Программа исторической науки о принципах

Западно-европейская социология ХIХ — начала ХХ веков/ Под ред. В. И. Добренькова. М., 1996

(С. 508) ВУНДТ Вильгельм (Wundt) (1832—1920) — немецкий психолог, физиолог, философ, языковед. Ему принадлежит разработка физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Созданная им в 1879 г. первая в мире психологическая лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии. В ней изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, чувства. Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля), по Вундту, недоступны эксперименту, и он предложил изучать их культурно-историческим методом. Он стоял на позициях психофизического параллелизма. В области сознания действует особая психическая причинность, а поведение определяется апперцепцией. Опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры Вундт предпринял в 10-томной “Психологии народов” (“Volkerpsychologie”, 1900— 1920).

Вундт определял язык как одну из форм проявления “коллективной воли”, или “народного духа”. С этим пониманием языка как динамического процесса связано выделение в качестве главного объекта языковедения языковой деятельности, а не языковой системы.

В число основных его работ в русском переводе входят также: “Основные черты психологической истории развития человечества”, “Основания физиологической психологии” (1880—1881), “Лекции о душе человека и животных” (1894), “Система философии” (1902), “Очерки психологии” (1912), “Введение в психологию” (1912), “Естествознание и психология” (1914).

(С. 5)

Вундт В.

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ

[Из кн.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.]

I

Задачи и методы психологии народов

Задача психологии народов

<…> (С. 6)<…>

… Лацарус и Штейнталь противопоставили… индивидуальной психологии психологию народов. Она должна была служить дополнением и необходимым продолжением индивидуальной психологии и, следовательно, лишь в связи с ней вполне исчерпывать задачу психологического исследования. Но так как все отдельные области знания, проблемы которых при этом вторично затрагивает психология народов, — языковедение, мифология, история культуры в ее различных разветвлениях — уже сами давно старались выяснить психологические условия развития, то отношение психологии народов к этим отдельным дисциплинам становится в известной степени спорным, и возникает сомнение, не позаботились ли уже раньше другие о всестороннем разрешении той задачи, которую они себе ставят. Чтобы взвесить основательность этого сомнения, присмотримся прежде всего поближе к программе, предпосланной Лацарусом и Штейнталем…

13 стр., 6308 слов

Психология народов Вильгельма Вундта

... достижений Вильгельма Вундта, а также психологии народов. Объектом исследования является психология народов. Предметом исследования является проблемы психологии народов. Цель данной работы заключается в выявлении такого явления как психология народов, оценки общего отношения психологии народов к историческим ...

В самом деле, программа обширна, насколько это возможно: объектом этой будущей науки должны служить не только язык, мифы, религия и нравы, но также искусство и наука, развитие (С. 7) культуры в общем и в ее отдельных разветвлениях, даже исторические судьбы и гибель отдельных народов, равно как и история всего человечества. Но вся область исследования должна разделяться на две части: абстрактную, которая пытается разъяснить общие условия и законы “национального духа”, оставляя в стороне отдельные народы и их историю, и конкретную, задача которой — дать характеристику духа отдельных народов и их особые формы развития. Вся область психологии народов распадается, таким образом, на “историческую психологию народов” и “психологическую этиологию”.

Лацарус и Штейнталь отнюдь не просмотрели тех возражений, которые прежде всего могут прийти в голову по поводу этой программы. Прежде всего, они восстают против утверждения, что проблемы, выставляемые психологией народов, уже нашли свое разрешение в истории и ее отдельных разветвлениях: хотя предмет психологии народов и истории в ее различных отраслях один и тот же, однако метод исследования различен. История человечества — “изображение прошлой действительности в царстве духа”; она отказывается от установления законов, управляющих историческими событиями. <…> Поскольку историки, в особенности историки культуры, филологи, языковеды, пытаются достичь психологического понимания исследуемых ими фактов, они дают ценные предварительные работы; но всегда еще остается при этом неразъясненной задача выяснения общих законов, управляющих приобретенными таким образом фактами, а это уже дело психологии народов.

