Практическое занятие 3: психологические основы делового общения

I. Выберите и подчеркните из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту.

Трудолюбие, настойчивость, сознание, неуравновешенность, музыкальность, сообразительность, реактивность, экстраверсия, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность, педантичность, требовательность, принципиальность, быстрое переключение внимания, острота зрения, высокие умственные способности, медлительность, гениальность, сила эмоциональной реакции, глубина чувств.

II. Иммануил Кант в своей «Антропологии c прагматической точки зрения» (1789) дал чисто психологическое описание темпераментов, которые приводятся ниже. Вставьте пропущенные названия темпераментов.

1. … очень уживчивы, с виду мягки и покорны, обладают непреклонной, но благоразумной волей.

2. … избегает ответственности и труда, но обладает организаторскими качествами и готов быть начальником.

3. … можно узнать по следующим проявлениям: это человек беззлобный, полный надежд, мысли и настроения которого легко меняются.

4. … любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напыщен, охотно протежирует (часто на словах) и любит иметь при себе льстеца, служащего мишенью для его остроумия.

5. … темперамент узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.

6. … темперамент присущ «людям мрачного нрава».

7. … темперамент, по И.Канту, свойствен «людям веселого нрава».

III. Всем вам хорошо знаком роман а.Дюма «Три мушкетера». Прочитайте описание четырех мушкетеров и попробуйте определить тип темперамента каждого мушкетера.

Из романа А.Дюма «Три мушкетера».

Д’Артаньян. «Молодой человек… Постараемся набросать его портрет: представьте себе Дон-Кихота в восемнадцать лет, Дон-Кихота без доспехов, без лат и набедренников, в шерстяной куртке, синий цвет которой приобрел оттенок между рыжим и небесно-голубым. Продолговатое смуглое лицо; выдающиеся скулы – признак хитрости; челюстные мышцы чрезмерно развитые – неотъемлемый признак, по которому можно сразу определить гасконца, даже если на нем нет берета, – а молодой человек был в берете, украшенном подобием пера; взгляд открытый и умный; нос крючковатый, но тонко очерченный; рост слишком высокий для юноши и недостаточный для зрелого мужчины».

4 стр., 1843 слов

Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация ...

... с попутчиками? Воздерживаетесь ли Вы от ненужного спора с человеком, который не прав? Охотно ли Вы беретесь за работу, ... Вы? Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медленного человека? Умеете ли Вы так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять ... Любите ли Вы работу (занятия), требующую частых разговоров с разными людьми? 120.    Владеете ли Вы своей мимикой? 121.    Любите ли Вы ...

«Он, бесспорно, умен, – подумал Атос».

«…он не мог безропотно покориться неизбежности смерти, как сделал бы это другой, менее смелый и менее спокойный человек».

«…произнес д’Артаньян, в котором задорный нрав уже брал верх над мирными намерениями».

«…мне незачем вам напоминать, что мы, гасконцы, не слишком терпеливы».

«…как юноша внезапно вздрогнул и, вспыхнув от гнева, бросился из кабинета с яростным криком».

«…Луч солнца, коснувшись в эту минуту его головы, оттенил тонкие и смелые черты его лица».

«…Кровь ударила ему в голову. В эту минуту он готов был обнажить шпагу против всех мушкетеров королевства».

«…Чертов я гасконец, – буду острить даже в аду на сковородке…».

«…– Этот молодой человек исполнен великодушия, – произнес Атос».

«…– Минутку! – воскликнул д’Артаньян… – Здесь не храбрость нужна, а осторожность…»

«…Д’Артаньян был по своей природе очень любопытен, как, впрочем, и большинство людей, владеющих даром интриги».

Атос. «…Этот достойный господин… был очень молчалив. Вот уже пять или шесть лет, как он жил в теснейшей дружбе с Портосом и Арамисом. За это время друзья не раз видели на его лице улыбку, но никогда не слышали его смеха. Слова его были кратки и выразительны, он говорил всегда то, что хотел сказать, и больше ничего: никаких прикрас, узоров, красот. Он говорил лишь о существенном, не касаясь подробностей. Хотя Атосу было не более тридцати лет и он был прекрасен телом и душой, никто не слышал, чтобы у него была возлюбленная. Он никогда не говорил о женщинах… Его сдержанность, нелюдимость и неразговорчивость делали его почти стариком».

«…В эту минуту край портьеры приподнялся, и на пороге показался мушкетер с благородным и красивым, но смертельно бледным лицом».

«…И с этими словами мушкетер, безукоризненно одетый и, как всегда, подтянутый, твердой поступью вошел в кабинет».

«…сказал Атос с изысканной учтивостью».

«…как всегда спокойный, полный благородного достоинства».

«…строгое лицо и благородная осанка…».

«…Атос скорее бы умер, чем позвал на помощь».

«…Атос жил на улице Феру… занимал две небольшие комнаты, опрятно убранные… Остатки былой роскоши кое-где виднелись на стенах этого скромного обиталища…».

«…Атос играл, и всегда несчастливо. Но он никогда не занимал у своих друзей ни одного су, хотя его кошелек всегда был раскрыт для них. И если он играл на честное слово, то на следующее же утро, уже в шесть часов посылал будить своего кредитора, чтобы вручить ему следуемую сумму».

Арамис. «…Это был молодой человек лет двадцати двух или двадцати трех, с простодушным и несколько слащавым выражением лица, с черными глазами и румянцем на щеках, покрытых, словно персик осенью, бархатистым пушком. Тонкие усы безупречно правильной линией оттеняли верхнюю губу. Казалось, он избегал опустить руки из страха, что жилы на них могут вздуться. Время от времени он пощипывал мочки ушей, чтобы сохранить их нежную окраску и прозрачность. Говорил он мало и медленно, часто кланялся, смеялся бесшумно, обнажая красивые зубы, за которыми, как и за всей своей внешностью, по-видимому, тщательно ухаживал».

19 стр., 9343 слов

Исследование взаимосвязи типов темперамента и лидерских качеств ...

3.2 Роль темперамента в деятельности Глава 2. Организация и методы исследования .1 Методики диагностики .1.1 Методика диагностики межличностных отношений Лири .1.2 Тест Г. Айзенка Глава 3. Обработка данных и их обсуждение ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА Приложение ВВЕДЕНИЕ В отечественной науке лидер - член малой группы, который в результате взаимодействия членов группы при решении конкретной задачи ...

«…Арамис – сама кротость, олицетворенное изящество».

«…Арамис бросил на д’Артаньяна один из тех взглядов, которые ясно дают понять человеку, что он нажил себе смертельного врага, но тут же перешел к обычному для него слащавому тону».

«…С этими словами он вытащил из кармана свой собственный платок, также очень изящный и из тончайшего батиста…».

«…– Осторожность, качество излишнее для мушкетера, но она необходима служителям церкви, – сказал Арамис».

«…Зато Арамис, хотя и могло показаться, что у него нет никаких тайн, был весь окутан таинственностью. Скупо отвечая на вопросы, касавшиеся других, он тщательно обходил все, относившиеся к нему самому».

«…Арамис на этот раз не рассердился, но, приняв самый скромный вид, ласково ответил: …».

«…Арамис никогда не играл. Он был самым дурным мушкетером и самым скучным гостем за столом. Всегда оказывалось, что ему нужно идти заниматься».

«…Он жил в маленькой квартире, состоявшей из гостиной, столовой и спальни. Спальня, как и все остальные комнаты, расположенная в первом этаже, выходила окном в маленький тенистый и свежий садик, густая зелень которого делала его недоступным для любопытных глаз».

Портос. «…рослый мушкетер с высокомерным лицом и в необычном костюме, привлекавшем всеобщее внимание. На нем был не форменный мундир, … а светло-голубой, порядочно выцветший и потертый камзол, поверх которого красовалась роскошная перевязь…».

«…Портос, как мы уже успели узнать, был прямой противоположностью Атоса: он не только много разговаривал, но разговаривал громко… Ему было безразлично, слушают его или нет. Он разговаривал ради собственного удовольствия – ради удовольствия слушать самого себя. Он говорил решительно обо всем, за исключением наук, ссылаясь на глубокое отвращение, которое, по его словам, ему с детства внушали ученые. Вид у него был не столь величественный, как у Атоса, и сознание превосходства Атоса в начале их знакомства нередко вызывало у Портоса раздражение. Он прилагал поэтому все усилия, чтобы превзойти его хотя бы богатством своего одеяния. Но стоило Атосу в своем простом мушкетерском плаще ступить хотя шаг, откинув назад голову, как он сразу занимал подобающее ему место, отодвигая разодетого Портоса на второй план.

Портос в утешение себе наполнял приемную господина де Тревиля и караульное помещение Лувра громогласными рассказами о своих успехах у женщин, чего никогда не делал Атос».

