Тема 1. Культурология образования

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра философии

Планы семинарских занятий по дисциплине «культурология»

Методические указания

для студентов I курса экономических специальностей

Новокузнецк

2010

ББК 87.66 я 7

П 372

Рецензент

доктор культурологии, профессор

и.о. заведующего кафедрой социологии, политологии и права

ГОУ ВПО «СибГИУ»

Н.К. Анохина

П 372 Планы семинарских занятий по дисциплине «Культурология»: метод. указ. / Отв. редактор Л. В. Быкасова, И.Г. Верхотурова, Т.Л. Готьятова, Е.Б. Каймашникова, А.В. Марунов, Л.Б. Подгорных; СибГИУ – Новокузнецк, 2010 — 21 с.

Определяется круг вопросов к семинарским занятиям, предполагающим получение студентами необходимых знаний по дисциплине «Культурология».

Планы семинарских занятий составлены на основе компетентностного подхода в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ по культурологии.

Предисловие

Сегодня культурная проблематика, идеи личностного становления и развития привлекают к себе все больше внимания. Система образования должна адекватно реагировать на эту настоятельную потребность. В этой связи значительно повышается роль и значение культурологического знания.

Российская теория и практика преподавания культурологии в высшей школе обладает большим потенциалом методов, форм и средств обучения, при этом основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда преподаватель выступает, в основном, в качестве информатора студентов. Очевидно, что в свете современных требований к будущим специалистам (выпускникам вузов), которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества специалиста как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере.

12 стр., 5777 слов

По дисциплине «Культурология» На тему «Современные трактовки смерти»

Министерство образования Российской Федерации Государственный университет управления Кафедра культурологии РЕФЕРАТ По дисциплине «Культурология» На тему «Современные трактовки смерти» Выполнила: студентка ИСУ 3-1в/о Кирсанова А.Н. Проверила: Шахматова Е.В. Москва 2004г. Содержание 1. Введение 2. Что значит слово "Смерть"? 2.1. Смерть глазами некоторых мировых религий 2.1.1. Христианство. 2.1.2. ...

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от преподавателей вузов применения новых методов, приемов и форм работы. Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является использование компетентностного подхода. Компетентностный подход предполагает не усвоение студентами отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Предлагаемое методическое издание «Планы семинарских занятий по культурологии» разработано на основе компетентностного подхода и предназначено для студентов 1 курса дневного отделения всех специальностей вуза. Настоящее издание должно содействовать тому, чтобы процесс изучения культурологии был сориентирован не столько на запоминание тех или иных положений, сколько на их творческое усвоение и применение к решению жизненно-профессиональных проблем студентов.

Методическое издание состоит из шести тем, соответствующим основным разделам программы по культурологии. Каждая тема сопровождена вопросами, привлекающими внимание студентов к различным аспектам той или иной проблемы; актуализирована перечнем ключевых понятий и списком рекомендуемой учебной литературы и литературы для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. К темам № 3 и № 6 рекомендуется создать мультимедийные презентации, с помощью которых можно реализовать коммуникативную задачу обучения студентов. Требования к содержанию мультимедийных презентаций прилагаются.

Настоящее издание составлено с участием преподавателей кафедры философии ГОУ ВПО «СибГИУ»:

— тема 1. «Культурология образования» подготовлена к.ф.н., доцентом Л.Б. Подгорных;

— тема 2. «Организационная и корпоративная культура» — к.ф.н., доцентом И.Г. Верхотуровой;

— тема 3. «Молодежная субкультура: социокультурный аспект» — к.к., доцентом Л.В. Быкасовой;

— тема 4. «Семья, её место и роль в культуре» — к.и.н., доцентом Е.Б. Каймашниковой;

— тема 5. «История и теория российской культуры» — к.ф.н., доцентам Т.Л. Готьятовой и к.ф.н., доцентом А.В. Маруновым;

— тема 6. «Урбанизация как социокультурная проблема» — к.и.н., доцентам Е.Б. Каймашниковой и к.к., доцентом Л.В. Быкасовой.

