Тема 1. Культурология образования

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра философии

Планы семинарских занятий по дисциплине «культурология»

Методические указания

для студентов I курса экономических специальностей

Новокузнецк

2010

ББК 87.66 я 7

П 372

Рецензент

доктор культурологии, профессор

и.о. заведующего кафедрой социологии, политологии и права

ГОУ ВПО «СибГИУ»

Н.К. Анохина

П 372 Планы семинарских занятий по дисциплине «Культурология»: метод. указ. / Отв. редактор Л. В. Быкасова, И.Г. Верхотурова, Т.Л. Готьятова, Е.Б. Каймашникова, А.В. Марунов, Л.Б. Подгорных; СибГИУ – Новокузнецк, 2010 — 21 с.

Определяется круг вопросов к семинарским занятиям, предполагающим получение студентами необходимых знаний по дисциплине «Культурология».

Планы семинарских занятий составлены на основе компетентностного подхода в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ по культурологии.

Предисловие

Сегодня культурная проблематика, идеи личностного становления и развития привлекают к себе все больше внимания. Система образования должна адекватно реагировать на эту настоятельную потребность. В этой связи значительно повышается роль и значение культурологического знания.

Российская теория и практика преподавания культурологии в высшей школе обладает большим потенциалом методов, форм и средств обучения, при этом основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда преподаватель выступает, в основном, в качестве информатора студентов. Очевидно, что в свете современных требований к будущим специалистам (выпускникам вузов), которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества специалиста как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере.

20 стр., 9859 слов

Аспекты производственного обучения в системе профессионального ...

... многообразны и сложны. Для мастера производственного обучения объектом деятельности являются обучающиеся. Предметом исследования является деятельность мастера производственного обучения. Целью данного исследования является изучение роли мастера в подготовке занятий производственного обучения. Для достижения поставленной цели ...

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от преподавателей вузов применения новых методов, приемов и форм работы. Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является использование компетентностного подхода. Компетентностный подход предполагает не усвоение студентами отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Предлагаемое методическое издание «Планы семинарских занятий по культурологии» разработано на основе компетентностного подхода и предназначено для студентов 1 курса дневного отделения всех специальностей вуза. Настоящее издание должно содействовать тому, чтобы процесс изучения культурологии был сориентирован не столько на запоминание тех или иных положений, сколько на их творческое усвоение и применение к решению жизненно-профессиональных проблем студентов.

Методическое издание состоит из шести тем, соответствующим основным разделам программы по культурологии. Каждая тема сопровождена вопросами, привлекающими внимание студентов к различным аспектам той или иной проблемы; актуализирована перечнем ключевых понятий и списком рекомендуемой учебной литературы и литературы для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. К темам № 3 и № 6 рекомендуется создать мультимедийные презентации, с помощью которых можно реализовать коммуникативную задачу обучения студентов. Требования к содержанию мультимедийных презентаций прилагаются.

Настоящее издание составлено с участием преподавателей кафедры философии ГОУ ВПО «СибГИУ»:

— тема 1. «Культурология образования» подготовлена к.ф.н., доцентом Л.Б. Подгорных;

— тема 2. «Организационная и корпоративная культура» — к.ф.н., доцентом И.Г. Верхотуровой;

— тема 3. «Молодежная субкультура: социокультурный аспект» — к.к., доцентом Л.В. Быкасовой;

— тема 4. «Семья, её место и роль в культуре» — к.и.н., доцентом Е.Б. Каймашниковой;

— тема 5. «История и теория российской культуры» — к.ф.н., доцентам Т.Л. Готьятовой и к.ф.н., доцентом А.В. Маруновым;

— тема 6. «Урбанизация как социокультурная проблема» — к.и.н., доцентам Е.Б. Каймашниковой и к.к., доцентом Л.В. Быкасовой.

4 стр., 1671 слов

Использование игровых форм обучения в системе дополнительного ...

... состоит в методической разработке нескольких занятий по эффективному использованию игровых форм обучения подростков для педагога дополнительного образования. В ходе исследования нами ... оценки эффективности игровых форм обучения подростков в учреждениях дополнительного образования. Объект исследования: процесс обучения в учреждениях дополнительного образования. Предмет исследования: игровые методы ...

