ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
При работе со взрослыми чаще всего используется такой вид игровой терапии, как песочная терапия, или игра с песком. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через ра- боту с образами личного и коллективного бессознательного.
Эти образы проявляются в символической форме в про- цессе создания творческого продукта — композиции из фи- гурок, построенной на специальном подносе (ящике) с пес- ком, подобно тому, как они проявляются в сновидениях или при использовании техники активного воображения [18].
Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии клиентов.
Песочная терапия позволяет клиентам использовать свой бессознательный материал и выводить его на сознатель- ный уровень. Задача психолога — способствовать этому про- цессу.
В ходе песочной терапии клиентам предоставляется воз- можность выбрать любые предметы из огромного количест- ва и расположить их на подносе с песком, создавая тем са- мым своеобразный трехмерный коллаж или ассамбляж.
Создавая композицию, клиент глубоко погружается в процесс творчества, и это напоминает работу художника или процесс создания ритуальных изделий. Включение в песоч- ную композицию разнообразных объектов порой придает ей сходство с «магическими» изображениями. При восприятии находящихся в песочнице предметов необходимо учитывать физические свойства материалов, из которых они изготовле- ны, поскольку они дополняют психологическое значение са- мих предметов.
В течение всего курса песочной терапии психолог дол- жен следовать за клиентом и не делать интерпретации, даже когда необходимо принять на себя роль фасилитатора. Роль арт-терапевта — быть свидетелем, соблюдать права клиента и с уважением относиться к его трудностям. Арт-терапевт создает безопасное, защищенное место и поддерживает у клиента чувство безопасности.
Хотя большинство специалистов отводят на песочную сессию 50 минут, лучше планировать 1,5 часа. Расширенная во времени процедура позволяет клиентам спокойно строить и осознавать.
История возникновения песочной терапии
Впервые идея использования песка в игре с больными и пси- хологически неблагополучными детьми была реализована английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1930-х гг. М. Ловенфельд придавала большое значение так- тильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявше- му проективную игру с различными предметами и куклами. Она работала с двумя подносами, один из которых был на- полнен песком, другой — водой. Детям также предлагались обычные формочки для игры в песочнице и коробки с мини- атюрными игрушками. Ребенку предоставлялась возмож- ность свободно играть с песком, водой и фигурками. Дети называли этот процесс «строить мир». М. Ловенфельд так и назвала свою методику — техника «построения мира».
Способы документирования процесса системной песочной терапии
... с песочной терапией. Это - процесс, который показывает движение бессознательного состояния и осознанного пути клиента. Регистрация процесса песочной терапии становится картой их движения. Фотография законченной картины на песке - всего лишь часть процесса. Трудно ...
В 1950-х гг. швейцарский психоаналитик Дора Кальфф, внимательно изучив методику «построения мира», начала разрабатывать юнгианскую песочную терапию, ставшую впо- следствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д. Кальфф положила в основу своего подхода к песочной те- рапии теорию К. Г. Юнга. Технология работы с песком была ей модифицирована в соответствии с теоретической базой.
Сегодня «песочницу» активно используют в гештальт- терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе, и конечно же, она может входить в инструментарий интегративной арт-терапии.
Как уже говорилось, в качестве материалов использует- ся песок, вода и миниатюрные фигурки. С их помощью кли- ентам предлагается создавать композиции в специальном подносе. После завершения работы с песком клиент дает на- звание своему творению и рассказывает о нем психологу.
Психолог отмечает важные моменты процесса (особен- ности поведения клиента, действия с песком, первую фигур- ку, поставленную в песочницу и т. д.), фиксирует компози- цию на фото или слайдпленку, подробно записывает рассказ клиента.
Основные цели, задачи и возможности песочной терапии
Основная цель песочной терапии — помочь клиенту до- стигнуть эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения личного и коллективного бессозна- тельного, включение его в сознание, укрепление его «Эго» и установление качественно нового взаимодействия Эго с глу- бинным источником психической жизни — целостным «Я». В результате происходит значительное усиление способнос- ти человека к самодетерминации и саморазвитию.
Механизм психокоррекционного воздействия — уста- новление клиентом связи, контакта с глубинными пластами собственной психики, встреча с неосознаваемыми частями «Я», их интеграция в сознание и достижение посредством этого лучшего понимания себя и большей психической це- лостности.
Основные задачи песочной терапии: — возвращение в состояние играющего, свободно тво- рящего ребенка посредством глубокой возрастной ре- грессии;
— соприкосновение с вытесненным и подавленным ма- териалом личного бессознательного, его включение в сознание;
— соприкосновение с архетипами коллективного бессо- знательного, постижение самых таинственных плас- тов психики;
— проработка архетипических содержаний индивиду- альной психики, выведение их из глубины бессозна- тельного и интеграция в сознание.