Отзывы, замечания и пожелания просьба направлять по адресу: Новокузнецк, ул. Кирова, 42, СибГИУ, кафедра философии.

Календарно-тематический план семинаров по дисциплине «Культурология» на II семестр:

Неделя

Тема

Часы

1

Вводный семинар

2

2

Культурология образования

2

3

Организационная и корпоративная культура

2

4

Молодежная субкультура: социокультурный аспект

2

5

Семья, её место и роль в культуре

2

6

История и теория русской культуры

4

7

Урбанизация как социокультурная проблема

2

Итого:

16

Рекомендуемая учебно-методическая литература:

  1. Алексеев а.И., Измозик в.С., Куликов ю.С., Лейберов а.И., Лещев в.Л., Павлов б.В., Рудник с.Н. Культурология. История культуры России: Учебное пособие. — сПб.: Изд-во сзту, 2005. — 220 с.

  2. Гуревич П.С. Культурология.- М.: Гардарики, 1999. — 278с.
  3. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. — М., Аспект— Пресс, 1997. — 375 с.
  4. Кравченко А.И. Культурология.- М.:Академический проект, 2001. — 496с.
  5. Культурология. История и теория культуры. Учебное пособие. — М., изд-во Знание, 1996. — 160 с.
  6. Культурология. Курс лекций. Под. ред. Радугина А.А. — М., изд-во центр, 1996. — 304 с.
  7. Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Высшее образование, 2007. — 566 с.
  8. Малюга Ю.Я. Культурология. — М.:Инфра-М, 1999. — 333с.
    1. Мамонтов А.С., Мамонтов С.П. Культурология: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2005. — 335 с.
  9. Поликарпова В.А. Введение в культурологию: Учебное пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. — 260 с.

Тема 1. Культурология образования План семинара: Вариант 1. Культура и образование: общее и особенное

  1. Смысл понятий «грамотность», «просвещение», «образование», «воспитание», «информирование», «обучение».
  2. Цели и модели образования в истории культуры – от первобытнообщинного до современного общества.
  3. Миссия университета в европейской и отечественной культуре.

Ключевые понятия: грамотность, информированность, просвещение, обучение, воспитание, образование, образованщина, непрерывное образование, самообразование, дилетант, бакалавр, магистр, университет, Альма-матер, утилитаризм, прагматизм, миссия.

Цели семинара:

— иметь представление об образовании как социокультурном институте

— знать историю возникновения и основные модели развития университетского европейского и отечественного образования

— оценить и спланировать собственную образовательную траекторию.

Компетенции:

— общекультурная: осведомленность в сфере истории университетского образования;

— ценностно-смысловая: обеспечение механизма самоопределения студента в образовательной деятельности;

— информационно-коммуникативная: умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать, преобразовывать и передавать тематическую информацию.

Методические рекомендации:

Семинар может быть организован в двух вариантах. 1 вариант рассчитан на 2 часа и предполагает обсуждение всех вопросов, где вопрос об университетском образовании (4) рассматривается как один из многих. Центральное место отводится эволюции моделей образования в истории культуры.

2 вариант ориентирован на 4 часа, поскольку 3 вопрос «Миссия университета в европейской и отечественной культуре» вынесен отдельно как тема круглого стола или мини-конференции. Акцент на этом вопросе представляется оправданным, что просматривается в сформулированных выше целях и компетенциях.

Литература к 3 вопросу сконцентрирована под номерами с 5 по 13.

Для специальности «Социальная работа», исходя из ее специфики, предложен перечень тем для рефератов по выбору.

Вариант 2. Миссия университета в европейской и

отечественной культуре.

План круглого стола:

  1. Европейская модель университета: условия возникновения и варианты развития.