Отзывы, замечания и пожелания просьба направлять по адресу: Новокузнецк, ул. Кирова, 42, СибГИУ, кафедра философии.

Календарно-тематический план семинаров по дисциплине «Культурология» на II семестр:

Неделя

Тема

Часы

1

Вводный семинар

2

2

Культурология образования

2

3

Организационная и корпоративная культура

2

4

Молодежная субкультура: социокультурный аспект

2

5

Семья, её место и роль в культуре

2

6

История и теория русской культуры

4

7

Урбанизация как социокультурная проблема

2

Итого:

16

Рекомендуемая учебно-методическая литература:

  1. Алексеев а.И., Измозик в.С., Куликов ю.С., Лейберов а.И., Лещев в.Л., Павлов б.В., Рудник с.Н. Культурология. История культуры России: Учебное пособие. — сПб.: Изд-во сзту, 2005. — 220 с.

  2. Гуревич П.С. Культурология.- М.: Гардарики, 1999. — 278с.
  3. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. — М., Аспект— Пресс, 1997. — 375 с.
  4. Кравченко А.И. Культурология.- М.:Академический проект, 2001. — 496с.
  5. Культурология. История и теория культуры. Учебное пособие. — М., изд-во Знание, 1996. — 160 с.
  6. Культурология. Курс лекций. Под. ред. Радугина А.А. — М., изд-во центр, 1996. — 304 с.
  7. Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Высшее образование, 2007. — 566 с.
  8. Малюга Ю.Я. Культурология. — М.:Инфра-М, 1999. — 333с.
    1. Мамонтов А.С., Мамонтов С.П. Культурология: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2005. — 335 с.
  9. Поликарпова В.А. Введение в культурологию: Учебное пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. — 260 с.

Тема 1. Культурология образования План семинара: Вариант 1. Культура и образование: общее и особенное

  1. Смысл понятий «грамотность», «просвещение», «образование», «воспитание», «информирование», «обучение».
  2. Цели и модели образования в истории культуры – от первобытнообщинного до современного общества.
  3. Миссия университета в европейской и отечественной культуре.

Ключевые понятия: грамотность, информированность, просвещение, обучение, воспитание, образование, образованщина, непрерывное образование, самообразование, дилетант, бакалавр, магистр, университет, Альма-матер, утилитаризм, прагматизм, миссия.

Цели семинара:

— иметь представление об образовании как социокультурном институте

— знать историю возникновения и основные модели развития университетского европейского и отечественного образования

— оценить и спланировать собственную образовательную траекторию.

Компетенции:

— общекультурная: осведомленность в сфере истории университетского образования;

— ценностно-смысловая: обеспечение механизма самоопределения студента в образовательной деятельности;

— информационно-коммуникативная: умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать, преобразовывать и передавать тематическую информацию.

Методические рекомендации:

Семинар может быть организован в двух вариантах. 1 вариант рассчитан на 2 часа и предполагает обсуждение всех вопросов, где вопрос об университетском образовании (4) рассматривается как один из многих. Центральное место отводится эволюции моделей образования в истории культуры.

2 вариант ориентирован на 4 часа, поскольку 3 вопрос «Миссия университета в европейской и отечественной культуре» вынесен отдельно как тема круглого стола или мини-конференции. Акцент на этом вопросе представляется оправданным, что просматривается в сформулированных выше целях и компетенциях.

Литература к 3 вопросу сконцентрирована под номерами с 5 по 13.

Для специальности «Социальная работа», исходя из ее специфики, предложен перечень тем для рефератов по выбору.

Вариант 2. Миссия университета в европейской и

отечественной культуре.

План круглого стола:

  1. Европейская модель университета: условия возникновения и варианты развития.

