Парадигма

1. Понятие парадигмы. (Основные подходы П.Леонард,М. Пейн и др.) к рассмотрению парадигмы ТСР

2. Социологические парадигмы (радикально-гуманистическая, радикально-структурная, интерпретативная, функционалистская и др.) и особенности их реализации в ТСР

3. Влияние полипарадигмальности в ТСР на технологии оказания помощи представителям разных социальных групп

4. Структура ТСР. Проблемное «поле»ТСР

5. Психосоциальная деятельность (case work). Психосоциальная сфера. Индивид и общество: формы взаимодействия

6. Структурная СР (frame work)

7. Понятие социальной ситуации. Взаимосвяз социальной ситуации и проблем личности.

8. Социальные изменения и изменения личности.

9. Понятие социальной проблемы

10. Типология социальных проблем (бедност, безработица, преступность и др.)

11. Понятие социального процесса.

12. Традиционные и инновационные процессы современного общества

13. Основные подходы и тенденции к структурированию содержания СР

1. Парадигмы философии социальной работы

В философии социальной работы можно выделить следующие основные модели: гуманизм, позитивизм, утопизм, профессионализм.

Философия гуманизма в социальной работе появляется в конце XIX в. и связана с положениями социальной благотворительности. В основе этой доктрины экзистенциальные ценности человека, представление об удовлетворении его жизненных потребностей, когда общество стремится обеспечить минимальные прожиточные стандарты индивиду. Путем организационных мероприятий достигается регулирование социальных отношений, обеспечивается благосостояние общества. Гуманизм противопоставлен пуританской этике. В основе пуританской этики лежат идеи социал-дарвинизма. Основные положения данной концепции связаны с представлениями о сильной личности, выживающей в жесткой конкуренции. Этические принципы социал-дарвинизма направлены против помощи социально уязвимым слоям населения: больным, бедным, престарелым и другим категориям. Помощь и поддержка нуждающимся рассматривается как ослабление общества, как социальные действия, направленные на его разрушение.

Философия позитивизма в социальной работе сменяет модель гуманизма в 20-е г. XX столетия. В основе данной доктрины лежит абсолютизация знаний вообще и социальных знаний в частности. Знание выступает критерием объективности, оно позволяет людям изменять внешние обстоятельства, а научный метод дает реальное представление о психических и социально-экономических процессах. Основой идеологии позитивизма становятся бихевиоризм, фрейдизм, радикальная социология.

10 стр., 4778 слов

Понятие Парадигмы. Классическая, неклассическая, постнеклассическая ...

... основных категорий науки. 4) Уровень конкретных методик исследования.   Понятие Парадигмы. Классическая, неклассическая, постнеклассическая парадигмы. ... поведенческой и когнитивной психологии, социальной психологии, психофизиологии, ряде других ... (Исследованию социогенетических и персоногенетических закономерностей развития личности препятствует такая типичная эгоцентрическая установка мышления ...

С позиций бихевиоризма происходит обоснование правил и законов поведения и воспитания людей в общности. Знание, полученное на основе изучения поведения человека в определенных ситуациях, дает основание не только выстраивать модели социализации индивидов, но и формировать научно-обоснованные этические представления. Фрейдизм открывает возможность анализировать с позиций сексуальных инстинктов, бессознательного, не только интропсихические процессы, но и общественные исторические явления и события.

Парадигма позитивизма сменяется парадигмой утопизма. Основой философии социальной работы делается либерализм и социал-реформизм. Философия обыденной жизни становится исходным положением теоретических концептов и практических подходов. Такие понятия, как «хорошая жизнь», «хорошее общество», «хороший человек», становятся преобладающими в сознании. Философия либерализма с ее установками на ценности личности в противовес коллективным ценностям, находит отражение не только в принципах и нормах профессиональной деятельности, но и в ее методах и техниках. С позиций философии утопизма, человек предстает социально уязвимым субъектом в результате возникших трудностей, связанных с объективными причинами, такими, как: отсутствием необходимого образования, низким экономическим статусом, негативным влиянием общественной среды и другими факторами.

Философия профессионализма обосновывает свои положения исходя из гуманистических и демократических идеалов и ценностей. Удовлетворение потребностей человека, развитие его потенциала и способностей, повышение благосостояния, развитие ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных, коллективных, национальных и международных потребностей, достижение социальной справедливости – таковы основные доминанты философии социальной работы сегодня.

Парадигма — это совокупность научных взглядов и понятий, идей, которые на определенном историческом этапе развития науки принимаются представителями научного общества как истинные и которые используются для научных исследований, выдвижения гипотез и решения задач, возникающих в процессе опровержения, либо же доказательства научных гипотез, что, в результате, приводит к – смене парадигмы науки — научной революции.

