Психологический мониторинг в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися с использованием дистанционных технологий

1

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского

Факультет психологии

Кафедра специальной психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Психологический мониторинг в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися с использованием дистанционных технологий

Выполнил: студентка 743 группы

Неволина М.В.

Проверил: доц. каф. СП

Калашникова С.А.

Чита 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Психологический мониторинг. Содержание психологического мониторинга

1.1 Понятие, задачи и этапы психологического мониторинга

1.2 Современные технологии мониторинга. Психологические аспекты дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Глава 2. Изучение самооценки детей с ОВЗ и их отношения к дистанционному обучению

2.1 Определение, виды самооценки

2.2 Определение, виды анкеты. Этапы в разработке анкеты. Конструирование анкеты для детей с ОВЗ, обучающихся с использованием дистанционных технологий

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде. По мнению профессора И.В. Соколовой, к лицам с ОВЗ в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лиц с физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различного рода физические ограничения [16].

23 стр., 11058 слов

Организационно-педагогические условия формирования эмпатии как профессионально значимого качества при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровь

... категорий детей с ограниченными возможностями здоровья Политкорректный термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» является довольно новым. Он возник в связи с широким обсуждением возможностей инклюзивного (включающего) образования. ... ., с. 15-22. .Ратнер, Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей [Текст] / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. ...

Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации и задачами национальной инициативы «Наша новая школа» предусмотрено расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования [22].

Появление систем дистанционного обучения вызвано необходимостью обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования. Дистанционное обучение предоставляет учащимся возможность освоения любых базовых и профильных программ независимо от места проживания и обучения, самостоятельно изучить курс, который не преподается в той школе, где учится ребенок, углубить свои знания по какому-то предмету или разделу программы, ликвидировать пробелы в своих знаниях из-за значительного пропуска занятий по болезни, а так же вести обучение детей, не имеющих возможность посещать обычную школу.

В процессе учебной деятельности немаловажную роль играет психологический мониторинг. Он позволяет отслеживать качественные характеристики восприятия и усвоения знаний, умений и навыков детьми. С помощью мониторинга оценивается познавательная, мотивационная, эмоционально-волевая и личностная сферы, а так же динамика их развития.

Цель курсовой работы — провести психологический мониторинг в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися с помощью дистанционных технологий. Это даст возможность для повышения эффективности дистанционного обучения, для разработки индивидуальных программ для детей с ОВЗ.

7 стр., 3186 слов

Дистанционное образование в РФ на примере Южно-Уральского государственного Университета

... достаточно средств, для того, чтобы оплатить дорогостоящее очное обучение. Дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность ... студентами реализуется с помощью системы электронного тестирования. Разработаны следующие этапы мониторинга качества усвоения знаний: · оперативное лекционное тестирование; · индивидуальный компьютерный ...

Задачи:

1) изучить, обобщить и систематизировать теоретический материал по проблеме дистанционного обучения детей с ОВЗ;

2) разработать анкету для выявления субъективной оценки старшеклассников в эффективности дистанционного обучения;

3) изучить самооценку детей с ОВЗ, обучающихся с помощью дистанционных технологий;

4) изучить как самооценка и обучение с использованием дистанционных технологий влияют на адаптацию детей с ОВЗ в обществе.

Объект — личностные характеристики детей с ОВЗ, значимые для эффективности дистанционного обучения.

Предмет — самооценка, отношение детей к дистанционному обучению.

Глава 1. Психологический мониторинг. Содержание

психологического мониторинга

1.1 Понятие, задачи и этапы психологического мониторинга

Слово «мониторинг» произошло от латинского слова «monitor» — в переводе означает напоминающий или предостерегающий. Понятие «мониторинг» может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах [23].

В научной литературе 80-ых годов XX века, понятие мониторинга наиболее общим образом обозначает различную «деятельность по наблюдению», «систему повторных, целенаправленных наблюдений» или «методику и систему наблюдений». Во всех определениях ключевым словом является слово «наблюдение». Позже, в более поздний период наблюдение сменяется на «контроль с периодическим слежением» или «процесс отслеживания информации по изучаемой системе». На сегодняшний момент представляется наиболее точным и универсальным следующее определение мониторинга:

9 стр., 4018 слов

Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря

... повседневной жизни. Формирование коллективистских навыков и благоприятного психологического климата детского коллектива. Обучение детей снятию внутренних зажимов и эмоционального напряжения и применение ... Цель: создание благоприятных условий для развития конструктивных личностных качеств детей и их личностного роста. Задачи: Обучение детей коммуникативным навыкам и способам эффективного ...