    1. 1.1. Возникновение университетов в Европе. Понятия «universitas» «stadium denerale» и «Alma Mater»
    2. 1.2. Идеальная модель университета английского кардинала Джона Генри Ньюмена (1801-1890) и 2 тенденции ее развития.
    3. 1.3. Идеальная модель классического университета Вильгельма Гумбольдта (1767-1835) и ее воплощение в Германии Х1Х в.
    4. 1.4. Развитие европейской модели университета в Америке: Томас Джефферсон (1763-1826), Торстейн Веблен (1857-1929), Абрахам Флекснер (1866-1959)
    5. 1.5. Концепция культурной миссии университета в Х1Х века Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955)
    6. 1.6. К. Ясперс и его идеальная модель университета для недалекого будущего.
    7. 1.7. Дискуссии об университетском образовании в первой половине ХХ в.: Роберт Мейнард Хатчинс (1899) против Джона Дьюи (1859-1952) и Сиднея Хука (1902)
    8. 1.8. Место и роль университета в прогностических концепциях ХХ в. Даниэл Белл «Либеральное образование в постиндустриальном обществе» и Кларк Керр «Плюралистическое индустриальное общество и его мультиверситет»
  2. Значение университетов в истории отечественной культуры.

2.1. Особенности российской системы образования и первые университеты.

2.2. Проблемы университетского образования в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870), Н.И. Пирогова (1810-1881) Д.И. Писарева (1840-1868)

2.3. Н.Н. Вагнер (1829-1907), Н.И. Кареев (1850-1931) Д.И. Менделеев (1834-1907) об идеалах университетского образования.

2.4. Идеи В.И. Вернадского (1863-1945) о задачах высшей школы и «учащемся народе» на рубеже Х1Х-ХХ вв.

2.5. Борьба за становление высшего женского образования в России и обеспечение его качества выдающимися учеными.

2.6. Университеты в провинциальных российских городах до и после 1917 года.

2.7. А.И. Солженицын: Образование и «образованщина».

2.8. СибГИУ – история и современность. Становление научных школ, вклад в науку и культуру России.

2.9. Студенческие традиции – мифы и реальность.

3. Проблемы университетов ххi века в контексте Болонского процесса. Литература:

  1. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. — 270 с.
  2. Гусинский Э.Н. Образование личности. М. Интерпракс. 1994. —

136 с.

  1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М.: Просвещение, — 1995.
  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Проспект, — 1996.
  3. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре М.: фонд «Новое тысячелетие» 1994. — 240 с.
  4. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Т.: Изд. Томского университета 1998. — 580 с.
  5. Роуг В. Университет как явление средневековой культуры. // Alma Mater. 1991 №7.
  6. Жуков В.И. Университетское образование: история, социология политика М.: «Академический проект», 2003. — 384 с.
  7. Скотт П. Глобализация и университет // Alma Mater М. 2002. №4.
  8. Солженицын А.И. Образование и образованщина // Новый мир. – 1991. № 5. — С.28-46.
  9. Радаев В.В. Студент — жертва устойчивого прагматического психоза // Политический журнал. — 2005. №34 (85) — С. 63-65.
  10. Силичев Д.А. Болонский процесс и модернизация образования в России. // Вопросы философии. 2009. №8. — С. 81-90.
  11. Балацкий Е. Институциональные конфликты в сфере высшего образования // Свободная мысль. 2005. №11. — С. 23-38.

Темы для реферативных работ студентов специальности «Социальная работа»:

  1. Культурно-исторические условия образования. История вопроса.
  2. Педагогика и культура: особенности их интеграции и дезинтеграции в ХХ в.
  3. Культура образовательных процессов: ХХ1 в.
  4. Понимание качества образования в контексте развития культуры.
  5. Культура и образование как способы культивирования души.
  6. Национальные традиции воспитания.
  7. Культурологические взгляды на воспитание Ж.-Ж. Руссо и И.Канта.
  8. Формирование ценностей свободного воспитания (Дьюн, Монтессори, Фребель)
  9. Значение идей Франка, Бердяева, Лосева, Бахтина, Лотмана, Лихачева для образования (по выбору).
  10. Особенности молодежного сознания и черт молодежных субкультур. Их учет в воспитании
  11. Творческие способности как цель или побочный продукт образования.
  12. Новый век – новое понимание мира, образования и его мышления.
  13. Идея непрерывного образования в культуре ХХ в.
  14. Что такое образование для взрослых.
  15. Образование в контексте глобализации общества.