Возможности песочной терапии. Данный метод позво- ляет гармонизировать (упорядочить) внутренний душевный хаос посредством:
Презентация на тему: Психика и организм
... и отрицательныеэмоции, стенические (повышающие активность) и астенические. Чувство – отражение в сознании отношений человека к действительности (моральные, интеллектуальные, эстетические). Аффект – сильное и ... церебротоники (преобладание мозговой деятельности) Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; -мальчики отличаются большей ...
— проработки психотравмирующих ситуаций на симво- лическом уровне;
— отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения;
— расширения внутреннего опыта за счет осознания глубинных уровней психики, в том числе архетипи- ческого, и укрепления сознательного «Я»;
— изменения отношения к себе, к своему прошлому, на- стоящему и будущему, к значимым другим событи- ям и в целом к своей судьбе;
— укрепления (или пробуждения) доверия к окружаю- щему миру, развития новых, более продуктивных с ним отношений.
Оснащение кабинета песочной терапии
Подносы с песком. Для песочной терапии требуются два де- ревянных ящика прямоугольной формы размером 49,5 х х 72,5 х 7 см (часто используются другие пропорции, напри- мер 50 х 70 х 8 см или 49x70x10 см).
Эти размеры чрез- вычайно важны, поскольку они позволяют клиенту удержи- вать в поле зрения всю композицию, а не отдельные ее фраг- менты. Один из подносов используется для сухого, а дру- гой — для влажного песка! Дно и внутренняя часть бортов должны быть окрашены в голубой цвет, символизирующий воду и бессознательное, снаружи поднос должен иметь беже- вый цвет, символизирующий песок и сознание.
Песок занимает примерно одну треть объема ящика; он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и желательно достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.
Коллекция миниатюрных фигурок и предметов. Для песочной терапии потребуются:
— фигурки людей разного пола и возраста, представители различных исторических эпох и разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и др.; — животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и до- исторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т. п.); — дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предна- значение (вокзалы, больницы, школы и т. п.), храмы различных религий; — продукты питания, домашняя утварь, орудия труда; — деревья, кусты, цветы и другие растения;
природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы;
— небесные объекты (солнце, луна, звезды, радуга и пр.);
— транспортные средства (наземные, водные, воздуш- ные);
— «мультяшные» персонажи; — маски;
— монеты, пуговицы, ювелирные изделия, нитки, ку- сочки кожи, меха; — зеркала;
— ритуальные предметы;
— миниатюрные часы, весы, маятник;
— ларцы, коробочки;
— миниатюрные музыкальные инструменты; — разноцветные стеклянные и хрустальные шарики, и многое другое.
Условия применения, этапы и стадии
Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе ...
... основной акцент делается на построении диалога с фигурками. Получается, что в процессе песочной терапии клиент строит новые взаимоотношения с самим собой. Такой подход уместен для ... и особенности его переживаний. Иными словами, основное действие песочной терапии было направлено на понимание клиентом собственных внутренних процессов как разрушительного, так и созидательного порядка. Проявленные ...
Показания к использованию песочной терапии. Песочную терапию применяют в том случае, если клиент:
— направлен к вам специально для этой работы;
— неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;
— ограничен в проявлении своих чувств или находится
в состоянии фрустрации; — переживает экзистенциальный кризис; — остро переживает возрастной кризис; — борется с решением, которое должен принять; — имеет психологическую травму.
Противопоказания к использованию песочной тера- пии. Песочную терапию нельзя применять, если:
— клиент сильно сопротивляется песочной терапии;
уровень доверия между психологом и клиентом недо- статочно высок;
— клиент характеризуется повышенной возбудимостью.
Продолжительность одной сессии песочной терапии с подростками и взрослыми составляет в среднем — 50-60 мин. Продолжительность одной консультации зависит от возрас- та клиента и особенностей его интеллектуального развития.
Периодичность консультаций зависит от остроты про- блемы. Обычно рекомендуется проводить их 1-2 раза в неде- лю. Полный курс песочной терапии может составить 12- 15 сессий.
На первой консультации, если принято положительное решение об использовании песочной терапии, необходимо познакомить клиента с тем, как организован ее процесс.
В процессе песочной терапии выделяют следующие на- чальные этапы:
Этап 1 — сбор информации и установление доверитель- ных отношений с клиентом. На первой встрече с клиентом необходимо обсудить ряд подходов, которые вы можете ис- пользовать в ходе терапии. Обратив его внимание на подно- сы с песком и коллекцию фигурок, можно рассказать о пе- сочной терапии как одном из методов, которые вы исполь- зуете.
Этап 2 — наблюдение. Понаблюдайте за реакцией кли- ента на коллекцию. Обратите внимание, касается ли он пес- ка, близко ли рассматривает специфические объекты или кажется полностью незаинтересованным и быстро уходит из игровой зоны.