«Портос занимал большую и на вид роскошную квартиру на улице Старой Голубятни. Каждый раз, проходя с кем-нибудь из приятелей мимо своих окон, у одного из которых всегда стоял Мушкетон в парадной ливрее, Портос поднимал голову и, указывая рукой вверх, говорил: «Вот моя обитель». Но застать его дома никогда не удавалось, никогда и никого он не приглашал подняться с ним наверх, и никто не мог составить себе представление, какие действительно богатства кроются за этой роскошной внешностью».

«…Тщеславный и болтливый, он весь был виден насквозь, как кристалл».

IV. Попробуйте предположить, какие особенности и акцентуации характеров способствовали бы выбору и осуществлению названных видов деятельности. Ответы зафиксируйте в таблице

Драматический артист, художник-абстракционист, продавец, рекламный агент, парикмахер, часовщик, шоумен, философ, клоун, ювелир, карточный шулер,

следователь, дизайнер.

Пример:

Профессия

Особенности

Акцентуация

Драматический

артист

Чувственность,

экспрессивность

Циклоидный,

эмотивный

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4: ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В РАБОЧЕЙ ГРУППЕ

I. Изучить лекционный материал по теме

II. Изучить дополнительный материал по теме «Руководство – лидерство (стили руководства)». Сделать конспект (письменно).

Литература (В НАШЕЙ БИБЛИОТЕКЕ!)

  1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – С. 284 — 362
  2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С.177 – 186

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5: КОНФЛИКТЫ В ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ

I. Изучить лекционный материал по теме

II. Изучите памятку для анализа конфликтной ситуации (законспектируйте ее в тетрадь).

Анализ конфликтной ситуации

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, которое обычно сопровождается негативными эмоциями.

Стороны конфликта – субъекты, участники конфликтного взаимодействия.

Интересы сторон

Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Характеристики конфликта

1) По социальному статусу сторон:

  • вертикальный — между субъектами, находящимися в подчинении один другому;
  • горизонтальный — между субъектами, имеющими одинаковый социальный статус.

2) По количеству участников:

  • внутриличностный – столкновение противоположных по направленности мотивов, интересов внутри одной личности;
  • межличностный – конфликт между двумя личностями;
  • внутригрупповой – конфликт между личностью и группой личностей;
  • межгрупповой – конфликт между группами личностей.

3) По результату:

  • конструктивный – выигрывают обе стороны;
  • деструктивный – выигрывает кто-то один.

Стратегии – модели поведения в конфликтной ситуации:

  • противоборство – настойчивое стремление добиться своего;
  • сотрудничество – поиск взаимовыгодных решений;
  • компромисс – путь взаимных уступок (уступка – готовность пожертвовать собственными интересами ради интересов другого);
  • избегание – уход от конфликтного взаимодействия.

Стадии конфликта

  • Возникновение – ущемление потребности одной из сторон.
  • Становление – при активном противодействии второй стороны конфликт из потенциального становится актуальным.
  • Зрелость – стадия активного противоборства сторон.
  • Преобразование – конструктивный (выработка соглашения) либо деструктивный исход (принуждение).

Самооценка – оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, может быть нормальной/завышенной/заниженной.

Конфликтогенное поведение – поступки, приводящие к конфликтной ситуации.

III. С помощью приведенной выше памятки проанализируйте следующую конфликтную ситуацию (письменно в тетради)

1. Участники конфликта

Участниками конфликта были два молодых специалиста, работающими посменно системными администраторами. Первый – Иван – по темпераменту холерик, частенько не ходит на работу, говорит напарнику, что отработает в следующий раз. Мнение окружающих его не интересует, о последствиях своих поступков не задумывается. И вообще собирается в скором времени сменить тип деятельности на «свободный». Второй – Николай – уравновешенный, скандалов всегда старается избегать, но не всегда это получается, т. к. не любит когда его в чем-то обвиняют. Работу терпит и держит все в себе.

Оба специалиста не любят свою работу. Устроились каждый через своего знакомого в административных кругах.

2. Описание ситуации

Николай заболел и попросил Ивана поработать в его смену, объяснив, что у него высокая температура. Иван одну смену поработал один, а в следующий раз не пошел, т.к. посчитал, что на работу должен уже выйти Николай. А Николай тем временем все еще температурил. В итоге, на работу никто не ходил в течение двух смен Николая. Инспектор по кадрам вызвала специалистов «на ковёр». Только там специалисты выяснили, что никто на работу не ходил. На вопрос инспектора по кадрам, почему никто не ходил на работу, Иван ответил, что была очередь Николая. В свою очередь Николай настаивал на своей версии: я болею, с кровати не встаю, у меня высокая температура, постельный режим, и вы хотите, чтобы я пришел администрировать Linux-сервер?!! Иван тем же тоном: «А почему ты не сказал, что еще болеешь?! Почему не сказал, чтобы я еще 2 дня один работал?!» Николая реакция: «А почему бы тебе не спросить у меня, выздоровел ли я, выйду ли я на работу?» Иван: «А почему я должен спрашивать?»

В итоге каждый участник конфликта остался при своем мнении: мы оба виноваты, но моя вина меньшая. После объяснения с инспектором по кадрам, или, если точнее, выяснения отношений между собой пошли и разобрали завал электронных писем от недовольных пользователей сервера.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6: ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

I. Изучите лекционный материал.

II. Прочитайте следующие предложения и найдите в них ошибки. Укажите тип ошибки и исправьте ее.

Возможные типы ошибок

  • Нарушение лексической сочетаемости слов
  • Речевая недостаточность (пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли)
  • Плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов)
  • Тавтология (повторное обозначение другими словами уже названного понятия)
  • Ошибки в управлении
  • Неправильное использование предлогов
  • Неправильный выбор формы слова
  • Неоправданное использование в речи разговорных и просторечных слов
  • Речевая избыточность
  • Неправильный выбор союза
  • Постановка рядом двух однозначных союзов

1. Прейскурант цен на выполнение платных работ и услуг в РГАКФД разработан на основании «Временного положения о порядке выполнения работ и оказания услуг на платной основе федеральными государственными учреждениями, подведомственными Росархиву».

2. Мы заранее предчувствовали провал этих переговоров.

3. Мне кажется, что многим работодателям будет просто невыгодно подписывать договора с удаленными работниками.

4. Из-за роста цен на бензин у половины россиян ухудшился уровень жизни.

5. Ричард занял пост президента компании, хотя шел только тридцать второй год.

6. Российские и датские ученые обсудили совместное сотрудничество в области энергоэффективности.

7. Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет доказана вина этого человека.

8. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.

9. Директор завода отметил о важности поставленной проблемы.

10. Успехи компании причинили нам много радости.

11. Поезда будут следовать согласно расписания.

12. Если Вам нужны авиабилеты, самые дешевые цены Вы можете найти на сайте нашей компании.

13. Администрация завода сразу же уцепилась за ценного специалиста.

14. В районе немало сделано по улучшению торговли.

15. Ваши рекомендации заслуживают внимания, но, однако реализовать этот проект пока невозможно.

16. Для работы в вузе, для обучения студентов необходимы преподаватели высокого класса.

17. Организация и управление предприятием требует серьезных усилий.

18. Цех нуждается в ремонте, о производстве которого мы настоятельно требуем.

19. Аудитория встретила докладчика долгими и продолжительными аплодисментами.

20. Тарифы на проезд пассажиров городским пассажирским транспортом.

III. Ознакомьтесь с приведенными ниже утверждениями и определите, с какими из них вы согласны и с какими не согласны. Обоснуйте свое мнение

1. Умение слушать развивается естественно.

2. Если человек научился говорить, он одновременно научился слушать.

3. Способность слышать в значительной степени определяет способность слушать.

4. Говорение – более важная часть процесса коммуникации, чем слушание.

5. Слушание требует небольших затрат энергии, оно легче, чем речевая деятельность.

6. Слушание – это автоматический непроизвольный рефлекс.

7. Люди слушают каждый день. Ежедневная практика устраняет нужду в специальных упражнениях на слушание.

8. Слушание – это только понимание слов говорящего.

9. Успех коммуникации зависит главным образом от оратора.

10. Оратор может контролировать процесс слушания в аудитории.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7: НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

I. Изучите лекционный материал.

II. В примерах, приведенных в таблице, определите средство невербального общения (согласно классификации, приведенной на лекции) и проинтерпретируйте состояние героя по описанию его поведения (см. образец – пример 1).

Описание средств невербального общения

Классификация

Интерпретация

1. «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на среднего величины медведя». (Н. Гоголь «Мертвые души»)

Кинесика; визуальный контакт

Взгляд искоса – пренебрежение, презрение или осторожность

2. «Он прошелся по комнате, потом вдруг приблизился к ней, торопливо сказал «прощай», стиснул ей руку так, что она чуть не вскрикнула, и вышел вон». (И. Тургенев «Отцы и дети»)

3. «Лиза отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя такой холодный и строгий вид, что хотя это и рассмешило Алексея, но удержало его от дальнейших покушений». (А Пушкин «Барышня-крестьянка»)

4. «Она тоже взглянула на меня украдкой, слегка покраснела и потупилась» (Ф. Достоевский «Белые ночи»)

5. «Молодой человек долго стоял, потирая лоб, потом стал крутить усы, потом посмотрел на рукав своего пальто; наконец он собрался с мыслями» (Н Чернышевский «Что делать?»)

