Психология как наука 2

Психология- наука о душе человека.

Психология -отрасль знаний о внутреннем психическом мире человека;

Психология- наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер.

Психика- явление, отходящее от материи. Невозможно изучить психику без философии.

Предметом изучения психологии является психика, включающая в себя многие субъективные явления, в том числе познавательные процессы , психические свойства и состояние личности

Психика:

  1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, речь, внимание, мышление)
  2. Психические свойства ( темперамент, характер, способности)
  3. Психические состояния ( подъем, угнетение, чувства, эмоции)
  4. Психологические образования (знания, умения, навыки)

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности и ее развитии.

  1. Направление современной психологии

Среди основных направленийсовременной психологии можно выделить:

  1. Бихефистическое ( утверждающие принцип последовательности объективности исследования психических явлений, изучающих поведение человека)
  2. Гештальт психология ( как направление занимается изучением целостных структур психики)
  3. Психоанализ ( изучение проблемы бессознательно)
  4. Когнитивная психология ( занимается изучением познавательных процессов).

    В ее основе лежит теория познания (кибернетика и др.)

  5. Неофрейдистское ( занимается изучением неврозов , связанных с тревожностью)
  6. Аналитическая психология ( занимается изучением типов личности – интроверт ( в себе), экстраверт ( живой)- ввел Юнг; ввел понятие о коллективном бессознательном
  7. Генетическая психология ( изучает психическое развитие ребенка и его интеллекта).

    В основе лежит логика.

  8. Советская (психика в целом, стираются грани между вышеперечисленными)
  9. Гуманистическая психология ( изучает самоактуализацией личности) – Давыдов,Рубенштейн.
  1. Отрасли психологии

Психологию можно разделить на: фундаментальную, прикладную, общую, специальную

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... самостоятельно снятые видеоролики. Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения раскрытия выбранной темы. ... Психологические проблемы подростков 5. Юношеский возраст и ранняя взрослость Особенности развития психики в возрасте 16-21 г. Психологические проблемы профессионального самоопределения Планирование ...

Общаяпсихология изучает общие законы, характерные для всех психических явлений и дает самые общие объяснения психики и человеческого поведения

Фундаментальная изучает познавательные процессы , личность, эмоции, способности, темперамент, характер

Психология трударассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков

Инженерная психологияизучает закономерности взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления и новых видов техники

Генетическая психологияизучает последовательные механизмы психики и поведения человека, их зависимость от генотипа

Клиническая психологияизучает проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека

Дифференциальная психологиявыявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования.

В возрастной психологииэти различия представлены по возрастам.

Социальная психологияизучает человеческие взаимоотношения, явления , возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом.

Педагогическая психологияисследует психологические основы обучения и воспитания ( факторы, влияющие на процесс познания , усвоение опыта)

Медицинская патопсихологияи психотерапия имеют дело с отклонениями от нормы психики и поведения человека

Юридическая психологиязанимается изучением явлений и закономерностей психической жизни людей, связанных с применением правовых норм и участием в правовой деятельности

Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их реализации ( классы коррекции)

Методы психологического исследования

    1. Метод анализа результатов деятельности (сочинения, поделки, рисунки)
    2. Контекст анализ (книги,статьи, их содержание)
    3. Графология (почерк)

    Математические методы используются как вспомогательные для уточнения достоверных данных

    К методу гуманитарной психологииотносится:интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, диалогическая беседа, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира человека, метод герменевтики

    1. Интроспекция- всматривание во внутренний мир
    2. Эмпатическое слушание- слушание, основанное на сочувствии, сопереживании
    3. Идентификация- использует интеллектуальные операции : анализ, сравнение, рассуждение и тд
    4. Диалогическая беседа- равнопозиционный контакт
    5. Биографический метод- изучение психологии путем понимания внутреннего мира человека
    6. Интуиция- знание без осознания
    7. Интерпретация внутреннего мира- понимание чужой жизни. Используются во внимание действий человека
    8. Герменевтика- метод об обществе, культуре человека. Представляет собой искусство и теорию теорию истолкования различного рода текстов.

