Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тюменской области «Тюменский педагогический колледж №1»
с
М Е Т О Д И Ч Е С К ИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ для прохождения практики по дополнительной подготовке в области психологии
Студента (ки) _________________
________ группы ШО
педагогического колледжа №1
Специальность: 050709 Преподавание в начальных классах
Тюмень 2011
Уважаемые преподаватели и студенты!
Данное методическое пособие предназначено для студентов 4-ого курса специальностей 050709 «Преподавание в начальных классах», для прохождения психолого-педагогической практики по программе дополнительной подготовки в области психологии. В нём содержится теоретический материал как фрагмент повторения и практическая часть, где каждый студент может проявить полученные знания в области психологических дисциплин, творчества и компетентность.
Желаем успехов в прохождении практики!
«Первый и последний учитель жизни – это сама жизнь».
Т. Уайлдер
Отчет по педагогической практике (Психология)
... в группе. Общий вывод: проведенная социометрия выявила, что в исследуемом классе большинство учащихся имеют положительный социометрический статус. Недостаточный уровень благополучия взаимоотношений ... означает неблагополучие большинства учащихся класса в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении. На ...
Уважаемый выпускник!
Вот и прошли учебные годы. В руках Вы держите дневник последней психологической практики. Очень скоро Вы станете Учителем с отличными знаниями многих психологических дисциплин. Профессии учителя, психолога интересны, но требуют социальной активности. Мы надеемся, что эта практика будет проведена Вами на высоком профессиональном уровне, с большим интересом и методически грамотно. Хочется верить, что Вы компетентно и критично проведёте все разделы практики, познавая учеников, коллег и себя. Вы должны подняться на вершину профессиональной доблести.
Задачи психологической практики:
— Углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами в процессе профессиональной подготовки и научить применять эти знания на практике в работе с отдельным ребенком, детским коллективом, педагогами, администрацией. — Ознакомиться на практике с основными нормативными документами, регулирующими деятельность психолога в образовательном учреждении. Изучить систему организации и планирования психолого-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении. — Включиться в процесс деятельности психолого-педагогической службы учреждения, ознакомиться со спецификой и особенностями работы данного структурного подразделения учреждения в практической деятельности.
Организация психологической практики:
В течение двух недель Вы будете работать вместе с психологом школы и индивидуально. Выполнять предложенные Вам задания и фиксировать полученный материал в данном дневнике. Методическую и психологическую помощь Вам будут оказывать психологи колледжа. По окончании практики Вы получите дифференцированный зачёт.
Не спешите заполнять дневник, познакомьтесь с ним, он — Ваш помощник!
Тема 1. Система психологической поддержки участников учебно-воспитательного процесса в оу.
1.1.Общие сведения о школе:
Школа №_____
Район _________________________________________________________
Тел. __________________________________________________________
Директор школы _______________________________________________
(Ф.И.О.)
Психолог школы _______________________________________________
(Ф.И.О.)
Социальный педагог ____________________________________________
(Ф.И.О.)