Мониторинг — это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития. Мониторинг может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. Информация, собираемая в процессе мониторинга, служит целям управления и повышению эффективности управленческих решений. При всем разнообразии можно выделить единый компонент мониторинга — это его нацеленность на управленческие решения. Анализ теоретико-методологических основ модернизации образования, в особенности такой его важнейшей характеристики, как управление, в значительной степени базируется на современном понимании мониторинга образования, его сущности и содержании. С научно-педагогической точки зрения одной из сторон деятельности является гностическая деятельность, то есть проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности, в связи с которой в последнее время стали использовать понятие «педагогический мониторинг» [8].

Педагогический мониторинг — это диагностика, оценка и прогнозирование педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития. Педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей образовательного учреждения и органы управления качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Частью педагогического мониторинга развития и обучения в образовательном учреждении является психологической мониторинг.

Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося (ребенка), создания банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка).

2 стр., 846 слов

Исследование психических процессов

Заключение По результатам экспериментально-психологического Исследования N От 12.07.2016г. Целью экспериментально-психологического обследования явилось определение особенностей психических процессов для решения вопроса ... . Это означает, что мышление не помогает, а мешает процессу запоминания. При исследовании мыслительной деятельности - операции обобщения, исключения вызвали у испытуемого ...

Использование мониторинга в психологии началось сравнительно недавно. По определению А.А. Орлова, психологический мониторинг выявляет тенденции и закономерности психологического развития определенных групп людей. Предметом психологического мониторинга, например, могут быть психологическая готовность детей к школьному обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения, динамика изменений определенной возрастной или профессиональной группы, функционирование и развитие психических процессов и др. [19].

Психологический мониторинг — особый вид мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ребёнка, а образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде. Представляется маловероятной ситуация, когда управленческое решение может оказывать целенаправленное воздействие на психику человека. Психологический мониторинг развития представляет собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей школьного возраста, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы (например, школы или другого образовательного учреждения).

С помощью мониторинга делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделение факторов, влияющих на обучение, доказательство зависимости квалификации педагога и результатов обучения учащихся и другие. Вместе с тем, необходимо отметить ряд существенных недостатков в подготовке и проведении мониторинговых исследований, в частности, некорректное использование психологического инструментария, преувеличение значения компьютерного варианта тестирования, недостаточная оценка социальных факторов, отсутствие стандартов и нормативно-правовой базы.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

— получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в школе;

8 стр., 3991 слов

Становление и развитие теории обучения

... обогащать и надстраивать этот опыт. 3. Психолого-педагогические условия развития и обучения детей раннего и дошкольного возраста. В раннем возрасте (с 1 ... ; - умственную подготовку (развитие монологической речи, произвольного внимания, словесно- логического мышления). Согласованность в формах и методах работы с детьми В обучении детей подготовительной группы используются ...

— предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;

-структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Работа психологической службы общеобразовательного учреждения в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям: психологическая диагностика, анализ результатов, рекомендации, консультация, коррекционные мероприятия, психологическая диагностика, анализ результатов, рекомендации, консультация, коррекционные мероприятия и т. д. Психологический мониторинг — комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

При помощи психологического мониторинга оценивается процессуальная сторона обучения и прежде всего качественные характеристики восприятия и усвоения знаний учащимися. Следовательно, в качестве показателя результативности следует рассматривать динамику психологического развития ребенка (то есть возникновение и развитие психических новообразований — познавательной мотивации, расширения зоны ближайшего развития, субъективной позиции в деятельности, произвольности и др.).

Педагогическая и психологическая трактовки образовательного процесса и результатов обучения при существенных различиях тесно взаимосвязаны. Нельзя изменить уровень развития ребенка, не расширяя при этом его осведомленность и круг практических умений. Невозможно формировать полноценные знания и умения, не изменяя при этом уровень психического развития. Поэтому показатели результативности образовательного процесса являются по своей сути психолого-педагогическими.

