  • помогает расслабить мышцы глаза через стимуляцию слёзных желез;

  • стимулирует экспрессию и творчество;

  • улучшает равновесие тела.

История движения

Более 50% нейрологических связей между телом и мозгом проходит через сухожилия челюстей. Связь между проприоцепторами в челюстях, бедрах и стопах — это ключ к балансу всего тела и установле­нию равновесия тела.

Следует помнить, что мышцы челюстей — часто самые напряженные в теле человека.

В 1981 году доктор Деннисон узнал от доктора ДжанетаГудрича, автора книги «Естественное улучшение здоровья», о том, что зевание полезно и улучшает зрение. Когда Деннисон улучшил свое собственное зрение, он обратился к массажу мышц челюстей для закрепления своих результатов, а затем стал учить этому и своих учеников.

Представление о перекрестии «X»

Перекрестье («X») символизирует позитивную схему организации работы мозга, связан­ную с пересечением его средней латеральной линии.После периодов одностороннего и перекрестного развития в младенческом возрасте мозг становится способным на уровне работы левого полушария контролировать правую сторону тела, а правого — левую сторону тела. Весь мозг, посредством перекрестных движений, учится работать как единое целое.

Движения тела   и его частей по перекрестию обеспечивают  слаженную ра­боту обоих полушарий мозга, что полезно как для развития восприятия, так и для выражения  эмоций  и идей по­средством речи.

Перекрестье «X» по своему физиологическому действию похоже на упражнение «Ленивые восьмерки». Оно активи­зирует левое и правое полушария мозга для одновременного совершения движения и расслаб­ления тела, а также организует работу обоих глаз для бинокулярного видения.

Методические рекомендации

  • Символ перекрестия («X») вызывает оптимальную ответную реакцию в ситуациях, когда требуется работа целостного мозга.

  • Рисунки «X» могут быть наклеены на значках, чтобы учащиеся могли видеть их в любой нужный момент. Чем чаще учащиеся выполняют «Перекрестный шаг» и другие упраж­нения Гимнастики Мозга, тем более эффективным и активным напоминанием об «интеграции мысли и действия» станет символ «X».

Варианты выполнения упражнения

  • Представьте на своем теле знак «X», идущий от плеч к противоположным бедрам. Это особенно полезно при односторонних дви­жениях — при езде на велосипеде, поднятии и переносе тяжести с опорой на одну сторону тела.

  • Нарисуйте центр перекрестия более ясным, а его лучи менее отчетливыми. Для того, чтобы активизировать центрированное зрение, вос­приятие глубины и перспективы, нарисуйте большой «X», лежащий на плоскости. Пусть центр «X» станет фокусом вашего зрения.

Упражнение активизирует мозг для:

  • развития бинокулярного зрения;

  • развития бинаурального слуха;

  • совершенствования координации тела как единого целого;

  • развития центрированного видения.

Улучшаются  следующие  навыки:

  • письмо;

  • организованность в работе по математике и письму.

  • повышается концентрация внимания;

  • координация движений в повседневной жизни и спорте;

  • развивается умение планировать и выделять главное в работе.

История движения

Доктор Деннисон использовал символ «X» в своих обучающих центрах для объяснения отличий между билатеральными – перекрестными — и односторонними движениями тела. Через некоторое время он обнаружил, что само представление о «X» было полезной подсказкой для того, чтобы учащиеся использовали оба зрительных поля, координировали движения левой и правой сторон тела, а также интегрировали эти умения.

Это оказалось особенно важным для детей, у которых в соответствующем сензитивном возрасте описываемые навыки не были сформиро­ваны в полной мере.

Упражнение «Ленивые восьмерки»

Рисование «Ленивых восьмерок», или знака бесконечности, способствует развитию навыка пересечения среднего зрительного поля без перерывов, что необходимо при чтении. Упражнение активизирует оба глаза (правый и левый) и интегрирует в единое целое оба зрительных поля (левое и правое).

Восьмерка рисуется лежащей на боках: точка в ее центре соединяет прорисовываемые непрерывной линией окружности и разделяет зрительное поле на левое и правое.