Общий контингент ______________________________________________
(число учащихся: нач. шк. , средн. шк. )
Педагогический коллектив _______________________________________
(число преподавателей)
Реализуемые программы _________________________________________
______________________________________________________________
Взаимодействие с образовательными учреждениями города ___________
______________________________________________________________
1.2 Распорядок работы школы:
1 урок — _______
2 урок — _______
3 урок — _______
4 урок — _______
5 урок — _______
6 урок — _______
1.3 Информация о кабинете психолога:
- Отдельный кабинет (если нет, то с кем из сотрудников)__________
____________________________________________________________
- Общий метраж ____________________________________________
- Время работы _____________________________________________
- Рабочее место психолога____________________________________
____________________________________________________________
- Уголок доверия____________________________________________
- Психологическая литература классного руководителя
___________________________________________________________
____________________________________________________________
- Наличие тестов ___________________________________________
____________________________________________________________
- Инструментарий психологической деятельности учителя _________________________________________________________ _________________________________________________________
____________________________________________________________
- План работы и отчётная документация психолога школы ________
____________________________________________________________
1.4. Календарно-тематический план
№ |
Вид работы |
Кол-во часов |
Примечание |
1 |
Система психологической поддержки участников учебно-воспитательного процесса в ОУ |
1ч |
Изучение материально-технической базы психологической службы, использование компьютерных технологий для создания базы данных |
2 |
Особенности планирования психологической работы в образовательном процессе и внеурочной деятельности. |
2ч |
Составление индивидуального плана деятельности |
3 |
Диагностика индивидуальных особенностей ребёнка |
6ч |
Диагностика когнитивной сферы учащегося, личностных особенностей и психоэмоционального состояния |
4 |
Диагностика ближайшего окружения ребёнка |
5ч |
Социометрическое исследование в группе |
5 |
Проектирование и осуществление психологической поддержки участников учебно-воспитательного процесса |
6ч |
Проектирование индивидуальной работы с ребёнком, оформить проект дальнейшего развития ребенка на основании психолого-педагогической характеристики |
6 |
Педагогическая рефлексия |
2ч |
Оформление дневника практики |
|
Всего |
18ч |
|
На основе общего плана составьте индивидуальный план деятельности, опираясь на следующую таблицу
Дата |
Система психологической поддержки участников учебно-воспитательного процесса в ОУ |
Особенности планирования психологической работы в образовательном процессе и внеурочной деятельности. |
Диагностика индивидуальных особенностей ребёнка 4ч |
Педагогическая рефлексия 2ч |
Форма отчётности |
17.11 |
Экскурсия в кабинет психолога, изучение оснащения, должностной инструкции и инструментария 1ч 10.00-10.45 |
|
|
|
Заполнение дневника |
18.11 |
|
Индивидуальное планирование 3ч |
|
|
Составление индивидуального календарного плана |
19.11 |
|
|
|
|
|
21.11 |
|
|
|
|
|
22.11 |
|
|
|
|
|
23.11 |
|
|
|
|
|
24.11 |
|
|
|
|
|
25.11 |
|
|
|
|
|
26.11 |
|
|
|
|
|
28.11 |
|
|
|
|
|
29.11 |
|
|
|
|
|
30.11 |
|
|
|
Заполнение дневника 2ч |
Заполнение дневника |
Календарное планирование психологической практики по всем видам деятельности с 17.11.2011 по 30.11.2011
Составьте календарное планирование психологической практики на две недели согласно программе психологической практики.
В него должны входить:
- Изучение возможности компьютеризации и систематизации базы данных об учащихся и анализ документации психологической службы школы-1 час;
- Изучение материально-технического оснащения класса и кабинета психолога, психологического инструментария классного руководителя.
- Планирование психологической деятельности -3 часа
- Диагностика индивидуальных особенностей когнитивной сферы учащихся (мышление, память, внимание) учащихся тест «Несуществующее животное» -6часа
- Диагностика ближайшего окружения ребёнка 5 часа
- Проектирование и осуществление психологической поддержки учащихся, составление рекомендаций. Подготовка и проведение психологического развивающего занятия — 6 часов
- Рефлексия деятельности 2 ч
Возможна корректировка исходя из условий и потребностей в работе психолога.
2.Теоретическая и методическая подготовка
2.1. Пожалуйста, ответьте на вопросы:
- Перечислите этические принципы диагностики _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дайте определение проектированию _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дать определение Когнитивная сфера личности _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Приведите примеры методик необходимых для диагностики когнитивной сферы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3 Диагностика индивидуальных особенностей учащегося
3.1 Дать описание методики диагностики мышления, памяти, внимания. Укажите автора методики.
3.2.Сделать выводы о результатах диагностики.
3.5. Дать инструкцию к выполнению социометрии.
Тема 4. Проектирование и осуществление психологической поддержки участников учебно-воспитательного процесса
4.1 Основные алгоритмы работы школьного психолога:
- Определение запроса на работу психолога, связанного со сложностями учителей в работе с конкретным учеником.
- Утонение характера проблем ученика путем беседы с учителями и наблюдения за поведением ученика.