    1. 1.1. Возникновение университетов в Европе. Понятия «universitas» «stadium denerale» и «Alma Mater»
    2. 1.2. Идеальная модель университета английского кардинала Джона Генри Ньюмена (1801-1890) и 2 тенденции ее развития.
    3. 1.3. Идеальная модель классического университета Вильгельма Гумбольдта (1767-1835) и ее воплощение в Германии Х1Х в.
    4. 1.4. Развитие европейской модели университета в Америке: Томас Джефферсон (1763-1826), Торстейн Веблен (1857-1929), Абрахам Флекснер (1866-1959)
    5. 1.5. Концепция культурной миссии университета в Х1Х века Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955)
    6. 1.6. К. Ясперс и его идеальная модель университета для недалекого будущего.
    7. 1.7. Дискуссии об университетском образовании в первой половине ХХ в.: Роберт Мейнард Хатчинс (1899) против Джона Дьюи (1859-1952) и Сиднея Хука (1902)
    8. 1.8. Место и роль университета в прогностических концепциях ХХ в. Даниэл Белл «Либеральное образование в постиндустриальном обществе» и Кларк Керр «Плюралистическое индустриальное общество и его мультиверситет»
  2. Значение университетов в истории отечественной культуры.

2.1. Особенности российской системы образования и первые университеты.

2.2. Проблемы университетского образования в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870), Н.И. Пирогова (1810-1881) Д.И. Писарева (1840-1868)

2.3. Н.Н. Вагнер (1829-1907), Н.И. Кареев (1850-1931) Д.И. Менделеев (1834-1907) об идеалах университетского образования.

2.4. Идеи В.И. Вернадского (1863-1945) о задачах высшей школы и «учащемся народе» на рубеже Х1Х-ХХ вв.

2.5. Борьба за становление высшего женского образования в России и обеспечение его качества выдающимися учеными.

2.6. Университеты в провинциальных российских городах до и после 1917 года.

2.7. А.И. Солженицын: Образование и «образованщина».

2.8. СибГИУ – история и современность. Становление научных школ, вклад в науку и культуру России.

2.9. Студенческие традиции – мифы и реальность.

3. Проблемы университетов ххi века в контексте Болонского процесса. Литература:

  1. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. — 270 с.
  2. Гусинский Э.Н. Образование личности. М. Интерпракс. 1994. —

136 с.

  1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М.: Просвещение, — 1995.
  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Проспект, — 1996.
  3. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре М.: фонд «Новое тысячелетие» 1994. — 240 с.
  4. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Т.: Изд. Томского университета 1998. — 580 с.
  5. Роуг В. Университет как явление средневековой культуры. // Alma Mater. 1991 №7.
  6. Жуков В.И. Университетское образование: история, социология политика М.: «Академический проект», 2003. — 384 с.
  7. Скотт П. Глобализация и университет // Alma Mater М. 2002. №4.
  8. Солженицын А.И. Образование и образованщина // Новый мир. – 1991. № 5. — С.28-46.
  9. Радаев В.В. Студент — жертва устойчивого прагматического психоза // Политический журнал. — 2005. №34 (85) — С. 63-65.
  10. Силичев Д.А. Болонский процесс и модернизация образования в России. // Вопросы философии. 2009. №8. — С. 81-90.
  11. Балацкий Е. Институциональные конфликты в сфере высшего образования // Свободная мысль. 2005. №11. — С. 23-38.

Темы для реферативных работ студентов специальности «Социальная работа»:

  1. Культурно-исторические условия образования. История вопроса.
  2. Педагогика и культура: особенности их интеграции и дезинтеграции в ХХ в.
  3. Культура образовательных процессов: ХХ1 в.
  4. Понимание качества образования в контексте развития культуры.
  5. Культура и образование как способы культивирования души.
  6. Национальные традиции воспитания.
  7. Культурологические взгляды на воспитание Ж.-Ж. Руссо и И.Канта.
  8. Формирование ценностей свободного воспитания (Дьюн, Монтессори, Фребель)
  9. Значение идей Франка, Бердяева, Лосева, Бахтина, Лотмана, Лихачева для образования (по выбору).
  10. Особенности молодежного сознания и черт молодежных субкультур. Их учет в воспитании
  11. Творческие способности как цель или побочный продукт образования.
  12. Новый век – новое понимание мира, образования и его мышления.
  13. Идея непрерывного образования в культуре ХХ в.
  14. Что такое образование для взрослых.
  15. Образование в контексте глобализации общества.