Методические рекомендации

  • Встаньте напротив центра «Ленивой восьмерки» и рисуйте ее на уровне глаз.

  • Примите удобную позу при рисовании: ноги — на ширине плеч для равновесия тела.

  • Начните рисовать левой рукой, чтобы сразу же активизировать правое полушарие.

  • Начните рисовать в определенном направлении: правой рукой —  влево от центра — вверх против часовой стрелки, по окружности и верни­тесь в центр. Далее рисуйте от центра вправо — вверх по часовой стрелке, в сторону по окруж­ности, и вернитесь в исходную точку. Левой рукой – наоборот.

  • Следите глазами за «Ленивой восьмеркой»; голова слегка следует за ее траекторией.

  • Сделайте по три «Ленивых восьмерки» каждой рукой отдельно, а затем двумя руками вместе.

  • Для рисования «Ленивых восьмерок» на доске можно использовать мелки разного цвета.

Варианты выполнения упражнения

  • Активизируйте слух и сопровождайте рисование левой и правой рукой словами: «Вверх, влево по кругу. Пересечение средней линии. Вверх по кругу, вниз и снова в центр».

  • Упражнение можно делать с закрытыми глазами — для усиления ощущений от «Ленивой восьмерки».

  • «Нарисуйте» «Ленивую восьмерку» в воздухе, на плакате или — для усиления тактильных ощущений — пальцами на песке, бумаге, доске.

  • Во время выполнения упражнения можно подолгу произносить звук «м-м-м» для большего расслабления тела.

  • Рисуйте «Ленивые восьмерки», увеличивая их размер: большие — на вертикальной поверхности, а малые — на горизонтальной поверхности, столе.

  • «Энергетические восьмерки»: руки идут от центра одновременно в стороны; каждая «рисует» свою окружность. Далее они пересекают центр «Ленивой восьмерки» и рисуют другую ее окружность в противоположном зрительном поле. Движение рук медленное, внимание направляется одновременно на оба зрительных поля, правое и левое, и контролирует движения рук.

Упражнение активизирует мозг для:

  • пересечения средней визуальной линии и повышения межполушарной интеграции;

  • улучшения бинокулярного и периферического зрения;

  • повышения координации движений мышц глаз (особенно при прослеживании).

Упражнение улучшает следующие

  • механизмы чтения (движения глаз слева направо);

  • распознание символов письменного языка;

  • понимающее чтение (работа долговременной ассоциа­тивной памяти).

  • расслабляет глаза, шею и плечи при сосредоточении;

  • улучшает восприятие глубины;

  • улучшает центрацию, баланс и координацию движений.

История движения

Зрительное и кинестетическое следование за знаком бесконечности или «Ленивой восьмеркой» малых размеров используется в образовательной терапии для развития осознания кинестетических и тактиль­ных ощущений учащихся, испытывающих серьезные проблемы с учебой.

Такого рода учащиеся обыч­но проявляют нейрологическую незрелость при пересечении среднего визуального поля. Это упражне­ние помогает избавиться от «перевернутого» и «зеркального письма» и чтения.

Доктор Деннисон адаптиро­вал «Ленивые восьмерки» в 1974 году: он давал учащимся рисовать их на доске, чтобы включить в работу крупные мышцы тела и развить навыки слежения глаз за движениями рук. У этих учащихся быстрее развивались навыки различения символов и лево-правосторонней ориентации.

Упражнение «СЛОН»

Грация и баланс, характерные для слонов, вдохновили авторов на создание этого упражнения. Мужская особь индийского слона может весить более 4 тонн, при этом каждый кв. см его огромной стопы несет нагрузку только в 9,5 кг от общего веса (для сравнения: женщина весом 54 кг в туфлях на высоких каблуках испытывает 2 кг давления на каждый кв. см стопы).

Уши восточного слона по площади равняются одной трети всей поверхности его тела. Его слуховые способности развиты столь же сильно, насколько хорошо развит интеллект.

