Раздел 1 Современные техники психической реабилитации: релаксация, медитация, арт-терапия

Уважаемые магистранты!

Повторите основные дидактические материалы по дисциплине (см. текст ниже).

Учебно-методические и иные дидактические материалы по освоению дисциплины

Реабилитация  — комплекс мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) травм различного качества. Понимание сущности реабилитации непосредственно связано с формулировкой понятий «здоровье» и «болезнь». Требуется чёткое определение первичного признака нездоровья, чтобы начать восстановление здоровья. Разный взгляд на такие фундаментальные понятия приводит к возникновению противоречий и появлению различных терминов.

Основные направления деятельности психологической реабилитации – это педагогическая и психологическая помощь и поддержка по следующим направлениям:

— консультирование в сложных жизненных ситуациях, перенесенных утратах, переживаниях, связанных с жизненным кризисом или трудностями в общении. Содействие в саморазвитии и самосовершенствовании личности и оказание помощи ему в осознании основных потребностей, мотивов, установок, отношений, особенностей его поведения и эмоционального реагирования, адекватности своих реакций новым условиям. Психокоррекция межличностных отношений (детско-родительских, супружеских и т. д.).

Психологическое консультирование по вопросам построения карьеры и профессиональной ориентации. Психологическая диагностика, осуществляемая с помощью специальных методик. В рамках диагностики можно определить:

личностные особенности; коммуникативные способности; структуру интеллекта; профориентацию.

При проведении психологической реабилитации применяются групповые формы работы: тренинги, направленные на развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникации; обучение приёмам саморегуляции»; формирование социально-адекватного поведения; адаптация к меняющимся условиям жизни. Реабилитационные мероприятия являются эффективным способом коррекции и нормализации психофизиологического состояния клиентов, находящихся в состоянии стресса, хронической усталости, переживающих острое горе.

Психопрофилактика расстройств, повышение стрессоустойчивости. К основным методы работы относятся: а) группы общения; б) арт-терапия; в) ознакомление с приёмами саморегуляции;г) песочная терапия; д) аутогенная тренировка; е) телесная терапия.

4 стр., 1616 слов

Характеристика межличностных отношений как сойиально-психологический феномен

... не только материальным обменом, но и обменом социально-психологическими отношениями, что порождает особые межличностные отношения. Эти отношения направлены на сохранение целостности и развитие социальных ... воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы ...

Медитативные психологические упражнения основаны на взаимообратной связи эмоций с мышлением, воображением, вниманием, волей, памятью и др., а также на «замещении» одной эмоции другой, более сильной по характеру влияния на психофизиологический гомеостаз. Например, сильные положительные эмоции нейтрализуют грусть, тревогу, страх и т.д., или наоборот, страх подавляет радость, аустресс «замещает» дистресс и др. Управлять эмоциональной сферой можно с помощью эмоционально-волевых упражнений. Самовнушения носят как вербальный, так и невербальный характер. Интонация и эмоциональная окраска текстов зависят от желаемого психофизиологического эффекта. Есть психологические упражнения, развивающие способность взглянуть на себя как бы со стороны, уже имеющие заданные качества, выполняющего заданный феномен или целевую программу. Имеются упражнения, развивающие способность «перевоплощаться». Существуют психологические упражнения, активизирующие память, — процессы запечатления, сохранения и воспроизведения ощущений, образов, мыслей, движений, эмоционально-стрессовые психологические методы, приемы и упражнения.

Прогрессивная мышечная релаксация была разработана американским учёным и врачом Я. Якобсоном 1920-х годах. Методика основана на простом факте, что после периода сильного напряжения любая мышца автоматически глубоко расслабляется. Следовательно, чтобы добиться глубокой релаксации всех скелетных мышц, нужно одновременно или последовательно сильно напрягать все эти мышцы. Доктор Джэкобсон и его последователи рекомендуют максимально напрягать каждую мышцу в течение 5—10 сек., а затем в течение 15—20 секунд концентрироваться на возникшем в ней чувстве расслабления. Важно сначала научиться распознавать чувство напряжения и затем отличать от него чувство расслабления. Джекобсон изначально разработал около 200 специальных упражнений для напряжения всех скелетных мышц организма, включая самые мелкие. Но в современной психотерапии считается достаточным последовательно упражнять таким образом 16 групп мышц.

