Психология- наука о душе человека.
Психология -отрасль знаний о внутреннем психическом мире человека;
Психология- наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер.
Психика- явление, отходящее от материи. Невозможно изучить психику без философии.
Предметом изучения психологии является психика, включающая в себя многие субъективные явления, в том числе познавательные процессы , психические свойства и состояние личности
Психика:
- Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, речь, внимание, мышление)
- Психические свойства ( темперамент, характер, способности)
- Психические состояния ( подъем, угнетение, чувства, эмоции)
- Психологические образования (знания, умения, навыки)
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности и ее развитии.
-
Направление современной психологии
Среди основных направленийсовременной психологии можно выделить:
- Бихефистическое ( утверждающие принцип последовательности объективности исследования психических явлений, изучающих поведение человека)
- Гештальт психология ( как направление занимается изучением целостных структур психики)
- Психоанализ ( изучение проблемы бессознательно)
- Когнитивная психология ( занимается изучением познавательных процессов).
В ее основе лежит теория познания (кибернетика и др.)
- Неофрейдистское ( занимается изучением неврозов , связанных с тревожностью)
- Аналитическая психология ( занимается изучением типов личности – интроверт ( в себе), экстраверт ( живой)- ввел Юнг; ввел понятие о коллективном бессознательном
- Генетическая психология ( изучает психическое развитие ребенка и его интеллекта).
В основе лежит логика.
- Советская (психика в целом, стираются грани между вышеперечисленными)
- Гуманистическая психология ( изучает самоактуализацией личности) – Давыдов,Рубенштейн.
-
Отрасли психологии
Психологию можно разделить на: фундаментальную, прикладную, общую, специальную
Задания по психологии развития человека
... самостоятельно снятые видеоролики. Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения раскрытия выбранной темы. ... Психологические проблемы подростков 5. Юношеский возраст и ранняя взрослость Особенности развития психики в возрасте 16-21 г. Психологические проблемы профессионального самоопределения Планирование ...
Общаяпсихология изучает общие законы, характерные для всех психических явлений и дает самые общие объяснения психики и человеческого поведения
Фундаментальная изучает познавательные процессы , личность, эмоции, способности, темперамент, характер
Психология трударассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков
Инженерная психологияизучает закономерности взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления и новых видов техники
Генетическая психологияизучает последовательные механизмы психики и поведения человека, их зависимость от генотипа
Клиническая психологияизучает проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека
Дифференциальная психологиявыявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования.
В возрастной психологииэти различия представлены по возрастам.
Социальная психологияизучает человеческие взаимоотношения, явления , возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом.
Педагогическая психологияисследует психологические основы обучения и воспитания ( факторы, влияющие на процесс познания , усвоение опыта)
Медицинская патопсихологияи психотерапия имеют дело с отклонениями от нормы психики и поведения человека
Юридическая психологиязанимается изучением явлений и закономерностей психической жизни людей, связанных с применением правовых норм и участием в правовой деятельности
Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их реализации ( классы коррекции)
Методы психологического исследования
- Метод анализа результатов деятельности (сочинения, поделки, рисунки)
- Контекст анализ (книги,статьи, их содержание)
- Графология (почерк)
Математические методы используются как вспомогательные для уточнения достоверных данных
К методу гуманитарной психологииотносится:интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, диалогическая беседа, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира человека, метод герменевтики
- Интроспекция- всматривание во внутренний мир
- Эмпатическое слушание- слушание, основанное на сочувствии, сопереживании
- Идентификация- использует интеллектуальные операции : анализ, сравнение, рассуждение и тд
- Диалогическая беседа- равнопозиционный контакт
- Биографический метод- изучение психологии путем понимания внутреннего мира человека
- Интуиция- знание без осознания
- Интерпретация внутреннего мира- понимание чужой жизни. Используются во внимание действий человека
- Герменевтика- метод об обществе, культуре человека. Представляет собой искусство и теорию теорию истолкования различного рода текстов.
