Особенности деятельности практического психолога по оказанию помощи личности, оказавшейся в экстремальной ситуации

Программа

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
(название государственного экзамена в соответствии с учебным планом)

По направлению подготовки (специальности)

30 301.65 — ПСИХОЛОГИЯ
(код и наименование)

2013 год

Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности)

30 301.65 ПСИХОЛОГИЯ
(код и наименование)

Программа обсуждена на заседании кафедры

ПСИХОЛОГИИ
(полное наименование кафедры)
протокол № от " " июня 2012 г.
Составители: Апуневич О.А., Маралова Т.П.
(фамилия, имя, отчество)
кандидат психологических наук, доцент
ученая степень, ученое звание, должность
Заведующий кафедрой (кандидат психологических наук, доцент) В.В.Хромов
(подпись) (расшифровка подписи)

Программа рассмотрена на заседании Ученого совета

Института педагогики и психологии
(полное наименование института (факультета))
Протокол № от " " июня 2012 г.
Директор ИПиП В.Г.Маралов
(подпись) (расшифровка подписи)

Пояснительная записка

Основные задачи государственного экзамена

Основными задачами государственного экзамена по специализации, как итоговой аттестации по одному из трех компо­нентов профессионального образования психолога, являются:

• систематизация студентами в период подготовки к экзамену полученных за годы учебы знаний, навыков и умений по теоретическим и прикладным дисциплинам психологического цикла;

• осмысление студентами существующей (к моменту сдачи экзамена) прак­тики профессионального образования психолога с точки зрения полученных теоретических знаний, корректировка собственных психологических взглядов и отношений;

• выявление экзаменационной комиссией уровня развития профессионального мышления выпускника, знания им проблем и вопросов теории и практики современной психологии.

Содержание государственного экзамена

Содержание государственного экзамена определяется требованиями ГОС ВПО к профессиональной подготовке специалиста, учебным планом, специализации «Психологическое консультирование», программами дисциплин специализации, содержанием педагогических практик.

Структура экзаменационного билета

В экзаменационные билеты включен наиболее значимый учебный материал, который охватывает все основ­ные разделы профессиональной подготовки практического психолога, а также вопросы, освещающие специфику организации и основные направления работы психологической службы. Экзаменационный билет состоит из трех вопросов. Первые два носят теоретический характер, третий вопрос представляет собой конкретную ситуацию практического характера.

Требования к ответу на вопросы экзаменационного билета

• ответ должен быть научным, то есть опираться на соответствующие законы и теории, он должен быть логически стройным, в ответе должны присутствовать доказательства, опирающиеся на аргументы, аналитические данные и факты,

• ответ должен строиться с использованием знаний других дисциплин, то есть быть интегрированным,

• ответ следует строить в единстве теории и практики с подтверждением теоретических положений, экспериментальными и эмпирическими фактами, конкретными ситуациями психологического взаимодействия людей при решении различных задач деятельности.

Критерии оценки ответа

Отлично

Уровень знаний: Студент последовательно и исчерпывающе отвечает на все вопросы. Ответы носят интегральный характер, теоретический материал иллюстрируется практическими примерами. Владеет полным объемом программного материала, знает дополнительный материал.

Уровень умений: Все практические задания выполняет правильно, уверенно. Обосновывает ход и результаты решения.

Хорошо

Уровень знаний: Студент отвечает на все вопросы билета, допускает несущественные неточности, отвечает на дополнительные вопросы. Владеет полным объемом программного материала.

Уровень умений: Практическое задание выполняет правильно, допускает незначительные ошибки.

Удовлетворительно

Уровень знаний: Студент знает основную часть программного материала, без усвоения которой невозможно выполнение профессиональной деятельности. Путается в литературе по проблеме. На заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно.

Уровень умений: Практическое задание выполняется с ошибками, но принципиальный ход решения правильный.

Неудовлетворительно

Уровень знаний: Студент не знает основных понятий и закономерностей, требуемых программой государственного экзамена, не может привести примеров и иллюстраций к излагаемому материалу.

Уровень умений: Практическое задание не решено.

программа*

Дисциплина «Основы психологического консультирования».

Психологическое консультирование в структуре оказания психологической помощи: цели, задачи, принципы организации, виды.

