Тема: Основы педагогической деятельности
Основные понятия: педагог, воспитатель, учитель, педагогическая деятельность, педагогическая компетентность, профессионализм, профессиограмма, специальность, квалификация, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, педагогическое управление.
Вопросы для обсуждения.
- Понятия «педагог», «учитель», «воспитатель», «мастерство».
- Педагогическая профессия и педагогическая деятельность
- Многообразие видов педагогической деятельности
- Гуманистическая направленность педагогической деятельности
- Какие требования предъявляет общество к личности педагога? Чем обусловлены эти требования? Есть ли ограничения при выборе профессии педагога?
- Что объединяет и чем отличаются педагогические способности от общих способностей личности?
- Личность педагога -гуманиста
- Модель успешной педагогической деятельности:
А) компоненты (проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический);
Б) умения педагогов согласно компонентам деятельности;
В) личностные качества согласно компонентам и умениям.
- Профессиональные способности:
- конструктивные(проектированность, композиционное построение);
- организаторские (организация деятельности детей, коллег);
- коммуникативные (моделирование отношений);
- дидактические (доступно объяснять, выделять главное…);
- гностические (исследование объекта, процесса и результата деятельности).
- Понятия «профессионализм», «профессиональная компетентность», критерии педагогического профессионализма.
- Какие специфические черты педагогической деятельности раскрываются в категории «компетентность»? Из чего складывается педагогическая компетентность? Как соотносятся педагогическое мастерство и профессиональная компетентность учителя?
Упражнения и задания:
- Подобрать высказывания педагогов-классиков (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Дж.Локк, Ж-Ж.Руссо, И.Ф.Гербарт, К.Д.Ушинский и др.) о школе, учителях и их деятельности.
- Сформулировать и записать заповеди учителя-гуманиста.
- Составить список качеств идеального учителя (20).
19 стр., 9086 слов
Педагогическое мастерство
... психолого-педагогические знания. Проблема исследования - формирования педагогического мастерства у преподавателей. Объект исследования - педагогическое мастерство как высший уровень развития педагогической деятельности. Предметом исследования - формирование педагогического мастерства в процессе педагогической деятельности. Цель курсовой работы - определение основ педагогического мастерства как ...
Провести самооценку данных качеств.
- Составьте «Книгу жалоб учителя» 10-15 проблем, которые затрудняют профессионально-педагогическую деятельность.
Доклады и сообщения:
- Гуманизм педагогики В.А.Сухомлинского
- Ш.А.Амонашвили о личности ребенка
- Педагогическая деятельность как творчество
Конспекты:
- Педагогика / В.А.Сластенина и др. М., 2004, С.18-23.
- Приготовить конспекты из книг педагогов-мастеров В.А. Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, Н.Н.Палтышев, И.П.Волков и других (2-3 на выбор) или мультимедийную презентацию.
Творческая работа
Подготовить выступление-презентацию «Я и моя профессия»
План:
- Почему я выбрал профессию учителя
- Как я готовил себя к профессии учителя
- Что я могу уже сегодня дать детям
- Чего бы мне хотелось добиться в процессе профессиональной подготовки в вузе
- План профессионального роста
Рекомендуемая литература:
а) основная:
Введениев педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высш.педагог.учеб.завед./А.С.Роботова, Т.В. , Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М., «Академия», 2000, — 208с.
Смоляр А.И.Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993
б) дополнительная:
Гончарова И.Т., Гончарова И.Ф. Когда учитель властитель дум. – М., 1991Лентьева, И.Г. Щапошниковаи др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208Личность:внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды / Сост.: Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. — Спб., 1996.
Маркова А.К.Психология труда учителя. М., 1993.Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991.Мудрик А.В.Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.
Наумчик В.Н., Савченко В.А. Этика педагога: Учебн.-метод.пособ.- Мн.: 1999.
Руднева И.И.Педагогика профессионализма. – С., 1997.
Шевченко Л.Л.Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. — М., 1997.
Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. – 1991. – № 9. – С. 80 – 84.
Практическое занятие 2 (2ч)
Тема: «Общая и профессиональная культура педагога».
Цель:сформировать у студентов научно обоснованные представления о взаимосвязи и взаимозависимости общей и профессиональной культуры педагога.
Форма проведения: практическое занятие
Вопросы для обсуждения:
- Почему педагогу необходимо овладеть общей и профессиональной культурой? Как взаимосвязаны общая и профессиональная культура педагога? Из каких компонентов состоит профессионально-педагогическая культура?
- Общая культура – условие профессионализма педагога.
- Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.
- Этика и эстетика педагогического труда.
