Характер психологических проблем семьи (карта проблемного поля)

Российский государственный социальный университет

Филиал в г. Чебоксары

Факультет социальной работы

Специальность «Психология»

Кафедра психологии и педагогики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

подисциплине «Социально-психологические технологии с семьёй»

на тему:

«Проект оказания психологической помощи семье Изотовых»

 

Работу выполнила

студентка 4 курса

группы ЗП1-07

ФирсоваВ.П.

Проверил:

Сергеева

 

 

Чебоксары- 2012 г.

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………3

2.Этапы и формы работы с семьёй Изотовых……………………………………………..3

3. Описание конкретной семьи……………………………………………………………………4

4.Характер психологических проблем семьи (карта проблемного поля)……….5

5. Организация диагностической работы с семьёй Изотовых……………………….5

6. Описание методов оказания психологической помощи семье Изотовых……………………………………………………………………………………………………6

Список использованной литературы………………………………………………………….10

7 стр., 3497 слов

Совместная работа семьи и школы по формированию познавательной ...

... необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, школой и семьёй в целом. Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ... младших школьников лишь в стенах школы, без участия семьи. Именно поэтому наша курсовая работа посвящена совместной работе семьи и школы по формированию познавательной самостоятельности у младших ...

Приложение………………………………………………………………………………………………11

 

Пояснительная записка

 

Состав и структура семьи Изотовых

 

Мать Изотова Светлана Николаевна
Рождение 6 авг. 1970 Алексеевское РТ
Брак   Не состояла

 

Дети Сын
Юрий Изотов
Пол Мужской
Рождение 10 июл. 2000г Инвалид

 

Примечание:

Мать- педагог начальных классов. Любит детей. В браке не состояла. Воспитывает сына одна.

Сын- инвалид.

Цели проекта :

· выявить особенности взаимоотношений в семье;

 

2.Этапы и формы работы с семьёй Изотовых

Основные этапы работы с семьёй

1. Диагностическое исследование.

2. Консультативно-профилактическая работа

3. Анализ и результаты оказания психологической помощи семье.

 

 

Описание семьи Изотовых

Мать – Изотова Светлана Николаевна, педагог по образованию, в браке не состояла. У неё был гражданский муж, с которым они прожили три года. Но после рождения сына- инвалида, мужчина ушёл из семьи.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи.

Семья Изотовых испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают нарушение спокойствия, тишины, так как ребенок-инвалид с задержкой умственного развития. Окружающие часто уклоняются от общения с ребёнком. Юрий практически не имеет возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депривация приводит к личностным расстройствам эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Мать старается воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность.

Характер психологических проблем семьи (карта проблемного поля)

Тип проблемы Субъекты Содержание проблемы Возможные причины Возможные пути решения (методы)
Характеристика семьи: семья неполная, один ребёнок- инвалид, отношения в семье доверительные. Мать очень балует своего ребёнка, ни в чём не отказывает. Мама-педагог начальных классов, работает в школе. Коммуникативные связи семьи ограниченны.
Личностные расстройства эмоциональной сферы ребёнка — инвалида Ребёнок 12 лет 1.Трудности в общении со сверстниками. 2.Проявление расстройства настроения. 3. Депрессия с последующей маниакальной симптоматикой 1.Неумение сдерживаться, возмутительное поведение. 2.Трудности с засыпанием. 3.Психические заболевания. 1.Беседа, консультирование матери ребёнка. 2. Песочная сказко терапия ребёнком  

5. Организация диагностической работы с семьёй Изотовых

 

Основными методами, позволяющими выявить психологические особенности детей – инвалидов являются: беседа с родителями и тecт-опросник родительского отношения к детям (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)

1. Беседа-— наиболее известный метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, и при изучении психологических особенностей детей- инвалидов этот метод может стать информативным. Это наиболее распространённый метод исследования, который непосредственно входит работу психолога- консультанта. Мы проводили беседу по вопросам и оценивали каждый ответ. ( Приложение1)

Оценка результатов: за каждый положительный ответ дается 1 балл, за отрицательный — 0 баллов.

5 баллов и выше- высокий уровень

3-4 балла – средний уровень

2 балла и меньше- низкий уровень

Tecт-опросник родительского отношения к детям (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориен­тированный на выявление родительского отношения.

По результатам этой методики мы выявили, что мать использует неэффективные отношения с ребёнком- инвалидом. А это значит, что:

— мать постоянно ощущает тревогу за ребенка, не предоставляет ему самостоятельности;

— не доверяет своему ребенку, ограждает его от трудности жизни и строго контролирует его действия.

Такие отношения, по мнению многих ученых, оказывают негативное действие на личностное развитие и влияют на разрастание тревожности ребенка- инвалида.