Понятие психологического консультирования, его отличие от психопрофилактики, психокоррекции, психотерапии. Основные цели и задачи психологического консультирования. Возможности применения психологического консультирования вместе с другими методами практического психотерапевтического воздействия на клиента. Ведущие принципы психологического консультирования. Виды психологического консультирования, их классификация. Требования к профессиональным качествам психолога-консультанта. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Понятие Супер — визорства. Пространственная и временная организация консультативного интервью. Возможные позиции консультанта по отношению к клиенту. Вербальный и невербальный контакт консультанта с клиентом. Понятие темы интервью и контекста. Виды консультативных вопросов. Основные условия, обеспечивающие результативность психологического консультирования. Понятие о результативности психологического консультирования. Возможные итоги психологического консультирования. Вероятные причины отрицательных результатов психологического консультирования. Объективные и субъективные, внутренние и внешние показатели результативности работы консультанта. Критерии оценки результатов психологического консультирования. Процедуры практического оценивания результатов консультирования.

Консультативное интервью как основной метод психологического консультирования. Особенности подготовки и проведения психологического консультирования: стадии и основные техники.

Различные подходы к выделению стадий психологического консультирования. Особенности стадии начала консультативной работы, ее специфика и алгоритм работы. Ограничения данной стадии. Стадия расспроса клиента. Виды консультативных воздействий и приемов на стадии расспроса клиента. Стадия выдвижения и проверки консультативных гипотез. Анализ конкретной ситуации клиента — как основной вид работы на третьей стадии консультативного интервью. Принципы отбора ситуаций для обсуждения. Специфика оказания психокоррекционного воздействия на четвертой стадии консультативного интервью. Типы консультативных директив. Завершение консультативного интервью. Ритуал «прощания с клиентом».

Особенности консультирования клиентов различных типов. Особенности консультирования немотивированных клиентов. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования. Особенности консультирования плачущего клиента. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов. Консультирование тревожных клиентов. Консультирование при реакциях страха и фобиях. Особенности консультирования при переживании вины. Консультирование истерических, шизоидных, обессивных личностей. Консультирование при параноидальных расстройствах. Консультирование асоциальных личностей. Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами. Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями. Особенности консультирования при переживании утраты. Особенности беседы с умирающим человеком.

Дисциплина «Методы активного социально — психологического обучения»

АСПО в структуре оказания психологической помощи: цели, задачи, принципы организации. Социально-психологический тренинг как основная форма АСПО. Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция», групповой тренинг". Общее понятие о психологическом тренинге как методе практической психологии. Специфические черты и основные парадигмы тренинга. Классификация и основные виды тренинговых групп. Отличие тренинга от терапии, коррекции и обучения. Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников в тренинге.

Структурные характеристики психологического тренинга. Общие и частные цели тренинга. Требования к формулировке задач тренинга. Принципы функционирования группы тренинга: организационные принципы; принципы создания среды тренинга; принципы поведения участников; этические принципы. Ведущий тренинговой группы: его основные роли, функции, стили руководства группой. Особенности подготовки ведущих тренинговых групп.

Характеристика групповых методов и средств организации АСПО. Методы вербального взаимодействия: групповая дискуссия, мозговой штурм, анализ ситуаций, метод фиксированных ролей, ролевые игры, психодраматические приемы; дебрифинг; информирование, инструктирование, медитативные техники. Методы невербального взаимодействия: психогимнастические упражнения, приемы музыкотерапии, проективное рисование. Методы сопровождения группового взаимодействия: диагностические процедуры, домашняя работа, чтение литературы. Планирование и использование диагностических процедур на различных этапах тренинга. Требования и особенности подбора методов и упражнений тренинга. Инструкции в упражнениях, завершение процедур, организация обсуждения.

Стадии и процессы групповой динамики в АСПО: характеристика различных подходов; проблема эффективности групповой работы.

Различные подходы в выделении стадий развития группы в тренинге. Стадии развития групп со спонтанной и с управляемой динамикой. Основные этапы развития группового процесса: стадия знакомства и ориентации; стадия агрессии, «притирки» и конфликта; стадия устойчивой работоспособности; стадия завершения, распада группы. Основные процессы групповой динамики в тренинговой группе. Влияние на ход группового процесса участников различного типа. Проблемные участники группы. Понятие эффективности в групповой работе, ее параметры и критерии при АСПО. Роль ведущего на достижение хорошего результата тренинга. Оценка результатов тренинга.