- Педагогическое творчество и мастерство. Уровни педагогического мастерства.
- Профессиограмма современного педагога.
Таблица 1. Профессиограмма учителя
Структурные компоненты |
|||
Педагогическая направленность |
Знания |
Способности |
Качества личности |
Упражнения и задания.
- На основе наблюдений, личного опыта представьте творческий портрет педагога, воспитателя.
- Перечислите основные компоненты педагогической культуры
- Подберите высказывания о педагогическом мастерстве и педагогическом творчестве.
- Объясните следующие высказывания:
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
(А.П. Чехов)
Манеры человека — это зеркало, в котором отражается портрет его.
(В. Гёте)
5. Разработайте модель личности педагога конкретной специальности (учитель биологии, химии, географии, математики и т.д.).
6. Заполнение диагностической карты изучения самооценки педагогической культуры
Доклады и сообщения
- Подготовить доклады и сообщения по вопросам темы.
Конспекты
Творческая работа
Напишите синквейн на педагогическую тему
Синквейн — стихотворение, состоящее из пяти строк. В синквейне автор выражает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна:
1-я строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка — три глагола, показывающих действие понятия;
4-я строка — короткое предложение, в котором автор высказывает свое от-
ношение к понятию;
5-я строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек
выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Например:
Ребёнок. Хороший, добрый.
Играет, гуляет, растёт.
Маленький человек.
Радость*.
Рекомендуемая литература:
а) основная:
Видт И.Е.Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. – 2002. — №3
Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288с.
б) дополнительная:
Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. – М., 1999Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика: Учебное пособие. – СПб:Питер, 2008. – 304с.Кан-Калик В.А., Никандоров Н.Д.Педагогическое творчество. – М., 1990.-С.33.КондратенковА.Е.Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. Кн.для учителя., М., 1985.
Пуйман С.А.Практикум по педагогике: Пособие. С.А.Пуйман, В.В.Чечет. – Мн.:ТетраСистемс, 2003. -176с.
Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999.
Чернышов А.С.Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.:Педагогическое общество России, 1999. – 186с.Шевченко Л.Л.Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. — М., 1997.
Практическое занятие № 3: Педагогическое общение в структуре деятельности учителя.
- Педагогическое общение и его роль в педагогической деятельности.
- Функции педагогического общения.
- Стили педагогического общения.
- Способы коммуникативного воздействия.
- Профессиональная этика и такт как основополагающие элементы педагогического общения.
- Педагогическое мастерство и его компоненты.
- Педагогическое мастерство, педагогическая техника и педагогическая интуиция.
- Конфликт и его разрешение.
Методические материалы к занятию
Общение –это акт воздействия человека на человека в процессе их взаимодействия. (С.А.Смирнов)
Функции:
— Нормативная;
— Коммуникативная;
— Познавательная;
— Актуализирующая.
Виды общения:
1. По составу участников:
а) межличностное (человек-человек);
б) личностно-групповое (человек – группа);
в) межгрупповое (группа – группа).
2. По степени опосредованности:
а) непосредственное – общение «лицом к лицу», когда каждый участник вступает в контакт с другим, используя все средства общения и когда существует возможность получения немедленной обратной связи;
б) опосредованное – общение, осуществляемое с участием либо третьих лиц, либо с помощью почтовой связи, технических средств, вещей, воспоминаний и т.д.
Структура:
— коммуникативная сторона – обмен информацией;
— интерактивная – построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями.
— перцептивная – восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.
Вербальное общение – словесное общение, в процессе которого в качестве знаковой системы используется речь (вторая сигнальная система).
Внутреннее общение – общение с самим собой, речь. Обращенная к себе.
Монологическое – устная речь, используемая в форме лекции, доклада, ораторского выступления и т.д.
Диалогическое – речевое общение двух или нескольких лиц.
Невербальное – общение, в котором используются неречевые знаковые системы.
Кинетическое – общение с помощью невербальных средств: мимики, жестов, пантомимики (выразительное движение тела).
Визуальное – информационный контакт с помощью глаз.
Педагогическое общение– это общение между педагогом и учеником, в процессе которого учитель решает воспитательные личностно-ориентированные задачи.
Выделяют 2 вида педагогического общения:
1. Социально-ориентированное общение- лекция, доклад, телепередача, и т.д., в ходе которой решаются социально-значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.
2. Личностно-ориентированное общение – общение, которое может быть деловым, направленную на какую-либо совместную деятельность или связанным с личными взаимодействиями, не имеющими отношения к деятельности.