Движения «Слона» активизируют работу среднего уха и тем самым развивают чувство баланса и равнове­сия, а также интегрируют мозг для восприятия двумя ушами.

Упражнение расслабляет мышцы шеи, которые напрягаются в ответ на звуки или при движении губ во время чтения про себя.

В упражнении «Слон» корпус, голова и рука, вытянутая вперед и закрывающая ухо, а также кисть работают как единое целое. В этой позе человек следует за траекторией движения воображаемой «Ленивой восьмерки»; глаза смотрят в направлении вытяну­той кисти. Все тело движется как единое целое, без отдельных движений руки.

Методические рекомендации

  • Вначале покажите ученику, где можно рисовать «Ленивую 8-ку». Определите ее центр и стороны в пространстве (например, на классной доске).
  • Встаньте напротив центра «Ленивой 8-ки»; колени чуть согнуты, ноги расслаблены.
  • Сделайте предварительные и завершающие проверки, выявляющие то, насколько легко поворачивается голова до и после выполнения упражнения.
  • Оба глаза открыты; спроецируйте «Ленивую восьмерку» на какую-либо вертикальную поверхность вдали. Центр «Ленивой восьмерки» расположите по середине этой поверхности. Все тело должно двигаться как единое целое.
  • Голова «приклеена» к плечу (бумага, вложенная между головой и плечом, сможет помочь в формировании этого навыка).

    Рука рисует «Ленивую восьмерку», глаза следуют за ее движением и проецируют «Ленивую восьмерку» на расстояние. (Смотрите вдаль – дальше пальцев рук, рука как бы «раздваивается» или оказывается вне фокуса, если оба глаза открыты).

Варианты выполнения упражнения

  • Упражнение «Слон» можно делать сидя.

  • При рисовании руку можно направлять в разные визуаль­ные поля, что помогает ослабить напряжение в различ­ных частях тела.

Упражнение активизирует мозг для:

  • пересечения средней аудиальной линии (включая разви­тие навыков внимания, узнавания, восприятия, различения и памяти);

  • стимулирования внутренней речи и способности к твор­ческому мышлению;

  • слушания собственного голоса в процессе рассказа;

  • развития кратковременной и долговременной памяти;

  • интегрирования видения, слушания и движений;

  • восприятия глубины изображения и способности глаз работать согласованно.

Упражнение улучшает следующие навыки:

  • рефлексивное (понимающее) слушание;

  • речь;

  • письмо (декодирование — способность слышать отдельные слоги и слова; кодирование — соединение слогов в слова или слов в фразы);

  • запоминание последовательности раздельных величин, например, в математике.

  • повышает способность поворачивать голову налево и направо, улучшает бинокулярное зрение;

  • расслабляет во время умственного сосредоточения;

  • координирует верхнюю и нижнюю части тела;

  • активизирует среднее ухо для развития чувства баланса, что хорошо помогает при укачивании или «морской болезни».

История движения

Пол Деннисон создал упражнение «Слон» в 1981 году. Его идея модифицировать «Ленивую восьмерку» для того, чтобы стимулировать слух и навыки внутренней речи, основывалась на знании о развитии процессов мышления и их связи с непроизвольными движениями шеи, являющихся рефлекторной ответной реакцией.

Двойные рисунки

«Двойные рисунки» — это билатеральное рисование в среднем поле (листа бумаги), предназначенное для осознания направления движения и ориентации тела в пространстве. Если у учащегося развито чувство различения левой и правой сторон в процессе рисования или письма, то он ощущает центр своего тела и соотносит движения (вперед, назад, вверх и вниз) по отношению к нему. Это чувство развивается у ребенка главным образом тогда, когда он неумело водит рукой и создает различные формы по памяти.

«Двойные рисунки» ощущаются лучше при работе крупных мышц рук и плеч.

Встаньте за учащимся, возьмите обе его руки в свои и нарисуйте ими что-нибудь несколькими простыми движениями. Научите его выполнять упражнение, соотнося движения с центральной линией тела. Сопровождайте движения словами: «В сторону, вверх, к себе, вниз». Пусть учащийся сидит, расслабившись, когда обе его руки движутся свободно зеркально симметрично по отношению друг к другу.