Последнее из отмеченных правил связано с классификацией моделей теоретического описания социальной работы на основе различения парадигм научного мышления. Необходимо уточнить трактовку понятия парадигма,которое все более часто употребляется в широком, общем, смысле как некий шаблон, модель понимания реальности. М. Пейн /1/, например, при рассмотрении теорий социальной работы в контексте их парадигмальной оценки, опираясь на классический труд Куна по теории науки, понимает парадигмы как некий общий взгляд на природу характеризуемых явлений, позволяющий видеть их концептуально в ином свете, нетрадиционно. Впрочем, М. Пейн, используя трактовку парадигмы Куна, предлагает говорить о междисциплинарном уровне существования парадигм. Более того, он полагает возможным всю совокупность научного и практического, обыденного знания о социальной работе, рассмотренного под определенным углом зредая, также характеризовать в качестве парадигмы, говорить в целом о парадигме социальной работы. В данном смысле парадигма отождествляется по существу с определенной традицией социального мышления вообще или научного социального мышления, в особенности.

8 стр., 3672 слов

Вопрос.Социальная работа как наука и профессия.

... в отличии от индивидуального уровня.     2 вопрос. Профессиональные особенности социальной работы. 1) для соц р характерны ориентации на реальных людей с их жизненными ... элементы смежных профессий. Баркер соц работа – это прикладная наука в оказании помощи людям в достижении или достаточного уровня психо – социального развития. Соц работа как профессиональная деятельность охватывает 3 ...

В связи с этим парадигма трактуется, с одной стороны, как крупное эпохальное для определенной науки открытие, концепция, меняющая ее основные положения, а с другой, — как система понятий, закрепляющих определенное, новое „видение объекта изучения, которое возникает вследствие крупного открытия, достижения в данной науке.

Обычно отдельные теории концептуальных теоретических оснований социальной работы представляются в виде малых (частных) научных парадигм, совокупности которых могут составлять парадигму как традицию, общий подход в социальном мышлении. Но факт существования малых парадигм, «соперничающих» моделей социальной работы не может опровергнуть того, -что существует и несколько фундаментальных традиций, которые могут доминировать при определенных социальных и научно-теоретических условиях. Так, например, по мнению М. Пейна, основная парадигма социальной работы в 1970-1980-х гг. в США и Великобритании, опираясь на психоанализ и гуманистическую этику, превратилась в нечто самостоятельное, представляемое теориями и практикой психосоциальной работы. При этом шло активное формирование и «использование» и других парадигм. В частности, на межпарадигмальном уровне, помимо выделения малых парадигм, отдельных концепций, моделей социальной работы, П. Леонард и М. Пейн выделяют две парадигмы (традиции) научного мышления: парадигму естественных (физических) наук и парадигму наук о человеке, в рамках которых формируются и развиваются исследования гГроблем социальной работы и соответственно разрабатываются, определяются и обосновываются те или иные ее концепции Л; 5/.

В рамках парадигмы естественных наук доминирует позитивистский подход, в котором человеческая деятельность, проблемы человека в целом изучаются с использованием методов естественных наук. Это означает, что любая теория социальной работы не должна считаться верной или заслуживающей внимания, если она не делает ясных предписаний из результатов конкретных исследований, выводы которых доказаны фактически, на основе конкретных данных.

В свою очередь, парадигма наук о человеке и обществе, социальных дисциплин допускает к концептуальных. построениях теории социальной работы использование социально-философского, теоретико-методологического знания, не требует обязательности экспериментальных, логико-эмпирических исследований, В рамках этой парадигмы подчеркивается важность учета в социальной работе не» только ценностей субъективного .состояния клиента, но и характера социального контекста, социально-экономических условий бытия, соответствующих смысложизненным представлениям, распространенным в разных социальных слоях нуждающихся в помощи, то есть в философии жизни этих людей.

П. Леонард подчеркивает, что важным является не только выявление конкурирующих и конфликтующих, объяснений структур человека и общества, но и рассмотрение базовых критериев их развития 151. В свете этого он исследует четыре позиции, которые может занять социальная работа. В рамках парадигм физических наук это позиция А, которая предполагает опору на общенародные знания (здравый смысл), обусловленные чувственным опытом; позиция В — допускает возможность вероятности, стремится к использованию методов физических наук.

21 стр., 10108 слов

Факультет социальных наук специальность 030301. 65 «Психология». ...

... теория организации Р. Дафта;концепция инновационного развития С.Р. Яголковского; теория иерархии потребностей А. Маслоу; теория ценностей Щварца; теория социальных ... ценностных регуляторов социального поведения, обусловленная переходом экономики от командно-административной парадигмы управления к ... Ценностная готовность персонала к инновациям. Цель работы: Выявить детерминанты ценностно – ролевовой ...

В рамках парадигмы наук о человеке позиция С означает субъективность понимания, признание существования относительно свободных ценностей; позиция Д включает социальную обусловленность, влияние идеологии, возрастание социоэкономического контекста теории.