Тема 2. Организационная и корпоративная культура План семинара:

  1. Понятие «корпоративная культура», «организационная культура» и их концепции.
  2. Корпоративные ценности и идеология организационной культуры.
  3. Типы личности и создание материальных и нематериальных мотиваций к труду в соответствии с этими типами.
  4. Виды корпоративных культур.

Ключевые понятия: корпоративная культура, организационная культура, профессионализм, провозглашаемые ценности, философия предприятия, менеджмент, маркетинг, бизнес, стратегия, субкультура предпринимательства.

Цели семинара:

— иметь представление о культуре предпринимательской деятельности, о связи социально-гуманитарной теории и практики, о возможности сотрудничества ученых и предпринимателей;

— знать сущность и основные элементы организационной культуры;

— формировать ценности, нормы и поведенческие модели культуры предприятий, обеспечивающие продуктивную профессиональную деятельность.

Компетенции:

— общекультурная: осведомленность в сфере предпринимательской культуры;

— социально-трудовая: овладение эффективными способами организации предпринимательской деятельности;

— информационно-коммукативная: умение самостоятельно анализировать, отбирать, передавать тематическую информацию и знание способов взаимодействия предпринимательства и культуры.

Методические рекомендации:

Семинар необходимо начать с рассмотрения дефиниций «корпоративная культура» и «организационная культура», затем выявить основные ценности, оказывающие решающее воздействие на состояние сплоченности и групповое поведение представителей учебного, трудового коллективов. Представляется необходимым, привлечь материалы культурологических, социологических и экономических исследований, позволяющие получить целостное представление о различных видах корпоративных культур (литература сконцентрирована под номерами 1-15).

Литература:

1. Веснин В.Р. Организационная культура // Социально-гуманитарные знания. – 2001.- № 3.- с. 184-201.

2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1994. – 320 с.

3. Гибсон Джеймс Л., Иванцевич Дж., Доннели Дж. Х.-мл. Организация: поведение, структура, процессы. – М.: Инфра-М, 2000. – 280 с.

4. Глумаков В. Н. Организационное поведение. Учебное пособие/ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002. – 256 с.

6. Егоршин А. П. Управление персоналом. Учебник для вузов. — 4-е изд., испр. — Н. Новгород: НИМБ, 2003. — 720 с.

7. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. «Менеджер: психологические секреты профессии» М., «Депо», 1992. – 168 с.

8. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. – М,: Инфра-М, 2000. – 384 с.

9. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2001. – 528 с.

10. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лана, 1999. – 224 с.

11. Красовский Ю.Д. — Организационное поведение . Учебник. М., «Новая школа», 2001. – 278 с.

12. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. – М:, Финансы и статистика, 1998. – 198 с.

13. Организация и ее деловая среда / В. Г. Смирнова, Б. З. Мильнер, Г. Р. Латффулин и др. – М.: Инфра-М, 2000. – 156 с.

14. Паркинсон С. Н., Рустомджи М. К. Искусство управления. — СПБ.: Лениздат,1999. – 272 с.

15. Радугин А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. М.: Центр, 1998. – 432 с.

Темы для реферативных работ:

1. Корпоративная реклама.

2. Алгоритм формирования корпоративной культуры на предприятии.

3. Исследование влияния корпоративной культуры на деятельность предприятия.

4. Перспективы развития благотворительных фондов в современных российских условиях.

5. Понятие и значимость корпоративной культуры в организации.

6. Обеспечение корпоративной безопасности.

7. Понятие и принципы корпоративной культуры.

8. Кодекс корпоративного поведения.

Тема 3. Молодежная субкультура: социокультурный аспект План семинара:

1. Соотношение понятий «культура», «субкультура», контркультура.       2. Молодежная субкультура в современном мире: социальные истоки формирования . 3. Виды молодежных субкультур.       4. Проблема укрепления гражданских ценностей и воспитания патриотизма современной молодежи. Толерантность в молодежной среде.