Методические рекомендации

  • Вначале свободными движениями обеих рук оформите в пространстве перед собой окружности (как при написании пальцами).

  • Начните с больших движений, в частности, рисуя на доске; шея и плечи расслаблены.

  • Обращайте внимание на процесс своей работы, а не результат. Избегайте при этом оценочного отношения: позитивного или негативного.

  • Поощряйте движения головы и глаз (в расслабленном состоянии, без напряжения).

  • Для демонстрации имейте при себе «Двойные рисунки» других учащихся.

  • Поощряйте новые варианты выполнения упражнения и экспериментирования с ним.

  • «Двойные рисунки» различных форм, таких, как завитки, треугольники, звезды, сердечки, деревья или лица, получаются забавными, если их рисовать спонтанно.

Варианты выполнения упражнения

  • Перейдите от рисования двумя руками на доске к рисо­ванию на маленьком листочке бумаги, прикрепленном к доске или полу.

  • Предлагайте различные средства для рисования «Двой­ных рисунков» (мел, краски, маркеры, фломастеры).

  • Делайте «Двойные рисунки» в воздухе при работе с группой.

  • Выполняйте упражнение двумя пальцами; поочередно прикасаясь остальными пальцами руки к большому.

  • Изобразите «Двойные рисунки» в воздухе плечами, локтями, кистями рук или ногами (для расслабления, снятия напряжения).

  • Выполняйте «Двойные рисунки» всеми конечностями: рисуйте руками и ногами одновременно.

Упражнение активизирует мозг для:

  • координации «руки — глаза» в разных зрительных полях;

  • пересечения средней кинестетической линии;

  • осознания пространства и зрительного различения;

Упражнение улучшает следующие учебные и поведенческие навыки:

  • способность следовать глазами за движением рук в разных направлениях;

  • декодирование и кодирование зрительных символов;

  • письмо, правописание, математика.

  • помогает осознанию работы левой и правой сторон тела;

  • улучшает периферическое зрение;

  • помогает осознанию тела, координации и специализации связи «руки — глаза»;

  • развивает умения и навыки спортивных движений.

История движения

Доктор Геттман, оптометрист, специалист в области развития зрения, описал билатеральное рисование в своей первой книге «Как помочь становлению интеллекта вашего ребенка».

Доктор Деннисон адаптировал это упражнение для клиентов своего обучающего Центра в стремлении мотивировать их на творчество, игру и изобретения. «Двойные рисунки» способствуют развитию навыков совместной работы глаз, координации «руки — глаза», работе рук, конвергенции глаз и активизируют движения в средней зоне тела. Когда зрительная функция улучшается, параллельно растут и учебные достижения.

Алфавит восьмерками

«Алфавит восьмерками» это — модификация «Ленивых восьмерок». Упражнение можно использовать для напи­сания букв, в частности английского алфавита от «а» до «z». (В настоящее время оно модифицировано и для написания букв русского алфавита — Ред.).Упражнение интегрирует движения, необходимые для написания букв алфавита, и позволяет пишущему бесконфликтно пересекать среднее визуальное поле. Каждая буква располагается в той или иной окружности «Ленивой 8-ки». Центральная разде­лительная линия либо заканчивает букву, либо начинает ее. У большинства учащихся, уже освоивших печатание букв с помощью этого упражнения, улучшается и письмо.

Методические рекомендации

Вначале выполняется «Ленивая 8-ка» и только потом — «Алфавит 8-ками».

  • «Алфавит 8-ками» вначале рисуется на большой поверхности: доске или в воздухе соединенны­ми вместе руками. Это активизирует большие мышцы рук, плеч и грудной клетки.
  • Обратите внимание на то, что буквы в левом визуальном поле пишутся, начиная от центра в сторону окружности «Ленивой 8-ки», и движутся «вверх, вокруг и вниз». Буквы в правом поле начинаются от центра и движутся «вниз или вверх и вокруг».
  • Показывайте детям структурную схожесть между буквами (н-р, «г» и «т», а также «п»).