<…> (С. 9) <…> Каждая из отдельных исторических наук прослеживает исторический процесс лишь в одном направлении душевной жизни. Так, язык, мифы, искусство, наука, государственное устройство и внешние судьбы народов представляют собой отдельные объекты различных исторических наук. Но разве не ясна необходимость вобрать эти отдельные лучи духовной жизни как бы в едином фокусе, еще раз сделать результаты всех отдельных процессов развития предметом объединяющего и сравнивающего их исторического исследования? Действительно, уже с давних пор эта проблема привлекала внимание многих исследователей. Отчасти сами представители всеобщей истории почувствовали потребность включить в свое изложение исторических событий различные моменты культуры и нравов. В особенности же такого рода всеобъемлющее исследование всегда считалось истинной задачейфилософии истории. <…> (С. 10) <…> Как Гердер, так и Гегель… пытались указать определенные законы развития в общем ходе истории. Если они… и не пришли к удовлетворительному результату, то причина этого крылась не в том, что они не предприняли попытки обобщить законы, но в несовершенстве или нецелесообразности примененных ими вспомогательных средств и методов… Если, с другой стороны, ни Гердер, ни Гегель не стремились, в частности, к тому, чтобы установить чисто психологические законы исторического развития, то в этом они, пожалуй, были правы, так как психические силы все же являют собой лишь один из элементов, которые нужно учесть для причинного объяснения в истории: помимо психических сил в историческом процессе играет значительную роль очень подчеркнутое уже Гердером и слишком игнорируемое Гегелем влияние природы и многочисленные внешние влияния, возникающие вместе с культурой.

16 стр., 7912 слов

История развития психологии в России

... данной научной работы является изучение вопросов, связанных с историей развития психологии в России. Для достижения поставленной в научной ... как совокупности данных, характеризующих особенности психики, обычаев разных народов, которые в то время населяли Россию.век в ... составило целую эпоху в развитии отечественной культуры и науки: формулировка всеобщего закона сохранения вещества и движения, ...

Программа исторической науки о принципах

<…>(С. 11) В связанном с человеческим обществом культурном развитии не могут выявиться никакие силы, не существовавшие уже раньше в отдельной душе, поэтому и в развитии культуры не может быть никаких законов, которые уже не действовали бы в отдельной душе.

Конечно, уже Лацарус и Штейнталь не упустили из виду возможность этого последнего, основанного на отрицании существования мифологической “души народа”, возражения. И, по их мнению, “душа народа” в собственном смысле этого слова немыслима. <…> Задача психологии, скорее, в “изображении психического процесса или прогресса — следовательно, в открытии законов, по которым совершается всякая внутренняя деятельность человека, и в разъяснении причин и условий всякого прогресса и всякого повышения в этой деятельности”. Поэтому психология у Лацаруса и Штейнталя называется также “наукой о духе”, тогда как “наука о душе” будет, скорее, частью метафизики или натурфилософии, поскольку под “душой” мы будем понимать сущность, или субстанцию души, а под “духом” — деятельность души и ее законы. В этом смысле можно говорить если не о душе народов, то, во всяком случае, о духенародов

<…> (С. 12) <…>…В учении о душе еще ясно сказывается влияние метафизических точек зрения. <…> (С. 13) … Законы душевной жизни — в установлении которых и заключается задача психологии как науки о законах — должны заимствоваться не из понятия души, привнесенного со стороны, но из самого внутреннего опыта. Но тогда истинным объектом психологии будут, как это признали уже Лацарус и Штейнталь, в сущности,данные состояния сознания.Душа при этом будет уже не сущностью, находящейся вне этих данных душевных переживаний, но самими этими переживаниями; другими словами: различение между душой и духом, которое и без того уже перенесло понятие души из психологии в метафизику или даже в натурфилософию, в психологии совершенно лишено объекта. <…>

<…> (С. 16) <…> В психологической … области все … втянуто в поток того никогда не успокаивающегося духовного становления, которое хотя и может принять иные формы в области исторических явлений, однако и здесь в своих основах остается тождественным индивидуальной духовной эволюции, ибо всякое историческое развитие имеет свой источник в основных фактах духовной эволюции, проявляющихся и в индивидуальной жизни. Если, следовательно, когда-либо удастся в этой области подвести факты под законы, последние никогда не будут в состоянии удовлетворить нас, если сами они не будут по большей части носить характерзаконов развития.

