Российский государственный социальный университет
Филиал в г. Чебоксары
Факультет социальной работы
Специальность «Психология»
Кафедра психологии и педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
подисциплине «Социально-психологические технологии с семьёй»
на тему:
«Проект оказания психологической помощи семье Изотовых»
Работу выполнила
студентка 4 курса
группы ЗП1-07
ФирсоваВ.П.
Проверил:
Сергеева
Чебоксары- 2012 г.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………3
2.Этапы и формы работы с семьёй Изотовых……………………………………………..3
3. Описание конкретной семьи……………………………………………………………………4
4.Характер психологических проблем семьи (карта проблемного поля)……….5
5. Организация диагностической работы с семьёй Изотовых……………………….5
6. Описание методов оказания психологической помощи семье Изотовых……………………………………………………………………………………………………6
Список использованной литературы………………………………………………………….10
Совместная работа семьи и школы по формированию познавательной ...
... необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, школой и семьёй в целом. Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ... младших школьников лишь в стенах школы, без участия семьи. Именно поэтому наша курсовая работа посвящена совместной работе семьи и школы по формированию познавательной самостоятельности у младших ...
Приложение………………………………………………………………………………………………11
Пояснительная записка
Состав и структура семьи Изотовых
Мать | Изотова Светлана Николаевна | |
Рождение | 6 авг. 1970 | Алексеевское РТ |
Брак | Не состояла |
Дети | Сын | |
Юрий Изотов | ||
Пол | Мужской | |
Рождение | 10 июл. 2000г | Инвалид |
Примечание:
Мать- педагог начальных классов. Любит детей. В браке не состояла. Воспитывает сына одна.
Сын- инвалид.
Цели проекта :
· выявить особенности взаимоотношений в семье;
2.Этапы и формы работы с семьёй Изотовых
Основные этапы работы с семьёй
1. Диагностическое исследование.
2. Консультативно-профилактическая работа
3. Анализ и результаты оказания психологической помощи семье.
Описание семьи Изотовых
Мать – Изотова Светлана Николаевна, педагог по образованию, в браке не состояла. У неё был гражданский муж, с которым они прожили три года. Но после рождения сына- инвалида, мужчина ушёл из семьи.
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи.
Семья Изотовых испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают нарушение спокойствия, тишины, так как ребенок-инвалид с задержкой умственного развития. Окружающие часто уклоняются от общения с ребёнком. Юрий практически не имеет возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депривация приводит к личностным расстройствам эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Мать старается воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность.
Характер психологических проблем семьи (карта проблемного поля)
№ | Тип проблемы | Субъекты | Содержание проблемы | Возможные причины | Возможные пути решения (методы) |
Характеристика семьи: семья неполная, один ребёнок- инвалид, отношения в семье доверительные. Мать очень балует своего ребёнка, ни в чём не отказывает. Мама-педагог начальных классов, работает в школе. Коммуникативные связи семьи ограниченны. | |||||
Личностные расстройства эмоциональной сферы ребёнка — инвалида | Ребёнок 12 лет | 1.Трудности в общении со сверстниками. 2.Проявление расстройства настроения. 3. Депрессия с последующей маниакальной симптоматикой | 1.Неумение сдерживаться, возмутительное поведение. 2.Трудности с засыпанием. 3.Психические заболевания. | 1.Беседа, консультирование матери ребёнка. 2. Песочная сказко терапия ребёнком |
5. Организация диагностической работы с семьёй Изотовых
Основными методами, позволяющими выявить психологические особенности детей – инвалидов являются: беседа с родителями и тecт-опросник родительского отношения к детям (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)
1. Беседа-— наиболее известный метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, и при изучении психологических особенностей детей- инвалидов этот метод может стать информативным. Это наиболее распространённый метод исследования, который непосредственно входит работу психолога- консультанта. Мы проводили беседу по вопросам и оценивали каждый ответ. ( Приложение1)
Оценка результатов: за каждый положительный ответ дается 1 балл, за отрицательный — 0 баллов.
5 баллов и выше- высокий уровень
3-4 балла – средний уровень
2 балла и меньше- низкий уровень
Tecт-опросник родительского отношения к детям (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения.
По результатам этой методики мы выявили, что мать использует неэффективные отношения с ребёнком- инвалидом. А это значит, что:
— мать постоянно ощущает тревогу за ребенка, не предоставляет ему самостоятельности;
— не доверяет своему ребенку, ограждает его от трудности жизни и строго контролирует его действия.
Такие отношения, по мнению многих ученых, оказывают негативное действие на личностное развитие и влияют на разрастание тревожности ребенка- инвалида.