Дисциплина «Психотерапия»

Общая характеристика психотерапевтического процесса. Понятие о психотерапии. Этапы становления психотерапии. Медицинская и психологическая модели психотерапии. Формы и виды психотерапии. Проблема методов в психотерапии.

Характеристика психодинамических и гуманистических направлений психотерапии. Психодинамическая психотерапия: З. Фрейд, А. Адлер, К.Юнг. Транзактный анализ Э.Берна. Гуманистическая психотерапия: К. Роджерс, В. Франкл и др.

Характеристика когнитивно-поведенческих и нетрадиционных направлений психотерапии. Когнитивно-поведенческая психотерапия: Б. Скиннер, А. Бандура, А. Бек, А. Эллис, НЛП. Гештальттерапия Ф. Перлза. Нетрадиционная психотерапия: В. Райх, А. Лоуэн, С. Гроф, К. Уилбер и др.

Характеристика отдельных видов психотерапии. Суггестивная психотерапия (традиционный и эриксоновский гипноз, методы релаксации и аутогенной тренировки).

Игровая терапия. Музыко- и танцевальная терапия. Арттерапия. Сказкотерапия.

Общая характеристика групповой психотерапии. Т-группы. Группы встреч. Гештальтгруппы. Психодрама. Социально-психологический тренинг.

Общая характеристика детской и подростковой психотерапии, её формы и виды. Общие правила детской и подростковой психотерапии.

Специфика работы с отдельными проблемами детей и подростков.

Дисциплина «Психокоррекция»

Общая характеристика психокоррекционного процесса. Понятие о психологической коррекции. Виды психологической коррекции (симптоматическая и каузальная коррекция, индивидуальная и групповая коррекция, программированная и импровизационная коррекция и др.).

Принципы психологической коррекции (принцип единства диагностики и коррекции, принцип нормативности развития, деятельностный принцип коррекции, принцип системности развития психической деятельности и др.).

Этапы психологической коррекции. Проблема эффективности психологической коррекции.

Особенности составления психокоррекционных программ. Основные принципы составления психокоррекционных программ (принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, принцип приоритетности коррекции каузального типа, принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента, принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе и др.).

Виды коррекционных программ (свободные и стандартизированные, целостные и парциальные программы и др.).

Структура психокоррекционной программы (диагностический, установочный и коррекционные блоки, блок оценки эффективности коррекционных воздействий).

Основные требования к составлению психокоррекционной программы.

Технологии проведения психокоррекционных занятий. Психокоррекционное занятие как основной элемент психокоррекционного процесса. Структура психокоррекционного занятия. Использование методов релаксации в процессе проведения психокоррекционных занятий. Использование психотренинга в процессе проведения психокоррекционных занятий. Использование игры в процессе проведения психокоррекционных занятий. Психогимнастика, психорисунок и их возможности в проведении коррекционной работы.

Психологическая коррекция свойств личности. Общая характеристика нарушений в личностной сфере. Основные принципы коррекции свойств личности. Формы организации психологической коррекции свойств личности. Неорганизованность и пути ее преодоления, агрессивное поведение и пути его преодоления, неуверенность и тревожность и пути их преодоления. Нарушения характера и пути их коррекции. Анализ программ коррекции личностной сферы детей и школьников (программа И.А. Фурманова, программа Бардиер Г, Ромазан И, Череднековой Т. и др.).

Коррекция эмоциональной сферы личности.Общая характеристика нарушений эмоциональной сферы (неразвитость навыков эмоциональной идентификации, эмоциональной дифференциации, эмоционального обособления, эмоционального самоконтроля) и пути их преодоления. Коррекция детских страхов. Анализ программ коррекции эмоциональной сферы детей и школьников (программа А.И. Захарова, программа И.П. Воропаевой и др.).

Коррекция отдельных познавательных процессов личности. Общая характеристика нарушений познавательных процессов. Коррекция нарушений памяти, коррекция нарушений мышления, коррекция нарушений внимания. Анализ программ коррекции умственного развития детей и школьников (Программа Акимовой М.К. и Козловой В.Г., программа Л.А. Венгера и др.).

Дисциплина «Профориентология и профконсультирование».