Этап 3 — знакомство клиента с песочной терапией. Предоставить возможность клиенту потрогать песок, пока- зать дно песочницы, показать ему разнообразие объектов и других материалов и сообщить, что он (или она) может не использовать никаких объектов либо брать только несколь ко фигурок или столько, сколько захочет. Расскажите о том, что все предметы размещены по категориям, это облегчит поиск. Покажите клиенту кувшин воды, бумажные поло- тенца или салфетки и напомните, что он может использовать сухой или влажный песок.
Некоторые клиенты предпочитают говорить или взаи- модействовать с психологом. В такой ситуации главное — избегать интерпретаций или вопросов, которые могли бы повлиять на клиента и увести его в сторону от процесса.
В самом процессе песочной терапии выделяют следу- ющие стадии:
- Создание песочной картины. Инструкция: выберите, пожалуйста, все те фигурки, которые привлекают вас или отталкивают. Выбирайте столько фигурок, сколько хочется. У нас есть один час, и вы можете сами определить себе время для выбора. Все, что вы выберете, вы должны разместить на подносе (в песочнице).
6 стр., 2541 слов
Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений и расстройств ...
... деление на пары в рамках групповой терапии). В парной терапии методика дает развитие эмпатии, проработку опыта. Заключительная часть: формулирование клиентом результатов работы, уроков. Дневник ... моря или визуализация воды в принципе), раскрывающие и поддерживающие визуализации; создание картины ресурсного места, создание истории в рисунке, лепке, песочнице; создание галереи исцеляющих ...
Когда клиент предоставлен процес- су — это его время для выбора объектов и темы песочной картины. В этот момент важно соблюдать тишину, не вме- шиваясь в процесс и не давая никаких советов.
- Дистанцирование и переживание песочной картины. Если клиенты демонстрируют очевидные эмоциональные невербальные реакции, необходимо обратить на это внима- ние. Например, если клиент вздыхает, вы можете сказать: «Что-то, кажется, глубоко трогает вас». Не задавайте вопро- сов. Диалог на этом этапе — исключительно между клиен- том и его миром. Ваши реакции или комментарии предна- значены только для того, чтобы позволить ему знать, что вы слышите его и проявляете внимание к его утверждениям. Делайте устные комментарии только в том случае, если чувствуете, что клиент нуждается в подтверждении вашего присутствия. Важно понимать — ваши слова не по делу мо- гут быть вторжением.
- Взаимодействие с песочным миром. Клиент может манипулировать с объектами песочного мира: перемещать их, удалять из подноса или добавлять какие-либо новые объ- екты. Если клиент что-то изменил, дайте ему возможность повторно погрузиться в свой мир. Обратите внимание на лю- бые изменения в самом клиенте (чувства, поведение), кото- рые произошли с преобразованием мира.
- Путешествие по «песочному миру». Клиент выступа- ет в роли гида своего песочного мира или рассказчика. Если в процессе описания мира вы наблюдаете телесные реакции клиента, можно спросить: «Что вы испытываете сейчас в ва- шем теле?» Когда процедура близится к завершению, необ- ходимо спрашивать клиента, каким образом он (или она) хо- тел бы завершить сегодняшнюю встречу: «Сегодня мы за- канчиваем. Сейчас у вас есть возможность оставить мир таким, как он есть, или что-либо поменять в нем».
- Интеграция полученной символической информа- ции на более сознательный уровень. Необходимо помочь клиентам связать значимые символические образы из их пе- сочных миров и значения этих образов с их реальной жиз- нью. Клиент должен увидеть связь между тем, что выясни- лось в подносе, с ежедневными событиями. Можно сказать следующее: «Вы только что создавали в песке свой мир. Насколько события в подносе похожи на те, что происходят в вашей жизни теперь?»
- Разборка песочной картины. При уборке использо- ванных материалов лучше всего сразу расставлять фигуры на их места, по категориям. Это облегчит выбор следующим клиентам. Для этого не забудьте выделить дополнительное время на организационные моменты.
Основные вопросы арт-терапевта к клиенту: — Если бы поднос был бы картиной, то какое бы название имела эта картина?
Каковы ваши впечатления, ощущения от процесса со- здания песочной картины? — Что является для вас особенно важным или полез- ным в этой картине? — Как сюжет или герои вашей композиции могут по- мочь вам в вашей жизни? — Быть может, вы сделали для себя некое открытие или важное наблюдение: если это так, хотели бы вы об этом рассказать? Таким образом, стратегия психолога заключается в максимальном содействии клиенту в процессе понимания самого себя и осмысления закономерностей собственной жизни [17].
Песочная терапия как вид нетрадиционной лечебной методики
... скрытые в нем тайны. Дональд Сандер (юнгианский песочный терапевт) Техника “песочной терапии” возникла в рамках юнгианского аналитического ... ситуацию зримой. Одновременно, в процессе создания символических картин усиливается связь между сознанием и глубокими бессознательными ... является фактором личностного роста и призвана побуждать клиента к изменению и реализации своего творческого потенциала. ...