    Группы методов изучения психологии :

    1. Организационная на основе которых строится исследование в целом, вся его методология:

    -сравнительные

    9 стр., 4500 слов

    18.Характеристика малоформализованных методов: наблюдение, беседа, ...

    ... что хотели получить, мы воспринимаем людей в соответствии с нашими ожиданиями. Результаты зависят от опыта, умения психодиагноста, его личностных особенностей. Метод наблюдения дает информацию и о ... по всем правилам. Встретившись с типовой задачей, психолог использует оценочную шкалу. Этот метод наблюдения может использоваться не только профессиональным психологом в отличие от всех остальных ...

    -комплексные (один объект изучают разными средствами)

    2. Эмперические

    -наблюдение и самонаблюдение

    -эспериментальные

    -психодиагностические (тесты,анкеты,интервью)

    -анализ процессов и продуктов деятельности

    -географические

    3. Методы обработки данных

    -количественные(статистические)

    -качественные (дифференциация материала по группам, анализ)

    Наблюдение и эксперимент основные методы наблюдение в психологии

    Наблюдение— должно быть избирательным, объективным

    Эксперимент — научный метод, который предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого

    1. Естественный(это самый необычный эксперимент, поскольку он проводится в обычной жизни. Т.е. по факту практически никаких перемен не происходит, и экспериментатор практически не вмешивается, но в то же время наблюдение проходит)
    2. Лабораторный( это наиболее престижный, уважаемые, и вместе с тем распространенный вид эксперимента. В нем доступно максимально точное управление переменными — как зависимыми, так и независимыми)
    3. Формирующий(В данном случае человек или группа людей принимают участие в обучении с целью формировании неких навыков или качеств. В данном случае, если результат оказывается сформирован, нет необходимости гадать, почему произошли перемены – эксперимент считается успешным)

    Тест– стандартизированное психологическое испытание с целью оценить тот или иной психологический процесс, или выявить особенности личности. Опирается на нормы и отклонения от них

    -опросник

    -задания

    -проектирование

    Моделирование- основано на выработке моделей.

    1. Понятие деятельности и общения

    Деятельность присуща только человеку

    Деятельность- единица жизни, активность, опосредственная психическим отражением, побуждаемая потребностями и /мотивами и ориентирующая человека в предметном мире.

    Основными структурами деятельности выступают потребности, мотивы, цели, условия достижения цели , операции и действия.

    Потребность- состояние нужды в чем-либо

    Мотив — то, что побуждает нас к действию;

    — форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности

    ИСТОЧНИКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ПОТРЕБНОСТИ

    Нужда- глубинная основа потребности ( биологические, социальные, эстетические)

    Одна и та же деятельность может быть вызвана разными мотивами

    Цель — представляемый или мысленный результат деятельности

    Действие- всегда отвечает осознаваемой деятельности, может дробиться

    Операция- действие, которое становится способом осуществления других, более сложных действий

    Существует внешняя и внутренняя деятельность:

    Внешняя деятельность- это чувственно – предметная , материальная деятельность

    Внутренняя — эта деятельность по оперированию образами , представлениями о предметах; вторична, формируется на основе внешней деятельности

    Интериоризациейназывается процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность

    6 стр., 2686 слов

    Познавательная деятельность человека 2

    ... и особенности процесса человеческого познания вообще, осуществляющегося в разных формах и в различных сферах человеческой деятельности. Следует подчеркнуть, что методология познавательной деятельности человека наиболее тесно ... деятелей науки. Характерной чертой современной науки является комплексное изучение как закономерностей развития и строения знания в наиболее общей - логико-философской форме, ...

    Эксториаризацией называется процесс перехода от внутренней психической деятельности к внешней физической деятельности

    Исходной и основной формой деятельности выступает внешняя деятельность (чувственно- практическая).

    Потому всегда возникает проблема ее связи с внутренней.

    Виды деятельности

      Виды деятельности:

      -игра

      -учение

      -труд

      Смена типов деятельности способствует становлению человека

      Ведущая деятельность обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях индивида в данный период его развития. Ей присущи признаки :

      1. От нее ближайшим образом зависят основные психологические изменения индивида в данный возрастной период
      2. Внутри нее возникают и дифференцируются другие, новый виды деятельности; в ней возникают, формируются и перестраиваются частные психические процессы.