Ключевые понятия: культура, субкультура, контркультура, металлисты, роккеры, панки, системные ребята, брейкеры, хайлайфисты, мажоры, люберы, гопники, скинхеды, яппи, нео-яппи

  

Цели семинара:

— сформировать представление о молодежной субкультуре как о социокультурном феномене;

— проанализировать мотивы и цели индивидума, реализующиеся в субкультурной жизни;

— способствовать выработке собственной гражданской позиции.

Компетенции:

— общекультурная: овладение эффективными способами организации свободного времени;

— личностного самосовершенствования: умение проявить себя, реализовав способности, невостребованные социумом;

— коммуникативная: знание способов взаимодействия с окружающим миром и реализация потребности общения с единомышленниками.  

Методические рекомендации:

Особое внимание следует обратить на выявление причин возникновения молодежных субкультур и контркультур. Пониманию состояния современных молодежных субкультур поможет обращение к конкретным материалам социологических и культурологических исследований стиля жизни и субкультурных характеристик молодежи. Итогом семинара может стать просмотр мультимедийных презентаций о молодежных субкультурах, которые позволят закрепить полученные знания.

Литература:

  1. Гришин В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде. // Общественные, самодеятельные движения. М., 1990. –с. 48-56.
  2. Ерасов Б. С. Социальная культурология., — М.: Аспект Пресс, 2000. – 480 с.
  3. Желязнова М. Молодежь как субъект культурных инноваций. // Молодежь в социальной сфере., — М., 1990.
  4. Заярная О. Г. Металлисты. // По неписаным законам улицы. — М., 1991. – с. 203-218.
  5. Иконникова Н. Г. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования. – 1995. — № 11. – с. 26-34.
  6. Информация и научные исследования культуры. — М., 1988. – 150 с.
  7. Ионин Л. Г. Основания социокультурного анализа. — М.: Логос, 1996. – 160 с.
  8. Ионин Л. Г. Социология культуры. — М.: Логос, 1995.
  9. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян).

    — М.:Высш. школа, 1999.

  10. Черныш М. Ф. Некоторые подходы к социологической теории неформальных объединений. // Молодежь в социальной сфере, — М., 1990.

Темы для реферативных работ:

  1. Актуальные проблемы подростковой субкультуры.
  2. Молодежные субкультуры.
  3. Типология молодежных субкультур.
  4. Молодежь как социальная группа.
  5. Самооценка молодёжи как индикатор её идентификации.
  6. Теоретические подходы к пониманию феномена субкультуры.
  7. Исследование влияние телевидения на сознание молодежи.
  8. Молодежная политика в России.

Тема 4. Семья, её место и роль в культуре.

План семинара:

1. Роль семьи в истории культуры.

2. Проблемы семейных ценностей в западной и отечественной традиции.

3. Генеалогия семьи.

4. Повышение статуса семьи в обществе.

Ключевые понятия: семья, семейные ценности, культурные традиции, любовь, верность, взаимопомощь, взаимопонимание.

Цели семинара:

— иметь представление о семье как об основном носителе культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимом условии социализации личности.

— понимать место и роль семьи в жизни общества

— способствовать повышению статуса семьи в обществе, пропаганде семейных ценностей, созданию привлекательного образа семейной жизни, материнства, отцовства.

Компетенции:

— общекультурная: осведомленность в основах семейных явлений и традиций;

— ценностно-смысловая: осознавать роль и предназначение семьи как носителя культурных ценностей общества и народа;

— социально-трудовая: овладение знаниями сферы семейных отношений и обязанностей.

Методические рекомендации:

Особое внимание студентов должна привлечь проблема роли семьи в истории культуры. Анализ теоретических подходов, рассматривающих семейные ценности в западной и отечественной традиции, рекомендуется соотносить с конкретными примерами из истории и современности, которые позволяют выявить не только виды и типы семьи, но и её диалектический характер развития. Завершить семинар предлагается дискуссией о повышение статуса семьи в обществе, в результате которой будут закреплены полученные знания и сделаны выводы по обсуждаемым вопросам.