<…> (C. 17) <…>Душевная жизнь в сознании человека иная, чем в сознании высших животных, отчасти даже психика культурного человека отличается от психики дикаря. И совершенно тщетны были бы надежды на то, что когда-нибудь нам вполне удастся подвести душевные явления высшей ступени развития под те же “законы”, которым подчинена психика на низшей ступени эволюции. Тем не менее между обеими ступенями развития существует тесная связь, которая и помимо всяких допущений генеалогического характера ставит перед нами задачу рассмотрения законов высшей ступени развития душевной жизни в известном смысле как продукта эволюции низшей ступени. Все духовные явления втянуты в тот поток исторической эволюции, в котором прошлое хотя и содержит в себе задатки развития законов, пригодных для будущего, однако эти законы никогда не могут быть исчерпывающим образом предопределены прошлым. Поэтому в каждый данный момент можно в крайнем случае предсказатьнаправление будущего развития, но никогда не само развитие. Главнейшая причина этого лежит в том, что уже при развитии общих функций сознания наряду с благоприятными для этого развития условиями, содержащимися в самих фактах психической жизни, важную роль всегда играет влияние внешних условий окружающей среды.

8 стр., 3919 слов

6. Влияние психиатрии на развитие психологии

... высказаны первые идеи об эволюции поведения. Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих ... – лангитюд и близнецовый метод. Социальная психология. Психология народов, психология масс. Лазарус, Лебон, Г.Тард, Макдаугл. Огюст ... гуманитарной версиям психологии. 2) Развитие дифференциальной психологии и проблемы тестирования. Дифференциальная психология имеет и ...

<…> Психология всюду имеет дело с процессами развития, которые, подобно всем духовным процессам, связаны с многочисленными внешними отношениями и с отношением к своему собственному телу. Поэтому в психологии так же невозможно установить законы душевной жизни в их абстракции от всех этих отношений, как и во всякой другой области исторического развития. Только в том случае, если мы допустим понятие “закона” не в принятом во всех эмпирических науках смысле абстрактного обобщения известных закономерных явлений в опыте, но придадим ему (С. 18) значение выведенной из метафизических предпосылок нормы, которой действительность по каким-либо основаниям должна подчиняться a priori, — лишь в этом случае “законы” могут принять вид таких вне всяких условий времени и внешних условий стоящих норм. Но такие, не выведенные непосредственно из предмета психологии, а привнесенные в нее из чуждой области законы до сих пор всегда оказывались непригодными для объяснения душевных явления, хотя не было, как это само собой разумеется, недостатка в попытках искусственным образом связать их с фактами. Но если бы даже подобная попытка и удалась, все же эти мнимые законы оставили бы незатронутой как раз главную проблему психологии — вопрос о развитии психики.

 

Главные области психологии народов

<…>…Одной из главных задач психологии навсегда останется исследование взаимодействия индивидуумов со средой и выяснение процесса развития. Если мы оставим в стороне непригодное для эмпирического исследования метафизическое понятие о душе и связанную с ним фикцию “законов” и будем понимать под “душой” лишь совокупное содержание душевных переживаний, а под психическими законами — замечаемую в этих переживаниях закономерность, то “душа народа” будет столь же приемлемым и даже необходимым объектом психологического исследования, как и индивидуальная душа. А так как закономерность заметна и в тех душевных процессах, которые связаны с взаимодействием и взаимоотношением индивидуумов, то психология народов с не меньшим, чем индивидуальная психология, правом может притязать на звание “науки о законах”. При таких условиях можно допустить, что предложенная Лацарусом и Штейнталем программа психологии народов неприемлема не потому, что вообще не существует такой науки с самостоятельной программой, но в силу слишком широкого объема программы и несовершенного определения задачи этой новой дисциплины.

23 стр., 11053 слов

Тема 2. История развития психологии

... История развития психологии   История развития психологии. Детерминанты развития психологии: социокультурный контекст, логика развития научного знания, личность ученого. Общая характеристика этапов развития психологии. Развитие предмета, методов, проблематики исследований в психологии ... человека, история, культурология и др. Для изучения дисциплины необходимы знания в области философии. ...