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

— познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;

— мотивационная сфера и динамика ее развития;

12 стр., 5652 слов

Раздел 1. Познавательный интерес как важный фактор в обучении детей младшего школьного возраста…5

... на развитие познавательного интереса у младших школьников, хотелось бы вначале остановиться на самом первом этапе обучения ребёнка в ... 1. Познавательный интерес как важный фактор в обучении детей младшего школьного возраста 1.1. Познавательный интерес, ... педагог постоянно осуществлял мониторинг результативности своей деятельности на занятиях, обращал внимание на отклик ребенка. О наличии ...

— эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;

— личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

При проведении психологического мониторинга необходимо четко представлять порядок разработки и проведения такого сложного исследования. Планирование и проведение мониторинга предполагает несколько этапов, каждый из которых отвечает конкретной задаче.

1 этап — подготовительный. Уточнение потребностей органов управления образованием в информации, формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач мониторингового исследования, обоснование выборки и деление её на определенные группы, выделение и научное обоснование показателей мониторинга, подбор и научное обоснование применяемых методов и методик, уточнение процедуры проведения и разработка инструкции проведения мониторинга, создание компьютерной методики для обработки результатов, согласование сроков и графиков работ.

2 этап — пилотное проведение мониторинга. Проведение пилотного исследования на небольшой выборке, обработка и анализ данных, корректировка содержания анкет, методик и инструкций.

3 этап — полевая стадия исследования. Проведение масштабного мониторинга, сбор первичной эмпирической информации по всей выборке.

4 этап — обработка и анализ информации. Обработка информационного материала, обсуждение полученных результатов, создание аналитической справки для органов управления по результатам мониторинга.

5 этап — составление рекомендаций [23].

Таким образом, мониторинг является неотъемлемой частью в образовании и других сферах деятельности. Мониторинг предполагает систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах. Психологический мониторинг позволяет отследить результативность учебной деятельности, ее динамику, личностные особенности обучающихся. Это позволяет наметить пути образовательного процесса, индивидуальную работу с учащимися, позволяет выявлять трудности при внедрении личностно-ориентированного обучения.

1.2 Современные технологии мониторинга. Психологические

аспекты дистанционного образования детей с ограниченными

возможностями здоровья

Совершенствование и распространение сетевых технологий, в первую очередь Интернета, внедрение их в культуру и систему социальных взаимодействий оказывает влияние на практику психологических исследований. Применение интернета можно рассматривать как этап в развитии методов психологических исследований. Психологические исследования, опосредствованные Интернетом, включают такие разнообразные традиционные методы, как опросы и интервью, мониторинг и включенные наблюдения, корреляционные исследования и эксперименты, обозначаемы с помощью прилагательного «сетевой»: сетевые опросы, сетевые интервью и так далее [17].

Основной методической проблемой, интересующей психологов при проведении интернет исследований, являются вопросы их внешней и внутренней валидности. Для того чтобы оценить внешнюю валидность исследования, применяют сравнение результатов исследования, проведенного посредством интернета, с результатами предыдущих исследований, которые проводились традиционным способом (Krantz, Dalal, 2000).

Недостаточная внутренняя валидность интернет исследований может быть обусловлена: ненадежной работой сети; недостаточным контролем ситуации исследования; недостаточным контролем состава участников. Основные меры, предпринимаемые исследователями для повышения внутренней валидности исследований, связаны с контролем выборки испытуемых и ситуации эксперимента.

Формирование репрезентативной выборки — сложная, но решаемая задача. Для этого предлагается различными способами привлечь как можно большее число испытуемых и регистрировать их данные, контролируя и пресекая при этом многократное заполнение теста одним испытуемым. Из общей выборки стандартными методами исследователь отбирает для дальнейшего анализа репрезентативную группу испытуемых [6].

Таким образом, проведение интернет исследований является линией развития методов психологического исследования. По сравнению с традиционными видами психологических экспериментальных исследований, интернет исследования обладают и рядом недостатков (проблемы внутренней валидности), и достоинствами (повышение внешней валидности).

Мониторинговое изучение и учет мнений непосредственных участников образовательного процесса — важная составляющая процесса управления системой образования в целом и образовательными учреждениями в отдельности, объективной качественной и количественной оценки их деятельности. Развитие всемирной паутины Интернет и снижение цен на информационные услуги создают условия, когда мониторинг становится возможным в удобное для человека время, в удобном месте, не отрывая его от других видов деятельности [7].