Тема 2. Организационная и корпоративная культура План семинара:

  1. Понятие «корпоративная культура», «организационная культура» и их концепции.
  2. Корпоративные ценности и идеология организационной культуры.
  3. Типы личности и создание материальных и нематериальных мотиваций к труду в соответствии с этими типами.
  4. Виды корпоративных культур.

Ключевые понятия: корпоративная культура, организационная культура, профессионализм, провозглашаемые ценности, философия предприятия, менеджмент, маркетинг, бизнес, стратегия, субкультура предпринимательства.

Цели семинара:

— иметь представление о культуре предпринимательской деятельности, о связи социально-гуманитарной теории и практики, о возможности сотрудничества ученых и предпринимателей;

— знать сущность и основные элементы организационной культуры;

— формировать ценности, нормы и поведенческие модели культуры предприятий, обеспечивающие продуктивную профессиональную деятельность.

Компетенции:

— общекультурная: осведомленность в сфере предпринимательской культуры;

— социально-трудовая: овладение эффективными способами организации предпринимательской деятельности;

— информационно-коммукативная: умение самостоятельно анализировать, отбирать, передавать тематическую информацию и знание способов взаимодействия предпринимательства и культуры.

Методические рекомендации:

Семинар необходимо начать с рассмотрения дефиниций «корпоративная культура» и «организационная культура», затем выявить основные ценности, оказывающие решающее воздействие на состояние сплоченности и групповое поведение представителей учебного, трудового коллективов. Представляется необходимым, привлечь материалы культурологических, социологических и экономических исследований, позволяющие получить целостное представление о различных видах корпоративных культур (литература сконцентрирована под номерами 1-15).

Литература:

1. Веснин В.Р. Организационная культура // Социально-гуманитарные знания. – 2001.- № 3.- с. 184-201.

2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1994. – 320 с.

3. Гибсон Джеймс Л., Иванцевич Дж., Доннели Дж. Х.-мл. Организация: поведение, структура, процессы. – М.: Инфра-М, 2000. – 280 с.

4. Глумаков В. Н. Организационное поведение. Учебное пособие/ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002. – 256 с.

6. Егоршин А. П. Управление персоналом. Учебник для вузов. — 4-е изд., испр. — Н. Новгород: НИМБ, 2003. — 720 с.

7. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. «Менеджер: психологические секреты профессии» М., «Депо», 1992. – 168 с.

8. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. – М,: Инфра-М, 2000. – 384 с.

9. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2001. – 528 с.

10. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лана, 1999. – 224 с.

11. Красовский Ю.Д. — Организационное поведение . Учебник. М., «Новая школа», 2001. – 278 с.

12. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. – М:, Финансы и статистика, 1998. – 198 с.

13. Организация и ее деловая среда / В. Г. Смирнова, Б. З. Мильнер, Г. Р. Латффулин и др. – М.: Инфра-М, 2000. – 156 с.

14. Паркинсон С. Н., Рустомджи М. К. Искусство управления. — СПБ.: Лениздат,1999. – 272 с.

15. Радугин А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. М.: Центр, 1998. – 432 с.

Темы для реферативных работ:

1. Корпоративная реклама.

2. Алгоритм формирования корпоративной культуры на предприятии.

3. Исследование влияния корпоративной культуры на деятельность предприятия.

4. Перспективы развития благотворительных фондов в современных российских условиях.

5. Понятие и значимость корпоративной культуры в организации.

6. Обеспечение корпоративной безопасности.

7. Понятие и принципы корпоративной культуры.

8. Кодекс корпоративного поведения.

Тема 3. Молодежная субкультура: социокультурный аспект План семинара:

1. Соотношение понятий «культура», «субкультура», контркультура.       2. Молодежная субкультура в современном мире: социальные истоки формирования . 3. Виды молодежных субкультур.       4. Проблема укрепления гражданских ценностей и воспитания патриотизма современной молодежи. Толерантность в молодежной среде.