Описание методов оказания психологической помощи семье Изотовых
Основными факторами, от которых зависит становление психологического благополучия детей- инвалидов являются особенности общения взрослых и детей, создание вокруг ребенка атмосферы психологического комфорта и поддержки, стиль домашнего воспитания. Формирующееся в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении ребенка- инвалида. Именно поэтому ранняя психопрофилактическая и коррекционная помощь ребенку и его семье представляется нам особенно актуальной.
Исходя из этого, были разработаны рекомендации матери, как справиться с проблемой инвалидности ребенка:
1. Избавьтесь от чувства вины и начинайте действовать.
2. Будьте реалистичны.
3. Не злоупотребляйте, но и не пренебрегайте правилами.
4. Будьте проще.
5. Проявляйте гибкость.
6. Тщательно выбирайте темы для споров.
7. Станьте специалистом в решении проблем.
8. Наладьте общение:
а) выслушивайте, не критикуя, ребенка с его чувствами и проблемами;
б) прежде чем давать советы, поинтересуйтесь у ребенка, хочет ли он их выслушать;
в) открыто обсуждайте с ребенком вопросы, вызывающие у вас беспокойство, но при этом тщательно выбирайте темы для дискуссий;
г) старайтесь своевременно обсуждать и решать проблемы, не позволяя им накапливаться и обостряться;
д) делайте акцент на хорошем;
е) делайте замечания спокойным тоном;
ж) высказывайте больше позитивных, чем негативных комментариев;
з) не забывайте о значении языка тела;
и) избегайте игры «Двадцать вопросов» (не следует постоянно мучить ребенка, расспрашивая о его самочувствии).
9. Назовите врага по имени.
10. Делите радость и боль.
С ребёнком мы проводили несколько занятий используя песочную сказкотерапию. Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему.
Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда воспитательных, образовательных и коррекционных задач. Так как сказки окружают человека всю его жизнь, то это направление не имеет возрастных ограничений. Использование сказкотерапиипозволяет психологу быстро и легко установить контакт с клиентом, начать говорить с ним на одном языке. В процессе работы создается безопасная среда для исследования личности клиента, выявления и развития её ресурсов. А так же это возможность выстроить мостик между двумя реальностями, связать сказочные и реальные события и таким образом усвоить и применить на практике всю мудрость, скрытую в сказках.
Построению композиции предшествовала беседа по прояснению запроса. Затем мы подбирали вид и форму работы в рамках песочной терапии и формулировали инструкцию. Инструкции были различными. Например, свободными: «Вы можете создать в песочнице всё, что пожелаете»; актуализировать ресурсное состояние: «Самый счастливый день в моей жизни», «Безопасное место», «Гармония»; направленными на чувственно-смысловое переживание важнейших жизненных ценностей: «Любовь», «Жизнь и Смерть», «Истина», «Смирение» и др.
Песочная сказкотерапия оказывает позитивное влияние на всех участников терапевтического процесса. Уже на первой встрече мы предложили семье работу с песочницей для установления контакта и прояснения проблемы.
Работа в песочнице позволяет отслеживать динамику коррекционного процесса и добиваться значительных изменений в короткие сроки. Уже после первой консультации происходит улучшение эмоционального состояния, снятие негативного психического напряжения. В процессе длительной работы психолог имеет возможность наблюдать изменения, происходящие у ребенка и семьи в целом через анализ сюжетов песочных картин.
Список использованной литературы
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М, 1993.
- Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. -М.: Педагогика, 1991.
- Белинский В. Л. Изучение личности аномального ребенка: Тезисы докладов. -М., 1977.
- Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. -М., 1963
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – СПб., 1997
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Власовой Т.А. , Лубовского В.И. , Цыпиной. Н.А. – М., 1994
- Пуйк Т. Э. Изучение личности аномального ребенка: Тезисы докладов. -М., 1977
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
Приложение 1
Вопросы для беседы с родителями , имеющими детей- инвалидов
1.Фамилия, имя ребенка
2. Перечислите, пожалуйста, черты характера ребенка, которые вам нравятся
3. Какие черты характера ребенка вам хотелось бы исправить?
5.Как ребенок относится к взрослым знакомым
к незнакомым .
6.Как ребенок относится к сверстникам?
7.Отметьте, пожалуйста, черты, ярко выраженные у ребенка:
раздражительный — обидчивый
тревожный — неспокойный
неподатливый — агрессивный
осторожный — возбудимый
пессимистический — поддающийся настроениям
сдержанный — импульсивный
необщительный — оптимистичный
спокойный — активный
пассивный — общительный
старательный — открытый
миролюбивый — контактный
направленный — живой
надежный — беззаботный
размеренный — любящий удобства
спокойный — инициативный