Группы методов изучения психологии :
- Организационная на основе которых строится исследование в целом, вся его методология:
-сравнительные
18.Характеристика малоформализованных методов: наблюдение, беседа, ...
... что хотели получить, мы воспринимаем людей в соответствии с нашими ожиданиями. Результаты зависят от опыта, умения психодиагноста, его личностных особенностей. Метод наблюдения дает информацию и о ... по всем правилам. Встретившись с типовой задачей, психолог использует оценочную шкалу. Этот метод наблюдения может использоваться не только профессиональным психологом в отличие от всех остальных ...
-комплексные (один объект изучают разными средствами)
2. Эмперические
-наблюдение и самонаблюдение
-эспериментальные
-психодиагностические (тесты,анкеты,интервью)
-анализ процессов и продуктов деятельности
-географические
3. Методы обработки данных
-количественные(статистические)
-качественные (дифференциация материала по группам, анализ)
Наблюдение и эксперимент основные методы наблюдение в психологии
Наблюдение— должно быть избирательным, объективным
Эксперимент — научный метод, который предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого
- Естественный(это самый необычный эксперимент, поскольку он проводится в обычной жизни. Т.е. по факту практически никаких перемен не происходит, и экспериментатор практически не вмешивается, но в то же время наблюдение проходит)
- Лабораторный( это наиболее престижный, уважаемые, и вместе с тем распространенный вид эксперимента. В нем доступно максимально точное управление переменными — как зависимыми, так и независимыми)
- Формирующий(В данном случае человек или группа людей принимают участие в обучении с целью формировании неких навыков или качеств. В данном случае, если результат оказывается сформирован, нет необходимости гадать, почему произошли перемены – эксперимент считается успешным)
Тест– стандартизированное психологическое испытание с целью оценить тот или иной психологический процесс, или выявить особенности личности. Опирается на нормы и отклонения от них
-опросник
-задания
-проектирование
Моделирование- основано на выработке моделей.
-
Понятие деятельности и общения
Деятельность присуща только человеку
Деятельность- единица жизни, активность, опосредственная психическим отражением, побуждаемая потребностями и /мотивами и ориентирующая человека в предметном мире.
Основными структурами деятельности выступают потребности, мотивы, цели, условия достижения цели , операции и действия.
Потребность- состояние нужды в чем-либо
Мотив — то, что побуждает нас к действию;
— форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности
ИСТОЧНИКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ПОТРЕБНОСТИ
Нужда- глубинная основа потребности ( биологические, социальные, эстетические)
Одна и та же деятельность может быть вызвана разными мотивами
Цель — представляемый или мысленный результат деятельности
Действие- всегда отвечает осознаваемой деятельности, может дробиться
Операция- действие, которое становится способом осуществления других, более сложных действий
Существует внешняя и внутренняя деятельность:
Внешняя деятельность- это чувственно – предметная , материальная деятельность
Внутренняя — эта деятельность по оперированию образами , представлениями о предметах; вторична, формируется на основе внешней деятельности
Интериоризациейназывается процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность
Познавательная деятельность человека 2
... и особенности процесса человеческого познания вообще, осуществляющегося в разных формах и в различных сферах человеческой деятельности. Следует подчеркнуть, что методология познавательной деятельности человека наиболее тесно ... деятелей науки. Характерной чертой современной науки является комплексное изучение как закономерностей развития и строения знания в наиболее общей - логико-философской форме, ...
Эксториаризацией называется процесс перехода от внутренней психической деятельности к внешней физической деятельности
Исходной и основной формой деятельности выступает внешняя деятельность (чувственно- практическая).
Потому всегда возникает проблема ее связи с внутренней.
Виды деятельности
Виды деятельности:
-игра
-учение
-труд
Смена типов деятельности способствует становлению человека
Ведущая деятельность обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях индивида в данный период его развития. Ей присущи признаки :
- От нее ближайшим образом зависят основные психологические изменения индивида в данный возрастной период
- Внутри нее возникают и дифференцируются другие, новый виды деятельности; в ней возникают, формируются и перестраиваются частные психические процессы.