«Профориентология» как сфера практической психологии. Теории профессионального развития и выбора профессиональных предпочтений. Профессиональная ориентация — как система мероприятий. Актуальность проблемы профориентации. Проблемы, возникающие при взаимодействии с миром профессий и в процессе выполнения профессиональной деятельности. Компоненты профориентационной системы. Структура профориентации. Теории профессионального развития и выбора профессиональных предпочтений. Психодинамическое направление. Сценарная теория. Теория профессионального развития Д. Сьюпера Типологическая теория Дж. Холланда. Теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга

Профессиональное просвещение и профессиональная консультирование как основные компоненты профориентации. Характеристика основных направлений и видов профконсультирования. Личность и современный рынок труда. Профессиональная консультация как составная часть профориентационной системы. Индивидуальные и групповые профконсультации. Классификация профконсультаций по целевому признаку. Справочно-информационная, диагностическая, медико-психологическая, корректирующая, развивающая, формирующая профконсультация. Методы профориентации. Этапы профконсультирования.

Основные направления профконсультирования. Справочно-информационное направление. Организационно-управленческое направление. Адаптационное профконсультирование Стимулирующее профконсультирование Коррекционное профконсультирование Реабилитационное консультирование Манипулятивное профконсультирование. Типы профконсультации. Диагностический тип и его основные недостатки. Воспитательная концепция профконсультации. Развивающая (активизирующая) консультация. Психотехнологии профконсультирования. Активизирующие профконсультационные методики Н.С. Пряжникова Профориентационные игры. Игровые профориентационные упражнения.

Дисциплина «Психология управления».

«Психология управления» как сфера практической психологии.Общая характеристика системы управления: объект, субъект, средства управления. Специфика психологического подхода к процессу управления. Основная проблематика психологии управления.

Личность руководителя как субъекта управления. Лидерство и руководство как феномены управления группойОсновные подходы к определению профессионально-важных качеств руководителя. Модели личности успешного руководителя. Теории стилей руководства. Содержательные теории (К.Левин, Блейк и Моутон), ситуативные теории (Фидлер, Врум-Йеттон).

Дисциплина «Консультирование в образовательной сфере»

Специфика консультативной деятельности практического психолога сферы образования.Основные задачи, принципы и содержание консультативной работы практического психолога образования. Функции психолога учреждения образования и основная документация. Место консультирования среди других видов работ педагога-психолога. Модели психологической службы в образовательном учреждении. Организация консультативной деятельности психолога в образовательном учреждении (режим работы (расписание), запись на прием; помещение для консультаций; распределение времени на консультирование; распределение функций между психологом и другими сотрудниками учреждения (в рамках консультативной работы).

Критерии оценки эффективности консультирования.

Консультирование родителей, педагогов и учащихся по проблемам обучения, воспитания и развития.Основные запросы на консультативную работу, связанные с проблемами обучения, воспитания и развития детей разных возрастов. Стратегии реагирования психолога на запросы, связанные с проблемами обучения, воспитания и развития. Возможности и ограничения психологической диагностики в консультировании по проблемам обучения, воспитания и развития. Организация, проведение консультирования, оценка результативности и специфика рекомендаций разным группам клиентов. Взаимодействие психолога с различными специалистами на всех этапах консультирования. Возможности группового консультирования и просвещения родителей, особенности взаимодействия психолога с семьей при решении проблем ребенка.

Консультирование педагогов по проблемам профессиональной деятельности. Консультирование администрации.Основные запросы на консультативную работу, поступающие от педагогов. Проблемы, возникающие при консультировании педагогов. Консультирование педагогов и администрации по вопросам организации образовательного процесса в школе, организации инновационной деятельности в школе, проведения аттестации педагогов, по проблемам взаимодействия с родителями учащихся. Консультирование администрации по кадровым вопросам. Вопросы урегулирования конфликтов в коллективе, между педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения.

Дисциплина «Консультативная деятельность психолога в правоохранительной сфере»

Специфика юридической психологии и консультирования в правоохранительной сфере. Сфера юстиции — источник высоких напряжений в психике в связи с появлением экстремальных событий в жизни. Психологические факторы, обуславливающие напряженность: высокая ответственность за нарушение установленных государством норм, значимость точных показаний для решения судьбы человека, значимость признания вины для решения собственной судьбы. Уголовный процесс как источник конфликтов. Психологические аспекты судебного разбирательства, свидетельских показаний, обвинения, адвокатской деятельности. Работа консультанта-психолога в психолого-судебной экспертизе.