Литература:

1. Амелина А.Н. Формирование культурной личности в современном российском обществе. – М.: Приор, 2005. – 246 с.

2. Анисимова М.В. Эстетическое воспитание в семье и дома. М.: Приор. — 2001.

3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. – М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. – 352 с.

4. Кириллов А.С. Культурология. – М.: Олма Пресс, 2005.

5. Миронов А.К. Культурология. – М.Приор, 2004.

6. Хрестоматия по философии // Сост. Попов А.В. – М., 1997. – 416 с.

Список дополнительной литературы:

1. Антонов А. И. Социология семьи. М., 2005. С. 291.

2. Белогуров А.Ю. Семья в социокультурном и педагогическом измерении постиндустриального мира // Социологические исследования, 2004, № 11.

3. Витек К. Проблемы супружеского благополучия.- М.,2008

4. Гаспорян Ю.А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы.- Спб.,1999

5. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.- Спб.,1998

6. Иванова С.А. Молодежная культура и субкультура. – М., 2005.

7. Пименова А.Н. Воспитания нравственной личности в семье. // Экспертиза, 2007, № 11

8. Православные традиции, семья и школа в современной России. // Педагогика. 2005. № 1. С. 5–13.

9. Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность. – М.: Ладомир, 2002.

10. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X–XIX вв.).

– М.: Ладомир, 1997.

11. Семейные отношения в России: муж и жена. // Сергеева А.Р. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М.: Флинта, Наука, 2005. С. 98–125.

12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. — М.: Политиздат, 1986, — 639 с.

13. Яковлев П.А. Эстетизация семейного досуга.- М., 2006.

Темы для реферативных работ:

  1. Типология семей и их воспитательный потенциал.
  2. Семья как социокультурный феномен.

3. Уровень жизни семей разных де­мографических типов. 

4. Молодая семья – будущее России.

5. Роль мужчины и женщины в семье.

6. Любовь в разных культурах и её философско-художественное осмысление.

Тема 5. История и теория российской культуры

Занятие 1.

План семинара:

1. Специфические особенности и своеобразие российской культуры.

2. Проблемы и направления в культурологической мысли России XIX-XX вв.

3. «Русская идея» как организующий принцип русского самосознания.

4. «Почвенничество», «западничество» и евразийство как феномен русской культуры.

Занятие 2.

План семинара:

1. «Золотой век» русской культуры, взлет литературы и искусства как результат просвещения. Система ценностей русской культуры.

2. «Серебряный век» русской культуры. Интеллигентность как феномен русской культуры. Евразийство 20-х и 90-х гг. XX века.

3. Самозванство как феномен русской культуры. Игра и театральность, праздник и русская сказка как основания для понимания природы самобытности русского характера.

4. Ценностные ориентиры и понятия в русском культурно-смысловом архитектоническом пространстве: совесть, ответственность, свобода, справедливость, государство, власть, порядок, авторитет, труд, патриотизм, благотворительность, милосердие, соборность, всеединство, Богочеловечество.

Ключевые понятия: русская идея, почвенничество, славянофильство, западничество, золотой век, серебряный век, евразийство, декадентство, икона, классицизм, соборность, всеединство, модерн, постмодернизм.

Цели семинара:

— иметь представление о наиболее актуальных, практически значимых вопросах теории и истории российской культуры;

— знать историю становления и развития культурологических концепций в России, дефиниции ключевых понятий теории российской культуры;

— изложить и оценить альтернативные точки зрения на ключевые проблемы истории и теории российской культуры, освободиться от стереотипности и догматизма суждений о ней.

Компетенции:

— общекультурная: осведомленность в области ключевых проблем истории и теории российской культуры;

— ценностно-смысловая: ориентированность в аксиологическо-смысловом пространстве российской культуры;

— информационно-коммуникативная: выработать у студентов потребность к самостоятельному, свободному, творчески активному подходу и осмыслению тематического материала в контексте современной социально-политической и экономической ситуации.