… Справедливые возражения вызывает уже формулировка задачиспециальной, или конкретной, части психологии народов. Она должна исследовать “действительно существующий национальный дух того или другого народа и специальные формы развития каждого из них”, следовательно, дать психологическое описание и характеристику отдельных народов. Но такое предприятие является истинной задачейэтнологии, которая с полным правом стремится к одновременному изображению физических и психических свойств того или другого народа в их взаимном отношении и в их зависимости от природы и истории. Конечно, временное выделение психологической части этого исследования может быть полезным в интересах разделения труда. Но никогда нельзя допустить в данном случае принципиального разделения… <…> Правда, этнология прежде всего может доставить материал для общей характеристики психических свойств человека, в связи с чем она, во всяком случае, является важной вспомогательной дисциплиной для психологии народов, однако соответствующей ей общей дисциплиной будет не психология народов, аантропология. Нои антропология занимает среднее место между физиологическим и психологическим исследованием человека, так как она в качестве естественной истории человека рассматривает его одновременно в его физических и духовных качествах.

Если мы выделим эти этнологические и антропологические проблемы, то в том, что, по Лацарусу и Штейнталю, составляет содержаниеобщей части психологии народов, останутся еще такие области, которые… должны быть исключены по крайней мере из основных, общих ее исследований. Прежде всего, сюда относитсявсеобщая история.Психология является для нее важным вспомогательным средством, так как психологическая интерпретация необходима для всякого более глубокого проникновения в связь исторических (С. 20) cобытий. Напротив, история, взятая сама по себе, ни в коем случае не может быть — в силу сложной природы исторических процессов — причислена к основным областям психологии народов. Исторические судьбы отдельного народа имеют столь своеобразный характер, что допускают лишь аналогии между различными эпохами, а не выведение общезначимых психологических законов развития. При исследовании в области всеобщей истории духовные мотивы сочетаются, напротив, с массой естественно-исторических и социологических условий, далеко выходящих за сферу задач психологического анализа, так как все эти элементы, взятые в целом, стремятся перейти уже вфилософское исследование. Поэтому всегда и во всех попытках формулировать общие законы исторического развития последние, независимо от степени удачности их формулировки, в силу внутренней необходимости носят характер философских принципов.

В тех случаях, когда в установлении этих законов принимает участие и психология народов… обсуждению непременно будут подлежатьчастные проблемы. Так, проблемы выяснения законов эволюции общества, обычаев и права, искусства, религии и т.д. прежде всего относятся к психологии народов и уже затем, в более общей связи, — к философии истории. Но предметом рассмотрения со стороны психологии народов эти отдельные процессы развития становятся лишь постольку, поскольку в них — в силу общих всем народам свойств человеческой природы — проявляются совпадающие по существу черты. Это приложимо прежде всегок начальному периоду общественной жизни, тогда как на позднейших ступенях развития вместе с ростом внешних и внутренних частных влияний разнообразие процессов эволюции все больше и больше оттесняет общезначимые психические мотивы и заставляет их растворяться в совокупности исторических условий; поэтому всеобщая история и психология народов соприкасаются лишь в том смысле, что обе эти дисциплины должны соединиться друг с другом, чтобы достичь философского исследования исторического человечества. Напротив, в общем они существенно уклоняются от эволюции в истории развитияискусства и науки.

3 стр., 1260 слов

Предмет, задачи, структура социальной психологии.История развития ...

... политикой, биологией, химией, физикой. 2. История развития социальной психологии Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа: 1. ... 2. Этап становления социально-психологического знания: - психология народов: «дух» нации противопоставлялся «духу» отдель-ных ... социальной Ψ за данные принимаются лишь факты открытого поведения; когнитивизм, напротив, делает акцент ...

