Одаренные дети: специфика процесса обучения и воспитания.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………4

Раздел 1 Теоретические основы понятия одаренность…………………………6

1.1.Понятие одаренность…………………………………………………………6

1.2.Типы одаренности ……………………………………………………………7

Раздел 2 Особенности обучения и воспитания одаренных детей…………….11

2.1 Психологические особенности одаренных детей и актуальные задачи их обучения………………………………………………………………………….11

2.2. Принципы построения программ для одаренных детей………………….12

2.3. Основные подходы к обучению одаренных детей………………………..16

Раздел 3 Подготовка педагога для обучения и воспитания одаренных детей………………………………………………………………………………23

3.1. Ускорение обучения…………………………………………………………23

3.2. Обогащение обучения………………………………………………………26

3.3. Подготовка учителя для одаренных детей…………………………………29

Заключение……………………………………………………………………….34

Библиографический список……………………………………………………..37

Приложение………………………………………………………………………39

Введение

На сегодняшний день наблюдается постепенная смена ориентации общества, примером чего может служить широкая информатизация всех сфер жизни общества. Одной из особенностей на сегодняшний день является забота об одаренных детях . Одаренные дети не остаются без внимания, ведь специально для них организуются различные конкурсы, олимпиады, выставки и многое другое.

Подобные мероприятия помогают детям проявить себя, показать свои способности, получить положительные оценки от важных людей и конечно же, что не мало важно, найти новых друзей с такими же интересами . Предпосылки и условия формирования и развития одаренности в подростковом возрасте хорошо проанализированы в «Рабочей концепции одаренности», разработанной российскими учеными. В «Концепции…» сделан важный вывод о том, что «проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных учреждениях ,с тем чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

Одним из основных мест развития одаренных детей является образовательное учреждение . Ведь именно от качества образовательной системы будут зависеть результаты развития ребенка . В текущем информационном веке у ребенка необходимо развивать навыки мышления, рассуждения, умения найти выход из любой ситуации, умения адаптироваться в любых условиях и многое другое . И тяжело не заметить детей одаренных, результаты которых всегда заметно отличаются.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... Влияние средовых факторов на развитие одаренного ребенка. Макросреда и одаренность. Влияние культурно-исторических условий на проявление и развитие способностей и одаренности. Возможные воздействия личностной микросреды на развитие одаренного дошкольника, младшего школьника, подростка. ...

Цель работы: проанализировать условия для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в образовательном учреждении, а так же их профессионального самоопределение в соответствии с их способностями .

Из этой цели вытекают следующие задачи:

1)Проанализировать психолого-педагогическую литературу по одаренным детям

2) Рассмотреть особенности обучения и воспитания одаренных детей;

3) Выявить условия подготовки педагога для обучения и воспитания одаренных детей

Объект: теоретические основы понятия одаренные дети

Предмет: условия подготовки педагога для обучения и воспитания одаренных детей.

Одаренных детей необходимо выявить на ранних этапах обучения. На первом курсе педагог видит ребенка с различных сторон, как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в этом во многом и заключается особенность начальной ступени обучения).

Дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое — это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А, увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло.

Раздел 1: Теоретические основы понятия одаренность.

1.1.Понятие одаренности.

Прежде всего, стоить раскрыть понятие одаренность. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Из этого определения вытекает , что одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Впервые об одаренных детях заговорили в 20 веке. С тех пор было сделано много открытий, написано множество работ и статей. Считается , что одаренный ребенок в какой-либо сфере , не чуть не отличается в других сферах от обычных детей. Все же , тут можно поспорить, ибо как говориться в народе “талантливый человек талантлив во всем”.

Стоит выделить несколько черт, которыми может обладать одаренный ребенок :

1)способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей.

2)повышенная любознательность. Одарённые дети очень любопытны, им необходимо активно исследовать окружающий мир.

3)отличная память, которая основывается на речи и абстрактном мышлении.

4)большой словарный запас, умение строить красивую и интересную речь. Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, предпочитают занятия, требующие активизации умственных способностей.

5)повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу.

6)яркое воображение, высокоразвитая фантазия.

В области психосоциального развития одаренным детям свойственны:

1)сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано.

19 стр., 9078 слов

Особенности развития и обучения одаренных детей

... одаренности. Во второй главе будут рассмотрены особенности обучения одаренных детей. Подробно будут рассмотрены психологические особенности одаренных детей и актуальность задачи их обучения, принципы построения программ для одаренных детей и основные подходы к обучению одаренных детей. ... связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и, прежде всего, это связано с подготовкой самих педагогов. ...

2)хорошо развитое чувство юмора.

3)попытки решать проблемы, которые им пока «не по зубам».

4)преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

В сфере физических характеристик для одаренных детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна[2,c.80].

1.2. Типы одаренности.

“Нужно ли знать какие типы одаренности существуют , и вообще, зачем это нужно? “ Именно этот вопрос я задала себе , прежде чем перейти к этому разделу . А все дело в том ,что к детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы с ними. Педагог должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типы одаренности, некоторые из них можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности. Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, педагогу нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности.

Существуют следующие типы одаренности:

1)Интеллектуальный тип одаренности. Ученики такого типа одаренности , как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать — сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к предметам и, соответственно, педагогам приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим — нет. Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется прежде всего общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания.