III. Какими жестами могли бы сопровождаться приведенные ниже фразы? Попытайтесь произнести их, сопровождая жестами.

– я никогда не соглашусь с этим!;

– посмотрите направо;

– что-то я ему не верю…;

– да, это сила!.

IV. Изучите дополнительную литературу и подготовьте устный доклад о:

  • невербальных средствах коммуникации (о походке и способах посадки человека);
  • жестах и мимике, свидетельствующих о лжи;
  • межнациональных различиях невербальной коммуникации.

Список рекомендуемой литературы

Аминов И.И. Психология делового общения: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С.118 – 121, 122 – 127.

Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. – М.: «Ось-89», 1999. – С. 113 – 120, 124 – 126, 126 – 129.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9: ТЕХНОЛОГИИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ (ТЕМА, ЦЕЛЬ И ТЕЗИС РЕЧИ)

1. Проработайте лекционный материал.

2. Определите тему, цель и тезис в следующих риторических текстах.

1. Дорогие метростроевцы! Честь вам и слава за прекрасный подарок, сделанный москвичам к Новому году! Все мы знаем, с каким упорством и мужеством, с какой изобретательностью вы трудились на этой трассе! И вы сделали чудо! Вы стали победителями самых неожиданных препятствий. И станция «Медведково» не просто очередная станция Московского метрополитена, а памятник мужеству каждого строителя этого сооружения. (М. Дудин)

2. Господа! Олимпийские игры — это самое представительное на сегодняшний день движение, охватывающее почти все страны и народы. Интерес к ним огромен: никакое другое событие не передается по всем информационным каналам земного шара так полно, как ход игр. Язык их — голы, очки, секунды — не нуждается в переводе, он понятен всем. Поэтому я считаю разумным предложение проводить Олимпиады не раз в четыре года, а раз в два года. В наше неспокойное время людям нужно чаще встречаться, а ведь Олимпиады — это всеобщий праздник — символ объединения людей. (В. Гаврилин)

3. Господа! Вы, конечно, помните, что первая книга на языке эсперанто появилась в 1877 году. Автором ее был доктор Заменгоф — создатель этого международного языка. И вот сегодня мы собрались с вами по случаю выхода в свет «Полного иллюстрированного словаря на языке эсперанто». Он содержит 15 тысяч корней. Народы, говорящие на романских языках, даже не изучая современный вариант эсперанто, поймут 9 из 10 слов этого языка. Представители германских языков встретят 65 % знакомых слов, славянам будет понятно 25% слов. Все это свидетельствует о том, что наш словарь послужит делу распространения эсперанто во всем мире, делу сплочения всего человечества. (П.А. Коржавин)

4. Дорогие друзья! Скоро выйдет первый выпуск студенческой газеты. У нее еще нет названия. Издатели газеты не решились взять на себя ответственность дать имя новому изданию. И решили предложить сделать выбор вам, будущим читателям первой студенческой газеты нашего института. Ибо только острый ум студента найдет то меткое, яркое и запоминающееся слово, которое станет символом свободной студенческой мысли. Конечно, сейчас конец семестра, приближается сессия, и ваши умы заняты более серьезными вещами, чем участие в конкурсе на лучшее название газеты. Но несмотря на это мы надеемся, что вы выкроите минутку драгоценного времени и напишете нам письмо со своим вариантом названия. А когда ваш вариант окажется лучшим, вас будет ожидать маленький, но приятный сюрприз. (Устная речь)

5. Ребята! Вы, конечно, знаете, что самый большой недостаток нашего календаря заключается в том, что числа месяцев каждый год переходят с одних дней на другие, т. е. 1 февраля, например, может быть и понедельником, и вторником, и средой. Вопрос об усовершенствовании календаря регулярно поднимается мировым сообществом. Разрабатываются проекты реформы всемирного календаря. Так, по одному проекту день 31 декабря переносится из 4 квартала в первый, переименовывается в нулевое января — праздничный день Нового года и исключается из недельного счета. При этом 1 января (всегда понедельник) будет первым рабочим днем года. В високосном году день 29 февраля тоже исключается из недельного счета. Так достигается постоянство календаря и устраняется раздробленность недель между кварталами и годами. При этом не происходит перемещения дат. (К. Сергеев)

6. Друзья! Не огорчайтесь тому, что вы не смогли поступить в литературный институт. Это не должно помешать вам заниматься любимым делом. Творческие пути неисповедимы. Студент физмата Лев Кассиль стал писателем, а я, студент литературного отделения, стал инженером и лишь через 20 лет окончательно возвратился к писательскому труду. Этим я хочу подчеркнуть, что так называемая «творческая профессия» не всегда зависит от полученного образования, и очень часто бывает, что жизненный путь молодого человека с творческими задатками лежит вдалеке от вузовской параллели. Примеры такие общеизвестны даже из жизни классиков, не говоря уже о целой плеяде советских писателей, художников, актеров и других деятелей искусства. (В. Немцов)

Практическое занятие 10: технологии публичного выступления (композиция речи)

I. Проработайте лекционный материал.

II. Выполните следующие задания:

2.1. Определите тип вступления.

1. Вчера на заседании редакционной комиссии разгорелся большой спор. Собственно говоря, именно после этого заседания у меня и появилось желание сказать здесь несколько слов. (Г.С. Жуков)

2. Товарищи депутаты! К нам в эти дни поступают звонки и письма от наших избирателей. Они, провожая нас сюда, ждали от нас многого: чтобы мы рассмотрели те вопросы, которые их волнуют. Поэтому они просили получить ответы на три вопроса. (И.Н. Шундеев)

3. Уважаемые депутаты! Мне хотелось вначале вспомнить одну старинную притчу о том, как одного руководителя на посту меняет другой. Старый руководитель оставляет молодому три конверта и говорит: когда будет трудно, открывай поочередно пронумерованные конверты. Открыл в трудное время новый руководитель первый конверт, написано: «Обещай все». Он обещает. Положение не меняется. Открывает второй конверт, читает: «Ругай меня, предшественника». Ругает. Ситуация не меняется. Открывает третий конверт, а там написано: «Готовь три конверта». Мне не хотелось бы, чтобы сказанное относилось только к правительству. Это в равной степени относится и к нам с вами, потому что мы уже и обещали, и ругали, и действительно подвели страну к черте, когда пора “готовить три конверта”. Но вместо трех конвертов я предлагаю внимательно посмотреть три программы, которые у нас есть. (В.И. Жигулин)

4. Высокий Съезд! Я хочу доказать Борису Николаевичу, коллегам-депутатам и иностранным гостям Съезда, что нынешнее правительство не рыночное, его реформы бюрократические, от которых вместо модернизации национальная экономика все глубже погружается в хаос. Тупиковая ситуация создается и для честных бизнесменов Запада. (Г.В. Саенко)

5. Уважаемые народные депутаты! Каждый раз, когда заходит речь о принятии какого-либо нового закона, я вспоминаю выдающегося русского поэта второй половины XIX века А.Н. Апухтина, который в своей поэме “Сумасшедший” словами главного героя говорил: «Я день и ночь пишу законы для счастья подданных и очень устаю.» Действительно, мы тоже очень устаем и приняли за год работы уже свыше 70 законов. Но стала ли жизнь «наших подданных» лучше? Пока что по полкам наших магазинов незаметно. И вот очередной закон — о президентстве. (С.Н. Быстров)

6. Друзья! Мне хотелось бы начать этот разговор размышлениями о слове, то есть о том оружии всечеловеческого общения, которое вручается людям природою безвозмездно и на вечное пользование на втором уже году их земного пребывания… (Михаил Алексеев)

7. Товарищи! Сегодня мы празднуем вторую годовщину со дня открытия Вешенского театра колхозной казачьей молодежи. Вы помните, как обстояло дело с искусством в этих глухих, далеких от больших культурных центров станиц и хуторах. Иногда приезжали захудалые труппы, наскоро собранные каким-нибудь предприимчивым, ловким антрепренером. Эти люди заботились о том, чтобы подработать побольше денег, они не имели никакого отношения к искусству, они занимались жалкой имитацией искусства. Случалось, появлялись какие-нибудь бродячие музыканты, слушать было страшно, — эта музыка, как говорят местные жители, за ожерелок брала. Много, очень много жителей вообще не знало, что такое театр, никогда в жизни не видело театра… (М.А. Шолохов)