Описание методов оказания психологической помощи семье Изотовых

Основными факторами, от которых зависит становление психологического благополучия детей- инвалидов являются особенности общения взрослых и детей, создание вокруг ребенка атмосферы психологического комфорта и поддержки, стиль домашнего воспитания. Формирующееся в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении ребенка- инвалида. Именно поэтому ранняя психопрофилактическая и коррекционная помощь ребенку и его семье представляется нам особенно актуальной.

Исходя из этого, были разработаны рекомендации матери, как справиться с проблемой инвалидности ребенка:

1. Избавьтесь от чувства вины и начинайте действовать.

2. Будьте реалистичны.

3. Не злоупотребляйте, но и не пренебрегайте правилами.

4. Будьте проще.

5. Проявляйте гибкость.

6. Тщательно выбирайте темы для споров.

7. Станьте специалистом в решении проблем.

8. Наладьте общение:

а) выслушивайте, не критикуя, ребенка с его чувствами и проблемами;

б) прежде чем давать советы, поинтересуйтесь у ребенка, хочет ли он их выслушать;

в) открыто обсуждайте с ребенком вопросы, вызывающие у вас беспокойство, но при этом тщательно выбирайте темы для дискуссий;

г) старайтесь своевременно обсуждать и решать проблемы, не позволяя им накапливаться и обостряться;

д) делайте акцент на хорошем;

е) делайте замечания спокойным тоном;

ж) высказывайте больше позитивных, чем негативных комментариев;

з) не забывайте о значении языка тела;

и) избегайте игры «Двадцать вопросов» (не следует постоянно мучить ребенка, расспрашивая о его самочувствии).

9. Назовите врага по имени.

10. Делите радость и боль.

 

С ребёнком мы проводили несколько занятий используя песочную сказкотерапию. Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему.

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда воспитательных, образовательных и коррекционных задач. Так как сказки окружают человека всю его жизнь, то это направление не имеет возрастных ограничений. Использование сказкотерапиипозволяет психологу быстро и легко установить контакт с клиентом, начать говорить с ним на одном языке. В процессе работы создается безопасная среда для исследования личности клиента, выявления и развития её ресурсов. А так же это возможность выстроить мостик между двумя реальностями, связать сказочные и реальные события и таким образом усвоить и применить на практике всю мудрость, скрытую в сказках.

Построению композиции предшествовала беседа по прояснению запроса. Затем мы подбирали вид и форму работы в рамках песочной терапии и формулировали инструкцию. Инструкции были различными. Например, свободными: «Вы можете создать в песочнице всё, что пожелаете»; актуализировать ресурсное состояние: «Самый счастливый день в моей жизни», «Безопасное место», «Гармония»; направленными на чувственно-смысловое переживание важнейших жизненных ценностей: «Любовь», «Жизнь и Смерть», «Истина», «Смирение» и др.

Песочная сказкотерапия оказывает позитивное влияние на всех участников терапевтического процесса. Уже на первой встрече мы предложили семье работу с песочницей для установления контакта и прояснения проблемы.

Работа в песочнице позволяет отслеживать динамику коррекционного процесса и добиваться значительных изменений в короткие сроки. Уже после первой консультации происходит улучшение эмоционального состояния, снятие негативного психического напряжения. В процессе длительной работы психолог имеет возможность наблюдать изменения, происходящие у ребенка и семьи в целом через анализ сюжетов песочных картин.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М, 1993.

  1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. -М.: Педагогика, 1991.
  2. Белинский В. Л. Изучение личности аномального ребенка: Тезисы докладов. -М., 1977.
  3. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. -М., 1963
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – СПб., 1997
  5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Власовой Т.А. , Лубовского В.И. , Цыпиной. Н.А. – М., 1994
  6. Пуйк Т. Э. Изучение личности аномального ребенка: Тезисы докладов. -М., 1977
  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

 

Приложение 1

Вопросы для беседы с родителями , имеющими детей- инвалидов

1.Фамилия, имя ребенка

2. Перечислите, пожалуйста, черты характера ребенка, которые вам нравятся
3. Какие черты характера ребенка вам хотелось бы исправить?
5.Как ребенок относится к взрослым знакомым
к незнакомым .
6.Как ребенок относится к сверстникам?
7.Отметьте, пожалуйста, черты, ярко выраженные у ребенка:
раздражительный — обидчивый
тревожный — неспокойный
неподатливый — агрессивный
осторожный — возбудимый
пессимистический — поддающийся настроениям
сдержанный — импульсивный
необщительный — оптимистичный
спокойный — активный
пассивный — общительный
старательный — открытый
миролюбивый — контактный
направленный — живой
надежный — беззаботный
размеренный — любящий удобства
спокойный — инициативный