Предмет, цели, задачи

Психология массовых коммуникаций.

Психология массовых коммуникаций — Харрис

Психология масс — Ольшанский

Психология массового поведения — Назаретян

Майерс — Социальная психология.

Психология, социология, антропология. Каждая из этих дисциплин оказала собственное влияние на процессы, происходящие в массе, а также определяющих взаимодействие между людьми, как находящимися в массе, так и оказавшихся под ее влиянием. ПМК достаточно новая дисциплина, т. к она возникла в момент расцвета СМИ. С точки зрения научного подхода ПМК должна изучать внутреннюю природу коммуникационных процессов, происходящих в больших соц. группах, и поэтому основными потребителями ПМК становятся реклама, политика и пропаганда, т. к именно они оказывают наибольшее влияние на соц. группы и именно они заинтересованы в достижении поставленных целей.

ПМК как и любая научная дисциплина предполагает существование объекта, предмета, целей и задач исследования.

Основная цель- изучение и понимание причин развития распространения информационных процессов в обществе.

Для достижения данных целей выделяют следующие задачи:

  • Изучение причин возникновения информации в социуме.
  • Изучение особенности восприятия и понимания информации человеком и группой людей.
  • Изучение специфики влияния информации на психику и поведение людей.
  • Изучение гендерных различий в восприятии информации.
  • Исследование роли информации в совладании людей с различными сложными жизненными ситуациями.
  • Изучение процессов распространения информации в обществе с целью управления социальными процессами.
  • Исследование внутренних причин источников возникновения информации и управления информацией.

Объект- социальные группы общностей или индивиды, которые имеют непосредственное отношение к получению информации, распространению и реагированию на данную информацию.

Предмет- социально-психологические процессы, которые определяют развитие распространения в обществе нужной информации, которая создает соответствующие социальные ситуации.

Методы:

Основным является анализ документов, которые являются хранителями информации и которые объективно регистрируют необходимые изменения в социуме. Они указывают на роль информации в жизни общества.

19 стр., 9222 слов

Общая психология (познавательные процессы)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н. М. Пинегина Учебная программа дисциплины и планы семинарских занятий для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 Утверждено научно-методическим советом факультета ...

Виды:

  • Контент (частотный)
  • Экспертный (качественный)

Наблюдение- целенаправленное восприятие исследуемого объекта с целью получения информации о нем, для решения научных и практических задач.

Этот метод позволяет выяснять социальные процессы происходящие в обществе без вмешательства самого исследователя.

Виды:

  • Внешнее
  • Включено
  • Самонаблюдение (интроспекция)

Тестирование- получение объективной оценки различных явлений.

  • Опросники (отношение)
  • Тесты IQ (ум)
  • Проективные (бессознательная сфера)

Эксперимент- сознательное моделирование ситуации, в которой происходит целенаправленное изменение поведения изучаемого объекта. Выявляются характерные реакции человека на внешний стимул. Прогнозируется будущая деятельность человека.

  • Естественный
  • Лабораторный

Я 1 2 3 4 5 6 7

  1. Обаятельный 2 Непривлекательный
  2. Слабый 5 Сильный
  3. Разговорчивый 3 молчаливый
  4. Безответственный 5добросовестный
  5. Упрямый 2 уступчивый
  6. Замкнутый 6 открытый
  7. Добрый 5 Эгоистичный
  8. Зависимый 6 Независимый
  9. Деятельный 3 Пассивный
  10. Черствый 2отзывчивый
  11. Решительный 2 Нерешительный
  12. Вялый 3 Энергичный
  13. Справедливый 2 Несправедливый
  14. Расслабленный 6 Напряженный
  15. Суетливый 2 спокойный
  16. Враждебный 3Дружелюбный
  17. Уверенный 3 Неуверенный
  18. Нелюдимый 6 Общительный
  19. Честный 3 Неискренний
  20. Несамостоятельный 6 Самостоятельный
  21. Раздражительный 3 Невозмутимый

Оценка + 1 7 13 19 — 4 10 16 = 22 1+3+4+4+4+4+4=24

Сила 5 11 14 17 + (-2 8 20)=20 3+2+5+2+2+2+2= 18

Активность 3 9 15 21 + (- 6 12 18) =22 2+2+5+6+3+1+2=21

Беседа (опрос, анкетирование)

Основная задача — изучать психологическое пространство в социальной группе (массе), с целью определения социального настроения общественного мнения, а так же социальных стереотипов, поэтому данный метод предполагает, что исследователь оказывает правомерное воздействие на респондента с целью получения объективной информации.

10 стр., 4645 слов

Понятие кадрового мониторинга, методы сбора информации

... респондентов. Метод фокус-группы. Фокус-группа - это метод сбора и анализа информации, заключающийся в приглашении небольшой группы людей ... персонал анкетирование наблюдение Глоссарий Анкетирование - социологический метод получения информации о психологической реакции населения на (экономические ... исходя из единичных наблюдаемых фактовНаблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности ...