8. Товарищи! С чувством робости вступил я на эту трибуну. С робостью потому, что стоит за моими плечами невеселая слава автора многотомных и, к моему сожалению, неоконченных романов. Вот я и подумал, как только председательствующий огласит мою фамилию, вы скажете: «Эге, да это тот самый Шолохов, который длинно пишет и не кончает. Пожалуй, он и говорить будет так же длинно, пока ему председательствующий не напомнит о регламенте». А сказав так, вы потихоньку начнете вставать и уходить. Так вот, пока вы не успели покинуть ваши места, спешу предупредить, что говорить буду коротко и обязательно кончу до звонка. А если и эта моя короткая речь вам покажется длинной, вы только немного пошевелитесь, и я стремительно пойду на закругление… (М.А. Шолохов)

9. Старая народная поговорка, давно родившаяся там, где бурлят стремительные горные потоки, говорит: «Только мелкие реки шумливы». Отшумели собрания областных и краевых писательских организаций, собрания, наполненные острой полемикой, задорными речами. Республиканские съезды прошли на более сдержанном уровне, а вот наш Всесоюзный съезд, подобно огромной реке, вобравшей в себя множество больших и малых потоков, протекает прямо-таки величаво, но на мой взгляд, в нехорошем спокойствии. (М.А. Шолохов)

10. Товарищи судьи! Пусть не покажется вам странным, что я — защитник второстепенных фигур настоящего процесса — открываю выступления защиты. Причиной тому — не только то обстоятельство, что именно с этих эпизодов началось судебное исследование дела. Важно другое. В защите второстепенных фигур настоящего дела я имею большую возможность вскрыть принципиальные дефекты следствия и обвинения в целом, осветить некоторые общие проблемы процесса. (И.М. Кисенишский)

2.2. Проанализируйте заключительные части публичных выступлений. Какие цели ставят ораторы?

1. … И в заключение я хочу повторить слова Н.И. Травкина, мне они очень понравились, и они, по-моему, содержат реальную оценку. Он сказал: «Гайдара слушать хорошо, если не выходить после этого на улицу». (В.И. Жигулин)

2. (Речь о проблемах инвалидов) …В заключение мне хотелось бы обратиться к нашим уважаемым журналистам. Хотелось бы, чтобы в прессе объективно освещались проблемы инвалидов. Как после бурелома появляется новая поросль, как после первого дождя тянется к свету и теплу все живое, так и мы, инвалиды. Для нас перестройка — это благодатный дождь, а свет и тепло — это ваши сердца, ваше понимание. Так отдайте же часть тепла ваших сердец, ваших душ инвалидам. Помогите им стать полноправными членами общества. 1989 год Советским фондом милосердия и здоровья объявлен Годом милосердия. И я призываю вас всех, уважаемые депутаты и избиратели, активно включиться в это гуманное движение. (А.Я. Неумывакин)

3. …150 лет назад оригинальный русский мыслитель и друг Пушкина Петр Чаадаев писал о России: «Мы народ исключительный, мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь страшный урок…» «Страшного урока» больше быть не должно. (Ю.П. Власов)

4. … Итак, главной задачей таких наблюдательных советов явится обеспечение на государственном телевидении и радио объективного освещения общественно-политических проблем и событий. Еще раз хочу обратить ваше внимание, народные депутаты: вопрос архиактуальный, архиважный в наше неспокойное, нестабильное время. Прошу принять за основу проект данного постановления. (В.П. Лисин)

5. … Как бы ни выступил Президент — это наш Президент. Какими бы мы ни казались — мы народные депутаты. Надо уступать друг другу, искать компромиссы во имя спокойствия и благополучия Отечества и объединяться во имя спасения России, во имя спасения наших народов. Худой мир лучше доброй ссоры, давайте думать об этом. (Р.Г. Абдулатипов)

6. … Чтобы труд в отличие от сегодняшней ситуации стал эффективным, надо перестроить наше общество. Мы не сможем добыть нашим избирателям материальных благ. Но обязаны создать в обществе систему, при которой человек труда сможет зависеть только от себя, от своего труда. (Г.Х. Попов)

7. …Стало быть, создание образов, которые достойно представляли бы нашу эпоху и не только теперь, но и перед временами грядущими, остается задачей номер один, или, как еще говорят, сверхзадачей. Этому — в первую, и во вторую, и в третью очередь — должны быть подчинены все наши мысли, все наши разговоры, все наши рассуждения о новаторстве, о языке литературы, о положительном и отрицательном герое, обо всех компонентах, входящих в понятие художественного творчества. (Михаил Алексеев)

8. …Еще раз напоминаю вам: как бы ни было трудно на первых порах, не гонитесь за легким успехом. Ведь вы, идущие нам на смену, — надежда наша. Вы — наше будущее. За многими из вас уже стоит настоящее, но будущее писателя есть у вас всех. Вы — великолепные представители великолепного народа. Желаю вам добра, успехов, больших свершений, дорогие друзья! (М.А. Шолохов)

9. …Мраком обреченности окутан доживающий век капиталистический Запад. Но для трудового человечества всех стран ярким светом надежды полыхает занявшаяся на Востоке заря свободы и счастья. Свет победит мрак. И, спаянное узами дружбы и братства, человечество скажет: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» (М.А. Шолохов)

10. …В заключение мне хочется сказать: среди присутствующих много делегатов, которых ласково называют «маяками». Хорошее слово, емкое. Я прошу тех, кто светит своим трудом, не забывать о том, что светят они не только людям своей профессии. Маяки науки, техники, промышленности, сельского хозяйства светят и нам, людям искусства. И мы взираем на них не без некоторой зависти, потому что в своем творчестве еще не достигли того, чего достигли они. Но свет их огня падает и на нас и согревает нас, и, пожалуй, просвечивает в сумеречные часы. Большое душевное спасибо тем, кто светит! (М.А. Шолохов)

Практическое занятие 13: деловая беседа, деловое совещание, деловые переговоры

I. Проработайте лекционный материал (разделы о деловых беседах, беседах по телефону, деловых совещаниях, деловых переговорах).

II. Изучите следующую ситуацию: Вы – менеджер в крупной компании, в которой трудитесь уже 8 лет. С каждым годом объемы работы увеличиваются, а заработная плата остается на прежнем уровне. Вы планируете обратиться к Вашему руководителю с вопросом о возможном повышении Вашей заработной платы.

Продумайте начало Вашей деловой беседы с руководителем и формулировку Вашей просьбы (задание выполните письменно).

III. Прочитайте описание делового разговора по телефону. Найдите в нем ошибки и запишите их в виде следующей таблицы:

Ошибки Сатарова

Ошибки Марины

1. Не настроился заранее на разговор.

1. Адресат должен первым сообщить, куда попал звонящий, Марина же выждала, когда он задаст вопрос

Фирма занимается мелкооптовой торговлей. Продают в основном продовольственные товары. Прилагается запись одного из разговоров, происшедшего в начале рабочего дня.

Я звоню в крупную оптовую фирму, с которой мы раньше не работали, но друзья порекомендовали мне связаться с ними.

— Алло, здравствуйте, это фирма «Вперед»? — спрашиваю я.

— Фирма «Вперед», оптовая торговля, — слышу вкрадчивый женский голос.

— Здравствуйте, я бы хотел поговорить с кем-нибудь насчет поставок тушенки… Ну и других продуктов.

— Здравствуйте. А кто говорит?

— Здравствуйте… То есть я уже поздоровался… Девушка, это из фирмы «Феникс». Мы бы хотели узнать ваши прайсы…

— Фирма «Феникс»? Очень приятно. А что конкретно вас интересует?

— Тушенка. Сгущенка. Водка. Ну и вообще, что у вас там есть.

Я пытаюсь быстро вспомнить, чем торгует эта фирма, но в голову ничего не приходит, поскольку с друзьями я об этом не говорил.

— Я могу выслать вам стандартный прайс. Назовите номер вашего факса.

— Нет у нас факса. А поговорить я с кем могу?

— Со мной.

— А вы кто?

Я понимаю, что говорю не совсем корректно, но что тут прикажете делать?

— Я менеджер по продажам. Скажите, какие партии вас интересуют, периодичность поставки, как собираетесь вывозить…

— Ну, это от цен зависит… Вообще-то мы обычно берем один грузовик. Он у нас свой. Но вот ассортимент может быть разный. Для начала можем попробовать от нескольких коробок.

— Мы не торгуем «от нескольких коробок». У нас минимальная партия – контейнер.

— Ну, хорошо…э… барышня, скажите цены, если мы возьмем контейнер.

— С чем?

— Ну, с тушенкой, например…

Далее следует сообщение о ценах, которые я записываю. А вот окончание разговора:

— Девушка, я думаю, что ваши условия нам подходят, а чтобы конкретно оформить договор и забрать товар, нам, наверное, следует подъехать к вам. Скажите ваш адрес.

Она диктует, а в конце добавляет:

— Только, пожалуйста, скажите, что вы ко мне, а то у нас много менеджеров.

— О, конечно, конечно. А как вас зовут?

— Марина. А вас?

— А меня – Игорь Петрович Сатаров. Но можно просто Игорь.

— Хорошо, Игорь, я вас жду.