      Этапы ведущей деятельности возрастных периодов:

      1. Непосредственно-эмоциональное общение
      2. Предметно-манипуляторная деятельность
      3. Игровая деятельность
      4. Учебная

      В процессе психического развития деятельность превращается в продуктивную

      Труд , обучение и игрупринято считатьосновными конкретными формамидеятельности

      Труд — целесообразная деятельность человека по преобразованию природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей

      Трудовая деятельность– направлена на практически полезный результат – различные блага:

      • Материальные
      • Духовные

      А также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений

      Обучение — деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает как деятельность и как ее трансляция

      Целью учебной деятельностиявляетсяизменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности

      Игра – форма свободного самовыражения человека, направленная на воспроизводство и усвоение общественного опыта

      В процессе игры усваиваются нормы, ценности, традиции, обычаикак необходимые элементы духовной жизни общества

      1. Понятие общения. Структура общения

      Общение– социальная потребность – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной деятельности

      Включает в себя обмен информацией. Структура общения представляется 3 взаимосвязанными сторонами:

      1. Коммуникативной — обмен информацией
      2. Интерактивной — взаимодействие общающихся
      3. Перцептивная – взаимовосприятие

      Коммуникативный барьер- проблема при общении при дефектах речи, разных языках и тд.

      Вербальное общение- слова, речь: устная- диалог, монолог; письменная- передача опыта

      Невербальное общение- осуществляется с помощью жестов, мимики, интонации, позы

      Формальноеобщение ограничено рамками

      Неформальное- интимно-личностное, присуще возрасту

      Непосредственное общение — лицом к лицу, близко друг к другу

      Посредственное- с помощью посредников ( телефон, скайп, записки)

      Механизмы социальной перцепции:

      1. Идентификация — этот механизм используется в качестве интуитивного изучения личности на основе моделирования различных ситуаций.
      2. Рефлексия – механизм самопознания, основывающийся на взаимодействии в социуме.
      3. Каузальная атрибутика– является механизмом создания прогноза поведения окружающих, основываясь на особенностях собственной личности.
      4. Стереотипизация– механизм создания устойчивого образа окружающих людей и явлений

      Индивид и личность

        Индивид- биологический уровень

        4 стр., 1660 слов

        Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ...

        ... и мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Использование детской художественной литературы в образовательном процессе дошкольного учреждения Содержание: Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка. Методика ...

        Человек — социальный уровень

        Институты социализации и агентысоциализации формируют личность

        Человек — биопсихосоциосущество, в котором в органическом единстве находятся природно- биологическое и социально- духовное начало

        Индивид- человек, как живой организм, наделенный физической конституцией, строением нервной системы, высокоразвитым мозгом, способным отражать окружающую действительность

        Личность- системные социальные качества ,приобретаемые индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующие миру представленности общественных отношений в индивиде

        Социализация- вхождение и включение человека в социальный мир, усвоениесоциальных ценностей, норм поведения, умений, навыков, знаний, утвержденных в обществе

        Институты социализации- учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его

        Агенты социализации- конкретные люди, ответственные за обучением социальным нормам и ценностям. В процессе социализации индивид проходит 2 фазы:

        1. Социальная адаптация
        2. Интериоризация – включение ценностей во внутренний мир человека

        Личность наделена индивидуальностью- своеобразие качеств , присущих одному человеку , неповторимых личностных свойств

        1. Структура личности

        Структура личности включает такие компоненты как:

        — потребностно-мотивационный

        — волевой

        — познавательный

        — эмоциональный

        — способности

        — характер

        — самосознание

        Потребностно-мотивационный компонентвключает формы устойчивых потребностей и мотивы –истинная активность человека

        Воля- способность человека производить контроль над своими поступками и деятельностью

        Познавательная сфераскладывается из системы взаимосвязанныхпознавательных психических процессов( ощущение, восприятие, память, мышление).Построение внутреннего мира

        Эмоциональная сфера– представлена системой психических процессов, переживаний, жизненно важных для человека

        Способности- устойчивые индивидуально- психологические особенности, являющиеся условием успешного освоения и выполнения какой-либо деятельности