В настоящее время большинство авторов склонны выделять четыре социологические парадигмы, которые использовались для анализа различных социальных теорий, в том числе и теорий социальной работы. К этим парадигмам относятся: «радикально-гуманистическая», «радикально-структурная», «интерпретативная» и «функционалистская». Причем некоторые авторы считают, что эти парадигмы представляют собой альтернативные взгляды на социальную действительность, и, соответственно, определяют и осуществляют подход к ее рассмотрению с разных точек зрения. Эти теории альтернативны в том смысле, что можно, например, оперировать различными парадигмами последовательно, но нельзя одновременно оперировать более чем одной парадигмой в конкретный момент времени, так как, принимая положение одной парадигмы, мы тем самым отрицаем положения всех остальных. В частности,. Г. Бурелл и Г. Морган полагают, что эти четыре парадигмы представляют собой как бы социальную карту, которая выступает как средство идентификации различных социальных теорий, концепций, точек зрения и т.д. Эта карта, в свою очередь, как бы позволяет ученому определить свою собственную позицию по отношению к другим социальным теориям. Например, С. Виттакер предлагает рассматривать теории социальной работы в парадигмах, относящихся к природе человека и общества . Такой его подход объясняется тем, что в конце 1970-х гг. теоретики социальной работы активно обсуждали два аргумента. Первый аргумент — рассматривать человека и общество как объекты, чье поведение есть неотъемлемая детерминанта изменения положения, своего рода «объективно-субъективный компромисс». Второй аргумент — для исследования предпочтительнее общество как нечто упорядоченное, как постоянный феномен или как «конфликтное угнетение сущности человека».

Д. Хоув считает, что, несмотря на то, что степень влияния любой теории на социальную работу зависит от времени и обстоятельств, большинство теорий социальной работы определяется «в» и «через» функционалистские парадигмы. В какой-то степени эта точка зрения объясняется тем, что при разработке теории социальной работы наиболее часто встречаются противоположные идеи, что более всего характерно именно для функционалистской парадигмы, которая лежит в основе так называемой академической социологии, представляя направления, подходящие к изучению явления с объективной точки зрения.

Функцией ал истекая парадигма прежде всего направлена на рациональное объяснение социальных проблем, причем часто она проблемно-ориентирована и нацелена на поиск практических решений различных социальных проблем. Последнее весьма характерно для теории социальной работы (некоторые авторы даже пытаются ее отнести к прикладным наукам), что, по видимому, и обуславливает точку зрения Д. Хоува. Функционалистская парадигма оказала большое влияние на развитие теории социальной работы и технологий практики социальной работы. При этом следует иметь в виду, что данная парадигма присуща многим школам и направлениям социологического знания, среди которых особое место занимает теория социальных систем.

4 стр., 1527 слов

Темы контрольных работ по дисциплине «Теория обучения»

... анализ традиционного и личностно-ориентированного подхода к обучению. Тематика контрольных работ по курсу «Теория обучения и нормативно-правовое обеспечение образования» 1. Сущность и ... правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе. Темы контрольных работ по дисциплине «Теория и методика воспитания младших школьников» Понятие, сущность и содержание воспитательного ...

По тому, какие цели, в главном, предполагает социальная работа, что в ней доминирует по характеру ориентации, теории социальной работы также различаются на несколько групп. В этой связи обычно выделяют три относительно самостоятельных теоретических подхода (традиции) 121. Прежде всего, логично выделить так называемую прагматическую традицию, которая связана с осмыслением проблем деятельности социологов в официальных учреждениях, правового регулирования работы учреждений социальной защиты. В рамках этой традиции обосновывается точка зрения, согласно которой в развитии практики социальной помощи решающими элементами являются социальные проекты, правовые и административные акты и запреты, а не специфика теоретических подходов и соответствующих им технологий социальной работы.

В качестве относительно самостоятельной традиции (подхода) является социально-радикальная, которую нередко называют социалистической. Здесь акцент делается на социальной критике традиционной для западных обществ системы социальной работы за ее содействие эксплуататорской практике, недооценке коллективных форм защиты нуждающихся. В качестве альтернативы предлагается обоснование целесообразности социальной работы в коллективе, общине, больших группах людей, обеспечения их влияния на принятие решений по жизненно важным для населения проблемам.

Весьма распространенным является терапевтический подход — традиция, в рамках которой уделяется повышенное, основное внимание работе с отдельными людьми или малыми группами, имеющими некоторые персональные или социальные трудности. На формирование этой традиции существенное значение в свое время оказало развитие благотворительности, ее теоретического осмысления, где акцентировалось внимание на поддержке тех индивидов, которые имели финансовые или социальные проблемы, являлись больными, инвалидами, пострадавшими от каких-либо социальных или природных катастроф, несчастных случаев.

В настоящее время наиболее отчетливо проявляются два основных аспекта в тенденции развития знаний (на разных уровнях их проявления) в области социальной работы. Первый — связан с эмоционально-психологическим объяснением поведения индивида и групп, развитием, прежде всего, психодинамической модели практики социальной работы. Второй — с ростом влияния в сфере социальной работы социологических теорий и развитием социолого-ориентированных моделей практики социальной работы, которые обуславливают специфику некоторых известных теоретических концепций социальной работы.