Арт-терапия Эффективный метод многопланового воздействия творчества и образования через искусство является. На сегодняшний день терапия искусством представляется четырьмя направлениями: арт-терапией, драма-терапией, музыкотерапией и танцевальнодвигательной терапией. Несмотря на то, что отдельное направление в педагогической и социальной работе арт-терапия сформировалась совсем недавно (несколько десятилетий назад), имеющийся опыт её применения указывает на серию преимуществ. Приведём некоторые наиболее значимые:

— арт-терапия имеет широкий спектр воздействия и не имеет жёстких ограничений в использовании;

— представляет собой средство преимущественно невербального общения, поэтому является эффективной в работе с представителями профессий системы отношений «человек – человек», за счёт того, что даёт возможность переключиться на другие виды коммуникации;

6 стр., 2875 слов

Влияние физических упражнений на организм человека 3

... торможения, а быстрый темп усиливает возбудительные процессы. 2.ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. Одна из доминирующих черт нашего времени - ограничение двигательной ... и эмоциональную устойчивость организма. Человек, ведущий подвижный образ жизни, систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнить большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. ...

— арт-терапия оперирует символической речью, которая осуществляется в свободной, без ограничений форме, это представляется ценным для представителей профессии «человек – художественный образ» в раскрытии ими своего внутреннего потенциального таланта и одарённости в искусстве;

— результаты творчества с помощью арт-терапии у большинства вызывают отклик и положительные эмоции – это выступает как эффективное средство налаживания обратной интерактивной связи между людьми, в процессе которой формируется толерантное отношение к различным жизненным позициям в меняющейся социально-культурной среде.

Раздел 2(и) Современные технологии активизации личностных ресурсов: применение игровых и тренинговых методов

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни. Определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают:

1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова);

2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Данные понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Ресурсы личности традиционно называют: «ресурсами совладания» и «ресурсы на поддержание». Поиск психологических ресурсов и опора на эти ресурсы, как правило, является ключевым моментом как в саморегуляции, так и при реабилитации в экстремальных условиях. Если человек убежден в своих силах контролировать происходящее, готов активно действовать и преодолевать трудности и эти убеждения остались непоколебимы в экстремальных условиях – ему достаточно опереться на эти психологические ресурсы. Если же (значительно чаще) это не так, необходим кропотливый поиск психологических ресурсов, которые позволят восстановить и сохранить уверенность и самообладание.

Психологические качества человека тоже часто рассматриваются как ресурсы, позволяющие более эффективно действовать и добиваться успеха, преодолевать стрессы и справляться с  жизненными трудностями. Так, среди познавательных (когнитивных) ресурсов чаще всего рассматривается интеллект как общая адаптивная способность человека. В частности, уровень интеллекта как психологического ресурса в некоторой степени положительно коррелирует со счастьем.

Психологические ресурсы традиционно рассматриваются в связи с исследованием конструктивного начала личности, проводимого в рамках гуманистического направления в психологии. Наиболее важное в этом смысле направление исследований заключается в изучении того, как люди справляются с трудными жизненными событиями, за счет каких качеств и свойств они преодолевают стресс. В этой связи развивается проблематика психологического совладания (копинг-поведение), раскрываются личностные характеристики, которые либо способствуют, либо препятствуют индивиду совладать с экстремальными жизненными ситуациями.

8 стр., 3813 слов

Роль речи в трудовой и познавательной деятельности человека

... также умению хранить и передавать полученные сведения, то есть активной информационной деятельности. Совместная деятельность людей требует обмена приемами труда, мыслями, различными известиями и сообщениями не ... от того, как он представлен в индивидуальном сознании [1]. Трудовая деятельность человека изначально носит коллективный характер. Различные средства коммуникации, и прежде всего речь, ...