        Характер — система индивидуальных устойчивых личностных свойств, проявляющихся в типичных для человека способах поведения в различных жизненных ситуациях и выражающих его отношение к кому или чему-либо

        Самосознание — особая личностная подструктура, выражающаяся в способности человека выделять себя как самостоятельное , отдельное и отличное от всего окружающего. Человек становится хозяином самого себя, контроль и управление действиями , ядро и высшая инстанция развития человека как личности

        1. Закономерности развития личности

        Условия:

        1. Наличие беспотологических отклонений биологической природы
        2. Наличие социальной среды
        3. Наличие процесса воспитания
        4. Наличие общения
        5. Деятельность

        Деятельность — целенаправленная активность человека в преображении себя и окружающего мира

        Развитие личности- закономерный процесс, подчиняющийся законам психологического развития

        Источником развития являются потребности, и находится в самом ребенке

        Развитие личности носит скачкообразный характер

        Периоды развития личности:

        1. Синситивно-длительный
        2. Кризисный- резкость, страптивость, критические моменты

        — кризис 1 года

        — кризис 3 лет

        — кризис 5-6 лет

        — подростковый период

        Все они необходимы и обязательны

        6 Периодов возрастного развития:

        • Младенческий (от рождения- 1год)
        • Раннее детство (1-3)
        • Дошкольный возраст (3-6/7)
        • Младший школьный возраст ( 6/7-10/11)
        • Подростковый возраст (10/11-13/14)
        • Ранний юношеский возраст (13/14-16/17)
        1. Понятие об ощущениях. Свойства ощущений.

        Ощущение представляет собой познавательный процесс , возникающий при непосредственном действии свойств и качеств на органы чувств

        Каждый анализатор состоит из 3 :

        1. Переферического отдела, называемого рецептор ( трансформация внешней энергии в нервные процессы )
        2. Проводящие нервных путей
        3. Нервных отделов анализаторов(переработка нервных импульсов из переферических отделов)

        В психологии выделяются 3 класса чувствительности:

        1. Интроцепция- проявляется как чувствительность обменным процессом , происходящим во внутренней среде
        2. Экстрацепция- чувствительность к воздействию внешних раздражителей
        3. Проприоцепция– чувствительность к положению и движению всего тела в пространстве

        Закономерности :

        • пороги чувствительности
        • адаптация
        • сенсобилизация
        • контраст ощущений
        • синестезия

        Адаптация- изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя

        Сенсибилизация- повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних психических факторов

        Контраст ощущений — разное повышение чувствительности к одним свойствам чувствительности

        Синестезия- возникающая под внешним раздражением одного анализатора раздражения под внешним других анализаторов

        Основные свойства ощущений:

        — качество

        — интенсивность

        — длительность

        1. Восприятие. Свойства восприятия.

        Восприятие- отражение в сознании человека совокупности свойств, предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств

        Дает целостную картину мира ,образ ( в отличии от ощущения)

        В качестве ведущих свойств восприятия выделяют:

        — предметность

        — целостность

        — осмыслимость

        — структурность

        — константность

        — апперцепцию

        Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора ощущений , а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения

        Целостность — восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде, а мысленно достраивается до целостной формы на основе небольшого набора элементов

        Осмысленность- фиксирует связь восприятия с мышлением

        Константность– свойство восприятия предметов относят постоянных по форме, цвету, величине и ряду параметров

        Апперцепция- преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия

        Виды восприятия:

        • Восприятие времени
        • Восприятие пространства
        • Восприятие движения
        1. Память

        Память– это психический процесс, заключающийся в сохранении опыта человека

        Теория психоанализа Фрейда связана с мотивацией человека

        Память- система действия, которая направлена на переработку данных

        Запоминание осуществляется последствием активности

        Первый импульс , поступающий на нервный сигнал

        Поступающий сигнал вызывает последовательность импульсов

        Информация, накладываясь друг на друга, может потеряться

        В психологии памяти выделяются несколько теорий:

        1. Ассоциативная (сущность – формирование и проявление процессов памяти)
        2. Теория Гештальт( утверждает принцип целостности)
        3. Теория деятельности( заключается в теоретической и практической деятельности, подчиненных задачам)
        4. Физиологическая (связана с учением о закономерностях в вышей нервной деятельности)
        5. Биохимическая( сущность- в процессе памяти роль играет химические реакции, связанные с образованием белковых веществ)

        В структуре памяти выделяют 4 относительно – самостоятельных процесса.