Методические рекомендации:

Изучение этой темы следует начать с выявления особенностей и своеобразия российской культуры. Для того чтобы получить четкое представление об истории и теории российской культуры, важно рассмотреть, как она складывалась, какие культурологические теории возникали, формулировались и развивались в процессе ее эволюции. Большую ценность для расширения культурологического кругозора студентов представляет рассмотрение ценностных ориентиров и понятий, характеризующих русское культурно-смысловое архитектоническое пространство.

Список основной литературы:

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

2. Чаадаев П. Собр. соч. М., 1991. Т.1.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

4. Соловьев В.С. Собр. соч. М., 1990. Тт. 2, 3.

4. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992.

5. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 2004.

6. Бердяев Н.А. Новое средневековье: Размышление о судьбе России и Европы. М., 1991.

7. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990.

8. Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002.

9. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2 т. Спб., 1992.

10. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.

11. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990.

12. Русская идея. М., 1992.

13. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

14. Яковенко И. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. 1994. № 2.

15. Ерасов Б.С. Россия в евразийском пространстве // Общественные науки и современность. 1994. № 2.

16. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990.

17. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7, 9.

18. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зенина М.Р. Культура России IX-XX вв. М.,1996.

Список дополнительной литературы:

1. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь, М., 1997.

2.Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

5. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 30 т. Л., 1983. Тт. 25,26.

6. Мережковский Д.С. Больная Россия. Избранное. Л., 1991.

7. Русская философская поэзия. Четыре столетия. Спб., 1992.

8. Размышления о России и русских. М., 1994.

9. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993.

10. История русской литературы XIX- начала XX века. Библиографический указатель. Спб., 1993.

11. Смирнов И.П. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994.

12. Русская идея. М., 1992.

13. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. М., 1990. №8.

14. Барабанов Е.В. Русская идея и кризис идентичности // Вопросы философии. М., 1991. №8.

15. Громов М. Н. вечные ценности русской культуры: К интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. М., 1994. № 1.

16. Российская ментальность (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. М., 1994. №1.

17. Толстой Л.Н. Не могу молчать. М., 1985.

18. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. М., 1993.

19. Герцен А. И. Избр. филос. соч. М., 1997.

20. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1989.

21. Гачев Г. Д. Национальный космо-психологос // Вопросы философии, 1994. № 12. С. 65-78.

22. Касьянова К. Что такое национальный характер? // Родина, 1994. №2.

23. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

24. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии, 1995. № 6.

25. Вознесенский А. Язык как показ // Вопросы философии, 1996. № 2.

26. Щукин В.Г. Христианский Восток и тоника русской культуры // Вопросы философии, 1995. № 4.

27. Карасев Л. Онтологический взгляд на русскую культуру // Знание-сила, 1996. № 7.

Темы для реферативных работ:

1. Особенности становление русской культурологической мысли XIX-XX вв.

2. Роль взглядов П.Я. Чаадаева в русской культуре с учетом противостояния славянофильства и западничества.

3. Культурологические идеи Н.Я. Данилевского и современность.

4. Значение философского наследия В.С. Соловьева для судеб русской культуры.

5. Философия всеединства и её преломление в жизни общества, в процессах познания и судьбах культуры.

6. Соловьев В. С. о всемирно-исторической миссия России.

7. Бердяев Н.А. об узловых вопросах, связанных с судьбами русской культуры.

8. Возможности парламентской демократии в России с точки зрения Н.А. Бердяева.

9. «Русская идея» и отечественные мыслители «серебряного века».

10. Современная концепция евразийства и её истоки.

11. Культурологические идеи Л.Н. Гумилева.

12. Роль творческого наследия А.Д. Сахарова и А.И. Солженицына в современной культуре России.

13. Этическая концепция Л.Н. Толстого.

Тема 6. Урбанизация как социокультурная проблема.

План семинара:

1. Город, как объект культурологического исследования. Роль городов в истории культуры.

2. Специфика и формы урбанизации. Особенности урбанизации в России и Кузбассе.

3. Социокультурное развитие городов Кузбасса.

4. Влияние благотворительной деятельности на урбанизационные процессы в Западной Сибири.