В настоящее время наиболее распространены следующие социолого-ориентированные теории социальной работы: системное обоснование теоретического видения социальной работы;

экологическая модель теоретического обоснования социальной работы; марксистская концепция социальной работы; разрешающая модель; социально-радикальная. Социология тяготеет, прежде всего, к тем теориям социальной работы, которые ориентированы преимущественно на так называемую «структурную социальную работу», предполагающую, прежде всего, деятельность социальных работников по оптимизации работы учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту и поддержку различным социальным группам нуждающихся поповышению эффективности социальной политики в обществе в целом, что и составляет содержание социологии социальной работы как самостоятельной области социологического знания, выступающей в роли отраслевой социологической теории.

3 стр., 1242 слов

Проблема выживания человека в условиях автономного существования ...

... местности, например, в пище и воде, порой превращается в неразрешимую проблему. Жизнь человека при этом зависит не только от образования, профессиональных навыков, материального ... потенциальную опасность, поскольку притупляет волю человека, делает его уступчивым к собственным слабостям. Оно подготавливает человека к психологической установке: <Эта работа несрочная, ее можно отложить на ...

Таким образом, как можно заметить, теории, в основе которых лежат различные социологические парадигмы, направляют, обуславливают, координируют, контролируют различные модели практики социальной работы. Это выражается также и в том, что, опираясь на парадигмы различных теорий социальной работы, социальный работник пытается объяснить проблемы клиента, стремясь решать вопросы с выбором технологий помощи.

В связи с этим важным является рассмотрение вопросов соотношения «теорий социальной работы» и «теорий в и для социальной работы», что, в свою очередь, предполагает выявление парадигм, доминирующих в социальной работе в тот или иной период времени, в тех или иных конкретных условиях, а также определение стандартов. терминов и понятий, с помощью которых эти парадигмы «проникают» в теории социальной работы и затем, соответственно, обуславливают различные модели ее практики. В настоящее время все большую распространенность как в теории социальной работы, так и в теориях в и для социальной работы получают социологические парадигмы, реализующиеся в концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектное™ человека.

Характерной особенностью моделей практики современной социальной работы, формирующихся на концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектное™, является интегративность. В частности, все чаще происходит сближение сфер профессиональной и непрофессиональной социальной работы, что способствует появлению новых технологий социальной работы, которые предполагают органичное сочетание профессионально-институализированной социальной работы с различными формами волонтерства.

Итак, к концу XX века закончился очень важный этап процесса формирования системы социальной работы в России. В настоящее время можно назвать задачи в области социальной работы, во-первых, которые в той или иной степени решены; во-вторых, где достаточно четко осознаются проблемы, которые требуют исследования в самое ближайшее время. В-третьих, те, которые, как показывает анализ отечественной и зарубежной литературы, результатов комплексных социальных исследований проблемного поля социальной работы, относятся к нерешенным задачам, постановка которых существует еще только на уровне интуиции исследователя (отдельные практики их даже относят к сфере «научной фантазии»).

3. Современная социология полипарадигмальна, это означает возможность и необходимость использования разных подходов к осознанию изучаемых ею явлений и процессов.

7. Социальная ситуация-совокупность соц. факторов, влияющих на поведение, чувства и представления индивида или группы в системе взаимодействия в определенный период времени.

3 стр., 1172 слов

детская жестокость, как социальная проблема

... технологии профилактики детской жестокости; – привести опыт работы социальных, психологических и медико- социальных служб в решении проблемы детской жестокости. Детскую жестокость исследовали разные ученые ... возможностей также следует рассматривать как акты насилия. Цель работы: рассмотреть детскую жестокость как социальную проблему. Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных ...

9. В широком смысле под социальными проблемами понимают все социальные явления, связанные с поведением людей в обществе, как в рамках нормы, так и за ее пределами. Обычно появление проблем связано с функционированием социальных систем и первоначально не вызывает у людей беспокойства и дискомфорта. В более узком смысле о проблеме говорят, обнаруживая разрушение стабильных социальных связей, когда ее развитие приводит к напряженности и конфликтам. В этом случае для выявления социальных проблем объективное состояние дел сопоставляют с нормой. Следовательно, при любом подходе проблемы являются частью социальных процессов, их содержание носит социальный характер, а форма проявления — личностна (например, проблема роста разводов в современном глобальном обществе — и распад конкретной семьи).

Содержание и понимание социальных проблем меняется во времени и пространстве и проявляется по-разному для общества, группы и личности. Однако источник социальных проблем остается неизменным, он коренится в социокультурной подсистеме общества. Это социальное неравенство, которое выражается в разнообразии потребностей и ценностей людей и форм их достижения.