        Функции:

        1. Запоминание
        2. Сохранение
        3. Воспроизведение
        4. Забывание

        Запоминание- процесс запечатления информации , полученной из внешнего мира

        Сохранение– процесс удержания полученного жизненного опыта

        Воспроизведение– процесс, в результате которого происходит извлечение хранящийся в памяти информации

        Формы:

        • Узнавание ( осуществляется без повторного принятия информации)
        • Припоминание ( зависит готовность и эффективность воспроизводства знаний)

        Забывание- процесс потери информации из памяти человека

        Проявляется в двух формах:

        невозможность припомнить или узнать

        — неверное припоминание или узнавание

        Интерференция- положение одной информации на другую

        Забывание может происходить в результатах амнезии

        Виды памяти

          Выделяют генетическуюиприжизненнуюпамять

          Генетическая— получают с момента рождения и до смерти

          Прижизненная— двигательная, эмоциональная (усвоение двигательных навыков)

          Эмоциональнаяпамять связана с запоминанием переживаний

          Образнаяпамять обеспечивает запоминание, сохранение, воспроизводство субъективных образов ранее воспринятых событий и явлений

          Словесно-логическая память– специфически человеческая

          Проявляется в запоминание , сохранении, воспроизводство мыслей.

          По характеру длительностипамять бываетпроизвольнойинепроизвольной( специальное запоминание, автоматически)

          Высший уровень развития памяти— запоминание слов

          Формы прижизненной памяти:

          1. Мгновенная
          2. Кратковременная
          3. Оперативная
          4. Долговременная

          Внешние сигналы от раздражителей передается во мгновенную.Первый этап обработки информации. Информация не перерабатывается.

          Потом попадает в кратковременную.Воспринимает наиболее существенные элементы.Обобщенный образ воспринятого.

          Поступает в оперативную.Время хранения – несколько минут – дней. Перерабатывается.

          Поступает в долговременную. Время хранения практически неограниченно.

          Типы хранения:

          • Имеет произвольный доступ
          • Недоступна произвольному воспроизведению
          1. Мышление

          Мышление- психически- познавательный процесс обобщенного и опосредственного отражении бытия в его наиболее существенных связях и отношениях

          Оно начинается там, где чувственное познание оказывается недостаточности

          К мыслительным операциям относят :

          • Анализ
          • Синтез
          • Сравнение
          • Обобщение
          • Классификация
          • Конкретизация

          Анализ- выделение в объекте тех или иных сторон ,элементов, свойств

          Сравнение-сопоставление вещей, явлений ,их свойств , при котором скрывается тождества и различия. В ходе сравнения происходит выделение общего и различного в предметах

          Обобщение- мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам

          Конкретизация- предполагает возвращение мысли от общего к абстрактному

          Классификация- мысленное распределение предметов по какому-либо признаку

          Логическими формами мышления являются понятия, суждения, умозаключения

          Понятия- мысли, в которых отражаются общие существенные признаки

          Суждения-высказывания. Установление связей между предметами или явлениями , высказыванием мнения о них- суждение. На основе 2 или нескольких суждений делается вывод

          1. Виды мышления

          В зависимости от характера решаемых задач выделяют практическое и теоретическое мышление

          Практическое мышление: нагляднообразное и наглядно-действенное

          Теоретическоенаправлено на решение теоретических задач:

          Образное и словесно-логическое (понятийное)

          Интуитивноемышление, которое характеризуется быстротой

          Реалистическое– мышление, направленное на внешний мир и регулируемое законами

          Мышление, связанное с желанием человека – аутистическое

          Мышление, которое характеризуется невозможностью принять другие точки зрения – эгоцентрическое

          Конкретное- действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной , организаторской и иной практической деятельности людей.