Ключевые понятия: культура, субкультура, контркультура, металлисты, роккеры, панки, системные ребята, брейкеры, хайлайфисты, мажоры, люберы, гопники, скинхеды, яппи, нео-яппи

  

Цели семинара:

— сформировать представление о молодежной субкультуре как о социокультурном феномене;

— проанализировать мотивы и цели индивидума, реализующиеся в субкультурной жизни;

— способствовать выработке собственной гражданской позиции.

Компетенции:

— общекультурная: овладение эффективными способами организации свободного времени;

— личностного самосовершенствования: умение проявить себя, реализовав способности, невостребованные социумом;

— коммуникативная: знание способов взаимодействия с окружающим миром и реализация потребности общения с единомышленниками.  

Методические рекомендации:

Особое внимание следует обратить на выявление причин возникновения молодежных субкультур и контркультур. Пониманию состояния современных молодежных субкультур поможет обращение к конкретным материалам социологических и культурологических исследований стиля жизни и субкультурных характеристик молодежи. Итогом семинара может стать просмотр мультимедийных презентаций о молодежных субкультурах, которые позволят закрепить полученные знания.

Литература:

  1. Гришин В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде. // Общественные, самодеятельные движения. М., 1990. –с. 48-56.
  2. Ерасов Б. С. Социальная культурология., — М.: Аспект Пресс, 2000. – 480 с.
  3. Желязнова М. Молодежь как субъект культурных инноваций. // Молодежь в социальной сфере., — М., 1990.
  4. Заярная О. Г. Металлисты. // По неписаным законам улицы. — М., 1991. – с. 203-218.
  5. Иконникова Н. Г. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования. – 1995. — № 11. – с. 26-34.
  6. Информация и научные исследования культуры. — М., 1988. – 150 с.
  7. Ионин Л. Г. Основания социокультурного анализа. — М.: Логос, 1996. – 160 с.
  8. Ионин Л. Г. Социология культуры. — М.: Логос, 1995.
  9. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян).

    — М.:Высш. школа, 1999.

  10. Черныш М. Ф. Некоторые подходы к социологической теории неформальных объединений. // Молодежь в социальной сфере, — М., 1990.

Темы для реферативных работ:

  1. Актуальные проблемы подростковой субкультуры.
  2. Молодежные субкультуры.
  3. Типология молодежных субкультур.
  4. Молодежь как социальная группа.
  5. Самооценка молодёжи как индикатор её идентификации.
  6. Теоретические подходы к пониманию феномена субкультуры.
  7. Исследование влияние телевидения на сознание молодежи.
  8. Молодежная политика в России.

Тема 4. Семья, её место и роль в культуре.

План семинара:

1. Роль семьи в истории культуры.

2. Проблемы семейных ценностей в западной и отечественной традиции.

3. Генеалогия семьи.

4. Повышение статуса семьи в обществе.

Ключевые понятия: семья, семейные ценности, культурные традиции, любовь, верность, взаимопомощь, взаимопонимание.

Цели семинара:

— иметь представление о семье как об основном носителе культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимом условии социализации личности.

— понимать место и роль семьи в жизни общества

— способствовать повышению статуса семьи в обществе, пропаганде семейных ценностей, созданию привлекательного образа семейной жизни, материнства, отцовства.

Компетенции:

— общекультурная: осведомленность в основах семейных явлений и традиций;

— ценностно-смысловая: осознавать роль и предназначение семьи как носителя культурных ценностей общества и народа;

— социально-трудовая: овладение знаниями сферы семейных отношений и обязанностей.

Методические рекомендации:

Особое внимание студентов должна привлечь проблема роли семьи в истории культуры. Анализ теоретических подходов, рассматривающих семейные ценности в западной и отечественной традиции, рекомендуется соотносить с конкретными примерами из истории и современности, которые позволяют выявить не только виды и типы семьи, но и её диалектический характер развития. Завершить семинар предлагается дискуссией о повышение статуса семьи в обществе, в результате которой будут закреплены полученные знания и сделаны выводы по обсуждаемым вопросам.

