педагогического колледжа №1

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тюменской области «Тюменский педагогический колледж №1»

с

М Е Т О Д И Ч Е С К ИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ для прохождения практики по дополнительной подготовке в области психологии

Студента (ки) _________________

________ группы ШО

педагогического колледжа №1

Специальность: 050709 Преподавание в начальных классах

Тюмень 2011

Уважаемые преподаватели и студенты!

Данное методическое пособие предназначено для студентов 4-ого курса специальностей 050709 «Преподавание в начальных классах», для прохождения психолого-педагогической практики по программе дополнительной подготовки в области психологии. В нём содержится теоретический материал как фрагмент повторения и практическая часть, где каждый студент может проявить полученные знания в области психологических дисциплин, творчества и компетентность.

Желаем успехов в прохождении практики!

«Первый и последний учитель жизни – это сама жизнь».

Т. Уайлдер

15 стр., 7370 слов

Отчет по педагогической практике (Психология)

... в группе. Общий вывод: проведенная социометрия выявила, что в исследуемом классе большинство учащихся имеют положительный социометрический статус. Недостаточный уровень благополучия взаимоотношений ... означает неблагополучие большинства учащихся класса в системе межлич­ностных отношений, их неудовлетворенность в общении. На ...

Уважаемый выпускник!

Вот и прошли учебные годы. В руках Вы держите дневник последней психологической практики. Очень скоро Вы станете Учителем с отличными знаниями многих психологических дисциплин. Профессии учителя, психолога интересны, но требуют социальной активности. Мы надеемся, что эта практика будет проведена Вами на высоком профессиональном уровне, с большим интересом и методически грамотно. Хочется верить, что Вы компетентно и критично проведёте все разделы практики, познавая учеников, коллег и себя. Вы должны подняться на вершину профессиональной доблести.

Задачи психологической практики:

— Углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами в процессе профессиональной подготовки и научить применять эти знания на практике в работе с отдельным ребенком, детским коллективом, педагогами, администрацией. — Ознакомиться на практике с основными нормативными документами, регулирующими деятельность психолога в образовательном учреждении. Изучить систему организации и планирования психолого-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении. — Включиться в процесс деятельности психолого-педагогической службы учреждения, ознакомиться со спецификой и особенностями работы данного структурного подразделения учреждения в практической деятельности.

Организация психологической практики:

В течение двух недель Вы будете работать вместе с психологом школы и индивидуально. Выполнять предложенные Вам задания и фиксировать полученный материал в данном дневнике. Методическую и психологическую помощь Вам будут оказывать психологи колледжа. По окончании практики Вы получите дифференцированный зачёт.

Не спешите заполнять дневник, познакомьтесь с ним, он — Ваш помощник!

Тема 1. Система психологической поддержки участников учебно-воспитательного процесса в оу.

1.1.Общие сведения о школе:

Школа №_____

Район _________________________________________________________

Тел. __________________________________________________________

Директор школы _______________________________________________

(Ф.И.О.)

Психолог школы _______________________________________________

(Ф.И.О.)

Социальный педагог ____________________________________________

(Ф.И.О.)

Общий контингент ______________________________________________

(число учащихся: нач. шк. , средн. шк. )

Педагогический коллектив _______________________________________

(число преподавателей)

Реализуемые программы _________________________________________

______________________________________________________________

Взаимодействие с образовательными учреждениями города ___________

______________________________________________________________

1.2 Распорядок работы школы:

1 урок — _______

2 урок — _______

3 урок — _______

4 урок — _______

5 урок — _______

6 урок — _______

1.3 Информация о кабинете психолога:

  1. Отдельный кабинет (если нет, то с кем из сотрудников)__________

____________________________________________________________

  1. Общий метраж ____________________________________________

  1. Время работы _____________________________________________

  1. Рабочее место психолога____________________________________

____________________________________________________________

  1. Уголок доверия____________________________________________

  1. Психологическая литература классного руководителя

___________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Наличие тестов ___________________________________________

____________________________________________________________

  1. Инструментарий психологической деятельности учителя _________________________________________________________ _________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. План работы и отчётная документация психолога школы ________

____________________________________________________________

1.4. Календарно-тематический план

Вид работы

Кол-во часов

Примечание

1

Система психологической поддержки участников учебно-воспитательного процесса в ОУ

Изучение материально-технической базы психологической службы, использование компьютерных технологий для создания базы данных

2

Особенности планирования психологической работы в образовательном процессе и внеурочной деятельности.