2) Академический тип одаренности. При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одарённости прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Этот тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой способностью к обучению , а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности .

3) Художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Педагог должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.

5 стр., 2276 слов

Социально-психологические подходы к развитию одаренности в процессе обучения

... выявления, обучения и развития одаренных учащихся и широко применялись в педагогической психологии. Так, «Трехкольцевая модель одаренности» Дж. ... концепций, использующихся в практике работы по развитию одаренных детей. К числу наиболее известных из них относится ... межличностного взаимодействия и соответствующие, присущие данному возрасту и типу культуры «формы дет- ско-взрослой общности», ...

4) Креативный тип. Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир.

5) Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям. Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия — они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой.

6) Психомоторная или спортивная одаренность. Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности — это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и должного желания. Если у студентов, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться [1,c.13].

Вывод по 1 разделу:

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Понимание сущности понятия “ одаренность” и “одаренный ребенок” , а так же знание типологии одаренности- это первый, и ,несомненно, самый важный и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными детьми. Педагог в первую очередь оказывает влияние на развитие ребенка, а следовательно он должен помогать своему ученику во всем, будь это укрепление или реализация незаурядных возможностей . Педагог всегда должен понимать с каким типом одаренности он имеет дело, а следовательно знать как общаться с таким ребенком, как ему помочь и чем заинтересовать.

Раздел 2 Принципы построения программ для одаренных детей.

2.1 Психологические особенности одаренных детей и актуальные задачи их обучения.

В чем же заключается специфика программ для одаренных детей ? И существует ли она вообще? Tради­ционная программа обучения может стать непреодолимым препятствием для развития одаренного ребенка, и это был один из аргументов в пользу необходимости решения пробле­мы обучения одаренных детей. Кроме того, есть и другой ас­пект рассмотрения этой проблемы. Хорошо известно, что эф­фективность программ обучения зависит от их соответствия потребностям и возможностям тех детей, для которых они предназначены. Если познавательная деятельность , которая составляет основу обучения в высшем учебном заведении, не соответствует мотивационным и когнитивным характери­стикам ребенка, то трудно ожидать, что им будут достигнуты высокие уровни развития.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... для осуществления воспитательного процесса по музыкально-творческому развитию в процессе обучения пению именно детей среднего дошкольного возраста, послужили основанием для определения ТЕМЫ РАБОТЫ: « ... ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. В соответствии с целью были выдвинуты ЗАДАЧИ ...

Одарен­ные дети характеризуются особыми потребностями и воз­можностями, отличающими их от других сверстников, а это означает, что для их обучения необходимы специальные программы. Какие же изменения должно претерпеть традиционное содержание обучения, чтобы оно могло удовлетворять столь разнообразным потребностям и возможностям одаренных детей? Другими словами, какими должны быть принципы построения содержания обучения для одаренных детей? Для того, чтобы определить такие принципы, нужно учесть не только специфические потребности и возможности этой категории учащихся, но и те задачи, которые долж……..

Библиографический список:

1. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. — 2010. — №8. — с.13-18.

2. Русский язык.5 класс.учебник для общеобразовательных учтреждений в 2 частях.Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов. Л.А.Тростенцова и др.; нау.ред.Н.М.Шанский.-М.: Просвещение,2013.

3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 320 с.

4. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости / Д.Б. Богоявленская. — М.: 2010

5. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. Поосбие/ под. Ред. А. М. Матюшкина — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. — 192 с.

6. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. — 336 с.

7. Степанов В. Г. Психология одаренности детей и подростков// Вопросы психологии . — 2012. №3. — с. 140 — 143.

8. Бурменская Г.В. Одарённые дети / Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий. — М.: Просвещение, 2011

9. Миллер Алис, Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я/ А. Миллер. — М.: Академический проект, пособие для студентов высших педагогических учебных 2011 — 144 с.

10. Абатурова, В.В. О системе работы с одаренными школьниками в России .- Профильная школа.- 2010.- № 3.- С.10- 13.

11. Савенков. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2013.- 232 с.

12. Доровской, А.И. В классе — одаренные дети: как с ними работать [Текст] / А.И.Доровской // Народное образование.- 2010.- № 5.- С.202-211.

13. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми [Текст]/ авт.-сост. Н.И.Панютина, В.Н.Рагинская, Е.Б.Кисляков и др.- Волгоград: Учитель. 2014.- 204с.- (В помощь администрации школы) .- ISBN 5- 7057- 1085-2.

14. Бебчук, С.А. Образовательные принципы «Лиги Школ»- средней общеобразовательной школы для одаренных детей [Текст]/ С.А. Бебчук // Завуч. Управление современной школой — 2015.- № 8.- С.139-144.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, ... она носит более спонтанный характер. Прогноз развития этих детей еще ... авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и ...

15. Джиджавадзе, Л.А. Программа работы образовательного учреждения с учащимися, имеющими высокий уровень учебной мотивации [Текст] / Джиджавадзе Л.А., Морозова Н.В. // Завуч. Управление современной школой.- 2013.- № 8.- С.87-106.

16. Лебедева, В.П. Учителю об одаренных детях [Текст]: пособие для учителя/ В.П. Лебедева, В.И.Панов.- М.: Молодая гвардия, 2011.- 354с.- (Одаренные дети).