Варианты выполнения задания

  • Для обучения упражнению встаньте напротив ученика, попросите его соединить руки и возь­мите их в свои, чуть согните колени и двигайтесь в ритме написания и движения каждой буквы (вы, педагог, будете писать зеркально).
  • Активизируйте аудиально-визуально кинестетическую и тактильную интеграцию, сопровождая написание каждой буквы словами «вверх, вокруг и вниз» или «вниз, вверх и вокруг».
  • Пишите буквы на песке или другой поверхности, что­бы пальцами ощущать направление движения букв.
  • Сделайте упражнение с закрытыми глазами, произнося долго звук «м-м-м» (подобный мычанию).
  • «Алфавит 8-ками» можно выполнять в меньших разме­рах (как прописные буквы), когда уже есть определенная прак­тика и опыт по интеграции движений крупных мышц.
  • Напишите буквы любого слова по правилам выполне­ния упражнения «Алфавит 8-ками».

Упражнение активизирует мозг для:

  • пересечения кинестетико-тактильной средней зоны моз­га при работе обоих полушарий в процессе письма;
  • повышения осознания периферического восприятия;
  • улучшения координации «руки — глаза»;
  • повышения способности узнавания и различения сим­волов.

Улучшаются следующие учебные навыки:

  • мелкая моторика;    
  • способность письма;
  • написание курсивом; 
  • правописание;
  • творческое письмо.

Связь поведения и позы тела

  • расслабляет мышцы глаз, шеи, плеч, грудной клетки во время письма;
  • повышает сосредоточенность во время письма;
  • улучшает навыки координации «руки — глаза».

История упражнения

Знак «8-ки» многие годы использовался в специальном обучении и на тренингах по развитию восприятия в целях помощи учащимся, имеющим сложные формы дислексии и дисграфии.

Доктор Деннисон стал использовать «8-ки для письма» в 1974 году в рамках своей программы в учебных цен­трах в Калифорнии. Он использовал «8-ки» больших размеров для развития координации «руки — глаза» и других зрительных навыков.

Переобучение учащихся с помощью упражнения «Алфавит 8-ками» яв­ляется уникальной модификацией Полом Деннисоном упражнения «8-ки для письма».

Думающий колпак

Это упражнение помогает учащимся сосредоточить внимание на собственном слухе и процессе слушания. Оно также снимает напряжение в мышцах головы. В этом упражнении большим и указательным пальцами мягко оттягивают назад и прижимают, массируя, раковины ушей. Массаж начинают сверху и идут вниз вдоль «свернутых» частей ушной раковины вплоть до мочек ушей.

Учебные инструкции

  • Держите голову прямо, чтобы подбородку было удобно.

  • Упражнение повторяют трижды или более.

Варианты выполнения упражнения

  • Делайте упражнение «Думающий колпак» вместе с «Энергетической зевотой».

  • Зевайте со звуком (или пропевайте гласные).

  • Делайте это упражнение при чтении написанного от руки текста.

Упражнение активизирует мозг для:

  • пересечения средней аудиальной линии (имеющей отношение к слуховому вниманию, распозна­ванию, различению, восприятию, памяти);

  • слушания собственного голоса во время говорения;

  • успешной работы кратковременной памяти;

  • совершенствования внутренней речи и навыков мышления;

  • повышения умственных и физических способностей;

  • согласованного слушания обоими ушами;

  • включения ретикулярной формации (защиты от отвле­кающих звуков).

Улучшаются следующие учебные навыки:

  • понимающее слушание;

  • публичная речь, пение, игра на музыкальных инстру­ментах;

  • внутренняя речь и вербальное общение;

  • письмо (декодирование и кодирование).

Улучшается связь со следующими  навыками

  • вычисления в уме;

  • сосредоточение во время работы с компьютером и дру­гой электронной техникой.

Связь поведения и позы тела

  • улучшает дыхание и повышает энергию;

  • улучшает резонирование голоса;

  • расслабляет мышцы челюстей, языка и лица;

  • улучшает навыки поворота головы налево и направо;

  • усиливает фокус внимания;

  • улучшает равновесие, особенно, в движущемся транс­порте;

  • улучшает слуховое восприятие;

  • расширяет периферическое зрение.