Беседа — взаимовоздействие, анкетирование — однонаправленное воздействие.

Данный метод позволяет изучать личность респондента, а так же анализировать полученную от респондента информацию. Для ПМК данный метод оказывается эффективным, т. к позволяет определить те процессы, которые происходят в массе и которые определяют распространение информации, но для проведения данного метода необходима компетентность и профессионализм исследователя. Он должен умело манипулировать поведением респондента для получения важной информации.

Тестирование

Психологический метод получения объективной информации об испытуемых. Оно направлено на изучение отношения человека к чему-либо (объектам, субъектам, явлениям, феноменам, ситуациям).

Данное отношение позволяет изучать, как личность испытуемого, так и определять общее психологическое пространство поведения большое группы людей. Именно тестирование часто используется в СМИ с целью получения необходимых сведений о том или ином продукте (соц.феномене).

Виды:

  • Опросники — набор утверждений направленных на изучение сознательного отношения человека к изучаемому явлению.
  • Проективные тесты — позволяют изучать бессознательное отношение людей к соц. явлениям.

Таким образом тестирование позволяет определить сознательное и бессознательное поведение человека.

14 стр., 6737 слов

Тема 2. Человек в зеркале экономики и психологии. Психологические детерминанты поведения человека

... характеристику мнения основных школ классической психологии на детерминанты поведения человека. В психоаналитических концепциях подчеркивается обусловленность поведения человека скрытыми или «вытесненными» в ... протекании психических процессов и поведении человека. Особый взгляд на рассмотрение детерминант человеческого поведения имеют представители гуманистического подхода (А. Маслоу, К. Роджерс, ...

ПМК. Практическое применение.

ПМК — стала актуальной с момента интенсивного развития СМИ. И поэтому исследователи обратили внимание на процессы происходящие в больших соц. группах, которые определяют успешность или неуспешность усвоения инф. людьми. Для изучения данной проблемы были созданы лаборатории и институты, задачей которых являлось изучение общественного (массового) мнения, а так же возможности управления данным мнением.

Первоначально осуществлялось изучение основных проблем происходящих в массе. Начиная с работ Лебона, Сигеля исследователи обратили внимание на эмоциональность и внушаемость масс. Т. е группа людей, представляющая собой массу, — неуправляема, но при этом внушаема (легко управляема).

Любое действие, любая цель становятся доступными сознанию большинства людей, начинают в нем доминировать, а значит и позволяют контролировать поведение человека. Основная проблема состоит в том, чтобы найти баланс между внушаемостью и эмоциональностью. Чаще всего данная проблема решается лидером или вождем массы.

Бихевиоризм.

Возник в америке в 20 веке. Основным показателем являлось отношение к человеку (мыслям).

У людей нет эмоций, чувств, мыслей. Человек — стимул реакции.

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-м столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

12 стр., 5678 слов

Состояние человека (поведение, психика, нервная система и т. д.) после перенесенного инфаркта миокарда

22 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского Кафедра коррекционной педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Состояние человека (поведение, психика, нервная система и т.д.) после перенесенного инфаркта миокарда Чита, 2010 г. Содержание ...

Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

Во второй половине 20-го века бихевиоризм в значительной степени уступил место когнитивной психологии, однако многие идеи бихевиоризма используются в определённых направлениях психологии, в частности в терапии.

Скиннер или оперантне научение.

В отличии от Уотсона и Павлова, он предложил новое обоснование поведению людей: на самом деле, важной хар-кой в поступках человека является не страх наказания, а последствия его действий, и поэтому человек ожидающий позитивного исхода предполагает, что человек будет стремиться выполнять необходимые действия и поступки. Его теория впервые определила новую схему поведения, Схема Выгоды. Люди жаждят халявы и няшностей.

Скиннер, изучая их зависимость от позитивных результатов, предположил, что можно управлять поведением больших групп масс с помощью позитивной цели. Бы ли разработаны системы в СССР, которые определяли стремление людей к большому светлому будущему. Теория Скиннера была реализована в большой соц.программе. Разрабатывались стратегии, когда люди совершали действия ради выгоды. Именно на этом стоит США и Европа.

Социально когнитивная теория (Альберт Бандура)

Действия и поступки людей определяются влиянием окружения. Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания. Обществом устанавливается строгая схема: действия в случае подкрепления этого действия другими людьми.

Гуманистические аспекты массовой коммуникации

В психологии в 60−70е. сформировалось новое направление, которое сыграло особую роль в изучении процессов массовой коммуникации и поведением человека в обществе. Данное направление — гуманистическая психология (Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл).

6 стр., 2998 слов

Психология А. Маслоу

... «Оно». Они носят бессознательный характер и, помимо воли человека, определяют его действия. Теория Маслоу отрицает поэтому необходимость целенаправленного формирования потребностей чело­века. Не ... всего, исследова­ния познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В.Франкла, исследова­ния человеческого сознания в рамках наук ...