Я повесил трубку и только тут вспомнил, что о времени встречи не договорился. Поскольку сейчас я был свободен, а фирма «Вперед» располагается недалеко от нашей конторы, то сразу решил подъехать туда. Но Марины не нашел. И вообще, кроме сторожа, там никого не было. Оказывается, она мне дала адрес склада, а не офиса. Вот и работай с такими…

IV. Подготовьтесь к деловой игре «Собеседование с работодателем» (на практическом занятии Вам может достаться как роль соискателя, так и роль руководителя).

Для этого изучите следующий материал

В ПОМОЩЬ «СОИСКАТЕЛЯМ»

Что нужно знать для успешного прохождения собеседования? К чему быть готовым?

1. Телефонный разговор с работодателем

Телефонный разговор — это ваше первое личное общение с будущим работодателем, и важно уже на этом этапе произвести хорошее впечатление. Даже если назначать встречу будет секретарь, он обязательно передаст непосредственному руководителю или тому, кто будет проводить собеседование, о том, как прошел ваш разговор.

Что же нужно успеть сделать во время телефонного разговора?

Уточните, на какую должность вас приглашают, задайте необходимые вопросы по поводу вакантной должности. Если позиция вам изначально не подходит, вежливо сообщите об этом и откажитесь от собеседования, приведя обоснованные аргументы. Не следует тратить драгоценное время (свое и работодателя) на бесперспективные встречи.

Запишите название компании, имя и фамилию того человека, с кем вы разговаривали, контактный телефон, по которому можно связаться с ним в случае непредвиденных обстоятельств.

Узнайте, кто именно будет проводить с вами собеседование, как его зовут. Вы произведете хорошее впечатление, если обратитесь к нему по имени и отчеству при встрече.

Узнайте точный адрес места собеседования. Обговаривая время встречи, планируйте его так, чтобы никакие другие дела вам не помешали. Может оказаться, что у вас в этот день назначены еще одно или несколько собеседований с другими работодателями, тогда график собеседований нужно спланировать так, чтобы время между последовательными собеседованиями было не менее 2-3 часов.

Узнайте, сколько по времени длится собеседование, придется ли вам заполнять анкету, проходить письменные тесты, выполнять практические тестовые задания.

2. Подготовка к собеседованию

Итак, о времени встречи с работодателем вы условились, теперь самое время заняться непосредственной подготовкой к собеседованию. Что же нужно сделать?

Сначала подготовьте документы, которые могут понадобиться на собеседовании:

— резюме в двух экземплярах;

— паспорт;

— диплом об образовании с вкладышем;

— дипломы о дополнительном образовании, сертификаты об окончании курсов, удостоверения и т.п. (не следует брать с собой документы, не имеющие отношения к должности, на которую вы претендуете).

Рекомендуем вам заранее ознакомиться с информацией о компании, в которую вы идете на собеседование. Подключите все возможные каналы: зайдите на сайт компании в Интернете, используйте деловые справочники, прессу или другие источники. Ознакомьтесь с направлениями деятельности и историей компании (год образования, этапы развития), изучите названия подразделений, запомните информацию о достижениях компании и т.п. Тем самым в ходе беседы с работодателем вы сможете продемонстрировать ему серьезность своих намерений. При этом даже если вас не возьмут именно в эту компанию, вы в любом случае расширите свой кругозор.

Наметьте маршрут поездки на собеседование, рассчитайте время, которое нужно затратить на дорогу, добавьте еще запас времени минут 30 на случай возможных транспортных затруднений, с которыми можете столкнуться в дороге. Можно съездить предварительно, если вы сомневаетесь, что сможете быстро и без проблем найти нужное здание.

Продумайте ответы на вопросы работодателя, которые обязательно в том или ином виде прозвучат на собеседовании:

— почему вы ушли (решили уйти) с последнего места работы; где вы сейчас работаете?

— почему вы хотите работать именно в нашей компании?

— какую пользу ваша деятельность как сотрудника может принести нашей компании?

— назовите свои самые большие достоинства и слабости как сотрудника

— назовите свои самые большие достижения как специалиста; были ли у вас неудачи в профессиональной деятельности и какие?

Ответы должны быть правдивые (на собеседовании или после ложь обязательно всплывет).

При ответе на вопрос «Почему вы решили сменить работу?» не следует давать негативные отзывы о коллегах и руководителях, ограничьтесь нейтральными высказываниями: отсутствие возможностей для профессионального роста, нерегулярность в получении денежного вознаграждения, удаленность от дома, неудобный график работы и т.п.

Говоря о возможной будущей работе в новой компании, дайте понять собеседнику, что вы заинтересованы работать именно в этой компании, можете быть ей полезны как специалист, но при этом вы должны четко представлять, чем занимается компания, чтобы не попасть впросак. Сумеете правильно повести себя в этом вопросе — шансы быть принятым на работу в эту компанию возрастут в несколько раз.

Отвечая на вопросы о своих достоинствах и особенно недостатках, о достижениях и неудачах, будьте осторожны. Проявите достаточную самокритичность к своей персоне, это поднимет ваш авторитет в глазах собеседника. Говоря о своих упущениях, необязательно приводить самые свои большие промахи. Здесь главное, чтобы вы могли показать, что вы сами исправили свой промах и избавили компанию от неприятностей или свели их к минимуму.

Будьте готовы к тестам или практическим заданиям (как психологическим, так и профессиональным), которые работодатель может предложить вам пройти.

Подготовьте заранее вопросы, которые вы хотели бы задать работодателю.

Продумайте одежду, в которой пойдете на встречу с работодателем. Всем знакома пословица «Встречают по одежке, провожают по уму». Пусть первое впечатление о вас будет самым благоприятным. Естественно, что одежда должна соответствовать той должности, на которой вы хотите работать. Возможно, строгий деловой костюм уместен не для каждой должности, однако опрятная одежда в деловом стиле, чистые волосы и ногти, начищенная обувь обязательно произведут необходимое положительное впечатление на вашего собеседника. Никаких хозяйственных сумок, авосек, замусоленных пакетов с продуктами, рюкзаков в ваших руках быть не должно!

3. Прохождение собеседования

Вот и настал час собеседования, которое может изменить вашу жизнь! О чем нужно помнить при прохождении собеседования?

Постарайтесь прийти на встречу чуть раньше назначенного срока. Лучше вы подождете 10 минут в приемной, чем работодатель будет ждать вас полминуты. Опоздание на встречу, даже по независящим от вас обстоятельствам, на 99% перечеркнет все надежды на получение работы в этой компании.

Если вдруг все-таки такая ситуация произошла, вы чувствуете, что не успеваете к назначенному времени, обязательно позвоните по контактному телефону, извинитесь, объясните причину вашего опоздания и узнайте, сможет ли работодатель принять вас в этот же день чуть позже или есть возможность перенести встречу на другое время.

Если вы вообще решили не ходить на собеседование (передумали работать в этой компании, у вас другие срочные дела и т.п.) ОБЯЗАТЕЛЬНО позвоните работодателю и сообщите об этом, предварительно извинившись, что нарушили его планы. Пусть хорошее впечатление о вас, полученное в предварительной беседе по телефону, ничего не испортит!

Входя в офис, обязательно поздоровайтесь с персоналом, попросите сообщить о вашем приходе сотруднику, с которым у вас назначено собеседование. Если вас попросят немного подождать, не стоит возмущаться и воспринимать это как неуважение к себе. Запаситесь терпением и не теряйте чувство доброжелательности, с которым вы шли на встречу.

Заранее отключите сотовый телефон, чтобы никакой звонок не мог помешать вашей беседе.

Заходя в кабинет, поздоровайтесь, обращаясь по имени и отчеству к сотруднику, с которым будете беседовать. Обязательно улыбнитесь. Скажите, что для вас очень приятно приглашение на собеседование именно в эту компанию. Этим вы сможете заранее расположить к себе собеседника.

Сядьте так, чтобы ваше лицо и туловище было обращено к собеседнику. Передвиньте стул, если это необходимо. Не разваливайтесь на стуле, не скрещивайте ноги под ним, не поджимайте их; не теребите нервно руками ручку.

Внимательно слушайте вопросы, которые вам задают, смотря при этом в лицо собеседника. Начинайте отвечать только тогда, когда поймете, о чем вас спросили. Если вопрос не совсем понятен, то, извинившись, попросите еще раз повторить его. Однако не переусердствуйте — переспрашивать почти каждый вопрос ни в коем случае нельзя.

Отвечая на вопрос, старайтесь не говорить более 2-3 минут. Этого времени вполне хватит, чтобы в целом осветить наиболее важную и ключевую информацию по самому сложному вопросу. Односложные ответы «да» и «нет», тихий голос создадут впечатление вашей неуверенности в себе, неумении объяснить свою точку зрения.

Если вас попросят рассказать о себе, не следует пускаться в пространные разговоры о своей автобиографии. Тем более, недопустимо отвечать, что в резюме уже всё написано. Расскажите о своем образовании, осветите опыт работы. Это продемонстрирует лишний раз ваши профессиональные навыки и качества.