Этапы ведущей деятельности возрастных периодов:
- Непосредственно-эмоциональное общение
- Предметно-манипуляторная деятельность
- Игровая деятельность
- Учебная
В процессе психического развития деятельность превращается в продуктивную
Труд , обучение и игрупринято считатьосновными конкретными формамидеятельности
Труд — целесообразная деятельность человека по преобразованию природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей
Трудовая деятельность– направлена на практически полезный результат – различные блага:
- Материальные
- Духовные
А также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений
Обучение — деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает как деятельность и как ее трансляция
Целью учебной деятельностиявляетсяизменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности
Игра – форма свободного самовыражения человека, направленная на воспроизводство и усвоение общественного опыта
В процессе игры усваиваются нормы, ценности, традиции, обычаикак необходимые элементы духовной жизни общества
-
Понятие общения. Структура общения
Общение– социальная потребность – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной деятельности
Включает в себя обмен информацией. Структура общения представляется 3 взаимосвязанными сторонами:
- Коммуникативной — обмен информацией
- Интерактивной — взаимодействие общающихся
- Перцептивная – взаимовосприятие
Коммуникативный барьер- проблема при общении при дефектах речи, разных языках и тд.
Вербальное общение- слова, речь: устная- диалог, монолог; письменная- передача опыта
Невербальное общение- осуществляется с помощью жестов, мимики, интонации, позы
Формальноеобщение ограничено рамками
Неформальное- интимно-личностное, присуще возрасту
Непосредственное общение — лицом к лицу, близко друг к другу
Посредственное- с помощью посредников ( телефон, скайп, записки)
Механизмы социальной перцепции:
- Идентификация — этот механизм используется в качестве интуитивного изучения личности на основе моделирования различных ситуаций.
- Рефлексия – механизм самопознания, основывающийся на взаимодействии в социуме.
- Каузальная атрибутика– является механизмом создания прогноза поведения окружающих, основываясь на особенностях собственной личности.
- Стереотипизация– механизм создания устойчивого образа окружающих людей и явлений
Индивид и личность
Индивид- биологический уровень
Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ...
... и мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Использование детской художественной литературы в образовательном процессе дошкольного учреждения Содержание: Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка. Методика ...
Человек — социальный уровень
Институты социализации и агентысоциализации формируют личность
Человек — биопсихосоциосущество, в котором в органическом единстве находятся природно- биологическое и социально- духовное начало
Индивид- человек, как живой организм, наделенный физической конституцией, строением нервной системы, высокоразвитым мозгом, способным отражать окружающую действительность
Личность- системные социальные качества ,приобретаемые индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующие миру представленности общественных отношений в индивиде
Социализация- вхождение и включение человека в социальный мир, усвоениесоциальных ценностей, норм поведения, умений, навыков, знаний, утвержденных в обществе
Институты социализации- учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его
Агенты социализации- конкретные люди, ответственные за обучением социальным нормам и ценностям. В процессе социализации индивид проходит 2 фазы:
- Социальная адаптация
- Интериоризация – включение ценностей во внутренний мир человека
Личность наделена индивидуальностью- своеобразие качеств , присущих одному человеку , неповторимых личностных свойств
-
Структура личности
Структура личности включает такие компоненты как:
— потребностно-мотивационный
— волевой
— познавательный
— эмоциональный
— способности
— характер
— самосознание
Потребностно-мотивационный компонентвключает формы устойчивых потребностей и мотивы –истинная активность человека
Воля- способность человека производить контроль над своими поступками и деятельностью
Познавательная сфераскладывается из системы взаимосвязанныхпознавательных психических процессов( ощущение, восприятие, память, мышление).Построение внутреннего мира
Эмоциональная сфера– представлена системой психических процессов, переживаний, жизненно важных для человека
Способности- устойчивые индивидуально- психологические особенности, являющиеся условием успешного освоения и выполнения какой-либо деятельности
