Практическое занятие 1 (2ч)

Тема: Основы педагогической деятельности

Основные понятия: педагог, воспитатель, учитель, педагогическая деятельность, педагогическая компетентность, профессионализм, профессиограмма, специальность, квалификация, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, педагогическое управление.

Вопросы для обсуждения.

  1. Понятия «педагог», «учитель», «воспитатель», «мастерство».
  2. Педагогическая профессия и педагогическая деятельность
  3. Многообразие видов педагогической деятельности
  4. Гуманистическая направленность педагогической деятельности
  5. Какие требования предъявляет общество к личности педагога? Чем обусловлены эти требования? Есть ли ограничения при выборе профессии педагога?
  6. Что объединяет и чем отличаются педагогические способности от общих способностей личности?
  7. Личность педагога -гуманиста
  8. Модель успешной педагогической деятельности:

А) компоненты (проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический);

Б) умения педагогов согласно компонентам деятельности;

В) личностные качества согласно компонентам и умениям.

  1. Профессиональные способности:
  • конструктивные(проектированность, композиционное построение);
  • организаторские (организация деятельности детей, коллег);
  • коммуникативные (моделирование отношений);
  • дидактические (доступно объяснять, выделять главное…);
  • гностические (исследование объекта, процесса и результата деятельности).
  1. Понятия «профессионализм», «профессиональная компетентность», критерии педагогического профессионализма.
  2. Какие специфические черты педагогической деятельности раскрываются в категории «компетентность»? Из чего складывается педагогическая компетентность? Как соотносятся педагогическое мастерство и профессиональная компетентность учителя?

Упражнения и задания:

  1. Подобрать высказывания педагогов-классиков (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Дж.Локк, Ж-Ж.Руссо, И.Ф.Гербарт, К.Д.Ушинский и др.) о школе, учителях и их деятельности.
  2. Сформулировать и записать заповеди учителя-гуманиста.
  3. Составить список качеств идеального учителя (20).

    19 стр., 9086 слов

    Педагогическое мастерство

    ... психолого-педагогические знания. Проблема исследования - формирования педагогического мастерства у преподавателей. Объект исследования - педагогическое мастерство как высший уровень развития педагогической деятельности. Предметом исследования - формирование педагогического мастерства в процессе педагогической деятельности. Цель курсовой работы - определение основ педагогического мастерства как ...

    Провести самооценку данных качеств.

  4. Составьте «Книгу жалоб учителя» 10-15 проблем, которые затрудняют профессионально-педагогическую деятельность.

Доклады и сообщения:

  1. Гуманизм педагогики В.А.Сухомлинского
  2. Ш.А.Амонашвили о личности ребенка
  3. Педагогическая деятельность как творчество

Конспекты:

  1. Педагогика / В.А.Сластенина и др. М., 2004, С.18-23.
  2. Приготовить конспекты из книг педагогов-мастеров В.А. Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, Н.Н.Палтышев, И.П.Волков и других (2-3 на выбор) или мультимедийную презентацию.

Творческая работа

Подготовить выступление-презентацию «Я и моя профессия»

План:

  1. Почему я выбрал профессию учителя
  2. Как я готовил себя к профессии учителя
  3. Что я могу уже сегодня дать детям
  4. Чего бы мне хотелось добиться в процессе профессиональной подготовки в вузе
  5. План профессионального роста

Рекомендуемая литература:

а) основная:

Введениев педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высш.педагог.учеб.завед./А.С.Роботова, Т.В. , Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М., «Академия», 2000, — 208с.

Смоляр А.И.Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993

б) дополнительная:

Гончарова И.Т., Гончарова И.Ф. Когда учитель властитель дум. – М., 1991Лентьева, И.Г. Щапошниковаи др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208Личность:внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды / Сост.: Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. — Спб., 1996.

Маркова А.К.Психология труда учителя. М., 1993.Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991.Мудрик А.В.Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.

Наумчик В.Н., Савченко В.А. Этика педагога: Учебн.-метод.пособ.- Мн.: 1999.

Руднева И.И.Педагогика профессионализма. – С., 1997.

Шевченко Л.Л.Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. — М., 1997.

Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. – 1991. – № 9. – С. 80 – 84.

Практическое занятие 2 (2ч)

Тема: «Общая и профессиональная культура педагога».

Цель:сформировать у студентов научно обоснованные представле­ния о взаимосвязи и взаимозависимости общей и профессиональной культуры педагога.

Форма проведения: практическое занятие

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему педагогу необходимо овладеть общей и профессиональной культурой? Как взаимосвязаны общая и профессиональная культура педагога? Из каких компонентов состоит профессионально-педагогическая культура?
  2. Общая культура – условие профессионализма педагога.
  3. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.
  4. Этика и эстетика педагогического труда.
  5. Педагогическое творчество и мастерство. Уровни педагогического мастерства.
  6. Профессиограмма современного педагога.

Таблица 1. Профессиограмма учителя

Структурные компоненты

Педагогическая направленность

Знания

Способности

Качества личности

Упражнения и задания.

  1. На основе наблюдений, личного опыта представьте творческий портрет педагога, воспитателя.
  2. Перечислите основные компоненты педагогической культуры
  3. Подберите высказывания о педагогическом мастерстве и педагогическом творчестве.
  4. Объясните следующие высказывания:

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

(А.П. Чехов)

Манеры человека — это зеркало, в котором отражается портрет его.

(В. Гёте)

5. Разработайте модель личности педагога конкретной специальности (учитель биологии, химии, географии, математики и т.д.).

6. Заполнение диагностической карты изучения самооценки педагогической культуры

Доклады и сообщения

  1. Подготовить доклады и сообщения по вопросам темы.

Конспекты

Творческая работа

Напишите синквейн на педагогическую тему

Синквейн — стихотворение, состоящее из пяти строк. В синквейне автор выражает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна:

1-я строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка — три глагола, показывающих действие понятия;

4-я строка — короткое предложение, в котором автор высказывает свое от-

ношение к понятию;

5-я строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек

выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Например:

Ребёнок. Хороший, добрый.

Играет, гуляет, растёт.

Маленький человек.

Радость*.

Рекомендуемая литература:

а) основная:

Видт И.Е.Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. – 2002. — №3

Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288с.

б) дополнительная:

Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. – М., 1999Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика: Учебное пособие. – СПб:Питер, 2008. – 304с.Кан-Калик В.А., Никандоров Н.Д.Педагогическое творчество. – М., 1990.-С.33.КондратенковА.Е.Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. Кн.для учителя., М., 1985.

Пуйман С.А.Практикум по педагогике: Пособие. С.А.Пуйман, В.В.Чечет. – Мн.:ТетраСистемс, 2003. -176с.

Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999.

Чернышов А.С.Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.:Педагогическое общество России, 1999. – 186с.Шевченко Л.Л.Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. — М., 1997.

Практическое занятие № 3: Педагогическое общение в структуре деятельности учителя.

  1. Педагогическое общение и его роль в педагогической деятельности.
  2. Функции педагогического общения.
  3. Стили педагогического общения.
  4. Способы коммуникативного воздействия.
  5. Профессиональная этика и такт как основополагающие элементы педагогического общения.
  6. Педагогическое мастерство и его компоненты.
  7. Педагогическое мастерство, педагогическая техника и педагогическая интуиция.
  8. Конфликт и его разрешение.

Методические материалы к занятию

Общение –это акт воздействия человека на человека в процессе их взаимодействия. (С.А.Смирнов)

Функции:

— Нормативная;

— Коммуникативная;

— Познавательная;

— Актуализирующая.

Виды общения:

1. По составу участников:

а) межличностное (человек-человек);

б) личностно-групповое (человек – группа);

в) межгрупповое (группа – группа).

2. По степени опосредованности:

а) непосредственное – общение «лицом к лицу», когда каждый участник вступает в контакт с другим, используя все средства общения и когда существует возможность получения немедленной обратной связи;

б) опосредованное – общение, осуществляемое с участием либо третьих лиц, либо с помощью почтовой связи, технических средств, вещей, воспоминаний и т.д.

Структура:

— коммуникативная сторона – обмен информацией;

— интерактивная – построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями.

— перцептивная – восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.

Вербальное общение – словесное общение, в процессе которого в качестве знаковой системы используется речь (вторая сигнальная система).

Внутреннее общение – общение с самим собой, речь. Обращенная к себе.

Монологическое – устная речь, используемая в форме лекции, доклада, ораторского выступления и т.д.

Диалогическое – речевое общение двух или нескольких лиц.

Невербальное – общение, в котором используются неречевые знаковые системы.

Кинетическое – общение с помощью невербальных средств: мимики, жестов, пантомимики (выразительное движение тела).

Визуальное – информационный контакт с помощью глаз.

Педагогическое общение– это общение между педагогом и учеником, в процессе которого учитель решает воспитательные личностно-ориентированные задачи.

Выделяют 2 вида педагогического общения:

1. Социально-ориентированное общение- лекция, доклад, телепередача, и т.д., в ходе которой решаются социально-значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.

2. Личностно-ориентированное общение – общение, которое может быть деловым, направленную на какую-либо совместную деятельность или связанным с личными взаимодействиями, не имеющими отношения к деятельности.

В педагогическом общении имеют место оба вида. Характер общения учителя и ученика обусловлен, прежде сего, его профессионально-предметной подготовленностью (ЗУН в области предмета), а также в области педагогики, психологии, методики, научным потенциалом и профессиональными стремлениями, идеалами.

Большое значение имеет направленность учителя «на себя» или «на ученика».

Стили педагогического общения.

Общепринятая классификация (А.В.Петровский, Я.Л. Коломинский, М.Ю.Кондратьев и др.) – авторитарный, демократический, попустительский.

Авторитарный стиль общения– педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого ученика.

Характеристика:

1. Единоличное планирование взаимодействия и подведения итогов.

2. Монологизм

3. Директивность

4. Внешнее мотивирование

5. Репрессивность

6. Единоличное разрешение конфликтов

7. Прямое управление и регулирование взаимодействия.

Внешние показатели:

— Успеваемость, дисциплина на уроке позитивны.

— Социально-психологическая атмосфера, как правило, неблагополучная.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения – стремление педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием.

Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляет равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся.

Внешние показатели:

1. Отсутствие контроля: за деятельностью школьников и динамикой развития их личности.

2. Успеваемость и дисциплина, как правило, неудовлетворительны.

Демократический стиль общения(стиль сотрудничества) – педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

Основная особенность – взаимопонимание и взаимоориентация.

Характеристика:

1. Совместное целеполагание и подведение итогов.

2. Диалогизм

3. Сотрудничество

4. Внутреннее мотивирование

5. Ненасилие

6. Совместное преодоление противоречий

7. Косвенное управление, самоуправление, саморегуляция (соотнести все пункты с характеристикой авторитарного стиля).

Стратегии педагогического взаимодействия

Кооперация – посильное участие каждого в решение общей задачи.

Деструктивный конфликт – (несовместимость личностей) негативные установки в адрес друг друга, разрешение такого типа конфликта явля-ется достаточно сложным, компромисс затруднителен.

Продуктивный конфликт – различные точки зрения на какую-либо проблему, на способы ее разрешения, не затрагивает сторон личности. Разрешение конфликта с позитивным результатом.

Литература:

  1. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.
  2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 19887.
  3. Ильин Е.Н. Искусство общения. – М., 1988.
  4. Щуркова ЕН.Е. Педагогическая технология; педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников. – М., 1992.
  5. Рыбаков М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.
  6. Основы педагогического мастерства./Под ред. А.И.Зязюна. – М., 1989.
  7. Кан-Калик В.А. , Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1998.

Журавлев В.И. основы педагогической конфликтологии. – М.,

Практическое занятие № 4: Объект, функции и задачи педагогики.

  1. Основные понятия и категории педагогики.
  2. Педагогика в общей системе научного знания о человеке.
  3. Источники педагогической науки.
  4. Педагогика. Наука или искусство?
  5. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на занятиях.

Задание 1.Прочитать и проанализировать введение к работе К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Цель: развитие умения анализировать научную литературу, работать с первоисточниками.

Примерная схема анализа:

  • К.Д.Ушинский о роли педагогической теории;
  • Почему педагогика – искусство?
  • Какие знания необходимы, чтобы воспитать человека во всех отношениях?
  • Можно ли утверждать, что К.Д.Ушинский отрицал педагогику как науку? Докажите это.

Задание 2. Из различных учебных пособий выпишите определение педагогики и основных категорий педагогики, сравните их, найдите общее в определениях педагогики и ее категорий, подумайте, в чем причина различий.

Литература:

  1. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Предисловие/Пед. соч. В 6 т.Т.5.-М.,1990,с.7-39.
  2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2002.
  3. Подласый И.П. Педагогика./В 2-х т. Ч.1.– М., 1999.
  4. Общая педагогика./Под ред. А.А.Сластенина. – М., 2002.
  5. Кравевский В.В. педагогика между философией и психологией.//Педагогика, № 6 -, 1994.

Практическое занятие № 5

Тема: «Методология и методы педагогического исследования».

Цель:сформировать представление о методологии как «знании о знании», о специфике и уровнях методологического знания, умение оперировать методами научного исследования в педагогике; заложить фундамент методологической культуры учителя

Форма проведения: учебная дискуссия по теме.

Вопросы для обсуждения:

Вопросы дискуссии

  1. В чем отличие науки от других видов человеческой деятельности? Чем отличается педагогика от других отраслей научного знания? Каковы ее функции и задачи?
  2. В чем отличие научной и практической педагогической деятельности? Как взаимодействуют наука и практика? В чем выражается это взаимодействие?
  3. В чем сущность методологии науки и практической деятельности? Как влияет методология на педагогическое исследование?
  1. Деловая игра «Методологический симпозиум».

Все студенты объединяются в микрогруппы (5 микрогрупп).

Каждая микрогруппа представляет одно из философских направлений: «экзистенциализм», «неотомизм», «позитивизм и неопозитивизм», «прагматизм», «диалектический материализм». Задача микрогруппы рассказать о задачах педагогической науки и практической деятельности педагогов с позиций своего философского направления, ответить на вопросы других участников симпозиума.

Вопросы дискуссии.

  1. Всякое ли изучение педагогического процесса можно назвать научным исследованием? Какие бывают исследования по своей направленности? С какой целью проводится научное педагогическое исследование? Какие характеристики присущи научному исследованию? Что необходимо знать исследователю при проведении педагогического исследования?
  2. Что мы называем исследовательским методом? Какие существуют методы педагогического исследования? По какому признаку классифицируются исследовательские методы? Нужна ли классификация методов? Как исследователь выбирает методы исследования?
  1. Деловая игра «Планирование научного исследования»

1 этап игры «Создание проблемного поля».

Формируются 3 микрогруппы: «Ученики», «Учителя», «Общественность». Все участники должны закончить предложение «В школе мне не нравится…» с позиций своей роли. Проводится мозговой штурм «Оголтелая критика». Каждая микрогруппа высказывает критические замечания в адрес современной школы. Ведущий из всех высказываний выбирает те, которые можно решать педагогическими средствами, формулирует педагогические проблемы и записывает их на доске. Студенты ведут записи в тетрадях.

2 этап игр «Изучаем проблему». Все группы меняют свои роли и становятся исследователями. Студенты выбирают одну из названных ранее проблем и разрабатывают план исследования. В плане должны найти отражение: актуальность исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, исследовательские методы.

3 этап игры «Защита плана исследования».

Задание: Составить список литературы научного исследования педагогической проблемы

Конспекты

Прочитайте §4 «Конкретно-методологические принципы педагогических исследований» главы «Методология и методы педагогических исследований» в учебнике «Педагогика» (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1998. – С. 99-102).

Выпишите краткие определения системного, личностного, деятельностногои др. подходов, используемых в педагогическом исследовании.

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.
  2. Загвязинский В.И., Р. Атаханов. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001.
  3. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.
  4. Скалкова Я. И др. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1982.
  5. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.

Тема 1.Сущности целостного педагогического процесса

  1. Целостный педагогический процесс, его структура, функции и движущие силы.
  2. Закономерности и принципы УПК и их характеристика.
  3. Воспитание в структуре УПК.
  4. Классификация теорий воспитания.
  5. Человек – личность: источники и факторы развития.
  6. Воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности.

Задания для самостоятельной работы

— Сравните определения понятия «педагогический процесс» в различных научно-педагогических источниках.

— Дайте характеристику основных компонентов педагогической системы.

— Назовите основные этапы и условия построения целостного педагогического процесса.

Творческая работа.

Проведите свое исследование и напишите отчет на тему «Как школа учитывает индивидуальность и возрастные особенности учеников»

Рекомендуемая литература:

а) основная:

  1. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. М., 1997
  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999
  3. Социальная педагогика / Под ред. М.А.Галагузовой. М., 2000

Методические материалы к занятию

Педагогический процесс — развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств личности.

Основные функции педагогического процесса:

  • образовательная / информативная — формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений;
  • ценностно-ориентационная – формирование отношений воспитанников к предметам и явлениям окружающего мира.
  • развивающая – формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.
  • социальная адаптация – приспособление воспитанников к условиям жизни.

Педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов (формирование, развитие, обучение, воспитание), суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое содержание этих процессов, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, единство, общность – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели.

Наиболее общие закономерности педагогического процесса:

  • Связь воспитания и социальной системы
  • Связь обучения и воспитания.
  • Связь воспитания и деятельности
  • Связь воспитания и активности личности
  • Связь воспитания и общения.

Педагогический процесс представляет собой систему, состоящую и следующих элементов:

Этапы педагогического процесса:

  • Подготовительный (выдвижение цели)

— цель

— диагностика условий

— содержание

— средства

— формы

— методы

  • Основной (реализация цели)

— реализация содержания, средств, методов, форм

— осуществление контроля и самоконтроля

  • Заключительный (оценка результативности)

— анализ и самоанализ результатов

— выявление возникших отклонений

— анализ и самоанализ причин отклонения

Человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющие собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Индивид (от лат.- неделимое, особь) — человек как целостный неповторимый представитель рода с его психологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

Личность — человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Индивидуальность — своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Человек родился!!!

Маленький, еще совсем беспомощный

Человек пришел в Большой мир…

Что принес этот Человек миру?

Что несет Он в себе?

А несет он заложенную в генах наследственную информацию, охватывающую своим влиянием формирование всех органов и функций развивающегося организма и во многом предопределяющую становление человека и его личности. При этом известно, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает человека столь непохожим на других.

Наследственность- свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Что наследует человек?

Анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода: задатки речи, мышления, прямохождения, трудовой деятельности.

Физические особенности: внешние расовые признаки, окраску кожи, волос, цвет и рефракцию глаз, черты лица, телосложение, строение нервной системы, на основе которой в результате психофизиологического развития и взаимодействия человека с внешним миром формируется определенный тип ВНД.

Физиологические особенности: формы обмена веществ, сочетание в организме белков, группу и резус-фактор крови и др.