На собеседовании у вас будет возможность задать свои вопросы работодателю, которые вы подготовили заранее и которые могли у вас возникнуть в ходе беседы.

Если вас интересует возможность карьерного роста, то важно суметь правильно задать этот вопрос. Имейте в виду, что вас приглашают в компанию на конкретную должность, на решение определенного круга задач. Не все должности предусматривают карьерный рост. Кроме того работодателям сложно обсуждать этот вопрос, не зная ваших возможностей и способностей. Тем не менее вполне уместно узнать у работодателя, практикуется ли в компании ротация кадров, существуют ли в отдаленной перспективе возможности роста с данной позиции и обязательно спросить, что для этого нужно (дополнительное образование, курсы повышения квалификации, наработка опыта или что-то еще).

Узнайте, какие программы по обучению или повышению квалификации сотрудников существуют в компании. Тогда вы будете выглядеть серьезным и целенаправленным человеком. А это еще один плюс в вашу пользу.

Открытая улыбка, немного хорошего и ненавязчивого юмора, и тогда небольшие промахи вам будут обязательно прощены. Деловому разговору улыбка не мешает, наоборот, остается впечатление, что вы – опытный, а потому уверенный в себе человек.

Прощаясь по окончании собеседования с сотрудником, который его проводил, обязательно поблагодарите за предоставленную вам возможность пройти собеседование в данной компании вне зависимости от окончательного выбора, который сделает работодатель.

В ПОМОЩЬ «РАБОТОДАТЕЛЯМ»

Собеседование — это интервью с заданными, типовыми вопросами, ответы на которые требуют точной и профессиональной оценки.

В ходе интервью на собеседовании надо постараться убить двух зайцев — выяснить профессиональную компетентность кандидата и понять, насколько кандидат подходит вашей компании как личность. Задача не из простых и требует особой подготовки.

Прежде всего, надо понять, что вы будете оценивать, а затем уже решить как. Что вы от него ожидаете как от профессионала, какие обязанности он будет выполнять. Как можно проверить компетентность кандидата, кто и как это сделает? Например, это можно сделать с помощью специалиста вашей фирмы или приглашенного эксперта, который проведет профессиональное интервью. Или это может быть пробное задание. Если вы решаете в пользу специалистов своей фирмы, то этот сотрудник должен обладать не только необходимыми знаниями, но и быть заинтересованным в привлечении нового специалиста.

Профессиональное задание, тест или интервью должны быть сфокусированы на проверке необходимых знаний и навыков. Так, если вы ожидаете от секретаря планирования вашего рабочего времени, предложите ей список дел и посмотрите, как она расставит приоритеты и чем будет руководствоваться.

Вопросы, которые вы задаете. Они должны быть заранее продуманными, вам должно быть понятно, ради чего вы спрашиваете о предыдущем месте работы, начальнике, интересах, неудачах и пр.

Ваша задача — не просто поговорить с кандидатом и провести время, а сделать выводы. Что вы хотите понять? Насколько потенциальный сотрудник ответствен, активен, работоспособен, склонен к самостоятельности, обладает организаторскими качествами и прочими достоинствами? Для начала должен быть составлен список качеств, необходимых для данной должности. Возможно, вам как человеку импонирует инициативность и самостоятельность, но от бухгалтера или оператора вы будете требовать четкости и исполнительности. И ваше интервью должно быть направлено на то, чтобы понять, обладает ли этими качествами кандидат.

1. Имейте представление, что вы хотите выяснить в ходе интервью.

2. Больше слушайте, чем говорите.

3. Постарайтесь установить взаимопонимание с собеседником, дайте ему возможность чувствовать себя свободно и непринужденно.

4. Помните, что вы ограничены во времени, не давайте кандидату перехватить инициативу в разговоре. Задайте все вопросы, которые бы хотели.

5. Предоставьте возможность кандидату получить необходимую информацию. Вопросы — это тоже очень информативно. Одних интересует режим работы, социальный пакет и борьба с опозданиями. Других — перспективы, обязанности, ответственность.

6. Не делайте для себя поспешных выводов, пока не получите всю информацию. Лишь по окончании собеседования можно составить впечатление о собеседнике, а затем дать аргументированную оценку.

7. Сделайте сравнительную табличку кандидатов. Заполняйте ее сразу после встречи с кандидатом.

8. Завершите встречу. Спросите, когда кандидат может приступить к работе. Сколько ему нужно времени для принятия решения. Какие еще есть предложения и как он будет выбирать.

9. Продолжайте поиски кандидата до тех пор, пока сотрудник не выйдет на работу. Жизнь такова, что все может сорваться в последнюю минуту.

В ходе собеседовании можно отметить, какими качествами обладает претендент: положительными или отрицательными, а также выявить его профессиональные качества.

Рассмотрим следующие качества претендентов:

1. Профессиональные качества:

— высокий уровень квалификации по своей специальности;

— владение в достаточной степени другими профессиями, специальностями, что позволит выполнять целый комплекс работ;

— хорошее здоровье и физическая подготовка, позволяющие выполнять работу на высоком уровне;

— собранность, аккуратность, организованность, умение организовать свое рабочее место, профессионально выполнять свои функции.

2. Личные качества специалиста:

— находчивость, умение найти выход из любой неблагоприятной ситуации;

— терпеливость, способность выполнять монотонную работу в течение определенного времени;

— коммуникабельность, склонность к работе в коллективе;

— опрятность, чистоплотность;

— уравновешенность;

— деликатность;

— упорство в достижении цели, активность, ориентированная на получение желаемого результата;

— готовность помочь коллегам по работе;

— вежливость;

— преданность своим обязанностям, умение доводить дело до конкретного результата.

3. Отрицательные личные качества:

— самомнение — «Я все знаю»;

— нерешительность при принятии решений;

— упрощенное отношение к экономическому и политическому состоянию общества;

— отсутствие моральных принципов, низкие моральные качества;

— склонность к пьянству, наркомании, токсикомании;

— неразборчивость в отношениях с людьми;

— цинизм;

— узкий круг интересов;

— неряшливость;

— робость;

— физические недостатки;

— недостаток учтивости;

— отсутствие чувства юмора.

4. Отрицательные профессиональные характеристики:

— низкий уровень квалификации;

— отсутствие подлинного интереса к предлагаемой работе;

— отсутствие энтузиазма по поводу будущей работы;

— заинтересованность в будущей работе только из-за высокой заработной платы;

— желание получить только престижную работу;

— более высокая квалификация, чем требуется для поручаемой работы;

— невысокие деловые качества;

— нежелание и неумение находить контакты с коллегами;

— некоммуникабельность;

— неумение работать в коллективе.

При беседе можно также отметить следующее:

1. как претендент выражает свои мысли, не страдает ли косноязычием;

2. как он одет – неряшливость в одежде характеризует человека отрицательно;

3. соблюдает ли он меру, используя парфюмерию, в частности одеколон или духи,

4. опрятен ли он;

5. отводит ли он при разговоре взгляд;

6. небрежность при пожатии руки;

7. внимателен ли он к предлагаемым вопросам;

8. как он ведет себя в искусственно созданных экстремальных ситуациях;

9. не имеет ли он болезненный вид;

10. осуждает ли он своих прежних работодателей и коллег по работе;

11. проявляет или не проявляет интереса к общим целям фирмы;

12. насколько тщательно он составил документацию, заполнил документы;

13. пришел на собеседование вовремя или опоздал без уважительной причины;

14. насколько уверенно высказался по вопросам, которые требуют профессиональных знаний;

15. имеет ли он жизненные планы и цели и насколько они серьезны и перспективны;

16. отказывался ли он от выполнения особых условий предыдущего работодателя, например, от поездок в командировки, смены места жительства в интересах организации, от сверхурочной работы, от предложения заменить отсутствующего коллегу, от помощи другим, от работы на любом участке независимо от квалификации и т. д.

При отрицательном результате собеседования, тем более если есть возможность выбора, претенденту следует отказать в работе. В то же время, если он устраивает по профессиональным качествам, его можно принять на работу, не игнорируя, однако, его отрицательные черты, которые были обнаружены во время собеседования и анализа документов.

Для того чтобы быть уверенным в будущем сотруднике, нужно знать не только его возраст, образование и опыт работы, но и его социальные и индивидуальные психологические качества. Поэтому в личной беседе с кандидатом помимо общих сведений необходимо выяснить:

1. Основной род деятельности в настоящее время и профессиональные интересы.

2. Причины, по которым кандидат хотел бы поменять место работы. Какие цели ставит перед собой?

3. Что нестандартного (нового) может предложить на новом месте работы?

4. Что он ожидает от предстоящего места работы?

5. Какая работа ему наиболее по душе?

6. На какую заработную плату рассчитывает?

7. Как повышает свои профессиональные знания?

8. Как строит свои взаимоотношения с коллегами и испытывает ли трудности в общении?