10. Соц. проблемы – проявление разрыва соц отношений или разрушения соц норм функционирования в следствии обострения существующих противоречий, кот.изменяют человеч. ценности, нормы поведения и ведут к соц отклонениям и реакциям; это нарушение определенной гармонии субъект-обект, субъект-субъект. Проблемы бывают объективные, то есть связанные с внешним миром; субъективные, то есть связанные с внутренним миром. Социальные проблемы это сложные познавательные задачи, решение кот.представляют существенный теоретич. и практич. Интерес. Глобальные проблемы: 1. Возникают в системе отношений «человек-природа» (экология, ресурсы), 2. Возникают в системе отношений «человек-общество» (образование, здравоохранение) 3. интерсоциальные (между общностями, этносами) Виды соц. проблем и причины их классификации 1)проблемы с точки зрения уровня организации уровня общественной жизни: — между индивидами (личностные), — между соц группами (групповые), — между классами (классовые), — между соц системами. 2)По характеру отношений:- политиче., — экономич., — национал., — трудовые, — конфессиональн,- семейные.3)По способности экономич.системы через свои институты выявлять и разрешать проблемы: — институциализирован. (судебные, законадательн.), — внеинституционные 4)По времени существов. проблемы: — долговременные, — кратковременные. 5) По способу разрешения: — мирные, — насильственные Факторы и источники проблем. 1. Информация, 2. Структур. факторы, связанные с учрежд. Формальн. или неформальн. Отношениями, 3. Ценностные, 4. Поведенческ, 5. Факторы отношений Причина социальных проблем 1. Неадекватность претензий сторон к возможности их удовлетворения, 2. несовпадение индивидуальных и общественных ценностей. 3. Ненависть расовая, религиозная, зависть. Проблемы бывают реально разрешимые, потенциально разрешимые, неразрешимые. При решении любой жизнен. проблемы необходимо учитывать критерии ее разрешимости:1. Информац. путь, то ест наличие необходимой инф.; 2. Детерминацион. — формулировка причин, блокирующих решения проблемы, 3. Ресурсный, 4. Инструментал, 5. Мотивационный,6. Экономич.

12 стр., 5723 слов

Социально-педагогические ресурсы социальных отношений

... условия повышения эффективности реализации ресурсов социальных отношений. Методы исследования: 1. теоретические методы, анализ социально-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ документации, моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация социально ...

11. Социальными процессами мы называем серию явле­ний взаимодействия людей друг с другом, или серию яв­лений, происходящих в организации и структуре групп, изменяющих отношения между людьми или отношения между составными элементами общности. Подобно тому как кажущееся неисчислимым богатство действий людей по отношению друг к другу можно свести к нескольким десяткам основных образцов, постоянно повторяющихся вновь и вновь с небольшими индивидуальными отклоне­ниями, так и совокупность процессов, происходящих в общностях и в общественных отношениях, можно свести к нескольким десяткам основных процессов. Серия соци­альных явлений может быть понята как процесс, если она сохраняет идентичность во времени, позволяющую вы­делить ее из других серий, если предшествующие явле­ния обусловливают хотя бы частично следующие за ними явления и если они вызывают определенное однородное положение вещей. Например, социализация, о которой мы говорили, рассматривая развитие социальной личности,— это социальный процесс. Ибо она представляет собой длинную серию взаимодействий между ребенком, его вос­питателями и общественной средой; серия эта сохраняет свою идентичность благодаря идентичности формируемое личности; реакции ребенка на последующие воздействия в определенной степени обусловлены ранее возникшими явлениями, и в результате возникает определенное со­стояние его личности, какие-то ее более или менее устой­чивые черты. Воспитание — также социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений, взаимодействий, более или менее последовательно нацеленных на форми­рование воспитуемого в желаемом направлении. Развитие любой целевой группы — социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений дифференциации состава ее членов, дифференциации институтов, введения новых методов действия и т. д., причем это развитие, то есть составляющие его явления, характеризуются идентич­ностью, непрерывностью, связаны структурно-функцио­нальными зависимостями.

Итак, социальные процессы с необходимостью явля­ются сериями изменений. Их можно классифицировать различными способами. Соответственно системе, в которой они происходят, их можно разделить следующим об­разом: 1) внутриличностные процессы, происходящие в личности человека, например процесс самообразования ;

2) процессы, происходящие в отношении или в отноше­ниях между двумя индивидами; 3) процессы, происходя­щие в отношениях между индивидом и группой; 4) про­цессы, изменяющие организацию и внутреннюю структу­ру общности; 5) процессы, изменяющие отношения меж­ду двумя группами (общностями); 6) процессы, изменя­ющие структуру и организацию глобального общества. Это очень формальная классификация, ничего не говорящая ни о внутренней природе процесса, ни о характере выз­ванных им изменений. Поэтому делались попытки построить классификацию, взяв за основу не масштабы си­стемы, в которой процесс происходит, а само содержание вызываемых изменений.

9 стр., 4018 слов

Специфика процесса обучения

... данный процесс. Процесс обучения тесно связан с процессом воспитания. Общность и специфика процессов обучения и воспитания представлены в таблице 1. Таблица 1 Общность и специфика процессов обучения и воспитания Общность Специфика Оба процесса ...

Леопольд фон Визе предпринял смелую попытку дать полную классификацию всех процессов, возможных в от­ношениях между людьми . Определяя сущность общества как многообразие отношений между людьми, он пришел к выводу, что все процессы, изменяющие общество, сво­дятся к двум большим категориям: процессы взаимного сближения людей, или процессы, объединяющие людей, и процессы отдаления, или процессы, разделяющие людей. Первые он назвал ассоциативными процессами и выделил среди них четыре основных: сближение, приспособление, уравнивание, объединение. Процессы разъединения высту­пают в трех основных видах: соперничество, оппозиция, конфликт. Каждый из этих видов делится на ряд подпроцессов, например, в одном лишь сближении Визе вы­делил восемнадцать подпроцессов. Схема процессов, веду­щих от изоляции к сближению, выглядит следующим образом: на начальной стадии мы имеем дело с изолированием, отчуждением, обособлением, враждебностью. Пере­ходной стадией является контакт. Начальной стадией объединения является взаимная терпимость, компромисс, путь от которого может вести к сближению.