Искусство в своих зачатках не представляет собой самостоятельной области общественной жизни: оно еще настолько тесно сливается на первоначальном периоде развития с мифами и обычаями, что отграничить его от них возможно лишь по общим формам, а не по основным мотивам его возникновения и первоначальной эволюции. Если наряду с внешними природными условиями и существуют технические и уже (С. 21) рано ставшие самостоятельными эстетические мотивы, определяющие художественное творчество, то сами они возникают отчасти из потребности в мифологии, которая должна объективироваться в мимических и пластических представлениях или в песне и повествовании, чтобы достичь самобытного развития. И наука первоначально совершенно сливается с мифологическим мышлением, и оно долго еще воздействует на нее. Еще более продолжительное время остается связанной с мифами… религия, в связи с чем проблема ее развития из мифологии является вообще одной из важнейших проблем психологии народов, вполне совпадающей… с проблемой развития самой мифологии. Всем этим трем областям обще то, что с момента их выделения из мифов и обычаев и начала самостоятельного существования отдельная личность решительнее начинает воздействовать на общее развитие, и в то же время все более резко начинают проявляться отличительные, характерные признаки отдельных циклов эволюции. Вместе с тем и исследования, относящиеся специально к психологии народов, выделяются из общего исторического исследования. Но так как и в психологии народов нет недостатка в общих мотивах, которые по большей части можно рассматривать как прямое продолжение сил, действующих на начальном периоде духовного развития человечества, то перед этой новой дисциплиной вырастает новая задача — указать пути, по которым можно перейти к этим историческим дифференциациям общего духовного развития. Здесь психология народов опять-таки соприкасается…, с одной стороны, с эстетикой и философией религии, а с другой — с философией истории.

Соответствующими этому остаются, в конце концов,трибольших области, требующих, по-видимому, специального психологического исследования, три области, которые — ввиду того, что их содержание превышает объем индивидуального сознания, — в то же время обнимают три основные проблемы психологии народов:язык, мифы и обычаи.

8 стр., 3545 слов

История и основные тенденции развития психологии в России

... психологии в XIX в. Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем, она отражала своеобразие социо-экономической истории народа. ... русский ученый-энциклопедист, физик, философ, поэт и писатель, создатель первой грамматики русского языка, основоположник системы русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и просвещения в XVIII ...

Конечно, и эти три области прежде всего являются объектами чисто исторического исследования, и психологическое объяснение в этом исследовании, как и во всякой истории, принимается во внимание лишь как вспомогательное средство интерпретации. Но от истории в собственном смысле слова эти три области отличаютсяобщезначимым характером определенных духовных процессов развития, проявляющихся в них. Однако проявляется этот характер отнюдь не во всех фактах: каждый язык, каждый национальный мифологический цикл и эволюция обычаев находятся в зависимости от своеобразных, не сводимых ни к каким общезначимым правилам условий. (С. 22) Но наряду с проявлением этого своеобразного характера, присущего им. как и всякому историческому процессу, они подчиняются — в отличие от продуктов исторического развития в узком смысле этого слова —общим духовным законам развития.

Причина этого явления заключается в том, что эволюция этих общих всему человечеству созданий его творческого духа основывается на общности духовных сил, проявления которых поэтому также согласуются в известных общих чертах. В истории аналогичное отношение наблюдается лишь в известных индивидуальных мотивах поведения, которые равным образом всюду повторяются в силу нашей общей всему человечеству организации. Однако в этом случае индивидуальные мотивы в силу многократного перекрещивания интересов никогда не могут обеспечить обусловленным ими поступкам универсального значения для общего хода исторического развития… Таким образом, ииндивидуальная психология по отношению к внешней истории народов всегда играет роль вспомогательного средства…

<…> …Все возникающие из общности духовной жизни процессы эволюции становятся проблемами самостоятельного психологического исследования… Психология народов, со своей стороны, является частью общей психологии, и ее результаты часто приводят к ценным выводам и в индивидуальной психологии, так как язык, мифы и обычаи — эти продукты духа народов — в то же время дают материал для заключений также и о душевной жизни индивидуумов. Так. например, строй языка, который, взятый сам по себе, является продуктом духа народа, проливает свет на психологическую закономерность индивидуального мышления. Эволюция мифологических (C. 23) представлений дает образец для анализа созданий индивидуальной фантазии, и история обычаев освещает развитие индивидуальных мотивов воли. Как индивидуальная психология, с одной стороны, служит для освещения проблем психологии народов, так, с другой стороны, и факты, почерпнутые из психологии народов, приобретают значение ценного объективного материала для объяснения состояний индивидуального сознания.

