Понятие профессии. Предпосылки возникновения педагогической профессии на ранних стадиях развития общества.

Педагог — лицо, ведущее преподавательскую или воспитательную работу. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество в процессе развития постепенно осознавало необходимость в передаче накопленного предками опыта.В древние времена все люди, взрослые и дети на равных позициях принимали участие во всех сферах жизнедеятельности, что объяснялось необходимостью борьбы за выживание. Позже начала оформляться и укореняться новая сфера жизни людей – в определенной степени организованная передача знаний и умений новому поколению. Совершенствование общества и повышение уровня трудовой деятельности содействовало необходимости большей организации обучения и предоставление этого определенным людям. Так, постепенно формировалась определенная группа людей – воспитатели и учителя.С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель – это воспитатель, наставник. Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга. Педагог должен обладать определенным типом мышления, что объясняется характером его деятельности. Особенностью педагогической профессии является ее двойственность: с одной стороны педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и т. д., с другой стороны, он должен в полной мере владеть предметом своей предметной специализации. Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с учениками, далее – передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение.

2.Понятие профессионально-педагогической деятельности. Характеристика понятий «учитель», «воспитатель», «педагог».

Педагогическая профессия относится к группе профессий предметом, которых является другой человек, а основное содержание взаимоотношения среди людей. Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. За педагогической профессией исторически закрепилось 2 социальной функции : адаптийная и гуманистическая.

8 стр., 3929 слов

Роль и место педагогической профессии в современном обществе

... ) и дополнительную (дифференциация заработной платы педагогов). Демократизация педагогической профессии рассматривается как переход от авторитарной и единообразной системы организации педагогической деятельности к реальному созданию условий и ... она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель ...

Гуманистическая функция связана с развитием ребенка.

Адаптийная функция связана с приспособления учащихся к конкретным условиям.

Педагогическая деятельность – профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания.

Понятия «учитель» и «педагог», обозначающие лиц, занимающихся педагогической деятельностью, часто употребляют как синонимы, хотя спектр значений, которые вкладываются во второе из них, значительно шире. Учителем обычно называют педагога общеобразовательной школы, преподающего один или несколько учебных предметов. Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности.

Учитель- лицо, передающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней.

Воспитатель- должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном учреждении.

Педагог- лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения (учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения, или детского дома, преподаватель лицея, колледжа, техникума, ВУЗа и т. д.) или разрабатывающее проблемы педагогики как науки.

Понятие индивидуального стиля. Классификация индивидуальных стилей педагогической деятельности.

1.Авторитарный стиль педагогической деятельности

Учитель считает своих учеников объектами воздействия, а не равноправными партнерами в деятельности. Преподаватель отделяет себя как от учебного коллектива, так и от каждого ребенка в отдельности.

Основные его методы воздействия на обучаемых – поучение, приказ, выполнение своих заданий такой педагог контролирует всегда самостоятельно и довольно жестко, причем не всегда достаточно корректно. От учеников им нужно полное и беспрекословное подчинение. А причины своих приказов, запретов, ограничений и разрешений объяснять и уж тем более объяснять они не считают нужным.

2.Демократический стиль педагогической деятельности

Такой стиль попросту не возможны без любви учителя к детям, его высоких нравственных качеств, профессионализма. Все это является залогом успешного развития детской личности.

Такой преподаватель доброжелателен к своим воспитанникам, терпелив и терпим, он как раз стремится построить отношения субъект-субъект. Старается создать деловую и вместе с тем теплую, спокойную атмосферу на уроках.

3.Либерально-попустительский стиль педагогической деятельности

Это в первую очередь непрофессионализм и недисциплинированность педагога. Он нерешителен, колеблется, неуверен в себе. Инициативу он передает учащимся, а зачастую вообще не контролирует их, не особо даже интересуясь, что дети делают.

Сначала ощущение свободы радует учеников, но как бы они к этому не стремились, наставник им необходим. Образец для подражания, опора в учебной деятельности, человек ответственный за себя и за них

  4.Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся.

Понятие педагогическое мастерство и творчество. Структурные компоненты педагогического мастерства. Уровни педагогического творчества.

Педагогическое мастерство-это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования.

Педагогическое творчество- вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки.