Они определили альтернативу развития всей психологии в целом. Основное внимание все психологии уделяют человеку, как объекту исследования. То есть изучаемая личность на самом деле не отличается от других живых и неживых объектов. Это значит, что существует возможность управлять данным конкретным объектом, и поэтому правомерным оказывается возможность манипулирования человеком. Именно эти критерии лежат в основе принципов управления людьми. Человек не является субъектом, а представляет собой только элемент управления.

Одним из первых представителем был Абрахам Маслоу. По его мнению поведение людей определяется их потребностями которые человек стремиться удовлетворять. Поэтому основная задача людей состоит в том, чтобы организовывать свое поведение только с одной целью — удовлетворение потребностей, но Маслоу выявил, что потребностей существует очень много, и возникает необходимость данные потребности классифицировать. В результате именно он создал пирамиду потребностей. Основным показателем являлось утверждение «человек может переходить на более высокий уровень удовлетворения потребностей, только после удовлетворения предыдущие». Человек будет успешен только тогда, когда его низшие потребности будут удовлетворены. В психологии рекламы пирамида играет большое значение, т. к многие Тт иУу в реальности ставят своей целью удовлетворить естественные потребности человека, и создают предпосылки общества потребления.

Маслоу вскоре полностью отказался от своей теории, т. к не доказана ее эффективность. Момент перемены его взглядов явилась авиакатастрофа. Помимо пирамиды Маслоу указал, что на самом деле поведением людей в различных ситуациях управляют особые «пиковые» переживания.

Еще один представитель ГП Карл Роджерс. Его вклад в ПМК состоял в том, что он обращал внимание на личность человека указав, что основным критерием существования людей это принятие самого себя, так и другого человека. Сущность психотерапии состояла в том, что терапевт должен был основное внимание уделять личности клиента (пациента), то есть внимательно его слушать, но не оценивать. По мнению Роджерса человек, оказываясь в центре внимания, получает возможность определить пути собственного развития.

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

Человек в психоанализе Содержание Введение 3 1. Человек в психоанализе 5 1.1 Исследование вопроса в мировой науке 5 1.2 Особенности психоанализа в России 5 2. Психоаналитическая философия и антропология 7 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека 7 2.2 Эрос в психоаналитике 8 2.3 Деструктивность в психоанализе 10 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» 12 Заключение 15 ...

Рефлексивное и нерефлексивное слушание.

Рефлексивное слушание

Здесь слушатель вступает с говорящим в отношение обратной связи, также, впрочем, не исключающие элементы оценки или суждения. Это служит средством контроля говорящего со стороны слушающего, даёт знать возбуждённым и встревоженным людям, что их понимают, сочувствуют и хотят помочь. Ведь для них особенно важно, чтобы их своевременно и внимательно выслушали.

В данном случае полезно вспомнить, что при коммуникации осуществляется процесс кодирования и раскодирования сообщений. Говорящий «кодирует» то, что он хочет сказать, то есть факты и своё отношение к ним, в общественно значимые словесные фразы и несловесное поведение. Затрудняется дело тем, что как слова, так и жесты имеют много значений и могут быть раскодированы слушателем по-разному. Иногда говорящие путаются в словах, иногда слишком дают волю чувствам, выражаемым путаной жестикуляцией, — то и другое может исказить смысл высказывания настолько, что сам говорящий перестаёт соображать, о чём же он, собственно, ведёт речь.

Каково же тогда приходится принимающему сообщение? Чтобы обеспечить понимание, он должен дать знать говорящему, что именно до него «дошло», чтобы тот мог скорректировать своё сообщение и сделать его более понятным. Именно такой обмен сигналами прямой и обратной связи и представляет собой процесс рефлексивного, «обратного» слушания.

Нерефлексивное слушание

Эта форма слушания наиболее проста. Здесь нужно всего лишь использовать, такие несложные приёмы, как внимательное молчание и минимальную словесную реакцию типа «Хм-хм» или «Ага». Хорошо уже то, что здесь нет перебиваний. Более того, как замечал каждый, просто «Хм-хм» или кивок головы может вдохновить говорящего на довольно продолжительную тираду. Сигналы реакции могут быть самыми разными, лишь бы они не содержали оценки или суждения. (Например: «А?», «Так-так», «Давай дальше», «Да?», «Понимаю», «Правда?»).

Нерефлексивное слушание особенно ценно, когда люди хотят высказать наболевшее, как это часто бывает, скажем, между коллегами или близкими друзьями.

Иногда внимательно выслушать партнёра оказывается вполне достаточным. Правда, далеко не всегда. Во многих случаях одной лишь словесной реакции мало, например, когда собеседник ошибочно принимает её за ваше согласие. Тогда необходимо вступить в беседу и высказать вашу точку зрения на сообщение более подробно, чем «Угу», то есть перейти к рефлексивному слушанию.