Характер — система индивидуальных устойчивых личностных свойств, проявляющихся в типичных для человека способах поведения в различных жизненных ситуациях и выражающих его отношение к кому или чему-либо
Самосознание — особая личностная подструктура, выражающаяся в способности человека выделять себя как самостоятельное , отдельное и отличное от всего окружающего. Человек становится хозяином самого себя, контроль и управление действиями , ядро и высшая инстанция развития человека как личности
-
Закономерности развития личности
Условия:
- Наличие беспотологических отклонений биологической природы
- Наличие социальной среды
- Наличие процесса воспитания
- Наличие общения
- Деятельность
Деятельность — целенаправленная активность человека в преображении себя и окружающего мира
Развитие личности- закономерный процесс, подчиняющийся законам психологического развития
Источником развития являются потребности, и находится в самом ребенке
Развитие личности носит скачкообразный характер
Периоды развития личности:
- Синситивно-длительный
- Кризисный- резкость, страптивость, критические моменты
— кризис 1 года
— кризис 3 лет
— кризис 5-6 лет
— подростковый период
Все они необходимы и обязательны
6 Периодов возрастного развития:
- Младенческий (от рождения- 1год)
- Раннее детство (1-3)
- Дошкольный возраст (3-6/7)
- Младший школьный возраст ( 6/7-10/11)
- Подростковый возраст (10/11-13/14)
- Ранний юношеский возраст (13/14-16/17)
-
Понятие об ощущениях. Свойства ощущений.
Ощущение представляет собой познавательный процесс , возникающий при непосредственном действии свойств и качеств на органы чувств
Каждый анализатор состоит из 3 :
- Переферического отдела, называемого рецептор ( трансформация внешней энергии в нервные процессы )
- Проводящие нервных путей
- Нервных отделов анализаторов(переработка нервных импульсов из переферических отделов)
В психологии выделяются 3 класса чувствительности:
- Интроцепция- проявляется как чувствительность обменным процессом , происходящим во внутренней среде
- Экстрацепция- чувствительность к воздействию внешних раздражителей
- Проприоцепция– чувствительность к положению и движению всего тела в пространстве
Закономерности :
- пороги чувствительности
- адаптация
- сенсобилизация
- контраст ощущений
- синестезия
Адаптация- изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя
Сенсибилизация- повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних психических факторов
Контраст ощущений — разное повышение чувствительности к одним свойствам чувствительности
Синестезия- возникающая под внешним раздражением одного анализатора раздражения под внешним других анализаторов
Основные свойства ощущений:
— качество
— интенсивность
— длительность
- Восприятие. Свойства восприятия.
Восприятие- отражение в сознании человека совокупности свойств, предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств
Дает целостную картину мира ,образ ( в отличии от ощущения)
В качестве ведущих свойств восприятия выделяют:
— предметность
— целостность
— осмыслимость
— структурность
— константность
— апперцепцию
Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора ощущений , а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения
Целостность — восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде, а мысленно достраивается до целостной формы на основе небольшого набора элементов
Осмысленность- фиксирует связь восприятия с мышлением
Константность– свойство восприятия предметов относят постоянных по форме, цвету, величине и ряду параметров
Апперцепция- преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия
Виды восприятия:
- Восприятие времени
- Восприятие пространства
- Восприятие движения
- Память
Память– это психический процесс, заключающийся в сохранении опыта человека
Теория психоанализа Фрейда связана с мотивацией человека
Память- система действия, которая направлена на переработку данных
Запоминание осуществляется последствием активности
Первый импульс , поступающий на нервный сигнал
Поступающий сигнал вызывает последовательность импульсов
Информация, накладываясь друг на друга, может потеряться
В психологии памяти выделяются несколько теорий:
- Ассоциативная (сущность – формирование и проявление процессов памяти)
- Теория Гештальт( утверждает принцип целостности)
- Теория деятельности( заключается в теоретической и практической деятельности, подчиненных задачам)
- Физиологическая (связана с учением о закономерностях в вышей нервной деятельности)
- Биохимическая( сущность- в процессе памяти роль играет химические реакции, связанные с образованием белковых веществ)
В структуре памяти выделяют 4 относительно – самостоятельных процесса.