В педагогическом общении имеют место оба вида. Характер общения учителя и ученика обусловлен, прежде сего, его профессионально-предметной подготовленностью (ЗУН в области предмета), а также в области педагогики, психологии, методики, научным потенциалом и профессиональными стремлениями, идеалами.
Большое значение имеет направленность учителя «на себя» или «на ученика».
Стили педагогического общения.
Общепринятая классификация (А.В.Петровский, Я.Л. Коломинский, М.Ю.Кондратьев и др.) – авторитарный, демократический, попустительский.
Авторитарный стиль общения– педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого ученика.
Характеристика:
1. Единоличное планирование взаимодействия и подведения итогов.
2. Монологизм
3. Директивность
4. Внешнее мотивирование
5. Репрессивность
6. Единоличное разрешение конфликтов
7. Прямое управление и регулирование взаимодействия.
Внешние показатели:
— Успеваемость, дисциплина на уроке позитивны.
— Социально-психологическая атмосфера, как правило, неблагополучная.
Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения – стремление педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием.
Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляет равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся.
Внешние показатели:
1. Отсутствие контроля: за деятельностью школьников и динамикой развития их личности.
2. Успеваемость и дисциплина, как правило, неудовлетворительны.
Демократический стиль общения(стиль сотрудничества) – педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.
Основная особенность – взаимопонимание и взаимоориентация.
Характеристика:
1. Совместное целеполагание и подведение итогов.
2. Диалогизм
3. Сотрудничество
4. Внутреннее мотивирование
5. Ненасилие
6. Совместное преодоление противоречий
7. Косвенное управление, самоуправление, саморегуляция (соотнести все пункты с характеристикой авторитарного стиля).
Стратегии педагогического взаимодействия
Кооперация – посильное участие каждого в решение общей задачи.
Деструктивный конфликт – (несовместимость личностей) негативные установки в адрес друг друга, разрешение такого типа конфликта явля-ется достаточно сложным, компромисс затруднителен.
Продуктивный конфликт – различные точки зрения на какую-либо проблему, на способы ее разрешения, не затрагивает сторон личности. Разрешение конфликта с позитивным результатом.
Литература:
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 19887.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. – М., 1988.
- Щуркова ЕН.Е. Педагогическая технология; педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников. – М., 1992.
- Рыбаков М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.
- Основы педагогического мастерства./Под ред. А.И.Зязюна. – М., 1989.
- Кан-Калик В.А. , Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1998.
Журавлев В.И. основы педагогической конфликтологии. – М.,
Практическое занятие № 4: Объект, функции и задачи педагогики.
- Основные понятия и категории педагогики.
- Педагогика в общей системе научного знания о человеке.
- Источники педагогической науки.
- Педагогика. Наука или искусство?
- Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на занятиях.
Задание 1.Прочитать и проанализировать введение к работе К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Цель: развитие умения анализировать научную литературу, работать с первоисточниками.
Примерная схема анализа:
- К.Д.Ушинский о роли педагогической теории;
- Почему педагогика – искусство?
- Какие знания необходимы, чтобы воспитать человека во всех отношениях?
- Можно ли утверждать, что К.Д.Ушинский отрицал педагогику как науку? Докажите это.
Задание 2. Из различных учебных пособий выпишите определение педагогики и основных категорий педагогики, сравните их, найдите общее в определениях педагогики и ее категорий, подумайте, в чем причина различий.
Литература:
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Предисловие/Пед. соч. В 6 т.Т.5.-М.,1990,с.7-39.
- Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2002.
- Подласый И.П. Педагогика./В 2-х т. Ч.1.– М., 1999.
- Общая педагогика./Под ред. А.А.Сластенина. – М., 2002.
- Кравевский В.В. педагогика между философией и психологией.//Педагогика, № 6 -, 1994.
Практическое занятие № 5
Тема: «Методология и методы педагогического исследования».
Цель:сформировать представление о методологии как «знании о знании», о специфике и уровнях методологического знания, умение оперировать методами научного исследования в педагогике; заложить фундамент методологической культуры учителя
Форма проведения: учебная дискуссия по теме.
Вопросы для обсуждения:
Вопросы дискуссии
- В чем отличие науки от других видов человеческой деятельности? Чем отличается педагогика от других отраслей научного знания? Каковы ее функции и задачи?
- В чем отличие научной и практической педагогической деятельности? Как взаимодействуют наука и практика? В чем выражается это взаимодействие?
- В чем сущность методологии науки и практической деятельности? Как влияет методология на педагогическое исследование?
- Деловая игра «Методологический симпозиум».
Все студенты объединяются в микрогруппы (5 микрогрупп).
Каждая микрогруппа представляет одно из философских направлений: «экзистенциализм», «неотомизм», «позитивизм и неопозитивизм», «прагматизм», «диалектический материализм». Задача микрогруппы рассказать о задачах педагогической науки и практической деятельности педагогов с позиций своего философского направления, ответить на вопросы других участников симпозиума.
Вопросы дискуссии.
- Всякое ли изучение педагогического процесса можно назвать научным исследованием? Какие бывают исследования по своей направленности? С какой целью проводится научное педагогическое исследование? Какие характеристики присущи научному исследованию? Что необходимо знать исследователю при проведении педагогического исследования?
- Что мы называем исследовательским методом? Какие существуют методы педагогического исследования? По какому признаку классифицируются исследовательские методы? Нужна ли классификация методов? Как исследователь выбирает методы исследования?
- Деловая игра «Планирование научного исследования»
1 этап игры «Создание проблемного поля».
Формируются 3 микрогруппы: «Ученики», «Учителя», «Общественность». Все участники должны закончить предложение «В школе мне не нравится…» с позиций своей роли. Проводится мозговой штурм «Оголтелая критика». Каждая микрогруппа высказывает критические замечания в адрес современной школы. Ведущий из всех высказываний выбирает те, которые можно решать педагогическими средствами, формулирует педагогические проблемы и записывает их на доске. Студенты ведут записи в тетрадях.
2 этап игр «Изучаем проблему». Все группы меняют свои роли и становятся исследователями. Студенты выбирают одну из названных ранее проблем и разрабатывают план исследования. В плане должны найти отражение: актуальность исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, исследовательские методы.
3 этап игры «Защита плана исследования».
Задание: Составить список литературы научного исследования педагогической проблемы
Конспекты
Прочитайте §4 «Конкретно-методологические принципы педагогических исследований» главы «Методология и методы педагогических исследований» в учебнике «Педагогика» (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1998. – С. 99-102).
Выпишите краткие определения системного, личностного, деятельностногои др. подходов, используемых в педагогическом исследовании.
Литература:
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.
- Загвязинский В.И., Р. Атаханов. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.
- Скалкова Я. И др. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1982.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.
Тема 1.Сущности целостного педагогического процесса
- Целостный педагогический процесс, его структура, функции и движущие силы.
- Закономерности и принципы УПК и их характеристика.
- Воспитание в структуре УПК.
- Классификация теорий воспитания.
- Человек – личность: источники и факторы развития.
- Воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности.
Задания для самостоятельной работы
— Сравните определения понятия «педагогический процесс» в различных научно-педагогических источниках.
— Дайте характеристику основных компонентов педагогической системы.
— Назовите основные этапы и условия построения целостного педагогического процесса.
Творческая работа.
Проведите свое исследование и напишите отчет на тему «Как школа учитывает индивидуальность и возрастные особенности учеников»
Рекомендуемая литература:
а) основная:
- Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. М., 1997
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999
- Социальная педагогика / Под ред. М.А.Галагузовой. М., 2000
Методические материалы к занятию
Педагогический процесс — развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств личности.
Основные функции педагогического процесса:
- образовательная / информативная — формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений;
- ценностно-ориентационная – формирование отношений воспитанников к предметам и явлениям окружающего мира.
- развивающая – формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.
- социальная адаптация – приспособление воспитанников к условиям жизни.
Педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов (формирование, развитие, обучение, воспитание), суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое содержание этих процессов, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, единство, общность – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели.
Наиболее общие закономерности педагогического процесса:
- Связь воспитания и социальной системы
- Связь обучения и воспитания.
- Связь воспитания и деятельности
- Связь воспитания и активности личности
- Связь воспитания и общения.
Педагогический процесс представляет собой систему, состоящую и следующих элементов:
Этапы педагогического процесса:
- Подготовительный (выдвижение цели)
— цель
— диагностика условий
— содержание
— средства
— формы
— методы
- Основной (реализация цели)
— реализация содержания, средств, методов, форм
— осуществление контроля и самоконтроля
- Заключительный (оценка результативности)
— анализ и самоанализ результатов
— выявление возникших отклонений
— анализ и самоанализ причин отклонения
Человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющие собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
Индивид (от лат.- неделимое, особь) — человек как целостный неповторимый представитель рода с его психологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Личность — человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.
Индивидуальность — своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.
Человек родился!!!
Маленький, еще совсем беспомощный
Человек пришел в Большой мир…
Что принес этот Человек миру?
Что несет Он в себе?