          Конкретно-образное или художественноемышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли , обобщения человек воплощает в конкретные образы

          Абстрактное или словесно- логическое или понятийное мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе

          Понятие о внимании, свойства внимания

            Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психологической деятельности понимается ее избирательный характер, т.е. выделяют из окружения значимых для человека конкретных предметов или явлений

            Под сосредоточенностьюпонимают большая или меньшая углубленность в деятельность

            Внимание- фильтр, отбирающий информацию именно на входе , т.е. по переферии

            Свойства внимания:

            • Устойчивость – характеристика внимания во времени , показателем является высокая продуктивность деятельности ( объем и точность работы)
            • Переключение – динамическая особенность , проявляющаяся в быстром переходе от одной деятельности к другой
            • Распределение- свойство, которое обуславливает … одновременного выполнения 1 или более видов деятельности
            • Объем- количество объектов, которые одновременно могут находиться в сфере внимания
            • Концентрация- глубина и интенсивность сосредоточения на объекте, при которой субъект не отвлекается

            1. Виды внимания

            Основные виды внимания:

            1. Природная и социальная обусловленность
            2. Непосредственная и опосредственная
            3. Непроизводное, производное и послепроизводное
            1. Понятие о воображении, приемы создания образов воображения

            Воображение- психический процесс преобразования и создания образов предмета, ситуации , путем перестройки имеющихся представлений

            Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

            Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).

            Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.

            Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

            1. Виды воображения

            Виды воображения:

            1. Пассивное
            2. Активное
            3. Репродуктивное, творческое

            Репродуктивное воображение— вид воображения, в основе которого лежат уже известные схемы, детали, символические, логические и образные конструкции сознания, содержащиеся в памяти, и служащие почвой для воссоздания подобных конструкций либо в новой ситуации, либо в обновленном виде, с включением каких-то непринципиальных новых элементов.

            Творческоевоображение- это способность человека к построению новых образов посредством переработки психических компонентов, которые были приобретены в прошлом опыте

            1. Понятие о темпераменте. Его свойства

            Темперамент- система индивидных свойств человека, определяющие динамику протекания психической деятельности и поведений

            Темперамент не входит в структуру личности, но формирует характер

            Павлов, изучая первичную деятельность, выявил 3ее свойства:

            1. Сила
            2. Уравновешенность
            3. Подвижность

            Мерлин выделил психологические свойства:

            1. Индитивность
            2. Реактивность / активность
            3. Их соотношение
            4. Темп реакций
            5. Экстроверсия/интроверсия
            6. Эмоциональная возбудимость

            Типы темперамента

              сила

              уравновешенность

              подвижность

              холерический

              сильный

              неуравновешенный

              подвижный

              сангвинический

              сильный

              уравновешенный

              подвижный

              флегматик

              сильный

              уравновешенный

              инертный

              меланхолический

              сильный

              неуравновешенный

              инертный

              Под стимулом понимается любое воздействие или жизненная ситуация

              Под реакцией понимается любой поведенческий акт

              1. Понятие о характере,его черты

              Характер — совокупность индивидуально- психологических свойств личности, определяющих особенности деятельности и поведения человека

              Он выражается в устойчивых отношениях человека к различным сторонам действительности и формируется на основе индивидуальных свойств человека под влиянием социальной сферы и воспитания

              В зависимости от соотношения к чему – либо выделяются группы черт характера:

              1. Выражающие отношение к людям
              2. Выражающие отношение к себе
              3. Отношение человека к делу
              1. Акцентуации характера

              Акцентуации характера- крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт

              Типо по Леонардо и Личко :

              1. Гипертивный ( подвижный , общительный)
              2. Циклоидный (смена настроения)
              3. Лабильный (смена гипертимических и дистимических состояний, иногда без видимых внешних причин)
              4. Астеноневротический(этот тип является той точкой, где область психопатий и область неврозов соприкасаются особенно тесно)
              5. Индитивный ( пугливость , замкнутость)
              6. Психоастенический (нерешительность,тревожность)
              7. Шизоидный (сложное понимание реальности)
              8. Эпилептоидный (процессы, проходящие в голове, вызванные эпилепсией)
              9. Истероидный (истерическое состояние , в основном у женщин)
              10. Неустойчивый (лень, нежелание делать учебную деятельность и тд)
              11. Конформный (недоверие, осторожное отношение к незнакомцам)