Составление индивидуального плана деятельности

3

Диагностика индивидуальных особенностей ребёнка

Диагностика когнитивной сферы учащегося, личностных особенностей и психоэмоционального состояния

4

Диагностика ближайшего окружения ребёнка

Социометрическое исследование в группе

5

Проектирование и осуществление психологической поддержки участников учебно-воспитательного процесса

Проектирование индивидуальной работы с ребёнком, оформить проект дальнейшего развития ребенка на основании психолого-педагогической характеристики

6

Педагогическая рефлексия

Оформление дневника практики

Всего

18ч

На основе общего плана составьте индивидуальный план деятельности, опираясь на следующую таблицу

Дата

Система психологической поддержки участников учебно-воспитательного процесса в ОУ

Особенности планирования психологической работы в образовательном процессе и внеурочной деятельности.

Диагностика индивидуальных особенностей ребёнка 4ч

Педагогическая рефлексия 2ч

Форма отчётности

17.11

Экскурсия в кабинет психолога, изучение оснащения, должностной инструкции и инструментария

1ч 10.00-10.45

Заполнение дневника

18.11

Индивидуальное планирование 3ч

Составление индивидуального календарного плана

19.11

21.11

22.11

23.11

24.11

25.11

26.11

28.11

29.11

30.11

Заполнение дневника 2ч

Заполнение дневника

Календарное планирование психологической практики по всем видам деятельности с 17.11.2011 по 30.11.2011

Составьте календарное планирование психологической практики на две недели согласно программе психологической практики.

В него должны входить:

  • Изучение возможности компьютеризации и систематизации базы данных об учащихся и анализ документации психологической службы школы-1 час;
  • Изучение материально-технического оснащения класса и кабинета психолога, психологического инструментария классного руководителя.
  • Планирование психологической деятельности -3 часа
  • Диагностика индивидуальных особенностей когнитивной сферы учащихся (мышление, память, внимание) учащихся тест «Несуществующее животное» -6часа
  • Диагностика ближайшего окружения ребёнка 5 часа
  • Проектирование и осуществление психологической поддержки учащихся, составление рекомендаций. Подготовка и проведение психологического развивающего занятия — 6 часов
  • Рефлексия деятельности 2 ч

Возможна корректировка исходя из условий и потребностей в работе психолога.

2.Теоретическая и методическая подготовка

2.1. Пожалуйста, ответьте на вопросы:

  1. Перечислите этические принципы диагностики _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дайте определение проектированию _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Дать определение Когнитивная сфера личности _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Приведите примеры методик необходимых для диагностики когнитивной сферы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3 Диагностика индивидуальных особенностей учащегося

3.1 Дать описание методики диагностики мышления, памяти, внимания. Укажите автора методики.

3.2.Сделать выводы о результатах диагностики.

3.5. Дать инструкцию к выполнению социометрии.

Тема 4. Проектирование и осуществление психологической поддержки участников учебно-воспитательного процесса

4.1 Основные алгоритмы работы школьного психолога:

  1. Определение запроса на работу психолога, связанного со сложностями учителей в работе с конкретным учеником.
  2. Утонение характера проблем ученика путем беседы с учителями и наблюдения за поведением ученика.
  3. Составление индивидуальной программы психологического обследования ученика с учетом собранной на предыдущих этапах информации.
  4. Проведение необходимых диагностических процедур.
  5. Обработка результатов.
  6. Формулирование рекомендаций по коррекции проблем ученика.
  7. Оформление психологического заключения.

4.2.Требования к составлению справок (заключений) по результатам психологических обследований

В справке (заключении) обязательно должна быть зафиксирована следующая информация:

Цель: ________________________________________________________________

Методика (название, с ссылкой на автора и литературный источник): _____________________________________________________________________

Испытуемые (возраст детей, их количество, название и номер образовательного учреждения, данные о педагоге или классном руководителе) _____________________________________________________________________

Исследователи: (фамилия, имя, отчество, факультет, курс, группа)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата и время исследования: _________________________________________

Ход исследования (краткое описание)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты и выводы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия

За время практики я посетил(а):

______уроков по предметам ___________________________________;

_____занятий, проводимых педагогом-психологом;

_____занятий (мероприятий), проведенных моими однокурсниками;

_____других мероприятий (указать, каких)

За время практики я самостоятельно провел(а) _______занятий (внеклассных мероприятий)

Что дала практика образовательному учреждению

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что дала практика студенту, чему он научился, в чем разобрался, что понял

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________С какими проблемами студент столкнулся в ходе практики

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения студента по совершенствованию практики

Итоговая характеристика прохождения психолого-педагогической практики студента (ки) с ___________________ по ___________________

Кто осуществлял контроль

Положительные стороны работы

Пожелания, рекомендации

Психолог школы

Руководитель практики, методист

Итоговая оценка:

М.П. Руководитель практики, методист: __________

школы

Психолог школы: __________

Литература

  1. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ И.В Дубровина, А.Д Андреева, Т.В Вохмянина и др.; под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. 160 с.
  2. Абрамова Г. С. Практическая психология: учебник для студентов. – М. : Академический проект, 2001
  3. Хухлаева О. В. Основа психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высщ. пед. учебных заведений. М. : Издательский центр «Академиия» 2001 – 208 с.
  4. Мастюкова Е. М. Виды и причины отклонений в развитии у детей / Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития – сост. – общая редакция В. М. Остапова., Е. В. Микадзе. – СПб .: Питер, 2002 – 384 с.
  5. Захаров А. И. Невроз у детей и психотерапия. Серия: психология ребенки. – СПб. : Издательство «Союз», «Лениздат» 2000. – 336 с.
  6. Клейбрег Ю. А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ сфера, при участии «Юрайт» М., 2001. – 160 с.
  7. Луканова Н Г, Коровейников И А. Диагностические аспекты школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста// психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и общая редакция В М Астапова, Ю. В. Микадзе- СПб. : Питер, 2002 – 384 с.
  8. Осипова А А Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 . – 512 с.
  9. Немов Р С Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. Проф. Образования.- М.: гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, — 2003. – 400 с.
  10. Демидова И С Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Изд- во «Феникс», 2003 – 224 с.
  11. Психолого-педагогический практикум; учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений/ Подымова Л С, Духова Л И, Ларина Е А, Шиян О А; под ред. В А Сластенина. – 2-е изд., стер. М. : издательский центр «Академия», 2006
  12. Хухлаева О В Коррекция нарушений психологического зоровья школьников и дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Изд. Центр «Академия», 2003 – 176 с.
  13. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.Б. Хозиев.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2005.-272с.
  14. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-2-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2005.-208с.
  15. Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб. пособие для студ. сред. Учеб. заведений/ А.П. Панфилова.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-288с.
  16. Волков Б.С. Возрастная психология.В 2-х ч.: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Волкова Б.С, -М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2008.-343с.
  17. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч-ся.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002.-320с.

И Т О Г О В Ы Е С В О Д Н Ы Е Т А Б Л И Ц Ы

(Заполняются исходя из проведённых мероприятий)

Психодиагностические исследования

Таблица 1

№ п/п

Цель исследования

Объект исследования

Методики исследования

Цель — результат

Оценка

Подпись психолога, методиста

10