Проведение анализа песочницы
Анализ проводится на следующих уровнях.
Первый уровень — объект является тем, чем называет его клиент. Сначала при анализе учитываются те значения, которые приписывают объектам сами клиенты. Например, часто кедровые шишки служат в клиентских мирах деревь- ями, камешки — ступеньками, коробка из-под сигарет — современным блочным домом и т. п.
Второй уровень — функциональное значение объекта, то, какими функциями он обладает. Например, если в под- носе находится дом, то его функциональное значение — уют, тепло, защита, жилище, отделение, сохранение и др.
Третий уровень — символическое значение объекта, то есть то значение, которое приписывается объекту с точки зрения религии, культуры, ментальности. Для этого психо- логам понадобится словарь или энциклопедия символов.
Соединяя информацию, полученную на всех трех уров- нях анализа, психолог так же связывает все символы, объекты и образы между собой, как это делается, например, при анализе проективных рисуночных тестов.
Кроме этого песочные терапевты обращают внимание на следующие моменты:
— первую фигуру, размещенную в подносе (то, что
наиболее актуально на сегодняшний день); — фигуры, отобранные для строительства, но оставлен- ные в корзинке вне подноса (то, что еще не готово стать видимым, но уже обозначено); — фигуры, которые часто переставлялись в ходе строи- тельства (то, что является объектом постоянных ма- нипуляций);
— название песочной композиции, которое может пре- доставить много информации, так как оно интегри- рует в себе все его содержание и фактически являет- ся семантическим кодом. Анализ песочного мира психолог осуществляет только для себя. Это необходимо для построения психотерапевти- ческой гипотезы, прогноза развития процесса клиента и др. Клиенту его мир ни при каких обстоятельствах не анализи- руется и не интерпретируется.
Ключевые характеристики песочных картин
Выделяют следующие ключевые характеристики песочных картин: энергоинформационное поле; основная идея; сюжет (или сюжеты); конфликтное содержание; ресурсное содер- жание; символическое поле.
1. Энергоинформационное поле песочной картины. Чаще всего у психолога возникает адекватный ответ на энер- гетику картины, то есть включается некое «рабочее состоя- ние». Его первым признаком является искренний интерес к картине, желание узнать о ней как можно больше. Мы еще слишком мало знаем об энергоинформационном поле песоч- ной картины, но понимаем всю важность этой ключевой ха- рактеристики. Фактически энергоинформационное поле пе- сочной картины и является главным хранилищем знаний о композиции, однако нам пока еще трудно формализовать это знание, поэтому на помощь приходят другие ключевые характеристики.
Материалы песочной терапии
... клиента направляется и перераспределяется более равномерно, что символизирует перемещение клиентом песка из одной части ... между океаном и землей, а в песочной терапии символизирует элемент Земли, материнское начало, ... видны камни, раковины и миниатюрные фигурки. На фоне более темного песка цвета ... лилий, плавающих на поверхности водоемов. Его картины передают тройственное свойство воды - способность ...
2. Основная идея песочной картины. Основная идея пе- сочной картины отражает актуальные жизненные ценности, потребности, «зону ближайшего развития» автора. Иными словами, основная идея расскажет о том, что является для клиента наиболее значимым в данный момент и над чем он сознательно или бессознательно работает, к чему стремится.
Узнать основную идею песочной картины можно, как минимум, тремя способами:
1) попросить клиента дать название миру, созданному в песочнице;
2) предложить клиенту ответить на один из вопросов: — что это за мир?
— что это за страна?
— что самое главное жители этой страны могли бы ска- зать жителям других стран и миров?
— чему нас может научить опыт путешествия по этой стране, по этому миру?
3) предложить клиенту описать песочный мир.
3. Сюжет (или сюжеты) песочной картины. Сюжет пе- сочной картины отражает динамику некоторого внутренне- го процесса. Иногда бывает так, что внутри картины имеют- ся два и более связанных между собой сюжета. Например, Две страны, три мира, два и более главных героя. Бывает, что сюжеты посвящены одному действующему лицу, но опи- сывают разные возрастные промежутки его пути — детство, юность, зрелость.
Условно картины по сюжетной динамике можно разде- лить на три вида:
- динамичные;
- статичные;
- смешанные.
Динамичные картины, как правило, описывают героя (или героев), которые куда-то идут, стремятся к чему-либо, чего-то хотят, что-то ищут. На картине мы застаем их на определенном отрезке пути. Мы можем увидеть их прошлое (мир, из которого они вышли) и их будущее (мир, куда они стремятся).
Преимущество динамичных картин для психо- лога состоит в том, что фактически клиент уже сам расска- зывает о целях консультирования (правда, в зашифрован- ном виде).
Он знает, к чему он должен прийти, что получить, какие средства для этого использовать.