9. Не помешает ли личная жизнь новой работе?

10. Есть ли у него вопросы?

Очевидно, что успешность деятельности кандидата зависит от ситуации, в которой ему придется работать, индивидуального стиля руководителя, иерархии ценностей уже сложившегося коллектива. Поэтому важное значение имеет ознакомление кандидатов с профилем предстоящей работы, системой оплаты труда, социальными услугами предприятия, а также с некоторыми аспектами психологического климата в коллективе.

Кандидату следует разъяснить некоторые специфические особенности и правила предприятия:

1. каковы основные требования, предъявляемые к работнику, критерии оценки производительности его труда и связанная с ними оплата (санкции);

2. кто определяет, каким образом должны быть обеспечены требуемая производительность и качество труда;

3. откуда и какую помощь следует ему ожидать;

4. каковы важнейшие негласные нормы, касающиеся работы и межличностных отношений работников;

5. что требуется для успешной работы на предприятии, что ценится здесь как достоинство, какие люди чаще других вызывают уважение;

6. что считается серьезным просчетом в работе, какие ошибки не прощаются;

7. каким основным правилам должен следовать каждый сотрудник предприятия (стиль одежды, жизни; что говорят и делают; о чем не говорят и чего не делают и т.п.).

V. Выполните следующий тест

1. Встретить прибывших гостей (наших или иностранных) должен:

а) руководитель фирмы;

б) заместитель руководителя;

в) начальник отдела;

г) референт или помощник;

д) любой член делегации.

2. Переговоры будут проходить в помещении, находящемся на втором этаже. Где Вы будете встречать прибывших гостей:

а) в вестибюле первого этажа;

б) в вестибюле второго этажа.

3. В каком порядке происходит представление участников переговоров:

а) сначала представляются гости;

б) сначала представляются хозяева.

4. С какой стороны от главы делегации размещается переводчик? Здесь два правильных ответа, определите их:

а) немного спереди;

б) справа;

в) слева;

г) сзади;

д) если невозможно слева, то сзади;

е) если невозможно справа, то сзади.

5. В начале переговоров одна из сторон рассказывает о себе. Кто это:

а) хозяева;

б) гости;

в) инициатор переговоров.

6. Договариваясь о времени и месте проведения переговоров, следует:

а) сразу высказать свои предложения,

б) предоставить возможность сделать это первым партнеру,

в) очередность предложений не имеет значения?

7. Какими правилами регулируется количественный и персональный состав делегаций на переговорах:

а) гости имеют преимущество,

б) соблюдается принцип равенства,

в) преимуществом обладает принимающая сторона?

8. Переговоры ведутся на:

а) языке хозяев,

б) языке гостей,

в) языке третьей страны,

в) язык, на котором предстоит вести переговоры, подлежит обсуждению?

9. Выберите из перечисленных вариантов правильный порядок ведения переговоров:

а) каждый из присутствующих вступает в разговор по мере необходимости;

б) до начала переговоров члены делегаций договариваются, кто, когда и о чем будет говорить;

в) переговоры ведут главы делегаций, остальные берут слово после приглашения своего руководителя.

10. Чай (кофе) во время переговоров подают:

а) в любом случае,

б) только, если переговоры затягиваются,

в) по усмотрению хозяев.

Практическое занятие 14: презентация как форма деловых коммуникаций

I. Проработайте лекционный материал.

II. Изучите дополнительные материалы (глава 2 из книги Барышевой А.В. Как продать слона, или 51 прием заключения сделки. – СПб.: Питер, 2003.), которые представлены отдельным файлом. Основные идеи законспектируйте.

III. Просмотрите рекламный ролик-презентацию нового товара и определите, какие приемы убеждения в нем использовались. Зафиксируйте их в тетрадь с конкретными примерами. Ссылка для просмотра ролика:

ДЛЯ ТЕХ, У КОГО НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОСМОТРЕТЬ РОЛИК (СИТУАЦИЯ ДАНА НИЖЕ):

Прочитайте описание презентации и определите, какие приемы убеждения в ней использовались. Зафиксируйте их в тетрадь с конкретными примерами.

IV. Выберите любой товар или услугу, который / которую Вы хотели бы представить покупателям. Подготовьте для выступления свою презентацию. При подготовке используйте приемы, описанные в пособии Барышевой А.В.

СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА

Менеджер оптовой фирмы по продаже одежды Максим проводит презентацию товара для директора розничного магазина Ирины Степановны. В своей деловой беседе они успешно прошли стадию установления контакта и сбора информации. Максим вежливо и предупредительно помог Ирине Степановне снять верхнюю одежду, комфортно устроиться за столом и выпить чашечку кофе. Сделав два замечания о погоде и получив ответное высказывание, менеджер помог клиентке сориентироваться в новой обстановке.

Продавец кратко знакомит директора магазина с предварительными условиями поставки товара и говорит несколько слов о самой фирме. Дальше, используя специально подготовленные вопросы и приемы активного слушания, Максим определяет для себя основные выгоды, руководящие интересом собеседницы: получение прибыли, сохранение престижного ассортимента в магазине, удовлетворение личной потребности в красоте («Я обычно подбираю вещи, которые нравятся мне лично, и ошибаюсь очень редко»).

Презентацию он строит, опираясь на полученную информацию. Ирина Степановна принадлежит к типу людей, ориентированных на получение результата и в большей степени доверяющих фактам, цифрам и логическим соображениям. Поэтому Максим выбирает деловой энергичный той, держится собранно и подтянуто, старается сосредоточить внимание клиентки на основных деталях, особый акцент ставит на получение результата.

«Теперь, когда мы обговорили предварительные условия, и вы немного рассказали о вашем магазине, давайте вместе посмотрим то, что вы можете у нас приобрести», — с этими словами Максим подводит Ирину Степановну к образцам одежды. Пока клиентка осматривает товар, менеджер не смотрит на нее в упор, не рекламирует подряд весь товар. Он дает возможность ей оглядеться, немного поправляя выставленные модели и следя «боковым зрением» за невербальными проявлениями своего делового партнера. Он отмечает, что наибольший интерес вызвали несколько моделей жакетов. Менеджер «озвучивает» ту информацию, которую он получил с помощью наблюдения: «Вас заинтересовали эти жакеты?» Директор: «Да. Сколько стоят?» Менеджер: «Их стоимость колеблется от 159 до 243 долларов (Максим использует точные цифры, так как его клиентка ориентирована на получение четкой информации) в зависимости от модели и объема поставки. Вы говорили о том, что ваш магазин ориентирован на престижного покупателя со средним достатком (Ирина Степановна кивает головой).

Мне кажется, что эти модели отвечают требованиям вашего розничного покупателя. Давайте с вами поближе посмотрим качество нитки. Пожалуйста, потрогайте на ощупь. Это знаменитая «босфорская» шерсть, производство которой хорошо поставлено лишь на трех фабриках в Италии. Известная фабрика «Милена», у которой мы приобретаем наш товар, как раз входит в их число. Как вы оцениваете качество данного материала?» Клиентка: «Да, действительно, неплохое». Максим: «Конечно, розничные клиенты не всегда так хорошо разбираются в качестве товара, как мы с вами (Ирина Степановна кивает толовой), поэтому для них иногда нужны каталоги, где есть фотографии и сопроводительный текст. Мы предоставляем нашим клиентам серию каталогов. В этом случае, по нашим данным, объем продаж увеличивается минимум на 5%. И каталоги на столах или в руках у ваших продавцов-консультантов создают именно то ощущение престижности вашего магазина, которое важно для вас. Вы согласны?» Директор магазина кивает.

Все это время, жакет, который она «пробовала на ощупь» остается в ее руках, поэтому, слушая менеджера, она успевает рассмотреть жакет поближе. Он все больше нравится ей. Но цена на эти изделия очень высока.

Сможет ли она реализовать их с прибылью? Максим: «Теперь давайте поговорим о вашей прибыли. Конечно, мы бы хотели, чтобы прибыль была максимальной. Поэтому наши цены для изделий такого качества невысокие. Фирма «Кармен» — наши конкуренты — предлагает их за цену, превышающую нашу на 12%. Вы знаете эту фирму?» Директор: «Да, иногда мы берем у них товар». Менеджер: «По какой цене вы сможете реализовать этот товар? Директор магазина «Красотка» продает их по цене от 259 до 317 долларов. Я здесь прикинул, какая прибыль может получиться, вот посмотрите». Дальше менеджер с калькулятором в руках производит необходимые расчеты. Скептическое выражение лица, возникшее у клиентки в начале разговора о цене, меняется на заинтересованное и увлеченное. Она делится своими сомнениями: «Хорошо «Красотке». У них место удачное. А мне цены надо ниже назначать». Менеджер: «Давайте посчитаем по более низким ценам (Максим проводит подсчет. Получаемая прибыль налицо. Ирина Степановна смотрит на результат с довольным выражением лица).

Я вижу, вас устраивает результат нашего подсчета? (Кивок головы).