Игровые и тренинговые методы

В современной психологии феномен игры в рамках различных концепций представляется следующими определениями:

— игра как свободная деятельность, которая совершается намеренно и подчиняется определенным правилам. Она интересна социальным группам, которые стремятся окружать себя тайной и подчеркивать свое отличие от окружающего мира с помощью «маски», то есть представлять собой что-нибудь в стремлении к чему-нибудь.

— игра есть комплекс скрытых трансакций, которые основаны на стремлении каждой из взаимодействующих сторон к достижению превосходства, то есть создание видимости чего-то, с целью получить что-то.

— игра – это такая человеческая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности.

— игра – это повседневное социальное явление, где межличностное общение необходимо рассматривать как взаимодействие «актеров». Таким образом, различают следующие ситуации повседневного взаимодействия: «игра до победы» (основная цель – выигрыш у «противника»); «координационные игры» или «игры со смешанными мотивами» (цель – достижение общего согласия, которое выглядит как некое «вознаграждение» игрокам).

— игра – это творчество на основе спонтанности. Благодаря игре рождается творческий акт, отсюда: не роли рождаются из собственного «Я», а собственное «Я» рождается из ролей.

— игра – это свободная, неутилитарная, упорядоченная деятельность в намеренно ограниченном пространстве и времени, в рамках которой воссоздаются социальные отношения между людьми.

«Естественная» игра как взаимодействие социальных ролей и как социально-психологический аспект межличностного общения в целом, чаще всего, не предполагает полного взаимопонимания среди людей, скорее всего, она способствует приобретению своеобразного опыта закрытости партнеров по общению друг от друга. Если провести аналогию с шахматами, то, мысленно проигрывая ходы, партнеры по общению контролируют друг друга. Этот процесс не предполагает личностного самораскрытия, а даже, наоборот, самораскрытие помешает игре. Такая игра станет бессмысленной, поскольку в ней смыслом является сокрытие.

Словарь терминов (глоссарий) по предметному содержанию дисциплины

Активное слушание – система действий, способствующих сосредоточению внимания слушающего на партнере, активизации самовыражения партнера. Восприятию и пониманию сказанного (и не сказанного) им.

Активное слушание – система действий, способствующих сосредоточению внимания слушающего на партнере, активизации самовыражения партнера. Восприятию и пониманию сказанного (и не сказанного) им.

Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры.

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих вес цикл жизнедеятельности малой группы.

Динамика – тенденция к определенному изменению поведения или настроения личности.

Дискуссионные методы – вид методов активного социально-психологического обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. К ним относятся методы групповой дискуссии, анализа конкретных ситуаций, «мозговой атаки», «круглого стола», «интеллектуальной разминки» и др.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Игровые методы – методы активного социально-психологического обучения, основанные на игровой организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач: проигрывание и моделирование социальных ролей, решаются актуальные практические проблемы.

Методы психического воздействия – способы психологического влияния на человека посредством знаков, механизмов идентификации и рефлексии в ходе деятельности, такие как: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Партнерское общение – общение психологически равных людей, в принципе готовых к доброжелательному сотрудничеству.

Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания помощи как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

Социальная реабилитация — это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, которое включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

Релакса́ция, миорелакса́ция — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах. Релаксация, наряду с медитацией, приобрела большую популярность как средство борьбы со стрессом и психосоматическими заболеваниями.

Медита́ция — род психических упражнений, употребляемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин).

Методы психического воздействия – способы психологического влияния на человека посредством знаков, механизмов идентификации и рефлексии в ходе деятельности, том числе учебной, такие как: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Мотивация – побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности деятельности.

Невербальные сигналы – неречевые способы коммуникации и экспрессии (взаимное расположение в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи т др.).

Паттерн – модель, конфигурация, образ, шаблон; любая последовательность явлений во времени или любое расположение предметов в пространстве, которое можно отличить от других последовательностей или расположений и сравнить с ними.

Перенос – восприятие актуальной ситуации или отношений через эмоциональную призму прошлого опыта. Часто используется для описания отношений клиентов (пациентов) к их психотерапевту. Множественный перенос наблюдается в группе, когда кто-то из членов группы демонстрирует различные переносы по отношению к другим членам группы.

Проекция – термин, используемый для описания состояния, в котором человек отрицает наличие у себя некой эмоциональной реакции (обычно болезненной) и пытается найти ее у другого человека.

Психодрама – представляет собой переживание людьми драматизма их психического бытия. Чаще всего применяется как вид групповой психотерапии, в котором пациенты одновременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания. Для психодрамы важны спонтанность, активность, импровизационность поведения.

Рестимуляция – телесно и эмоционально переживаемые воспоминания о событиях (зачастую, но не обязательно, неосознаваемые), вызываемые сходным событием из настоящего.

Сензитивность – способность чувствовать психические состояния, стремления, ценности, цели других людей, обеспечивающая отражение и понимание, запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы, прогнозирование их поведения и деятельности. Сензитивность имеет эмоциональную природу.

Социодрама – форма групповой работы, в рамках которой социальные явления исследуются посредством инсценирования ситуаций и прочих драматических приемов.

Социально-перцептивная способность – способность, формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного отражения психических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свое воздействие на этого человека.

Социально-психологический тренинг – вид методов активного социально-психологического обучения, основанных на целенаправленном, комплексном и относительно продолжительном по времени использовании совокупности методов групповой работы (ролевых игр, групповых дискуссий, психотехнических упражнений).

Тренинг сензитивности – частная форма (составная часть) социально-психологического тренинга общения, основанная на тренировке межличностной чувствительности и направленная на развитие способностей адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в процессе общения.

Эмпатия – понимание другого человека (как правило, вследствие вчувствования в его позицию).

9. Рейтинг-план оценки успеваемости студентов

№ п/п

Семестр

Объем аудиторной работы

Перечень контрольных мероприятий

Максимальное кол-во баллов

Поощрение

Штрафы

Мини-мальный балл допуска к зачёту

Лекц.

Семинар

Лабораторный практикум

КСР

1

1

4

4

Посещаемость лекций

Посещаемость практических занятий

Работа на практических занятиях

Посещаемость занятий КСР

Компенсационные мероприятия

(создание продукта по теме, определяемой преподавателем)

20

20

10

+1

+1

-5

-5

25

ВСЕГО

50

10. Рекомендуемая основная литература

  1. Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. – М.: АСТ; Ижевск: Изд. Дом Удмуртский университет, 2002. – 422 с.
  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
  3. Губина С.Т. Эмоциональное выгорание как показатель субъективного запроса изменения неактуальных жизненных ценностей // Парадигмы образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф. – Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2006. – С. 263 — 265.
  4. Губина С.Т. Применение музыкальных средств воздействия при оказании помощи страдающим синдромом психического выгорания // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: Сборник научных статей междунар. науч. – практ. конф. – Владивосток: Мор. гос. ун-т им. Адм. Г.И. Невельского, 2011. – С. 273-279.
  5. Губина С.Т., Чиговская-Назарова Я.А. Основы эффективной речевой коммуникации и убеждающего общения: учебное пособие. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2012. – 88с.
  6. Душкова, Б.А. Психология труда профессиональной деятельности, информационной и организационной – СПб.: Питер, 2003. – 530 с.
  7. Ермасова Н.Б. Риск-менеджмент организации: учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во Дашков и К, 2010. – 380 с.
  8. Занковский, А.Н. Организационная психология. – М.: Прометей, 2000. – 201 с.
  9. Ложкова Г.М., Якушева Л.М., Маняпова Е.В. Психологическое сопровождение инновационной деятельности преподавателей высшей школы: монография. – Тобольск: изд. ООО «Палитра +», 2010. – 162 с.
  10. Люкин В.В. Общество и практическая психология // Практическая психология в образовательной и производственной сфере: единство и многообразие подходов и методов: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Глазов. гос. пед. ин-т. – Глазов, 2011. – С. 3-7.
  11. Маркова, А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 308 с.
  12. Мерзлякова Д. Р. Синдром профессионального «выгорания» и метаиндивидуальность педагога // Психологическая наука и образование, 2009. № 1. C. 55 – 61.
  13. Мерзлякова Д.Р. Основы психологической безопасности. – Ижевск: Изд. Дом Удмуртский университет, 2012. – 82с.
  14. Ситникова М.И. Профессионально-педагогическая культура как мера самореализации преподавателя высшей школы в педагогической деятельности // Сибирский педагогический журнал (научно-теоретическое издание).

