Тема 2. Основные направления в изучении поведения животных

  1. Основоположниками науки этологии были ……………….
  2. Кем и когда был введен в биологию термин «этология» ………………………
  3. Наука о поведении животных в естественной среде обитания, уделяющая большое внимание анализу генетически обусловленных компонентов поведения называется …………..
  4. Метод проблемных клеток был разработан …………
  5. И.П. Павлов создал новое научное направление в физиологии – это ……………………….
  6. По И. П Павлову элементарная единица всех проявлений высшей нервной деятельности является ……………………
  7. Этология послужила основой для возникновения ряда самостоятельных направлений, таких как: ………………..
  8. Основными проблемами изучения этологии являются: ……………………

  1. По мнению Н. Тинберга, анализ поведенческого акта можно считать полноценным, если после описания его феноменологии исследователь может ответить на следующие вопросы: ………………….
  2. Что этологи называют единицами инстинктивного поведения …………
  3. Поисковое поведение представляет собой изменчивый комплекс реакций и характеризуется следующими качествами: ………………………………….
  4. Расшифруйте аббревиатуру: ФКД ………………………………..
  5. Что включает в себя структура поведенческого акта? …………………
  6. Как И.П. Павлов относился к идее о наличии инсайтов у обезьян? — ……………..
  7. Кто написал книгу «Эволюция и психика» (1922г) и в чем идея книги? ……………………
  8. Кто разработал «метод проблемных ящиков» и в чем суть метода? ………
  9. На основании каких фактов Э. Толмен пришел к выводу, что схема бихевиористов «стимудл-реакция» недостаточна для описания поведения в целом? ……………………
  10. В чем суть метода отсроченных реакций и кто автор метода? ………………..
  11. Кто являлся основателем грузинской школы физиологии? ……………..
  12. Кто впервые экспериментально доказал наличие у животных элементов разумного поведения? …………………………….
  13. Какие задачи предлагались обезьянам В. Келером для доказательства их разумности? ……………………
  14. У кого лучше развита психика – у гориллы или шимпанзе, с точки зрения Р. Йеркса? …………………………….
  15. Какими исследованиями занимался брат В. Келера, Отто Келер? ……………
  16. Каковы были основные положения бихевиоризма, сформулированные его основателем? ……………………….
  17. На какую концепцию опирается необихевиоризм и кто автор концепции? ………………………………….
  18. Какое направление в психологии иногда называют структурной психологией? ………………………….. гештальтпсихологию
  19. Наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания называется ………………………….
  20. В ХХ в. в России проводилось множество исследований, посвященных поведению животных. Среди них четко выделялись три основные направления: ………………………………
  21. Кто занимался изучением поведения обезьян у себя дома во время запрета цензурой на проведение исследований в России? ………………..