Ключевые понятия: город, городская среда, городское пространство, урбанизация, дезурбанизация, субурбанизация, рурбанизация, благотворительность.

Темы докладов:

1. Экологические проблемы урбанизации.

2. Новокузнецк, как один из проектов «Города-сада».

3. Сравнительные портреты городского и сельского жителя.

4. Поэзия города в русской литературе.

Цели семинара:

— иметь представление о специфике урбанистических процессов в современном мире, России, Кузбассе;

— знать историю становления и развития городов в разные исторические эпохи;

— определить изменения традиционных социокультурных ценностей в условиях урбанизации российского общества.

Компетенции:

— общекультурная: освоение традиционных социокультурных и морально-психологических особенностей городской жизни;

— коммуникативная: знание необходимых способов взаимодействия в городской жизни и сохранения традиций.

Методические рекомендации:

Изучение проблемы урбанизации подразумевает понимание историко-культурной роли города в развитии общества. Поэтому изучение темы предполагает выяснение специфики и форм урбанизации. Необходимо определить тенденции урбанизации в России, в общем, и в Кузбассе, в частности. Рассмотреть благотворительность как один из факторов урбанизационных процессов в Западной Сибири. Рекомендуется использовать мультимедийные технологии при изучении данной темы, которые позволят закрепить полученные знания.

Список основной литературы:

1. Быкасова Л.В. Благотворительность в истории культурной жизни Западной Сибири. — Новокузнецк: СибГИУ, 2007. – 134 с.

2. Воротилов В.А. Крупный город: проблемы и тенденции развития. Л.,1988.

3. Глотов Г.А., Перцик Е.Н. Будущее городов Кузбасса. Кемерово, 1972.

4. Коган Л.Б., Быть горожанином. М.,1990. С. 68-74.

5. Каймашникова Е.Б. Урбанизация как социокультурная проблема. Новокузнецк: СибГИУ, 2005. – 54 с.

6. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М.,1987.

7. Урбанизация Советской Сибири. Новосибирск, 1987.

Список дополнительной литературы:

1. Ашкеров А.Ю. Античный город. // Человек. 2003 № 4.

2. Каганов Г.З. Городская среда: преемство и наследование // Человек.- 2000. — № 4. – с. 49-56.

3. Сабуров Е.Ф. Город как общество // ОНС. – 2004. – № 3. – с. 29-38.

4. Шипилов А.В. Смысл города и город – Смысл // Человек.- 2006. — № 1. – с. 5-19.

5. Ягодынская Н.В. Культурно-исторические центры России: учебное пособие для вузов. – М.: АСА-DEMIA. – 2005. — 271 c.

Темы для реферативных работ:

  1. Урбанизация как глобальный процесс.
  2. Урбанизация и ее роль в обществе и в культуре.
  3. Характер развития урбанизации и особенности ее осуществления в России.
  4. Уровни и темпы урбанизации в Кузбассе.
  5. Благотворительная деятельность как важный фактор социальной мобильности.

Приложение Требования к содержанию мультимедийной презентации:

–  соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;

–  соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

–  отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

–  лаконичность текста на слайде;

–  завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);

–  объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;

–  сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

–  расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);

–  наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;

–  информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.

Требования к визуальному и звуковому ряду:

–  использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью Microsoft Office Picture Manager, сжатие с помощью панели настройки изображения Microsoft Office);

–  соответствие изображений содержанию;

–  соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;

–   качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);

–   качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);

–   обоснованность и рациональность использования графических объектов.

Требования к тексту:

–  читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);

–  кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов;

–  отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам меж­ду буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;

–  использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;

–  длина строки не более 36 знаков;

–  расстояние между строками внутри абзаца 1,5,  а между абзацев – 2 интервала;

–  подчеркивание используется лишь в гиперссылках.

Требования к дизайну:

–  использование единого стиля оформления;

–  соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;

–  использование для фона слайда психологически комфортного тона;

–  фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

–  использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);

–  соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);

–  целесообразность использования анимационных эффектов.