Специфика психологического консультирования в сфере криминальной психологии.Психологический механизм правонарушения. Криминагенные формы поведения, структура преступного деяния. Явление сужения сознания; борьба мотивов как источник возникновения аффекта. Особенности психики людей с делинквентным поведением. Особенности консультирования правонарушителя. Консультирование потерпевших. Особенности консультирования несовершеннолетних.

Особенности консультирования в пенитенциарной психологии.Проблема адаптации к тенденциям и обычаям преступного мира. Консультирование в условиях колонии. Психологическое консультирование осужденных. Выявление особенностей психологических контактов в преступном мире. Диагностика готовности субъекта к принятию социальных обязанностей. Проблема адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.

Дисциплина «Психологическое консультирование в спорте».

«Психология спорта» как сфера практической психологии. Характеристика актуальных проблем психологии спорта на современном этапе. Психология спорта — прикладная отрасль психологической науки. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивной тренировки. Разработка психологических основ для подготовки спортсменов к соревнованиям. Разработка психологических условий гуманизации спортивной деятельности. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе. Разработка проблемы спортивного отбора. Общее понятие о спортивной деятельности. Стремление к совершенствованию в избранном виде спорта, направленность на достижение наивысших результатов. Волевые усилия и их значение в спортивной деятельности. Эмоциональные особенности спортивной деятельности. Специализированные восприятия в спорте, их общие признаки. Предсоревновательные психические состояния.

Особенности психологического консультирования в спорте: цели, задачи, технологии. Отличия соревнований от тренировочных занятий. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованию, ее цель и задачи. Общая цель психологической подготовки. Система психологической подготовки к соревнованию. Общая и специальная психологическая подготовка. Психическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе.

Психотехнологии консультирования в спорте. Организация консультационной беседы. Психологическое консультирование спортсменов по вопросам, связанным со спортивной карьерой. Переживание психологической усталости. Консультирование спортсменов по проблемам межличностных отношений. Консультирование спортсменов по вопросам взаимоотношений в семье. Психологическое консультирование спортсменов по вопросам, связанным с тренировочной и соревновательной деятельностью. Переживания спортсменов, связанные с соревновательной деятельностью. Оказание психологической помощи спортсменам в случае получения травмы. Психологическая диагностика в консультировании спортсменов. Основы психорегуляции в спорте.

Дисциплина «Личность в экстремальной жизненной ситуации».

«Личность в экстремальной ситуации» как сфера практической психологии. Экстремальные жизненные ситуации: характеристика подходов, классификации, методы исследования.

Определение понятия ситуация. Основные подходы к анализу жизненных ситуаций. Событийно-биографическое направление, ориентированное на анализ событий недавнего прошлого. Соотношение личностных и ситуативных переменных. Критические ситуации: стресс, фрустрация, конфликт, кризис. Признаки критических ситуаций. Экстремальные жизненные ситуации. Классификация видов экстремальных жизненных ситуаций. Признаки экстремальной жизненной ситуации. Биографический метод. Выяснение опыта реального преодоления экстремальных жизненных ситуаций. Использование анкетирования и интервью для сбора биографических данных. Дневник значимых переживаний. Фиксация значимых переживаний. Общая характеристика поведения в экстремальных жизненных ситуациях. Психологическая защита как форма поведения в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптация как совокупность стратегий поведения. Формы поведения в экстремальной жизненной ситуации: суицид, апатия, аутизм.

Особенности деятельности практического психолога по оказанию помощи личности, оказавшейся в экстремальной ситуации.

Принципы оказания помощи в экстремальных ситуациях. Цели и задачи экстренной психологической помощи. Особенности работы психолога и оказания психологической помощи в ЭЖСС. «Информационная терапия»

Психологическое консультирование как форма преодоления экстремальных жизненных ситуаций. Саморегуляция психических состояний и поведения как эффективная форма преодоления экстремальных ситуаций. Значение психической саморегуляции для формирования готовности к преодолению экстремальных жизненных ситуаций. Факторы, влияющие на успешность процесса саморегуляции. Способы саморегуляции психических состояний и их классификации. Зависимость способов саморегуляции от индивидуальных особенностей человека. Формирование готовности к преодолению экстремальных жизненных ситуаций. Принципы «мудрого отношения к жизни».

Перечень литературы

по дисциплине «Основы психологического консультирования».

1. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. — СПб., 2003.

2. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Лубовский Д.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Практическая психология образования: учебное пособие для вузов/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 2009.- 588 с.

3.Дьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СПб., 2002.