    – 2007. № 7. С. 5-20.

  15. Солнцева Г.Н., Смолян Г.Л. Психологические механизмы и модели «рискового поведения» // Труды ИСА РАН 2007. Т. 31. С . 231-244.
  16. Чернова, Г.В. Управление рисками: Учебное пособие. — М.: Изд-во «Проспект», 2005. — 160с.
  17. Шульц, Д. Психология и работа: теория и практика менеджмента. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 387с.

11. Рекомендуемая дополнительная литература

  1. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. – М.: МГОПИ, издательство «Альфа», 1995. – 160 с.
  2. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей/ Пер. с англ. А. Б. Орлова. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
  3. Бассиюни К. Воспитание народоубийц. (Власть или зрелость. О принуждении к послушанию и стремлении к автономии) / Перевод с немецкого А.Д. Пономарева. – Санкт-Петербург: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. — 220 с.
  4. с.
  5. Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития// Современная зарубежная социальная психология. Тексты/ Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С.142-161.
  6. Бретт Д. «Жила была девочка, похожая на тебя…» Психотерапевтические истории для детей/ Пер. с англ. Г. А. Павлова. – М.: Независимая фирма «Класс», 1996. – 224 с.
  7. Волков Е. Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики// Журнал практического психолога. – 1997. — №1. – С. 9 – 13.
  8. Детский сад в Японии. Опыт развития 38 детей в группе: Пер. с японского/ Общ. ред. И послесл. В.Т. Нанивской. – М.: Прогресс, 1987. – 240 с.
  9. Елизаров А. Н. Использование романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» для профилактики деструктивных родительско-юношеских конфликтов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 1996. — №4. – С. 31 – 39.
  10. Колпакова М. Ю. Особенности психологической работы с матерями – «отказницами»// Московский психотерапевтический журнал. – 1999а. — №1. – С. 127 – 154.
  11. Колпакова М. Ю. Роль диалога в выявлении и разрешении нравственного конфликта у матерей, отказывающихся от новорожденного// Психологический журнал. – 1999б. – Т. 20. — №6. – С. 81 – 88.
  12. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Отвергаемые дети. Как им помочь?: (Советы психолога)// Биология в школе. Журнал. – 1997. — №5. – С. 27 – 30.
  13. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. – 624 с.
  14. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. – М.: Издательство «Школа-Пресс», 1996. – 304 с.
  15. Мастеров Б. М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1998. –24 с.
  16. Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 2001. – 494 с.
  17. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.-216 с.
  18. Сальникова Л. С. Телефон доверия. – М.: Знание, 1990. –192 с.
  19. Сатикова С.В. Опыт индивидуального консультирования по вопросам карьеры// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. — №4. – С. 25 – 32.
  20. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста/ Пер. с англ. А. И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 160 с.

12. Полезные ссылки и Интернет-материалы

http://elibrary.ru/defaultx.asp Научная электронная библиотека

http://psi.webzone.ru/ Психологический словарь

http://flogiston.ru/ Новости психологии

http://psihologu.info/ Энциклопедия школьного психолога

http://www.rospsy.ru/ Российская психология. Информационно-аналитический портал

http://psy.1september.ru/ Журнал «Школьный психолог»

http://www.childpsy.ru/ Детская психология

http://psyjournals.ru/ Портал психологических изданий