Психоистория

1. Психоистория как самостоятельная наука

По словам Ллойда де Моза, она является наукой об “исторической мотивации”, которая основана на “антихолистической философии методологического индивидуализма” и ставит перед собой цель объяснения действий “индивидов в исторических группах”. В качестве методологической основы психоистории де Моз определяет психоанализ. При этом он указывает на то, что психоистория является сравнительной научной дисциплиной, несвязанной с какими – либо конкретными историческими периодами. Де Моз считает, что психоисторики могут использовать методы других наук для “установления реальной последовательности исторических событий”. Рассматривая методы психоисториков, ученый отмечает, что они состоят в следующем: на первом месте, бесспорно, стоит изучение исторических источников (де Моз определяет их как “исторические документы”), во – вторых, психоисторик должен использовать опыт своей “клинической практики”. В заключении следует принимать во внимание “собственный эмоциональный опыт”. Де Моз пишет: “невозможно что – то открыть “вне”, пока не прочувствуешь это “внутри” ”. Исследователь считает, что это позволит “найти причины мотивационных моделей в ранних событиях жизни личности и их реструктурирование в группе взрослых”.

Другой американский психоисторик П. Левенберг интерпретировал психоисторию как один из новых методов исторического исследования, который использует несколько научных приемов, а именно: исторический анализ, модели социальных наук, “гуманитарную чувствительность”, психодинамические теории и клинические методы психиатрии. При этом перед историком стоит цель: “выработать более полный взгляд на человеческое прошлое”.79

Еще один психоисторик Б. Мэзлиш предпологал, что психоисторию следует называть “психосоциальной истории”, рассматривая ее как одну из основных составных частей социальной истории.80

Э. Эриксон определял психоисторию как изучение истории, которое опирается на комбинированные методы психоанализа и истории. Р. Бинион указывал, что под ней следует понимать “осмысление истории через мотивы, а мотивов через историю”.81

Доказывая самостооятельность психоистории, де Моз подвергает критике другие исторические науки. Другим гуманитарным наукам де Моз приписывает то, что они погрязли в “холистических заблуждениях”, самым опасным из которых является восприятие группы как некой сущности, “стоящей выше составляющих её индивидов”.

11 стр., 5166 слов

История метода «эксперимент» в психологии

2 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...31. История метода «эксперимент» в психологии …………..…………………..41.1. История метода «эксперимент» в России………………………….……….41.2 История процесса оформления психологии как экспериментальной науки……………………………………………………………………………….82. Сущность и виды метода «эксперимент» в психологии……………………132.1. Сущность метода «эксперимент» в психологии…………………………….. ...

Вместо этого в психоистории мы наблюдаем господство принципа “методологического индивидуализма”, который, согласно теории де Моза, позволяет объяснить групповые процессы с опорой, во – первых, на психологические законы, которые объясняют “мотивацию и поведение индивида”, и, во – вторых, “текущую историческую ситуацию в физическом смысле”, которая, по мнению исследователя, является результатом “предыдущих мотивов через поступки повлиявших на материальную действительность”.85

Развивая свои идеи о необходимости применения психоистории, де Моз указывает на то, что она может стать “новой парадигмой истории”. Ее достоинства он видит в том, что она сможет помочь историков понять почему “определенные события произошли именно тогда, а не в другое время”. Главной сферой применения психоисторических методов де Моз считает изучение всякого рода “иррациональных явлений”, например, религиозных движений.86

Помимо этого де Моз выдвигает ряд требований к историку, в соответствии с которыми следует применять психоисторический метод. Первое, на что указывает исследователь – это то, что психоисторическое исследование должно быть сравнительным, где автор стремиться к установлению закономерностей. Второе, что бросается в глаза в концепции де Моза – это то, что он отрицает абсолютность каких – либо теорий и признает из взаимосменяемость: “психоистория продвигается вперед благодаря открытию новых парадигм и попыткам их опровергнуть”,87 — вот слова самого де Моза по этому поводу.

Психоистория, по мнению де Моза – это наука со своим понятийным аппаратом. Например, он считает, что не следует употреблять и использовать такие термины как “общество”, “культура”, “государство”, “социальная структура”, “власть”, так как они холистичны – вместо них он предлагает такие как “группа”, “личность”, “правительство”, “групповая фантазия” и “сила”.88

Отметим, что не все психоисторики рассматривая методологическую основу своей науки отдают приоритет методам которые принадлежат сугубо психоанализу. Среди них существуют и те, которые указывают на необходимость применения методов и традиционной исторической науки. Например, Ч. Джонсон указывал на то, что заключения основанные на чисто психоисторических методах следует увязывать с социальной системой, иначе это приведет к необъективным выводам.89

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

При этом приоритет все же отдается не этим методам: политические институты, классовая борьба, социальные процессы, роль экономического фактора в глазах психоисториков не несут в себе особой важности и не являются самоценностью, обращение к которой в ходе научного анализа просто необходимо.

Психоистория предпринимает попытку соединить методы чистого психоанализа с методологией других гуманитарных наук. Например, еще Э. Фромм комбинирует социальную борьбу с биологическими (психическими) особенностями. В своем исследовании “Анатомия человеческой диструктивности” он писал: “… стремление к свободе есть биологоическая реакция человеческого организма … история человечества в действительности является историей борьбы за свободу … это история революций”.90

Психоистория, Ллойд деМос, наоборот, специально занята установлением закономерностей и раскрытием причин. Соотношение между историей и психоисторией аналогично таковому между астрологией и астрономией. Психоистория, наука об исторической мотивации, может рассматривать те же исторические события, что и повествовательная история, но ее цель совсем не в том, чтобы рассказывать, что происходило день за днем.

психоистория никогда не станет рассказывать о событиях того или иного периода. Психоистория как наука всегда сосредоточена на проблеме, в то время как история — всегда — на периоде. У них просто разные задачи.

психоистория считает необходимым проводить собственные исследования и искать материал, соответствующий ее специфическим интересам, черпая его не только в прошлом, но и в настоящем.

три раздела психоистории и обладает двумя чертами, несвойственными другим общественным наукам, особенно социологии. Во-первых, она изменяет соотношение физической и психологической реальности на противоположное, так что, вместо материального прогресса, диктующего поступь истории, и кое-как ковыляющей позади психики, человеческая психология стала первичной — — и материальная действительность рассмотрена, прежде всего, как результат человеческих решений, осознанных или не осознанных, в прошлом или в настоящем. Во-вторых, за основу исторических изменений

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в ...

принимаются взаимоотношения личностей, не забывая отношения между поколениями, а человек в первый раз рассматривается не как Homo faber (человек умелый — лат.), а как Homo relatens (человек общительный — лат.).

психоистория развивается не путем упорного накопления груды фактов. Сначала определяются проблемы, интересные с точки зрения внутреннего развития психоистории; затем на основе имеющегося материала формулируются смелые гипотезы, призванные решить эти проблемы; наконец, попытка проверить и отклонить (не подтвердить — подтверждение есть удел студентов-химиков) гипотезы, исходя из нового свидетельства, усердно разрабатываемого. Поистине психоистория несет двойной груз, ведь она должна не только соответствовать обычным стандартам исторического исследования, но и быть психологически озвученной .

Как совершенно верно указывают историки, у психоистории нет специального метода доказательства, Если говорить об особых методах психоистории, то это своя методология открытия, которая пытается решить проблемы исторической мотивации при помощи уникального сочетания исторических документов, опыта клинической практики и собственного эмоционального опыта исследователя. Это и есть главный инструмент открытия в психоистории.

Продолжая экскурс в методологию психоистории, остановимся на одном обстоятельстве, которое вносит гораздо больший вклад в специфический момент психоисторического открытия, чем техническая подготовка психоисторика. Конечно, мне помогли познания и в истории, и в психоанализе — без них я не смог бы сориентироваться в литературе по этим двум областям. Гораздо важнее теоретических знаний оказались, к примеру, мои личные занятия психоанализом, особенно седьмой-восьмой год этих занятий, когда я проводил долгие часы в попытках заново пережить и понять значение сновидений, в которых тонешь, либо тебя засасывает водоворот или зыбучие пески.

Психоистория, как и психоанализ, — наука, в которой личные чувства исследователя не менее, а может, даже более важны, чем его глаза или руки. Как и глаза, чувства страдают погрешностями, они не всегда дают точную картину. Но ведь психоистория имеет дело с мотивами людей, поэтому оценка мотивов во всей их сложности только выиграет, если психоисторик начнет идентифицировать себя с действующими лицами истории вместо того, чтобы подавлять чувства, как проповедуется и практикуется в большинстве «наук». Разучившись ставить себя на место объектов изучения, психоисторик окажется в положении биолога, забывшего, как пользоваться микроскопом. Поэтому эмоциональное развитие психоисторика — не менее важная тема обсуждения, чем его (ее) интеллектуальное развитие.

7 стр., 3339 слов

Субъекты и движущие силы исторического процесса

Федеральное Агентство по образованию Российский Государственный Торгово-Экономический Университет (РГТЭУ) Кафедра философии. Контрольная работа По дисциплине «Философия» На тему: «Субъекты и движущие силы исторического процесса». Выполнила студентка 2 курса группа ФЭФ 22 З/О сокр. Сырова Ирина Николаевна Преподаватель: Титов Вадим Александрович Москва 2010 г. Содержание 1. Введение 2.Личность как ...

Именно способность порождать новые вопросы является отличительным признаком науки.

Психоисторикам свойственно скорее делать «переоткрытия», чем открытия — они открывают то, что мы все уже знаем и чему следуем в своих поступках. Наши открытия касаются внешних обстоятельств, но целиком зависят от нашей способности сломать внутреннюю защиту, мешающую признать то, что мы делаем все время.

В складывании идейно-теоретических установок психоистории значительную роль сыграл фрейдизм. Особенно сильно влияние этого учения на психоисторию в США, которые, по словам Х. Шульце, пережили “победный марш фрейдизма”.2

В формировании психоисторических концепций приняли участие и сами основоположники фрейдизма. Тенденция к этому, например, проявилась в последние годы жизни Зигмунда Фрейда, который в соавторстве с У. Буллитом опубликовал книгу “Вудро Вильсон. Двадцать восьмой президент США. Психологический портрет”. Сами психоисторики влияние фрейдизма не отрицают. Например, Мэзлиш говорил, что психоистория представляет собой “осуществление мечты Зигмунда Фрейда”.3

Именно тогда были заложены основы такого направления в современной психоистории как история детства: например, в 1899 году в Нью-Йорке вышло исследование Э. М. Орл “Детская жизнь в колониальный период”, в 1896 У. Прйджэра “Ум ребенка”, в 1839 году – Г.Ф. Моста – “Человек в первые годы его существования”,

17 стр., 8371 слов

История психологии как отрасль психологического знания.

Оглавление     стр. Введение………………………………………………………..……………………. Планы практических занятий……………………………………………………… 4 курс VII семестр   Практическое занятие 1 История психологии как отрасль психологического знания……………………………………………………. Практическое занятие 2 Зарождение психологических идей в Древней Греции……………………………………………………. Практическое занятие 3 Психологические взгляды Платона и ...

Окончательное оформление данного направление в исторической науке имело место в 1950-е годы. В 1950-е годы выходит книги Эрика Эриксона “Детство и общество” (1950 год), “Молодой Лютер” (1958 год).23 В этом исследовании, по словам Б. Мэзлиша, присутствует психоистория в ее “современной форме”.24 В этих книгах были заложены основы применения психоисторических методов для исследования истории религии. В “Детстве и обществе” Эрик Эриксон продолжил, начатое раннее исследование детства и его роли в развитии исторического процесса с психоисторических позиций. Именно Эриксона можно назвать основоположником психоистории как независимой научной дисциплины.

Особым самостоятельным направлением в развитии психоистории в 1950-е годы стало складывание специальных тем, по которым начинает выходить большое количество статей и монографий. К их числу относилась и психоисторическая интерпретация политического и исторического процесса. В сфере авторских интересов Г. Быковского, Дж. Тэлмона, Г.Гилбэрта, И. Шилза25 оказывается соотношение психического состояния с политическими, главным образом, недемократическими, авторитарными, политическими режимами. Помимо этого, психоисторики активизируют свои изыскания в области истории революций. Об этом говорит вышедшая в 1955 году статья Ч. Клиджэрмэна “Характер Жан-Жака Руссо”.26

Тогда же, в 1950-е годы, шло становление методологических основ психоистории, например, появилась работа У. Лэнгэра, которая называлась “Ближайшая задача”. В ней была означена необходимость историков в овладении методикой психоанализа.27 В 1960-е годы тон в психоисторических исследованиях по-прежнему задает еще Эрик Эриксон. Выходят его исследования “Детство и общество” (первое издание появилось в 1950 году), “Вера Ганди” (1969 год), “Инсайт и ответственность” (1969 год).28

Однако подлинным расцветом психоистории мы можем считать 1970-е года. Именно тогда вышло наибольшее количество исследований – монографий и статей – по психоисторической проблематике. В 1976 году в Нью-Йорке под редакцией Г. Крэна и Л. Раппопорта выходит коллективное теоретическое исследование “Разнообразия психоистории”.43

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

В отечественной психиатрии определение суицидального поведения дано А. Г. Амбрумовой: «Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта и подразделяется на внутренние антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения и внешние формы – суицидальная ...

В 1970-е годы в Америке появляются специализированные журналы. В 1972 и 1973 годах начинают выходить журналы посвященные специально психоистории – “Журнал психоистории” (The Journal of Psychohistory), “Психоисторическое обозрение” (Psychohistory Review), “Ежеквартальный журнал по истории детства” (History of Childhood Quarterly).

Среди всех периодических изданий связанных с данным методом наиболее авторитетным является “Журнал психоистории” (выходящий в США, в Нью-Йорке и редактируемый Лолйдом де Мозом), который предлагает “психологический взгляд на мировые, минувшие и настоящие, события”. Авторы журнала считают необходимым выяснить связь между личными отношениями людей с их ролью в социальной, экономической и политической жизни обществаПомимо периодических изданий, которые объединяют психоисториков, на Западе возникли и специализированные психоисторические научные организации. Самой крупной из них можно назвать Международную психоисторическую ассоциацию. Деятельност МПА связана, главным образом, с проведением исследовательских проектов,

О динамике развития психоистории в 1960 – 1980-е годы позволяет судить журнал The Journal of Psychohistory, который показывает все разнообразие тем и проблем, изучением которых занималась на том этапе психоистория: Н.М. Тэриот44 рассматривала психосаматические болезни в истории; В. Нидэрлэнд45 с психоисторических позиций анализировал доренессансовый образ мира и открытие Америки; Р. Годвин46 изучал развитие консерватизма в США; Л. Поттс47 и Д. Вотэрз48 обратились к американской революции; психоисторическая интерпретиация истории антисемитизма представлена в статьях Д.Крэна и С.

В 1970-е годы мы наблюдаем процесс не только накопления психоисторических знаний, но и формировании методологии данной науки. П. Монако рассматривал соотношение психоистории с другими отраслями научного знания. Его интересовало: является ли психоистория независимой наукой или же нет.55 Ф. Мэнуэл поднял вопрос о том, когда следует использовать методы психологии в исторических исследованиях и, когда их применение может иметь негативные последствия.56 Ф. И. Мэнуэл,57 Р. Шёнвалд,58 Р. Бинион59, П. Лёвенберг60 анализировали применение психологии в истории, положительные и отрицательные моменты данного подхода.

2222. В годы Второй мировой войны в Соединенных Штатах Америки начинается проведение исследований, осуществляющих психологический анализ исторических событий. Речь идет о первых исследованиях по психологии нацизма, выявляющих психологические предпосылки и возможные последствия тоталитарного режима (В. Лэнгер, Э. Эриксон, Ф. Нойман).

В 1957 году президент Американской Исторической Ассоциации В. Лэнгер обращается к историкам с призывом использовать психологические модели для объяснения исторических событий и деятелей. К этому времени в американской науке накоплен богатый опыт психологического изучения исторических деятелей. Развитие данной традиции восходит к работам З.Фрейда «Леонарда да Винчи» (1910), «Томас Вудро Вильсон. 28 президент США: Психологическое исследование» (1932) совместно с У.Буллитом, в которых психоаналитический метод был применен в качестве способа интерпретации и понимания личности исторического деятеля (5, 6).

В дальнейшем, в 60-е гг., исследования, посвященные психологическому описанию и объяснению исторических личностей и социальных групп, психологической интерпретации исторических событий и периодов в истории различных народов обозначаются как «психоисторические» исследования.

Начиная с 60-х годов психоистория существует как университетская дисциплина: если в 1963 Б. Мэзлишем организован первый психоисторический семинар под названием «История и психоанализ», то к концу 70-х годов в американских университетах читается около 200 лекционных курсов, посвященных проблемам психоистории. В 70-х годах создаются профессиональные организации, поддерживающие и координирующие работу в области психоистории (Группа » За использование психологии истории», возникшая в 1972 году как филиал Американской Исторической Ассоциации; образованная в 1976 году Ллойдом де Мозом Международная Психоисторическая Ассоциация, начиная с 70-х годов в США издается два специальных журнала «Психоисторическое обозрение» (1972), «Психоисторический журнал» (1976).

Самой распространенной психологической концепцией, используемой для интерпретации группового и индивидуального поведения в психоисторических исследованиях является психоанализ в его классическом и модернистском вариантах. Некоторые теоретики психоистории определяют психоисторию как область применения психоанализа для интерпретации истории (Б. Мэзлиш, П. Левенберг, Э. Эриксон, Р. Бинион).

Эти ученые считают, что у психоанализа и истории единый предмет исследования: история изучает прошлые человеческие действия, мысли и мотивы, а это то же, что психоаналитики изучают у своих пациентов.

В русле психоаналитической традиции сложилось несколько концептуально различных подходов, каждый из которых существенно отличался от взглядов её основоположника. Общий их вектор может быть обозначен как смещение акцентов в изучении личности от биологического к социальному, что составляет сущность так называемого неофрейдизма.

Его крупнейший представитель — Эрих Фромм (1900-1980), американский учёный (эмигрировавший в США из Германии после прихода нацистов к власти), в творчестве которого особенно ярко выразился гуманистический потенциал учения 3. Фрейда. Ему принадлежит целостная концепция личности, чьё формирование происходит в процессе взаимодействия психологических и социальных факторов. Таким образом, психику индивида можно понять, лишь помещая личность в определённый социальный контекст. Связь между психикой индивида и социальной структурой выражает социальный характер. Это — категория историческая. Его типы американский учёный соотносит с историческими типами самоотчуждения человека. С особой силой гуманизм Э. Фромма выразился в беспощадной критике немецкого фашизма и его главарей как крайней формы социальной патологии буржуазного общества.

Другим крупным представителем неофрейдизма является швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961), один из создателей так называемой глубинной психологии, постулирующей существование в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого слоя — коллективного бессознательного. Оно является отражением опыта прежних поколений, запёчатлённым в структуре мозга. Его содержание составляют общечеловеческие первообразы-архетипы (например, образы матери-земли, героя, мудреца и т.п.), динамика которых лежит в основе мифов, верований, сновидений и т.д.

Несомненную эвристическую ценность имеют наблюдения Л. Демоза о складывании в американских колониях Англии особого психотипа и его влияния на революцию, в особенности ее символику. В общем комплексе причин, породивших революцию, свое место занимают психогенетические особенности формирования американской личности. Они связаны с многочисленными мутациями психокультурного типа, в том числе и теми, которые он претерпел в ходе освоения колонистами Нового Света. Об этом свидетельствуют исследования американских авторов, показывающие неоднозначность такой эволюции, а главное, реконструирующие на конкретном материале социально-историческую обусловленность процесса индивидуализации личности. В частности, ими отмечается, что последние десятилетия XVII в. оказались для североамериканских колоний временем демографического роста и связанным с этим освоением новых земель, разрушавшим традиционную авторитарно-патриархальную модель семьи, что открывало для сыновей колонистов новые перспективы. Покидая вследствие недостатка земли прежнюю семью, они становились независимыми хозяевами и носителями нового, неавторитарного стиля мышления, психологически подготавливавшего почву для формирования матриц нового политического сознания и поведения.

3333. Психоисторическое направление вызывало и продолжает вызывать немало споров в историографии. В отечественной исторической науке советского периода оценка психоисторических научных концепций довольно часто была негативной. Немало сделано в этом направлении такими авторами как Б.Г. Могильницкий, Г. К. Гульбин, И. Ю. Николаева и некоторыми другими.

Они рассматривая психоисторические теории отталкивались от того, что они представляют собой “систематическое приложение психоанализа к изучению истории”. Ими не отрицалось то, что психоистория имеет свои собственные исторические методы исследования и развивается достаточно быстрыми темпами. Эти историки разделяют мнение, что психоистория демонстрирует “интеграционистскую” тенденцию к сближению между различными научными дисциплинами. Традиционным утверждением можно признать тезисы и антимарксистском характере психоистории. Б.Г. Могильницким и другими до 1991 года он высказывался неоднократно. Советские историки приписывали приверженцам этого течения в современной исторической науке “отказ от последовательного рассмотрения исторического прошлого”, вследствие чего в их работах они находили вместо “подлинно научного анализа всевозможные спекуляции”, вместо исторического подхода — псевдоисторический.

В зарубежной исторической науке, особенно в американской, единого мнения в отношении психоистории не существует.

Первые работы подобного плана начинают выходить в Германии, Англии и США. Особую роль в становлении психоистории сыграл психоанализ, теоретические основы которого были заложены З. Фрейдом. Именно фрейдизм стал главным стимулом в развитии психоистории.

Психоистория сделала много для изучения истории революций, фашизма, религии. Психоистория повлияла на формирование и ряда других направлений современной исторической науке – исторической антропологии и микроистории.

В последние годы интерес к психоистории возник в России, появились переводы работ классиков западной психоистории – Эрика Эриксона и Ллойда Де Моза.

Стали вестись поиски отечественных предшественников психоистории. В качестве первого русского психоисторика называют М.М. Ковалевского – известного российского психиатра.

В целом, психоистория является реальностью современной западной историографии и объектом исследования для отечественных историков. Отметим и то, что психоистория предоставляет и определенный интерес для ученых смежных дисциплин, например, психиатрии, которые после краха монополии марксизма на методологию исследования переживают острый кризис. Ознакомление с западными методиками, в том числе и психоисторией, может положительно сказаться на развитии отечественной науки.