4.Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования: пер. с англ. Е. Волкова, И. Волковой пер. с англ. Е. Волкова, И. Волковой.- СПб.: Питер, 2002.- 456 с.

5.Немов Р.С. Психологическое консультирование: учебник для вузов.- М.: ВЛАДОС, 2005.- 527 с.

по дисциплине «Методы активного социально — психологического обучения»

1. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. -С.Пб., 2000

2. Емельянов Ю. Н. Активное социально — психологическое обучение. -Л., 1999

3. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально — психологического тренинга: методические указания. ЛГТУ, 1999

4. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально — психологический тренинг. Учебное пособие. -Л., 1999

5. Петровская Л.А.Теоретические и методические проблемы социально — психологического тренинга. -М., 1999

по дисциплине «Психотерапия»

1. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А. Кочарян А.С. Основы психотерапии. — Киев — М., 2003.

2.Психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского. — СПб, 2003.

3. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия: Руководство для врачей — М.: Издательство ин-та Психотерапии, 2001.- 464 с.

4. Абабков В.А., Александров А.А., Ананьев В.А., Васильева А.В., Вид В.Д., и др. Психотерапевтическая энциклопедия/ под ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб.: Питер, 2006.- 944 c.

5. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии: Учебное пособие для вузов.- М.: Академия, 2002.- 200 с.

по дисциплине «Психокоррекция»

1. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов высших специальных учебных заведений.- М.: ТЦ «Сфера», 2004.- 509с.

2. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для вузов — М.: ИЦ «Академия», 2008.- 203 c.

3. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Лубовский Д.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Практическая психология образования: учебное пособие для вузов. Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 2009.- 588 с.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М. 1998

5. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: учебное пособие. Сост. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе.- СПб.: Питер, 2002.- 256 с.

по дисциплине «Профориентология и профконсультирование».

1. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов.- М.: ИЦ «Академия», 2008.- 495 с.

2.Митина Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. М., 2005.

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии: учебное пособие для вузов.- М.: Высшая школа, 2006.- 159 с.

4.Зеер Эвальд Фридрихович. Психология профессий. М., 2006.

5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М. Психология профессионального образования: практикум: учебное пособие для вузов.- М.: ИЦ «Академия», 2008.- 143 с.

по дисциплине «Психология управления».

1.Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие.- Минск: Харвест, 2007.- 639 с.

2. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- 604 с.

по дисциплине «Консультирование в образовательной сфере»

1. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.- 252с.

2. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Лубовский Д.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Практическая психология образования: учебное пособие для вузов. Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 2009.- 588 с.

3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: методическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.- 286 с.

4. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для вузов.- М.: ИЦ «Академия», 2008.- 203 c.

5.Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты).

— М.: Смысл, 1999.

по дисциплине «Консультативная деятельность психолога в правоохранительной сфере»

1. Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов.- М.: Изд-во «Юрайт», 2011, 525 с.

2. Сахнова Т.В. Судебная экспертиза. М.: Городец, 1999.

3. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А., Шостакович Б.В. Криминальная сексология. М.: Спарк, 1999.

4.Копотев С.Л. Практикум по судебной психологии. Ижевск: Детектив-информ, 1999.

5. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 1998.

по дисциплине «Психологическое консультирование в спорте».

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов.- М.: Академия, 2002.- 288 с.

2. Ильин Е.П. Психология спорта.- СПб.: Питер, 2009.- 351 с.

3. Психологические тесты: В 2 томах: Том 1 под ред. А.А. Карелина.- М.: Владос, 2007.- 312 с.

4. Психологические тесты: В 2 т.: Том 2 под ред. А.А. Карелина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 248 с.

5. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Серова Л.К. Психодиагностика в спорте. — М.: Просвещение, 2005

6. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спорте. М., МГУ, 1999

по дисциплине «Личность в экстремальной жизненной ситуации».

1. Гуревич П.С. Психология чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие для студентов вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007

2. Ольшанский Д.В.Психология терроризма. -М., 2002

3. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб, 2003

4. Бондарева С.К., Колесов Д. Выживание: факторы и механизмы.М., 2005

5. Риман Ф. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии: учебное пособие для вузов: пер. с нем. Э.Л. Гушанского учебное пособие для вузов.- М.: ИЦ «Академия», 2007.- 191 с.

* Программа представляется в виде разделов дисциплины (дисциплин) и их содержания.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector