1.Психолого-педагогическая характеристика триз-педагогики

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Псковский государственный университет”

Факультет образовательных технологий и дизайна

Проектная работа

по дисциплине: инновационные процессы в технологии и образовании младших школьников

Тема: ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Выполнили: Титовец Екатерина, Быкова Лариса

студентки 5 курса(5 л.о.), ОЗО направление “Педагогика”, Профиль ”Начальное образование”.

Преподаватель: Витковская

Ирина Михайловна

Псков 2015

Содержание

1. Психолого-педагогическая характеристика ТРИЗ-педагогики……..3

2. Образовательные цели, решаемые с помощью ТРИЗ-педагогики….5

3. Опыт применения ТРИЗ-педагогики в начальной школе…………..18

4. Конспект урока…………………………………………………………26

5. Обоснование инновационности ТРИЗ-педагогики. технологий……30

Список литературы в помощь учителю………………………………….33

Интернет-ресурсы по теме………………………………………………..34

Приложение

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, основоположником которой является изобретатель, писатель — фантаст — Генрих Саулович Альтшуллер. Впервые ТРИЗ была апробирована в 60-е годы ХХ столетия в кружках технического творчества, где проводилось обучение инженерами и педагогами, прошедшими подготовку на семинарах Г. С. Альтшуллера. На этих занятиях детей учили творческому процессу: придумывать новые, до тех пор невиданные самолёты, машины, корабли, а затем изготавливать их модели. Эти творения участвовали во всевозможных конкурсах, как в Советском Союзе, так и за рубежом. При этом они очень часто становились победителями выставок и получали патенты на изобретение. Именно тогда впервые было поставлено под сомнение утверждение, что творческий потенциал – это врожденный талант. ТРИЗ–педагоги утверждали, что любого ребенка можно научить творческому процессу. Сегодня ТРИЗ включают не только в школьный компонент учебных планов многих лицеев и гимназий, но и используется как метод обучения на отдельных предметах в общеобразовательных школах. Такая популярность ТРИЗ–педагогики обусловлена необходимостью становления нового типа личности, который бы соответствовал современной информационной эре, чего не может обеспечить классическая система образования, сформированная на заре индустриальной эпохи.

9 стр., 4464 слов

Теория решения изобретательских задач (триз)

... его сторонников, если и не есть уже готовая наличная/актуальная теория решения всех творческих проблем, то потенциальная возможность ТРИЗ стать таковой не вызывает сомнении; - Г.С. Альтшуллер считал, что ... и т.д.) и АРИЗ. В 1980-х годах Г.С. Альтшуллер начинает разрабатывать теорию развития творческой личности (ТРТЛ). Эта работа была обусловлена складывающимся убеждением, что наиболее ...

В обыденной жизни нам всегда приходится решать какие-либо задачи, для этого мы ищем пути решения, подбираем способы, выстраиваем последовательность своих действий, связываем происходящее ассоциациями и закономерностями, то есть пытаемся сделать всё как можно качественнее и быстрее, и при этом извлечь пользу и привнести в жизнь что-то новое. Многие приемы мышления, которыми мы привыкли пользоваться, входят в систему Теории решения изобретательских задач или ТРИЗ.

Зародившись в технической науке, в наши дни она вошла в различные области человеческой деятельности, например, реклама, бизнес, политика, менеджмент, искусство, экономика. Поскольку в педагогической деятельности существует также большое количество задач, то естественным образом ТРИЗ нашла свое отражение и в педагогике. Современное образование ставит перед работниками этой сферы цель в воспитании всесторонне-развитой личности ученика, способной активно проявлять себя в социуме. Для того чтобы придерживаться активной позиции, необходимо знать, как находить выход из той или иной жизненной ситуации. Теория решения изобретательских задач содержит массу понятий и приемов, используя которые в обучении и воспитании, можно добиться поставленной цели.

Кроме того, организация работы по обучению способам творческой деятельности способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя, между самоуправлением и педагогическим управлением творческой деятельностью ученика. Это возможно за счет возвышения потребности учащихся в творческом самовыражении, в самореализации через наполнение ее социально-значимым содержанием и новыми способами деятельности, за счет развития творческой активности ученика, которая составляет основу его саморазвития. ученик, покидающий школу, мог бы самостоятельно принимать решения, предвидеть последствия своих действий и нести ответственность за свои поступки.

В чем преимущества ТРИЗ как педагогической технологии, нам придется разобраться. В содержании работы имеется две части. В первой теоретической части будет освещена сущность теории решения изобретательских задач, рассмотрены ее принципы и основные понятия. Во второй практической части мы попытаемся представить, как может проходить обучение некоторым компонентам ТРИЗ.

2. Образовательные цели решаемые с помощью триз-педагогики

В 1940-х годах Г.С Альтшуллер разработал Теорию решения изобретательных задач для помощи инженерам в решении технических проблем. Далее им было решено использовать основы ТРИЗ в преподавании точных наук. Последователи и единомышленники Генриха Самуиловича занялись развитием и дальнейшим внедрением ТРИЗ в образовательный процесс. В конце 1980-х годов в нашей стране сформировалась ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление. Её «замыслом определяется идея совмещения педагогической науки и теории решения изобретательных задач с целью определения алгоритмов создания инструментальных способов построения системы средств развития (саморазвития), обучения (самообучения) и воспитания (самовоспитания) на основе целостного понимания сущности этих процессов в соответствии с общими законами развития систем» [15; 27]

23 стр., 11089 слов

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического ...

... - игровой деятельности как средства развития речи. 2. Отбираются эффективные приемы использования театрализовано - игровой деятельности для развития речи. 3. Театрализовано-игровая деятельность как средство развития речи будет ... в том, что театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач - развитие речи так, как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ...

ТРИЗ в педагогической деятельности позволяет достичь следующих целей:

— формирование системного мышления учащихся;

— воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях деятельности. [4; 35]

Любая педагогическая концепция имеет в своем составе некие ценностные ориентиры, а также некий идеал человека, по которому отслеживается успешность педагогических действий по отношению к конкретному воспитаннику, ученику, объекту-субъекту педагогической деятельности. Идеал ТРИЗ-педагогики был сформулирован создателем теории решения изобретательских задач Г.С.Альшуллером:

  • Наличие большой жизненной цели, целеустремленность.
  • Наличие плана достижения цели, организованность.
  • Высокая работоспособность.
  • Умение решать творческие задачи.
  • Умение «держать удар» (продолжать работу, несмотря на препятствия).
  • Умение видеть промежуточные результаты. [10; 99-100]

ТРИЗ получила широкое распространение при обучении детей всех возрастов, ее элементы включены в учебные программы ряда дошкольных, средних и высших учебных заведений России, изучаются в колледжах и университетах США, Японии, Вьетнама, Франции и других стран. Преподавание ТРИЗ для школьников проводится как в виде кружков или дополнительных занятий, так и в качестве обязательных. Последние могут проводится разными способами. Наиболее распространено преподавание ТРИЗ как самостоятельного предмета. Реже преподаватели отдельных дисциплин вводят ТРИЗ в свой предмет. [8; 20]

Известны различные формы работы по ТРИЗ с детьми:

а) использование единичных элементов (отдельные эвристические приемы, модели, изобретательские задачи) ТРИЗ в традиционных занятиях по различным образовательным предметам (физика, трудовое воспитание, биология, ОБЖ, литература, изобразительное искусство); б) создание предельно упрощенных (на обзорном уровне) курсов с элементами ТРИЗ для дошкольников и младших школьников. Часто такие курсы назывались «Развитие мышления», «Развитие творческого воображения» и т.п.

3 стр., 1216 слов

Ситуационные задачи, последняя версия, 2005 год

... описанный синдром, 2. Для какого расстройства этот синдром характерен? 3. Каково вероятное решение судебно-психиатрической экспертизы? 4. Каков прогноз расстройства? 5. Рекомендуемое лечение. Больная Н., ...

в) полноценное обучение ТРИЗ школьников (в первую очередь – старшеклассников) с целью подготовки будущих пользователей теории, консультантов, исследователей и т.п.

К типовым недостаткам обучения по пунктам а) и б) можно отнести:

— конъюнктурность — для получения преподавателями различных выгод и дивидендов без получения нового качества (лишние учебные часы, возможность продвинуться по служебной лестнице, повод съездить куда-нибудь, защита диссертации, получение гранта и т.п.);

— называние «ТРИЗом» любых попыток развития учащихся «нешкольными» способами, в том числе: эклектичное смешение ТРИЗ-подходов и любых других модных новинок. То есть в рамках одного курса оказываются и элементы психологических тренингов, и вариации на тему «мозгового штурма», групповых дискуссий… Многое из этого, возможно, полезно для развития. Но ошибочно всё это вместе называть «ТРИЗом»;

— использование устаревших материалов;

— низкую квалификацию преподавателей в области ТРИЗ и отсутствие у них личных творческих достижений. [16]

Также существуют курсы и программы на основе ТРИЗ. Вот несколько из них.

— Курс развития творческого воображения (РТВ) включает:

  1. приемы психологической активизации воображения на основе образного мышления;
  2. приемы на основе формально-логических операций;
  3. приемы патентного фонда научно-фантастической литературы;
  4. приемы, применяемые в техническом творчестве. [13; 158]

— Алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС) — модификация АРИЗ, специально адаптированный для применения в учебном процессе, представляет собой четкую программу в виде универсальной последовательности операций (шагов) по анализу проблемы: преобразованию исходной ситуации в задачу, выявлению противоречия и поиска способов его устранения. АРПС включает в себя систему логических, психологических, информационных и других инструментов.

-Упрощенный Алгоритм Решения Творческих Задач на основе триз

АЛГОРИТМ — это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности получить результат, определяемый целью и исходными данными. (Вместо слова «алгоритм», можно использовать слова: программа, последовательность выполнения, шаги, предписание).

Классический алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), предложенный Г. Альтшуллером, предназначен для инженеров, знакомых с общими идеями ТРИЗ (80 часовой курс) и не пригоден для детей начальных классов в силу свой трудности и необходимости знать хотя бы основные законы физики. Но для старшеклассников он вполне доступен. Известны случаи, когда школьники делали вполне взрослые изобретения и получали авторские свидетельства.

АРИЗ включает 9 крупных частей, 40 шагов, 44 примечания и 11 правил. Это действительно могучий многократно опробованный инструмент для решения технических задач любой сложности.

Ниже приведен Упрощенный Алгоритм Решения Творческих Задач, включивший основные шаги АРИЗ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: для решения задач по алгоритму нужно терпение.

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... практической деятельности человека. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой субъекту структуры (умножение, сложение и т.д.). Репродуктивное мышление имеет важное значение в ... отвлечься от несущественных свойств и отношений. Мышление как процесс решения задач Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти задачи могут относиться к области природы, общественной ...

1. Понять задачу и настроиться на ее решение, «встать в охотничью стойку». Воспроизвести задачу своими словами. Сделать рисунок (подключить образное мышление).

Определить тип задачи — логическая, творческая, множественная…

2. Попробовать решить задачу традиционными методами: Методом Проб и Ошибок, по здравому смыслу (по логике), по частям, по аналогу (не решал ли я подобной задачи?), по ассоциации, методом поиска компромисса, путем экспертных оценок (посоветоваться с мудрым доброжелательным человеком)…

3. Если задача творческая и сложная и ее не удалось решить традиционными методами, тогда используйте следующие шаги:

  • Сформулируйте ПРОТИВОРЕЧИЕ (В ТРИЗ, как и в диалектике, понятие ПРОТИВОРЕЧИЕ является одним из важнейших. Кроме того, этот термин имеет несколько значений, поэтому поговорим о противоречиях подробнее, без четкого понимания противоречия невозможно освоить «тризовское мышление противоречиями».), укажите вредную функцию
  • Сформулируйте Идеальное конечное решение (ИКР) (В 50-е годы он предложил до решения задачи сформулировать самый желанный ответ, пусть даже и невыполнимый, и назвал его ИКР — Идеальное Конечное Решение.) и ответьте на вопрос: «Что мешает получить ИКР?» (Это очень сильный ход).
  • Определите, какие основные части участвуют в задаче (составьте МОДЕЛЬ задачи),
  • Поищите РЕСУРС (возможности для решения) в каждой из этих частей, необходимый для получения ИКР и разрешения противоречия,
  • Используйте ПРИЁМЫ для разрешения противоречия,
  • Получите НЕСКОЛЬКО решений.

4. Определите СИЛУ и НРАВСТВЕННОСТЬ полученных решений и выберите наилучшее решение для данных конкретных условий по заданным критериям.

Что делать после решения задачи?

5. Проведите анализ ХОДА решения. Ответьте на следующие вопросы:

  • Почему я так долго не мог ее решить? Что помогло ее решить? На основании какого закона я решил эту задачу?
  • Почему я так долго не мог найти хорошего решения?
  • Что мне помогло догадаться?

6. Проведите анализ ПРИЧИН появления решенной Вами проблемы.

  • Почему появилась эта задача, что (или кто) явилось причиной?
  • Что я не предусмотрел, в чем я ошибся? Какой закон или мудрое правило я нарушил?
  • Чему меня научила эта задача?
  • Что осталось не решенным? Кто остался недовольным?
  • Каковы дальние последствия принятого решения? Как правило, причина появления задачи — это совершенная ранее ошибка.

7. Определите ВОЗМОЖНОСТЬ появления подобных задач в будущем. Смените неизвестность на полную известность. Говорят, от неизвестности можно умереть. ТРИЗовцу, конечно, это не грозит, как и любому, кто не ленится думать.

  • Действует ли еще причина появления задачи?
  • На какой срок удалось решить конфликт?
  • Кто остался недовольным?

8. Что надо сделать, чтобы подобных ситуаций не возникало? Продумайте и примите ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ, исключающие появление подобных проблем в ближайшем и отдаленном будущем.

8 стр., 3576 слов

Из книги г. С. Альтшуллера Творчество как точная наука. Теория ...

... инженеров. Но она понятна и людям, далеким от техники. Принципы управления мышлением при решении изобретательских задач (именно принципы, а не конкретные формулы и правила), по-видимому, могут ... быть перенесены на организацию творческого мышления в любой области человеческой ...

9. Сделайте ЗАПИСЬ в Личной Картотеке Сильных Решений (если таковую Вы ведете) о приобретенном опыте (положительном и отрицательном), чтобы в будущем подобные задачи уже решать просто «по аналогу».

После того, как получено окончательное решение (идея) и сделан анализ задачи, то, если решенная задача не учебная (то есть не требующая внедрения), надо позаботиться о ВНЕДРЕНИИ решения. Сначала надо подготовиться, потом внедрить (реализовать идею) и проанализировать фактические результаты (обратная связь).

На основе анализа фактических результатов от реализации решения проведите ВТОРИЧНЫЙ, окончательный анализ правильности Вашего решения. Ибо только практика самый надежный критерий истины.

Если этот алгоритм показался Вам громоздким, для малозначимых задач ограничьтесь первыми четырьмя шагами.

Эффективной формой развития ТРИЗовского мышления является регулярное решение задач с детьми по приведенному алгоритму.

— Курс «Технология творческого мышления» — адаптированная для учебного процесса алгоритмическая методология на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), применяемая в техническом творчестве как осознанная стратегия мыследеятельности при решении производственных проблем». [17]

Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) — это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют: Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества. Главное отличие ТРИЗовского мышления от других видов мышления — это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам. Если мы научимся управлять разумом, то будем управлять и нашей жизнью.

Цели ТРИЗ как педагогической технологии, совпадают с теми, что предлагает педагогика направления этой области, это как уже говорилось:

1. Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой.

2. Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития.

3. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.

4. Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения.

5. Воспитание определённых качеств личности [18]

6. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей.

Идеологическая основа связана с диалектическими взглядами: эволюция системы образования происходит в соответствии с объективными законами развития систем; компоненты осознанных и управляемых технологий мышления могут быть сформированы в результате специально организованной учебной деятельности.

6 стр., 2987 слов

использование приема графического моделирования в процессе ...

... что использование приемов моделирования в практике обучения младших школьников решению текстовых задач способствует развитию образного мышления, учит школьника логически рассуждать и правильно выбирать арифметическое действие ... Моделирование как один из методов обучения является ведущим в решении учащимися системы учебных задач. Моделирование как метод познания позволяет глубже проникнуть в сущность ...

Психологическая основа — понимание процесса творческого мышления как единства и взаимодействия логического и эмоционально-образного компонентов.

Содержание технологии: методология формирования осознанных и управляемых технологий мыследеятельности; процесс поисковой, изобретательской, творческой деятельности.

Форма обучения — учебный диалог на основе субъект-субъектных отношений. Поскольку в результате обучения приемам ТРИЗ требуется активная позиция и ученика и учителя, то в основе взаимодействия между ними возможна только педагогика сотрудничества.

В процессе использования ТРИЗ-технологии в учебной деятельности, у учеников должны формироваться следующие знания и умения:

Системное и ассоциативно-образное мышление.

  • применять знания о системах, их свойствах и функциях для описания различных объектов;
  • использовать знания о свойствах и функциях систем для решения простых изобретательских задач;
  • устанавливать взаимосвязи между различными системами;
  • выявлять различные свойства систем в различных взаимодействиях и надсистемах;
  • прогнозировать изменения систем во времени (линия прошлое — настоящее — будущее);
  • определять, что и как можно узнать о системе;
  • работать с различными видами информации;

Развитие воображения.

  • использовать различные методы ля сочинения сказок;
  • получать фантастические идеи различными способами;
  • изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования;
  • применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач;

Методика решения задач.

  • выделять и формулировать противоречия;
  • выделять противоречивые свойства;
  • находить часть системы, в которой возникло противоречие;
  • выделять взаимосвязи и взаимодействия, вызывающие противоречие;
  • формулировать идеальное решение;
  • мобилизовать ресурсы;
  • прогнозировать последствия предлагаемых изменений;
  • решать простые изобретательские задачи по схеме;
  • подбирать информацию для учебных задач;
  • формулировать задачи;
  • объяснять различные явления. [14]

Давайте разберемся с процессуальной стороной явления. Что необходимо учитывать педагогу при использовании ТРИЗ-технологии.

Учитель сам должен подбирать упражнения и формировать занятия, но обязательно с учетом возрастных особенностей своих детей и преподаваемого в школе материала. Например, для детей младшего возраста — развитие сказочной фантазии и образного мышления, а для старших — больше логики, законов и абстракций.

3 стр., 1255 слов

Застенчивость у детей.Понятие и природа застенчивости.Пути решения ...

... исследования данной работы выступает изучение явления детской застенчивости. Объектом исследования являются застенчивые дети. Задачи: 1) Изучить определение и причины застенчивости; 2) Исследовать проявления и последствия ... застенчивости; 3) Изучить пути профилактики и решения проблемы застенчивости. Для раскрытия этой темы были использованы труды Бретт Д., ...

Существуют принципы на которых основывается данная технология, они отражают сильные ее стороны и помогают избежать ошибок при ее реализации.

  1. Принцип преодоления психологической инерции. Этот принцип предполагает применение средств управления психологическими факторами. Способы преодоления психологической инерции позволяют избавиться от стереотипности мышления, устоявшихся взглядов и привычных путей мышления в той или иной обстановке. Существуют психологические операторы эвристического типа. [2; 11].
  2. Принцип конкретности — каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними — теми, на которых строится система, и внешними — той средой и ситуацией, в которой находится система.

Сильные решения — это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а так же индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему. [21]

  1. Принцип бесконечности совершенствования человека, неограниченности его возможностей и процесса образования и развития. Этот принцип позволяет расширить грани своего воображения, открыться новому и порой невозможному, нестандартному решению и фантазированию.
  2. Принцип разностороннего подхода. Этот принцип особенно эффективен в работе с подростками, когда выясняется, что подойти к раскрытию содержания понятия можно с разных мировоззренческих аспектов – бытового, научного, художественного, религиозного, философского, мистического.
  3. Принцип идеальности. При решении проблем необходимо ориентироваться на многофункциональность и наличие у конечного результата идеальных черт и свойств. Поскольку при нахождении всех критерий идеальности, создается положительная во всех понятиях модель нашего решения в условиях удовлетворяющих все стороны, то этот принцип можно назвать принципом добра.
  4. Принцип двусторонности. ТРИЗ учит: «Нет такого вреда, который бы нельзя было обратить в пользу (хотя бы частично) и наоборот, нет такой пользы, которая не несла бы в себе вреда». [1; 65]
  5. Принцип “Сам”. Ребенок лучше осознает и запоминает то, что сам для себя открыл, сам додумался, сам создал. Творчество – это то, что сделал сам. Дети стремятся к самостоятельности и не надо им мешать делать то, что они могут сделать сами. Это один из принципов развивающей педагогики.
  6. Принцип объективности законов развития систем — строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам.

Cильные решения — это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.

Кратко остановимся на механизмах, которые использует ТРИЗ:

— механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения;

10 стр., 4731 слов

Рекомендации по решению задач

... статьи Особенной части УК). Особенное внимание следует уделять признакам специального субъекта, если решение задачи возможно с применением таких статей УК, где субъектный состав специфичен. В- ... неоконченного преступления, ситуации, когда имеется конкуренция норм. Все они подлежат решению. Кроме того, задача может предполагать решение вопроса о соучастии: в этом случае необходимо определить виды ...

— механизмы преобразования одной ситуации (модели) в другую:

— механизмы разрешения задач и противоречий;

— законы и закономерности развития;

— механизмы творческого мышления;

— механизмы развития человека, общества, цивилизации.

Теория решения изобретательских задач в образовательном процессе представлена в качестве внедрения основных её понятий. При этом ознакомить учащихся со всеми основами ТРИЗ за один урок невозможно, поскольку они требуют тщательного разбора и осознания. В основном, знакомство начинается с изобретательской задачи, условия которой представляют то или иное понятие, либо оно является необходимым, для решения этой задачи.

Основные понятия ТРИЗ – это понятие системы, противоречия, ресурсов, алгоритма решения изобретательских задач.

Всё в нашем мире представлено в виде систем. «Под понятием система понимается объединение разнородных элементов, предназначенных для выполнения определенной функции и образующих своим объединением новое (системное) свойство, которым не обладает ни один из составляющих систему элементов. Элементы системы — части, из которых она состоит, называются подсистемами. Объединение, в которое сама система входит как составная часть – надсистема » [8; 82]

Для изучения системы используют различные виды анализа. Структурный анализ определяет взаимодействия (связи) между компонентами объекта. Функциональный анализ предполагает рассмотрение объекта как комплекса выполняемых им функций, а не как материально-вещественных структур. Параметрический анализ устанавливает качественные пределы развития объекта – физические, экономические, экологические и др. Генетический анализ исследует объект на его соответствие законам развития систем. В процессе генетического анализа изучаются также история развития (генезис) исследуемого объекта, характер изменений его конструкции, делаются выводы о положительных и отрицательных последствиях таких изменений, что позволяет сформулировать задачи и предложения по совершенствованию объекта. [19]

Каждая проблема или задача носит в себе какое-либо противоречие. Противоречие — это борьба противоположных интересов, желаний или требований, когда одно из них исключает другое. В обыденной жизни, нам часто приходится разрешать противоречия, в технологии ТРИЗ, их также нужно правильно формулировать. В зависимости от возрастных особенностей противоречия можно записать «в строчку», в виде таблицы или изобразить графически («глазки»).

Формулировка противоречия — наполовину решенная задача. Существует 40 приемов (их можно также назвать принципами) разрешения противоречий, их, либо их комбинации, используют в зависимости от сложности задачи. [9]

Также при решении задачи можно использовать понятие идеального конечного результата или решения (ИКР).

Для этого необходимо расширить границы фантазии и определить главную функцию системы или главный процесс, который надо улучшить. Но при условии что оно должно выполниться САМО. Достичь ИКР практически невозможно, но это верный ориентир при решении задачи и оценке идей.

Ресурсы: Запас средств, веществ, полей, энергии, денег, оборудования, времени, информации, сил, свойств, эффектов и вообще любых возможностей для реализации сильного решения в ТРИЗ называют ресурсом. В основе эффективных решений лежат ресурсы, уже имеющиеся в нашей системе, то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный Ресурс. [5]

Для решения более сложных задач, особенно на старшем этапе используют Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

Он предполагает четкую последовательность действий при решении. Тем не менее, этот алгоритм не заменяет мышление, он только организует его более эффективное действие, только показывает направление, «куда думать». При анализе проблемы вы осознанно управляете ходом своей мысли. Работая по шагам, вы отсекаете детали, не относящиеся к делу, и значительно быстрее выходите в область небольшого числа сильных решений.

3.Опыт применения триз-педагогики в начальной школе

На сегодняшний день применение методов ТРИЗ и РТВ (развитие творческого воображения) в педагогике включается три основных направления разработок:

— дополнение и изменение традиционных дисциплин;

— создание новых технологий обучения на основе ТРИЗ-РТВ;

— разработки в области теории творческого мышления.

Первое направление разработок представлено сборниками творческих задач, интегрированными курсами с элементами ТРИЗ, разработками отдельных тем и занятий по различным дисциплинам с применением методов ТРИЗ. Стандарт на использование методов ТРИЗ для дополнения и изменения традиционных дисциплин должен, прежде всего, отражать, как предлагаемые методы могут использоваться для развития мышления в ходе изучения различных предметов.

Методы ТРИЗ не просто делают занятия более разнообразными, не только стимулируют интерес к изучаемому предмету. На основе ТРИЗ можно формировать единую научную, системную, диалектически развивающуюся картину мира. В ТРИЗ выявлены законы развития технических систем, эти законы преимущественно являются универсальными законами развития систем. Одной из важных и сложных проблем системы образования является не согласованность отдельных дисциплин, изучаемых в школе или ВУЗе. Разработка интегрированных курсов на основе ТРИЗ может помочь в решении этой проблемы. Для решения изобретательских задач часто необходимо использовать приемы, эффекты, понятия не только той дисциплины, в которой рассматривается проблемная ситуация. А приемы и методы, с помощью которых ведется поиск решения, едины для открытых задач из любой области науки. Таким образом, при решении открытых задач, при изучении и использовании инструментов решения межпредметные связи становятся понятными, очевидными, используются учащимися как инструмент для изучения и исследования.

Часто применение методов ТРИЗ делает необходимым пересмотр содержания, изменение последовательности изучения отдельных тем или разделов с целью выявления общий правил, принципов, закономерностей, по которым развиваются изучаемые системы (законы эволюции для биологических систем; закономерности развития языка для лингвистических систем; законы развития общества для исторических систем и т.д.).

Такой подход дает возможность добиваться глубокого понимания изучаемых понятий, процессов, явлений. При этом необходимо отслеживать эффективность такого обучения, ориентируясь на стандарты образования по изучаемым дисциплинам. Как правило, применение методов ТРИЗ значительно повышает эффективность обучения, но есть опасность пропустить какие-либо информационные блоки, конкретный фактический материал.

Еще один немаловажный аспект применения методов ТРИЗ и РТВ для изменения и дополнения традиционных дисциплин — это использование технологии ведения исследовательской работы, разработанные в ТРИЗ. Технология ведения картотек, принципы постановки проблем, системный анализ изучаемых объектов, процессов, явлений, выявление закономерностей в развитии систем, функциональный подход в решении возникающих задач — эти принципы исследовательской работы и их инструментальная разработка делают исследовательскую работу доступной детям достаточно раннего возраста. Кроме того, такой подход дает возможность успешно обучать методам исследовательской работы, проводить такую работу, как при изучении отдельных дисциплин, так и на междисциплинарном уровне. [20]

Результаты многолетнего опыта внедрения ТРИЗ в образовательный процесс показывают, что ученики, освоившие компоненты ТРИЗ отличаются умом, сообразительностью и организованностью. В отличие от своих сверстников они используют больший словарный запас, способны широко мыслить, давать четкие развернутые ответы на вопросы; не боятся сталкиваться с трудностями, в том числе адекватно воспринимают контрольные, проверочные работы и экзамены; с удовольствием рассуждают и высказывают свое мнение. Отмечается системность, гибкость и свобода мышления, воображение и интеллект, они проявляют творчество в тех ситуациях, где для этого есть возможность. Мыслят логически, поэтому в ряде случаев, не заучивают какое-либо правило, а выводят его. Организованность проявляется в выполнении школьных требований (дежурство, участие в соревнованиях и т.п.), без дополнительных разъяснений они выполняют функциональные обязанности, потому что понимают их. Ученики проявляют также высокую познавательную активность, берут дополнительные задания, активны на уроках, внимательны и дисциплинированны. Повышается трудоспособность, уверенность в собственных силах и ответственность, дети проявляют положительное отношение к школе и к знаниям, это указывает на то, что меняются ценностные ориентации учеников, их жизненные взгляды.

Тем не менее, успеваемость учеников обучавшихся в системе ТРИЗ и обычных учеников, практически не отличается. Возможно, это связано с тем, что, используя по-максимуму свои способности, многие из них остаются детьми и порой спешат в своих выводах, а системе оценивания традиционной школы нет критерий для оценки творческого, качественного развития личности.

Представленные разработки не связаны между собой. В образовательном процессе они могут носить ситуативный характер, как на уроках иностранного языка, так, например, и на уроках логики или в работе продленного дня.

Знакомство с понятием система на уроке английского языка в 3-4 классе.

Занятие проводится после изучения необходимой лексики по теме «Животные».

Цель: Знакомство с понятием ТРИЗ — «система».

Задачи:

— определить какие есть виды животных (домашние и дикие);

— определить признаки каждого вида (размер, чем питаются, где живут)

— на основании составленной схемы выявить подсистемы и надсистемы;

— используя данную иерархию, описать животного;

— в качестве домашнего задания придумать загадку про животного.

Для того чтобы разнообразить занятие, можно провести его в форме соревнования, разделив класс на 2 команды, одна будет составлять схему про домашних животных, другая — про диких. Предварительно можно попросить детей принести картинки с изображениями этих животных, чтобы процесс познания был более наглядным.

В ходе выявления признаков каждого вида животных, дети делают осознанные заключения. Работая в минигруппах, им легче высказываться и предлагать свои идеи. Возможно, учителю придется вместе с учениками определить, в каком направлении им думать.

Представление того, что получилось у каждой группы, ведется на английском языке, выписывается на доске учителем.

Задача учителя на дальнейшем этапе, состоит в том, чтобы дети могли сами дать определение системы, под- и надсистемы на конкретном примере. Использование иностранного языка только затруднит понимание, поэтому целесообразней обсуждать эти вопросы на русском.

На следующем этапе, в качестве конкурса для капитанов, можно попросить каждого из них описать животное, используя схему противоположной команды, а остальным участника проанализировать его ответ, с точки зрения пройденных понятий.

Формулируя описание животного, ученик вынужден построить логическую цепочку своего ответа на английском языке, в этом процессе задействованы речевые навыки, знание структуры английского предложения, а также мыслительные операции. Перед остальными участниками возникает задача прослушать, понять и запомнить сказанное (развитие навыков аудирования, восприятия и памяти).

С образного представления этого животного, соотношения сказанного с полученными знаниями о системе, начинает развиваться системное мышление.

Знакомство с понятием «противоречие» в начальной школе.

Цель: познакомить учеников с понятием ТРИЗ – «противоречие»

Задачи:

— активизировать знания учащихся в понятии «противоположность»;

— введение понятия «противоречие»;

— обсудить к чему могут привести противоречия;

— обучить выявлению противоречий в задачах.

Активизировать знания в понятии «противоположность» можно при помощи игры «Наоборот», в которой детям необходимо не просто подобрать антонимы к словам, а также найти противопоставления по какому-либо признаку или свойству объекта. Эта игра способствует логическому и образному мышлению. В использовании своего лексикона, учителю желательно корректировать ответы детей, вводя понятие противоречие и его однокоренные слова.

На примере какой-нибудь пословицы или поговорки учитель предлагает описать противоречивые действия, объяснить, почему дети сделали такие выводы и выяснить, какую роль они могут играть в этих пословицах, и как эту роль можно связать с жизнью. В результате беседы необходимо заключить, что при разрешении противоречий мы можем получить что-то новое.

Дополнительно, можно включить в рассуждения мысли о том, что не всегда плохое, носит только отрицательный характер, а хорошее – только положительный.

Далее учитель вместе с детьми ищет противоречия на примере творческой задачи. При нахождении противоречий учителю следует подчеркнуть, что вариантов противоречивых требований для одной и той же задачи может быть сформулировано достаточно много. Но если эти варианты являются интерпретацией друг друга, то они, скорее всего, приведут к одному решению. А чтобы не завести детей в тупик, самому учителю надо помнить, что формулирование диалектических противоположностей — это только первый шаг на пути формулирования противоречия. Но если здесь допущена логическая ошибка, двигаться дальше к решению задачи бессмысленно.

Когда противоречия будут сформулированы, можно преступать к решению задачи. При этом детям должно быть очевидно, что нахождение противоречий, эта первая ступень к решению проблемы.

Знакомство с понятием ТРИЗ – «Идеальный конечный результат » (ИКР) в начальной школе.

Цель: Знакомство с понятием ТРИЗ – «Идеальный конечный результат»

Задачи:

— активизировать знания учащихся в понятии «идеальность»;

— на примере задачи показать правила поиска и формулирования ИКР.

Активизировать знания учащихся в понятии «идеальность» можно с помощью игры-беседы «Придумай идеальность», в которой ученикам предлагается назвать самые лучшие качества хорошо известных ему предметов. Задавая наводящие вопросы, учитель должен вывести детей к тому, что что-то «идеальное» обладает только полезными и положительными качествами, всем нравится и что часто оно выполняет какие-либо функции самостоятельно, «само».

На примере задачи учитель вводит понятие ТРИЗ – «ИКР», помогает ребятам искать и формулировать его.

Формулирование ИКР развивает воображение, нестандартность и независимость мышления. Учит и помогает прогнозировать, избегая неточностей и ошибок.

Основные умозаключения детей лучше всего выписывать на доску, так будет проще обращаться к ним, когда они понадобятся.

Опытные преподаватели и разработчики ТРИЗ-педагогики (А.А. Гин, А.А. Нестеренко, Г. И. Иванов и др.) дают следующие рекомендации по ведению занятий:

  1. Готовиться к каждому занятию с максимальной серьезностью, мысленно проигрывая весь его ход.
  2. Стремиться к созданию атмосферы свободной беседы, не давить авторитетом, не перебивать детей. Чаще восхищаться их ответами и, при необходимости, ответы детей повторять, незаметно изменяя содержание в нужную сторону. На занятиях должна быть раскованная обстановка равноправных людей и высокая активность детей.
  3. Желательно создать на уроках ТРИЗ обстановку некоторой исключительности («Мы все будущие таланты!») и даже таинственности. Установить интересные традиции. Например, награждения за оригинальные идеи.
  4. Задачи следует подавать в виде приключенческой или фантастической ситуации.
  5. При разборе решения задач всегда подчеркивать содержащиеся в них элементы ТРИЗ — Противоречия, Идеальное Конечное Решение, Ресурс.
  6. Не высказывать решение самому, а подводить к нему детей. Если у детей не получается на уроке, задать задачу на дом для самостоятельного решения.
  7. Дети любят решать задачи, которые им не по плечу. Не нужно бояться давать им такие задачи, пусть они их не решат, но это замечательная возможность расти. “Ум рождается в борьбе”.
  8. Довольно высокий темп занятий, не позволяющий отвлекаться и обучающий интенсивно думать долгое время.
  9. Включение «разрядочных вставок» и «сеансов» общего смеха, хотя бы один раз за занятие. Уже только за это будут любить занятия!
  10. За один урок делать несколько переключений от одного вида деятельности к другому.
  11. На занятиях надо много фантазировать и решать много интересных и полезных, с точки зрения детей, задач. Занятия “по ТРИЗ » это уроки мудрости и счастья творчества. Прежде всего, надо создать у учащихся мотивацию и желание развивать своё мышление. [11]
  12. Оградить учеников от необдуманных инертных решений в виде выкриков, дать время подумать над возможным решением задачи, и только потом давать алгоритм ее решения.

5. Обоснование инновационности триз-педагогики

1)ТРИЗ – наука, вышедшая из технической среды, которая сегодня успешно реализуется в гуманитарной сфере и в первую очередь в образовании. Несмотря на солидный возраст, ТРИЗ – педагогику смело можно назвать инновационной педагогической моделью, первоочередной задачей которой является формирование творческой, смело мыслящей личности.

На сегодняшний день ТРИЗ-педагогика как инновационное педагогическое направление описано Г.К. Селевко как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, входит в состав современных образовательных программ для дошкольных учреждений, включена в структуру современной педагогики наряду с этнопедагогикой и социальной педагогикой.

2) Цель: Развитие способностей.

— формирование системного мышления учащихся;

— воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях деятельности. [4; 35]

3) Ведущая характеристика: Школа « Мышления».

ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющего в себе точный расчет, логику, интуицию»- Г.С. Альтшуллер.

4) Девиз: « Не навреди».

5) Характер и стиль взаимодействия: субъект-субъектный: демократичность, открытость, рефлексивность, диалогичность, « Я вместе с вами».

6) Форма организации: Групповая, коллективная + ( традиц.обучение с использованием приемов ТРИЗ – индивидуальная, фронтальная).

7) Методы обучения: Проблемные, рефлексивные.

8) Логика обучения: деятельность поисковая – знания.

9) Способы усвоения: создание ситуации успеха, поисковая мыслительная деятельность.

10) Функции учителя: организатор сотрудничества, консультант, управленец, помощник.

11) Позиция ученика: активность, интерес, учебная мотивация.

12) Ведущий принцип: «Выращивания»

В проведенной проектной работе нам удалось рассмотреть всё многообразие содержания понятия Теория решения изобретательских задач: ее основы, функции в педагогике и реализацию на практике. Были освещены такие её аспекты как: ТРИЗ-педагогика, цели ТРИЗ в образовательном процессе, принципы и механизмы которыми пользуются педагоги в рамках ТРИЗ технологии, основные формы работы с детьми; определены ценностные ориентиры успешности реализации, подтвержденные результатами внедрения. Таким образом, мы смогли в полной мере выявить положительное влияние данной теории как на процесс обучения, так и, что не мало важно, на развитие личности учащихся.

Также на основании изучения данной проблемы многими авторами, необходимо отметить, что сегодня ТРИЗ «включает в себя гораздо больше, чем только Теорию решения изобретательских задач». В конце ХХ столетия Г.С.Альтшуллер, И.М.Вепткин констатировали, что ТРИЗ давно превратилась в комплекс: ТРИЗ-ТРТЛ (теория развития творческой личности) – РТВ (развитие творческого воображения).

Весь этот комплекс не имеет пока адекватного названия, поэтому сохраняется инерция использования аббревиатуры ТРИЗ. ТРИЗ сегодня – это открытая система, которая продолжает развиваться и совершенствоваться, «завоевывая» всё новые области человеческой деятельности.

В проектной работе была вложена не малая доля личной заинтересованности, поскольку сама Теория решения изобретательских задач включает те понятия, которые могут пригодиться не только в профессиональной деятельности, связанной с преподаванием, но и в обыденной жизни при столкновении с трудностями и при решении различного рода задач.

Данная работа может быть интересна педагогам, студентам педагогических специальностей и лицам, задействованным в образовательный процесс.

ча педагогический

Список литературы в помощь учителю:

  1. Альтшуллер Г.С. Методика изобретательского творчества. – Минск, 1970. – 24 с.
  2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. – М., 2007. – 400 с. ISBN 987-5-9614-0534-7
  3. Викентьев И.Л., Каиков И.К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. – М., 1992. – 104 с.
  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 112 с. ISBN 5-7755-0772-X
  5. Зиновкина М.М., Гареев Р.Т., Андреев С.П. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ: Учеб. Пособие. – М., 2004. – 364 с. ISBN 5-276-00554-0
  6. Клеймихина Т.В., Креинина С.А. От Незнайки до…/ Худ. О.Р.Гофман. – С-Пб., 1996. – 174 с. ISBN 5-88375-022-2
  7. Нестеренко А.А. Страна загадок. / А.А.Нестеренко. – Ростов-на-Дону, 1993. – 32 с. ISBN 5-7507-0964-7
  8. Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. / Главный редактор Н.Б.Крылова. – М., 2003, вып. 1(12) ISSN 1726-5304
  9. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практики решения изобретения задач).

    / Г.С. Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В. Зусман, В.И.Филатов. – Кишинев, 1989. – 380 с. ISBN 5-362-00147-7

  10. Селевко Г.К. Энциклопедия педагогических технологий. В 2 т. Т.2. М.: НИИ Школьных технологий, 2006.- 816с. ISBN 5-87953-227-5
  11. Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. / А.А.Толмачев. – 2004. – 496 с. ISBN 5-98408-004-4
  12. ТРИЗ-педагогика: диалог теории и практики: Межвузовский сборник научн. Трудов / Под ред. А.А.Нестеренко, В.А.Ширяевой. – Саратов, 2007. – 104 с. ISBN 978-5-9758-0495-2
  13. Учителям о ТРИЗ. Выпуск 3. Сборник метод. Матеориалов по преподаванию теории решения изобретательных задач в школе. – С-Пб., 1999. – 184 с. ISBN 5-7183-013108
  14. Ширяева В.А. Методология изобретательства в педагогике: ТРИЗ – педагогика как креативная технология образования: Учеб. Метод. Пособие/ В.А.Ширяева. – Саратов, 2003. – 80 с. ISBN 5-93888-232-Х
  15. Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика: от теории к практике: учеб. Метод. Пособие/ В.А.Ширяева. – Саратов, 2006. – 72 с. ISBN 5-9758-0183-4

Электронные ресурсы:

16) http://www.treko.ru/show_dict_1035; Дата обращения 4.04.2009

  1. ; Дата обращения 5.04.09
  2. http://www.trizminsk.org/e/260018.htm; Дата обращения 6.04.09
  3. http://www.inventech.ru/pub/methods/triz/; Дата обращения 5.04.09
  4. http://www.trizminsk.org/e/prs/233013.htm; Дата обращения 6.04.09
  5. http://www.trizland.ru/trizba.php?id=3; Дата обращения 6.04.09