Функции:
- Запоминание
- Сохранение
- Воспроизведение
- Забывание
Запоминание- процесс запечатления информации , полученной из внешнего мира
Сохранение– процесс удержания полученного жизненного опыта
Воспроизведение– процесс, в результате которого происходит извлечение хранящийся в памяти информации
Формы:
- Узнавание ( осуществляется без повторного принятия информации)
- Припоминание ( зависит готовность и эффективность воспроизводства знаний)
Забывание- процесс потери информации из памяти человека
Проявляется в двух формах:
— невозможность припомнить или узнать
— неверное припоминание или узнавание
Интерференция- положение одной информации на другую
Забывание может происходить в результатах амнезии
Виды памяти
Выделяют генетическуюиприжизненнуюпамять
Генетическая— получают с момента рождения и до смерти
Прижизненная— двигательная, эмоциональная (усвоение двигательных навыков)
Эмоциональнаяпамять связана с запоминанием переживаний
Образнаяпамять обеспечивает запоминание, сохранение, воспроизводство субъективных образов ранее воспринятых событий и явлений
Словесно-логическая память– специфически человеческая
Проявляется в запоминание , сохранении, воспроизводство мыслей.
По характеру длительностипамять бываетпроизвольнойинепроизвольной( специальное запоминание, автоматически)
Высший уровень развития памяти— запоминание слов
Формы прижизненной памяти:
- Мгновенная
- Кратковременная
- Оперативная
- Долговременная
Внешние сигналы от раздражителей передается во мгновенную.Первый этап обработки информации. Информация не перерабатывается.
Потом попадает в кратковременную.Воспринимает наиболее существенные элементы.Обобщенный образ воспринятого.
Поступает в оперативную.Время хранения – несколько минут – дней. Перерабатывается.
Поступает в долговременную. Время хранения практически неограниченно.
Типы хранения:
- Имеет произвольный доступ
- Недоступна произвольному воспроизведению
-
Мышление
Мышление- психически- познавательный процесс обобщенного и опосредственного отражении бытия в его наиболее существенных связях и отношениях
Оно начинается там, где чувственное познание оказывается недостаточности
К мыслительным операциям относят :
- Анализ
- Синтез
- Сравнение
- Обобщение
- Классификация
- Конкретизация
Анализ- выделение в объекте тех или иных сторон ,элементов, свойств
Сравнение-сопоставление вещей, явлений ,их свойств , при котором скрывается тождества и различия. В ходе сравнения происходит выделение общего и различного в предметах
Обобщение- мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам
Конкретизация- предполагает возвращение мысли от общего к абстрактному
Классификация- мысленное распределение предметов по какому-либо признаку
Логическими формами мышления являются понятия, суждения, умозаключения
Понятия- мысли, в которых отражаются общие существенные признаки
Суждения-высказывания. Установление связей между предметами или явлениями , высказыванием мнения о них- суждение. На основе 2 или нескольких суждений делается вывод
-
Виды мышления
В зависимости от характера решаемых задач выделяют практическое и теоретическое мышление
Практическое мышление: нагляднообразное и наглядно-действенное
Теоретическоенаправлено на решение теоретических задач:
Образное и словесно-логическое (понятийное)
Интуитивноемышление, которое характеризуется быстротой
Реалистическое– мышление, направленное на внешний мир и регулируемое законами
Мышление, связанное с желанием человека – аутистическое
Мышление, которое характеризуется невозможностью принять другие точки зрения – эгоцентрическое
Конкретное- действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной , организаторской и иной практической деятельности людей.
