Разработка проекта учебного занятия по дисциплине общая и профессиональная педагогика на тему:
«Решение педагогических конфликтов»
Выполнил: студент гр. Д-09-2
Большаков Евгений Иванович
Н. Новгород, 2012
Дисциплина: Общая и профессиональная педагогика.
Тема учебного занятия: Решение педагогических конфликтов
Цель: Сформировать у студентов умение выбирать наиболее подходящее решение в проблемной педагогической ситуации.
Задачи:
- Обучающие:
- Закрепить понимание полученных знаний о формах организации учебного процесса;
- Развить умение проводить анализ проблемной ситуации.
- Воспитательные:
- Воспитать взаимопонимание, побуждающее к действию, умение слушать и слышать товарищей.
- Развивающие:
- Развить навыки участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;
- Научить применять полученные знания в решении педагогических ситуаций.
Оборудование: столы, стулья, книги, карточки с заданиями.
Психолого-педагогический анализ занятия.
... сферу у детей. 3. Обогащать психолого-педагогические умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. 4. Способствовать становлению социальной позиции ... мышления путем решения логических задач; совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности, развитие слухо-речевой памяти; воспитание дисциплинированности, организованности. Занятие длится 30 ...
Тип учебного занятия: учебное занятие — закрепление нового материала
Вид учебного занятия – ролевая игра
План урока:
№ этапа |
Название этапа |
Продолжительность, в мин. |
1 |
Организационный момент |
5 |
2 |
Подготовительный этап |
10 |
3 |
Доигровой этап |
10 |
4 |
Игровой этап |
40 |
5 |
Заключительный этап |
25 |
Ход урока:
Название этапа |
Действия педагога |
Действия студентов |
Организационный этап |
Педагог приветствует студентов, рассказывает тему и цель занятия. |
Студенты приветствуют педагога, знакомятся с темой занятия. |
Подготовительный этап |
Педагог объясняет форму проведения игры, способ разыгрывания содержания ситуации и действий участников игры. Разделяет группу из 15 человек на 3 подгруппы по 5 человек. Раздает карточки с заданиями (см. приложение) |
Студенты формируются по группам, получают карточки с заданиями, задают интересующие вопросы. В подгруппах происходит ознакомление с проблемой, осознание проблемной ситуации, нахождение пути решения. |
Доигровой этап |
На этом этапе происходит непосредственное взаимодействие преподавателя со студентами с целью их инструктирования, подготавливает пространство для разыгрывания, создает необходимую атмосферу |
Обучаемые продумывают сценарий для игры, распределяют роли для выступления, используют необходимый реквизит, задают вопросы по ходу подготовки. |
Игровой этап |
Педагог осуществляет наблюдение за действиями игроков каждой подгруппы, при необходимости вмешивается в ход игрового взаимодействия или даже прерывает его, указывает на возможные ошибки. Идет общий анализ каждой проблемы.
|
Этот этап представляет собой погружение в ситуацию и разыгрывание ее участниками в соответствии с их трактовкой ролей и опытом игрового взаимодействия. Каждая подгруппа по очереди «играет» свою проблему. Идет обсуждение между всей группой. |
Заключительный этап |
Педагог подводит итоги, анализирует результаты ролевой игры, выделяет наиболее значимые результаты, определяет степень активности студентов, уровень знаний и умений, а также указывает на возможные рекомендации по совершенствованию игры. |
Этот этап включает в себя рефлексию полученного игроками опыта ролевого взаимодействия по выходу из предложенной ситуации, урегулированию конфликтных отношений, реализации намеченных целей. Студенты выслушивают анализ педагога, затем проводят рефлексию проделанной работы, высказывают свое мнение по форме организации учебного занятия, указывают на плюсы и минусы ролевой игры. |
Критерии оценки знаний и умений учащихся
Оценка «отлично» — выставляется студенту, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логично его излагающему, в ответе которого тесно связываются теория с практикой. При этом студент не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, показывает знакомство с монографической литературой, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практической работы.