Дистанционные технологии значительно продвинулись с момента внедрения в образовательные процессы различного уровня. Появление систем дистанционного обучения вызвано необходимостью обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования. С экономической и организационной точек зрения существующие формы обучения не позволяют решить эти проблемы на практике, тогда как дистанционное обучение, базирующееся на широком использовании информационных и коммуникационных технологий, обеспечивает их решение.

Дистанционное обучение — это новый способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые позволяют осуществить обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся [14].

Целью дистанционного обучения является предоставление учащимся возможности освоения любых базовых и профильных программ независимо от места проживания и обучения. Оно дает возможность самостоятельно изучить курс, который не преподается в той школе, где учится ребенок, углубить свои знания по какому-то предмету или разделу программы, ликвидировать пробелы в своих знаниях из-за значительного пропуска занятий по болезни, а так же вести обучение детей, не имеющих возможность посещать обычную школу [7].

В современном обществе отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), особенно детям с ОВЗ, требует особого внимания как со стороны государства, так и общества. Исходя из этого в обществе разрабатываются и принимаются дополнительные законы, а также нормативные акты, направленные на совершенствование работы с данной группой [12]. Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Современные информационные технологии предоставляют неограниченные возможности для свободной социализации и адаптации этих детей.

Сегодня около 10% всего населения мира (650 млн. человек) имеют ОВЗ. В России насчитывается от 10 до 15 млн. Однако наша социальная среда не приспособлена к специфическим требованиям этой группы людей. Отсюда развиваются специальные коррекционные заведения, в которых дети с ОВЗ живут и учатся отдельно от своих сверстников. В России функционируют около 2 тысяч коррекционных школ, где обучаются более 210 тысяч детей с различными недостатками в физическом и психическом развитии. В то же время ежегодно на дому обучается свыше 40 тысяч детей с ОВЗ с приходящими педагогами.

Однако такое положение дел не может устраивать в первую очередь самих детей, у них есть много вопросов и проблем, которые требуют решения. Поэтому необходим комплексный подход в решении данной проблемы, особенно на уровне регионов, когда разрабатываются образовательные программы, в которых отдельно предусматриваются дополнительные меры для обучения детей с ОВЗ. Как показывает практика, наиболее эффективным способом решения этих проблем является использование в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий, развитие сетевых форм взаимодействия на основе глобальных сетей [6]. Решением проблемы получения школьного образования для детей с ОВЗ во многих случаях может стать применение новых информационных технологий обучения на дому [21].

Сегодня в российском обществе разработаны рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей с ОВЗ, нуждающихся в обучении на дому. Вот одни из основных рекомендаций, затрагивающих направления дистанционного обучения детей с ОВЗ на дому:

1) правовая основа организации дистанционного обучения детей с ОВЗ, нуждающихся в обучении на дому [13];

2) создание и организация деятельности Центра дистанционного образования детей с ОВЗ;

3) организация образовательного процесса.

Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей. Для того чтобы педагог мог учитывать индивидуальные особенности детей, желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому.

Анализ состояния и перспектив получения образования лицами с ОВЗ показывает наличие определенных трудностей и проблем, заметно влияющих на реализацию конституционного права на получение ими образования. Одна из важных проблем детей с ОВЗ, обучающихся при помощи дистанционных технологий — это наличие психологических трудностей. Речь идет не только о том, что данная группа детей требует к себе особого внимания и общения, но и о работоспособности самих обучаемых, которым необходимо адаптироваться к образовательным нагрузкам [6]. У большинства детей работоспособность снижена из-за долгого пребывания за компьютером, из-за повышенной отвлекаемости при обучении в домашних условиях на внешние раздражители (например, отвлекаемость на посторонние разговоры, телевизор и т. п.), из-за неспособности сосредоточить внимание на упражнении, выполнении какого-либо задания, что в свою очередь влияет на результат обучения. Отмечается повышенная утомляемость, нарушение сна, острые психозы, дети подвержены стрессам [4]. В условиях обучения с помощью дистанционных технологий невозможным является отслеживание эмоционально-волевой сферы ребенка, как ребенок реагирует на те или иные задания, выполняет ли он их легко или с большим трудом. Важным моментом является реакция ребенка на успех-неуспех в выполнении задания, критичен ли он к результатам своей деятельности — что с использованием дистанционных технологий не отследить. Дети, которые большую часть своего времени проводят за компьютером, подвержены стрессам, различным заболеваниям, психосоматическим расстройствам. Для каждого ребенка создана информационно — образовательная среда, но дети лишены самого главного — человеческого общения. Большая роль отводится самостоятельности детей, но детям с ОВЗ постоянно требуется помощь, но данная форма обучения направлена на обособленность (удаленность) ребенка от преподавателя. Учащийся часто чувствует себя неуверенно из-за отсутствия рядом педагога и внятной оценки своих успехов или неудач в обучении из-за недостаточной обратной связи с учителем и, чаще всего, с другими учащимися [6]. Таким детям живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям. Ведь социализация у них затруднена.