Эта попытка классификации процессов в соответствии с их содержанием явно не удалась. Без особого труда Г. Зиммель доказал, что именно борьба больше всего «сближает» противников, что для ведения борьбы знание противника более необходимо, чем знание друга для ук­репления дружбы. Ведь государства выделяют гораздо больше денег на изучение противников, чем друзей.

Попробуем провести другую классификацию и на ее основе дать обзор важнейших социальных процессов. Вначале введем следующие определения.

Если в какой-либо системе возникают новые состав­ные элементы или исчезают ранее существовавшие эле­менты, либо если возникают новые отношения между со­ставными элементами системы или исчезают ранее суще­ствовавшие отношения, то мы говорим, что эта система подвергается изменению.

Если изменения, происходящие в какой-либо системе, приводят к дифференциации и обогащению ее составных элементов и существующих между ними отношений, то мы говорим, что эта системаразвивается.

Если изменения, происходящие в какой-либо системе, приводят к исчезновению и обеднению ее составных эле­ментов или существующих между ними отношений, то мы говорим, что система подвергается регрессу.

Парадигма — Стр 2

Если развитие, происходящее в какой-либо системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то мы говорим, что это развитие является прогрессом.

Социальные процессы — это единые серии изменений в социальных системах, то есть в отношениях, институ­тах, группах и других видах социальных систем. О про­цессах развития мы будем говорить особо в следующей главе.

Делая попытку классифицировать другие процессы, мы снова будем исходить из утверждения, что основной источник общественной жизни — это необходимость удов­летворения потребностей. Стремясь получить средства удовлетворения потребностей, люди сталкиваются с ана­логичными стремлениями других людей. Это столкнове­ние аналогичных стремлений в определенной историче­ской ситуации, в рамках определенных групп и систем отношений может вызвать различные серии явлений, раз­личные процессы.

Стремления могут быть приспособлены друг к другу, причем это приспособление может принимать различные виды. Может возникнуть серия явлений сотрудничества для совместного добывания необходимых благ или ценно­стей. Может возникнуть процесс соперничества, конку­ренции, основанный на том, чтобы упредить аналогичные стремления других индивидов и групп и прежде них прийти к цели. Если в ходе соперничества проявится стремление ликвидировать конкурента или какую-либо его систему предметов или ценностей, то соперничество превращается в конфликт, который также имеет разные виды при разной степени интенсивности. Это процессы, возникающие в ходе взаимодействий между людьми. Да­лее выделим процессы, изменяющие место индивидов или групп как в пространстве, так и в социальных структу­рах. Мы называем их процессами мобильности. Выделим также процессы, изменяющие социальную организацию общности, и разделим их на процессы реорганизации идезорганизации. Наконец, существуют также процессы изменений, происходящие в системах культуры, накла­дывающие глубокий отпечаток на отношения между людьми, на организацию и структуру общности, например процессы, изменяющие системы идеологии, религии, нау­ки, техники.

Процессы приспособления проявляются всегда там, где индивид или группа оказываются в новой среде, в кото­рой их до сих пор признаваемые и используемые образ­цы действий и взаимодействий, критерии оценок и моде­ли не приводят к удовлетворению потребностей и не да­ют возможности поддерживать себя и участвовать в обще­ственной жизни. О приспособлении мы говорим, следова­тельно, тогда, когда группа эмигрантов оказывается в чу­жой стране с другой культурой и социальной организаци­ей; когда изменяются условия экономического и политического устройства; когда выпускник приходит из школы на производство; когда крестьянин переходит из сель­ского хозяйства на работу в промышленность и т. д. Про­цесс приспособления содержит несколько элементов: по­знавательный — узнавание новой ситуации, обучение но­вым образцам и способам поведения, психологическая переориентация, то есть использование соответствующих определений и ситуаций согласно принятым в данной среде критериям оценок и образцам поведения. Эти эле­менты должны выступать в любом процессе приспособле­ния, но в дальнейшем он может принимать различные виды . Выделим разные степени приспособления. Оно мо­жет ограничиться психологической переориентацией: при­способляющийся индивид знает, как он должен действо­вать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает ее (среды) систему ценностей, придерживаясь своей преж­ней. Приспособление может пойти немного далее и оста­новиться на этапе терпимости. Как среда, так и новый в ней индивид проявляют взаимную терпимость к систе­мам ценностей и к образцам поведения друг друга, при­знавая их равноценность. Наиболее часто встречающим­ся этапом приспособления является аккомодация, возни­кающая на основе терпимости, связанная с взаимными уступками, базирующаяся на признании и принятии ос­новных систем ценностей новой ситуации при одновре­менном признании некоторых систем нового индивида его новой средой. Аккомодация выступает также как метод разрешения конфликтов. Наконец, выделим полное при­способление, или ассимиляцию, основанную на полном отказе от прежних образцов и ценностей и на полном принятии новых. Мы говорим, что эмигранты ассимили­ровались, когда они полностью восприняли язык обычаи, образ жизни, устройство жилищ, одежду и т. п. новой страны. Приспособление иногда называется также адап­тацией, хотя порой мы встречаемся с точкой зрения, что этот термин следует сохранить для обозначения явлений биологического приспособления .