Оценка «хорошо» выставляется твердо знающему программный материал, грамотно и по существу излагающему его, не допускающему существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяющему теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеющему необходимыми знаниями и приемами их выполнения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность изложения программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических работ по данному предмету.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно с большим затруднением формулирует практические задания.
Результаты: в ходе проведения ролевой игры студенты ознакомились с правилами проведения игры, научились ориентироваться и находить решения в педагогических ситуациях, закрепили свои межличностные отношения работой в группах, проведением дискуссий, коллективным совещанием.
Сценарий игры.
В основе ролевой игры обычно лежит межличностная, конфликтная ситуация. Участники игры принимают на себя роли и в процессе диалогового общения пытаются разрешить конфликт.
Форма проведения игры – аквариум. Суть заключается в том, что основные игроки собираются в центре круга, другие участники рассаживаются вокруг них и наблюдают за действием.
- Модель ситуации.
Карточка №1.
Задачи по изменению отношения к учебе
«Какой упрямый этот Толя Толкачев… Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?»
Карточка №2.
Задачи на применение метода “ пример”
Отца у Саньки не было, он ушел из семьи два года назад. Мать работала сутками, чтобы прокормить троих детишек. Следить за мальчиком было некому. Он совсем отбился от рук всех педагогов и воспитателей, да и мать свою уже не слушал.
Пожалуй, не было такого сада в поселке, в котором не побывал бы Санька. Впрочем, такой сад был — Матвея Петровича, его соседа. Парнишка боялся забраться в него, уж больно строг был хозяин, который сторожил свой сад с ружьем. Но однажды все-таки решил Санька залезть в этот сад, и сразу же был пойман бдительным стариком. Такого с ним никогда не случалось. Санька сжался в комок и дал себе слово не кричать, если его даже будут бить. А то, что ему сейчас здорово влетит, в этом он не сомневался. Разрешите ситуацию.
Карточка № 3.
Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения
К вам сегодня днем подошел друг, с которым вы давно не виделись, и пригласил вас в театр. Вы охотно соглашаетесь, и друг очень рад, что вы проведете это время вместе. Затем вы звоните маме на работу, чтобы предупредить ее, но прежде чем вы успеваете что-то сказать, она радостно говорит, что звонок очень кстати: она просит посидеть дома вечером с младшим братом. Ей необходимо встретиться с одним из коллег и пойти после работы на совещание; это для нее очень важно, так как могут открыться новые перспективы в работе и в материальном положении семьи.
- Модели решения
1.Как-то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре.
— — Хочешь, скажу по секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке?
На следующий день Толя Толкачев, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил:
— Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать?
2. — Ну, здорово, богатырь, — услышал он голос Матвея Петровича, — Вот ты какой. Ну, садись, гостем будешь.
Легонько взяв Саньку за худенькое плечо, он усадил его на стол под яблоней.
— Как яблоки-то? — ласково спросил Матвей Петрович мальчика. — Э-э, да ты, я вижу, и попробовать-то не успел. Ты с какой яблони сорвал, с этой? Эти яблоки очень вкусные. Давай угощайся, — потчевал он Саньку. ? Сад – то я сам разводил , — скупо похвастался старик . — Нелегко было: зимы у нас больно холодные. Да ты ешь, тебе поправляться надо, ишь, кости-то, как выпирают из-под рубашки.
Матвей Петрович задумчиво посмотрел на сжавшегося, притихшего паренька.
— Ты вот что, — наклонился к нему Матвей Петрович, — захаживай ко мне, а? Сад у меня большой, дела нам с тобой обоим хватит. Я тебя всем премудростям научу, глядишь, впоследствии садоводом станешь. А дело это не простое. Яблоня, она все равно, что человек, внимания требует. Ну как, придешь? Вот и хорошо, — обрадовался старик, хотя Санька не мог вымолвить ни одного слова. Он был поражен словами и отношением к себе Матвея Петровича.