Вы знаете, у этих моделей есть еще одно неоспоримое преимущество » они вам лично понравились, а это означает, что их оценят и ваши клиенты». Ирина Степановна улыбается. Она согласна с этим. Она — профессионал в своей области, и, похоже, этот продавец оценил ее по достоинству: «Хорошо, с этими жакетами решили, что у вас есть еще?»

Практическое занятие 15: документационное и техническое обеспечение деловых коммуникаций

I. Проработайте лекционный материал.

II. Выберите любой корпоративный сайт и проанализируйте его эффективность по следующей схеме (на отдельном листе):

1. Главная страница сайта

1.1. Шапка сайта (название, слога, логотип, контакты и т.д.)

1.2. Главное меню (удобство, дизайн и пр.)

1.3. Содержание главной страницы (размещение материала, фото, видео; дизайн, информативность)

1.4. Новости (актуальность, дизайн, информативность, читабельность и т.д.)

2. Анализ других страниц, имеющихся на сайте (не мешает ли содержимое страниц их просмотру, как устроены внутренние страницы, какие есть недочеты в содержании, в оформлении контента)

3. Навигация и поиск по сайту (как устроены разделы, удобно ли пользоваться навигационным меню; поиск по сайту)

4. Дизайн сайта (общий стиль, цветовая гамма, шрифтовые решения и т.д.)

5. Резюме и общие рекомендации

III. Ознакомьтесь с образцами служебных писем. Будьте готовы воспользоваться ими на практическом занятии.

IV. Составьте и оформите деловое письмо в соответствии с образцом оформления служебных писем и сохраните оформленный вами документ в вашей рабочей папке.

Сначала оформите бланк для писем Научно-исследовательского института чародейства и волшебства.

Реквизиты для оформления бланка:

Российская академия неестественных наук (РАНН).

Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства (НИИЧАВО).

Почтовый адрес института: 102030 г. Китеж, ул. Лысой Горы, 13. Телефон института: 12-34-56. Расчетный счет N 1234567890 в Китежском отделении банка «Лукоморье».

Самостоятельно сформулируйте заголовок к тексту. Затем сформулируйте и оформите текст письма.

Ученый секретарь НИИЧАВО Игорь Иванович Выбегалло направляет для ознакомления работу научного сотрудника института Антона Андреевича Забегалло «Об использовании плазмы для обработки металлических деталей избушек на курьих ножках» председателю Комитета Оборонной Техники (КОТ) Модесту Матвеевичу Горыныч и приглашает его принять участие в обсуждении этой работы на заседании Научно-технического совета НИИЧАВО. Заседание должно состояться 29 декабря 2012 года в 12 часов в зале заседаний НИИЧАВО по адресу г. Китеж, ул. Лысой Горы,13.

Почтовый адрес Комитета оборонной техники: 123456 г. Соловец, ул. Ивана Купалы, 25.

Практическое занятие 16: этикет и культура поведения делового человека

I. Изучите лекционный материал и следующие разделы по деловому этикету в литературе:

  1. Этикет деловой встречи (в том числе приветствие, представление, прощание)
  2. Служебный этикет
  3. Банкеты и приемы
  4. Этикет подарков
  5. Визитная карточка

Можно воспользоваться следующими учебниками и пособиями:

1) Деловое общение. Деловой этикет: Учебное пособие для вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2) Кузнецов И.Н. Деловой этикет от «А» до «Я». – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006.

3) Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4) Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М.: Финансы и статистика, 2005.

II. Прочитайте следующие ситуации и попробуйте найти решения к ним

2.1. Этикет встреч

1. На совещание в головную фирму приглашены заведующие филиалами фирмы. Некоторые из них не знакомы друг с другом. Как им познакомиться?

2. В коридоре вы встречаетесь со своим начальником, который старше вас. Кто должен поздороваться первым?

3. На официальной встрече мистер Х. вручил мистеру О. визитную карточку, на которой отсутствовала контактная информация (адрес и телефон).

Извиняясь, мистер О. попытался уточнить эту информацию, тем самым поставив мистера Х. в неловкое положение. Правильно ли поступил мистер О.?

4. Правильно ли будет оформлена визитка, если она составлена на иностранном языке с указанием полного имени, а отчество обозначено одной буквой с точкой?

5. Проходя по коридору, вы увидели знакомого, находящегося от вас на большом расстоянии. Как вам следует его поприветствовать?

6. Вас пригласили в гости. Вы заходите в комнату, где находятся и мужчины и женщины. С кем надо поздороваться в первую очередь?

7. Женщина-сотрудница заходит в кабинет, где сидит равный по званию и возрасту сотрудник – мужчина. Её действия?

8. Из двух человек одного пола, возраста и положения кто должен здороваться первым?

9. Традиционно при встрече мы подаём правую руку. Как поступить в ситуации, когда мы не можем освободить правую руку?

10. Если приветствуют вашего спутника, а вы незнакомы с этим человеком, надо ли отвечать на приветствие?

2.2. Служебный этикет

1. Вы допустили нелепую, глупую ошибку. Начальник в присутствии всего коллектива обрушивает на вас нелицеприятную критику. Ваши действия?

2. По коридору фирмы идет молодой новый начальник отдела. Увидев подчиненного (почтенного и уважаемого на фирме сотрудника), он перебегает на его сторону, горячо приветствует, трясет руку и всячески выражает свое почтение. Правильно ли он поступает?

3. По коридору фирмы идет молодая сотрудница отдела с внушительной пачкой бумаг, подходит к двери, которую ей необходимо открыть, тут дверь открывается и на пороге появляется начальник ее отдела, солидный мужчина средних лет. Он пропускает сотрудницу и придерживает дверь, помогая девушке пройти. Правильно ли поступил начальник?

4. Во многих коллективах принято, чтобы сотрудники собирали деньги на различные внеслужебные мероприятия (юбилеи, праздники и т.д.).

Иногда некоторые сотрудники отказываются участвовать в этом. Можно ли их осуждать за это?

5. Новый начальник все время обращается к своим подчиненным на «ты». Прав ли он?

6. Подчиненный был пригашен к начальнику по рабочим вопросам. Когда он зашел в кабинет, то начальник сидел за своим столом и листал бумаги. Он не поприветствовал подчиненного и не поднял голову. Прокомментируйте действия начальника.

7. В молодёжный коллектив, где уже очень давно все называют друг друга по имени, приходит на работу новый сотрудник, который старше остальных. Уместно ли ему предложить перейти на «ты», чтобы он чувствовал себя комфортно в молодом коллективе?

8. На своем служебном рабочем столе вы привыкли располагать служебные бумаги так, чтобы их легко было найти. Начальник же сделал вам замечание, обратив внимание на то, что стол оказался перегружен бумагами. Прав ли он? Может быть, главное – удобство работы с ними?

9. Возле рабочего стола начальника отдела висел перечень телефонов сотрудников. Допустимо ли это?

10. Новый начальник устраивает корпоративную вечеринку, чтобы лучше познакомиться с подчиненными. В разгар вечеринки одному из сотрудников необходимо уйти. Он начал со всеми прощаться, чем вызвал недовольство начальника. Прав ли он?

III. Разбейтесь на пары или тройки. Выберите любые две ситуации из делового этикета (смотрите разделы в задании I) и разыграйте их. Практическое занятие 17: заключительное

Каждый студент выбирает одну любую форму задания:

1) найдите и проведите (на практике) со студентами группы какой-нибудь психологический тест, имеющий отношение к деловому общению. Главное требование: тест должен быть взят из «надежных» источников, т.е. Вы должны предоставить название сборника / учебника, откуда Вы взяли данный тест.

2) Подготовьте небольшой доклад на одну из следующих тем (длительность выступления – не более 10 минут):

  • Авторитет руководителя, его сущность и способы завоевания
  • Внешний облик и стиль делового мужчины
  • Внешний облик и стиль деловой женщины
  • Имидж делового человека
  • Как произвести первое впечатление
  • Культура и интеллигентность – имидж делового человека
  • Национальные особенности делового этикета
  • Нейролингвистические коммуникативные технологии в деловом общении
  • Особенности обмена визитными карточками у разных народов мира
  • Проблемы саморегуляции делового человека
  • Формулы речевого этикета для торжественных ситуаций
  • Этика наказания
  • Этикет и Интернет
  • Этикетные правила ведения переговоров
  • Этические принципы общения руководителя с подчиненными

3) Напишите дома эссе на одну из следующих тем (минимальный объем – 1 стр. Формата а4, максимальный объем – 3 страницы формата а4):

  • Женщина и карьера
  • Имиджелогия: секреты личного обаяния
  • Интриги в деловых отношениях
  • Аморальность бизнеса: миф или реальность?
  • Нравственный бизнес: иллюзия или реальность?
  • Этика и служебный роман

Напоминаю, что эссе – это не реферат; это литературное произведение (связный текст), отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме).

Цель эссе — высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором данного текста.