Невозможность приспособления к новым условиям влечет за собой много отрицательных явлений. Длитель­ная неприспособленность приводит к дезорганизации лич­ности, а группы или общности, которые не могут при­способиться к новым условиям среды или к переменам в глобальном обществе, к изменениям в культуре, технике и т. д., подвергаются дезорганизации. Поэтому изучение процессов приспособления к разного рода среде и изменениям, условий приспособления, факторов, определяю­щих его ход, степени, времени приспособления в различ­ных типах ситуаций представляет собой важный раздел исследований в отдельных дисциплинах конкретной социологии. Параллельно ведутся также исследования явлений неприспособления и его социальных послед­ствий.

Сотрудничество составляет другой важный комплекс жизненных процессов общности. Оно — явление, сопутст­вующее разделению труда. Оно основывается на согласо­ванной деятельности и выполнении частичных задач в достижении общей цели независимо от того, какова эта цель, идет ли речь о достижении целей политических, экономических, товарищеских или о спасении души. Не углубляясь в конкретные процессы сотрудничества, ис­следованием которых занимаются отдельные разделы кон­кретной социологии, укажем общие условия и факторы, определяющие его ход. Сотрудничество между двумя партнерами (индивидами или группами) предполагает на­личие общих или сходных интересов, осознание возмож­ности разделить реализацию частичных задач для их разрешения, обнаружение аналогичных стремлений у другой стороны, наличие каналов и средств взаимопони­мания, достаточное понимание и достаточное знание друг друга для уверенности в лояльности возможного сотруд­ника, установление средств и правил, страхующих обе стороны. Подчеркнем важность наличия каналов и средств взаимопонимания и знания партнера. Смысл со­трудничества — обоюдная польза, причем она, очевидно, не предполагает равной пользы. Сотрудничество возмож­но на основе взаимного приспособления, а следовательно, всегда на основе отказа от некоторых собственных цен­ностей; это ограничение собственной самостоятельности и определенное ограничение свободы решений, ибо реше­ния, по крайней мере в некоторых вопросах, должны быть согласованы с решениями партнера. Поэтому со­трудничество как система отношений и взаимодействий — это всегда система неустойчивая и изменчивая.

Соперничество возникает на почве противоположности интересов или на почве стремления к удовлетворению одинаковых интересов при помощи средств, которыми другие группы или индивиды желают удовлетворить соб­ственные интересы. Соперничество можно определить как противоположные стремления к получению предметов или достижению целей, существующих в недостаточном количестве. Роль соперничества в добывании средств существования особенно подчеркивал Мальтус, утверж­дая, что производство средств существования не поспе­вает за ростом населения . От Мальтуса это понятие пе­решло в биологию в виде теории борьбы за существова­ние . Но соперничество не обязательно должно прини­мать форму экономической конкуренции и приводить к конфликту. Может также существовать соперничество между учащимися за получение самого хорошего аттеста­та. Такое соперничество не связано с враждебным воздей­ствием на конкурента. Оно может быть неосознанным, то есть конкуренты, соперничающие за должность, за более высокое положение, могут не знать друг о друге. Подоб­ные процессы неосознанного соперничества могут воз­никать во всех областях общественной жизни.

Конфликт — это социальный процесс, в котором инди­вид или группа стремится к достижению собственных целей (удовлетворению потребностей, реализации интере­сов) путем устранения, уничтожения или подчинения се­бе другого индивида или группы, стремящихся к сход­ным или идентичным целям. Конфликт может также воз­никать между группами, когда группы стремятся к раз­ным целям, но для их реализации хотят воспользоваться одними и теми же средствами. В конфликте всегда есть осознание противника, четко определена ситуация, в ко­торой противник оценивается через противоречие, суще­ствующее между стремлениями и целями той и другой стороны. Конфликты рождаются на основе антагонизма, из противоположного определения систем ценностей друг друга плюс негативного предубеждения, возникающего из чувства опасности. Схематично: если А определяет Б таким образом, что Б угрожает ценностям, которыми обладает А, то у него возникает негативное предубеждение против Б; если, кроме того, А определяет стремление Б как стремление навязать ему ценности Б, тогда рождает­ся антагонизм. Антагонизм по отношению к чужим, на­пример, обычно возникает на почве иррациональных не­гативных предубеждений и трактовки существования чу­жих как угрозы себе. Таким образом, антагонизм — это комплекс негативных установок и оценок, могущих при­вести к действиям, направленным на устранение или под­чинение противника. Антагонизм может возникнуть на основе объективной противоположности интересов, но перерождается в конфликт лишь после осознания этой противоположности одним из партнеров.

