Практическое занятие 13

Практическое занятие 13

ОБВИНИТЕЛЬНЫЕ И ЗАЩИТИТЕЛЬНЫЕ РЕЧИ

(4 часа)

Цель занятия: научиться выстраивать аргументативную речь, используя логические, психологические и эмоциональные аргументы.

Задание 1. Перечитайте роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Выделите элементы обвинения и

защиты Раскольникова. Составьте схему защиты и схему обвинения.

Задание 2. Занятия будут проводиться в форме инсценированных судебных процессов над литературными героями

в соответствии с церемониальными особенностями суда присяжных. Помимо традиционного и обязательного участия

центральных фигур процесса (председателя суда, прокурора, адвоката) назначаются свидетели (герои произведений), чьи

показания основываются на содержании художественных текстов. В конце занятия-суда присяжные (те, кто не получил

конкретной роли) выносят вердикт. В связи с этим распределите роли. Подготовьте речи.

П о д с к а з к а . Необходимо выделить психологический аспект проблемы преступления.

Психологизм является важным завоеванием и характерной чертой русской литературы. Ф.М. Достоевский и Л.Н.

Толстой были великими русскими художниками-психологами.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» – это учебник психологии преступника, чтобы понять психологи-

ческий портрет Родиона Раскольникова, нужно проанализировать речь Порфирия Петровича о психологии как «палке о

двух концах».

П р и м е ч а н и е . Те студенты, которые не получили ролей на судебном процессе, смогут подготовить «Обвини-

тельную» или «Защитительную речь», взяв любых известных литературных героев или реальных преступников, процес-

сы над которыми вызвали широкий общественный резонанс.

Задание 3. Напишите по риторическому канону обвинительную речь на тему: «Массовая культура – это плохо».

Предварительное условие: ваш обвиняемый духовно развращает своими произведениями, где главенствует порно,насилие, нацизм, пропаганда наркотиков.

Задание 4. Напишите и произнесите защитную речь на тему: «Нужна ли религия в современном мире».

3 стр., 1381 слов

Задание к занятию: Проведите рефлексию собственных способностей

Задание: Работа с анкетой Заполните лидерский профиль. Проведите рефлексию собственных способностей. По сделанным выводам разработайте программу самообразования (продвижения себя в будущем). Созданный профиль и программу самообразования следует прислать преподавателю. Приведенные ниже предложения описывают умения и навыки менеджмента, являющиеся базовыми. Используйте шкалу от 1 до 7 баллов, чтобы ...

Предварительное условие: ваш подзащитный совершил преступление на религиозной почве.

Тренировка речевой культуры

Задание 5. Скажите другими словами (дайте максимальное количество вариантов) следующие предложения:

• извините меня;

• я с вами не согласен;

• я всё равно сделаю по-своему;

• мне не нравится ваш костюм;

• ты просто дура;

• у неё кошмарный муж;

• вы ничего не понимаете в этом вопросе;

• ты меня совершенно не понимаешь;

• не лезь не в своё дело;

• это моё личное дело.

Задание 6. Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсуждении и разборе выполненного задания обратите внимание на поведение его участников, их мимику, жесты, интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил.

а) Вы – студент 1 курса. Вам необходимо обратиться с просьбой: к ректору, декану, заведующему кафедрой, преподавателю, товарищу.

б) Вы – председатель профсоюзного комитета организации. К вам пришел: ваш старый друг (подруга), старый знакомый ваших родителей, незнакомый мужчина (женщина), незнакомый молодой человек (девушка), руководитель организации, технический работник. Примите их.

в) Вы – работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить:

− ветерана Великой Отечественной воины принять участие в празднике;

− учёного из университета выступить на научно-практической конференции;

− преподавателя вуза выступить с лекцией перед работниками администрации;

− руководителя предприятия оказать помощь в проведении городского мероприятия.

г) Вы – руководитель коммерческой структуры. У вас в фирме есть вакантное место. Вам необходимо побеседовать

с 3–4 претендентами на это место. Они пришли по объявлению.

4 стр., 1943 слов

Задания для самостоятельной работы студентов к разделу «Педагогическая психология»

5. Решить следующие практические задачи: 1 Задача. В классе есть ученик, который систематически опаздывает на первый урок. Что делать? а) Выяснить (не на уроке) причину постоянных опозданий — а вдруг она уважительная? б) Какой бы ни была причина опозданий, серьезно поговорить с учащимся и его родителями, предупредив их о возможных негативных последствиях подобных опозданий; в) Один раз ...

Задание 7. Назовите, какие формулы речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться:

1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час;

2) к милиционеру, чтобы уточнить, как проехать на выставку;

3) к секретарю в приёмной, чтобы узнать, когда начнется совещание у начальника;

4) к руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению;

5) к приятелю, чтобы попросить у него учебник;

6) к преподавателю, чтобы попросить его принять у вас досрочно экзамен.

Задание 8. Что вы скажете для того, чтобы разрядить обстановку в такой ситуации:

• жена приходит домой и застаёт вас собирающим черепки её любимой вазы, которую вы только что разбили; она

бросается на вас с упрёками;

• сосед звонит к вам в дверь, возмущённый тем, что ваш сын разбил мячом окно его квартиры на первом этаже;

• сосед возмущён тем, что вы поставили автомобиль на его место во дворе;

• тёща устроила скандал, потому что в выходные дни вы всё время чем-то заняты и не находите времени порабо-

тать на даче;

• любимая девушка (юноша) обиделась (обиделся), потому что кто-то сказал, что вас вчера видели с другой (дру-

гим) на пляже.

Домашнее задание

Подготовьте на 1–2 минуты историю преступления из вашей или чьей-то чужой жизни:

а) самую трогательную;

б) самую банальную;

в) самую позорную;

г) самую глупую.