Кроме отрицательных моментов дистанционного обучения есть и положительные. По уровню своего интеллектуального развития, в том числе и по способности к освоению компьютерных технологий, дети с ОВЗ успешно усваивают знания, а иногда не только не уступают, но и даже превосходят своих сверстников — студентов и школьников. Как показывает практика, дистанционное обучение стимулирует интеллектуальную деятельность детей с ОВЗ, развивает пространственное мышление, память логику, внимание. Важно отметить, что дистанционное обучение, основанное на получении «знаний-умений-навыков» превратится в период обучения из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. В этих условиях важным является то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья находил оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни [6].

Как и в традиционных методах обучения в дистанционном обучении используется игра. Использование электронных игр не только повысит интерес к изучаемому материалу, но и позволит подобрать индивидуальный темп и уровень работы. У ребенка появляется возможность:

— получать информацию малыми дозами;

— вернуться к той информации, которая плохо была усвоена;

— приступить к изучению нового материала, только тогда, когда освоен пройденный материал.

Такой способ обучения позволяет детям с ОВЗ более прочно усвоить материал. Обычно в играх отсутствует официальное оценивании, его заменяет игровой момент, например, справился со всеми заданиями — получи букет роз, выполнил не все задания — одна роза. А для ребенка, имеющего отклонения в развитии очень важна оценка его деятельности. Некоторые игры предусматривают обращение за помощью. Это дает возможность ребенку не испытывать страх перед неудачей. При таком обучении у детей появляется личная заинтересованность в выполнении задания [2].

Использование работы за компьютером не позволит ребенку с ОВЗ пойти привычным, для этой группы детей способом — списать у соседа, теперь ребенку необходимо работать самому, принимать решения самому и самому справляться с поставленными задачами [6]. Это в свою очередь положительно влияет на мыслительные операции ребенка, он сам анализирует задания, свои подходы в решении задач, свои результаты, сравнивает их с правильными результатами.

Яркие, красочные презентации позволяют привлечь внимание детей. Также наглядное предъявление материала особенно важно для детей с ОВЗ, т.к. у данной категории детей зрительная память преобладает над слуховой. Работая с компьютером, дети могут сами моделировать изучаемые объекты при помощи компьютерных программ, теперь они осознают свою значимость, необходимость и они из пассивных переходят в разряд активных участников образовательного процесса.

Работа за персональным компьютером положительно сказывается на развитии у данной категории детей пространственной ориентации: работу с курсором, управление мышкой. Недостатки развития пространственной ориентации отрицательно сказываются на становлении навыков письма [2].

Дистанционное обучение также способствует: активизации роли учащегося в собственном образовании (в выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях); увеличению объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических и научных достижений человечества; получению возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, со сверстниками, консультирование у специалистов высокого уровня, независимо от их территориальной расположенности.

Итак, можно сделать выводы, что правильная организация дистанционного обучения и применение образовательных технологий позволят:

— провести коррекцию знаний учащихся;

— правильно построить работу по развитию психических процессов;

— учитывать уровень развития психических процессов при планировании учебных заданий;

— работать над коммуникативными умениями детей;

— продолжать работу по социализации детей в обществе.

Глава 2. Изучение самооценки детей с ОВЗ и их отношения к

дистанционному обучению

2.1 Определение, виды самооценки

Самооценка — это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется у человека в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому о самооценке человек судит как о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя [18].

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде — глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки. Низкая самооценка имеет много форм и проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства.

Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен [5].