История движения

Это упражнение для развития слуха, используемое в курсах Оздоравливающего Прикосновения, прикладной кинесиологии, в системе акупрессуры, стимулирует более чем 400 акупунктурных точек в ушах. Эти точки имеют отношение к функционированию всех функций мозга и тела.

Доктор Деннисон обнаружил, что это упражнение эффективно для интеграции речи и языка. «Думающий колпак» стиму­лирует ретикулярную формацию мозга для того, чтобы воспрепятствовать восприятию отвлекающих, несоответствующих звуков и настроить на языковые и другие смысловые звуки.

Упражнение «Думающий колпак» позволяет моментально уловить значение слов. Ритм, звук и образ воспринимаются и пости­гаются одновременно.

Отметим, что для некоторых людей чрезмерное воздействие электронных звуков (наушники, радио, телевидение, компьютер, видеоигры) блокируют нормальное функционирование слуха.

Позитивные точки

Обучающийся легко прикасается кончиками пальцев обеих рук к точкам, расположенным непосредственно над глазами на лбу ровно посередине между линией роста волос и бровей.

Учебные инструкции

  • Подумайте о том, что бы вы хотели запомнить (например, написание слова) или сосредоточьте мысли на стрессовой ситуации (например, на выполнение письменной контрольной работы).
  • Закройте глаза и представьте себе какой-нибудь образ, либо ощутите, связанное с ним напряже­ние, а затем расслабление.

Варианты выполнения упражнения

  • Упражнение «Позитивные точки» можно делать в парах: другой человек касается точек партнера.
  • К «Позитивным точкам» можно обратиться во время творческой визуализации (можно представить приятную ситуацию) или в процессе творческого мышления (например, при проработке новых вариантов событий или рассказа).
  • Позитивные точки можно очень легко массировать, чтобы ослабить эмоциональный стресс.

Упражнение активизирует мозг для:

  • усиления лобных долей мозга с тем, чтобы сбалансировать стресс, возникающий из-за специфи­ческих воспоминаний о ситуациях, людях, местах и навыках;
  • ослабления рефлекторной реакции непроизвольного действия, оторванного от мышления, возникающего в ответ на стресс.

учебные навыки

  • ослабление процессов торможения в памяти («я знаю ответ», «он у меня на кончике языка»);
  • позитивное действие на процессы овладения письмом, математикой, социальными дисциплинами и на долговремен­ную память.

Связь с навыками

  • спортивные выступления;
  • публичная речь;
  • выступление на сцене; чтение вслух.

Связь поведения и позы тела

  • улучшает организационные способности;

  • улучшает навыки учения;

  • помогает выполнению контрольной работы.

История движения

Деннисоны заимствовали технику работы с точками ослабления эмоционального стресса из курса Общей Кинесиологии — «Оздоравливающего Прикосновения» и назвали эти точки «Позитивными». Это — нейро-васкулярные точки, ответственные за баланс меридиана желудка.

Люди очень часто испытывают стресс в области живота и это ведет к болям в желудке и неврозу желудка. Схема таких реакций устанавливается обычно в раннем детстве, как раз в то время, когда усложняется развитие коры головного мозга.

Упражнение «Позитивные точки» способствует увеличению потока крови из гипоталамуса к передним долям мозга, ответственным за рациональное мышление. Это предохраняет от ответной реакции «борьбы или избегания» и способствует формированию новой продуктивной реакции на ситуацию.

Литература

Аткинсон Р.О стрессе.  Р. Аткинсон // Введение в психологию: учебник для университетов. – М.: Тривола, 1999.Деннисон П.Гимнастика мозга. /  Пол Деннисон, Гейл Деннисон;  под ред. Д.Г. Сорокова и С.К. Масгутовой. – М.: «Восхождение», 1998.Китаев-Смык, Л.А.Психология стресса. – М.: Наука, 1983.Селье Г.Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979.