Аномалии в развитии организма: многопалость, короткопалость, заячья губа, волчья пасть, помутнение хрусталика (катаракта), цветовая слепота (дальтонизм).

Предрасположенность к некоторым заболеваниям

наследственного характера.

Не все врожденное является наследственным. Некоторые врожденные индивидуальные особенности ребенка определяются условиями его утробного развития. (См. Л.Хахалин Загадка вашего ребенка)

Задатки – анатомо-физиологические, морфологические и функциональные особенности, которые выступают природными предпосылками развития способности человека.

Способности- свойства или качества личности, позволяющие ей успешно выполнять какой-либо из видов общественно-полезной деятельности. Способности нельзя понять без развития, ибо условием существования способности является ее развитие. (Кочкарев Ю.С. О природе способностей. Ставрополь, 1974)

Талант — способность к достижению высокого порядка, но остающийся в рамках того, что уже было достигнуто.

Гениальность – высший уровень развития способности человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различаются общая и специальная одаренность.

Общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, в которой она более всего раскрывается.

Основными признаками высокой одаренности являются:

  • раннее проявление способностей;
  • быстрый темп усвоения знаний;
  • формирование умений и навыков в какой-либо деятельности;
  • склонность и интерес к какой-либо деятельности;
  • элементы оригинальности, творчества в деятельности. (БСЭ, М.,1972)

Человек как личность характеризуется:

а) с точки зрения психологии как субъект деятельности (вначале было дело, а затем появилось слово) (В.А.Леонтьев);

б) с точки зрения общественных наук – особое качество человека, приобретенное в результате общественных отношений, в процессе совместной деятельности и общения;

в) в гуманистической философии, психологии – человек как ценность, ради которого развивается общество;

г) человек как участник исторического эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы.

Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития

Фактор (от лат. — делающий, производящий) ~ движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.

Факторы социализации (См. А.В. Мудрик.)

Макрофакторы: планета, страна, государство, общество,

Мезофакторы: национальность, вид поселения.

Микрофакторы: семья, образовательно-воспитательные учреждения. средства массовой информации, общество сверстников.

Условие — обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит.

Развитие личности можно представить как процессе вхождения в новую социальную среду и интеграцию с ней. Если социальная среда, в которую входит личность, относительно стабиль­ная, то развитие личности в ней подчинено внутренним психологическим закономерностям.

Социальное развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимосвязанным линиям: социализации (овладение общественным опытом, его присвоение) и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).

Но личностью ребенок становится в результате осуществления самоуправления, когда он начинает организовывать свою собственную жизнь и определять в той или иной мере свое собственное развитие. На первых порах он осуществляет это с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

«Я — концепция личности» — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой строит свое взаимодействие с другими и относится к себе. Я — концепция — целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты:

  • Когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание).
  • Эмоциональный — самоуважение, самоуничижение, самовозвышение, себялюбие и т.д.;
  • Оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать занижение, к достижению высоких результатов деятельности.

Я — концепция личности является предпосылкой и следствием социального взаимодействия, определяющаяся социальным опытом. Ее составляющие:

  • Реальное Я — представление о себе в настоящее время;
  • Идеальное Я — то, каким, по его мнению, субъект должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы;
  • Динамическое Я — то, каким субъект намерен стать;
  • Фантастическое Я — то, каким субъект желал бы стать,

даже если бы это заведомо оказалось бы невозможным.

Становление Я – концепции обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которой субъект «смотрится как в зеркало в другого человека и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной (положительной) Я-концепции, и, прежде всего, самосознания — одно из важнейших условий воспитания сознательного.

Литература:

  1. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс./Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX века. – М., 1990.
  2. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание. – Казань, 1997.
  3. Амоношвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 19995.
  4. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М.-Воронеж, 1996.
  5. Ильенков Э.В. Что же такое личность?//С чего начинается личность./Под общей ред. Р.И.Косолапова. – М., 1984.
  6. Педагогический поиск. –М., 1987.