<…> Совершенно аналогичное отношение мы находим и между историей народов и психологией народов. <…> (С. 24) <…> …Психология народов многое черпает из истории, чтобы, в свою очередь, предоставить себя в распоряжение последней как одну из важнейших ее основ.

15 стр., 7496 слов

Основные этапы развития психологии, основные направления развития ...

... сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология. В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, ...

<…> Для истории языка развитие и постепенное изменение звуков, грамматических форм, дифференциация частей речи, изменение значения слов и выражающиеся в них дифференциация и изменение понятий являются составными частями известного замкнутого исторического цикла, который не утратил бы своего значения и в том случае, если бы наблюдался в такой форме всего один раз. Психология языка усматривает во всех этих процессах формы проявления общей духовной жизни…Тот факт, (С. 25) что слово “König”, король, происходит от готского слова “Kurd”, племя, а затем, приняв окончание мужского рода, стало означать “человек племени”, представляет для историка интерес, лишь поскольку он указывает на те первобытные времена, в которые власть принадлежала знатным по рождению людям. Для психолога же на первый план выдвигается вопрос о том, на каком проявляющемся и в других подобных примерах ходе представлений основывается такой переход понятий, так что каждый отдельный случай психолог пытается представить как образец общего закона изменения представлений в духе народа. Различные обряды германских и славянских народов, указывающие на широко распространенный некогда культ духов деревьев, лесных, полевых духов, интересуют историка как пережиток древних религиозных воззрений и ранних стадий культурного развития; подобные же культы у древних и многих восточных народов вызывают интерес историка как ценные следы доисторических сношений этих народов между собой. Психолога, напротив, занимает совершенно другой вопрос — о том, какие общие условия генезиса лежат в основе этих своеобразных культов и связанных с ними представлений, каким психологическим причинам обязаны они своим продолжительным существованием при самых различных культурных условиях и чем психологически обоснованы идущие рука об руку с развитием культуры изменения связанных с культом представлений, всюду сходные в наиболее существенных своих чертах. И здесь, следовательно, психологическое исследование в конце концов будет стремиться к тому, чтобы свести подобные процессы к общезначимым законам развития.

Итак, пытаясь определить и отграничить те области, в которых психологическое исследование может идти рука об руку с историческим, мы снова приходим к языку, мифам и обычаям, так как в этих областях искомый характер общей закономерности сочетается с выражающимся в жизни как индивидуума, так и народов характером исторического развития. Язык содержит в себе общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи. Мифы таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями. Наконец, обычаи представляют собой возникшие из этих представлений и влечений общие направления воли. Мы понимаем поэтому здесь термины “миф” и “обычаи” в широком смысле, так что термин “мифология” охватывает все первобытное миросозерцание, как оно под влиянием общих зачатков человеческой природы возникло при самом зарождении научного мышления; понятие же “обычаи” обнимает собой одновременно и все те зачатки правового (С. 26) порядка, которые предшествуют планомерному развитию системы права как историческому процессу.

<…> …Язык, мифы и обычаи представляют собой общие духовные явления, настолько тесно сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого. Язык не только служит вспомогательным средством для объединения духовных сил индивидуумов, но принимает, кроме того, живейшее участие в находящем себе в речи выражение содержании; язык сам сплошь пронизан тем мифологическим мышлением, которое первоначально бывает его содержанием. Равным образом и мифы, и обычаи всюду тесно связаны друг с другом. Они относятся друг к другу так же, как мотив и поступок: обычаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку. И эти действия… делают более прочными и развивают дальше представления, из которых они проистекают. Исследование такого взаимодействия является поэтому — наряду с исследованием отдельных функций души народа — важной задачей психологии народов.

4 стр., 1767 слов

Представление о предмете психологии в различных психологических школах 2

... «эмпирический» образовано от греческого слова «эмпейра» - опыт. Эмпирическая психология полностью противоречит представлениям традиционной психологии. Представители данного направления считали, что душа и тело - два ... является работа Р. Декарта «Страсти души». 2. Эмпирическая психология Но представления, о душе, как предмете психологии являлись слишком идеалистическими. Поэтому в конце XVII века ...