Статичная картина — это стоп-кадр какого-либо сюже- та. В статичной песочной картине время остановилось. Герои таких картин, как правило, ведут оседлый образ жизни, или мы их застаем в момент какого-либо действия (работа, игра, трапеза, купание, загорание, охота и пр.), но в любом случае это привычный для них вид деятельности. Чтобы выявить сюжет в статичной картине, можно дать клиенту такие зада- ния: «Расскажите историю этой страны. С чего все начина- лось, кто ее создавал, как это происходило?», «Что ожидает эту страну в будущем?», «Представьте себе, что первый день творения в этой стране закончился, наступила ночь, а за ней и новый день. Расскажите, что произошло в этой стране?» Если в стране не происходит никаких значимых событий, сюжетная динамика проявляется только в смене видов де- ятельности героев. Это может означать, что человек нашел для себя некую «зону стабильности» и пока не стремится ее покидать. По-видимому, ему нужно некоторое время «по- жить» в этой стране, чтобы набраться сил для путешествий и приключений.
В смешанных песочных картинах статическое благопо- лучие нарушается динамизмом какого-либо героя. Смешан- ные картины могут содержать два мира — статичный и ди- намичный. В любом случае смешанная картина говорит о некотором внутреннем противоборстве, противоречии и по- иске стабильности. Данный вид картин проливает свет и на конфликтное содержание песочных композиций [17].
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... богочеловеком. Много попыток было сделано, чтобы расчленить существо человека на части и понять их взаимосвязь. Делили на тело и ... извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... на душу, на дух, душу и тело, на животного и духовного человека. ...
Виды содержаний песочных картин
1. Конфликтное содержание песочных картин. Содержание отражает внутреннее напряжение человека и бывает явным и скрытым.
Конфликтное содержание песочной картины может быть описано следующими характеристиками: — уровень агрессии; — направленность агрессии; — адресность агрессии;
— динамика проработки внутреннего конфликта.
Уровень агрессии может быть высоким, средним и низ- ким. Высокий уровень агрессии проявляется в том случае, если в песочнице разворачиваются баталии или имеется пер- сонаж, по отношению к которому направлены активные аг- рессивные действия. Если герои картины только готовятся к войне или во внешне спокойном мире есть некоторое коли- чество вооруженных фигур, не задействованных в активных военных действиях, то можно говорить о среднем уровне аг- рессии. Если песочная картина представляет собой мирное зрелище, мы наблюдаем низкий уровень агрессии.
Направленность агрессии может быть выражена как аутоагрессия и гетероагрессия. Аутоагрессия проявляется в Разрушительных действиях по отношению к главному ге- рою песочной сказки, в неприятностях, которым подвергает его автор. Гетероагрессия — через противоборство армий в песочнице, а также в активных агрессивных действиях глав- ного героя по отношению к другим персонажам и элементам композиции.
Адресность агрессии показывает адресата агрессивных действий. Фигурка (или фигурки), на которую направлен агрессивный поток, может ассоциироваться у клиента с кон- кретным лицом из реальной жизни (мать, сестра, отец, ба- бушка, муж, жена, ребенок, начальник, подруга и пр.).
2. Ресурсное содержание песочной картины. Ресурсное содержание песочной картины служит опорой для психоло- гического консультирования и является интегральной ха- рактеристикой .
Проявление ресурсного содержания: — Наличие особой позитивной энергетики в картине. Какой-то участок картины или композиция в целом греет душу. Если попросить рассказать об этом по- дробнее, можно актуализировать ресурсные ипоста- си личности.
— В картине или рассказе о ней имеется созидательная идея, стремление. Если психолог на этом акцентиру- ет внимание клиента, можно актуализировать его ре- сурсные возможности.
— Сюжет песочной картины жизнеутверждающий, и на этом можно построить линию консультирования.
— Ощущение освобождения от напряжения после отыг- ранного конфликта. Теперь, когда добро победило зло, можно «начинать новую жизнь».
— Гибкость и изобретательность героя композиции в поиске способов преодоления трудностей. Обычно это можно установить из рассказа клиента о картине. Если герой комбинирует прямую агрессию, хитрость, покровительство, избегание, взаимопомощь и другие способы для преодоления трудной ситуации, можно говорить об его адаптивных ресурсах. У него имеется высокий потенциал для того, чтобы приспособиться к различным условиям, а также для того, чтобы успешно разрешать сложные ситуации.
Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"
... количество участников: 6- 8 человек в команде. ХОД ИГРЫ Настроить участников на игру, используя упражнение “Я хочу пожелать ... экспромт. 5-10 минут Игра “ах, театр” Время игры: 1,5 часа Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте ... сплочение детского коллектива через игровое взаимодействие. Задачи игры: развивать внутригрупповые отношения; развивать навыки коллективного ...
— Потенциальные, ресурсные возможности человека проявляются в его песочной картине в качестве чу- десных предметов, несущих избавление или счастли- вое разрешение ситуации. Впоследствии мы сможем к ним обращаться для поддержки и усиления «Я» клиента.