А несет он заложенную в генах наследственную информацию, охватывающую своим влиянием формирование всех органов и функций развивающегося организма и во многом предопределяющую становление человека и его личности. При этом известно, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает человека столь непохожим на других.
Наследственность- свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
Что наследует человек?
• Анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода: задатки речи, мышления, прямохождения, трудовой деятельности.
• Физические особенности: внешние расовые признаки, окраску кожи, волос, цвет и рефракцию глаз, черты лица, телосложение, строение нервной системы, на основе которой в результате психофизиологического развития и взаимодействия человека с внешним миром формируется определенный тип ВНД.
• Физиологические особенности: формы обмена веществ, сочетание в организме белков, группу и резус-фактор крови и др.
• Аномалии в развитии организма: многопалость, короткопалость, заячья губа, волчья пасть, помутнение хрусталика (катаракта), цветовая слепота (дальтонизм).
• Предрасположенность к некоторым заболеваниям
наследственного характера.
Не все врожденное является наследственным. Некоторые врожденные индивидуальные особенности ребенка определяются условиями его утробного развития. (См. Л.Хахалин Загадка вашего ребенка)
Задатки – анатомо-физиологические, морфологические и функциональные особенности, которые выступают природными предпосылками развития способности человека.
Способности- свойства или качества личности, позволяющие ей успешно выполнять какой-либо из видов общественно-полезной деятельности. Способности нельзя понять без развития, ибо условием существования способности является ее развитие. (Кочкарев Ю.С. О природе способностей. Ставрополь, 1974)
Талант — способность к достижению высокого порядка, но остающийся в рамках того, что уже было достигнуто.
Гениальность – высший уровень развития способности человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различаются общая и специальная одаренность.
Общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, в которой она более всего раскрывается.
Основными признаками высокой одаренности являются:
- раннее проявление способностей;
- быстрый темп усвоения знаний;
- формирование умений и навыков в какой-либо деятельности;
- склонность и интерес к какой-либо деятельности;
- элементы оригинальности, творчества в деятельности. (БСЭ, М.,1972)
Человек как личность характеризуется:
а) с точки зрения психологии как субъект деятельности (вначале было дело, а затем появилось слово) (В.А.Леонтьев);
б) с точки зрения общественных наук – особое качество человека, приобретенное в результате общественных отношений, в процессе совместной деятельности и общения;
в) в гуманистической философии, психологии – человек как ценность, ради которого развивается общество;
г) человек как участник исторического эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы.
Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития
Фактор (от лат. — делающий, производящий) ~ движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.
Факторы социализации (См. А.В. Мудрик.)
Макрофакторы: планета, страна, государство, общество,
Мезофакторы: национальность, вид поселения.
Микрофакторы: семья, образовательно-воспитательные учреждения. средства массовой информации, общество сверстников.
Условие — обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит.
Развитие личности можно представить как процессе вхождения в новую социальную среду и интеграцию с ней. Если социальная среда, в которую входит личность, относительно стабильная, то развитие личности в ней подчинено внутренним психологическим закономерностям.
Социальное развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимосвязанным линиям: социализации (овладение общественным опытом, его присвоение) и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).
Но личностью ребенок становится в результате осуществления самоуправления, когда он начинает организовывать свою собственную жизнь и определять в той или иной мере свое собственное развитие. На первых порах он осуществляет это с помощью взрослых, а затем самостоятельно.
«Я — концепция личности» — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой строит свое взаимодействие с другими и относится к себе. Я — концепция — целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты:
- Когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание).
- Эмоциональный — самоуважение, самоуничижение, самовозвышение, себялюбие и т.д.;
- Оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать занижение, к достижению высоких результатов деятельности.
Я — концепция личности является предпосылкой и следствием социального взаимодействия, определяющаяся социальным опытом. Ее составляющие:
- Реальное Я — представление о себе в настоящее время;
- Идеальное Я — то, каким, по его мнению, субъект должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы;
- Динамическое Я — то, каким субъект намерен стать;
- Фантастическое Я — то, каким субъект желал бы стать,
даже если бы это заведомо оказалось бы невозможным.
Становление Я – концепции обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которой субъект «смотрится как в зеркало в другого человека и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной (положительной) Я-концепции, и, прежде всего, самосознания — одно из важнейших условий воспитания сознательного.
Литература:
- Каптерев П.Ф. Педагогический процесс./Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX века. – М., 1990.
- Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание. – Казань, 1997.
- Амоношвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 19995.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М.-Воронеж, 1996.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность?//С чего начинается личность./Под общей ред. Р.И.Косолапова. – М., 1984.
- Педагогический поиск. –М., 1987.