Литература:

1. Амелина А.Н. Формирование культурной личности в современном российском обществе. – М.: Приор, 2005. – 246 с.

2. Анисимова М.В. Эстетическое воспитание в семье и дома. М.: Приор. — 2001.

3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. – М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. – 352 с.

4. Кириллов А.С. Культурология. – М.: Олма Пресс, 2005.

5. Миронов А.К. Культурология. – М.Приор, 2004.

6. Хрестоматия по философии // Сост. Попов А.В. – М., 1997. – 416 с.

Список дополнительной литературы:

1. Антонов А. И. Социология семьи. М., 2005. С. 291.

2. Белогуров А.Ю. Семья в социокультурном и педагогическом измерении постиндустриального мира // Социологические исследования, 2004, № 11.

3. Витек К. Проблемы супружеского благополучия.- М.,2008

4. Гаспорян Ю.А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы.- Спб.,1999

5. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.- Спб.,1998

6. Иванова С.А. Молодежная культура и субкультура. – М., 2005.

7. Пименова А.Н. Воспитания нравственной личности в семье. // Экспертиза, 2007, № 11

8. Православные традиции, семья и школа в современной России. // Педагогика. 2005. № 1. С. 5–13.

9. Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность. – М.: Ладомир, 2002.

10. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X–XIX вв.).

– М.: Ладомир, 1997.

11. Семейные отношения в России: муж и жена. // Сергеева А.Р. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М.: Флинта, Наука, 2005. С. 98–125.

12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. — М.: Политиздат, 1986, — 639 с.

13. Яковлев П.А. Эстетизация семейного досуга.- М., 2006.

Темы для реферативных работ:

  1. Типология семей и их воспитательный потенциал.
  2. Семья как социокультурный феномен.

3. Уровень жизни семей разных де­мографических типов. 

4. Молодая семья – будущее России.

5. Роль мужчины и женщины в семье.

6. Любовь в разных культурах и её философско-художественное осмысление.

Тема 5. История и теория российской культуры

Занятие 1.

План семинара:

1. Специфические особенности и своеобразие российской культуры.

2. Проблемы и направления в культурологической мысли России XIX-XX вв.

3. «Русская идея» как организующий принцип русского самосознания.

4. «Почвенничество», «западничество» и евразийство как феномен русской культуры.

Занятие 2.

План семинара:

1. «Золотой век» русской культуры, взлет литературы и искусства как результат просвещения. Система ценностей русской культуры.

2. «Серебряный век» русской культуры. Интеллигентность как феномен русской культуры. Евразийство 20-х и 90-х гг. XX века.

3. Самозванство как феномен русской культуры. Игра и театральность, праздник и русская сказка как основания для понимания природы самобытности русского характера.

4. Ценностные ориентиры и понятия в русском культурно-смысловом архитектоническом пространстве: совесть, ответственность, свобода, справедливость, государство, власть, порядок, авторитет, труд, патриотизм, благотворительность, милосердие, соборность, всеединство, Богочеловечество.

Ключевые понятия: русская идея, почвенничество, славянофильство, западничество, золотой век, серебряный век, евразийство, декадентство, икона, классицизм, соборность, всеединство, модерн, постмодернизм.

Цели семинара:

— иметь представление о наиболее актуальных, практически значимых вопросах теории и истории российской культуры;

— знать историю становления и развития культурологических концепций в России, дефиниции ключевых понятий теории российской культуры;

— изложить и оценить альтернативные точки зрения на ключевые проблемы истории и теории российской культуры, освободиться от стереотипности и догматизма суждений о ней.

Компетенции:

— общекультурная: осведомленность в области ключевых проблем истории и теории российской культуры;

— ценностно-смысловая: ориентированность в аксиологическо-смысловом пространстве российской культуры;

— информационно-коммуникативная: выработать у студентов потребность к самостоятельному, свободному, творчески активному подходу и осмыслению тематического материала в контексте современной социально-политической и экономической ситуации.