Типы пед. деятельности.

Модель первая – «Лидер». Педагог, который способен выдвинуть яркую, интересную, оригинальную педагогическую идею и повести за собой весь педагогический коллектив. Модель вторая – «Генератор педагогических идей». К такому типу творческой личности в педагогике можно отнести учителя, который создает новые и новые педагогические гипотезы, рожденные в собственном опыте, и немедленно проверяет их в практике обучения и воспитания. Способность самостоятельно вырабатывать свою педагогическую позицию, находить оригинальные педагогически ходы, применять и готовые педагогические решения в самых различных ситуациях. Модель третья – «Энтузиаст». Учитель увлечен своей деятельностью, не знает ни начала, ни конца своего рабочего дня, буквально захвачен своим поиском и увлекает им ребят. Сила влияния его педагогического энтузиазма и подвижничества весьма значительна. Модель четвертая – «Исследователь». Педагог исследователь склонен к постоянному изучению, анализу фактов педагогической действительности. Он многократно проверяет себя, создает свои модели решения проблем. В результате, когда он начинает говорить о своих идеях, они выступают уже не просто как гипотеза, интересная находка, прием, оригинальное решение, а как сложившиеся педагогические положения, за которыми стоит длительный исследовательский поиск.

5.Личностные качества педагога. Классификация и характеристика личностных качеств педагога.

Важные профессиональные качества педагога:трудолюбие;работоспособность;дисциплинированность;ответственность;умение поставить цель; избрать пути ее достижения, организованность; настойчивость; систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня; стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

6. Понятие педагогических способностей. Классификация педагогических способностей.

Педагогические способности — это совокупность навыков и умений, позволяющих добиться успеха в процессе воспитания и обучения детей. Они необходимы для эффективной работы как любому школьному или университетскому преподавателю, так и воспитателям дошкольных учреждений.

1.Дидактические — непосредственно связанные с учебным процессом. Сюда можно отнести умение доходчиво преподносить материал, информативно организовать урок, возбудить когнитивную активность и интерес учащихся, мотивировать их к вдумчивой самостоятельной работе с материалом.

2.Академические — касаются компетентности преподавателя непосредственно в профильной области, предмете. Сюда можно отнести глубокое, исчерпывающее знание предмета, деятельный интерес к новым исследованиям и научным достижениям, самостоятельное совершенствование знаний, собственное участие в научном процессе.

3.Перцептивные — способности к восприятию. Перцептивные способности являются залогом успешной совместной работы учителя и учеников. Наблюдательность, способность уловить настроение отдельных учащихся и коллектива в целом, склонность к эмпатии, умение разглядеть и проанализировать характер и темперамент ученика, а затем использовать их во благо учебному процессу — все эти навыки и свойства личности относятся к группе перцептивных.

4.Речевые — умение доступно и четко выражать мысли, рассуждать, красноречие, богатый словарный запас, грамотная, связная и выразительная речь, умение активно участвовать в дискуссиях и обсуждениях.

5.Организаторские — педагогические способности, позволяющие организовать учебный процесс, поведение коллектива и собственную работу, соблюдать сроки и план занятий, правильно рассчитывать время, необходимое для изучения той или иной темы.

6.Авторитарные — умение завоевать авторитет среди учащихся, оказывать действенное влияние на их поведение и поступки, добиться существенного веса своего мнения в коллективе. Преподавателю пригодятся такие качества, как настойчивость и требовательность к результатам занятий, умение сдерживать эмоции и брать на себя ответственность за происходящие, навык контроля дисциплины.

Понятие педагогические умения . Классификация основных умений педагога и их характеристика.

Педагогические умения представляют собой совокупность различных действия учителя, посредством которых осуществляется его деятельность. Умения в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его профессиональной компетенции.