Конфликт может выступать в разных формах. Борь­ба — это форма конфликта, в которой противники стре­мятся показать свое превосходство, принудив противника признать это превосходство. Борьбой являются спортив­ные соревнования, шахматная партия, но она может при­обретать и другие формы — борьбы политической, эконо­мической. Цель борьбы — принудить противника к капи­туляции путем признания превосходства и принятия ус­ловий, которые из этого признания в данной конкретной области вытекают. Война же — это вооруженная борьба за реализацию политических целей. Поэтому если борь­ба — явление повсеместное во всех обществах и во все исторические периоды, то война появляется лишь с воз­никновением политически организованных государств, и можно представить себе историческую ситуацию, когда войны будут устранены как метод разрешения политиче­ских конфликтов .

Конфликты могут возникать повсюду, где имеются противоположные интересы, цели, противоположные оп­ределения систем ценностей, взаимоисключающие образ­цы деятельности и критерии оценок. Известны конфлик­ты классовые, экономические, политические, религиозные, моральные и т. д.

В рамках любой группы процессы приспособления, сотрудничества, соперничества и конфликта происходят постоянно, сохраняя определенное равновесие. Если б рамках существующей организации и системы контроля данной общности эти процессы поддерживаются в таком равновесии, что социальный порядок (как мы его опреде­лили в VI главе), обеспечивающий удовлетворение по­требностей членов и развитие группы, не находится под угрозой, то мы говорим, что эти процессы протекают со­циально организованным образом. Но если допустимый предел неустойчивости этого равновесия превзойден, так что удовлетворению потребностей членов угрожает опас­ность, а система контроля перестает действовать эффек­тивно, то возникает состояние социальной дезорганизации.

Дезорганизация — это совокупность социальных про­цессов, приводящих к тому, что в рамках определенной общности действия, отклоняющиеся от нормы и оценивае­мые негативно, превышают допустимый оптимум, угро­жая установленному течению процессов коллективной жизни. Она заключается в дезинтеграции институтов, не выполняющих задач, для которых они созданы, ослабле­нии механизмов формального и неформального контроля, неустойчивости критериев оценок, появлении образцов по­ведения, противоречащих образцам, признанным допусти­мыми. Состояние дезорганизации характеризуется ин­тенсификацией следующих явлений: 1) распространение алкоголизма и наркомании в размерах, угрожающих функционированию общности. Алкоголизм и наркома­ния — это повсеместно существующие явления, но в пе­риоды дезорганизации обнаруживаются их новые формы. Мы различаем алкоголизм церемониальный (выпивка по поводу различного рода торжеств), алкоголизм как раз­влечение, употребление алкоголя для подчеркивания сво­ей значимости или обеспеченности (среди молодых лю­дей, подчеркивающих таким образом, что они уже взрос­лые) и пьянство как бегство от действительности, обус­ловленное чувством бессилия и безнадежности. Периоды дезорганизации знаменуются усилением этого escape drinking . Подобным же образом обстоит дело и с нарко­манией; 2) распространение сексуального поведения, при­знанного нежелательным: проституции, супружеских из­мен. увеличение числа изнасилований, растления малолетних, гомосексуализма и других отношений, признан­ных аномальными, и т. д.; 3) повышение уровня преступ­ности всех видов: гражданских преступлений, грабежей, взломов, убийств, появление организованных банд пре­ступников, коррупция, ‘взяточничество, продажность чи­новников, халатное исполнение служебных обязанностей, нарушение закона и т. д.; эти явления усиливают чувство опасности, дезорганизуют отношения между людьми, ослабляют социальную связь; 4) возрастание числа нерв­ных потрясений, психических заболеваний, дезорганиза­ция поведения и дезинтеграция личности.

Процессы социальной дезорганизации могут быть вызваны различными комплексами причин: 1) стихий­ными бедствиями например наводнениями, пожарами, землетрясениями, которые резко нарушают течение со­циальной жизни и делают невозможным функционирова­ние институтов; 2) дезорганизация может быть следстви­ем длительной войны, продолжительных политических кризисов, затянувшейся революции, радикального изме­нения системы власти; 3) радикальные изменения в од­ной области культуры, например технике и науке, вызы­вающие нарушение равновесия и согласованности с дру­гими областями и снижение эффективности действий ин­ститутов и форм социального контроля. Например, мас­совое распространение автомобилей в Соединенных Шта­тах вызвало много явлений дезорганизации; 4) массовые миграции и перемещения больших масс населения в но­вые условия, вызывающие длительные периоды неприспо­собленности и дезорганизации; 5) наконец, следует на­звать личные факторы: болезни, умственную неразви­тость, болезненные отклонения, психоневрозы, проявляю­щиеся в количествах, приводящих к перебоям в нормаль­ном функционировании институтов, в особенности когда люди психически неуравновешенные или психически больные имеют возможность принимать участие в обще­ственной деятельности и в решении вопросов коллектив­ной жизни

10