— А яблоки, — продолжал тот, — возьми с собой, мать и сестренок угостишь. Я тебе сейчас еще нарву.
Матвей Петрович нарвал яблок, положил их в плетеную корзинку и отдал Саньке.
— Корзинку завтра или в другой раз принесешь. Ну иди, — легонько потрепал грубой ладонью Санькины волосы и пошел за водой. А когда оглянулся, увидел… Санька, неисправимый озорник и хулиган, стоял и ясными, добрыми глазами смотрел ему вслед…
Потом они стали друзьями, и Санька сильно к нему привязался, чувствуя заботу и понимание мудрого человека.
3.
(вариации решения)
1. Если вы думаете только о том, чтобы не расстроить свою маму, то скажете своему другу, что не сможете пойти — совесть замучает. Вы останетесь дома, чтобы присматривать за братом, но неохотно, так как сделаете это только из боязни разочаровать или рассердить маму. И самое неприятное — то, что друг наверняка обидится, и не потому, что вы не смогли пойти, а из-за вашей нечувствительности и отсутствия понимания.
2. Если для вас важнее реакция друга, то ваше решение будет зависеть от его мнения. Мать очень расстроится не потому, что она не пойдет на встречу, а из-за вашей неискренности и пренебрежения семейными интересами и ее просьбой.
3. Если вас в основном интересует материальная сторона проблемы, то главным будут деньги — чтобы мама заработала побольше и купила вам больше вещей. А мама при этом будет гордиться вами и благодарить за помощь. Но заслуживаете ли вы ее благодарности? Прав ли будет ваш друг, если усомнится в вашей честности и искренности?
4. Если вы эгоцентричны, то вас будет интересовать лишь максимальная выгода. Что лучше — сходить развлечься или заработать несколько лишних очков у матери, чтобы в следующий раз она разрешила вам съездить к приятелю, живущему за городом?
5. Если вы здравомыслящий человек и понимаете важность сбалансированного подхода к любой ситуации, то постараетесь оставить в стороне эмоциональную сторону вопроса и взвесить все «за» и «против». Вы рассмотрите ситуацию и свои действия с учетом потребностей матери, финансовых интересов семьи, интересов друга, других обстоятельств. Затем вы учтете возможные результаты и последствия альтернативных решений.
- Набор и описание индивидуальных ролей
1.Толя Толкачев – мальчик, который постоянно отвлекается на занятиях, невнимательный.
Учитель – должен выйти из проблемной ситуации, придумать наиболее правильный вариант решения.
2.Матвей Петрович – хозяин сада, строгий сосед Сашки.
Сашка – парень, воспитанием которого никто уже не занимается, потому что либо некогда, либо он не слушает никого. Осмелился залезть в сад к строгому соседу Матвею Петровичу.
3. Парень, перед которым встал выбор, Друг, который позвал в театр, Мама – просит посидеть дома с младшим братом.
Основной целью дисциплины «Иностранный язык» является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладения студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, при подготовке научных работ, а также для дальнейшего самообразования.
В процессе изучения дисциплины решаются следующие основные задачи:
Воспитательные:
— воспитать социокультурные поведенческие стереотипы, необходимые для успешной адаптации выпускников на рынке труда;
— формирование представления об основах межкультурной коммуникации, воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов;
Развивающие:
— развитие у студентов умения самостоятельно приобретать знания для осуществления бытовой и профессиональной коммуникации на иностранном языке – повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию, к работе с мультимедийными программами, электронными словарями, иноязычными ресурсами сети Интернет;
— развитие когнитивных и исследовательских умений, расширение кругозора и повышение информационной культуры студентов;
Обучающие:
— расширение словарного запаса и формирование терминологического аппарата на иностранном языке в пределах профессиональной сферы.