— Наличие фигур-помощников.
3. Символическое поле песочной картины. Символиче- ское поле песочной картины отражает информацию о внут- реннем мире клиента, зашифрованную в образах и симво- лах. Для исследователя эта ключевая характеристика, быть может, является наиболее привлекательной.
Для удобства понимания можно условно разделить сим- волическое поле песочной картины на три части:
1) символизм пространственного расположения пред- метов в песочнице;
2) символизм ландшафта песочной картины;
3) символизм предметов, использованных в песочной картине.
Последовательно рассмотрим каждую часть символи- ческого поля песочной картины, условно разделяя символи- ческое поле на три части, помня о том, что они существуют в единстве друг с другом.
Важным условием для проведения символического ана- лиза является фиксация местоположения клиента относи- тельно песочницы.
Поверхность песочной картины можно условно разде- лить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали, как в кубике-рубике. Таким образом, «песочный лист» размечается на девять секторов. Каждая вер- тикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение. Мы приводим его для тех, у кого ведущая рука — правая. У левшей все будет зеркально. По вертикали:
«Женская» часть. Символизирует прошлое, взаимо- отношения со значимыми женщинами, матерью, связь с домом.
Левая часть — это то, что человек уже имеет, на что мо- жет опираться. Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личност- ные процессы.
Настоящее. Центральная часть символизирует актуаль- ные в данный момент процессы человека. Это то, о чем он ду- мает, к чему стремится, что является для него значимым. Особенно это касается фигурки, которая поставлена в центр картины. Нередко она символизирует «Я» клиента, тот об- раз, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент.
«Мужская» часть. Символизирует будущее. Социальные процессы. Взаимоотношения в социуме — детский сад, шко- ла, институт, работа. Может отражать взаимоотношения с партнером по браку. Также символизирует планы на буду- щее, тревоги, связанные с будущим. Взаимоотношения со значимыми мужчинами, отцом, братом, мужем, другом. Иногда символизирует ограничения в реализации задуман- ного.
По горизонтали:
Верхняя часть символизирует ментальные процессы. О чем человек думает, фантазирует, планирует, вспоминает.
Pesochnaya_terapia_2 — Стр 2
Центральная часть символизирует эмоциональные про- цессы — то, что человек переживает, чувствует, о чем беспо- коится, чему радуется.
Нижняя часть символизирует сферу реальных дейст- вий, поступков человека — то, что он сделал, что делает, что хочет сделать. Это земля, почва под ногами. Как видим, ин- терпретация символического значения многозначная и мно- гоуровневая, поэтому психолог ищет тот смысл, который бо- лее всего соответствует состоянию клиента и идее картины. Даже беглый взгляд на пространственное расположение фи- гурок в песочнице может дать важную информацию об осо- бенностях клиента. Для этого необходимо ответить на воп- рос: какие части песочницы наиболее заполнены, а какие оказались пустыми? Если наблюдается определенная дис- гармония в заполнении песочницы фигурками, психолог может определить для себя наиболее общие задачи консуль- тирования.
Фигурки песочной картины
Попавшие в левый верхний угол фигурки символизируют про- цессы, связанные либо с прошлыми воспоминаниями, ли- бо с мыслями о доме, о матери, о другой значимой женщине.
Фигурки, находящиеся в центральной верхней части, могут отражать то, о чем в данный момент думает, фантази- рует клиент.
В правый верхний угол, как правило, попадают фигур- ки, отражающие мечтания, планы на будущее, мысли о вза- имодействии в социуме — от детского сада, школы до рабо- ты. Взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчи- нами.
Попавшие в центральную левую часть фигурки могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с домом, матерью, значимой женщиной.
В центральной части сосредотачиваются самые важные фигурки. Они описывают, с одной стороны, актуальное эмоциональное состояние, а с другой стороны — ценностные устремления, нечто значимое, при этом неважно, осознавае- мо это или нет.
Фигурки в правой центральной части отражают стрем- ления, желания автора песочной картины, а также эмоции по поводу будущего, мужчин, социальной самореализации.
Фигурки, расположенные в левом нижнем углу, могут отражать некие совершенные в прошлом действия. Они мо- гут быть также связаны с домом, матерью, значимой жен- щиной, ребенком.
В нижней центральной части находятся фигурки, отра- жающие, как правило, некоторые действия, реализуемые в данный момент, или отношение к ним, а также актуальные желания клиента.
Попавшие в правую нижнюю часть фигурки символи- зируют некие действия, которые возможны в будущем, дей- ствия по отношению к социальному окружению или значи- мым мужским фигурам.
Несмотря на кажущуюся доступность пространственно- символической информации, нужно опасаться преждевре- менных выводов и поверхностных интерпретаций. Необхо- димо помнить о том, что мы имеем дело с внутренними про- цессами человека, не всегда они могут быть объяснены и проинтерпретированы.