Конкретно-образное или художественноемышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли , обобщения человек воплощает в конкретные образы
Абстрактное или словесно- логическое или понятийное мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе
Понятие о внимании, свойства внимания
Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психологической деятельности понимается ее избирательный характер, т.е. выделяют из окружения значимых для человека конкретных предметов или явлений
Под сосредоточенностьюпонимают большая или меньшая углубленность в деятельность
Внимание- фильтр, отбирающий информацию именно на входе , т.е. по переферии
Свойства внимания:
- Устойчивость – характеристика внимания во времени , показателем является высокая продуктивность деятельности ( объем и точность работы)
- Переключение – динамическая особенность , проявляющаяся в быстром переходе от одной деятельности к другой
- Распределение- свойство, которое обуславливает … одновременного выполнения 1 или более видов деятельности
- Объем- количество объектов, которые одновременно могут находиться в сфере внимания
- Концентрация- глубина и интенсивность сосредоточения на объекте, при которой субъект не отвлекается
-
Виды внимания
Основные виды внимания:
- Природная и социальная обусловленность
- Непосредственная и опосредственная
- Непроизводное, производное и послепроизводное
-
Понятие о воображении, приемы создания образов воображения
Воображение- психический процесс преобразования и создания образов предмета, ситуации , путем перестройки имеющихся представлений
Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.
Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).
Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.
Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.
-
Виды воображения
Виды воображения:
- Пассивное
- Активное
- Репродуктивное, творческое
Репродуктивное воображение— вид воображения, в основе которого лежат уже известные схемы, детали, символические, логические и образные конструкции сознания, содержащиеся в памяти, и служащие почвой для воссоздания подобных конструкций либо в новой ситуации, либо в обновленном виде, с включением каких-то непринципиальных новых элементов.
Творческоевоображение- это способность человека к построению новых образов посредством переработки психических компонентов, которые были приобретены в прошлом опыте
-
Понятие о темпераменте. Его свойства
Темперамент- система индивидных свойств человека, определяющие динамику протекания психической деятельности и поведений
Темперамент не входит в структуру личности, но формирует характер
Павлов, изучая первичную деятельность, выявил 3ее свойства:
- Сила
- Уравновешенность
- Подвижность
Мерлин выделил психологические свойства:
- Индитивность
- Реактивность / активность
- Их соотношение
- Темп реакций
- Экстроверсия/интроверсия
- Эмоциональная возбудимость
Типы темперамента
сила |
уравновешенность |
подвижность |
|
холерический |
сильный |
неуравновешенный |
подвижный |
сангвинический |
сильный |
уравновешенный |
подвижный |
флегматик |
сильный |
уравновешенный |
инертный |
меланхолический |
сильный |
неуравновешенный |
инертный |
Под стимулом понимается любое воздействие или жизненная ситуация
Под реакцией понимается любой поведенческий акт
-
Понятие о характере,его черты
Характер — совокупность индивидуально- психологических свойств личности, определяющих особенности деятельности и поведения человека
Он выражается в устойчивых отношениях человека к различным сторонам действительности и формируется на основе индивидуальных свойств человека под влиянием социальной сферы и воспитания
В зависимости от соотношения к чему – либо выделяются группы черт характера:
- Выражающие отношение к людям
- Выражающие отношение к себе
- Отношение человека к делу
-
Акцентуации характера
Акцентуации характера- крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт
Типо по Леонардо и Личко :
- Гипертивный ( подвижный , общительный)
- Циклоидный (смена настроения)
- Лабильный (смена гипертимических и дистимических состояний, иногда без видимых внешних причин)
- Астеноневротический(этот тип является той точкой, где область психопатий и область неврозов соприкасаются особенно тесно)
- Индитивный ( пугливость , замкнутость)
- Психоастенический (нерешительность,тревожность)
- Шизоидный (сложное понимание реальности)
- Эпилептоидный (процессы, проходящие в голове, вызванные эпилепсией)
- Истероидный (истерическое состояние , в основном у женщин)
- Неустойчивый (лень, нежелание делать учебную деятельность и тд)
- Конформный (недоверие, осторожное отношение к незнакомцам)