Изучение самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение в процессе обследования. У большинства детей с ОВЗ, как правило, бывает заниженная самооценка из-за понимания ими своего дефекта. Зачастую такие дети думают, что они непригодны для общества. Часто в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ, преобладает гиперопека, то есть неправильное изнеживающее воспитание, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, родители чрезмерно заботятся о своем ребенке, не позволяют ему самостоятельно выполнять какую-либо работу, все делают за него. Вследствие этого ребенок становится зависимым от родителей, у него может сформироваться эгоцентризм, а так же заниженная самооценка. Все это приводит к невозможности реализовать свои способности, к чувству своей неполноценности и как следствие к дезадаптации в обществе. Поэтому нужно изучать самооценку таких детей и способствовать ее адекватному формированию. Причиной же заниженной самооценки детей с ОВЗ, обучающихся с использованием дистанционных технологий, может быть отсутствие педагога, так как ребенок может сомневаться в правильности выполнения задания. Также неумение самостоятельно пользоваться компьютером, работать мышкой играет роль в формировании низкой самооценки. При изучении самооценки детей с ОВЗ, обучающихся с помощью дистанционных технологий, использовались следующие методики:

— методика «Тест самооценки» (см. приложение 1);

— методика самооценки Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина (см. приложение 2).

2.2 Определение, виды анкеты. Этапы в разработке анкеты.

Конструирование анкеты для детей с ОВЗ, обучающихся с

использованием дистанционных технологий

Анкета — это методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации, специально оформленный список вопросов, обращенных к определенной категории респондентов [11]. Анкета — это средство опроса. Она состоит из вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, и возможных вариантов ответов, из которых респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные.

Анкета, или опросный лист, «представляет собой нечто большее, чем просто сумму отдельных вопросов. Не вызывает сомнений у исследователей и то, что компоновать его необходимо, руководствуясь психологическими, а не предметно-логическими соображениями» [20].

Обычно анкета состоит из трех разделов. Первый, вводный, включает данные об организаторе опроса (учреждение, общественная организация, группа лиц), обращение к опрашиваемому, описание целей опроса, пояснения по заполнению анкеты. Здесь же следует заверить испытуемого об анонимности опроса. Вступление должно быть лаконичным и вежливым. Основная часть состоит из вопросов и места для ответов. При закрытых вопросах здесь же приводятся предлагаемые варианты ответов. Заключительная часть анкеты содержит выражение благодарности опрашиваемому, а иногда и приглашение к дальнейшему сотрудничеству.

Анкетные опросы классифицируются, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают следующие виды анкет:

1) С открытыми вопросами (отвечающий дает свой собственный ответ);

2) с закрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных);

3) с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный).

В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации [15].

Составление анкет — процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов — сложная и трудоемкая процедура, должна обеспечить получение содержания, правдивого по отношению к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме. Составление научно ценной анкеты — как правило, коллективная работа. Первый этап в разработке — определение содержания анкеты. Это может быть набор вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (его знаниях, гражданском состоянии, его действиях в прошлом и настоящем и пр.) или же о его мотивах, оценках, отношениях. Если нужно знать интенсивность мнения, то в формулировку вопроса включается соответственная шкала оценок. Второй этап в разработке анкеты — выбор нужного типа вопросов. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими строить ответ согласно желаниям опрашиваемого как по содержанию, так и по форме, и закрытыми, допускающими обычно лишь ответы «да» или «нет». По функции вопросы могут быть основными или наводящими, контрольными или уточняющими. Тип вопроса может влиять на полноту и правдивость ответа. Что касается формулировки вопросов, то фразы должны быть возможно короткими, ясными по смыслу, простыми, точными и однозначными. Самые типичные ошибки при составлении анкет:

1) скрытая заданность ответа;

2) сверхдетализированность;

3) двусмысленность вопросов;

4) недостаточная различительная сила вопросов.

Хорошие вопросы должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности. Последний этап в составлении анкеты связан с определением количества и порядка задаваемых вопросов. Последовательность вопросов может быть различной для разных типов анкетного опроса.

При разработке анкеты предельно тщательно учитываются требования к вопроснику, поскольку в процессе анкетирования уже нет возможности внести какие-либо коррективы. Некоторые из этих требований применительно к анкетированию даже возводятся в ранг принципов построения анкеты [24]. Вот наиболее важные из них — это логика и надежность. Логика подразумевает адекватность программных вопросов задаче исследования и их грамотный «перевод» в анкетные вопросы, которые формулируются таким образом, чтобы получить адекватные ответы. Надежность обеспечивается понятностью вопросов респондентам и использованием в оптимальной комбинации разных типов вопросов.