Методические рекомендации:

Изучение этой темы следует начать с выявления особенностей и своеобразия российской культуры. Для того чтобы получить четкое представление об истории и теории российской культуры, важно рассмотреть, как она складывалась, какие культурологические теории возникали, формулировались и развивались в процессе ее эволюции. Большую ценность для расширения культурологического кругозора студентов представляет рассмотрение ценностных ориентиров и понятий, характеризующих русское культурно-смысловое архитектоническое пространство.

Список основной литературы:

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

2. Чаадаев П. Собр. соч. М., 1991. Т.1.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

4. Соловьев В.С. Собр. соч. М., 1990. Тт. 2, 3.

4. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992.

5. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 2004.

6. Бердяев Н.А. Новое средневековье: Размышление о судьбе России и Европы. М., 1991.

7. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990.

8. Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002.

9. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2 т. Спб., 1992.

10. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.

11. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990.

12. Русская идея. М., 1992.

13. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

14. Яковенко И. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. 1994. № 2.

15. Ерасов Б.С. Россия в евразийском пространстве // Общественные науки и современность. 1994. № 2.

16. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990.

17. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7, 9.

18. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зенина М.Р. Культура России IX-XX вв. М.,1996.

Список дополнительной литературы:

1. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь, М., 1997.

2.Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

5. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 30 т. Л., 1983. Тт. 25,26.

6. Мережковский Д.С. Больная Россия. Избранное. Л., 1991.

7. Русская философская поэзия. Четыре столетия. Спб., 1992.

8. Размышления о России и русских. М., 1994.

9. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993.

10. История русской литературы XIX- начала XX века. Библиографический указатель. Спб., 1993.

11. Смирнов И.П. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994.

12. Русская идея. М., 1992.

13. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. М., 1990. №8.

14. Барабанов Е.В. Русская идея и кризис идентичности // Вопросы философии. М., 1991. №8.

15. Громов М. Н. вечные ценности русской культуры: К интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. М., 1994. № 1.

16. Российская ментальность (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. М., 1994. №1.

17. Толстой Л.Н. Не могу молчать. М., 1985.

18. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. М., 1993.

19. Герцен А. И. Избр. филос. соч. М., 1997.

20. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1989.

21. Гачев Г. Д. Национальный космо-психологос // Вопросы философии, 1994. № 12. С. 65-78.

22. Касьянова К. Что такое национальный характер? // Родина, 1994. №2.

23. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

24. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии, 1995. № 6.

25. Вознесенский А. Язык как показ // Вопросы философии, 1996. № 2.

26. Щукин В.Г. Христианский Восток и тоника русской культуры // Вопросы философии, 1995. № 4.

27. Карасев Л. Онтологический взгляд на русскую культуру // Знание-сила, 1996. № 7.

Темы для реферативных работ:

1. Особенности становление русской культурологической мысли XIX-XX вв.

2. Роль взглядов П.Я. Чаадаева в русской культуре с учетом противостояния славянофильства и западничества.

3. Культурологические идеи Н.Я. Данилевского и современность.

4. Значение философского наследия В.С. Соловьева для судеб русской культуры.

5. Философия всеединства и её преломление в жизни общества, в процессах познания и судьбах культуры.

6. Соловьев В. С. о всемирно-исторической миссия России.

7. Бердяев Н.А. об узловых вопросах, связанных с судьбами русской культуры.

8. Возможности парламентской демократии в России с точки зрения Н.А. Бердяева.

9. «Русская идея» и отечественные мыслители «серебряного века».

10. Современная концепция евразийства и её истоки.

11. Культурологические идеи Л.Н. Гумилева.

12. Роль творческого наследия А.Д. Сахарова и А.И. Солженицына в современной культуре России.

13. Этическая концепция Л.Н. Толстого.

Тема 6. Урбанизация как социокультурная проблема.

План семинара:

1. Город, как объект культурологического исследования. Роль городов в истории культуры.

2. Специфика и формы урбанизации. Особенности урбанизации в России и Кузбассе.

3. Социокультурное развитие городов Кузбасса.

4. Влияние благотворительной деятельности на урбанизационные процессы в Западной Сибири.

Ключевые понятия: город, городская среда, городское пространство, урбанизация, дезурбанизация, субурбанизация, рурбанизация, благотворительность.

Темы докладов:

1. Экологические проблемы урбанизации.

2. Новокузнецк, как один из проектов «Города-сада».

3. Сравнительные портреты городского и сельского жителя.

4. Поэзия города в русской литературе.

Цели семинара:

— иметь представление о специфике урбанистических процессов в современном мире, России, Кузбассе;

— знать историю становления и развития городов в разные исторические эпохи;

— определить изменения традиционных социокультурных ценностей в условиях урбанизации российского общества.

Компетенции:

— общекультурная: освоение традиционных социокультурных и морально-психологических особенностей городской жизни;

— коммуникативная: знание необходимых способов взаимодействия в городской жизни и сохранения традиций.

Методические рекомендации:

Изучение проблемы урбанизации подразумевает понимание историко-культурной роли города в развитии общества. Поэтому изучение темы предполагает выяснение специфики и форм урбанизации. Необходимо определить тенденции урбанизации в России, в общем, и в Кузбассе, в частности. Рассмотреть благотворительность как один из факторов урбанизационных процессов в Западной Сибири. Рекомендуется использовать мультимедийные технологии при изучении данной темы, которые позволят закрепить полученные знания.

Список основной литературы:

1. Быкасова Л.В. Благотворительность в истории культурной жизни Западной Сибири. — Новокузнецк: СибГИУ, 2007. – 134 с.

2. Воротилов В.А. Крупный город: проблемы и тенденции развития. Л.,1988.

3. Глотов Г.А., Перцик Е.Н. Будущее городов Кузбасса. Кемерово, 1972.

4. Коган Л.Б., Быть горожанином. М.,1990. С. 68-74.

5. Каймашникова Е.Б. Урбанизация как социокультурная проблема. Новокузнецк: СибГИУ, 2005. – 54 с.

6. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М.,1987.

7. Урбанизация Советской Сибири. Новосибирск, 1987.

Список дополнительной литературы:

1. Ашкеров А.Ю. Античный город. // Человек. 2003 № 4.

2. Каганов Г.З. Городская среда: преемство и наследование // Человек.- 2000. — № 4. – с. 49-56.

3. Сабуров Е.Ф. Город как общество // ОНС. – 2004. – № 3. – с. 29-38.

4. Шипилов А.В. Смысл города и город – Смысл // Человек.- 2006. — № 1. – с. 5-19.

5. Ягодынская Н.В. Культурно-исторические центры России: учебное пособие для вузов. – М.: АСА-DEMIA. – 2005. — 271 c.

Темы для реферативных работ:

  1. Урбанизация как глобальный процесс.
  2. Урбанизация и ее роль в обществе и в культуре.
  3. Характер развития урбанизации и особенности ее осуществления в России.
  4. Уровни и темпы урбанизации в Кузбассе.
  5. Благотворительная деятельность как важный фактор социальной мобильности.

Приложение Требования к содержанию мультимедийной презентации:

–  соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;

–  соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

–  отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

–  лаконичность текста на слайде;

–  завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);

–  объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;

–  сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

–  расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);

–  наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;

–  информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.

Требования к визуальному и звуковому ряду:

–  использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью Microsoft Office Picture Manager, сжатие с помощью панели настройки изображения Microsoft Office);

–  соответствие изображений содержанию;

–  соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;

–   качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);

–   качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);

–   обоснованность и рациональность использования графических объектов.

Требования к тексту:

–  читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);

–  кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов;

–  отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам меж­ду буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;

–  использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;

–  длина строки не более 36 знаков;

–  расстояние между строками внутри абзаца 1,5,  а между абзацев – 2 интервала;

–  подчеркивание используется лишь в гиперссылках.

Требования к дизайну:

–  использование единого стиля оформления;

–  соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;

–  использование для фона слайда психологически комфортного тона;

–  фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

–  использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);

–  соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);

–  целесообразность использования анимационных эффектов.