Символизм ландшафта песочной картины
Символизм ландшафта песочной картины отражает рельеф внутреннего мира человека. Каков он? Плоский, холмистый, горный, лесной или водный? Многоплановый или однообраз- ный? Ландшафт отражает динамику внутренних процессов.
Многие начинают процесс создания песочной картины именно с ландшафта — прокладывают реки, озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют мир разными су- ществами. Другие создают ландшафт параллельно с поме- щением фигурок на песочный лист. Третьи сразу выставля- ют фигурки на ровную песочную плоскость, не обременяя себя созданием ландшафта.
Иногда у детей, подростков и некоторых взрослых мож- но увидеть отсутствие ландшафта или его условность (на- пример, озеро или река выглядят как небольшое углубление в песке).
До голубого дна песочницы еще очень далеко, но автор картины определяет эту ямку как полноценный водо- ем. Так может проявляться недостаточная осознанность внутренних процессов. Для детей это естественно, они нахо- дятся в начале пути самопознания. Однако если песочную картину с невыраженным ландшафтом создавал подросток или взрослый, важно не торопиться с интерпретацией. У взрослых невыраженный ландшафт появляется после пе- ренесенных тяжелых болезней, утрат, стрессов, как показа- тель стабилизации внутренних процессов. С другой сторо- ны, невыраженный ландшафт говорит о том, что человек не желает сейчас углубляться в недра своего внутреннего мира и заниматься исследованием самого себя. Наконец, картины с невыраженным ландшафтом и малым количеством фигу- рок создают люди, далеко продвинувшиеся в личностном развитии. Как правило, такие картины всегда наполнены глубоким философским смыслом. Также плоскую песочную картину часто можно встретить у совсем маленьких детей.
Типичными атрибутами ландшафта являются:
— водоемы: ручьи, реки, озера, пруды, водопады, моря;
— отдельные фрагменты суши внутри или около водо- ема: мыс, коса, остров;
— равнины: пустыни, долины, сады, леса;
— возвышенности: холмы, курганы, сопки, горы;
— естественные природные углубления: пещеры;
связующие элементы: мосты, тоннели, дороги, тро- пинки.
Водоемы могут символизировать чувственное, эмоцио- нальное начало человека. Если в картине доминирует вод- ная стихия, можно говорить об авторе как о человеке чув- ствительном или о его пробуждающейся чувственности, здо- ровой сексуальности (если вода в картине, безусловно, чистая и в ней нет злобных персонажей).
Однако не будем забывать о том, что издавна люди строили свои дома и поселения на берегах рек, озер и других водоемов. Поэтому расположение строений на берегу является естественным и природосооб- разным.
Другая ситуация, если в песочной композиции отсутс- твует вода. Наверное, не стоит сразу говорить о недостатке эмоциональности. Вода может отсутствовать по объектив- ным причинам: идея и сюжет картины не предусматривают ее наличия (например, автор лепит фигуру человека из пес- ка или создает караван в пустыне).
Интересно и местоположение водоемов. Реки нередко протекают транзитом по всей картине, символизируя цент- ральную магистраль. При этом реки могут разделять про- странство картины на несколько частей. Таким образом, мы будем иметь дело с автономными частями личности, акту- альными для автора в данный момент времени. Относительно рек — может оказаться важным знание направления их те- чения. В какую сторону течет река: слева направо (из про- шлого в будущее) или справа налево (из будущего в про- шлое); сверху вниз (от образа к его действенному воплоще- нию) или снизу вверх (от действия к его осознанию).
Озера, пруды, внутренние моря занимают фиксирован- ное место в картине. Поэтому для нас особенно интересно их пространственное положение.
Водоемы могут способствовать формированию отде- льных фрагментов суши, наиболее интересными из которых являются острова. Остров — автономная часть суши, со всех сторон омываемая водой. Нередко на остров помещают на- иболее значимые или уязвимые фигурки. Некоторые авторы картин с островами говорят, что это место их уединения. В основной части картины они вынуждены постоянно с кем- то взаимодействовать, суетиться, взаимодействовать, поэто- му наступает момент, когда требуется сбежать на остров. Иногда остров символизирует недоступную, с точки зрения автора композиции, для реализации мечту.
У подростков нередко остров является «зоной самостоя- тельности и свободы». Ребенок на острове может пережить подлинное ощущение самостоятельности, актуализируя ре- сурсы для выживания, проверяя себя.
С другой стороны, на остров может быть «выселена» не- кая травматическая ситуация, вытесняемая в более глубо- кие пласты бессознательного.
Горы, сопки, высокие холмы могут иметь в картинах множественную нагрузку.
Разного рода возвышенности служат защитой, препятст- вием, домом, центральной фигурой композиции. Возвышен- ность приподнимает человека над землей, чуточку прибли- жая к Богам.