- Составление индивидуальной программы психологического обследования ученика с учетом собранной на предыдущих этапах информации.
- Проведение необходимых диагностических процедур.
- Обработка результатов.
- Формулирование рекомендаций по коррекции проблем ученика.
- Оформление психологического заключения.
4.2.Требования к составлению справок (заключений) по результатам психологических обследований
В справке (заключении) обязательно должна быть зафиксирована следующая информация:
Цель: ________________________________________________________________
Методика (название, с ссылкой на автора и литературный источник): _____________________________________________________________________
Испытуемые (возраст детей, их количество, название и номер образовательного учреждения, данные о педагоге или классном руководителе) _____________________________________________________________________
Исследователи: (фамилия, имя, отчество, факультет, курс, группа)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата и время исследования: _________________________________________
Ход исследования (краткое описание)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты и выводы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия
За время практики я посетил(а):
______уроков по предметам ___________________________________;
_____занятий, проводимых педагогом-психологом;
_____занятий (мероприятий), проведенных моими однокурсниками;
_____других мероприятий (указать, каких)
За время практики я самостоятельно провел(а) _______занятий (внеклассных мероприятий)
Что дала практика образовательному учреждению
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что дала практика студенту, чему он научился, в чем разобрался, что понял
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________С какими проблемами студент столкнулся в ходе практики
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложения студента по совершенствованию практики
Итоговая характеристика прохождения психолого-педагогической практики студента (ки) с ___________________ по ___________________
Кто осуществлял контроль |
Положительные стороны работы |
Пожелания, рекомендации |
Психолог школы |
|
|
Руководитель практики, методист |
|
|
Итоговая оценка:
М.П. Руководитель практики, методист: __________
школы
Психолог школы: __________
Литература
- Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ И.В Дубровина, А.Д Андреева, Т.В Вохмянина и др.; под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. 160 с.
- Абрамова Г. С. Практическая психология: учебник для студентов. – М. : Академический проект, 2001
- Хухлаева О. В. Основа психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высщ. пед. учебных заведений. М. : Издательский центр «Академиия» 2001 – 208 с.
- Мастюкова Е. М. Виды и причины отклонений в развитии у детей / Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития – сост. – общая редакция В. М. Остапова., Е. В. Микадзе. – СПб .: Питер, 2002 – 384 с.
- Захаров А. И. Невроз у детей и психотерапия. Серия: психология ребенки. – СПб. : Издательство «Союз», «Лениздат» 2000. – 336 с.
- Клейбрег Ю. А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ сфера, при участии «Юрайт» М., 2001. – 160 с.
- Луканова Н Г, Коровейников И А. Диагностические аспекты школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста// психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и общая редакция В М Астапова, Ю. В. Микадзе- СПб. : Питер, 2002 – 384 с.
- Осипова А А Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 . – 512 с.
- Немов Р С Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. Проф. Образования.- М.: гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, — 2003. – 400 с.
- Демидова И С Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Изд- во «Феникс», 2003 – 224 с.
- Психолого-педагогический практикум; учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений/ Подымова Л С, Духова Л И, Ларина Е А, Шиян О А; под ред. В А Сластенина. – 2-е изд., стер. М. : издательский центр «Академия», 2006
- Хухлаева О В Коррекция нарушений психологического зоровья школьников и дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Изд. Центр «Академия», 2003 – 176 с.
- Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.Б. Хозиев.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2005.-272с.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-2-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2005.-208с.
- Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб. пособие для студ. сред. Учеб. заведений/ А.П. Панфилова.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-288с.
- Волков Б.С. Возрастная психология.В 2-х ч.: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Волкова Б.С, -М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2008.-343с.
- Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч-ся.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002.-320с.
И Т О Г О В Ы Е С В О Д Н Ы Е Т А Б Л И Ц Ы
(Заполняются исходя из проведённых мероприятий)
Психодиагностические исследования
Таблица 1
№ п/п |
Цель исследования |
Объект исследования |
Методики исследования |
Цель — результат |
Оценка |
Подпись психолога, методиста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10