Тема 4. Физиологические основы поведения

  1. В основе поведения животных лежат простые и сложные врожденные реакции стойко передающиеся по наследству, а именно ………………………. —
  2. Нужно ли обучать животное, чтобы оно проявило безусловный рефлекс? ……
  3. По определению И.П. Павлова, временная нервная связь бесчисленных агентов окружающей животное среды, воспринимаемых рецепторами данного животного, с определенными функциями организма – это …………………………
  4. Перечислите условия, необходимые для образования условных рефлексов …………………………….
  5. . Если, например, выработать оборонительный рефлекс на вспышку лампочки, а затем производить сочетание ее со звуком звонка, не производя при этом подкрепления током, то через некоторое время один звук звонка начнет вызывать оборонительную реакцию. Какой вид рефлекса здесь описывается? …………………………………………
  6. Какие рефлексы более прочные – условные рефлексы высшего порядка или условные рефлексы первого порядка? ………………………………..
  7. Какой принцип лежит в основе рефлекторной деятельности? ……………
  8. Являются ли условное возбуждение и условное торможение врожденными? ………………………
  9. Если во время классического павловского эксперимента производить шум, стук и т.д., то у стоящей в станке собаки возникает ориентировочная реакция, которая тормозит условный рефлекс, то это называется ………………
  10. Является ли внешнее торможение врожденным свойством нервной системы? …………………….
  11. Если действующий во время работы собаки раздражитель постепенно перестает вызывать ориентировочный рефлекс у животного – это называется ……………………………
  12. Перечислите виды внешнего торможения ……………………
  13. Объясните причину возникновения охранительного торможения ………………….
  14. Перечислите виды внутреннего воображения …………………….
  15. Если условный раздражитель не сопровождается подкреплением. Он постепенно теряет свое сигнальное значение, и рефлекс на него слабеет. Это называется …………………
  16. Если животное должно отличить один внешний раздражитель, являющийся для него условно-рефлекторным сигналом, от другого, сходного с ним раздражителя, который сигналом не является, это называется ……………….
  17. Иногда постороннее раздражение, вызывающее сильную оборонительную реакцию, препятствует развитию внутреннего торможения и способствует проявлению угашенных условных рефлексов. Это явление называется ………………………………………….
  18. В чем суть процесса иррадиации и концентрации возбуждения или тороможения? ………………………………
  19. Если на периферии очага возбуждения в коре головного мозга появляется очаг торможения, а на периферии очага торможения – очаг возбуждения, это называется ……………………………………………..
  20. Перечислите некоторые факторы, которые вызывают различия в способности обцчения у животных ……………………….
  21. Какой ученый предложил при нцип системной организации деятельности организма, предложил теорию функциональных систем? ………
  22. Какова концепция теории функциональных систем Анохина? ……………………
  23. Начальный узловой механизм функциональной системы по П.К. Анохину называется ………………………………………..
  24. Перечислите структуру поведенческого акта по П.К. Анохину ……………………..
  25. Что представляет собой стадия афферентного синтеза в поведенческом акте? …………………………………………..
  26. Что формируется на стадии эфферентного синтеза в поведенческом акте? …………………………………………..
  27. Когда у животного наблюдается резкое повышение возбудимости, дифференцировки оказываются сорванными, животное не в состоянии затормаживать свои условные рефлексы. При этом условные рефлексы могут быть значительной величины, но дифференцировки, как правило, бывают нарушены. Наблюдается хаотическая двигательная возбудимость, может наблюдаться усиленное слюноотделение — это называется ……………………
  28. Если вся условно-рефлекторная деятельность полностью или почти полностью отсутствует, животное становится вялым, заторможенным, это называется …………………………………….
  29. Что может способствовать перенапряжению процесса торможения? ……………………………
  30. К каким последствиям может привести сшибка процессов возбуждения и торможения? ………………
  31. В каких случаях может произойти сшибка процессов торможения и возбуждения? ………………..
  32. Перечислите фазы развития адаптационного синдрома ……………………..

Тема 7. Обучение

  1. Появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта называется …………………..
  2. Какое свойство нервной системы лежит в основе обучения? …………………….
  3. Повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо агента, например аллергия, называется ……………………
  4. Наиболее примитивной формой обучения является …………………..
  5. Что значит термин «оперантное поведение», кто его ввел? ……………………….
  6. Перечислите этапы дрессировки ……………………
  7. . Запечатление, как форма обучения называется ……………………………
  8. Автоматическое действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии, есть такая форма обучения, которая называется ……………….
  9. Способность перенимать опыт путем подражания своим товарищам по стае и даже животным другого вида называемая …………………………
  10. Существуют такие формы научения, которые внешне очень напоминают инстинктивное поведение, но тем не менее представляют собой не что иное, как результат накопления индивидуального опыта, правда, в жестких, типичных для данного вида рамках. Это, прежде всего, формы научения, которые называются …………………………..

Тема 8. Рассудочная деятельность. Элементарное мышление животных

  1. В каком случае, по мнению А.Р. Лурия возникает акт мышления? …………………..
  2. Перечислите функции интеллекта в процессе познания человеком мира …………….
  3. Перечислите формы мышления человека …………………….
  4. Есть ли зачатки мышления у рептилий с точки зрения З.И. Зориной? ………………..
  5. Является ли мышление у животных системным свойством мозга по мнению З.И. Зориной? ……………………………..
  6. Что подразумевает И.С. Бериташвили под термином «психонервные образы»? …………………………….
  7. Перечислите методы изучения познавательных процессов у животных …………………
  8. Что можно наблюдать у животных при помощи метода радиального лабиринта? ……………………….
  9. Если при поиске пищи животное полагается на свое мысленное представление о пространственной структуре данной среды, то тогда такая стратегия поведения называется ……………………
  10. Образование «мысленного плана» действий может происходить и в отсутствие подкрепления, в процессе ориентировочно-исследовательской активности животного. Этот феномен Толмен назвал ………………
  11. Наиболее примитивный способ ориентации в пространстве; он не связан с внешней информацией. Животное отслеживает свое перемещение, а интегральная информация о пройденном пути, по-видимому, обеспечивается соотнесением этого пути и затраченного времени. Данный способ неточен, и именно из-за этого у высокоорганизованных животных его практически нельзя наблюдать в изолированном виде. Этот способ называется ………………..
  12. Образование связи между индифферентными стимулами или ситуациями в отсутствие явного подкрепления» в процессе обучения называется …………….. л
  13. Метод «выбора по образцу» для обучения животных был введен в начале XX в. Кто автор метода? ……………
  14. Перечислите варианты методоа «выбор по образцу» в процессе обучения животных ………………………

Тема 10. Биологические формы поведения

  1. К какой категории относятся птицы, питающиеся рыбой? …………………
  2. Перечислите этапы пищевого поведения …………………………
  3. Союз рака-отшельника и актинии называется ……………………
  4. Перечислите типы комфортного поведения у животных ……………………..
  5. Перечислите виды оборонительного поведения ………………….
  6. Действия животного, адресованные другой особи и приводящие к ее запугиванию, подавлению или нанесению ей физических травм называется ……………….
  7. Перечислите виды агрессии животных …………………..
  8. В случае невозможности вступить в непосредственный контакт с другой собакой или человеком, животное может переключить агрессию на окружающие предметы или более слабую особь. Это называется …………………
  9. Перечислите типы строительства муравейников ……………….

Тема 11. Социальное поведение

  1. Образование сообществ животных происходит на основе взаимодействия следующих факторов ……..
  2. Дайте определение понятия «индивидуальная дистанция» …………….
  3. Одним из показателей общего уровня агрессивности у того или иного вида может служить ………………………..
  4.  В эволюции агрессивного поведения можно отметить две основные тенденции. ………
  5. Приведите примеры «преувеличения размеров» животного во время проявления агрессии …………
  6. Перечислите ритуалы демонстрации …………………………….
  7. Что подразумевал Шьелдерупп-Эббе под термином «порядок клевания»? ………
  8. С чем, в первую очередь, связана смена иерархии на определенной территории у животных? …………………………………………
  9. Какой тип взаимоотношений животных называется сообществом? ………
  10. Для сравнительного изучения поведенческих и структурных особенностей сообществ животных, необходимо выделить конкретные признаки, по которым могут различаться между собой группировки особей разных видов. ………..
  11. Рассматривая различные типы социальных структур, К. Лоренц пришел к выводу, что все сообщества животных можно разделить на два коренным образом различающиеся класса: …………………….
  12. Ученые выделяют три типа анонимных сообществ: …………………….
  13. Что означает понятие «волна возбуждения» применительно к сообществу животных? ……………………..
  14.  Агрегации, или скопления. – это ……………………………………..
  15.  Анонимное сообщество открытого типа – это ……..
  16.  Анонимное сообщество закрытого типа – это ………………
  17. Индивидуализированные сообщества – это ……………………..
  18. Пространственная структура популяций может существенно отличаться у разных видов. Однако основные ее звенья обнаруживаются у всех животных. Элементарным территориальным объединением можно считать ……………………..
  19. Минимальная социальная ячейка, цельность и самостоятельность которой поддерживаются в основном ее собственными, внутренними механизмами, называется микропопуляцией. Эти популяционные группировки генетики называют ………………
  20. При всем многообразии пространственно-экологической структуры популяции различных видов можно выделить, как указывает И.А. Шилов (1977), два принципа ее построения, отличающихся способом использования территории. …………………….
  21. Общее направление усложнения внутрипопуляционных отношений, а соответственно и поддерживающих их физиологических механизмов может быть схематично обозначено в виде следующих ступеней или этапов. ………
  22. Структурированность внутрипопуляционных групп при общественном образе жизни строится на основе дифференциации особей в составе группы и захватывает как пространственное расположение отдельных особей, так и всю систему взаимоотношений. Усложнение структуры групп идет в следующем направлении: …………………………….
  23. Группы эквипотенциального типа. – это ……………………….
  24. По каким принципам строятся различные группы особей? …………
  25. Чем вожаки групп животных отличаются от простых лидеров в группе? ………..
  26. Рассматривая типы организации стадных взаимоотношений у различных позвоночных, И.А. Шилов указывает на наличие определенных форм усложнения этологической структуры стада. «В самом общем виде пути такого усложнения можно представить следующим образом: ……………………………….