1) умения поставить педагогическую задачу и при ее постановке ориентироваться на ученика как на активно развивающегося соучастника образовательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию, принимать педагогические решения в условиях неопределенности, гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач;

2) умения, связанные с самим процессом обучения, с ответами на вопросы, чему, кого и как учить. На вопрос «чему учить» отвечают умения работать с содержанием учебного материала, выделять ключевые идеи преподаваемого предмета, обновлять учебный предмет, интерпретировать связанную с предметом информацию из СМИ, устанавливать межпредметные связи, формировать у школьников общеучебные умения и навыки. На вопрос «кого учить» отвечают умения изучать психические функции учащихся и характеристики их обученности и воспитанности, видеть реальные учебные возможности школьников, различать их успеваемость и личностные качества, выявлять не только наличный уровень развития, но и зону ближайшего развития, предвидеть возможные затруднения учащихся, исходить из мотивации самих учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, формировать у школьников отсутствующие у них уровни деятельности, расширять возможности их самостоятельной работы, работать как со слабыми, так и с одаренными детьми, строя для них индивидуальные программы. На вопрос «как учить» отвечают умения применять оптимальные сочетания приемов и форм обучения и воспитания, сравнивать и обобщать педагогические ситуации, применять дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся, находить разные способы решения типичных педагогических задач и т. д.;

3) умения использовать психолого-педагогические знания и последнюю информацию по психологии и педагогике, передовой педагогический опыт, фиксировать процесс и результаты своего труда, соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе, видеть сильные и слабые стороны своего труда, формировать и оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей, строить планы развития и совершенствования своей педагогической деятельности.

Второй вид умений – коммуникативные. (Здесь и далее в каждый вид включаются по две группы умений, представляющие собой последовательные уровни их развития – от низкого к высокому.) Коммуникативные умения связаны с созданием атмосферы психологической безопасности для другого человека и обеспечением условий для самореализации его личности. В реализации коммуникативных умений большую роль играют педагогический такт учителя, его позиция как партнера по общению. В общей нумерации групп педагогических умений коммуникативные умения представлены четвертой и пятой группами:

4) умения ставить коммуникативные задачи, создавать условия психологической безопасности и реализации внутренних резервов партнера по общению;

5) умения, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся умения понять позицию другого, проявить интерес к его личности, интерпретировать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владеть средствами невербального общения, создать обстановку доверительности и терпимости, использовать преимущественно организующие, а не дисциплинирующие и оценивающие воздействия, использовать демократический стиль руководства, быть готовым поблагодарить ученика и при необходимости извиниться перед ним, поддерживать равное отношение ко всем детям, с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, отказаться от корпоративного стереотипа «Учитель всегда прав», создавать условия для появления у ученика желаемых качеств, не бояться обратной связи с учениками.

Третий вид умений – самонаправленные. Данные умения необходимы для самореализации, самовыражения и развития личности самого учителя. Они напрямую отражают соответствие учителя требованию постоянного роста и совершенствования. В общей классификации это шестая и седьмая группы:

6) умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии и способного противостоять трудностям, реализовывать и развивать свои педагогические способности, управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер, воспринимать свои позитивные возможности, овладевать эталонами труда (педагогическим мастерством), осуществлять творческий поиск;

7) умения осознавать перспективы своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, укреплять свои сильные стороны и устранять слабые, использовать компенсаторные возможности своих способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню.

Четвертый вид умений – диагностико-прогностические. Они необходимы учителю для составления верного представления об учащихся, причем не только в настоящее время, но и представления о том, что из них может получиться в будущем. В этот вид умений входят восьмая и девятая группы:

8) умения определять знания учащихся в начале и конце учебного года, определять сформированность их деятельности, умений и навыков, выявлять отдельные показатели обучаемости (активность, ориентировку, объем необходимой помощи), определять причины отставания и осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, стимулировать учащихся к самообучению и непрерывному образованию;

9) умения оценивать состояние воспитанности и воспитуемости школьников, распознавать по поведению учащихся их нравственные нормы и убеждения, которыми они руководствуются, видеть личность ученика в целом во взаимосвязи того, что он говорит, думает и делает, создавать условия для развития необходимых личностных качеств у отдельных учеников.

Педагогические умения соответствуют разным позициям, социальным ролям учителя. В педагогической деятельности учитель выступает как носитель информации, предметник, методист, исследователь, организатор, партнер по общению. Те умения, которыми владеет педагог, раскрывают наблюдателю как саму личность учителя, так и особенности его деятельности и взаимодействия с учащимися. Среди них есть умения, входящие в состав сразу нескольких способностей, и каждая способность, в свою очередь, определяет развитие не одного, а нескольких умений.