<…> (С. 27) <…> Предметом психологического исследования, которое имеет своим содержанием народное сознание в том же смысле, в каком индивидуальная психология имеет содержанием индивидуальное сознание, может быть …естественным образом лишь то, что для народного сознания обладает таким же общим значением, какое для индивидуального сознания имеют исследуемые в индивидуальной психологии факты. В действительности, следовательно, язык, мифы и обычаи представляют собой не какие-либо фрагменты творчества народного духа, но сам этот дух народа в его относительно еще не затронутом индивидуальными влияниями отдельных процессов исторического развития виде.

(С. 28)

Спорные вопросы психологии народов

<…>

Психология народов с самого начала должна была вести эту борьбу на два фронта. У нее не только оспаривали ее право на существование вообще, но, кроме того, каждый из главнейших вопросов в ее области, когда доходила до него очередь, она исследовала уже как спорный, так что об этой дисциплине можно, пожалуй, сказать, что она возникла из стремления проложить новый, по возможности богатый результатами путь к решению старых проблем. Поэтому отрицательное отношение к этой новой науке отчасти находится в тесной связи с отрицанием поднятых ею проблем. Кто признает вопрос о первоначальных мотивах возникновения языка, мифов и обычаев неразрешимым по той причине, что совершенно не существует исторических документов, восходящих по времени к их генезису, тот, естественно, склонен вообще отрицать психологию народов и все, что она считает своим достоянием, относить к области истории или, поскольку она недостаточна, к области даже индивидуальной психологии. <…>

<…> (С. 29) <…> …Пунктом согласия друг с другом всех противоположных психологии народов направлений будет служить индивидуалистический принцип. <…> Психология народов, восставая против этой односторонне индивидуалистической точки зрения, сражается в то же время (С. 30) за свое право на существование…

… <…> Взаимодействие индивидуумов, при котором каждый оказывается одновременно и дающим, и получающим, никогда не могло бы возникнуть, если бы каждый индивидуум не побуждался воздействующими на него раздражениями к движениям, служащим естественным средством выражения его представлений и аффектов. Поэтому я нахожу малоправдоподобным мнение…, что взаимодействие между индивидуумами и обществом вообще возможно лишь путем подражания. Всякая попытка объяснить такие общие образования из подражания или… из подражания единичному примеру, данному индивидуумом, непременно ведет на деле к психологически невозможным конструкциям. Поучительными (С. 31) примерами в этом случае могут… служить в особенности явления смешения языков или влияния одного языка на другой, — примерами, которые, казалось бы, прежде всего, поскольку речь идет об общих процессах в развитии языка, должны бы были навести на мысль о подражании. <…> Первое, что мы наблюдаем, — это тот факт, что большее или меньшее число индивидуумов усваивает оба языка. Такие владеющие двумя языками индивидуумы или вносят в родной язык слова, заимствованные из чужого языка, или же смешивают формы речи склонений и спряжений. Так, выходцы из Пфальца в Пенсильвании снабжают в простонародном диалекте английские слова немецкими формами склонения и спряжения; таким же путем впервые турецкая гармония гласных перешла в румынский язык, несомненно, через посредство румын, владевших обоими языками. Если мы назовем этот процесс подражанием, то придется сказать, что говорящий подражает в этом случае самому себе. Но так как ясно, что подобное перенесение форм из одного языка в другой совершается бессознательно, то весь этот процесс вообще не имеет ничего общего с подражанием; суть дела здесь, как и во многих других (С. 32) явлениях языка, в одном из тех процессов психофизической ассимиляции, которые проявляются на всех ступенях душевного развития.

Итак, подражание является лишь сопровождающим фактором при взаимодействиях в человеческом обществе, иногда же, как в последнем примере, оно бывает, в сущности, лишь неточным, заимствованным из вульгарной психологии описанием ассоциативного процесса, отличного от подражания в собственном смысле слова. Наконец, в многочисленных случаях перехода звуков и изменения значения слов подражание не заслуживает внимания даже в этом переносном смысле слова. Это бывает во всех тех случаях, когда члены одной и той же языковой общины подвергаются приблизительно одинаковым природным и культурным влияниям. <…>