Еще одно требование к вопроснику, приобретающее для анкеты опросов статус принципа, — это учет специфики культуры, опыта, образовательного уровня опрашиваемого контингента. Стилистика вопросов и общая структура анкеты должны соответствовать потенциальной аудитории. Поскольку психологические анкеты базируются на самонаблюдении и самоотчете, то анкетный метод не применим к обследуемым с низким культурным уровнем [10]. Частным проявлением этого принципа выступает требование учета так называемого «стиля респондента». Под стилем респондента подразумеваются «индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в его ответах на анкетные вопросы и не имеющие непосредственного отношения к их содержанию» [3].

Таким образом, анкета — это средство, с помощью которого можно собрать первичную информацию на основе вербальной коммуникации. Составление анкеты — трудоемкий процесс, состоящий из определенных этапов и правил, которые нужно соблюдать при составлении вопросов анкеты. Вопросы в свою очередь должны удовлетворять критериям надежности и валидности.

Конструирование анкеты для учеников с ОВЗ, обучающихся при помощи дистанционных технологий, является необходимой частью исследования (см. приложение В), так как важно знать, как сами дети с ОВЗ относятся к дистанционному обучению, хотят ли они продолжать такое обучение и так далее. Учет мнений учащихся позволит отследить насколько важно для них дистанционное обучение, нужно ли предпринимать какие-либо меры для его дальнейшего развития, совершенствовать ли методы обучения дистанционных технологий.

Целью анкеты является выявление субъективной оценки старшеклассников в эффективности дистанционного обучения.

Задача — выявить субъективную оценку старшеклассников в эффективности дистанционного обучения.

В анкете были составлены открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Это позволит ученикам более полно и обоснованно ответить на них.

Заключение

психологический мониторинг дистанционный обучение

В наше время стоит серьезная проблема обучения детей с ОВЗ. Это связано, во-первых, с тем, что наша социальная среда не приспособлена к специфическим особенностям таких детей. Во-вторых, нет достаточного количества педагогов, которые хотели бы заниматься с проблемными детьми на дому.

Решением проблемы обучения детей с ОВЗ становится развитие дистанционных технологий. Дистанционное обучение — это часто единственный шанс получить желаемое образование для всех, кто в силу тех или иных причин не может воспользоваться традиционными формами обучения.

На основании изученной литературы были рассмотрены дистанционное обучение детей с ОВЗ, психологические аспекты детей с ОВЗ, обучающихся с помощью дистанционных технологий, а так же были подобраны методики для изучения самооценки детей и сконструирована анкета, позволяющая выявить субъективную оценку старшеклассников в эффективности дистанционного обучения.

Список литературы

1. Архипова И.А. Лучшие тесты самодиагностики личности старшеклассников и студентов. — СПб.: Наука и техника, 2005.

2. Баландина И.Н. Современные образовательные технологии, обеспечивающие гибкость образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями // psihologbed.ru.

3. Бутенко И.А. анкетный опрос как общение социолога с респондентами — М., 1989.

4. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы // Российская газета. — 2003.

5. Дубровина И.В. Психология — М., 2001.

6. Жичкина А.Е. О возможности психологических исследований в сети Интернет. // Психологический журнал. — 2000.? № 6.

7. Жмакина С.П., Зобкало О.М. Актуальные вопросы дистанционного обучения. // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2010.? № 3.

8. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика. Теория и практика. — М.: ТЦ «Сфера», 2004.

9. Лупанов Н.В. Дистанционное обучение детей-инвалидов в системе открытого образования региона. // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2010.? № 6.

10. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности.? Пермь, 1968.

11. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии: учеб. пособие.? СПб.: Речь, 2002.

12. О социальной защите инвалидов: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181 — ФЗ.

13. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. — № 3266 — 1.

14. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения. / Под ред. Е.С. Полат.? М.: Академия, 2006.

15. Психологическая диагностика. / Под ред. Акимовой М.К., Гуревича К.М.? СПб.: Питер, 2003.

16. Соколова И.В. Социальная информатика: курс лекций.? М.: Издательство МГСУ, 2002.

17. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. / Под общ. ред. Войкунского А.Е. — М., 2001.

18. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Издательство МГУ, 1983.

19. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

20. Фридрих В. Экспериментальные исследования. / Процесс социального исследования.? М., 1975.

21. Шиц М. Пандус к знаниям. // Российская газета. — 2004.

22. Шматко Н.Д., Головчиц Л.А., Стребелева Е.А. Подходы к модернизации системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. // Дефектология. — 2009, № 1.

23. Шишов Е.Е. Школа: мониторинг качества образования.? М., 2000.

24. Ядов В.А. Социологическое исследование. 2-е изд.? М., 1987.

Приложение 1

Методика «Тест самооценки»

ИНСТРУКЦИЯ: Вам следует оценить самого себя по ряду качеств, таких как рост, сила, здоровье, красота, ум, доброта, везение, счастье, любовь окружающих, смелость, благополучие. Например, вам нужно оценить себя по росту. Представьте, что от 1 до 10 все человечество можно распределить по росту, с одного края (слева) будут находиться самые низкие люди, а с другого (справа) — самые высокие люди на земле. А теперь обведите кружочком, где с учетом твоего роста должен находиться ты сам.

Укажите Ваше имя, фамилию___________________________________

Возраст_________________ Класс____________

Бланк методики «Тест самооценка»

Низкий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Высокий

Слабый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сильный

Больной

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Здоровый

Некрасивый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Красивый

Глупый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Умный

Злой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Добрый

Невезучий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Везучий

Несчастливый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Счастливый

Нелюбимый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Любимый

Несмелый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Смелый

Неблагополучный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Благополучный

Приложение 2

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера? Л. Ханина

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

Шкала самооценки (реактивная тревожность).

ИНСТРУКЦИЯ: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Бланк суждений

Высказывание

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Шкала самооценки (личностная тревожность).

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Бланк суждений.

Высказывание

Никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

21

Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

22

Я очень быстро устаю

1

2

3

4

23

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

25

Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

26

Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я принимаю все слишком близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я доволен

1

2

3

4

37

Я озабочен

1

2

3

4

38

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Приложение 3

Анкета для учеников, обучающихся при помощи дистанционных технологий.

Целью анкеты является выявление субъективной оценки старшеклассников в эффективности дистанционного обучения.

Вам предлагается ответить на представленные вопросы. Обведите вариант выбранного Вами ответа кружком, где вариантов ответа нет, впишите свой ответ. Просим Вас принять участие в нашей анкете потому, что нам необходимо мнение каждого из Вас.

Вопросы анкеты

Укажите Ваше имя, фамилию___________________________________

Возраст______________ Класс___________

1. Давно ли вы обучаетесь при помощи дистанционных технологий (при помощи компьютера и Интернета)?

а) да;

б) нет.

2. Если «да», то сколько (месяц, год)?________________________

3. Как обучались до появления дистанционного обучения?

а) посещали обычную общеобразовательную школу;

б) посещали специализированную школу;

в) обучались на дому;

г) другие варианты:_________________________________________

4. Какую форму обучения Вы предпочитаете?

а) дистанционное обучение;

б) обучение на дому;

в) обучение в обычной;

г) обучение в специализированной школе;

д) другие варианты:_________________________________________

5. Почему?___________________________________________________

6. Легко ли Вам обучаться при помощи дистанционных технологий?

а) очень легко;

б) легко;

в) трудно;

г) очень трудно.

7. Есть ли у вас опыт взаимодействия с детьми, которые обучаются с помощью дистанционных технологий? _____________________________

8. Нравится ли Вам такая форма обучения?_____________________

9. Хотели бы Вы, чтобы все дети обучались с помощью дистанционных технологий? Почему? ____________________________________________

11. Какие, по-Вашему мнению, достоинства есть в дистанционном обучении?______________________________________________________

12. Какие недостатки есть в дистанционном обучении? ______________

13. Как Вы можете оценить свои успехи в обучении при помощи дистанционных технологий?

а) очень высоко;

б) высоко;

в) средне;

г) низко;

д) очень низко.

14. Что бы Вам хотелось видеть нового в дистанционном обучении?_________________________________________________________

15. Что бы Вы хотели изменить в дистанционном обучении? _________

16. Хотели бы Вы продолжать обучение с помощью дистанционных технологий?

а) да;

б) нет.

17. Почему?___________________________________________________

Большое спасибо за участие!

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector