1. Образование как исторический феномен

Образование как общественное явление, педагогическая система и целостный педагогический процесс. Образовательная система современной России, типология и многообразие образовательных учреждений.

Образование – один из самых многозначных терминов. Он означает: ценность, социальное явление, систему, процесс, цель, средство, деятельность, путь и результат.

Первым типом образования в древних обществах было мифологическое образование, основанное на сказках, былинах, мифах, традициях, песнях и пр.,- именно через них шло естественное освоение окружающего мира и его ценностей.

Исторически вторым типом образования было схоластическое образование, основанное на работе с текстами (чаще- религиозного содержания, и на латинском языке), их переписывании, заучивании и пр. Тренировалась память, шло овладение грамотой, риторикой и пр. при безусловном принятии «на веру» всего, что было написано в церковных текстах. Так получали знания о земле и небе, окружающем мире, о смысле человеческого существования и пр.

Третий исторический тип образования – просветительское образование,- возник в период рождения регулярного светского образования; когда встала задача дать как можно больше разнообразных знаний, необходимых для жизни и развития ремёсел; когда выделились теории и сторонники формального и материального образования; наметились и определились ведущие парадигмы образования.

Четвёртым типом можно назвать современное образование, которое сложилось к началу 20века, и продолжая развиваться, представляет собой разнообразие образовательных парадигм, типов и видов образования.

Сравним теории формального и материального образования, сложившиеся в период просветительского образования :

Сравнительная характеристика теорий формального и материального образования:

п/п

Линии

сравнения

Теория формального

образования

Теория материального

образования

1.

Сторонники

теории

Д.Локк, И.Песталоцци,

Э.Кант, Гербарт

Г.Спенсер,

Д.Дьюи

2.

Философская

основа

Рационализм

Эмпиризм

3.

Источник

знаний

Разум

Опыт

4.

Основная

Цель

Образования

Развитие умственных спо

собностей и познават-х

интересов уч-ся, их внимания, памяти, мышления, логики

Передача уч-ся как можно большего объёма знаний из различных областей наук, пригодных для жизни. Энциклопедизм знаний.

5.

Ведущие Учебные

предметы

Греческий и латинский языки, математика, риторика, логика

Естественно-научные дисциплины и предметы прикладного характера.

6.

Положительные

стороны

Формирование умения мыслить, развитие интеллектуальной сферы личности

Высокая оценка содержания образования с точки зрения его прикладного значения.

7.

Недостатки

Одностороннее использование знаний в подборе учебного материала; недооценка их ценностного и практического значения.

Перегруженность уч-ся информацией, слабая связь между курсами, линейный принцип составления учебных программ

8.

Тип учебных

заведений

Классические

гимназии

Реальные училища и

лицеи

В период просветительского образования наметились и определились и основные парадигмы образования.

Парадигма (пример, образец) – понимается как направление, или концептуальная модель образования; а также как ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и концепций . Парадигмы различаются пониманием целей образования, от чего зависит выбор педагогических средств, характер взаимодействия педагога и воспитанника, и многое другое.

Разберём ведущие парадигмы образования.

Эзотерическая парадигма (эзотерич.- тайный, скрытый, предназначенный только для посвящённых) – это самая древняя образовательная парадигма.

Её суть состоит в отношении к Истине как вечной, неизменной, которую нельзя понять, а можно только приобщиться в состоянии озарения.

Высший смысл педагогической деятельности состоит в освобождении и развитии природных сил ученика для общения с Космосом, для выхода в сверхсознание; — и учитель превращается в Учителя, -гуру,- ведущего ученика к некоей Истине. И тогда педагогический процесс – это путь приобщения к Истине.

Но, так как Истина неизменна, непознаваема, и её не надо доказывать, то к ней можно лишь «прорваться» через откровение в состоянии просветления, инсайта (озарения) и т.д. Процесс такого учения-приобщения- долгий, и предполагает полное добровольное подчинение Учителю-Наставнику.

На этом подходе была основана школа Пифагора. Эзотерическими техниками владели Тибетские ламы; православные старцы.

Некоторые из их приёмов известны сегодня по упражнениям аутотренинга, нейролингвистическому программированию, дыхательным методикам, и пр.

Знаниевая (традиционалистско-консервативная) парадигма. (Здесь понятие «консервативность» понимается в позитивном смысле: как сохранение культуры с помощью образования).

В основе- 3 постулата: 1)-В основе образования должны лежать базовые знания, соответствующие им умения, способы обучения и навыки. Поэтому учащиеся должны владеть чтением, письмом, математической грамотностью. 2)- Система образования должна носить академический характер: содержание образования должны составлять только важные, проверенные знания. 3)- Образование должно быть гуманистическим, т.е. большую роль должны играть этические общечеловеческие ценности

Школа должна создавать благоприятную среду для обучения: а)иметь компетентных учителей; б)иметь материально-техническую базу.

Школа должна противостоять отрицательному влиянию СМИ.

Стремиться к высокому уровню образования. Сохранять и передавать культурное наследие, идеалы, ценности. Создавать и сохранять интеллектуальный потенциал нации. Формировать человека с заданными качествами, нужными обществу.

Такой во многом была советская школа.

Технократическая парадигма. (крайний вариант знаниевой парадигмы).

В основе лежит представление об истине, доказанной научно обоснованным знанием, проверенным опытом.

Девизы: «Знание- сила» и «Практика- критерий истины».

Представление о должном знании, поведении – формируется на государственном уровне. Взаимодействие «учитель-ученик» строится информативно от учителя к ученику. Уроки-монологи. Всегда ищется алгоритм более оптимальной передачи нормативных знаний (даже если иногда и применяются творческие приёмы).

Здесь царит любовь к науке и знаниям, а вот любовь к ребёнку заменяется уважением и требовательностью. Свобода реализуется лишь в рамках стандартов и нормативов.

Оценки любых достижений УВП даются в системе «да- нет», «знает- не знает», «воспитан- не воспитан», «владеет- не владеет», «лучше- хуже», «сильнее- слабее». Здесь всегда есть некий эталон, норматив, по которому сверяется уровень подготовки, образованности, воспитанности.

Несмотря на недостатки, технократическая парадигма обеспечивает высокий уровень знаний учащихся.

Бихевиористская парадигма.(=поведение) – поведенческая, рационалистическая парадигма.

В основе – психологическая теория бихевиоризма, рассматривающая поведение человека как реакцию на внешнее воздействие по принципу «стимул – реакция».

Школа- есть механизм адаптации к среде, есть основной путь усвоения знаний с целью формирования поведения детей. Цель школы – сформировать у учащихся адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам и требованиям. Образовательная программа полностью переводится на язык конкретных поведенческих терминов. Основные методы – научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуализация обучения, диагностика, корректировка. Поведение понимается широко – как все виды реакции на внешние стимулы: мысли, чувства, действия.

В рамках подхода родилась концепция полного усвоения знаний Б.Ьлума. Главный её смысл – интенсивное развитие способностей средних и слабых учеников с использованием тренингов, индивидуализации, диагностики, корректировки и пр(Кукушин,с42-44)

Гуманистическая (феноменологическая) парадигма. (гуманизм= человеколюбие; человек – феномен природы, образования, культуры).

Образовательные цели ставятся «от человека». Поэтому в качестве целей образования выступает наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учёта его интересов и способностей. Считается, что источник развития находится в самом развивающемся человеке, т.е. он- самодостаточен. Нужно создавать условия для самопознания, самоактуализации, самореализации, самоутверждения и т.д Высший уровень развития – саморазвитие, к чему и должно стремиться образование. Итог – «очеловечивание» взаимоотношений учителя и учащихся, взаимоуважение, сотрудничество.

Гуманитарная парадигма.

Считается, что человек – целостен, но и окружающий его мир – тоже целостен. Поэтому цели образования должны ставиться

и «от человека», и «от общества».

Другими словами, в центре гуманитарной парадигмы находится человек во всей его целостности, во всём многообразии его связей и отношений с окружающим миром, с обществом.

Диалогичность и полилогичность образования, субъект- субъектные отношения на основе смыслов и ценностей культуры, человеческих отношений, толерантности и сотрудничества, импровизации и творчества.

Девиз парадигмы: «Познание – сила!», т.е. главное – нахождение собственного пути познания окружающего мира.

Культурологический подход к отбору содержания образования, интеграция учебных дисциплин для создания целостного образа окружающего мира.

Понятно, что эти парадигмы только наметились в период просветительского периода образования. Своё название и дальнейшее развитие они получили гораздо позже, ближе к нашему времени.

Четвёртым типом, как было сказано выше, можно назвать современное образование, которое сложилось к началу 20века, и продолжая развиваться, представляет собой разнообразие образовательных парадигм, типов и видов образования.

2. Современные трактовки образования

Сегодня, говоря о многообразии типов и видов образования, отметим, что их единой классификации не существует. Разные исследователи классифицируют типы и виды образования

по различным основаниям:

1) По типу и качеству освоения научных знаний выделяют:

*биологическое, *математическое, *физическое, *экономическое и др.

2) По виду доминирующего содержания образования выделяют:

*теоретическое, *прикладное, *естественно-научное, *гуманитарное…

3) По виду и мастерству освоения человеческой деятельности:

*музыкальное, *художественное, *техническое, *педагогическое и пр.

4) По типу освоения культурных ценностей выделяют:

*классическое, *художественно-эстетическое, *религиозное и пр.

5) По масштабу освоения культурных ценностей выделяют:

*национальное, *отечественное, *европейское, *международное, *глобальное образование.

6) По типу образовательной системы выделяют:

*университетское, *академическое, *гимназическое, *лицейское, *школьное (общеобразовательное).

7) По сословному признаку:

*элитное, *массовое…

8) По уровню образования выделяют:

*начальное, *неполное среднее, *среднее, *среднее специальное,

*высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет).

9) По типу преобладания направленности содержания образования:

*формальное и материальное; *научное и элементарное; *гуманитарное и естественно-научное; *нач.профессиональное и высшее профессион-е.

«Педагогический словарь» Каджаспировых Г.М.и А.Ю.(2005г) даёт следующие определения категории ОБРАЗОВАНИЯ :

1. Образование есть процесс и результат усвоения определённой системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности в интересах общества и государства. …

2. Образование есть специально организованная в обществе система образовательных учреждений, в которых осуществляется процесс воспитания и обучения человека. …

3. Образование – есть процесс изменения, развития, совершенствования у человека системы знаний и отношений в течение всей его жизни. …

4. Образование есть многообразная личностно-ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека. …

5. Образование есть становление, развитие самой личности как таковой….

Этот же словарь выделяет следующие виды образования:

— глобальное (Я-человек планеты…)

— дополнительное (кружки, секции, курсы, УДО)

— интегрированное (на интегрированных курсах)

— информальное непрерывное (из разных источников, опыта и пр.)

— классическое (формальное) :языки, математика, -мышление

— материальное (реальное) – практикоориентированное

— непрерывное – в течение всей жизни, в т.ч.- самообразование

— политехническое (с основами современного производства)

— художественное (область искусства)

Все эти определения не противоречат, а дополняют друг друга.

Если суммировать всё многообразие определений категории «Образование», и выделить те его характеристики, которыми мы будем оперировать в процессе нашего обучения, то выделим следующее:

Образование. –Это процесс и результат овладения человеком системой научных знаний в той или иной области; системой познавательных умений и навыков, — и сформированность на этой основе

мировоззрения, а также качеств личности, необходимых для проявления творчества в той или иной области.

Это целенаправленный процесс создания внешних и внутренних условий для развития ребёнка и взрослого в их взаимодействии в целях научного познания окружающего мира.

Образование – есть результат обучения, самообразования и самовоспитания.

Человек не может просто получить образование (не всякого, окончившего школу или ВУЗ, можно назвать образованным),

НО: можно и должно становиться образованным.

Критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и образованность.

Образованный человек – это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.

И именно образование всегда и во все времена помогало человеку решать *естественно-культурные, *социально-культурные и *социально-психологические задачи его собственного развития и социализации, выполняя при этом свои специфические функции:

Задачи, решаемые

Человеком в процессе

социализации

Функции образования

Естественно –

культурные задачи

развития

Создание условий для достижения ребёнком определённого уровня физического и сексуального развития, выстраивания собственного стиля жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными особенностями

Социально-

культурные задачи

развития

Помощь ребёнку в удовлетворении познавательных, морально-нравственных, ценностно-смысловых , профессиональных потребностей и интересов, определяемых не только им самим, но и обществом.

Социально-

психологические задачи развития

Создание условий для становления самосознания личности, её самоопределения в жизни, самореализации и самоутверждения.

Закон РФ «Об образовании» гласит: «Образование есть процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства».

3. Образование как социальное явление и как целостная система

Сущность образования как социального ( общественного) явления может быть понята исходя из того, что любое общество может существовать лишь при условии, что его члены, -граждане- следуют принятым в обществе ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природным, социальными и культурными условиями.

Усвоение и присвоение этих ценностей и норм новыми поколениями, их трансляция от одного поколения к другому осуществляется благодаря образованию.

Таким образом, образование можно рассматривать как особое средство и способ социализации и культурной идентификации человека в обществе, то есть отождествления себя с определённым социокультурным образцом, идеалом.

Говоря об образовании как о социальном явлении, необходимо отметить, что именно социальные факторы оказывают существенное влияние на характер и содержание образования.

Назовём эти факторы:

1) Насущные требования общественного производства, развития экономики и научно-технического прогресса.

2) Социальная структура общества, запросы и интересы господствующих в обществе классов и социальных групп, их политика в области образования

3) Духовные ценности и духовно-нравственная жизнь общества.

4) Уровень развития самого школьного дела и педагогической науки

5) Интересы и потребности самого растущего человека как активного члена общества.

6) Образовательные традиции общества.

Связь вышеназванных социальных факторов и содержания образования взаимообразно.

Образование как общественное явление можно также рассматривать как общественную образовательную (учебно-воспитательную; педагогическую) систему.

Образовательная (педагогическая) система- совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических элементов, то есть – элементов, подчинённых целям воспитания и обучения, и характеризующих сущность педагогической действительности.

Педагогические системы создаются тогда, когда возникает потребность в подготовке определённой категории людей.

На макроуровне – это государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы и пр.

На мезоуровне –деятельность конкретных образовательных учреждений, детских общественных организаций и пр.

На микроуровне –уровень учебного предмета, конкретного педагога, коллектива, понимаемые как система.

Элементы (компоненты) педсистемы:

цели обучения и воспитания,

-информация (содержание образования, опыт воспитания , традиции),

-способы и средства достижения целей (в том числе- методы и формы),

учащиеся (ради которых создаётся система),

педагоги (которые владеют содержанием, средствами, методами и формами, необходимыми для достижения целей в данной системе, и создают данную систему).

Эти элементы – необходимы и достаточны для создания педагогической образовательной системы.

Педагогическая система (элементы структуры):

Цели образования

( воспитания и обучения)

Информация Способы и средства

(содержание, методы и формы

опыт, традиции)

Учащиеся Педагоги

В качестве педагогических образовательных систем можно рассматривать :детский сад, школу, учреждения дополнительного образования, детские организации, ВУЗы, учебные курсы, а также – урок, учебную дисциплину и пр.

Между различными педагогическими системами существуют различные связи, преемственность, иерархия. Но в совокупности все они представляют систему народного образования.

4. Цель как системообразующий компонент образовательной системы

Методологически цель определяют как идеал, некий образ, который имеется в голове руководителя образовательной системы в начале её моделирования.

Цель – есть не любой образ будущего, но непременно – образ

желаемого и реального будущего, достижению которого должны быть подчинены все элементы системы.

Таким образом, исходя из того, что ЦЕЛЬ есть :

— планируемый результат деятельности, и-

-желаемый результат деятельности ,

ЦЕЛЬ есть основной системообразующий элемент . Именно целью определяется отбор содержания, средств, форм и методов обучения и воспитания в конкретной образовательной системе.

Источники целеполагания: Человек, Общество, Государство.

Человек как цель образовательной системы.

Целью образования должен стать человек во всех его многообразных социально-личностных и индивидуально-биологических характеристиках и проявлениях. Выдвигая этот ориентир на первое место, исследователи предлагают отказаться от подчинённости человека потребностям общества . Важнее – развивать внутренние возможности растущего человека, удовлетворять его познавательные, ценностно-смысловые и духовно-нравственные потребности и интересы, не забывая при этом о соблюдении его прав и сохранении его здоровья.

Общество как источник целеполагания.

Общество понимается как совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, складывающихся в рамках семьи, общественных, возрастных, профессиональных, религиозных и иных групп (организаций).

Цель – не только передавать культурные ценности, но и учить «выживанию» в нестабильном обществе. Среди целей, задаваемых обществом образованию –

-освоение человеком культуры своего народа и ценностей мировой культуры;

-воспитание способности к диалогу, обмену смыслами;

-становление человека-творца, «проектировщика» собственной жизни;

-реализацию принципа демократизации, самоуправления и самодеятельности;

-переход от воздействия к взаимодействию, от руководства к сотрудничеству в образовательной среде;

Взаимодействии в рамках образовательных систем должно строится с учётом опыта и традиций разных поколений, разных общественных детских и молодёжных организаций и объединений.

Школа – модель общества. Какими мы хотим видеть отношения в обществе, по таким принципам нужно строить отношения и в школе.

Государство как источник целеполагания.

Государство – совокупность учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и пр), осуществляющих управление обществом. Чем более централизовано государство, тем больше оно влияет на цели образования. Однако в любом случае именно государство устанавливает законы, права и обязанности граждан, государственные ценности и традиции. Формирование к ним уважения и потребности исполнения – становится одним из источников целеполагания в образовании. А такие качества, как гражданственность, патриотизм, толерантность и интернационализм,- одни из центральных ориентиров образования в многонациональном государстве.

Каждая педагогическая СИСТЕМА имеет свой срок, или цикл.

И связан он с педагогическим ПРОЦЕССОМ.

5. Образование как целенаправленный процесс и специально

организуемая деятельность.

«Процессус»- лат.-«движение вперёд», «изменение», смена состояний, стадийность развития какого либо феномена.

Образовательный ( УВП-учебно-воспитательный, педагогический) процесс- понимается как направленное и организованное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования и воспитания в условиях конкретной педагогической системы.

Это система в действии (хотя сам процесс также можно представить как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель- образование человека).

Упрощенная формула представления педагогического процесса : Цель — Средства — Результат.

Сущность педагогического процесса составляет обеспечение единства воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.

Компоненты (блоки) педагогического (образовательного)процесса:

1)-диагностический (изучение исходного состояния),

2)-целевой (постановка целей и задач),

3)-содержательный, или блок средств (отбор содержания, методов, форм, необходимых для достижения целей),

4)-организационно-деятельностный (планирование и организация совместной деятельности),

5)-аналитико-результативный (анализ результатов и постановка новых задач).

В рамках конкретной педагогической системы проектируются и протекают пересекаясь, разные процессы :

обучения, воспитания, развития, управления, самоуправления,-

но все они решают общую цель данной педагогической системы.

Для наглядности нарисуем 2 схемы, показывающие логику педагогического процесса:

1) –как двустороннего,

2) – как динамично развивающегося.

Закономерности педагогического(образовательного) процесса:

(Подласый)

1. Закономерность динамики педагогического процесса.

Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педпроцесс имеет постепенный, «ступенчатый» характер. Чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

Следствие: тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе.

Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от: а)наследственности; б)воспитательной и образовательной среды; в)включения в учебно-воспитательную деятельность; г)применяемых средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия.

3. Закономерность управления педагогическим процессом.

Эффективность педагогического воздействия зависит от: а)интенсивности обратных связей между учащимися и педагогом; б)величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учащихся.

4. Закономерность стимулирования.

Продуктивность педагогического процесса зависит от: а)действия внутренних стимулом (мотивов) образования; б)интенсивности, характера и своевременности стимулов внешних (моральных, материальных и пр.).

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.

Эффективность УВП зависит от: а)интенсивности и качества чувственного восприятия материала и событий; б)логического осмысления воспринятого; в)практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.

Эффективность УВП зависит от: а)качества педагогической деятельности; б)качества собственной познавательной деятельности самих учащихся.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса.

Течение и результаты УВП обусловлены: а)потребностями личности, общества и государства; б)возможностями личности, общества и государства; в)условиями протекания УВП (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и др.).

Ряд других авторов добавляют такие закономерности как:

8. Связи обучения и воспитания.

Обучая – воспитываем, а воспитывая – обучаем. А вместе –образовываем.

9. Связи УВП и деятельности.

Вне деятельности нет развития, а значит, и образования.

10. Связи УВП и активности самой личности.

Ребёнок – субъект собственной деятельности и активности.

Внутренней движущей силой (источником) педагогического процесса является противоречие требованиями к ребёнку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем его развития.

Основными характеристиками педагогического процесса являются:

— целенаправленность;

— закономерная логика;

— стадийность;

— нелинейность,

— кризисность;

— динамичность.

Образование как специально организуемая деятельность представляет собой некую последовательность профессиональных действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания, а также на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для развития и саморазвития индивидуальности и формирования личности ребёнка.

В образовательной деятельности, как и в любой деятельности, чётко просматриваются её основные компоненты:

1) Внешние компоненты деятельности :

а) цель ПД; б) средства достижения цели; в) субъекты педдеятельности: учитель и уч-ся; г) объект пед. воздействия (уч-ся), другие объекты (уч.процесс, содержание обучения) д) результат ПД.

2)Внутренние компоненты деятельности :

а) мотивационный (что движет работой учителя: долг, вынужденность, самовыражение, передача знаний, формир-ие интереса и пр.), б) содержательный (знания, которые нужны для осуществления ПД: знание предмета, педагогики, психологии, методики), в) операционный компонент (умения и навыки, необходимые для работы.

6. Основные черты концепции гуманитарного образования

Концепция гуманитарного образования предполагает:

1. Способность к смыслотворчеству и расширению жизненного мира (гуманитарное мировосприятие):

-стремление к присвоению ценностей культуры, нравственных и духовных ценностей;

-умение видеть за обыденными явлениями человеческие отношения и интерпретировать их с ценностных позиций;

-поиски смысла собственного существования в условиях множественности смыслов;

-признание многомерности и многообразия человеческой культуры, права на отличие;

-правомерность различной смысловой интерпретации знания, множественности концепций, взглядов, мнений.

2. Диалоговость как основу взаимодействия:

-диалог как готовность искренне и глубоко проникать в мир «Другого»;

-эмпатия и доверительность отношений;

-понимание, готовность выслушать точку зрения другого;

-открытая позиция, отношение к партнёрам как к равнозначным участникам межсубъектного взаимодействия;

-сотрудничество;

-конструктивность в разрешении конфликтов;

-дискуссионное общение с целью восстановления, передачи, истолкования, сопоставления различных точек зрения;

-межкультурное общение.

3. Развитие способности человека к адаптации и интеграции:

развитие интеллекта как средства адаптации;

готовность к неожиданной мысли;

самоопределение как определение пределов для самого себя;

-идентификация как критическое соотнесение своей позиции с групповой;

-принятие и присвоение ценностей;

-гибкость в поведении, деятельности и отношениях;

-мировоззренческое отношение к знанию, в основе которого- морально-этический критерий;

-предрасположенность к разумности, терпимости к инакомыслию, тактичности, взвешенности, критичности;

-устойчивость к стрессу.

4. Установку на осознанность поведения, деятельности и отношений:

-признание прав человека;

-осмысленное применение социальных норм;

-осознание границ между признанием множественности с одной стороны, и индифферентностью, конформизмом и равнодушием – с другой;

-социальная ответственность за свои убеждения и поступки;

-подавление чувства неприятия;

-осознанность мотивации;

-способность к продуманному выбору между альтернативными мнениями.

4. Признание автономности индивида:

-осознание и принятие собственной самобытности;

-развитое самосознание, уверенность (надёжность) своих позиций;

-внешняя и внутренняя свобода, относительная независимость от внешних условий, от ситуаций;

-способность к сопротивлению, отстаиванию своей точки зрения и при этом сосуществование с другими;

-устойчивость индивидуальности человека, что позволяет ему не поступаться собственными принципами;

-саморегуляция.

5. Установка на становление субъектности и способность субъекта к саморазвитию:

-альтруизм;

-солидарность и сопричастность;

-успех;

-свободный выбор субъекта, самоутверждение;

-субъектная активность: обретение себя в профессиональной и личностной сфере;

-развитие волевых качеств: выдержки, самообладания, саморегуляции;

-развитие критического и творческого компонентов мышления, стимулирующих гуманитарное отношение как целесообразное;

-формирование гуманитарных ценностных ориентаций и интересов субъекта, противостояние технократизму и бесчеловечности.

7. Современная Российская система образования

Образовательная система современной России включает:

дошкольные образовательные учреждения (детский сад, ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.), которые создаются для воспитания детей от одного года до шести лет, развития их способностей и при необходимости – коррекции недостатков развития;

общеобразовательные учреждения (общеобразовательные школы – в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи);

профессиональные образовательные учреждения (техникумы, училища, колледжи, ВУЗы);

специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии;

учреждения дополнительного образования (учр.повышения квалификации, курсы, центры профориентации, музыкальные и художественные школы, дома детского творчества и др.);

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения всех уровней могут быть как государственными, так и частными.

Многообразие образовательных учреждений, концепций, программ и методов обучения в них делает особенно острой проблему взаимопонимания в обществе, взаимодействия людей с разным миропониманием, разными позициями и точками зрения.

Все образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов.

По организационно-правовым формам выделяют:

1) государственные;

2) негосударственные (частные, общественные, религиозные);

3) муниципальные образовательные учреждения.

В России существуют следующие типы образовательных учреждений :

1) дошкольные;

2) массовые, общедоступные школы (начального, основного и среднего образования);

3) учреждения профессионального образования (среднего и высшего звена);

4) школы-интернаты;

5) специализированные школы для детей с отклонениями в развитии и т. д.

К дошкольным образовательным учреждениям  относятся:

1) детские сады;

2) детские ясли;

3) развивающие центры и т. д.

Они занимаются укреплением, развитием и необходимой коррекцией умственных, психических, физических способностей детей в возрасте от 1 года до 6 лет.

Общеобразовательные учреждения представлены:

1) школами;

2) гимназиями;

3) лицеями.

В них учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего продолжения образования, овладевают основами культурного и здорового образа жизни и т. д.

В структуру общеобразовательной школы входят:

1) начальная;

2) средняя;

3) старшая школы.

Лицеи и гимназии отличаются от обычных школ более серьезным подходом к изучению разнообразных предметов.

Учреждения профессионального образования  подразделяются на следующие виды:

1) учреждения начального профессионального образования – подготавливают специалистов по отдельным профессиям на базе среднего общего образования;

2) учреждения среднего профессионального образования – подготавливают специалистов среднего звена на базе общего или начального профессионального образования;

3) учреждения высшего профессионального образования – готовят различных специалистов на базе среднего и среднего профессионального образования;

4) учреждения послевузовского профессионального образования – готовят специалистов научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Система специальных коррекционных учебно-воспитательных  учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья.

Лица с ограниченными возможностями здоровья – это лица, имеющие физические и психические недостатки, которые препятствуют усвоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Основные категории детей со специальными образовательными потребностями:

1) дети с нарушением слуха;

2) с нарушением зрения;

3) с нарушением речи;

4) с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

5) с умственной отсталостью;

6) с задержкой психического развития;

7) с нарушением поведения и общения (психопатоподобные формы, с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, ранний детский аутизм);

8) с комплексными нарушениями психофизического развития.

Для таких учащихся разработаны специальные условия обучения, воспитания, образовательные программы, методы обучения, индивидуальные технические средства обучения, медицинские и социальные услуги.