Находясь на горе, человек может увидеть свою «зем- ную» жизнь как на ладони. У психологов это называется «подняться над ситуацией», освободиться от суеты, посмот- реть «философским взглядом».
Горы также символизируют стремление человека к со- циальной самореализации, утверждению себя в социальных Делах и достижениях.
Гора является почти традиционным символом в карти- не молодого мужчины, и она — отражение здорового жела- ния утвердить свою мужскую силу.
Особое место в ландшафте занимают пещеры, как зем- ные, так и водные.
Пещера — это сокровенное место земли, некая тайна, которая, с одной стороны, привлекает, заинтриговывает, а с другой — пугает.
В песочных композициях довольно часто в пещерах жи- вет некий загадочный, иногда злобный персонаж. Часто вход в пещеру специально охраняется. В любом случае пе- щера является носителем некой тайны.
Иногда в пещерах «прячутся» психотравматические, вытесненные воспоминания, к актуализации которых чело- век в данный момент не готов. Это особенно справедливо, когда в Пещере сложен мусор или живет злобный персонаж. Особый акцент на пещерах (земных и водных) в песочных композициях, авторами которых являются женщины, часто служит указанием бессознательного на гинекологические проблемы.
Долины и сады символизируют созидательное вмеша- тельство человека в природный ландшафт, показывают уме- ние человека гармонично обустраивать мир вокруг себя.
Итак, символизм ландшафта также многое может рас- сказать о внутреннем мире человека.
Каждый предмет появляется в песочнице неслучайно. Он что-то символизирует. Но что? Чтобы прикоснуться к по- ниманию этого, важно понять следующее: предметы несут в себе многоуровневое значение, информацию личного и кол- лективного бессознательного [17].
Семейная песочная терапия
Техника игры с песочницей и семейная терапия, при их со- четании, предоставляют различные возможности. Это свя- зано со следующими моментами:
1. Ящик с песком, имея определенные размеры, высту- пает в качестве реального и символического пространства творческой экспрессии. Он обеспечивает «удерживание» пе реживаний членов семьи в тех случаях, когда они не чувст- вуют себя достаточно защищенными психологически. Бла- годаря этому они имеют возможность не только выразить свои индивидуальные переживания, но и достичь их интег- рации и вступить в невербальное взаимодействие с другими участниками игры.
- В ходе игры с песочницей психолог может наблюдать за формированием внутрисемейных альянсов и видеть, кто из участников игры какие фигуры выбирает. Благодаря это- му он может использовать определенные интервенции для того, чтобы разрушить одни альянсы и усилить другие, а также прийти к более объективному представлению о семей- ных отношениях.
- В процессе игры с песочницей хорошо проявляются неосознаваемые переживания членов семьи, которые затем могут стать предметом специального обсуждения и анализа. Кроме того, на основе такого анализа психотерапевт может рекомендовать участникам игры использовать определен- ные фигуры.
- Техника игры с песочницей отвечает потребностям ребенка и других членов семьи, она то средство, благодаря которому себя проявляет «внутренний ребенок», пребыва- ющий во всяком родителе.
- В ходе игры с песочницей проявляется уникальность семейной системы, с характерными для нее духовными по- требностями и коммуникативными паттернами.
Применение техники игры с песочницей в работе с се- мьями требует от специалиста хорошего владения как пе- сочной, так и семейной психотерапией.
Песочная терапия с детыми
В процессе песочной терапии могут корректироваться неко- торые неадаптивные установки и иррациональные представ ления. Один из основных механизмов позитивного воздейс- твия песочной терапии основан на том, что ребенок получа- ет опыт создания маленького мира, являющегося символи- ческим выражением его способности и права строить свою жизнь и свой мир собственными руками.
Применение песочной терапии предполагает следующие стадии игры с песком:
- Хаос. Эта стадия отражает эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка. Происходит посте- пенное отреагирование болезненного эмоционального состо- яния и освобождение от него. Многократное символическое повторение психотравмирующей ситуации позволяет изме- нить к ней отношение. Эта стадия может продолжаться от одного до нескольких занятий.
- Борьба. В песочницу переносятся внутренние конф- ликты: агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоот- ношения и пр. По завершении этой стадии появляются пер- вые признаки уравновешенности (например, герой, который побеждает «силы мрака»).
- Гармония. Жизнь возвращается в нормальное русло. Восстанавливается порядок и равновесие.
В процессе игры драматизация освобождает заблокиро- ванную энергию и активизирует возможности самоисцеле- ния, заложенные в психике любого ребенка.
Таким образом, данный метод позволяет гармонизиро- вать (упорядочить) внутренний душевный хаос, господству- ющий в душе ребенка, посредством:
— проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне; — отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры; — расширения внутреннего опыта за счет соприкосновения с глубинными уровнями психики и укрепления сознательного «Я»;
изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим момен- там и в целом к своей судьбе;
— укрепления (или пробуждения) доверия к миру, раз- вития новых, более продуктивных отношений с ним.